Что такое священнические поручи и зачем они нужны?

В одежде православных священников нет никаких лишних или случайных деталей. Облачение батюшки несет определенный символический смысл, оно несет функцию не только одежды как таковой, но имеет определенное богословское значение. И одной из деталей облачения, вместе с епитрахилью,  являются поручи священника. Рассмотрим подробнее, зачем они нужны и как правильно их носить.

Поручи священника

Блок: 1/4 | Кол-во символов: 390
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/poruchi-svyashchennika.html

Для чего батюшка надевает поручи

Поручи — это специальные нарукавники, которые плотно облегают запястье священника и крестообразно стягиваются бечевкой.

Во время Литургии батюшка возносит специальные молитвы о претворении хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. В алтаре из специальных просфор вынимаются частички, кладутся в Чашу. Эти и многие другие действия нужно выполнять крайне аккуратно, чтобы ни в коем случае ничего не перевернуть и не пролить. Длинными рукавами можно случайно что-то зацепить, поэтому их и фиксируют поручами.

Поручи священников

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 550
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/poruchi-svyashchennika.html

Повседневные облачения

Одеяния священнослужителей свидетельствуют их сан и звание, выделяя таким образом, носителей этого сана из среды мирских людей. Это соответствует понятию о Церкви как о царстве не от мира сего, а для священнослужителей является постоянным напоминанием того, что они всегда, в любой ситуации должны быть достойны принятого ими от Бога высочайшего служения.

Существует два вида повседневных одеяний духовенства и монашества: подрясник и ряса.

Подрясник – длинное, доходящее до пят одеяние с узкими рукавами и с наглухо застегнутым воротом. Он бывает двух видов.

1. Ушитый в талии, разрезанный сверху донизу, с расширенной нижней частью. Левая нижняя пола запахивается внутрь под правую полу, которая, в свою очередь, застегивается с левой стороны на шее с помощью специальных крючков, а также в поясе.

Иерей во внебогослужебном облачении

2. Так называемая однорядка, чаще всего ушитая в талии, но встречается и прямая, разрезная по центру либо от шеи до груди, либо от шеи до низу. Однорядка застегивается по центру с помощью идущих от середины ворота до нижнего края ряда пуговиц (традиционно –33 штуки). Подрясник – это нижнее одеяние, цвет которого свидетельствует о том, к какому духовенству – черному (монашествующим) или белому (приходскому священству) он принадлежит. У монашествующих он может быть только черного цвета, в то время как у белого духовенства кроме черного может быть и темно-синий, и коричневый, и серый, и белый цвет одеяния. Материалом для изготовления подрясников должно служить сукно, шерсть, сатин, лен, чесуча, а также шелк.

Ряса (греч. «то росон» – рваная, вытертая, лишённая ворса одежда) – верхнее одеяние монахов и священнослужителей всех степеней с длинными, ниже ладоней, широкими рукавами преимущественно черного цвета (для монашествующих); для белого же духовенства кроме черного возможен темно-синий, серый, коричневый, кремовый и белый цвета. Как правило, ряса застёгивается на вороте и на поясе. Рясы, как и подрясники, имеют два основных покроя:

1. Покрой такой же, как и у подрясников первого вида, лишь рукав более длинный и расширенный книзу. Существуют рясы такого покроя, сшитые как демисезонные и зимние пальто, с отложным воротником, отороченным черным бархатом или мехом.

2. Ряса прямая, разрезная посередине, застегивающаяся только на вороте и на груди с прямыми одинаково широкими от основания до конца рукавами. Это ряса греческого образца.

Ряса

Материалы для ряс те же, что и для подрясников, притом, и те, и другие могут быть на подкладке. Все богослужения, кроме Литургии, должны совершаться священником в подряснике и рясе. Кроме этого в разные моменты разных служб поверх них надеваются другие богослужебные одеяния (ризы), использование каждой из которых определяется Уставом. При служении Литургии и в других случаях, когда священник должен быть в полном богослужебном облачении, ряса снимается и поверх подрясника надевается так называемый подризник и другие ризы.

Общее символическое значение подрясника и рясы – это внутреннее отречение от мирской заботы и суеты, мир и покой сердца, знамение духовного покоя. Подрясник и ряса – это образ той верхней одежды, которую носил Господь Иисус Христос во время земной жизни. Таким образом, надевая их, представители духовенства и монашества подражают Иисусу Христу по заповеди, которую он дал Своим ученикам.

В Русской Церкви существовало два покроя ряс киевский и московский. Киевский покрой характерен тем, что ряса немного ушивается в талии с боков, а спина делается прямой. Московский же покрой отличается тем, что ряса значительно ушивается в талии и плотно прилегает к телу с боков и со спины.

Монашествующие кроме вышеуказанных одеяний носят так называемую ма́нтию (или па́лий), которая представляет собой длинную, до пола, накидку без рукавов исключительно черного цвета, застегивающуюся только на вороте. Эта накидка символизирует собой сугубую отрешенность монахов от мира.

В повседневное одеяние священнослужителей входят и головные уборы, которые бывают нескольких видов:

1. Скуфья́ (греч. головное покрывало) – головной убор священнослужителей и церковнослужителей, представляющий собой остроконечную шапочку, у священнослужителей – из бархата. Покрывает голову до бровей, а ее складки образуют знамение креста.

Скуфья

2Камила́вка – высокий твердый головной убор монахов и белого священства, сделанный, как правило, из верблюжьей шерсти. Последним фиолетовые камилавки или скуфьи даются как награда и знак отличия.

Камилавка

3. Кло́бук (тюрк, колпак, шапка) – является как повседневным, так и богослужебным головным убором монашествующих. Он соединяет в целое твердую камилавку в форме расширяющегося кверху цилиндра и наметку в виде прикрепленного к верху цилиндра черного крепа, ниспадающего тремя языками: два – по бокам спереди; и один – на спину. Архиерейский клобук по форме подобен монашескому. Митрополиты носят клобук белого цвета с нашитым крестом, архиепископы – черного с нашитым крестом, епископы – без креста. Патриарший клобук – полусферической формы, черного или белого цвета, с крестом на навершии, с вышитыми изображениями Серафимов или крестов, одна лента, более широкая, спускается на спину и две на грудь. В Русской Церкви существует обычай носить архиепископам на черных, а митрополитам на белых клобуках бриллиантовые кресты.

Патриарший клобук (или кукуль)

4Куколь или кукуль (лат. cucullus – капюшон) – верхнее облачение монаха великой схимы, которое имеет форму остроконечного капюшона с двумя длинными, как и у клобука, полосами материи черного цвета, закрывающими спину и грудь. Принадлежностью куколя являются изображения крестов (украшен пятью крестами, расположенными на челе, на груди, на обоих плечах и на спине), Серафимов и текста Трисвятого. Одевается он поверх мантии.

Кроме того священники Православной Церкви обязательно имеют крест, надетый на них поверх облачений, который бывает, в зависимости от положения своего обладателя в церковной иерархии или его заслуг, нескольких разновидностей:

1Крест наперсный (или иерейский), носимый священником поверх рясы (во внебогослужебное время) или фелони (на службе), является отличительным (и неотъемлемым) признаком его принадлежности ко второй степени священства. Наперсный крест, носимый иереем, делается из серебра, протоиереем – из золота. Этот крест восьмиконечной формы с рельефным Распятием на лицевой стороне и надписью в верхней части: «Гдь, Црь, Слвы» («Господь – Царь Славы»). На концах центральной перекладины креста сделана надпись «IC, ХС» («Иисус Христос»), а под нижней косой перекладиной – «Ника», что в переводе с греческого означает победитель. На обратной стороне креста делается надпись: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою». Носится он на серебряной цепи из одинарных удлиненных колец. Как награду иерей может носить позолоченный крест. Золотой наперсный крест – принадлежность протоиерея.

Наперсный (или иерейский) крест

2Крест с украшениями – наперсный крест с драгоценными камнями, вручаемый священнослужителю в качестве награды за его особые заслуги.

Крест с украшениями

3. Кабинетный крест – первоначально введенный Указом Святейшего Синода от года золотой крест выдаваемый из кабинета Императора русским священникам, отбывающим за границу. Позже использовался в качестве награды священнослужителям и не покидающим пределы России.

Панагия-мощевик

Исключительно архиерейским знаком отличия являлась панагия, которая имеет несколько различных названий. Панагия (энколпион, нанедренник, наперсник, панагир) – небольшой ковчежец прямоугольной, округлой или крестообразной формы с изображением Иисуса Христа или святых. Раньше внутри панагии помещались частицы освященной просфоры или мощи святых. В настоящее время она представляет собой образ Божией Матери, чаще всего круглой или овальной формы, с различными украшениями, без мощей. Епископские крест и панагия являются знаками высшей власти в Церкви.

Современная архиерейская панагия

С 1742 года панагии стали даваться в виде награды и архимандритам некоторых монастырей. Для различения епископа от архимандрита за богослужением первый должен был носить и архиерейский крест.

Епископ во внебогослужебном облачении

Святейший Патриарх носит две панагии (вторая – с изображением Господа Иисуса Христа), такого же права удостоен митрополит Киевский. Кроме того, по предоставлению Синода, две панагии носят особо заслуженные архиереи, вторая дается им как награда.

Также в небогослужебное время епископы носят посохи – длинные деревянные трости, оправленные накладками, имеющие утолщения в верхней части из резной кости, ценных пород дерева, серебра или другого металла. Повседневные посохи имеют более древнее происхождение, чем богослужебные жезлы. Богослужебный жезл появился гораздо позже, потому что строгие канонические правила предписывали священнослужителям не украшать себя дорогими одеждами и предметами в быту. Только за богослужением, где архиерей символизирует собой образ славы Небесного Царя, он может заменить посох особо украшенным, благолепным жезлом.

Таким образом, внебогослужебным облачением диакона являются подрясник и ряса;

священникаподрясник, ряса и наперсный крест;

архиерея – подрясник, ряса, мантия, клобук, наперсный крест и панагия.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 9184
Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/spravochnik-pravoslavnogo-cheloveka-chast-1-pravoslavnyj-hram/3

Поручи

Это часть одеяния церковного священнослужителя. Основное предназначение поручей это стягивание рукавов в одеянии священнослужителей. Представляют собой широкую плотную ткань, которая огибается вокруг руки и с внутренней стороны связывается шнуром. При этом крест, который изображён на поручах, оказывается сверху. Символизируют поручи узы, которыми был связан Иисус Христос при распятии, этим самым священнослужитель показывает, что он отдаёт себя в руки Иисуса. Поручи имеют и другое название — это нарукавники.

Много людей занимаются шитьём и хотят сделать что-то интересное. Мы предлагаем вашему вниманию, как сделать выкройку епитрахиль и поручей. Всё просто разберём поэтапно.

Выкройка для поручей:

  • Первый шаг — готовим материал, из которого будет сделаны поручи, и утюжим его с паром. Далее, берём выкройку, их можно найти в интернете. По боковым сторонам делаем припуск.
  • Следующий шаг — выкроить клеевую. Без запаса уже как у готовых поручей и склеиваем их утюгом. После соединения осноравливаем.
  • Нашиваем крестики.
  • Складываем клеевую и заготовку верха и соединяем.
  • Замётываем припуски подклада на деталь верха, соединяем строчкой на ширину лапки.
  • Теперь нужно пристрочить голун и всё готово.

Выкройка для епитрахили.

  • Кладём выкройку на ткань, чтобы кресты совпадали. Расстояние 23 сантиметра.
  • Раскраиваем. Детали должны быть зеркальны, идеально похожи, чтобы дальнейшая работа была проще.
  • Дублируем детали верха , обмётываем на оверлоке. Настрачиваем кресты. Пришиваем большой голун и бахрому по низу.
  • Соединяем составляющие верха согласно среднему шву и разутюживаем соединение, аналогичное проделываем с подкладом. Перекалываем швы, замётываем припуски подклада на элемент верха, даём строчку на ширину лапки абсолютно со всех сторон, кроме низа заготовки.
  • Отрезаем избытки припуска подклада.
  • Согласно низу епитрахили подворачиваем подклад внутрь, делая припуск 4–5 см и пристрачиваем.
  • Закладываем складочки согласно горловине, приутюживаем, даём строчку.
  • Утюжим епитрахиль, немного потягивая согласно голунам. Настрачиваем голун и махру по низу.
  • Клеим и пристрачиваем небольшой крестик к среднему шву. Пришиваем пуговицы.
  • Теперь всё готово.

Многие неправильно ставят ударение в слове епитрахиль и это не очень красиво в разговоре. Поэтому мы разберём епитрахиль ударение. Ударение падает на последний слог, а именно на букву «И».

Купить орарь можно в интернет-магазинах или заказать в швейном агентстве. Краткую информацию можно узнать по запросу «епитрахиль википедия».

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 2494
Источник: https://mitarstva.ru/chto-takoe-nabedrennik-u-svyashhennikov/

Как сделать выкройку поручей

Для тех, кто увлекается рукоделием, не составит большого труда сшить поручи самостоятельно. Выкроить детали можно по готовым схемам из сети, после чего они проклеиваются специальной клеевой основой для прочности и сшиваются вместе. На верхней части пришивается или вышивается вручную крест.

О целовании руки священника

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 345
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/poruchi-svyashchennika.html

Монашеские облачения

Облачением рясофорного2 монаха являются ряса и камилавка; монаха малой схимы – хито́н, парама́н, ряса, мантия, клобук; монаха великой схимы – хитон, анала́в, ряса, мантия, куколь. Часть этих облачений, общих для белого духовенства, монашествующих и епископата, описаны выше.

Монашеская мантия

Хито́н (греч. нижняя одежда) – принадлежность облачения монахов малой и великой схимы – одежда из грубой ткани, власяница, носимая под рясой. При надевании хитона на монаха во время его пострижения говорятся слова, объясняющие духовное значение этой одежды: «Брат наш, имярек, облачается в хитон вольныя нищеты и нестяжания, во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

Хитон

Парама́н (греч. добавление к мантии) – принадлежность облачения монаха малой схимы – небольшой четырехугольный плат с изображением Креста. Носится на теле под одеждой на четырех шнурах. Параман, шнурами пришитыми к его углам, крестовидно обнимает плечи монаха и стягивает одежду под ним. Он напоминает иноку о взятом на себя благом иге Христа. Вместе с параманом на монаха малой схимы одевается особый Крест. Параманы бывают не только матерчатыми, но и металлическими, играя при этом роль своеобразных вериг.

Параман

Анала́в (греч. «аналамванин» – воспринимать) – принадлежность облачения монаха великой схимы, то же, что параман монаха малой схимы. Представляет собой такой же, как и параман, четырехугольный плат со шнурами, пришитыми по углам, крестовидно обнимающий плечи схимника, и украшенный крестами.

Чётки

Монашествующие всех степеней должны иметь чётки. Они служат для частого чтения молитвы Иисусовой. Чётки (вервица, лествица, лестовка) представляют собой связанную нить, состоящую из разного количества «зерен». Монашеские чётки обычно состоят из ста «зерен», разделенных на десятки более крупными «зернами». Келейные чётки иногда содержат тысячу «зерен» с таким же разделением. Назначение чёток в том, чтобы монах не отвлекался на подсчет положенных ему молитв, а сосредотачивался на их сути. Таинственно-символическое значение чёток выражают такие образы, как «лестница спасения», «меч духовный», они символизируют собой непрестанную молитву, занятие которой заповедовал христианам апостол Павел, говоря: непрестанно молитесь (1Фес. 5; 17).

* * *

2

Монашество делится на три последовательные степени в соответствии с принятыми обетами: рясофорный монах – подготовительная степень к принятию малой схимы; монах малой схимы принимает обет целомудрия, нестяжательства и послушания; монах великой схимы принимает обет отречения от мира и всего мирского.


для сайта Cackle

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 2595
Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/spravochnik-pravoslavnogo-cheloveka-chast-1-pravoslavnyj-hram/3

Кол-во блоков: 7 | Общее кол-во символов: 15558
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/poruchi-svyashchennika.html: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 1285 (8%)
  2. https://mitarstva.ru/chto-takoe-nabedrennik-u-svyashhennikov/: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 2494 (16%)
  3. https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/spravochnik-pravoslavnogo-cheloveka-chast-1-pravoslavnyj-hram/3: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 11779 (76%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий