Схема расположения храмов в нижнем течении Москвы-реки

Автор: | 17.10.2016

У восточного края Борисовского пруда стоит Троицкая церковь в Борисове (XIX в.), а далее к востоку — Троицкий храм в Братееве. Старые и новые храмовые доминанты сплетаются в одну цепочку, причем иногда между ними вполне явные видовые связи, а где-то они знающими местность легко удерживаются в памяти.

Целая система культовых доминант, представленная небольшими деревянными храмами и часовнями, расположенными в важных точках планировки, возникла в конце 1990-х гг. на севере Москвы. Можно назвать такие культовые объекты, расположенные в этой части города, как храм во имя Иконы Богоматери «Утоли моя печали» и в честь Алексия, Митрополита Московского на Широкой ул. в Медведкове, храм-часовня Николая Чудотворца в Бабушкине и др. На продолжении Широкой ул. — улице Малыгина возведена часовня прп. Сергия Радонежского в Лосином Острове10. Они достаточно далеко отстоят друг от друга, так что трудно говорить о какой-то даже умозрительно воспринимаемой системе. Но, вероятно, можно увидеть черты общности в застройке обширного района, в котором во многих планировочных узлах встречаются общие в своем характере деревянные храмовые комплексы.

Храм и его ближайшее архитектурное окружение

Зтой проблемы мы уже должны были выше отчасти касаться, но тема требует и самостоятельного рассмотрения.

Обратимся сначала к тем случаям, когда храм и приходской комплекс создают достаточно замкнутое, локальное архитектурное образование. Из числа рассмотренных примеров таким был приходской комплекс храма Георгия Победоносца на Коптевском бульваре. Мы отметили, что использование дерева и традиционных типов построек противопоставляет комплекс церковных сооружений современному многоэтажному окружению, образно выражает присутствие здесь островка жизни «не от мира сего».

Сходный пример — тоже уже упоминавшийся храм Преподобного Серафима Саровского в Кунцеве. К сказанному ранее добавим, что в состав этого комплекса входят храм, трапезная, увенчанная, как и храм, главкой, ряд вспомогательных церковных построек. Центральную часть участка занимает раскрытый и законсервированный фундамент старого храма, который стал композиционным ядром ансамбля. В год столетия разрушенного памятника (2006) началась разработка проекта его воссоздания. Пока же существующий деревянный храм облицевали кирпичом и расширили деревянными пристройками. Достаточно сложная внутренняя структура комплекса с несколькими увенчанными главками зданиями, с ясно выраженным центральным пространством (местом бывшего храма) делает это патриаршье подворье особым миром. Обособлению способствует то, что подворье окружено извне плотной массой высоких деревьев, а внутри открытый газон с цветником и выложенным камнями старым фундаментом зримо связывает между собой постройки, образует пространство их взаимодействия. Весь комплекс малыми размерами своих составляющих решительно отличается от многоэтажного окружения, отделенного от него стеной деревьев. Поскольку все постройки отличаются простотой, незатейливостью форм, может создаться впечатление, что перед нами кусочек старой застройки, случайно сохранившейся в перестроенном окружении.

С наибольшей четкостью противопоставление приходского комплекса окружению выражено в приходской застройке храма Живоначальной Троицы в Черемушках. Комплекс построен в зеленой зоне внутри квартала жилой застройки на месте разрушенного в 1963 г. храма того же посвящения. Храм был построен в XVIII в. в селе Черемушки-Троицкое, закрыт в 1926 г. и занят заводом. В 1963 г. вместе с храмом было уничтожено и кладбище, на его месте вырыт пруд и организована зеленая зона района. В 1997 г. жители создали инициативную группу по воссозданию храма. Проект был разработан Мастерской 5 Мос- проекта-3 (арх. И. Бирюков, М. Панкратов)11. Новый комплекс состоит из храма Живоначальной Троицы, часовни Святого Духа, дома причта, воскресной школы, сторожки и подземного гаража. Первым завершенным объектом стала часовня, освященная в 2002 г.

Новый храм Живоначальной Троицы не повторяет образа разрушенного храма. Старая Троицкая церковь имела лаконичный объем с приземистой главой на невысоком барабане и неоклассической колокольней, построенной перед первой Мировой войной. Современный храм, по замыслу авторов, построен в традициях московского культового зодчества XVII в. Это трехглавый, бесстолп- ный храм с тремя апсидами, на подклете. Прямоугольные объемы приделов выполнены в виде галереи-гульбища, с трех сторон опоясывающей основной объем. В убранстве фасадов использованы традиционные мотивы — килевидные завершения прясел, цветные декоративные элементы на барабанах, шатре колокольни и белых стенах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *