Преображенский собор и здание Генерального консульства

Автор: | 13.10.2016

В отличие от гостиницы «Плаза», еще один сложно и обильно декорированный дом вблизи храма не содержит явной переклички с конкретными образцами старой архитектуры, ориентируясь на традиции старой Москвы вообще. Это жилой комплекс — Помпейский дом (арх. М. Белов), поставленный практически напротив храма Воскресения Словущего (ап. Филиппа, 1688 г.). Здесь вызывающая архитектура нового объекта конкурирует с архитектурой памятника и по размеру, и по яркости и декоративности решения фасадов, что, однако, не умаляет композиционной роли храма в застройке квартала.

Этот жилой дом признан критиками одним из самых элитных и дорогих новых московских домов. Сам автор рассматривает постройку как пример актуальной московской архитектуры образца 2004-2005 гг. Фасад нового жилого дома, который по желанию заказчика был переделан из модернистского в «помпейский», он характеризует так: «У меня столько всего на фасаде: отлитые металлопластиковые колонки, глазурованный шамот, звезды, триглифы, метопы, карниз из легкого пластика, керамика, дуб, бетон высокой марки… Русские склонны к узорочью… Должно быть цветное, радостное — как храм Василия Блаженного»7.

Наряду со стилизациями, так или иначе пытающимися откликнуться на архитектуру храма, распространено и строительство в лаконичных современных формах. Причем такое строительство может быть нейтрально по отношению к храму, может откликнуться на его присутствие своим масштабом или планировочным рисунком, а может демонстративно проигнорировать соседство содержательно значимой и изящной постройки.

К числу тактичных решений следует отнести здание Генерального консульства Финляндии (арх. О. Харченко, А. Столярчук и др.) на площади Преображенского собора в Петербурге. Пятиэтажное здание, дугой охватывающее собор, формирует фронт застройки площади, симметричный сложившемуся фронту застройки улицы Рылеева, который образован трех- и четырехэтажными зданиями. Протяженный монотонный фасад новой постройки, лишенный ярко выраженных композиционных акцентов и отличающийся четким тектоническим членением по вертикали, завершен единой кровлей по всему объему. Он отвечает спокойному характеру жилых домов XIX в. на противоположной стороне площади и создает выгодный нейтральный фон для памятника архитектуры. Аскетизм фасада консульства подчеркивает доминирующее положение храма в прилегающей застройке и его содержательную роль в ансамбле. Объем здания, подчиненный геометрии площади, акцентирует внимание на значимости места, на котором оно возведено.

Петербургская практика реконструкции центральных кварталов дает целый ряд подобных примеров строительства жилых и общественных зданий вблизи храмов — учитывающих характер окружения, достаточно лаконичных, иногда несколько стилизованных. Можно вспомнить жилой дом на Тверской улице рядом с храмом Знамения Пресвятой Богородицы, здание Федерации хоккея на улице Белинского, выходящего на площадь перед церковью Симеона и Анны.

К числу скромных примеров, также иллюстрирующих стремление архитекторов откликнуться на соседство с культовой постройкой, можно отнести строительство группы домов вокруг часовни Св. прав. Иоанна Кронштадтского на проспекте Чайковского в Твери.

Небольшая кирпичная оштукатуренная часовня расположена среди современной застройки на красной линии улицы. Она выделяется своим силуэтом, небольшими размерами и богатой пластикой. Четверик завершен пятиглавием с высоким шатром. Боковые главки опираются на фронтоны в форме стилизованных бочек, заимствованной из деревянной архитектуры. Железная кровля шатра и бочек имитирует покрытие лемехом, усиливая отличие культовой постройки от окружения.

Девятиэтажные жилые дома кулисами окружают часовню. В плане комплекс имеет сложную расчлененную дугообразную форму. Фасады, служащие фоном для культовой доминанты, решены почти нейтрально — с небольшими раскреповками стен и тактичной детализацией венчающей части. Единственная архитектурная тема, разработанная на глухих серо-бежевых фасадах, — это круглые барочные световые оконца мансардного этажа, заимствованные из архитектуры часовни. Интересно, что такие оконца представлены только на тех фасадах, которые визуально связаны с храмом. На противоположной стороне проспекта такие же дома их лишены. Таким образом, небольшая часовня стала композиционным ядром современного ансамбля и частично повлияла на характер его архитектуры.

В Москве в районе Остоженки и прилегающих к ней переулков по проектам АБ «Остоженка» в реконструируемых кварталах строятся жилые и общественные здания вблизи памятников культовой архитектуры. Это реконструкция старого жилого дома для делового центра в Соймоновском проезде, офисное здание во 2 Обыденском переулке и офисное здание-пристройка напротив храма прор. Ильи Обыденного (1702 г.), реконструкция жилого дома в 1 Обыденском переулке, жилой дом и офисное здание в 1 Зачатьевском переулке и другие.

Все постройки отличаются строгим архитектурным решением, высоким качеством строительства, тщательной проработкой деталей. Их выделяет выразительное сочетание фактур красного кирпича и стекла, кирпича и белых гладких поверхностей. Архитектура этих объектов характерна лаконизмом, остротой объемно-пространственной композиции и оригинальностью планировочного решения. При этом они тактично вписываются в окружающую застройку и не нарушают сложившейся планировки кварталов. Такие объекты создают благоприятное окружение расположенным в этом районе храму Христа Спасителя, церкви пророка Ильи Обыденного и постройкам Зачатьевского монастыря.

Проект комплекса блокированных индивидуальных жилых домов в 1 Зачатьевском переулке рядом с надвратной церковью Спаса Нерукотворного Зачатьевского монастыря (1696 г.) демонстрирует возможность успешного решения проблемы ограничения этажности новой жилой застройки. В составе комплекса семнадцать трехэтажных корпусов, образующих жилой двор. Автостоянка и обслуживание расположены в стилобате комплекса. Фасад, обращенный к монастырю, восстанавливает фронт исторической застройки, своей расчлененностью, а также за счет варьирования фактуры стен создает подходящий фон для монастырских построек. Внутреннее дворовое пространство оформлено остекленными зимними садами и индивидуальными входами в каждый блок. В этом проекте соседство монастыря сказывается не в стилистических повторах, а в объемно-пространственных характеристиках и планировочном решении комплекса.

Естественно, что стилизации или нейтрально лаконичные решения не могут исчерпать палитру возможных подходов к теме: исторический храм и современная постройка. Появляется желание предложить активную архитектурную форму, которая, тем не менее, смогла бы вступить в композиционный диалог со значительным произведением прошлого. Успешное решение подобной задачи, однако, крайне затруднительно. Попытка ее решения — строительство торгового центра на Казанской улице в Петербурге, позади Казанского собора. Авторами (М.А. Рейнберг, А.Г. Шаров) проработан ряд версий с целью поиска средств увязать новое здание с собором и его историческим окружением8. Конечный результат, однако, достаточно резко отличается от строя сложившейся застройки, отчасти увязываясь с ней только габаритами сооружения. Перекличка с окружением оказалась слаба, вблизи собора возникло достаточно чужеродное сооружение.

В рассмотренных примерах архитекторы пытаются так или иначе увязать свою постройку с историческим окружением, сохранив, хотя бы отчасти, традиционную роль храмов, но нередко новое оказывается более агрессивным. Крупномасштабные объекты подавляют старое, стремятся и формально, и содержательно подчинить себе старый храмовый комплекс. Можно с удивлением констатировать, что подавление было менее значительно при крупномасштабном строительстве 1970-1980-х годов, чем в более позднее время. Тогда крупные сооружения обладали довольно скудной пластикой, часто это были монотонные ритмические решетки, конкурировавшие с историческими доминантами только своими размерами. Хорошо известны памятники культового зодчества, ставшие, несмотря на небольшие размеры, композиционными акцентами современных градостроительных ансамблей — церковь прп. Симеона Столпника на Поварской, свт. Филиппа Митрополита Московского перед спорткомплексом «Олимпийский» и другие. Их композиционная роль во многом связана с сохранившимся вокруг храма открытым пространством и однородностью новых сооружений, на фоне которых храм остается важным акцентом.

Позже новые средства архитектурной выразительности стали более активны. В конце 1990-х гг. была закончена реконструкция участка улицы Б. Якиманка, примыкающего к храму мученика Иоанна Воина (начало XVIII в.) с севера. После реконструкции 1970-х гг. сохранились только церковь и доходный дом, построенный в 1914 г. архитектором А. Настовичем. На территории, прилегающей к Якиманскому переулку и храму, расположились банк и комплекс офисно-жилого назначения (арх. М. Леонов, Е. Быковская, Е. Козлов). В середине 1990-х гг. здание доходного дома перешло к банку «Империал» и было реконструировано французской фирмой «Буиг». Здание фактически заново построили из монолитного бетона, но сохранились декоративные элементы фасада, обрамленные керамической плиткой, и майоликовый фриз. Отдельной задачей было оформление торца здания. Она была решена за счет композиционной связи глухой стены с расположенным в непосредственной близости храмом. Характерный архитектурный мотив церкви Иоанна Воина — горизонталь, прерванная посередине аркой, — был перенесен на глухой торец здания банка, обращенный в сторону памятника архитектуры, несколько раз повторен в соседствующих постройках. В результате был создан современный комплекс, который, перекликаясь с храмом, должен был в некоторой степени возместить утраты исторической застройки этой части улицы. Но в складывающейся городской ткани все равно господствует давящая и схематичная по рисунку масса новостроек. Следует добавить, что напротив храма Иоанна Воина в Якиманском переулке появился гигантский комплекс «Имперский дом», который еще больше сузит кольцо современной многоэтажной застройки возле памятника архитектуры.

Кардинальная трансформация застройки произошла вблизи храма вмч. Георгия в Ендове (1653 г.). Современная застройка вплотную подошла к небольшому церковному участку. Храм по высоте достигает только верха цокольной части многоэтажного здания банковского центра Главного Управления ЦБ РФ в Лубочном переулке. При этом в отличие от массовой застройки жилых районов 1970-х годов этот коммерческий объект, построенный на месте трех жилых домов XIX в., сам претендует стать значительной доминантой в ансамбле набережных Москвы-реки. Его высота, силуэт и завершение, подобное церковному куполу, направлены на выделение постройки из окружающего контекста, представленного в основном невысокой исторической застройкой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *