Объемно-пространственная структура храмов

Автор: | 17.10.2016

Наряду с трактовкой иконографических мотивов и тектонического строя храмов важным оказывается решение объемно-пространственной структуры храмов. В большинстве случаев новые церковные постройки следуют традиционным основам композиции храмов с ясной иерархией объемов и пространств, с полным соответствием структуры композиционных и сакральных доминант сооружения. Однако иногда важность такого соответствия не вполне улавливается, что в той или иной мере сказывается на облике храма.

В Вознесенском соборе Магнитогорска центральный неф сильно вынесен на запад, создавая очень высокую входную часть, конкурирующую с центрической структурой многоглавия основной части храма. В храме в честь Иконы Богоматери «Живоносный источник» в Бибиреве в Москве тоже сильно вынесена высокая входная часть. Но здесь, кроме того, конек фасада смещен с центральной оси, из-за чего западный фасад обрел асимметрию, динамическую устремленность к северу, минуя, игнорируя содержательную ось храма: вход — купол. В облике сооружения появилась неуравновешенность, что вступило в противоречие с сакральным содержанием храма. Из сказанного не следует, конечно, что в храме обязана присутствовать полная симметрия и статичность. Это не было обязательным в прошлом, этого нет и в некоторых современных примерах. Так, в уже упоминавшемся храме Преподобного Сергия на Средней Рогатке в Петербурге уравновешены разные по решению северный и южный фасады, а упоминавшееся ступенчатое повышение кровель на северном фасаде придает храму динамичность, не нарушая сбалансированности его форм.

Наряду с вопросами динамики, баланса, иерархии в композиции храмов очень важен характер взаимосвязанности входящих в него форм. В соборе Св. адмирала Феодора (Ушакова) в Саранске хотя весь собор и решен в единой ордерной стилистике, приближенной к классицизму, основной его объем оказался составленным из трех разнохарактерных ярусов. Они различаются масштабом и принципом проработки деталей, так что вместо органического целого получился коллаж на темы архитектурного ордера, по принципам компоновки приближающийся к китчу.

Если коллажность собора в Саранске вряд ли стали следствием специального замысла зодчего, то расчлененность целого на отдельные звенья в храме Святителя Николая в Отрадном в Москве была, очевидно, программна. Фасады этого пятиглавого храма традиционно решены тремя пряслами, каждое из которых венчается закомарой. Однако эти прясла не сливаются в единый фасад, а разделены на три отдельные плоскости, охваченные не соприкасающимися друг с другом арками. Это три отдельных фасадика с глубокими щелями между ними. Вместо органического целого перед нами сооружение, смонтированное из кубиков, механически составленное из элементов-заготовок. Это решение не случайно: колокольня храма тоже как бы составлена из кубиков. Видимо, перед нами опыт соединения традиционных иконографических архетипов с постмодернистскими чертами коллажности и монтажа. Надо, правда, заметить, что слабые стороны задуманной программы очевидны только при фронтальном восприятии фасадов, в раккурсных сокращениях расчлененность отдельных звеньев композиции перестает читаться и комплекс выглядит более органично.

Храм был построен в 2001 г. Газета «Клайпеда» писала: «На фоне заснеженной Паланги храм красив, как рождественский подарок». Местным жителям импонировало, что храм построен с учетом особенностей местной архитектуры, просматривающейся в его внешнем облике (перекличка с местной архитектурой создается щипцовыми покрытиями фасадов четверика, вполне традиционными и для некоторых русских школ зодчества). Отмечалась органичная связь постройки с приморским ландшафтом. Этот храм считается доказательством возможности сочетания православной традиции с местными условиями строительства и современными технологиями и материалами. В 2002 г. было совершено освящение этого храма во имя иконы Божией Матери «Иверская» в присутствии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.

Этот пример, как и предыдущие, показывает, как важна органическая связь всех компонентов объемно-пространственного решения храма, логика соподчинения его частей.

Выше рассматривалась современная практика формирования внешнего вида храмов, и здесь мы могли констатировать наличие определенного спектра различающихся по своей направленности решений. Подход к формированию интерьеров храма более монолитен, здесь меньше попыток ввести в композицию «современные» (техницистские, коллажные и т.п.) архитектурные мотивы. К достаточно редким примерам поиска новых архитектурных мотивов в организации интерьера следует отнести Вознесенский собор в Магнитогорске (1989-2004 гг., арх. А.Г. Волобуев, внутреннее убранство С.Соломатин). Здесь узкие асимметричного профиля столбы переходят в сложную систему венчания с арками, полуарками, балками, стыкующимися разнообразно и иногда несколько механистично. Вряд ли удачно, что непривычной формы восточные столбы оказываются неожиданно близко к тябловому, т.е. более чем традиционному иконостасу. Интерьер, как, впрочем, и весь храм, несколько необычен, переусложнен, но возможно, что это не бесперспективное направление архитектурного поиска.

В большинстве случаев современное понимание проектной задачи при решении интерьера проявляется в том, что в храме стремятся получить максимально цельное внутреннее пространство, обеспечивающее наилучшую видимость солеи и происходящего на ней во время службы. Выстраивание иерархии пространств если и происходит, то, чаще всего, только при соблюдении этого условия.

Иногда в основу храма кладется крестообразная планировочная структура, когда пониженные пространства боковых ветвей креста открываются в высокую центральную часть. Единое внутреннее пространство оказывается дифференцированным, ранжированным по значению. Так построен, например, храм Св. Троицы в Орехове-Борисове (Москва). К перекрытому высоким куполом кубу главной части храма примыкают полукруглые экседры, завершенные полукуполами. Конхи экседр заметно ниже главного купола, что создает пространственное движение к центру храма. Ступенчатость в построении пространств дополнительно усиливается наличием хор над экседрами хор.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *