Миссионерство в православии: разбираемся по пунктам

Со времен крещения Русь стала проводником христианской веры для различных народов. Русские люди несли знание об истинном Боге на новые земли, способствуя расширению и укреплению Российского государства, которое на многие века стало оплотом и защитником православия.

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 266
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/missionerstvo-v-pravoslavii.html

История

Распространение знаний об истинной Вере началось ещё во времена земной жизни Спасителя. Этот процесс в первую очередь связывают с апостолами и вновь обращёнными людьми, которые посвятили свою жизнь миссии. Но большое значение в распространении христианства по миру имели купцы, путешественники и простые люди, по разным причинам оказавшиеся на языческих землях.

Период единой Церкви

С принятием христианства в качестве официальной религии властители Римской империи организовывали посольства в окружающие земли. Народам Кавказа, Северной Африки и Центральной Европы византийские проповедники несли Слово Божие, приводя в лоно Церкви многие тысячи человек.

Проповедь апостола Петра — первого миссионера

Большие успехи миссионерства времён существования единой Церкви связаны с влиянием мощного государства на соседние племена. Но огромный подвиг совершали и самостоятельные миссионеры. Одним из главных деяний этого типа миссионеров, к которым относятся святой Стефан Сурожский, святые Кирилл и Мефодий, является крещение славянских народов.

Необходимо отметить, что мирная миссионерская деятельность этого времени часто сопровождалась военной поддержкой и скрытым или явным принуждением.

Миссионерство в русских землях

На территории славян большое распространение получили одиночные распространители Слава Божия. Они основывали монашеские обители, которые не только объединяли подвижников, но и способствовали воцерковлению местного населения. Особенностью распространения православной Веры среди языческих племен, живших по соседству с Русью, является мирный характер этого процесса, который основывался на труде русских миссионеров. С Божией помощью они любовью и личным примером показывали благодать и правильность пути познания Христа.

С расширением территории русского государства и зоны его влияния появилась необходимость создания специальных организаций, занимающихся вопросами распространения православия на новых территориях. Организовывались духовные миссии и экспедиции. Также в состав всех исследовательских походов по неисследованным землям включались представители духовенства.

Распространение христианства на славянских землях

Деятельность православных подвижников не ограничивалась территорией Российского государства. В XVIII-XIX вв. русские духовные миссии появились в Китае, Японии, Америке, Иране.

В конце XIX — начале XX вв. особое внимание Русской православной церкви уделялось внутреннему миссионерству. Подвижники-одиночки совершали следующие деяния:

  • открывали школы;
  • строили храмы;
  • учили писать и читать взрослое население;
  • переводили и печатали на национальных языках священные христианские тексты и труды богословов.

С приходом в 1917 г. к власти большевиков и началом гонений на церковь открытая деятельность по распространению и укреплению христианства прекратилась. Но сотни священнослужителей, несмотря на смертельную опасность, продолжали укреплять дух и веру нуждающимся в этом людей.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 2909
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/missionerstvo-v-pravoslavii.html

История православных миссий

Святые Кирилл и Мефодий считаются первыми православными миссионерами (около 860 г.н. э.). Солунские братья составили славянскую азбуку в двух вариантах — кириллицу и глаголицу. Они перевели с греческого языка на славянский церковные книги, вели богослужение на славянском языке. Несмотря на сопротивление Рима и Константинополя, их последователи несли Слово Божие славянским народам и распространяли книги Святого Писания и литургические тексты, написанные глаголицей и кириллицей. В X—XI вв. кириллица стала господствовать на Руси.

Массовое крещение Руси началось при Владимире Святославовиче. Миссию крещения в основном осуществляли присланные из Византии митрополиты Михаил (990—992 гг.), Леонтий (992—1007 гг.) и Иоанн (1007—1015 гг.). Из летописей известно, что христианизации активно сопротивлялись волхвы, выступившие в 1024 г., 1069—1071 гг.; их поддержали киевляне, новгородцы и жители Владимиро-Суздальских земель. С укреплением экономической и социальной роли Православной Церкви в русских княжествах, прежде всего в Великом Новгороде, началось значительное по масштабам движение монашествующих миссионеров на северо-восток, в Поморье.

В XIV в. Св. Стефан Пермский распространял христианство среди зырян. С последней четверти XIV в. началась первая крупная монастырская колонизация Севера, связанная с подвижнической деятельности учеников и последователей Св. Сергия Радонежского. Миссионерско-просветительская работа первых беломорских отшельников подготовила почву для второй волны монастырской колонизации Севера, начавшейся в XV в. Если вначале православные миссионеры искали уединённого монашеского подвига в Подвинье и Беломорье, то второе поколение странствующих иноков уже осознало необходимость совмещения миссионерской деятельности с созданием крупных монастырей, которые могли бы стать духовными и хозяйственно-политическими центрами отдельных северных регионов. Такими центрами стали Трифонов Печенгский монастырь на Кольском полуострове, Соловецкий монастырь на Белом море, Николо-Корельский и Михайло-Архангельский монастыри в Нижнем Подвинье, Антониево-Сийский монастырь в Двинском Поморье.

В последующие столетия православное миссионерство пошло рядом с государственно-феодальной политикой колонизационного освоения Севера. Большую роль в расширении миссионерства сыграли архиереи Холмогорской и Важской епархии, созданной в 1682 г., позднее — епископы Архангельские.

Духовные пастыри белой и чёрной церкви развернули активную деятельность по распространению христианства среди нерусских народов Севера. В 1824—1829 гг. архимандрит Вениамин (Смирнов) окрестил свыше 3300 ненцев, разрушив при этом все известные ему языческие капища и места жертвоприношений.

Успеху миссионерской деятельности Русской Церкви со второй половины XIX века содействовало Православное Миссионерское Общество, созданное в 1865 году по инициативе митрополита Московского Иннокентия, который и стал первым председателем этого Общества. Задачей Общества было содействие миссиям и их труженикам, а также общая координация миссионерских усилий Церкви. Большое значение для стимулирования и направления миссионерской активности Церкви имели Всероссийские Миссионерские Съезды — в Киеве в 1908 году, в Казани и Иркутске в 1910 году.

Распространение православия происходило и вне территории Руси. Герман Аляскинский распространял православную веру в Русской Америке. Хорошо известны труды св. равноапостольного Николая, архиепископа Японского, благодаря которому Православная Церковь появилась на японских островах. Апостолом Америки был также святитель Иннокентий, впоследствии митрополит Московский.

Блок: 3/10 | Кол-во символов: 3626
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F

Современные миссионерские методы и доктрины

Цель христианских миссионеров состоит в доступном объяснении своих верований с надеждой, что люди примут христианство. Многие миссионеры в Европе и Северной Америке обращают внимание на т. н. «окно 10/40» — полоску стран между 10 и 40 градусами северной широты от западной Африки до Азии. В 1989 году на конференции в Маниле Луис Буш указал на необходимость сосредоточиться на этом окне, которое ещё называют «пояс устойчивости». Эта область составляет 35 % от общей площади суши, в ней живут около 90 % беднейших людей в мире и 95 % тех, кто вообще ни разу не слышал о христианстве.

В современной миссионерской стратегии, «станциям миссии» отводится малая роль, так как исторически они показали свою неэффективность. В «станциях миссии» часто обращались в веру люди, которые были замечены как изгои в своей семье и культурной группе. Во многих случаях среди новообращённых людей были только сироты, воспитанные в приюте станции. Кроме того, многие новообращённые отчуждались от окружающих культур и не могли найти работу вне станции, не то чтобы быть культурными послами христианства. Иногда эти люди наоборот активно препятствовали обращению других людей в христианство, чтобы не уменьшить собственные доходы, если христиан на станции станет больше.

Современные миссионерские доктрины обращения в христианство теперь сосредотачиваются на том, чтобы сеять христианские воззрения в уже сформировавшихся группах местных жителей, не навязывая им другую чужеродную культуру.

Современные методы миссии достаточно хорошо проработаны, что позволяет в течение десяти — пятнадцати лет большинству местных церквей стать независимыми, заниматься преподаванием и проповедованием христианства среди местного населения. Процесс приобретения независимости может происходить существенно быстрее, если уже существует перевод Библии на нужный язык.

Главная идея доктрины заключается в привлечении культурных групп к принятию христианства, когда решения принимается всей группой. Таким образом, лидеры групп могут побудить людей к принятию Иисуса Христа, как своего личного Спасителя. Вкупе с подготовкой людей к основанию церквей и другим современным доктринам это даёт быстрый, самопроизвольный результат — многие люди приходят к христианству.

Сегодня обычная миссия — это совместное объединение многих различных христианских организаций, часто включающих несколько координирующих центров с разными источниками финансирования. Один из удачных примеров организации миссии может выглядеть так:

  1. Миссионерская группа по радиовещанию принимает на работу, обучает людей и ведёт радиопередачи на наиболее широко распространённом диалекте местного языка. Содержание радиопередачи специально адаптировано под конкретную культуру. Христианское Евангелие должно казаться естественной частью этой культуры. Радиопередачи часто включают такие элементы как новости, музыку, развлекательные и образовательные программы, так и информацию непосредственно о христианстве.
  2. В радиопередачах могут рекламироваться недорогие радио и литературные курсы с заочным обучением основам христианства по низким ценам. Литературная функция является ключевой, и не зависит от организации, осуществляющей радиовещание. Современные литературные миссии осуществляют рассылку своих материалов через Интернет, где это возможно (как в Западной Европе и Японии).
  3. Когда человек или группа людей заканчивают заочный курс, им предлагают связаться с миссионерской группой, и если это возможно, то и с людьми из соответствующей культурной группы. Миссия по пропаганде создания церквей обычно не зависит как от литературной миссии, так и от радиовещательной миссии. От миссионеров требуется знание языка на уровне разговорного и знание современных приёмов основания церквей.
  4. Затем миссионер пытается привести группу к основанию церкви. Церкви, основанные этими группами, обычно объединяют группу людей, которые собираются вместе. Цель состоит в создании небольшого объединения верующих, которое способствует необходимому развитию их характера и духовному росту. Строительство здания церкви не происходит до тех пор, пока численность группы не вырастет настолько, что будет гарантирован сбор необходимых средств на строительство. Наиболее важно научить людей методам основания церкви (встречи для изучения Библии, совместные вероисповедания) и возможностям стать христианином.
  5. Создаются новые поколения церквей, их число начинает увеличиваться в геометрической прогрессии. Дочерние церкви обычно создаются только по прошествии нескольких месяцев после создания основной церкви. В наиболее быстро растущих христианских движениях пасторальное образование поставлено на конвейер. Таким образом, не тратится много времени на подготовку новых пасторов.

Ещё одна важная задача при создании новых церквей состоит в тренировке лидерских качеств у миссионеров, что обычно требует их обучения в семинарии. Современная доктрина отвергает такой подход, так как это значительно замедляет скорость формирования новых церквей. Семинария часто заменяется книгами с формулировкой вопросов для обсуждения, миссионерам дают доступ к настоящей религиозной литературе. Материалы могут быть приспособлены к устному использованию и издаются на языке, понятном миссионерам. Оказывается, что навыки, необходимые для будущего пастора, могут быть получены в процессах подготовки людей к основанию новой церкви, обсуждениях общих вопросов в небольших группах и мотивированного изучения Библии. С ростом благосостояния церкви весь процесс обучения пасторству превращается в классическую семинарию.

Следующая задача, связанная с миссионерством — перевод Библии на другие языки. Вышеупомянутая литература должна быть переведена на все местные диалекты. Миссионеры активно экспериментируют с передовыми лингвистическими методами для ускорения перевода и соблюдения грамотности. Перевод Библии не только ускоряет рост церкви, способствуя самообучению, но также убеждает людей в том, что информация о христианстве становится неотъемлемой частью их культуры и литературы. Некоторые миссионерские организации используют современные методы записи звука, чтобы привлечь к вере людей, не умеющих читать.

Блок: 4/10 | Кол-во символов: 6148
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F

Принципы

Миссионерская деятельность — одно из основных направлений служения всех воцерковленных людей. При этом не имеет значения, служитель церкви или простой человек несёт окружающим Слово Господа и указывает им путь к Царству Его. Миссия строится на следующих принципах:

  1. Доводить основы христианской веры до слушателей необходимо простыми словами и яркими примерами. Ориентиром для проповедника могут стать библейские притчи.
  2. Миссионер не должен насильно навязывать окружающим свои мысли и принуждать к крещению. Он помогает людям найти в своём сердце господа и услышать Его голос.
  3. Рассказывать о Боге и путях достижения Его Благодати необходимо на национальном языке слушающих людей.

    Миссионерская работа в Индии

  4. Миссионерство — это борьба с грехом в душах людей. Подвижник, несущий в мир Слово божие, сражается с тьмой и в свой душе, и в душах пришедших к нему людей.
  5. Подлинное миссионерство не приемлет насилия, так как оно лишает человека свободы выбора и удаляет любовь из сердца. На русских землях людям, принявшим православие, предоставлялись некоторые льготы и поощрения, но насильного воцерковления не происходило.
  6. Распространитель христианской веры должен на личном примере показывать благодать жизни во Христе и путь праведной жизни.
  7. Важной частью миссионерского служения является благотворительная и образовательная деятельность, подготавливающая почву для усвоения Слова Божьего.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 1386
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/missionerstvo-v-pravoslavii.html

Современные задачи православного миссионерства в России

По словам патриарха Алексия II, задача возрождения миссионерского служения Русской Православной Церкви является «одной из ключевых в нынешний нелегкий период возрождения церковной жизни в России». После распада Советского Союза произошла «трансформация всего национального и культурного самосознания народов», что способствует «сложному духовно-нравственное состоянию общества». Этим пользуются различные секты, религиозные объединения, осуществляя прозелитическую деятельность.

Русская Православная Церковь использует различные подходы к каждой категории людей. Например, миссия Церкви в крупных городах и промышленно-рабочих центрах представляет собой, помимо прочего, особый вид служения и свидетельства в рабочем и профессиональном движении, а также среди обездоленных жертв урбанизации и современной технической цивилизации. Отдельной областью миссионерского воздействия является работа Церкви с молодёжью, в том числе организация богослужений и религиозных бесед для детей и подростков. Особого подхода требует миссионерское влияние Церкви на сферу культуры в сложных условиях доминирования секулярных и агностических настроений постсоветского общества.

Блок: 5/10 | Кол-во символов: 1217
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F

Развитие и задачи в XXI веке

После падения антихристианского советского режима в России начался процесс восстановления духовной жизни. Одной из основных задач этого процесса восстановление миссионерского служения. Оно должно быть направлено решение следующих задач:

  • привлечение к церковной жизни некрещенных людей и воцерковление уже прошедших таинство;
  • преодоления влияния представителей мировых религий сектантства, действующих на исконно православных территориях;
  • привлечение к миссионерской деятельности всех церковнослужителей на местах;
  • повышение уровня культуры и образования проповедников.

Важно! Миссионерство — важная часть церковного служения, на которой строится существование Христианской церкви. Становление работы миссии в современном обществе имеет большое значение для его морально-нравственного оздоровления и духовного роста.

Миссионерство в православии

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 865
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/missionerstvo-v-pravoslavii.html

Православные миссионеры действовавшие в XIX веке

  1. Андрей Аргентов, священник († 1896);
  2. Иоанн Восторгов, священномученик († );
  3. Герман Аляскинский († 1836);
  4. Григорий (Постников), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский († 1860);
  5. Иоанн Смолин, священник († 1920);
  6. Иннокентий (Вениаминов), святитель, митрополит Московский и Коломенский — просветитель Северной Америки и Сибири († 1879);
  7. Макарий (Глухарёв), преподобный, архимандрит — первоначальник Алтайской церковной миссии († 1847);
  8. Макарий (Невский), святитель, митрополитом Алтайский — просветитель Алтая († 1926);
  9. Мина (Шустов), архимандрит († );
  10. Николай Варжанский, мученик († );
  11. Николай (Касаткин), равноапостольный, архиепископ Токийский и всея Японии — просветитель Японии († 1912);
  12. Павел (Леднев), архимандрит — миссионер в среде русского старообрядчества и сектантства, инициатор проведения Всероссийских миссионерских съездов († 1895);
  13. Филарет (Дроздов), святитель, митрополит Московский и Коломенский († 1867);
  14. Платон Агриколянский, миссионер и духовный писатель, архимандрит;
  15. Ильминский, Николай Иванович — распространитель православия среди народов Поволжья, просветитель народов Поволжья († 1891);
  16. Тимофеев, Василий Тимофеевич — первый кряшенский священник, распространитель православия среди татар и просветитель кряшен († 1895);
  17. Яковлев, Иван Яковлевич — распространитель православия среди чуваш и чувашский просветитель († 1930).

Блок: 6/10 | Кол-во символов: 1402
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1604221

Литература

Позитивная или нейтральная

  • Введение христианства на Руси. М., 1987
  • Миссионерство, Куратов А. А. // Поморская энциклопедия: Том I: история Архангельского Севера. Архангельск, 2001. С.247
  • Закономерности роста церкви, Дональд Мак-Гавран
  • Остапенко Р.А. Апостольская проповедь среди зихов // Вопросы теории и методологии истории. — Майкоп, 2013. С.74-82.
  • Остапенко Р.А. Генуэзские фактории в Восточном Причерноморье и Крыму как центры католической миссии среди зихов // Метаморфозы истории. — Псков, 2017. С.181—205.
  • Остапенко Р.А. Православная миссия среди адыгов северо-западного Кавказа (1864—1917 гг.).  — Краснодар: ООО «Издательский Дом — Юг,» 2011. — 166 с.
  • Остапенко Р.А. Христианская миссия римской империи среди зихов (вторая половина I — начало V вв. н. э.) // Метаморфозы истории. — Псков, 2016. С.86—98.
  • Остапенко Р.А. Школьное просвещение среди адыгов как форма миссионерской деятельности православной церкви (1898—1903 годы) // Культурная жизнь Юга России. №3 (41). — Краснодар, 2009. С.103—105.
  • Discovering Missions, Gailey and Culbertson ISBN -X
  • Introducing World Missions, Moreau, Corwin and McGree ISBN -2
  • Missions, Van Rheenen ISBN 0-310-20809-2
  • Operation World, Johnstone ISBN 1-85078-357-8
  • Perspectives on the World Christian Movement, Winter and Hawthorne ISBN 0-87808-289-1
  • Sievernich, Michael: Christian Mission, EGO — European History Online, Майнц: Institute of European History, 2011, проверено .

Критические

Блок: 9/10 | Кол-во символов: 1443
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F

Ссылки

  • Православные миссионеры
  • Списки церковных деятелей
  • История христианства
  • Религиозное обращение

Wikimedia Foundation. 2010.

Смотреть что такое «Список православных миссионеров» в других словарях:

Блок: 10/10 | Кол-во символов: 484
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1604221

Кол-во блоков: 20 | Общее кол-во символов: 19746
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/missionerstvo-v-pravoslavii.html: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 5426 (27%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F: использовано 4 блоков из 10, кол-во символов 12434 (63%)
  3. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1604221: использовано 2 блоков из 10, кол-во символов 1886 (10%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий