[desc][/desc]
АРМЯ́НСКАЯ АПО́СТОЛЬСКАЯ ЦЕ́РКОВЬ (ААЦ; полное назв.– Армянская апостольская святая церковь), одна из древних вост. христианских церквей.
Источник: https://bigenc.ru/religious_studies/text/1830915
Содержание
История церкви в Армении
До принятия христианства в древнем государстве на берегах Севана царствовало язычество, оставившее скудные памятники в виде каменных скульптур и отзвуков в народных обычаях. По преданию, апостолы Фаддей и Варфоломей положили начало разрушению языческих капищ и водворению на их местах христианских храмов. В истории Армянской церкви можно выделить следующие вехи:
- I век: проповедь апостолов Фаддея и Варфоломея, определившая название будущей Церкви — Апостольская.
- Середина II века: упоминание Тертуллиана о «большом количестве христиан» в Армении.
- 314 г. (по некоторым данным — 301 г.) — мученичество святых дев Рипсиме, Гаиании и других, пострадавших на армянской земле. Принятие христианства царём Армении Трдатом III под влиянием своего слуги Григория, будущего святого Просветителя Армении. Постройка первого храма Эчмиадзин и утверждение в нём патриаршего престола.
- 405 г.: создание армянского алфавита в целях перевода Священного Писания и богослужебных книг.
- 451 г.: Аварайрская битва (война с Персией против насаждения зороастризма); Халкидонский Собор в Византии против ереси монофизитов.
- 484 г. — удаление патриаршего престола из Эчмиадзина.
- 518 г. — разделение с Византией в вопросах вероисповедания.
- XII век: попытки воссоединения с Византийским православием.
- XII — XIV века — попытки принять унию — соединиться с Католической церковью.
- 1361 г. — удаление всех латинских нововведений.
- 1441 г. — возвращение патриаршего престола в Эчмиадзин.
- 1740 г. — отсоединение сирийской общины армян, религией которых стало католичество. Армянская Католическая церковь распространилась в Западной Европе, имеются приходы в России.
- 1828 — вхождение Восточной Армении в состав Российской империи, новое наименование «Армяно-Григорианская церковь», отделение Константинопольского патриархата, оставшегося на территории Османской империи.
- 1915 г. — уничтожение армян в Турции.
- 1922 г. — начало репрессий и антирелигиозного движения в Советской Армении.
- 1945 г. — избрание нового католикоса и постепенное возрождение церковной жизни.
Источник: https://1001molitva.ru/o-pravoslavii/armyanskaya-apostolskaya-tserkov-i-pravoslavie.html
История ААЦ
Первыми проповедниками христианства в Армении считаются апостолы Фаддей и Варфоломей. Древнейшее упоминание о христианской проповеди в Армении относится к кон. 2 в. Христианство проникало сюда как через Сирию, так и через греко-язычную Каппадокию. Организация ААЦ как офиц. церкви арм. государства связана с именем св. Григория Просветителя (по имени которого ААЦ иногда называют Армяно-григорианской). Он обратил в христианство царя Трдата III, основал первые церкви и начал крещение народа (между 284 и 314, традиц. дата – 301). В столице Великой Армении Вагаршапате был построен кафедральный собор Эчмиадзин. Первоначально предстоятели ААЦ (католикосы) посвящались в Кесарии Каппадокийской, со 2-й пол. 4 в. они избирались в самой Армении. После раздела Великой Армении между Византией и Ираном (с 7 в. – Халифатом) армяне и др. христианские народы Кавказа боролись с попытками Сасанидов насадить зороастризм. В результате антиперсидских восстаний (450–451, 482–484, 571–572) христианство было признано традиц. религией Армении; с этого времени ААЦ оставалась единственным институтом, объединявшим весь арм. народ. В нач. 5 в. Месроп Маштоц создал арм. алфавит и вместе с католикосом Сааком перевёл Библию на арм. язык. Писателями, переводчиками и переписчиками книг были обычно лица духовного звания. Очагами культуры и образованности стали монастыри, которые в условиях многовекового иноземного владычества сохраняли и умножали культурное наследие.
Храмовый комплекс Ахтамар. Церковь Святого Креста (915–921) (на территории совр. Турции). Зодчий Мануэл. Архив «Православной энциклопедии»
С кон. 5 в. престол католикоса находился в г. Двин. В 10–12 вв. католикосы жили в разл. городах и областях. В 1114 еп. Ахтамарский провозгласил себя патриархом и католикосом, отказавшись признать католикоса в Ани; после примирения с ААЦ (нач. 15 в.) кафедра Ахтамара сохранила титул католикосата. Массовое переселение армян в зап. и юж. р-ны Малой Азии, вызванное нашествием сельджуков, сопровождалось перемещением резиденции предстоятеля ААЦ в Сис, столицу Киликийской Армении (1293). В связи с получением кн. Левоном королевского титула от папы (1198) шли переговоры об унии с католиками. Часть иерархов вступила в общение с Рим. церковью, однако на Сисском соборе (1361) лат. нововведения были отменены. После завоевания Киликии мамлюками гл. престол ААЦ был возвращён в её древнейший центр – Эчмиадзин (1441); киликийские архиереи сохраняли титул католикосов и долгое время не признавали главенства Эчмиадзина. С 15 до сер. 17 вв. в Эчмиадзинском католикосате существовал институт «тройного предстоятельства» (католикос и два его заместителя). После падения Константинополя, ставшего столицей Османской империи, здесь был образован Армянский патриархат (1461); его предстоятель был признан религ. и адм. главой «армянского миллета», в который помимо армян вошли и общины др. конфессий (яковиты, марониты, богомилы и католики). В 1651 состоялось примирение Эчмиадзинского и Киликийского католикосатов, образовавших единую иерархию. В России армянские епархии образовались в Астрахани (1717) и Бессарабии (1809). В 1828 Вост. Армения с Эчмиадзином вошла в состав Рос. империи. Вскоре была образована Новонахичеванско-Бессарабская епархия с центром в Кишинёве (1830; в 1858–79 резиденция епископа находилась в Феодосии). Деятельность ААЦ на её территории протекала в соответствии с «Положением», утверждённым имп. Николаем I (1836). В Османской империи, согласно Нац. конституции 1860–63, духовное и гражд. управление арм. населения находилось в ведении двух советов: духовного (под председательством патриарха Константинопольского) и светского. В годы 1-й мировой войны ААЦ в Турции понесла потери вместе со всем арм. населением; большинство епархий Константинопольского патриархата и Ахтамарский католикосат перестали существовать; киликийский престол возрождён в 1930-е гг. в мон. Антильяс близ Бейрута. С утверждением сов. власти в Закавказье (1920) резко сократилась сфера деятельности Эчмиадзинского католикосата, в Армении развернулась антирелиг. пропаганда. В 1945 с разрешения сов. властей в Армении впервые состоялся Национально-церковный собор ААЦ. Начавшаяся после 2-й мировой войны репатриация армян в СССР также положительно сказалась на укреплении позиций ААЦ. После провозглашения независимой Республики Армения роль церкви в культурной жизни ещё более возросла.
Архив «Православной энциклопедии» Оклад рукописного Евангелия. 1374. Золотая кладовая Эчмиадзинского католикосата.
Вероучение ААЦ основано на признании трёх первых Вселенских соборов. Догмат Халкидонского собора о двух природах во Христе был отвергнут на Двинском соборе (554/555). В 7 в. в ходе переговоров с Константинополем была заключена т. н. Каринская уния, однако на Маназкертском соборе (726) ААЦ провозгласила учение о единой (Божественной) природе Христа.
Католикосы миропомазуются неск. (от 3 до 12) епископами. Только они имеют право варить и благословлять св. миро, рукополагать епископов, утверждать новые церковные законы и решать вопросы церковного управления. Обрядовые обычаи ААЦ восходят к древней восточнохристианской традиции и близки православным. Среди особенностей: праздник Богоявления 6 янв., объединяющий Рождество Христово и Крещение; использование в таинстве Евхаристии пресного хлеба и неразбавленного вина; крестное знамение 3 перстами слева направо; Передовой пост (Араджаворац) за 3 нед до Великого поста; благотворительное жертвоприношение животных (матах) в дни больших праздников. Богослужение ведётся на др.-арм. языке (грабаре). В 1924 ААЦ перешла на новый календарный стиль.
Архив «Православной энциклопедии» Евангелие. 1484. Бумага. Скриптор иерей Азария, художник Киракос.
Первоначально служба велась на греч. и сир. языках, молитвы и псалмы пелись на арм. языке. С 5 в. после перевода Библии и богослужебных текстов на арм. язык – языком богослужения становится армянский. Древнейший вид песнопений, возникший сразу после изобретения арм. письменности, – кцурд (близок визант. тропарю, сир. мадраше). Авторами первых кцурдов были Месроп Маштоц, Саак Партев, Мовсес Хоренаци и др. С кон. 6 – нач. 7 вв. разрабатывался жанр кацурд (кондак), в 8 в. принят визант. жанр канон. К 9 в. кцурды развились в самостоят. гимны (авторы – Анания Ширакаци и др.), в 12 в. получившие назв. шараканов. В 12–15 вв. сложилась певческая книга – Шаракноц (Гимнарий), основой для которой послужил свод гимнов, составленный в 7 в. Барсехом Тчоном. Значит. роль в формировании Шаракноца и Патарага (Литургии) принадлежит Нерсесу Шнорали (12 в.). Основу арм. церковной монодии составляет система гласов (Степанос Сюнеци в 8 в. систематизировал по гласовому принципу духовные гимны). Для записи песнопений с 9 в. использовалась оригинальная невменная, или хазовая, нотация (см. Хазы). В 19–20 вв. широко применялась т. н. новоармянская нотопись – безлинейная нотация с точными обозначениями высоты и ритма (создана в нач. 19 в. А. Лимонджяном). Во 2-й пол. 19 в. в богослужение проникло многоголосие (впервые – в соч. Комитаса). С 19 в. офицально приняты 3 осн. певческие книги: Шаракноц, Патараг, Жамагирк (Часослов), составленные Н. Ташчяном. В совр. церкви ежедневная служба сопровождается шараканами (их св. 2000), в воскресные дни исполняется Патараг .
Источник: https://bigenc.ru/religious_studies/text/1830915
Догматические особенности Армянской церкви
Догматическое богословие Армянской церкви основывается на терминологии великих отцов Церкви IV-V веков: святителей Афанасия Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Кирилла Александрийского и других, а также на догматах, принятых на первых трёх Вселенских Соборах: Никейском, Константинопольском и Эфесском.
Разрыв с Православием у Армянской церкви возник в вопросе о соединении двух — Божественной и человеческой — природ во Христе. Армянская церковь в начале VI века официально осудила вероопределение Халкидонского (IV Вселенского) Собора проведённого в 451 году. Православная Церковь признала Армянскую церковь находящейся в ереси монофизитства. При этом Армянская церковь, как и IV Вселенский Собор, осудила учителя монофизитской ереси Евтихия. После вековых споров и колебаний, учение Армянской церкви по христологическому вопросу нашло классическую формулировку в «Изложении веры Армянской церкви» Нерсеса Шнорали, адресовавшему свой трактат императору Византии Мануилу Комнину в 1166 году.
В итоге было заключено, что Армянская церковь не приемлет постановления Халкидонского Собора по причине того, что Собор принял исповедание Римского папы святителя Льва Великого. Неприятие Армянской церкви в этом исповедании вызывают следующие слова:
«Ибо хотя в Господе Иисусе одно лицо — Бога и человека: однако иное (естество человеческое) то, откуда происходит общее того и Другого уничижение, и иное то (естество Божественное), откуда проистекает общее их прославление«.
В Армянской церкви используют формулировку святителя Кирилла, но не для исчисления природ, а для указания на неизреченное и нераздельное единение природ во Христе. Также используется изречение святителя Григория Богослова о «двух природах» во Христе, по причине нетленности и непреложности естеств Божественного и человеческого. По исповеданию Нерсеса Шнорали изложенному в «Соборном Послании Св. Нерсеса Шнорали Армянскому народу и переписка с императором Мануилом Комнином»:
«Едино ли естество принимается ради неразрывного и нераздельного соединения, а не ради смешения — или два естества полагаются только ради показания несмешанного и неизменного бытия, а не для разделения; то и другое выражение остается в пределах православия» .
Русский богослов конца XIX в. И. Троицкий, анализируя «Изложение веры» Нерсеса Шнорали, пришёл к следующим выводам.
- Нерсес Шнорали согласно с Халкидонским Собором определяет воплощение как соединение двух естеств: Божеского и человеческого.
- Согласно с Православной Церковью признает тело Иисуса Христа единосущным с телом Девы Марии, избегая заблуждения Евтихия об иносушии тела Христова с телом человеческим вообще.
- Согласно с Православной Церковью признает, что все существенные свойства того и другого естества сохранились вполне в соединении, а таким образом отвергает и исчезновение естества человеческого в Божественном и превращение одного естества в другое.
- Согласно с Православной Церковью признает общение свойств.
- Согласно с Православной Церковью осуждает Евтихия и монофизитов.
Начиная с средних веков и вплоть до последних лет Армянская церковь называла Православную диофизитской, а Православная Церковь Армянскую — монофизитской.
В 1964 году в городе Орхус, Дания, начался диалог между богословами Православных и Древневосточных церквей. Стороны пришли к следующим выводам:
- Православные Церкви не являются диофизитскими, ибо диофизитизм — это несторианство, а Православные Церкви отвергают несторианство.
- Древневосточные церкви, в том числе и Армянская — не монофизитские, ибо монофизитизм — это евтихианская ересь, которая предана анафеме Армянской церковью.
Диалог продолжается и поныне.
Источник: https://drevo-info.ru/articles/1374.html
ААЦ на рубеже 20–21 вв
Высшим органом ААЦ является Церковно-нац. собор из духовных и светских лиц. На Соборе избирается предстоятель ААЦ, которым является Верховный патриарх и Католикос всех армян с престолом в Эчмиадзине (с 1999 – Гарегин II). В юрисдикции Эчмиадзинского католикосата – 8 епископских кафедр в Армении и ок. 20 за её пределами. В 1966 образована единая Новонахичеванская и Российская епархия ААЦ с центром в Москве; в 1997 из неё были выделены епархии Юга России с центром в Краснодаре и Украины – с центром во Львове. К числу гл. престолов ААЦ относятся Киликийский католикосат (в Антильясе, Ливан), епархии которого находятся в Ливане, Сирии и некоторых др. странах, а также Иерусалимский и Стамбульский Армянские патриархаты, не имеющие епархий и находящиеся под духовным окормлением Верховного католикоса. Епархии и приходы ААЦ рассеяны по 5 континентам мира и объединяют ок. 6 млн. верующих. При всех 4 гл. престолах ААЦ действуют духовные учебные заведения, выходят печатные издания.
Источник: https://bigenc.ru/religious_studies/text/1830915
Церковная организация
Эчмиадзинскому католикосату подчиняются в религиозном отношении Киликийский католикосат (Антилиас), Иерусалимское и Константинопольское патриархатства и епархиальные управления: в США (Калифорнийское и Североамериканское), в Южной Америке, в Западной Европе (центр — в Париже), на Ближнем и Среднем Востоке (Ирано-Азербайджанское, Тегеранское, Исфаханское, Иракское, Египетское), на Дальнем Востоке (Индийско-Дальневосточное), на Балканах (Румынское, Болгарское и Греческое).
Армяне, живущие в пределах Турции, подчинены Константинопольскому армяно-григорианскому патриарху, живущие же в пределах Персии, России и Армении состоят в ведении Эчмиадзинского патриарха. Этот последний патриарх считается главой всех армян григорианского исповедания и имеет титул католикоса. Главные основы иерархического устройства и управления Армяно-григорианской церкви аналогичны тем, что приняты в Православной Церкви.
Источник: https://drevo-info.ru/articles/1374.html
Это интересно: Барнаульское чудо Клавдии Устюжаниной (видео)
Иерархическое устройство
Главой Армянской церкви является Католикос. Название этого титула происходит от греческого слова καθολικός — «всеобщий». Католикос возглавляет все поместные церкви, стоя выше их патриархов. Главный престол находится в Эчмиадзине (Армения). В настоящее время католикосом является Гарегин II, 132-й глава церкви после Св. Григория Просветителя. Ниже Католикоса находятся следующие священные степени:
Епископы, власть которых ограничена географическими регионами — епархиями. Сколько епархий, столько и епископов в церкви.
- Священники, служащие на приходах. Если высшие степени занимают исключительно монахи, то священник может быть женатым, но рукополагается он только после рождения сына.
- Иеромонахи — неженатые священники, давшие обет монашества. Они могут получать учёные степени архимандрита и протоархимандрита, дающие право учительствовать и проповедовать.
- Дьяконы и чтецы, помогающие священникам в совершении богослужения и хозяйственных делах прихода.
Источник: https://1001molitva.ru/o-pravoslavii/armyanskaya-apostolskaya-tserkov-i-pravoslavie.html
Патриархи-католикосы (Эчмиадзинский католикосат)
Кафедра в Вагаршапте
- Свт. Григорий I Просветитель (302 — 325)
- Аристакес I Парфянин (325 — 333)
- Вртанес Парфянин (333 — 341)
- Исихий (Иусик) Парфянин (341 — 347)
- Парен (Парнерсех) Аштишатский (348 — 352)
- Нерсес I Великий (353 — 25 июля 373)
- Чунак (? — не позднее 369) поставлен католикосом во время изгнания Нерсеса Великого
- Исаак-Исихий (Шаак-Иусик) Маназкертский (373 — 377)
- Завен Маназкертский (377 — 381)
- Аспуракес Маназкертский (381 — 386)
- Исаак I Великий (387 — 425)
- Сурмак (425 — 426)
- Баркишо Сириец (426 — 429)
- Самуил (429 — 434)
- 434 — 444 — вдовство престола
- Иосиф I Вайоцдзорский (444 — 451)
- Мелетий I Маназкертский (452 — 456)
- Мовсес I (456 — 461)
- Гют I (461 — 471)
- Христофор Арцруни (475-480)
Кафедра в Двине
- Ованес I (Мандакуни) (478 — 490)
- Бабкен I (Отмесеци) (490 — 516)
- Самвел I (516 — 526)
- Муше I (526 — 534)
- Исаак II (534 — 539)
- Кристофор I (539 — 545)
- Гевонд I (545 — 548)
- Нерсес II (548 — 557)
- Ованес II (557 — 574)
- Моисей II Эгивардский (574 — 604)
- Иоанн III Багаранский (антикатоликос, последний греческий ставленник) (595—616)
- Авраам I Албатанский (607 — 610/615)
- Комитас Агцский (610/615 — 628)
- Христофор III из Апауни (628 — 630)
- Ездра Параженакертский (630 — 641)
- Нерсес III (641 — 661)
- Анастас I (661 — 667)
- Израиль I Вотмусский (667 — 677)
- Саак III (677 — 703)
- Егиа I (703 — 717)
- Ованес III (717 — 728)
- Давид I (728 — 741)
- Трдат I (741 — 764)
- Трдат II (764 — 767)
- Сион I (767 — 775)
- Есаи I (775 — 788)
- Степанос I (788 — 790)
- Оваб I (790 — 791)
- Согомон I (791 — 792)
- Геворк I (792 — 795)
- Овсеп II Скорпион (795 — 806)
- Давид II (806 — 833)
- Ованес IV (833 — 855)
- Закария I (855 — 876)
- Геворк II (877 — 897)
- Маштоц I (897 — 898)
- Ованес V (Драсханакертци) (898 — 929)
Кафедра в Ахтамаре
- Степанос II (Риштуни) (929 — 930)
- Теодорос I (Риштуни) (930 — 941)
- Егише I (Риштуни) (941 — 946)
- Ананиа I (946 — 968)
Кафедра в Аркине
- Ваан I (968 — 969)
- Степанос III (969 — 972)
- Хачик I (973 — 992)
Кафедра в Ани
- Саркис I (992 — 1019)
- Петрос I Гетадарец (1019 — 1058)
Кафедра в Тевилуре
- Хачик II 1058 — 1065
Кафедра в Джамтаве
- Григор II (Палавуни) (1066 — 1105)
Кафедра в Румкла
- Барсег I (1105 — 1113)
- Григор III (Палавуни) (1113 — 1166)
- Нерсес IV Шнорали (1166 — 1173)
- Григор IV Тха (1173 — 1193)
- Григор V (Каравежа) (1193 — 1194)
- Григор VI (Апират) (1194 — 1203)
- Ованес VI (Мечабаро) (1203 — 1221)
- Константин I (1221 — 1267)
- Акоп I (Гимнакан) (1268 — 1286)
- Константин II (Пронагорц) (1286 — 1289)
- Степанос IV (1290 — 1293)
Кафедра в Сисе
- Григор VII (1293 — 1307)
- Константин III (1307 — 1322)
- Константин IV (1323 — 1326)
- Акоп II (1327 — 1341)
- Мхитар I (1341 — 1355)
- Акоп II, повторно (1355 — 1359)
- Месроп I (1359 — 1372)
- Константин V (1372 — 1374)
- Погос I (1374 — 1382)
- Теодорос II (1382 — 1392)
- Карапет I (1393 — 1404)
- Акоп III (1404 — 1411)
- Григор VIII (Хандсгат) (1411 — 1418)
- Погос II (1418 — 1430)
- Константин VI (Вагаци) (1430 — 1439)
- Григор IX (Мусабегиян) (1439 — 1441)
Кафедра в Эчмиадзине
- Киракос I (1441 — 1443)
- Григор X (1443 — 1465)
- Аристакес II (Аротакал) (1465 — 1469)
- Саркис II (Аджатар) (1469 — 1474)
- Ованес VII (1474 — 1484)
- Саркис III (Мусаил) (1484 — 1515)
- 3акария II (1515 — 1520)
- Саркис IV (1520 — 1536)
- Григор XI ((1536 — 1545)
- Степанос V (1545 — 1567)
- Микаел I (1567 — 1576)
- Григор XII (1576 — 1590)
- Давид IV (1590 — 1629)
- Мовсес III (1629 — 1632)
- Пилипос I (1633 — 1655)
- Акоп IV (1655 — 1680)
- вдовство кафедры (1680 -1682)
- Егиазар I (1681 — 1691)
- Нахапет I (1691 — 1705)
- Александр I (1706 — 1714)
- Аствацатур I (1715 — 1725)
- Карапет II (1726 — 1729)
- Абраам II (1730 — 1734)
- Абраам III (1734 — 1737)
- Лазар I (1737 — 1751)
- Минас I (1751 — 1753)
- Александр II (Каракасиан) (1753 — 1755)
- Саак V (1755)
- Акоп V (1759 — 1763)
- Симеон I (1763 — 1780)
- Гукас I (1780 — 1799)
- Овсеп (Иосиф) (князь Аргутинский-Долгорукий — Арлутян-Еркайнабазук) (1800 — 1801)
- Давит V (Корганьян) (1801 — 1807)
- Даниел I (1807 — 1808)
- Епрем I (1809 — 1830)
- Ованес VIII (1831 — 1842)
- Нерсес V (1842 — 1857)
- Матевос I (Чухаджиян) (1858 — 1865)
- Геворк IV (Керестеджиан) (1866 — 1882)
- вдовство кафедры (1882 -1885)
- Макар I (Тер-Петросян) (1885 — 1891)
- Мкртич I (Хримиан) (1892 — 1907)
- Матевос II (Измирлиан) (1908 — 1910)
- Геворк V (Суренян) (1911 — 1930)
- Хорен I (Мурадбегян) (1932 — 1938)
- Геворк VI (1945 — 1954)
- Вазген I (1955 — 1994)
- Гарегин I (1995 — 1999)
- Гарегин II Нерсесян (с )
Источник: https://drevo-info.ru/articles/1374.html
Общины в России и Иерусалиме
Армянская диаспора в мире насчитывает около 7 миллионов человек. Все эти люди скреплены народными традициями, связанными с религией. В местах постоянного проживания армяне стараются воздвигнуть храм или часовню, где собираются для молитвы и праздников. В России церкви с характерной древней архитектурой можно встретить на Черноморском побережье, в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Москве и других крупных городах. Многие из них называются в честь Великомученика Георгия — любимого святого всего христианского Кавказа.
Армянская церковь в Москве представлена двумя красивыми храмами: Воскресения и Преображения. Преображенский собор — кафедральный, т. е. в нём постоянно служит епископ. Неподалёку находится его резиденция. Здесь расположен центр Ново-Нахичеванской епархии, включающей в себя все бывшие республики СССР кроме кавказских. Воскресенский храм расположен на национальном кладбище.
В каждом из храмов можно увидеть хачкары — каменные стрелы из красного туфа, украшенные тонкой резьбой. Эту дорогую работу выполняют специальные мастера в память о ком-либо. Камень доставляется из Армении, как символ исторической родины, напоминающий каждому армянину в рассеянии о его священных корнях.
Самая древняя епархия ААЦ находится в Иерусалиме. Здесь её возглавляет патриарх, имеющий резиденцию при храме Св. Иакова. По преданию, храм построен на месте казни Апостола Иакова, неподалёку находился дом иудейского первосвященника Анны, перед которым истязали Христа.
Кроме этих святынь, армяне хранят и главное сокровище — пожалованную Константином Великим третью часть Голгофы (в храме Воскресения Христова). Эта собственность даёт право армянскому представителю наряду с Иерусалимским Патриархом участвовать в церемонии Святого Света (Благодатного Огня). В Иерусалиме ежедневно совершается служба над Гробом Божией Матери, принадлежащим в равных долях армянам и грекам.
События церковной жизни освещаются телевизионным каналом Шагакат на территории Армении, а также англо- и армяноязычным каналом Armenian Church на YouTube. Патриарх Кирилл с иерархами РПЦ регулярно принимают участие в торжествах ААЦ, связанных с многовековой дружбой русского и армянского народов.
Источник: https://1001molitva.ru/o-pravoslavii/armyanskaya-apostolskaya-tserkov-i-pravoslavie.html
Использованные материалы
- «АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ», Православная энциклопедия, т. 3, сс. 329-355:
- Арутюнова-Фиданян В. А., «АРМЯНЕ-ХАЛКИДОНИТЫ», Православная энциклопедия, т. 3, сс. 326-329:
Источник: https://drevo-info.ru/articles/1374.html
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://1001molitva.ru/o-pravoslavii/armyanskaya-apostolskaya-tserkov-i-pravoslavie.html: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 5259 (21%)
- https://drevo-info.ru/articles/1374.html: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 9482 (38%)
- https://bigenc.ru/religious_studies/text/1830915: использовано 3 блоков из 3, кол-во символов 10117 (41%)