Духовные наставления Серафима Саровского: теория и практика

1 августа Церковь празднует обретение мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца. Мы предлагаем нашим читателям подборку его поучений – о сути христианской жизни и о конкретных «прикладных» моментах.

Блок: 1/8 | Кол-во символов: 241
Источник: https://www.pravmir.ru/poucheniya-prepodobnogo-serafima-sarovskogo/

Краткое житие

Основная статья: «Житие батюшки Серафима, Саровского чудотворца».

Об иконах святого Серафима Саровского.

Краткое молитвенное правило Серафима Саровского для мирян.

Целебные источники Серафима Саровского.

Прохор Мошнин (мирское имя преподобного) – уроженец Курска. Годом его рождения считают 1754. Отец Прохора – благочестивый купец Исидор, мать – Агафия. Прохор уже с детства был особенным: кротким, молитвенным. Печать избрания Божия на монашеский путь лежала на нем с раннего возраста. Известно, что мальчиком он упал с колокольни строившегося храма, но остался совершенно невредим. Это произвело огромное впечатление на его мать. Видимо, тогда она задумалась об особом пути сына – возможно, иноческом. Особенно укрепилась эта убежденность после чуда с Курской коренной иконой. Во время крестного хода с ней юный Прохор, тяжело болевший, получил исцеление.

В 1778 г. Прохор пришел в Саровский монастырь, где долго был послушником, а с 1786 г. принял постриг с именем, под которым он и будет известен всей России – Серафим. Скоро он был рукоположен в иеродиаконы, с 1793 г. стал иеромонахом. Монашеская жизнь Серафима отмечена печатью избрания Божия так же, как и его мирская жизнь.

Еще будучи послушником, он тяжело заболел водянкой, и был мгновенно исцелен пришедшей к нему Богородицей. Всего же явлений Пречистой “убогому Серафиму”, как он себя именовал, за его жизнь было 12.

Из диаконского служения Серафима известно, как однажды во время литургии он видел Самого Христа. Истинность видения удостоверил его духовный отец, опытный старец Иосиф. Однако, заповедал молодому иеродиакону оградить себя молчанием, чтобы избежать превозношения.

Но чудо следует за чудом в жизни этого удивительного монаха. С 1794 г. он ушел на уединенное подвижничество. Вне монастырских стен устроил пустыньку, развел огород, пасеку. Говорили, что к преподобному приходили дикие звери, даже медведь, кормившийся из его рук. Подвиги его тогда известны только Богу. Из известного людям можно сказать о столпническом подвиге – стоянии на камне 1000 дней, о трехлетнем подвиге молчальничества, взятого на себя о. Серафимом с 1807 г. С 1810 г. Серафим вернулся жить в обитель, но 15 лет жил затворником.

Серафим Саровский_3503

Иконография: Моление Серафима Саровского на камне. Датировки: XIX в. Иконописная школа или художественный центр: Россия. Материал: дерево, левкас, масло. Размеры иконы:  высота 17,5 см, ширина 14,5 см. Преподобный Серафим Саровский изображён в лесной гуще, молящимся стоя на коленях на камне. © Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

С 1825 г. о. Серафим вышел на старческое служение, стал принимать народ. Это его послушание продолжалось до 1833 г.

Уже при жизни многие почитали Серафима святым. Первые его жизнеописания стали появляться через несколько лет после смерти. Множились и свидетельства о чудесах.

В 1903 г. преподобный Серафим прославлен в лике святых.

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 2876
Источник: https://pravoslavie.wiki/serafim-sarovskij-nastavlenija.html

О любви к Богу

Стяжавший совершенную любовь к Богу существует в жизни сей так, как бы не существовал. Ибо считает себя чужим для видимого, с терпением ожидая невидимого. Он весь изменился в любовь к Богу и забыл всякую другую любовь.

Кто любит себя, тот любить Бога не может. А кто не любит себя ради любви к Богу, тот любит Бога.

Истинно любящий Бога считает себя странником и пришельцем на земли сей; ибо душою и умом в своем стремлении к Богу созерцает Его одного.

Душа, исполненная любви Божией, во время исхода своего из тела не убоится князя воздушного, но со Ангелами возлетит, как бы из чужой страны на родину.

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 619
Источник: https://www.pravmir.ru/poucheniya-prepodobnogo-serafima-sarovskogo/

История издания поучений старца

Наставления о. Серафима сохранились в основном от последнего периода его жизни, когда он уже состоялся как подвижник и духовник.

Вместе с тем, о. Серафим специально не писал никаких сочинений. Его наставления записывались духовными чадами, известны по воспоминаниям лично знавших старца людей.

Впервые поучения старца изданы небольшой книгой в 1839 г. Труд собирания изречений и духовных советов о. Серафима принял на себя иером. Сергий (Васильев), постриженник Саровской обители. Сначала он собирался издать поучения старца вместе с его жизнеописанием, но житие не пропускал цензурный комитет. В результате наставления были изданы как приложение к жизнеописанию другого Саровского подвижника, Марка. Позже наставления прп. Серафима стали печататься в составе его жития.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 799
Источник: https://pravoslavie.wiki/serafim-sarovskij-nastavlenija.html

Против излишней попечительности

Излишнее попечение о вещах житейских свойственно человеку неверующему и малодушному. И горе нам, если мы, заботясь сами о себе, не утверждаемся надеждою нашею в Боге, пекущемся о нас! Если видимых благ, которыми в настоящем веке пользуемся, не относим к Нему, то как можем ожидать от Него тех благ, которые обещаны в будущем? Не будем такими маловерными, а лучше будем искать прежде Царствия Божия, и сия вся приложатся нам, по слову Спасителя (Мф. 6, 33).

Лучше для нас презирать то, что не наше, т. е. временное, и преходящее и желать нашего, т. е. нетления и бессмертия. Ибо, когда будем нетленны и бессмертны, тогда удостоимся видимого Богосозерцания подобно Апостолам при Божественнейшем Преображении и приобщимся превыше умного единения с Богом подобно небесным умам. Ибо будем подобны Ангелам и сынами Божиими, воскресения сынове суще (Лк. 20, 36).

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 889
Источник: https://www.pravmir.ru/poucheniya-prepodobnogo-serafima-sarovskogo/

О попечении о душе

Человек по телу подобен зажженной свече. Свеча должна сгореть, и человек должен умереть. Но душа бессмертна, потому и попечение наше должно быть более о душе, нежели о теле: кая бо польза человeку, аще приобрящет мир весь и отщетит душу свою или что даст человeк измeну за душу свою (Мк. 8, 36; Мф. 16, 26), за которую, как известно, ничто в мире не может быть выкупом?

Если одна душа сама по себе драгоценнее всего мира и царства мирского, то несравненно дороже Царство Небесное. Душу же почитаем драгоценнее всего по той причине, как говорит Макарий Великий, что Бог ни с чем не благоволил сообщиться и соединиться своим духовным естеством, ни с каким видимым созданием, но с одним человеком, которого возлюбил более всех тварей Своих.

Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Амвросий Медиоланский и прочие от юности до конца жизни были девственники; вся их жизнь была обращена на попечение о душе, а не о теле. Так и нам все старания должно иметь о душе; тело же подкреплять для того только, чтобы оно способствовало к подкреплению духа.

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 1096
Источник: https://www.pravmir.ru/poucheniya-prepodobnogo-serafima-sarovskogo/

Смысл и значение наставлений

Даже на сегодняшний день, когда духовные ориентиры весьма размыты, поучения этого великого молитвенника о человеческих душах являются очень важными в формировании духовного облика современного человека.

В наставлениях Серафима Саровского раскрывается тот единственный путь, к которому призван человек для спасения своей души и обретения Царства Небесного.

Путь совершенствования, ведущий к Богу, труден, но каждый может пройти его, борясь со своими страстями и возвышаясь на новый уровень. Именно об извечном призвании человеческого существа к Богу, о его предназначении для вечной жизни во Христе говорит каждая строчка в высказываниях просветленного старца.

Важно! Главный акцент во всех поучениях делается на любовь к Творцу и ближнему.

Святой учит, что к людям необходимо относиться ласково, избегая оскорбления даже видом своим. Лишь в обретении любви состоит смысл жизни земной, а без этого она становится бесполезной и пустой. Батюшка призывает, в первую очередь, по-настоящему научиться любить Господа и ближнего, а не к аскетизму, молчанию, строгому посту и так далее. Это основа, на которой зиждется вера православная.

Одно из преданий гласит, что, когда к старцу пришел инок и попросил благословения на ношение вериг, преподобный ответил ему следующее: «Для нас, которые не умеют безболезненно перенести даже замечание от ближнего своего, вериги должны заключаться в неосуждении и благодушном терпении укоров и обид».

Святой высказывал и другие мысли, ведущие к той же истине.

Он говорил, что Бог прежде всего ищет сердца, преисполненные любви — это и есть тот престол, на котором Всевышний любит восседать. Господь одинаково слушает и монаха, и мирянина. Лишь бы они были православные и любили Отца своего Небесного всей глубиной души. Только тогда человек стяжает благодать Святого Духа, в чем и состоит главная цель христианской жизни.

Батюшка Серафим подводит в своих наставлениях к тому, что следует стремиться не к материальным благам и сокровищам, которые временны, а к спасению вечной души.

Духовные наставления преподобного Серафима Саровского

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 2082
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/nastavleniya-serafima-sarovskogo.html

Пророческие изречения

Преподобному Серафиму приписывается ряд пророчеств о грядущих судьбах России. Вместе с тем, авторство и историчность многих из этих слов ставятся под сомнение современными историками. Особенно много таких высказываний передается Н.А. Мотовиловым в его «Записках». Тем не менее, существует ряд пророчеств преподобного, подлинность которых не вызывает сомнений. Многие из них уже можно считать сбывшимися.

О революциях и судьбе Церкви

«Мне, убогому Серафиму, Господь открыл, что на земле Русской будут великие бедствия: Православная вера будет попрана, архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят от чистоты Православия и за это Господь тяжко их накажет. Я, убогий Серафим, три дня и три ночи молил Господа, чтобы он лучше лишил меня Царствия Небесного, а их бы помиловал. Но Господь ответил: «Не помилую их, ибо они учат учениям человеческим и языком чтут Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня».

«До рождения антихриста произойдет великая и продолжительная война и страшная революция в России, по точному выражению отца Серафима, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужасное: бунты разинский, пугачевский, Французская революция – ничто в сравнении с тем, что будет с Россией. Произойдет гибель множества верных Отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей, осквернение церквей Господних; уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются. Но Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе».

Преподобным также предсказаны:

  • избавление от холеры Дивеевской обители (в сер. XIX в.);
  • Крымская война;
  • обретение мощей самого старца, когда «среди лета запоют Пасху». Это совершилось в 1903 г., мощи преподобного люди встречали пасхальными песнопениями;
  • перенесение мощей в Дивеево, что также сбылось

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 1821
Источник: https://pravoslavie.wiki/serafim-sarovskij-nastavlenija.html

О мире душевном

Ничто лучше есть во Христе мира, в нем же разрушается всякая брань воздушных и земных духов: нeсть бо наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем и к миродержителем тьмы вeка сего, к духовом злобы поднебесным (Ефес. 6, 12).

Признак разумной души, когда человек погружает ум внутрь себя и имеет делание в сердце. Тогда благодать Божия приосеняет его, и он бывает в мирном устроении, а посредством сего и в премирном: в мирном, т. е. с совестью благою, в премирном же, ибо ум созерцает в себе благодать Святого Духа, по слову Божию: в мирe мeсто Его (Пс. 75, 3).

Можно ли, видя солнце чувственными очами, не радоваться? Но сколько радостнее бывает, когда ум видит внутренним оком Солнце правды Христа. Тогда воистину радуется радостью ангельскою; о сем и апостол сказал: наше житие на небесeх есть (Фил. 3, 20).

Когда кто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары.

Святые отцы, имея мирное устроение и будучи осеняемы благодатью Божией, жили долго.

Когда человек придет в мирное устроение, тогда он может от себя и на других изливать свет просвещения разума; прежде же сего человеку надобно повторять сии слова Анны пророчицы: да не изыдет велерeчие из уст ваших (1 Цар. 2, 3), и слова Господни: лицемeре, изми первeе бревно из очесе твоего: и тогда узриши изяти сучец из очесе брата твоего (Мф. 7, 5).

Сей мир, как некое бесценное сокровище, оставил Господь наш Иисус Христос ученикам Своим пред смертью Своею, глаголя: мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Иоан. 14, 27). О нем также говорит и Апостол: и мир Божий, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца ваша и разумeния ваша о Христe Иисусe (Фил. 4, 7).

Если не вознерадит человек о потребностях мирских, то не может иметь мира души.

Мир душевный приобретается скорбями. Писание говорит: проидохом сквозe огнь и воду и извел еси ны в покой (Пс. 65, 12). Хотящим угодить Богу путь лежит сквозь многие скорби.

Ничто так и не содействует стяжанию внутреннего мира, как молчание и, сколько возможно, непрестанная беседа с собою и редкая с другими.

Итак мы должны все свои мысли, желания и действия сосредоточивать к тому, чтоб получить мир Божий и с Церковью всегда вопиять: Господи Боже наш! мир даждь нам (Ис. 26, 12).

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 2218
Источник: https://www.pravmir.ru/poucheniya-prepodobnogo-serafima-sarovskogo/

О старообрядцах

Вопрос об отношении прп. Серафима к старообрядчеству в настоящее время не прояснен окончательно. Долгое время считалось, что преподобный заявлял себя сторонником официальной Церкви и негативно относился к расколу. Об этом говорят его высказывания, изданные в 1863 г. Н.В. Елагиным в жизнеописании старца. Согласно этому изданию, прп. Серафим считал троеперстное крестное знамение переданным от Апостолов, а двоеперстие «противным святым уставам». Он также сравнивал старообрядчество с небольшой лодочкой, а Русскую Православную Церковь – с большим кораблем в бурном море, и говорил о невозможности спастись вне церковного общения.

Вместе с тем, современные ученые, включая авторов «Православной Энциклопедии», многотомного научного издания, не склонны доверять Елагину в плане точности передачи высказываний старца. Н.В. Елагин, будучи духовным цензором, славился достаточно вольным редактированием попадавших к нему сочинений, так что уже современники обвиняли его в бесцеремонном обращении не только с авторскими произведениями, но и с историческими источниками.

Известно об авторитете старца в среде современных ему старообрядцев. Среди личных вещей прп. Серафима – лестовка, это характерные для старообрядчества монашеские четки. С ними он часто изображается на иконах.

В.В. Степашкин вовсе предполагает происхождение о. Серафима или из старообрядческой, или единоверческой семьи. Некоторые думают, что христианское отношение старца к старообрядцам затянуло его канонизацию.

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 1490
Источник: https://pravoslavie.wiki/serafim-sarovskij-nastavlenija.html

О хранении мира душевного

Всеми мерами надобно стараться, чтоб сохранить мир душевный и не возмущаться оскорблениями от других; для сего нужно всячески стараться удерживать гнев и посредством внимания ум и сердце соблюдать от непристойных движений.

Такое упражнение может доставить человеческому сердцу тишину и соделать оное обителью для Самого Бога.

Образ такого безгневия мы видим на Григории Чудотворце, с которого в публичном месте жена некая блудница просила мзды, якобы за содеянный с нею грех; а он, на нее нимало не разгневавшись, кротко сказал некоему своему другу: даждь скоро ей цену, колико требует. Жена, только что прияла неправедную мзду, подверглась нападению беса; святый же отогнал от нее беса молитвою.

Ежели же невозможно, чтобы не возмутиться, то, по крайней мере, надобно стараться удерживать язык, по глаголу Псалмопевца: смятохся и не глаголах (Пс. 76, 5).

В сем случае сможем в образец себе взять святого Спиридона Тримифунтского и преподобного Ефрема Сирина. Первый так перенес оскорбление: когда, по требованию царя греческого, входил он во дворец, то некто из слуг, в палате царской бывших, сочтя его за нищего, смеялся над ним, не пускал его в палату, а потом ударил и в ланиту; святой Спиридон, будучи незлобив, по слову Господню, обратил ему и другую (Мф. 5, 39).

Преп. Ефрем, постясь в пустыне, лишен был учеником пищи таким образом: ученик, неся ему пищу, сокрушил на пути, нехотя, сосуд. Преподобный, увидев печального ученика, сказал к нему: не скорби, брате, аще бо не восхоте приити к нам пища, то мы пойдем к ней; и пошел, сел при сокрушенном сосуде и, собирая снедь, вкушал ее: так был он безгневен.

А как побеждать гнев, сие можно видеть из жития великого Паисия, который явившегося ему Господа Иисуса Христа просил, дабы Он освободил его от гнева; и рече ему Христос: аще гнев и ярость купно победити хощеши, ничесоже возжелай, ни возненавиди кого, ни уничижи.

Дабы сохранить мир душевный, должно отдалять от себя уныние и стараться иметь дух радостный, а не печальный, по слову Сираха: печаль бо многих уби и нeсть пользы в ней (Сир. 30, 25).

Когда человек имеет большой недостаток в потребных для тела вещах, то трудно победить уныние. Но сие, конечно, к слабым душам относиться должно.

Для сохранения мира душевного также всячески должно избегать осуждения других. Неосуждением и молчанием сохраняется мир душевный: когда в таком устроении бывает человек, то получает Божественные откровения.

К сохранению душевного мира надобно чаще входить в себя и спрашивать: где я? При сем должно наблюдать, чтобы телесные чувства, особенно зрение, служили внутреннему человеку и не развлекали душу чувственными предметами: ибо благодатные дарования получают токмо те, кои имеют внутреннее делание и бдят о душах своих.

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 2753
Источник: https://www.pravmir.ru/poucheniya-prepodobnogo-serafima-sarovskogo/

Почитание святого в XXI веке

Мощи прп. Серафима пребывают в Дивеевском женском монастыре с г. Сестры монастыря почитают «батюшку», как они называют старца, духовным руководителем во всех делах. Ведется запись многочисленных чудес, происходящих практически постоянно, но еще больше чудес, известных верующих, но не записанных. Среди них духовная поддержка, обращение к вере, помощь в житейских делах, исцеления.

Успенская Саровская монастырь, место пострига о. Серафима, открыта после советских лет в 2006 г. В Сарове, ныне центре разработок в области ядерных вооружений, преподобный почитается, как и в Дивеево.

Радость и искренняя любовь, которыми пронизано каждое слово – вот что заставляет нас обращаться к наставлениям преподобного. Можно дискутировать об историчности того или иного поучения, но несомненна реальность святости преподобного – почти нашего современника.

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 871
Источник: https://pravoslavie.wiki/serafim-sarovskij-nastavlenija.html

Как относиться к родным и близким?

С ближними надо обходиться ласково, не делая даже и вида оскорбления. В отношении к ближним должны мы быть, как и словом, так и мыслью, чисты и во всем равны, иначе нашу жизнь сделаем бесполезной. Не должно быть в сердце злобы или ненависти к ближнему враждующему, но должно стараться любить его, следуя учению Господа: «Любите врагов ваша, добро творите ненавидящим вас».

Отчего мы осуждаем братий своих? Оттого, что не стараемся познать себя самих. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя и тогда перестанешь осуждать других. Самих себя должно нам считать грешнейшими всех и всякое дурное дело прощать ближнему, а ненавидеть только диавола, который прельстил его.

В молчании переноси, когда оскорбляет враг, и Господу открывай сердце свое. За обиду, какая бы ни была нанесена нам, не токмо не должно отмщать, но напротив того, должно еще прощать от сердца, хотя бы оно и противилось сему, и склонять его убеждением слова Божья: «Аще не отпускаете человекам согрешения их, то и отец ваш Небесный не отпустит согрешений ваших».

17

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 1104
Источник: https://www.pravmir.ru/poucheniya-prepodobnogo-serafima-sarovskogo/

Видео

«Наставления преподобного Серафима Саровского».

Блок: 8/8 | Кол-во символов: 52
Источник: https://pravoslavie.wiki/serafim-sarovskij-nastavlenija.html

Как христианину относиться к неверующим?

Когда случится быть среди людей в мире, о духовных делах говорить не должно, особенно когда в них не примечается и желания к слушанию. Когда же надобность потребуется или дело дойдет, то откровенно во славу Божию действовать должно по глаголу: «Аз прославляющая Мя прославлю», потому что путь уже открылся. С человеком душевным надобно говорить о человеческих вещах, с человеком же, имеющим разум духовный, надобно говорить о небесных.

Не должно без нужды другому открывать сердца своего – из тысячи можно найти только одного, который сохранил бы тайну свою. Когда мы сами не сохраним ее в себе, как можем надеяться, что она может быть в сохранении другим? Что втекло в сердце лучшего, того мы без надобности выливать не должны, ибо тогда только собранное может быть в безопасности от видимых и невидимых врагов, когда оно хранится во внутренности сердца. Не всем открывай тайны сердца твоего.

Всеми мерами должно стараться скрывать в себе сокровище дарований, в противном случае потеряешь и не найдешь. Ибо, по опытному изречению святого Исаака Сирина: «Лучше есть помощь, яко от хранения, паче помощи, яже от дел».

Должно быть милостиву к убогим и странным – о сем много пеклись всякие священники и отцы Церкви. Мы должны всеми мерами стараться исполнять слово Божие: «Будите убо милосердны, яко же и Отец ваш милосерд есть». Когда же мы отвращаемся от человека или оскорбляем его, тогда на сердце прикладывается как бы камень.

Блок: 8/8 | Кол-во символов: 1503
Источник: https://www.pravmir.ru/poucheniya-prepodobnogo-serafima-sarovskogo/

Кол-во блоков: 16 | Общее кол-во символов: 24285
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://pravoslavie.wiki/serafim-sarovskij-nastavlenija.html: использовано 6 блоков из 8, кол-во символов 7909 (33%)
  2. http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/nastavleniya-serafima-sarovskogo.html: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 5953 (25%)
  3. https://www.pravmir.ru/poucheniya-prepodobnogo-serafima-sarovskogo/: использовано 8 блоков из 8, кол-во символов 10423 (43%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий