Православное благочестие — познаем вместе

[desc][/desc]

Блок: 1/8 | Кол-во символов: 185
Источник: https://www.o-vere.ru/blagochestie-chto-eto.html

Благочестие — что это? Православное благочестие в семье

Не каждый современный человек понимает значение ряда церковных слов, составлявших основу лексикона наших предков. Увы, и простые слова — вера, надежда, любовь, чистота душевная, честность, — утратили свойственную им возвышенность, очень часто их не ценят, используя в контексте насмешки. Что говорит о целомудрии, благоговении, и благочестии…

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 430
Источник: https://www.o-vere.ru/blagochestie-chto-eto.html

Православное Благочестие

В понятиях Святой Руси неукоснительное соблюдение правил веры, соединенное с добрым и хорошим поведением. «Не ведаю, – писал в XVII в. Павел Алеппский, – какие люди на свете благочестивее русских чтут имя Божие».

Воспитанные с детства с любовью к Богу, русские считали духовным и общественным центром своей жизни Божии храмы, повсюду строили их, благолепно украшали и со всем усердием посещали. Как было записано в «Домострое»: «По вся дни муж с женою и детьми и с домочадцами, кто умеет грамоте, должны отпеть вечерню, повечерие, полунощницу, с молчанием и со вниманием, и с краткостоянием, и с молитвою, и с поклонами…

Ложася спать, всякому христианину по три поклона в землю пред Богом положити, а в полунощи всегда, тайно встав, со слезами, прилежно, к Богу молитися, елико вместимо, о своих согрешениях, а утром отпети заутреню и часы, а в неделю и в праздник – молебен… А где некому пети, молитися довольно вечером и утром, а мужам отнюдь не отпускати церковного пения: вечерни, заутрени, обедни… А женам ходити в церковь Божию, как вместимо, по совету с мужем. А в церкви стояти – ни с кем не беседовати, с молчанием слушати, никуда не обзиратися, ни на стену не приклонятися, ни к столпу, ни с посохом не стояти, ни с ноги на ногу переступати, и до отпуста из церкви не уходити, а приходити к началу…

Русские брали с собою святые иконы во все свои значимые предприятия

И дома, и везде, всякому человеку всякое дело начинати, рукодельничати, или ясти, или пити, или пищу варити, прежде святым поклонитися трижды в землю; а по нужде до пояса, кто умеет – «Достойно» – проговорити до конца, да молитву Иисусову проговоря, да перекрестяся, молвя: «Господи, благослови, Отче», и тако начинати всякое дело: тогда Божия милость поспешествует, ангел невидимо помогает, а бесы отбегают». И эти заветы, эти правила – были не пустые слова.

Правда, люди простые не могли часто ходить к богослужению, сравнительно редко ходили и женщины, занятые домашним хозяйством; но сам царь со своими боярами каждый день бывали на всех церковных службах; другие, более или менее состоятельные люди, старались тоже не пропускать служб, особенно по пятницам, субботам, воскресным и праздничным дням; иные же ходили в церковь только к обедне, а прочие службы отправляли дома. Домашняя молитва и крестное знамение употреблялись так часто, что, по отзывам иностранцев, нелегко было найти, кто бы в этом равнялся с русскими.

Вставая от сна, принимаясь за какое-либо дело, выходя из дома и входя в него, проходя мимо церкви, часовни, иконы или встречаясь с крестным ходом, слыша звук колокола, садясь за трапезу, отходя ко сну и вставая ночью, наши предки полагали на себе крестное знамение, делали поклоны, произносили молитву, чаще всего «Господи, помилуй». Многие, от царя до простолюдина, подобно монахам, являлись всюду с четками в руках и (когда была возможность) перебирали их, творя молитву. В особых случаях, например собираясь в дальний путь, призывали священника и служили молебен, а кто познатнее, ходили к епископу и вместе с благословением получали от него икону; перед посевом и после уборки хлеба зерно освящали в церкви.

Святыню чтили с великим благоговением. Иконы и кресты ставились на городских воротах, площадях, на дорогах, на воротах домов и в каждой комнате; у богатых людей были особые крестовые комнаты, или молельни, уставленные рядами икон и крестов. Русские брали с собою святые иконы в путешествие в чужие края, при выступлении в поход, при защите города от врагов, при заключении договоров, при болезнях и др. народных бедствиях, подносили царям, патриархам и др. лицам; с крестом в руках встречал священник проезжих на больших дорогах и переездах через реки, чтобы благословить их путь.

В домах святые иконы ставили благолепно, с разными украшениями, закрывали завесами от пыли, отирали мягкою губкою, остерегались касаться их нечистыми руками, с нечистой совестью, зажигали пред ними свечи и лампады, кадили благовонным ладаном, после молитвы, перекрестясь, целовали их, «дух в себе удержав, а губ не разеваючи»; считали неприличным касаться лика святого на иконе. Подобным образом относились и к просфоре, и др. священным предметам.

Антидор и просфору вкушали бережно, с благоговением, боясь уронить крохи на землю, ломали маленькими кусочками и клали в рот; есть просфору с чем-либо, кроме святой воды, или есть после другой какой пищи считали за грех. Святой водою окропляли себя, помазывались, пили ее на освящение души и тела, употребляли во время повальных болезней и голода. Царю и патриарху ее присылали отовсюду как священный дар, и духовник каждое утро окроплял ею царя.

Посты, особенно Великий, соблюдали наши предки с особенной строгостью: вкусить мясную или молочную пищу постом считали за такой тяжкий грех, что скорее бы согласились умереть, чем сделать это. Кроме установленных Церковью постов, многие налагали на себя добровольные посты. При общественных бедствиях прибегали иногда к всенародному покаянию и посту, чтобы очиститься и умилостивить Бога.

Читать православный словарь полностью

Материал создан:

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 5210
Источник: http://iamruss.ru/ortodox-godliness/

Церковное благочестие в переводе

Благочестие — перевод прекрасного греческого слова «эвсебия», активно использующегося нашими единоверцами. Пояснить это слово можно через ряд синонимов — это почтение к родителям и начальникам, уважение и любовь к ближним. Но главное для благочестивого человека — должное отношение к Богу и Церкви, почитание святынь и икон, правильное поведение в храме. Это слово определяет жизнь человека, живущего церковной, православной жизнью.

Изначальное значение слова «Церковь» — собрание учеников Христа, христиан; в переводе — «собрание». Интересно, что первые христиане собирались зачастую не только в зданиях, важно, что они были вместе даже под открытым небом и могли совершать Таинства, молиться. Понятие «Церкви» достаточно широко: это и здание (в этом значении слова церковь и храм — одно и то же!), и собрание всех верующих людей, и региональное собрание православных людей — например, Русская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь.

Вот почему истинно благочестивый и воцерковленный человек постарается найти в Церкви круг общения, общину — именно к этому призывает нас Христос. Так люди поддерживают друг друга в добродетелях и добрых делах, помогают при необходимости, дарят радость — ведь и Господь дарует нам радость любви, радость созданного Им мира.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 1337
Источник: https://www.o-vere.ru/blagochestie-chto-eto.html

В Ветхом Завете

понимание Б. обусловлено посюсторонностью религ. сознания ветхозаветных людей и узостью воззрения одного народа. Евр. слово   ( ) относится к области межличностных отношений, отношений между родственниками и друзьями, и обозначает связанные между собой понятия: «милость», «верность», «справедливость», «привязанность» и «взаимопомощь». Религ. основу этических отношений составляла богобоязненность как главное условие Б. и как главное требование, предъявляемое человеку Богом. Бог требует только того, чтобы человек боялся Господа Бога своего, «ходил всеми путями Его», любил Его и служил Ему от всего сердца своего и от всей души своей (Втор 10. 12). Богобоязненность предшествует конкретным повелениям и заповедям Бога и представляет собой внутреннюю суть Б., пребывание в к-ром зависит от самого человека. Поэтому в ВЗ Б. определяет религиозно-этическое качество человека, стремящегося к познанию Бога путем проникновенного изучения закона Божия и готового с радостью выполнять постановления Божии, главной целью и существенным содержанием к-рых были верность и любовь в отношении к Богу и добро и милость в отношении к человеку — единоверцу и соплеменнику. Носителей Завета и исполнителей Закона как выразителей Б. избирает к Себе Бог, Который внемлет их молитвам и удостаивает их благ в земной жизни. Главным внешним признаком Б. ветхозаветных евреев являлось соблюдение законов и обрядов, предписанных им высшим авторитетом. Св. Иустин Философ говорит об иудеях, к-рые, понимая законные установления буквально, по плоти (σαρκικῶς), почитают Б. лишь исполнение обрядовых норм, будучи в душе преисполнены коварства и всякой злобы (ἡγεῖσθε εὐσέβειαν, ἐὰν τοιαῦτα ποιουντες τὰς ψυχὰς μεμεστωμένοι ἦτε δόλου καὶ πάσης κακίας ἁπλῶς — Iust. Dial. 14. 2), вслед. чего «они создали религию строжайшей обрядности; и даже глубокие нравственные прозрения их позднейших пророков не могли ни изменить, ни отменить выработанное ими национальное понимание религии» (Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993. С. 163). В исторической жизни Израиля Б. обусловлено страхом перед тем, что Бог может отменить Свое благоволение, о чем предупреждали пророки. Отсюда суть ветхозаветного Б. заключалась в благоговении перед Богом, связанным с прославлением Его имени. Народ Израиля воспевал своего сильного Бога, в преданности Которому видел гарантию защиты от врагов и основу благополучия народа. Б. в ВЗ означает, т. о., установку Израиля на богопочитание, основной смысл к-рого заключается в страхе Божием.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 2521
Источник: http://www.pravenc.ru/text/149337.html

Книги о благочестии

Азбука Православной Церкви — это Евангелие, но каждый, не совсем понимающий слова Евангелия, может обратиться к толкованию Святых Отцов, например, святого Феофилакта Болгарского.

Православная литература об Исповеди — например, «Опыт построения Исповеди» архимандрита Иоанна Крестьянкина, современного нам старца, скончавшегося в 2006 году. Он знал грехи и скорби современных людей.

Руководства к духовной жизни — например, труда святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, а также современных старцев — игумена Никона (Воробьева) и Паисия Святогорца, афонского святого-чудотворца, хорошо знавшего проблемы современных людей.

«Практика современного благочестия» Николая Пестова — наиболее точно описывающая жизнь современного благочестивого человека книга. Ее автор — церковный богослов и историк, ученый, доктор химических наук, ушедший из жизни совсем недавно, в 1989 году. Этот человек вырастил троих детей, создал и сохранил благочестивую православную семью в безбожном советском государстве.

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 1062
Источник: https://www.o-vere.ru/blagochestie-chto-eto.html

В Новом Завете

Бог явил во Христе образ совершенного Б., открываемого в Его безмерной благости и всепрощающей любви к согрешившему и падшему человеку. Пришествие Бога в мир и Его явление на земле во плоти св. ап. Павел называет «великой благочестия тайной» (1 Тим 3. 16). Таинственный смысл Б. заключается, согласно общему богословскому характеру благовестия ап. Павла, в том, что честь и достоинство человека возводятся в степень абсолютного онтологического соответствия с его предвечным Божественным предназначением. В свете Пришествия Христова Б. получает безусловное и высшее оправдание, поскольку Сын Божий в тайне Воплощения стал глубочайшей основой существования каждой отдельной человеческой личности не только в онтологическом, но и в нравственном смысле. Св. евангелист Лука, приоткрывая таинственную завесу времени детства Богочеловека, указывает на причастность Отрока Иисуса к традиции ежегодного празднования Пасхи в семье Иосифа, сохранявшей уклад ветхозаветного религ. Б. В повествованиях синоптиков сила Б. Господа Иисуса проявляется в Его знамениях и чудесах, к-рые он совершает Духом Божиим и против хулы на Которого строго предостерегает Своих клеветников. В Евангелии от Иоанна верующим преподносится образец Б. Христова, к-рое залючается в исполненном богосыновней любви почитании Отца. Подлинное Б. состоит в поклонении Отцу «в духе и истине», и «таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин 4. 23). Открываемый в личности Богочеловека идеальный образец Б. удостоверяется свидетельством событий Его земной жизни, начиная с момента обнаружения Его богосыновнего сознания в 12-летнем возрасте в иерусалимском храме и кончая эпизодом Его Гефсиманской молитвы, когда Он явил Себя истинным Первосвященником, услышанным за Свое благоговение (Евр 5. 6-10). В грядущем явлении Христа во славе все благочестно жившие на земле праведники «воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф 13. 43). В свете эсхатологической устремленности Б. учеников Христа Спасителя состоит в благодушном и терпеливом ожидании Второго пришествия Христова и в полном и всецелом доверии к Небесному Отцу, молитва к Которому «Отче наш» заключает основные черты христ. Б.: прославление Небесного Отца, принятие Его Царства и преданность Его воле.

Б. первых христиан было ориентировано на достижение идеала Б., явленного в кенотическом (см. Кеносис) спасительном подвиге Сына Божия. Основание христ. Б. заключается в том, что через крещение человек отвергает прежнее языческое нечестие и мистически соединяется с воскресшим Христом. В Посланиях святых апостолов понятие Б. присутствует как открыто, так и имплицитно и теснейшим внутренним образом связывается с новой жизнью человека во Христе, основанной на вере в Пришедшего, Пострадавшего, Воскресшего и Грядущего со славою Сына Божия. Согласно апостольскому учению, «как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим 6. 4). В этом благодатном единстве со Христом каждому верующему открывается в жизни Церкви путь к Отцу, приближаясь к Которому человек уже не может спрятаться за закон для своего оправдания, оправдываясь исключительно верою во Христа, явившего образ совершенного Б. в силе Св. Духа.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 3188
Источник: http://www.pravenc.ru/text/149337.html

Как вести себя в храме благочестиво

Правильное крестное знамение совершается правой рукой, сжатыми большим, указательным и средним пальцами. Они символизируют силу и всемогущество Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого — Нераздельной Святой Троицы.

  • Вначале пальцы нужно прижать ко лбу, освящая тем самым свой ум и вспоминая о небе и своем предназначении тянуться к духовному, к Богу;
  • затем к животу (примерно на уровне талии), освящая внутренние органы и вспоминая о земной и смертной своей природе;
  • к правому и затем к левому плечу, освящая все тело и вспоминая Святого Духа как Осуществляющего единение всего сущего в Боге.

При входе в храм и целуя иконы в храме и дома крестятся трижды. Есть несколько вариантов молитвы во время осененения себя крестным знамением:

  • прикладывая пальцы ко лбу, говорить: «Во имя Отца»;
  • к животу: «И Сына»;
  • к плечам: «И Святого Духа. Аминь».

По другой традиции можно креститься три раза и перед каждым крестным знамением говорить следующие молитвы.

  • Перед первым: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня, грешного» (или: «Пресвятая Троица, слава Тебе» — то есть обращаться к Богу в Трех Лицах);
  • Затем: «Пресвятая Богородица, спаси нас!»;
  • Наконец: «Все святые и Ангельские силы, молите Бога обо мне».

После крестного знамения обычно кланяются в пояс (достаточно легко наклониться).

Войдя в храм, приобретите в церковной лавке свечи, напишите записки о поминовении близких. Вы увидите перед иконами особые позолоченные подсвечники на много тонких свечей и несколько толстых. Они находятся перед большинством икон, а также около иконы, лежащей по центру храма на отдельном наклонном столике — аналое.

Первую свечу ставят именно на центральный подсвечник, говоря про себя: «Господи, благослови! Пресвятая Богородица, спаси нас!» — затем к другим иконам. После постановки свечи крестятся и кланяются на алтарь. Во время богослужений свечи лучше не ставить. Смотрите по ситуации, креститесь вместе с другими людьми, кланяйтесь. В храме особо никто за вами наблюдать не будет.

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 2054
Источник: https://www.o-vere.ru/blagochestie-chto-eto.html

Православная традиция Б.

Св. отцы и учители Церкви в нравственных и пастырских наставлениях сформировали классический по стилю и одухотворенный по содержанию образ правосл. христ. Б. «Не в законе о благочестии (μὴ ἐν νόμῳ τῆς εὐσεβείας) видится красота, но сверкает она более в силе евангельского воспитания» (Cyr. Alex. Comment. in XII prophetas minores).

Ориген в полемике с язычниками под Б. понимает христ. религию, истинность христианства (Orig. Contr. Cels.); сщмч. Ириней Лионский в обличении гностицизма подразумевает под Б. (θεοσέβεια) истинную веру (Iren. Advers. haer. I 9. 3); блж. Августин называет Б. (pietas/εὐσέβεια) богопочитание в собственном смысле (Aug. De civ. Dei. X 1. 3). Свт. Григорий Богослов учит, что истинное Б. открывается в любви к Богу через соблюдение Его заповедей (Greg. Nazianz. Or. 3). «Упражняй себя в благочестии» (1 Тим 4. 7), т. е. в чистой вере и правой жизни, ибо это, по определению свт. Иоанна Златоуста, и есть Б. (Ioan. Chrysost. In 1 Tim. 12. 2). Евагрий Схоластик в «Церковной истории» говорит о почитании Бога «молитвами и прочими благочестиями» (λιταῖς τε καὶ ἄλλαις εὐσεβείαις) (Evagr. Schol. Hist. eccl. IV 24).

Свт. Киприан Карфагенский (Cypr. Carth. Ep. 55. 29), блж. Августин (Aug. De Civ. Dei. X 1. 3) понимали Б. как милосердие Бога или милосердие человека в отношении к ближнему. Св. Иустин Мученик говорит о Б. Сына к Отцу (Dial. 98. 1). Ориген считает, что Б. более всего подходит ко Христу в Его Страстях (Orig. Exort. au Martyre). Свт. Григорий I Великий относит Б. к Самому Богу и к Иисусу Христу (Greg. Magn. In Evang. II 33. 7-8), именует Бога pius в отличие от греч. отцов, к-рые никогда не использовали слово εὐσεβής (и производные) в таком случае (Mehat. Col. 1715).

Свт. Афанасий Александрийский считает Б. признаком правильности догматической формулировки: он говорит о Никейском Символе, что в вере, исповеданной отцами в Никее, «нет никакого недостатка, но она исполнена благочестия (πλήρη εὐσεβείας εἶναι)» (Athanas Alex. Tom. ad Antioch.). Б. же отличает таинства правосл. Церкви от совершаемого у еретиков. Крещение у ариан абсолютно бесплодно, поскольку «не несет никакого содействия благочестию» (μηδὲν ἔχον πρὸς εὐσέβειαν βοήθημα), как и у др. еретиков, оно «бесполезно, лишено благочестия» (ἀλυσιτελὲς… λειπόμενον εὐσεβείᾳ) (Athanas Alex. Or. contr. arian. 2).

Свт. Василий Великий, говоря о постепенности в достижении вершин добродетели, различает степени Б. Он уподобляет упражнение в Б. лестнице, виденной Иаковом (Basil. Magn. Hom. in Ps. 1), «уразумение благочестия усовершается чрез постепенные приращения» (Basil. Magn. De Spirit. Sanct. 1). Восхождение души, согласно свт. Василию, есть искусство достижения «мудрости совершенных», некий процесс образования «подвизающихся в училище благочестия» (Asceticon (fus.)). Согласно свт. Иоанну Златоусту, шествующим путем Б. нужны бодрость, мужество и пламенное чувство страха Божия (Ioan. Chrysost. In S. Ignat.); тысячи «по всей вселенной», говорит свт. Иоанн, претерпели страдания ради Б. (Ioan. Chrysost. In 1 Cor. 4. 4). Согласно Клименту Александрийскому, Б. превосходит все добродетели, поскольку именно оно «учит поклоняться и почитать высочайшую и значительнейшую причину» (Clem. Alex. Strom. 2. 18).

Бог благоволит благочестивым, свт. Климент Римский приводит пример Лота, спасенного от наказания, постигшего жителей Содома, «по причине странноприимства и благочестия» (διὰ φιλοξενίαν καὶ εὐσέβειαν) (Сlem.Rom. . 1) .

Понятие Б., редко встречающееся у мужей апостольских, уже у ранних апологетов (св. Иустин Мученик) наполняется христ. содержанием (Mehat. Col. 1710, 1712), затем органически вплетается в контекст нравственного учения Церкви, наставляющего человека, как нужно жить в соответствии с христ. призванием, чтобы быть достойным Божией милости и любви.

В дальнейшей жизни Церкви, призывающей всех верных совершать «жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим 2. 2), в содержание понятия Б. интегрируются духовные и культурные достижения, получая в развитии традиции христ. Б. свое высшее этическое обоснование. В Римской империи наряду с различными историческими и культурными факторами христ. Б. стало великой духовно-нравственной силой, обеспечившей торжество христианства в ее пределах. Византия явила в своей истории первый и величайший тип правосл. христ. цивилизации, вера и традиции Б. к-рой определили связующее ее духовно-нравственное начало. Традиции Б. охватили различные стороны личной, семейной, общественной и гос. жизни. Главной характерной тенденцией Б. было основанное на апостольской традиции развитие литургических форм церковной жизни, приведшее к расцвету церковной проповеди, агиографии, гимнографии, храмовой архитектуры, иконографии, монашеской аскетики и высокохудожественного визант. обряда.

Все, что вносит в устроение души благо и ведет к созиданию идеальных форм человеческого бытия как сферы проявления надмирного Божественного начала, становится предметом предпочтения, преклонения, почитания, торжественного провозглашения и конечно же воплощения в культуре сознания и поведения, в опыте умозрения и действия, в подвиге служения и творчества. Б. понимается как наука, имеющая своим призванием наставить человека чтить благо и оказывать ему должную «честь», т. е. предоставлять ему достойное место в жизни в связи с задачей духовно-нравственного и религ. восхождения человека к Богу. В трактовке правосл. Б. можно выделить неск. основных аспектов. 1. Б. как основной религ. принцип отношения человека к Богу и спасительным действам Его Божественного Промысла. 2. Б. как путь следования Богооткровенной истине, открывающейся в конкретных предписаниях Православного Предания. 3. Б. как истинность исповедания догматов правосл. веры (правила веры) в строгом соответствии с апостольской и святоотеческой традициями и постановлениями Вселенских Соборов. 4. Б. как стиль жизни, построенной в соответствии с идеальными требованиями духовного совершенства, включающими заповеданную Евангелием любовь к ближним, благотворительность и патриотическую доблесть. 5. Б. как степень духовно-нравственной сформированности личности в ее восхождении к обожению. Структуру понятия Б. в том виде, в каком оно сформировалось в правосл. сознании, составляют, т. о., одновременно религ., мировоззренческий и этический компоненты.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 6347
Источник: http://www.pravenc.ru/text/149337.html

Благочестивая женщина в церкви

Как и в любое место — на работу, в театр, в музей — в храм нужно быть одетым уместно. Мы приходим к Небесному Царю, к святым, чтобы благоговейно поговорить с ними, помолиться. Во многих фирмах сегодня требуют офисный черно-белый дресс-код. Так и в храме принят дресс-код, впрочем, не очень строгий.

Общее правило для посещения храма — не стоит особо привлекать к себе внимание (чтобы не отвлекать от молитвы), однако нужно быть одетой аккуратно и красиво (чтобы соответствовать торжественности и чистоте храма). По сезону можно надеть и сарафан на бретельках, майку — только чтобы они не выглядели вызывающе.

Часто в храмах создаются молодежные общины, где ребята общаются друг с другом. Так создаются многие православные семьи. И не будет никакого греха в том, что молодые люди будут выглядеть стильно и мужественно, а девушки покажут свою красоту и женственность, немного воспользуются даже косметикой — ведь сегодня в обществе легкий макияж уже стал почти гигиенической процедурой, его наносят, чтобы просто выглядеть аккуратно.

Начнем от обратного — что лучше точно оставить дома.

  • Не стоит надевать мини-юбки и топы с глубоким декольте.
  • Не надевайте вещи обтягивающие вещи летом, особенно с анималистическим принятом (зебра, леопард).
  • Не надевайте вульгарных вещей.
  • Если в наряде есть один яркий цвет — остановитесь на нем, добавьте монохромных цветов. Не стоит сочетать в наряде несколько очень ярких вещей, даже если в итоге получается ультрамодный образ.
  • Не надевайте просвечивающие топы — кружевные блузки и в обычной жизни стоит прикрывать кардиганом, например.
  • Не стоит надевать топы с большими, привлекающими внимание надписями.
  • Не стоит надевать брюки, джинсы, идя на службу. Зайти в церковь в таком виде можно, но вот причащаться и молиться за богослужением лучше в юбке. В большинстве храмов сегодня можно взять на время юбки на завязках, так что не смущайтесь и заходите смело.

    Не создавайте… образ монашки! Правда, не стоит надевать на себя все самое темное, старое и закрытое. Сегодня женщина и особенно девушка в церкви, стоящая в такой наряде, вызывает вопросы, если только она не является трудницей монастыря и не вынуждена носить эту одежду по роду послушания (работы в обители).

Что нужно взять с собой в храм

  • В первую очередь — платок. Женщины в России традиционно покрывают голову. Здесь много вариантов: косынка, шарф, палантин (лучше тоже без броских надписей).
  • В церкви можно находиться и просто в головном уборе — шляпке, шапочке, берете.
  • Нательный крест.

Отметим, что совершенно ничего страшного в том, что вы по движению души зайдете в храм без платка или не будучи крещены, без нательного креста. Косынки и платки дают на время (они обычно вместе с юбками висят в церковной лавке или у дверей в храма — это бесплатно), а крестик вы можете приобрести, если крещены, самый недорогой, чтобы со временем купить, какой понравится. Если вы не крещены и хотите это сделать — узнайте в церковной лавке о времени Крещения и подготовке к нему.

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 3058
Источник: https://www.o-vere.ru/blagochestie-chto-eto.html

Традиции православного церковного Б. в России

приобретают широкую популярность с самого начала распространения здесь христианства и входят в состав рус. религ. жизни. История рус. Б.- это прежде всего история рус. святости и рус. святых, начиная от святых равноапостольных вел. кнг. Ольги и вел. кн. Владимира Святославича Красного Солнышка и до прославленных в лике святых Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви в 2000 г. новомучеников и исповедников Российских. Ревнители Б.- это носители правосл. святости: благоверные князья, страстотерпцы, святители, преподобные, юродивые Христа ради, праведные мужи и жены, благодатные старцы, новомученики и исповедники Российские. Тема правосл. Б. нашла отражение в памятниках церковной письменности Киевской и Московской Руси, в житиях и службах, посвященных рус. святым, в исторической и церковно-исторической лит-ре, в творениях церковных писателей, в записках и отзывах иностранцев, посещавших Россию и отмечавших феномен рус. Б., в рус. классической художественной лит-ре и искусстве, в наследии мыслителей, размышлявших о духовных судьбах России. «Если вспомнить о русском благочестии, как оно обнаружилось в русской святости от Сергия Радонежского в XIV веке до старцев XIX века, то мы увидим, что Русская Церковь, имея византийскую традицию в качестве исходного пункта, одновременно развивалась к совершенно своеобразному возрождению, истинному ренессансу Восточного христианства» (Франк С. Л. Русское мировоззрение. СПб., 1998. С. 197). В плане народного бытового Б. история создает разные, не похожие один на др. образы Руси: Русь Киевская, Русь Московская, Россия императорская и Россия советская. В религ. жизни Московской Руси надолго установился тот тип уставного Б., обрядового исповедничества, к-рый поражал иностранцев, восхищавшихся рус. церковным благолепием. Опасность этого типа Б. состояла в подмене религ. содержания внешней литургической формой, приверженность к к-рой как к чему-то абсолютному и самодовлеющему заслоняла собой истинный смысл содержания религ. жизни. Но было бы неправильным, по замечанию Н. А. Струве, рисовать рус. Б. как исключительно литургическое или обрядовое. «С самых первых, киевских, времен русское благочестие не в меньшей мере проникалось исихастской духовностью, основанной на сугубо личной, постоянной, внутренней молитве» (Струве Н. Православие и культура. М., 1992. С. 198). С эпохи прп. Сергия Радонежского Русь в лице учеников его школы, подвижников «русской Фиваиды», предается созерцанию и молитве, утверждая традицию мистического Б., самым ярким представителем к-рого был в XIX в. прп. Серафим Саровский, видевший сущность Б. и самой церковности в стяжании благодати Св. Духа и Его даров и излучавший на всех Божественную любовь. В XVIII в. свт. Тихон Задонский писал, что благочестивые являются свидетелями истины, они «как делом жития своего, так и словом о истине свидетельствуют, чего злый мир не любит и того ради гонит свидетелей истины» (Т. 3. С. 69); Б. есть признак «духовно живущего» человека (Т. 3. С. 245); источником Б. является истинное богопознание (Т. 2. С. 135); своим благочестивым житием христианин прославляет имя Божие (Т. 3. С. 69); Б. есть терпение, кротость, смирение (Т. 5. С. 81; Т. 2. С. 50); имея «истинное благочестие внутрь себе», христианин обретает истинное счастье (Т. 4. С. 98); его ждет жизнь вечная, ибо Б. есть путь в Царство Небесное (Т. 2. С. 50); «благочестивые, которые трудились в подвиге веры и благочестия», «перестают временно жить, но начинают вечно», они получают от Господа вечное блаженство, «тако благочестивых смерть есть приобретение» (Т. 3. С. 416-417). На протяжении XIX — нач. XX в. традиции правосл. Б. ярко проявляются в образе Б. оптинских старцев и распространенных в монашеской и народной среде носителей харизматических дарований. Правосл. Россия стремилась подчинить весь уклад своей внешней и внутренней жизни высшему и священному идеалу, каким оставалось для нее искомое и чаемое Царство Божие. Свт. Игнатий (Брянчанинов) приводит выражение ап. Павла (1 Тим 3. 16), что Воплощение — «великое таинство благочестия» (С. 139); «введение в благочестие», пишет он, приобретается новоначальным иноком, вступающим на путь «совершения дела покаяния», через усвоение 3 добродетелей: очищение помыслов, непрестанную молитву и претерпевание встречающихся скорбей (Там же. С. 155). Свт. Феофан Затворник определяет Б. как «жизнь в духе веры», т. е. «постоянное, искреннее, полное и всестороннее хождение в духе единой истинной и святой веры» (С. 364-365); святитель выделяет 3 класса обязанностей Б., определяющих чувства, вытекающих 1) из воссоединения с Богом в Иисусе Христе, 2) из пребывания в общении с Богом, 3) из общения с Церковью (С. 367); подробно описывает «весь порядок благочестивого настроения духа в христианстве» (С. 404-405 сл.); христ. благочестивую жизнь свт. Феофан определяет как «жизнь в единении с Богом в Господе Иисусе Христе во Святой Церкви, или по домостроительству спасения нашего» (С. 366). Свт. Филарет (Дроздов), митр. Московский, называет храм «училищем Боговедения и благочестия» (С. 139), а создание храма — «свободным делом благочестия» (Там же. С. 119-120).

На протяжении советского периода совершался нравственный поединок правосл. Б. с идеологией строителей «новой жизни». «Русская Церковь дала Христу тысячи мучеников, особенно в первые годы революции. Гонения воспламенили веру и ревность избранного меньшинства. Давно Русская Церковь не знала такого цветения святости…» (Федотов Г., прот. Россия, Европа и мы. П., 1973. С. 17). После празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. Русская Церковь начала миссию возрождения в обществе традиций правосл. веры и Б.

Лит.: Благочестивые чувствования благодеяниями Божиими тронутого человека. М., 1809; Благочестивые размышления. СПб., 1862; Филарет (Дроздов), свт. Соч. М., 1882. Т. 4; Тихон Задонский, свт. Творения: В 5 т. М., 1889; Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М., 18952. С. 364-486; Модестов С., прот. Путь веры и благочестия христианского. М., 1898; Варфоломей, архим. Христианская жизнь, или черты деятельного благочестия по учению святых отцов Православной Церкви. М., 1912; Mehat A. : La Piété antique — 2o Dans l’ancienne littérature chrétienne // DSAMDH. T. 12. Part 2. Col. 1694-1714; Solignac A. : Moyen Âge // Ibid. Col. 1714-1725; Платон (Игумнов), архим. Православное нравственное богословие. Серг. П., 1994. С. 198-205; Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. М., 1996.

Богословие нравственное Этика Благочестие, внутреннее благоустроение души, основанное на богопочитании и выполнении религиозных и нравственных предписаний

АВГУСТИН Аврелий (354 — 430), еп. Гиппонский , блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

БЛАГОГОВЕНИЕ религ.-нравст. чувство

АБОРТ искусственный выкидыш

АВТОНОМНАЯ ЭТИКА направление в этике

АДИАФОРА термин из области античных этических учений, обозначающий ряд безразличных в отношении добра и зла феноменов

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 7125
Источник: http://www.pravenc.ru/text/149337.html

Благочестивая семья

Семья — основа жизни каждого человека. Без поддержки родных, без мира в семье, наконец, без «второй половинки» наша жизнь кажется нестабильной, неполной. Однако, создав семью, нужно суметь ее сохранить. Взаимопонимание, забота и бережное отношение друг ко другу — залог любви на всю жизнь. Но и это еще не все. В современном мире, полном искушений, уверена в своем будущем может быть та молодая семья, которая возлагает упование на Бога: дав обещание друг другу и Господу в верности и взаимной поддержке, в будущем они всегда смогут напомнить друг другу об этом.

Православная семья начинается с Венчания. Это Таинство Церкви, которое скрепляет супружеский союз благословением Божиим. Это верное начало для долгой и счастливой семейной жизни, благословение на деторождение. Помните, что Венчание, пусть и является необычайно красивой внешней и даже модной церемонией, в первую очередь, священнодействие. Вы берете ответственность друг за друга перед Богом.

Можно венчаться и если вы прожили несколько лет в гражданском браке (именно так называется зарегистрированный в ЗАГСе брак). Если же вы просто жили вместе до Венчания и росписи, стоит покаяться в этом грехе в Таинстве Исповеди — секс до свадьбы называется блудом — и не совершать его более до Венчания.

Отметим, что современные священнослужители не считают, что главнейшей обязанностью семьи состоит деторождение.

Социальная концепция Русской Православной Церкви говорит, что контрацептивные средства, кроме абортивных, не являются греховными. Люди должны уметь и иметь материальную возможность растить и воспитывать детей, для этого нужно подготовиться к их рождению.

Важнейшей совместной обязанностью супругов, целью брака является совместное духовное развитие, совершенствование себя и другого в браке, реализация своих талантов и помощь в реализации талантов супруга. И, конечно, муж и жена делят вместе радости и скорби, то есть неоправданным является оставление в опасности, в тяжелой болезни, в бедности своего супруга или супруги.

По словам апостола Павла, жены должны повиноваться мужьям, а мужья заботиться о женах. Это значит, что жена должна доверять мужу принятие важных решений, а муж стараться создать комфорт душевный и материальный для жены. Супруги должны слушать и слышать друг друга, уметь находить компромиссы.

Верность друг другу — также естественная обязанность мужа и жены в православной семье. Отметим, что существует процедура церковного развода (не «развенчания»). Измена — один из случаев, когда Церковь позволяет развестись и даже вступить в другой церковный брак человеку, которому изменили. Другими поводами являются алкоголизм, наркомания, психические заболевания, насилие в семье.

Часто и верующему мужу или верующей жене удается воцерковить изначально не интересующуюся Церковью свою половинку — стоит только делиться своей радостью о Боге, не заставлять молиться подолгу, ходить в храм со своим супругом или супругой нечасто, но периодически.

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 3004
Источник: https://www.o-vere.ru/blagochestie-chto-eto.html

Маска благочестия

Многие молодые женщины расстраиваются, когда с ними неприветливо обращаются церковные служительницы или бабушки-«завсегдатаи храма», пожилые прихожанки. Каждая из нас грешница, у каждой — свой жизненный опыт и душевные раны.

Если к вам обратились грубо, сделали замечание по одежде, скажите, что вы читали о том, как одеваться православной женщине, и стараетесь по мере сил соответствовать. При особо неприятном обращении, предложите подойти вместе к священнику и разрешить спор. Священников точно не стоит стесняться — батюшки, за редкими исключениями, адекватные, современные, добрые и внимательные люди.

Особенно некрасиво, когда считающие себя воцерковленными верующие люди говорят: «Этот ребенок (мужчина, девушка) не умеет вести себя в церкви (не так одет, не так крестится) — он одержим», то есть в него вселился бес.

Если вы пока неуверенно себя чувствуете в церкви — просто не обращайте внимания. Если же вы можете, старайтесь мягко увещевать таких людей: все мы несовершенны.

Слово «ханженство», то есть показное благочестие было известно во все века. Люди грешны, и многие, будучи не в состоянии получить уважение вне храма, в церкви пытаются чувствовать себя опытными, «мастерами» за счет других, пока невоцерковленных. Если вы замечали за собой или за другими, что человек одевается особым образом, все время хочет говорить тихим «смиренным» голосом, но осуждает других, не помогает, часто раздражается — такому человек, увы, стоит последить за собой. Недавно стала широко известна фраза самого Святейшего Патриарха Кирилла, ответившего на вопрос женщины о цвете одежды, что цвет гардероба не имеет никакого отношения ни к благообразию, ни к Православию в общем. Предстоятель Церкви имел ввиду, что, надев черное или темное платье, святой не станешь. Даже святая блаженная Ксения Петербургская носила красную кофточку и зеленую юбку — и эти яркие цвета не помешали ей стать великой праведницей.

Да хранит и бережет вас Господь от греха и дарует духовное зрение!

Блок: 8/8 | Кол-во символов: 2096
Источник: https://www.o-vere.ru/blagochestie-chto-eto.html

Кол-во блоков: 14 | Общее кол-во символов: 42478
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://www.o-vere.ru/blagochestie-chto-eto.html: использовано 8 блоков из 8, кол-во символов 13226 (31%)
  2. http://www.pravenc.ru/text/149337.html: использовано 5 блоков из 6, кол-во символов 24042 (57%)
  3. http://iamruss.ru/ortodox-godliness/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 5210 (12%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий