Казанский собор

Автор: | 17.10.2016

Воссоздание 1990-х гг. Арх. О. Журин Как уже замечено выше, восстановление рядовых храмовых построек в исторических городах производится заметно реже. В ряде исторических городов, при всей многочисленности утрат, сохранившиеся церковные постройки исторических районов по своему количеству сегодня достаточны для удовлетворения религиозных потребностей жителей. Поэтому преобладает не новое строительство, а реставрационно-восстановительные работы, направленные на возвращение должного вида искаженным памятникам прошлого. Эти работы предусматриваются городскими бюджетами, в них вкладывают средства епархии и спонсоры. При этом епархии, как правило, считают своим долгом возвращать к жизни все потенциально пригодные для этого церковные постройки, даже если число храмов превысит при этом минимально необходимое. Восстановительные работы, а отчасти — и новое строительство храмов развернулось в самых разных городах, в Твери, Орле, Самаре и других. Весьма часто при этом не ставится вопрос о стилистической перекличке прежней и новой постройки и, даже, о повторении ее прежней композиционной роли.

Иллюстрацией этому может служить единственный пример возведения нового храма в историческом районе Петербурга — на Малой Охте. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (1998-2001 гг., арх. Ю. Груздев) расположена за пределами охранной зоны исторического центра города, но визуально включена в композицию культовых зданий в нем. Она построена на месте блокадного кладбища в память о жертвах блокады. Здесь до 1960 г. стояла церковь Равноапостольной Марии Магдалины, представляющая образец «русского стиля» XIX в. (1849-1857 гг., арх. К. Маевский). В построенном теперь храме присутствуют стилизованные формы владимиро-суздальской архитектуры, не связанные ни с обликом разрушенного памятника, ни с историческим контекстом. Успенский храм решает новую градостроительную задачу — замыкает перспективу проспекта Бакунина, поскольку прежний его градостроительный ориентир, церковь князей Бориса и Глеба, был снесен в 1973 г.

В Твери в месте слияния реки Тьмаки с Волгой на территории древнего Федоровского монастыря, вблизи исторического ядра города, возведен храм во имя Благоверного князя Михаила Тверского (2002 г., арх. В. Курочкин, А. Барков- ский)1. Храм из белого камня построен в живописном месте, просматриваемом из разных частей города, — с левого берега Волги и из района Затьмачья, поскольку его окружают незастроенные пойменные земли и водные протоки. Архитектура нового храма и его размещение в ландшафте напоминают об образе церкви Покрова на Нерли. Она не копирует распространенный в Твери тип храмов (преимущественно XVII в.), но адресует к более раннему периоду истории города, так как храм построен в честь князя Михаила Александровича, «погибшего в Орде за землю русскую».

Это небольшой бесстолпный храм с высоким барабаном, завершенным шлемовидной главой. На фасадах его разработана тема закомар и лопаток, ступенчато переходящих в плоскость стены. Место аркатурно-колончатого пояса отмечено рельефом. Восточная апсида имеет неглубокое трехчастное членение. Белокаменный храм, окруженный водой, замыкает аллею мемориального комплекса, берущую начало у памятника воинам. Использование древнего храмового места соединяется с включением возникшей церкви в новый мемориал.

Сравнение этой постройки с петербургским храмом на Малой Охте дает основание говорить о том, что использование в современном храмостроении образцов древнего, в частности, владимиро-суздальского зодчества, более органично для городов со значительным объемом наследия допетровской архитектуры, особенно — провинциальных городов с их невысокой плотностью и масштабом застройки, а также более живописным городским ландшафтом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *