Армянская апостольская церковь: рассмотрим вопрос

[desc][/desc]

АРМЯ́НСКАЯ АПО́СТОЛЬСКАЯ ЦЕ́Р­КОВЬ (ААЦ; пол­ное назв.– Ар­мян­ская апо­столь­ская свя­тая цер­ковь), од­на из древ­них вос­т. хри­сти­ан­ских церк­вей.

Блок: 1/3 | Кол-во символов: 156
Источник: https://bigenc.ru/religious_studies/text/1830915

История церкви в Армении

История армянской церквиДо принятия христианства в древнем государстве на берегах Севана царствовало язычество, оставившее скудные памятники в виде каменных скульптур и отзвуков в народных обычаях. По преданию, апостолы Фаддей и Варфоломей положили начало разрушению языческих капищ и водворению на их местах христианских храмов. В истории Армянской церкви можно выделить следующие вехи:

  • I век: проповедь апостолов Фаддея и Варфоломея, определившая название будущей Церкви — Апостольская.
  • Середина II века: упоминание Тертуллиана о «большом количестве христиан» в Армении.
  • 314 г. (по некоторым данным — 301 г.) — мученичество святых дев Рипсиме, Гаиании и других, пострадавших на армянской земле. Принятие христианства царём Армении Трдатом III под влиянием своего слуги Григория, будущего святого Просветителя Армении. Постройка первого храма Эчмиадзин и утверждение в нём патриаршего престола.
  • 405 г.: создание армянского алфавита в целях перевода Священного Писания и богослужебных книг.
  • 451 г.: Аварайрская битва (война с Персией против насаждения зороастризма); Халкидонский Собор в Византии против ереси монофизитов.
  • 484 г. — удаление патриаршего престола из Эчмиадзина.
  • 518 г. — разделение с Византией в вопросах вероисповедания.
  • XII век: попытки воссоединения с Византийским православием.
  • XII — XIV века — попытки принять унию — соединиться с Католической церковью.
  • 1361 г. — удаление всех латинских нововведений.
  • 1441 г. — возвращение патриаршего престола в Эчмиадзин.
  • 1740 г. — отсоединение сирийской общины армян, религией которых стало католичество. Армянская Католическая церковь распространилась в Западной Европе, имеются приходы в России.
  • 1828 — вхождение Восточной Армении в состав Российской империи, новое наименование «Армяно-Григорианская церковь», отделение Константинопольского патриархата, оставшегося на территории Османской империи.
  • 1915 г. — уничтожение армян в Турции.
  • 1922 г. — начало репрессий и антирелигиозного движения в Советской Армении.
  • 1945 г. — избрание нового католикоса и постепенное возрождение церковной жизни.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 2054
Источник: https://1001molitva.ru/o-pravoslavii/armyanskaya-apostolskaya-tserkov-i-pravoslavie.html

История ААЦ

Пер­вы­ми про­по­вед­ника­ми хри­сти­ан­ст­ва в Ар­ме­нии счи­тают­ся апо­сто­лы Фад­дей и Вар­фо­ло­мей. Древ­ней­шее упо­ми­на­ние о хри­сти­ан­ской про­по­ве­ди в Ар­ме­нии от­но­сит­ся к кон. 2 в. Хри­сти­ан­ст­во про­ни­ка­ло сюда как че­рез Си­рию, так и че­рез гре­ко-языч­ную Кап­па­до­кию. Ор­га­ни­за­ция ААЦ как офиц. церк­ви арм. го­су­дар­ст­ва свя­за­на с име­нем св. Гри­го­рия Про­све­ти­те­ля (по име­ни ко­то­ро­го ААЦ ино­гда на­зы­ва­ют Ар­мя­но-гри­го­ри­ан­ской). Он об­ра­тил в хри­сти­ан­ст­во ца­ря Трда­та III, ос­но­вал пер­вые церк­ви и на­чал кре­ще­ние на­рода (ме­ж­ду 284 и 314, тра­диц. да­та – 301). В сто­ли­це Ве­ли­кой Ар­ме­нии Ва­гар­ша­па­те был по­стро­ен ка­фед­раль­ный со­бор Эч­ми­ад­зин. Пер­во­на­чаль­но пред­стоя­те­ли ААЦ (ка­то­ли­ко­сы) по­свя­ща­лись в Ке­са­рии Кап­па­до­кий­ской, со 2-й пол. 4 в. они из­би­ра­лись в са­мой Ар­мении. По­сле раз­де­ла Ве­ли­кой Ар­ме­нии ме­ж­ду Ви­зан­ти­ей и Ира­ном (с 7 в. – Хали­фа­том) ар­мя­не и др. хри­сти­ан­ские на­ро­ды Кав­ка­за бо­ро­лись с по­пыт­ка­ми Са­са­ни­дов на­са­дить зо­роа­ст­ризм. В ре­зуль­та­те ан­ти­пер­сид­ских вос­ста­ний (450–451, 482–484, 571–572) хри­сти­ан­ст­во бы­ло при­зна­но тра­диц. ре­ли­ги­ей Ар­ме­нии; с это­го вре­ме­ни ААЦ ос­та­валась един­ст­вен­ным ин­сти­ту­том, объ­е­ди­няв­шим весь арм. на­род. В нач. 5 в. Мес­роп Маш­тоц соз­дал арм. ал­фа­вит и вме­сте с ка­то­ли­ко­сом Саа­ком пе­ре­вёл Биб­лию на арм. язык. Пи­са­те­ля­ми, пе­ре­во­дчи­ка­ми и пе­ре­пис­чи­ка­ми книг бы­ли обыч­но ли­ца ду­хов­но­го зва­ния. Оча­га­ми куль­ту­ры и об­ра­зо­ван­но­сти ста­ли мо­на­сты­ри, ко­то­рые в ус­ло­ви­ях мно­го­ве­ко­во­го ино­зем­но­го вла­ды­че­ст­ва со­хра­ня­ли и ум­но­жа­ли куль­тур­ное на­сле­дие.

Храмовый комплекс Ахтамар. Церковь Святого Креста (915–921) (на территории совр. Турции). Зодчий Мануэл. Архив «Православной энциклопедии»

С кон. 5 в. пре­стол ка­то­ли­ко­са на­ходил­ся в г. Двин. В 10–12 вв. ка­то­ли­ко­сы жи­ли в разл. го­ро­дах и об­лас­тях. В 1114 еп. Ах­та­мар­ский про­воз­гла­сил се­бя пат­ри­ар­хом и ка­то­ли­ко­сом, от­ка­зав­шись при­знать ка­то­ли­ко­са в Ани; по­сле при­ми­ре­ния с ААЦ (нач. 15 в.) ка­фед­ра Ах­та­ма­ра со­хра­ни­ла ти­тул ка­то­ли­ко­са­та. Мас­со­вое пе­ре­се­ле­ние ар­мян в зап. и юж. р-ны Ма­лой Азии, вы­зван­ное на­ше­ст­ви­ем сель­джу­ков, со­про­во­ж­да­лось пе­ре­ме­ще­ни­ем ре­зи­ден­ции пред­стоя­те­ля ААЦ в Сис, сто­ли­цу Ки­ли­кий­ской Ар­ме­нии (1293). В свя­зи с по­лу­че­ни­ем кн. Ле­во­ном ко­ро­лев­ско­го ти­ту­ла от папы (1198) шли пе­ре­го­во­ры об унии с ка­то­ли­ка­ми. Часть ие­рар­хов всту­пи­ла в об­ще­ние с Рим. цер­ко­вью, од­на­ко на Сис­ском со­бо­ре (1361) лат. но­во­вве­де­ния бы­ли от­ме­не­ны. По­сле за­вое­ва­ния Ки­ли­кии мам­лю­ка­ми гл. пре­стол ААЦ был воз­вра­щён в её древ­ней­ший центр – Эч­ми­ад­зин (1441); ки­ли­кий­ские ар­хи­ереи со­хра­ня­ли ти­тул ка­то­ли­ко­сов и дол­гое вре­мя не при­зна­ва­ли гла­вен­ст­ва Эч­ми­ад­зи­на. С 15 до сер. 17 вв. в Эч­миад­зин­ском ка­то­ли­ко­са­те су­ще­ст­во­вал ин­сти­тут «трой­но­го пред­стоя­тель­ст­ва» (ка­то­ли­кос и два его за­мес­ти­те­ля). По­сле па­де­ния Кон­стан­ти­но­по­ля, став­ше­го сто­ли­цей Ос­ман­ской им­пе­рии, здесь был об­ра­зо­ван Ар­мян­ский пат­ри­ар­хат (1461); его пред­стоя­тель был при­знан ре­лиг. и адм. гла­вой «ар­мян­ско­го мил­ле­та», в ко­то­рый по­ми­мо ар­мян во­шли и об­щи­ны др. кон­фес­сий (яко­ви­ты, ма­ро­ни­ты, бо­го­ми­лы и ка­то­ли­ки). В 1651 со­стоя­лось при­ми­ре­ние Эч­ми­ад­зин­ско­го и Ки­ли­кий­ско­го ка­то­ли­ко­са­тов, об­ра­зо­вав­ших еди­ную ие­рар­хию. В России армянские епархии об­ра­зо­ва­лись в Ас­т­ра­ха­ни (1717) и Бес­са­ра­бии (1809). В 1828 Вост. Ар­ме­ния с Эч­ми­ад­зи­ном во­шла в со­став Рос. им­пе­рии. Вскоре бы­ла об­ра­зо­ва­на Но­во­на­хи­че­ван­ско-Бес­са­раб­ская епар­хия с цен­тром в Ки­ши­нё­ве (1830; в 1858–79 ре­зи­ден­ция епи­ско­па на­хо­ди­лась в Фео­до­сии). Дея­тель­ность ААЦ на её тер­ри­то­рии про­те­ка­ла в со­от­вет­ст­вии с «По­ло­же­ни­ем», ут­верж­дён­ным имп. Ни­ко­ла­ем I (1836). В Ос­ман­ской им­пе­рии, со­глас­но Нац. кон­сти­ту­ции 1860–63, ду­хов­ное и гражд. управ­ле­ние арм. на­се­ле­ния на­хо­ди­лось в ве­де­нии двух со­ве­тов: ду­хов­но­го (под пред­се­да­тель­ст­вом пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го) и свет­ско­го. В го­ды 1-й ми­ро­вой вой­ны ААЦ в Тур­ции по­нес­ла по­те­ри вме­сте со всем арм. на­се­ле­ни­ем; боль­шин­ст­во епар­хий Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха­та и Ах­та­мар­ский ка­то­ли­ко­сат пе­ре­ста­ли су­ще­ст­во­вать; ки­ли­кий­ский пре­стол воз­ро­ж­дён в 1930-е гг. в мон. Ан­тиль­яс близ Бей­ру­та. С ут­верж­де­ни­ем сов. вла­сти в За­кав­ка­зье (1920) резко со­кра­ти­лась сфе­ра дея­тель­но­сти Эч­ми­ад­зин­ско­го ка­то­ли­ко­са­та, в Ар­ме­нии раз­вер­ну­лась ан­ти­ре­лиг. про­па­ган­да. В 1945 с раз­ре­ше­ния сов. вла­стей в Ар­ме­нии впер­вые со­сто­ял­ся На­цио­наль­но-цер­ков­ный со­бор ААЦ. На­чав­шая­ся по­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны ре­пат­риа­ция ар­мян в СССР так­же по­ло­жи­тель­но ска­за­лась на ук­ре­п­ле­нии по­зи­ций ААЦ. По­сле про­воз­гла­ше­ния не­за­ви­си­мой Рес­пуб­ли­ки Ар­ме­ния роль церк­ви в куль­тур­ной жиз­ни ещё бо­лее воз­рос­ла.

Архив «Православной энциклопедии» Оклад рукописного Евангелия. 1374. Золотая кладовая Эчмиадзинского католикосата.

Ве­ро­уче­ние ААЦ ос­но­ва­но на при­зна­нии трёх пер­вых Все­лен­ских со­бо­ров. Дог­мат Хал­ки­дон­ско­го со­бо­ра о двух при­ро­дах во Хри­сте был от­верг­нут на Двин­ском со­бо­ре (554/555). В 7 в. в ходе пе­ре­го­во­ров с Кон­стан­ти­но­по­лем была за­клю­че­на т. н. Ка­рин­ская уния, од­на­ко на Ма­наз­керт­ском со­бо­ре (726) ААЦ про­воз­гла­си­ла уче­ние о еди­ной (Бо­же­ст­вен­ной) при­ро­де Хри­ста.

Ка­то­ли­ко­сы ми­ро­по­ма­зу­ют­ся неск. (от 3 до 12) епи­ско­па­ми. Толь­ко они име­ют пра­во ва­рить и бла­го­слов­лять св. ми­ро, ру­ко­по­ла­гать епи­ско­пов, ут­вер­ждать но­вые цер­ков­ные за­ко­ны и ре­шать во­про­сы цер­ков­но­го управ­ле­ния. Об­ря­до­вые обы­чаи ААЦ вос­хо­дят к древ­ней вос­точ­но­хри­сти­ан­ской тра­ди­ции и близ­ки пра­во­слав­ным. Сре­ди осо­бен­но­стей: празд­ник Бо­го­яв­ле­ния 6 янв., объ­е­ди­няю­щий Ро­ж­де­ст­во Хри­сто­во и Кре­щение; ис­поль­зо­ва­ние в та­ин­ст­ве Ев­ха­ри­стии пре­сно­го хле­ба и не­раз­бав­лен­но­го ви­на; кре­ст­ное зна­ме­ние 3 пер­ста­ми сле­ва на­пра­во; Пе­ре­до­вой пост (Ара­джа­во­рац) за 3 нед до Ве­ли­ко­го по­ста; бла­го­тво­ри­тель­ное жерт­во­при­но­ше­ние жи­вот­ных (ма­тах) в дни боль­ших празд­ни­ков. Бо­го­слу­же­ние ве­дёт­ся на др.-арм. язы­ке (гра­ба­ре). В 1924 ААЦ пе­ре­шла на но­вый ка­лен­дар­ный стиль.

Архив «Православной энциклопедии» Евангелие. 1484. Бумага. Скриптор иерей Азария, художник Киракос.

Пер­во­на­чаль­но служ­ба ве­лась на греч. и сир. язы­ках, мо­лит­вы и псал­мы пе­лись на арм. язы­ке. С 5 в. после перево­да Библии и богослужебных текстов на арм. язык – языком богослужения ста­но­вится армянский. Древ­ней­ший вид пес­но­пе­ний, воз­ник­ший сра­зу по­сле изо­бре­те­ния арм. пись­мен­но­сти, – кцурд (бли­зок ви­зант. тро­па­рю, сир. мад­ра­ше). Ав­то­ра­ми пер­вых кцур­дов бы­ли Мес­роп Маш­тоц, Са­ак Пар­тев, Мов­сес Хо­ре­на­ци и др. С кон. 6 – нач. 7 вв. раз­ра­ба­ты­вал­ся жанр ка­цурд (кон­дак), в 8 в. при­нят ви­зант. жанр ка­нон. К 9 в. кцур­ды раз­ви­лись в са­мосто­ят. гим­ны (ав­то­ры – Ана­ния Ши­ра­ка­ци и др.), в 12 в. по­лу­чив­шие назв. ша­ра­ка­нов. В 12–15 вв. сло­жи­лась пев­че­ская кни­га – Ша­рак­ноц (Гим­на­рий), ос­но­вой для ко­то­рой по­слу­жил свод гим­нов, со­став­лен­ный в 7 в. Бар­се­хом Тчо­ном. Зна­чит. роль в фор­ми­ро­ва­нии Ша­рак­но­ца и Па­та­ра­га (Ли­тур­гии) при­над­ле­жит Нер­се­су Шно­ра­ли (12 в.). Ос­но­ву арм. цер­ков­ной мо­но­дии со­став­ля­ет сис­те­ма гла­сов (Сте­па­нос Сю­не­ци в 8 в. си­сте­ма­ти­зи­ро­вал по гла­со­во­му прин­ци­пу ду­хов­ные гим­ны). Для за­пи­си пес­но­пе­ний с 9 в. ис­поль­зо­ва­лась ори­ги­наль­ная не­вмен­ная, или ха­зо­вая, но­та­ция (см. Ха­зы). В 19–20 вв. ши­ро­ко при­ме­ня­лась т. н. но­во­ар­мян­ская но­то­пись – без­ли­ней­ная но­та­ция с точ­ны­ми обо­зна­че­ния­ми вы­со­ты и рит­ма (соз­да­на в нач. 19 в. А. Ли­монд­жя­ном). Во 2-й пол. 19 в. в бо­го­слу­же­ние про­ник­ло мно­го­го­ло­сие (впер­вые – в соч. Ко­ми­та­са). С 19 в. офи­цаль­но при­ня­ты 3 осн. пев­че­ские кни­ги: Ша­рак­ноц, Па­та­раг, Жа­ма­гирк (Ча­со­слов), со­став­лен­ные Н. Таш­чя­ном. В совр. церк­ви еже­днев­ная служ­ба со­про­во­ж­да­ет­ся ша­ра­ка­на­ми (их св. 2000), в вос­крес­ные дни ис­пол­ня­ет­ся Па­та­раг .

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 8769
Источник: https://bigenc.ru/religious_studies/text/1830915

Догматические особенности Армянской церкви

Догматическое богословие Армянской церкви основывается на терминологии великих отцов Церкви IV-V веков: святителей Афанасия Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Кирилла Александрийского и других, а также на догматах, принятых на первых трёх Вселенских Соборах: Никейском, Константинопольском и Эфесском.

Разрыв с Православием у Армянской церкви возник в вопросе о соединении двух — Божественной и человеческой — природ во Христе. Армянская церковь в начале VI века официально осудила вероопределение Халкидонского (IV Вселенского) Собора проведённого в 451 году. Православная Церковь признала Армянскую церковь находящейся в ереси монофизитства. При этом Армянская церковь, как и IV Вселенский Собор, осудила учителя монофизитской ереси Евтихия. После вековых споров и колебаний, учение Армянской церкви по христологическому вопросу нашло классическую формулировку в «Изложении веры Армянской церкви» Нерсеса Шнорали, адресовавшему свой трактат императору Византии Мануилу Комнину в 1166 году.

В итоге было заключено, что Армянская церковь не приемлет постановления Халкидонского Собора по причине того, что Собор принял исповедание Римского папы святителя Льва Великого. Неприятие Армянской церкви в этом исповедании вызывают следующие слова:

«Ибо хотя в Господе Иисусе одно лицо — Бога и человека: однако иное (естество человеческое) то, откуда происходит общее того и Другого уничижение, и иное то (естество Божественное), откуда проистекает общее их прославление«.

В Армянской церкви используют формулировку святителя Кирилла, но не для исчисления природ, а для указания на неизреченное и нераздельное единение природ во Христе. Также используется изречение святителя Григория Богослова о «двух природах» во Христе, по причине нетленности и непреложности естеств Божественного и человеческого. По исповеданию Нерсеса Шнорали изложенному в «Соборном Послании Св. Нерсеса Шнорали Армянскому народу и переписка с императором Мануилом Комнином»:

«Едино ли естество принимается ради неразрывного и нераздельного соединения, а не ради смешения — или два естества полагаются только ради показания несмешанного и неизменного бытия, а не для разделения; то и другое выражение остается в пределах православия» .

Русский богослов конца XIX в. И. Троицкий, анализируя «Изложение веры» Нерсеса Шнорали, пришёл к следующим выводам.

  1. Нерсес Шнорали согласно с Халкидонским Собором определяет воплощение как соединение двух естеств: Божеского и человеческого.
  2. Согласно с Православной Церковью признает тело Иисуса Христа единосущным с телом Девы Марии, избегая заблуждения Евтихия об иносушии тела Христова с телом человеческим вообще.
  3. Согласно с Православной Церковью признает, что все существенные свойства того и другого естества сохранились вполне в соединении, а таким образом отвергает и исчезновение естества человеческого в Божественном и превращение одного естества в другое.
  4. Согласно с Православной Церковью признает общение свойств.
  5. Согласно с Православной Церковью осуждает Евтихия и монофизитов.

Начиная с средних веков и вплоть до последних лет Армянская церковь называла Православную диофизитской, а Православная Церковь Армянскую — монофизитской.

В 1964 году в городе Орхус, Дания, начался диалог между богословами Православных и Древневосточных церквей. Стороны пришли к следующим выводам:

  • Православные Церкви не являются диофизитскими, ибо диофизитизм — это несторианство, а Православные Церкви отвергают несторианство.
  • Древневосточные церкви, в том числе и Армянская — не монофизитские, ибо монофизитизм — это евтихианская ересь, которая предана анафеме Армянской церковью.

Диалог продолжается и поныне.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 3724
Источник: https://drevo-info.ru/articles/1374.html

ААЦ на рубеже 20–21 вв

Выс­шим ор­га­ном ААЦ яв­ля­ет­ся Цер­ков­но-нац. со­бор из ду­хов­ных и свет­ских лиц. На Со­бо­ре из­би­ра­ет­ся пред­стоя­тель ААЦ, ко­то­рым яв­ля­ет­ся Вер­хов­ный пат­ри­арх и Ка­то­ли­кос всех ар­мян с пре­сто­лом в Эч­ми­ад­зи­не (с 1999 – Га­ре­гин II). В юрис­дик­ции Эч­ми­ад­зин­ско­го ка­то­лико­са­та – 8 епи­скоп­ских ка­федр в Ар­ме­нии и ок. 20 за её пре­де­ла­ми. В 1966 об­ра­зо­ва­на еди­ная Но­во­на­хи­че­ван­ская и Рос­сий­ская епар­хия ААЦ с цен­тром в Мо­ск­ве; в 1997 из неё бы­ли вы­де­ле­ны епар­хии Юга Рос­сии с цен­тром в Крас­но­да­ре и Ук­раи­ны – с цен­тром во Льво­ве. К чис­лу гл. пре­сто­лов ААЦ от­но­сят­ся Ки­ли­кий­ский ка­то­ли­ко­сат (в Ан­тиль­я­се, Ли­ван), епар­хии ко­то­ро­го на­хо­дят­ся в Ли­ва­не, Си­рии и не­ко­то­рых др. стра­нах, а так­же Ие­ру­са­лим­ский и Стам­буль­ский Ар­мян­ские пат­ри­ар­ха­ты, не имею­щие епар­хий и на­хо­дя­щие­ся под ду­хов­ным окорм­ле­ни­ем Вер­хов­но­го ка­то­ли­ко­са. Епар­хии и при­хо­ды ААЦ рас­сея­ны по 5 кон­ти­нен­там ми­ра и объ­е­ди­ня­ют ок. 6 млн. ве­рую­щих. При всех 4 гл. пре­сто­лах ААЦ дей­ст­ву­ют ду­хов­ные учеб­ные за­ве­де­ния, вы­хо­дят пе­чат­ные из­да­ния.

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 1192
Источник: https://bigenc.ru/religious_studies/text/1830915

Церковная организация

Эчмиадзинскому католикосату подчиняются в религиозном отношении Киликийский католикосат (Антилиас), Иерусалимское и Константинопольское патриархатства и епархиальные управления: в США (Калифорнийское и Североамериканское), в Южной Америке, в Западной Европе (центр — в Париже), на Ближнем и Среднем Востоке (Ирано-Азербайджанское, Тегеранское, Исфаханское, Иракское, Египетское), на Дальнем Востоке (Индийско-Дальневосточное), на Балканах (Румынское, Болгарское и Греческое).

Армяне, живущие в пределах Турции, подчинены Константинопольскому армяно-григорианскому патриарху, живущие же в пределах Персии, России и Армении состоят в ведении Эчмиадзинского патриарха. Этот последний патриарх считается главой всех армян григорианского исповедания и имеет титул католикоса. Главные основы иерархического устройства и управления Армяно-григорианской церкви аналогичны тем, что приняты в Православной Церкви.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 929
Источник: https://drevo-info.ru/articles/1374.html

Иерархическое устройство

Главой Армянской церкви является Католикос. Название этого титула происходит от греческого слова καθολικός — «всеобщий». Католикос возглавляет все поместные церкви, стоя выше их патриархов. Главный престол находится в Эчмиадзине (Армения). В настоящее время католикосом является Гарегин II, 132-й глава церкви после Св. Григория Просветителя. Ниже Католикоса находятся следующие священные степени:

  • Иерархическое устройство церкви Епископы, власть которых ограничена географическими регионами — епархиями. Сколько епархий, столько и епископов в церкви.
  • Священники, служащие на приходах. Если высшие степени занимают исключительно монахи, то священник может быть женатым, но рукополагается он только после рождения сына.
  • Иеромонахи — неженатые священники, давшие обет монашества. Они могут получать учёные степени архимандрита и протоархимандрита, дающие право учительствовать и проповедовать.
  • Дьяконы и чтецы, помогающие священникам в совершении богослужения и хозяйственных делах прихода.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 983
Источник: https://1001molitva.ru/o-pravoslavii/armyanskaya-apostolskaya-tserkov-i-pravoslavie.html

Патриархи-католикосы (Эчмиадзинский католикосат)

Кафедра в Вагаршапте

  • Свт. Григорий I Просветитель (302 — 325)
  • Аристакес I Парфянин (325 — 333)
  • Вртанес Парфянин (333 — 341)
  • Исихий (Иусик) Парфянин (341 — 347)
  • Парен (Парнерсех) Аштишатский (348 — 352)
  • Нерсес I Великий (353 — 25 июля 373)
  • Чунак (? — не позднее 369) поставлен католикосом во время изгнания Нерсеса Великого
  • Исаак-Исихий (Шаак-Иусик) Маназкертский (373 — 377)
  • Завен Маназкертский (377 — 381)
  • Аспуракес Маназкертский (381 — 386)
  • Исаак I Великий (387 — 425)
  • Сурмак (425 — 426)
  • Баркишо Сириец (426 — 429)
  • Самуил (429 — 434)
    • 434 — 444 — вдовство престола
  • Иосиф I Вайоцдзорский (444 — 451)
  • Мелетий I Маназкертский (452 — 456)
  • Мовсес I (456 — 461)
  • Гют I (461 — 471)
  • Христофор Арцруни (475-480)

Кафедра в Двине

  • Ованес I (Мандакуни) (478 — 490)
  • Бабкен I (Отмесеци) (490 — 516)
  • Самвел I (516 — 526)
  • Муше I (526 — 534)
  • Исаак II (534 — 539)
  • Кристофор I (539 — 545)
  • Гевонд I (545 — 548)
  • Нерсес II (548 — 557)
  • Ованес II (557 — 574)
  • Моисей II Эгивардский (574 — 604)
    • Иоанн III Багаранский (антикатоликос, последний греческий ставленник) (595—616)
  • Авраам I Албатанский (607 — 610/615)
  • Комитас Агцский (610/615 — 628)
  • Христофор III из Апауни (628 — 630)
  • Ездра Параженакертский (630 — 641)
  • Нерсес III (641 — 661)
  • Анастас I (661 — 667)
  • Израиль I Вотмусский (667 — 677)
  • Саак III (677 — 703)
  • Егиа I (703 — 717)
  • Ованес III (717 — 728)
  • Давид I (728 — 741)
  • Трдат I (741 — 764)
  • Трдат II (764 — 767)
  • Сион I (767 — 775)
  • Есаи I (775 — 788)
  • Степанос I (788 — 790)
  • Оваб I (790 — 791)
  • Согомон I (791 — 792)
  • Геворк I (792 — 795)
  • Овсеп II Скорпион (795 — 806)
  • Давид II (806 — 833)
  • Ованес IV (833 — 855)
  • Закария I (855 — 876)
  • Геворк II (877 — 897)
  • Маштоц I (897 — 898)
  • Ованес V (Драсханакертци) (898 — 929)

Кафедра в Ахтамаре

  • Степанос II (Риштуни) (929 — 930)
  • Теодорос I (Риштуни) (930 — 941)
  • Егише I (Риштуни) (941 — 946)
  • Ананиа I (946 — 968)

Кафедра в Аркине

  • Ваан I (968 — 969)
  • Степанос III (969 — 972)
  • Хачик I (973 — 992)

Кафедра в Ани

  • Саркис I (992 — 1019)
  • Петрос I Гетадарец (1019 — 1058)

Кафедра в Тевилуре

  • Хачик II 1058 — 1065

Кафедра в Джамтаве

  • Григор II (Палавуни) (1066 — 1105)

Кафедра в Румкла

  • Барсег I (1105 — 1113)
  • Григор III (Палавуни) (1113 — 1166)
  • Нерсес IV Шнорали (1166 — 1173)
  • Григор IV Тха (1173 — 1193)
  • Григор V (Каравежа) (1193 — 1194)
  • Григор VI (Апират) (1194 — 1203)
  • Ованес VI (Мечабаро) (1203 — 1221)
  • Константин I (1221 — 1267)
  • Акоп I (Гимнакан) (1268 — 1286)
  • Константин II (Пронагорц) (1286 — 1289)
  • Степанос IV (1290 — 1293)

Кафедра в Сисе

  • Григор VII (1293 — 1307)
  • Константин III (1307 — 1322)
  • Константин IV (1323 — 1326)
  • Акоп II (1327 — 1341)
  • Мхитар I (1341 — 1355)
  • Акоп II, повторно (1355 — 1359)
  • Месроп I (1359 — 1372)
  • Константин V (1372 — 1374)
  • Погос I (1374 — 1382)
  • Теодорос II (1382 — 1392)
  • Карапет I (1393 — 1404)
  • Акоп III (1404 — 1411)
  • Григор VIII (Хандсгат) (1411 — 1418)
  • Погос II (1418 — 1430)
  • Константин VI (Вагаци) (1430 — 1439)
  • Григор IX (Мусабегиян) (1439 — 1441)

Кафедра в Эчмиадзине

  • Киракос I (1441 — 1443)
  • Григор X (1443 — 1465)
  • Аристакес II (Аротакал) (1465 — 1469)
  • Саркис II (Аджатар) (1469 — 1474)
  • Ованес VII (1474 — 1484)
  • Саркис III (Мусаил) (1484 — 1515)
  • 3акария II (1515 — 1520)
  • Саркис IV (1520 — 1536)
  • Григор XI ((1536 — 1545)
  • Степанос V (1545 — 1567)
  • Микаел I (1567 — 1576)
  • Григор XII (1576 — 1590)
  • Давид IV (1590 — 1629)
  • Мовсес III (1629 — 1632)
  • Пилипос I (1633 — 1655)
  • Акоп IV (1655 — 1680)
    • вдовство кафедры (1680 -1682)
  • Егиазар I (1681 — 1691)
  • Нахапет I (1691 — 1705)
  • Александр I (1706 — 1714)
  • Аствацатур I (1715 — 1725)
  • Карапет II (1726 — 1729)
  • Абраам II (1730 — 1734)
  • Абраам III (1734 — 1737)
  • Лазар I (1737 — 1751)
  • Минас I (1751 — 1753)
  • Александр II (Каракасиан) (1753 — 1755)
  • Саак V (1755)
  • Акоп V (1759 — 1763)
  • Симеон I (1763 — 1780)
  • Гукас I (1780 — 1799)
  • Овсеп (Иосиф) (князь Аргутинский-Долгорукий — Арлутян-Еркайнабазук) (1800 — 1801)
  • Давит V (Корганьян) (1801 — 1807)
  • Даниел I (1807 — 1808)
  • Епрем I (1809 — 1830)
  • Ованес VIII (1831 — 1842)
  • Нерсес V (1842 — 1857)
  • Матевос I (Чухаджиян) (1858 — 1865)
  • Геворк IV (Керестеджиан) (1866 — 1882)
    • вдовство кафедры (1882 -1885)
  • Макар I (Тер-Петросян) (1885 — 1891)
  • Мкртич I (Хримиан) (1892 — 1907)
  • Матевос II (Измирлиан) (1908 — 1910)
  • Геворк V (Суренян) (1911 — 1930)
  • Хорен I (Мурадбегян) (1932 — 1938)
  • Геворк VI (1945 — 1954)
  • Вазген I (1955 — 1994)
  • Гарегин I (1995 — 1999)
  • Гарегин II Нерсесян (с )

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 4624
Источник: https://drevo-info.ru/articles/1374.html

Общины в России и Иерусалиме

Армянская диаспораАрмянская диаспора в мире насчитывает около 7 миллионов человек. Все эти люди скреплены народными традициями, связанными с религией. В местах постоянного проживания армяне стараются воздвигнуть храм или часовню, где собираются для молитвы и праздников. В России церкви с характерной древней архитектурой можно встретить на Черноморском побережье, в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Москве и других крупных городах. Многие из них называются в честь Великомученика Георгия — любимого святого всего христианского Кавказа.

Армянская церковь в Москве представлена двумя красивыми храмами: Воскресения и Преображения. Преображенский собор — кафедральный, т. е. в нём постоянно служит епископ. Неподалёку находится его резиденция. Здесь расположен центр Ново-Нахичеванской епархии, включающей в себя все бывшие республики СССР кроме кавказских. Воскресенский храм расположен на национальном кладбище.

В каждом из храмов можно увидеть хачкары — каменные стрелы из красного туфа, украшенные тонкой резьбой. Эту дорогую работу выполняют специальные мастера в память о ком-либо. Камень доставляется из Армении, как символ исторической родины, напоминающий каждому армянину в рассеянии о его священных корнях.

Самая древняя епархия ААЦ находится в Иерусалиме. Здесь её возглавляет патриарх, имеющий резиденцию при храме Св. Иакова. По преданию, храм построен на месте казни Апостола Иакова, неподалёку находился дом иудейского первосвященника Анны, перед которым истязали Христа.

Кроме этих святынь, армяне хранят и главное сокровище — пожалованную Константином Великим третью часть Голгофы (в храме Воскресения Христова). Эта собственность даёт право армянскому представителю наряду с Иерусалимским Патриархом участвовать в церемонии Святого Света (Благодатного Огня). В Иерусалиме ежедневно совершается служба над Гробом Божией Матери, принадлежащим в равных долях армянам и грекам.

События церковной жизни освещаются телевизионным каналом Шагакат на территории Армении, а также англо- и армяноязычным каналом Armenian Church на YouTube. Патриарх Кирилл с иерархами РПЦ регулярно принимают участие в торжествах ААЦ, связанных с многовековой дружбой русского и армянского народов.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 2222
Источник: https://1001molitva.ru/o-pravoslavii/armyanskaya-apostolskaya-tserkov-i-pravoslavie.html

Использованные материалы

  • «АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ», Православная энциклопедия, т. 3, сс. 329-355:
  • Арутюнова-Фиданян В. А., «АРМЯНЕ-ХАЛКИДОНИТЫ», Православная энциклопедия, т. 3, сс. 326-329:

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 205
Источник: https://drevo-info.ru/articles/1374.html

Кол-во блоков: 10 | Общее кол-во символов: 24858
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://1001molitva.ru/o-pravoslavii/armyanskaya-apostolskaya-tserkov-i-pravoslavie.html: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 5259 (21%)
  2. https://drevo-info.ru/articles/1374.html: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 9482 (38%)
  3. https://bigenc.ru/religious_studies/text/1830915: использовано 3 блоков из 3, кол-во символов 10117 (41%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий