Мощи святого праведного Иоанна Кронштадтского: познаем в общих чертах

В истории православия редко встретишь священника, на проповеди которого приходило бы десятки тысяч христиан, а на кончине его собралось неисчислимое множество народа. Как при жизни служил святитель людям, так и продолжает служить после смерти.


Блок: 1/5 | Кол-во символов: 244
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/moshhi-svyatogo-pravednogo-ioanna-kronshtadtskogo.html

Содержание

Публикации и новости

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга

Поэтому сегодняшний праздник, который повествует нам о страхе апостолов перед преображенным Спасителем, и о самом дивном Преображении, помогает нам понять, насколько важным в нашей жизни должно быть поклонение Господу и Спасителю, наша вера и наша жизнь в соответствии с этой верой. Никогда не связывайте свою принадлежность с Церковью только с посещением храма, никогда не забывайте об этой связи, покидая его священные своды. Мы и там, в миру, должны оставаться учениками Спасителя, и среди многих забот, проблем и жизненных обстоятельств должны помнить, ч

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 892
Источник: https://imonspb.ru/

Биографическая справка


ИОАНН КРОНШТАДТСКийБудущий праведник в миру носил имя Иван Сергиев, он был сыном дьяка. Родился в Архангельской области г. Малыш был очень слаб, родители не ожидали, что он выживет, поэтому крестили его сразу. Но мальчик вырос и стал показывать отличные успехи в образовании.

  • 1845 г. — выпустился из приходского училища г. Архангельска.
  • 1851 г. — окончил с отличием Архангельскую Духовную семинарию.
  • 1855 г. — закончил Санкт-Петербургскую духовную академию, получил степень кандидата богословских наук.

В студенческие годы хотел принять монашеский постриг и стать миссионером, но затем передумал. Юноша посвятил себя просвещению светом Христовым жителей столицы. Как живущему в миру, для принятия священного сана Ивану необходимо было жениться. Его суженой стала Елизавета Несвицкая, с которой они проводили целомудренную жизнь. Начал свое служение как священник Андеевского собора г. Кронштадта.

При этом храме батюшка и прослужил всю жизнь. Он часто совершал Божественную Литургию, в последние 35 лет жизни — ежедневно, в том числе и незадолго до своей кончины. Сан протоиерея он получил в 1875 г., должность настоятеля занял спустя 20 лет после этого.


Блок: 2/6 | Кол-во символов: 1162
Источник: https://bogolub.info/moshhi-ioanna-kronshtadtskogo-v-peterburge-kak-dobratsya/

Место трудов и упокоения великого русского святого — праведного Иоанна Кронштадтского.

Иоанновский ставропигиальный женский монастырь Санкт-Петербурга основан в 1900 году святым праведным Иоанном Кронштадтским. Монастырь был назван в честь преподобного Иоанна Рыльского, покровителя святого батюшки. Сам монастырь был задуман как подворье к Иоанно-Богословскому женскому монастырю села Сура Архангельской области. Сегодня Иоанновский монастырь — это место паломничества множества людей. В монастыре в храме-усыпальнице покоятся мощи святого праведного Иоанна Кронштадтского. Любой желающий может приложиться к мощам отца Иоанна и по благословению прочитать акафист.

Публикации и новости

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга

Поэтому сегодняшний праздник, который повествует нам о страхе апостолов перед преображенным Спасителем, и о самом дивном Преображении, помогает нам понять, насколько важным в нашей жизни должно быть поклонение Господу и Спасителю, наша вера и наша жизнь в соответствии с этой верой. Никогда не связывайте свою принадлежность с Церковью только с посещением храма, никогда не забывайте об этой связи, покидая его священные своды. Мы и там, в миру, должны оставаться учениками Спасителя, и среди многих забот, проблем и жизненных обстоятельств должны помнить, что единое на потребу, то есть самое главное, самое высокое и самое ответственное призвание наше — это быть христианином и членом Церкви.

В праздник Преображения Господня Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Спасо-Преображенском соборе г. Санкт-Петербурга

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти преподобного Серафима Саровского после Литургии в Серафимо-Дивеевском монастыре

Терпение, как говорится в сегодняшнем апостольском чтении, — это то, что и создает в человеке дух кротости. Давайте начнем с того, чтобы научиться терпеть друг друга, не раздражаться на слова, которые нас раздражают, не обижаться на неловкие поступки, прощать тех, кто осознанно пытается сделать нам что-то неприятное или даже опасное.

Участники круглого стола «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства» подвели итоги работы

Второй день работы круглого стола «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства» начался с дискуссии по теме «Время молитве и время трудам: организация распорядка жизни братии в современных монастырях».

В Санкт-Петербурге завершился первый день работы круглого стола «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

Архиепископ Феогност совершил богослужения на подворье Иоанновского монастыря в дер. Вартемяги и освятил часовню

года, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Каширский Феогност совершил Божественную литургию в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на подворье Иоанновского ставропигиального женского монастыря в дер. Вартемяги, а накануне — всенощное бдение.

Архиепископ Феогност возглавил престольный праздник в Иоанновском монастыре

В Москву будут принесены мощи святых благоверных Петра и Февронии Муромских

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла из Свято‑Троицкого женского монастыря Мурома в Москву будут принесены мощи святых благоверных Петра и Февронии, покровителей брака.

Ранние публикации →

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 5719
Источник: https://imonspb.ru/

Учёба

Отрок Иоанн молится по дороге в школу

С той поры отрок Иоанн стал отлично учиться: одним из первых окончил Архангельское приходское училище, в 1851 году окончил Архангельскую Духовную семинарию и за успехи был принят на казенный счет в С.-Петербургскую Духовную Академию, которую окончил в 1855 году со степенью кандидата богословия, защитив работу «О Кресте Христовом в обличении мнимых старообрядцев».

Еще учась в семинарии, он лишился нежно любимого им отца. Как любящий и заботливый сын, Иоанн хотел было прямо из семинарии искать себе место диакона или псаломщика, чтобы содержать оставшуюся без средств к существованию старушку-мать. Но она не пожелала, чтобы сын из-за нее лишился высшего духовного образования, и настояла на его поступлении в Академию. И послушный сын покорился.

Поступив в Академию, молодой студент не оставил свою мать без попечения: он выхлопотал себе в академическом правлении канцелярскую работу, и весь получавшийся им скудный заработок полностью отсылал матери.

Блок: 3/13 | Кол-во символов: 1020
Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/28650

На какие молитвы приходит ответ у мощей Иоанна Кронштадтского

Праведник Кронштадтский был патриотом своей земли и много молился на Россию, Молитвенный заступник земли русской оставил несколько пророчеств для своего народа.

Будучи пророком, святой отец перед смертью со слезами призывал народ покаяться в ослаблении веры, иначе в наказание Бог заберет царя, а поставит вместо него жесткую власть, которая прольет много крови, сто лет назад святой Иоанн предвидел события теперешнего дня.

В наполненном Божьей любовью сердце всегда было место для молитв за людей, которые нуждались:

  • в исцелении от неизлечимых болезней;
  • в укреплении веры;
  • в освобождении от зависимостей;
  • в укреплении семейных отношений.

Жизнь практически не меняется, и с подобными прошениями люди едут к мощам праведника и часто получают ответ.

Икона Иоанна Кронштадского

Икона Иоанна Кронштадского

Церковные книги полны благодарственных записей, люди свидетельствуют об исчезновении онкологических опухолей, онемений конечностей, мучивших многие годы, освобождении от бесплодия и наркозависимости

Сам святой отец учил в молитве оставаться один на один с Богом, веря только в Его всемогущую силу.

Прижизненные чудеса исцеления часто происходили в момент исповеди и принятия причастия, когда человек каялся в своих грехах и получал очищение через Дары Христа.

При поклонении мощам или перед иконой праведника следует читать молитву.

О святой праведник Иоанна, всероссийский батюшка, светильник веры православной и предивный чудотворитель!

Ты с младенчества Всевышним был избран, Духом святым ведомый, истинным пастырем был для овец своих, примером в жизни, любви, вере, чистоте служения людям.

Молю тебя, праведный отец, моли Спасителя Человеколюбивого святую церковь от ереси оградить, даровать ей мир и покой, земли российские сохрани в благодати, наполни их истинной и истинными пастырями, властями мудрыми и богобоящимися, немощи наши исцели, развращенных направь на путь истинный, юношей воспитай, старцев сохрани, и нас всех благослови в Царствии Небесном со всеми святыми прославлять Отца, Сына и Святого Духа. Аминь.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 2046
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/moshhi-svyatogo-pravednogo-ioanna-kronshtadtskogo.html

Начало служения

Размышляя однажды о предстоящем ему служении Церкви Христовой во время уединенной прогулки по академическому саду, он, вернувшись домой, заснул и во сне увидел себя священником, служащим в Кронштадтском Андреевском соборе, в котором в действительности он никогда еще не был. Он принял это за указание свыше. Скоро сон сбылся с буквальной точностью.

После завершения духовного образования в 1855 г. он стал священником Андреевского собора в Кронштадте, где прослужил 53 года. 

В декабре 1931 года Андреевский собор был закрыт. Во второй половине 1931 года в помещении собора располагался склад закупочного кооператива. В 1932 году собор был разобран. На образовавшемся сквере в 1955 году был установлен памятник Ленину. Сквер назвали Ленинским. В 2001 году этот памятник перенесли в сквер Юного ленинца. В 2002 году Андреевским союзом был установлен памятный гранитный знак с надписью:

«На этом месте стоял собор Андрея Первозванного, в котором 53 года служил Великий Молитвенник Земли Русской святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. Собор был освящён в 1817 году, разрушен в 1932 году. Пусть камень сей вопиет к сердцам нашим о восстановлении поруганной святыни».

Женился на дочери протоиерея того же храма Константина Новицкого Елизавете, но детей не имел. Супруги «приняли на себя подвиг девства». Брак его, который требовался обычаями нашей Церкви для иерея, проходящего свое служение в миру, был только фиктивный, нужный для прикрытия его самоотверженных пастырских подвигов. В действительности, он жил с женой как брат с сестрой.

Иоанн Кронштадтский с супругой

года совершилось его посвящение в священника. Когда он впервые вошел в Кронштадтский Андреевский собор, он остановился почти в ужасе на его пороге: это был именно тот храм, который задолго до того представлялся ему в его детских видениях. Вся остальная жизнь о. Иоанна и его пастырская деятельность протекала в Кронштадте, почему многие забывали даже его фамилию «Сергиев» и называли его «Кронштадтский», да и сам он нередко так подписывался.

Расположенный на острове Котлин в Финском заливе, в 46 верстах от Санкт-Петербурга, Кронштадт тех времён был не совсем обычным городом. С одной стороны, мощная военно-морская крепость, стоянка и база Балтийского военного флота. А с другой — место ссылки нищих, бродяг и провинившихся в чем-либо людей. Много было здесь и чернорабочих, которые трудились в порту и на заводах. Ютились эти жители по окраинам города. Кто мог, строил себе лачуги из полусгнивших брёвен и досок. Другие рыли землянки. Люди жили в беспросветной нужде, в холоде и голоде. Попрошайничали не только дети, но и их пьющие отцы, а порой и отчаявшиеся матери.

И на этих, презираемых всеми, несчастных и опустившихся людей обратил внимание отец Иоанн. Молодой священник стал посещать бедные кварталы.

Своими хлопотами за кронштадтских «несчастных босяков» досаждал отец Иоанн многим, а особенно — властям и высокопоставленным чиновникам. Многие не верили в искренность его намерений, глумились над ним, распространяли о батюшке клевету и наветы, называли юродивым. Но не смотря ни на что, отец Иоанн шёл своим путём.

«Нужно любить всякого человека и в грехе его, и в позоре его, — говорил о. Иоанн, — не нужно смешивать человека — этот образ Божий — со злом, которое в нем». С таким сознанием он и шел к людям, всех побеждая и воз­рождая силою своей истинно пастырской состраждущей любви.

Вразумляя падших людей и молясь за них, жертвуя нищим деньги и вещи, отец Иоанн помогал и больным. Порой его звали к больному ночью, и он, не раздумывая, ехал, не боясь даже самых заразных. За свои поездки к больным и за молебен об исцелении отец Иоанн никогда ничего не просил. Напоминал только, что благодарить за все нужно Бога.

Блок: 4/13 | Кол-во символов: 3774
Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/28650

Открытие дара чудотворения

Скоро открылся в отце Иоанне и дивный дар чудотворения, который прославил его на всю Россию и даже далеко за пределами ее. Нет никакой возможности пере­числить все чудеса, совершенные отцом Иоанном. Наша неверующая интел­лигенция и ее печать намеренно замалчивали эти бесчисленные явления силы Божией.

По молитвам Иоанна Кронштадтского и возложением его руки излечивались  самые тяжкие болезни, когда медицина терялась в своей беспомощности. Исцеления совершались, как наедине, так и при большом стечении народа, а весьма часто и заочно. Достаточно было иногда написать письмо отцу Иоанну или послать телеграмму, чтобы чудо исцеления совершилось.

Сохранилось немало свидетельств исцелений.

Особенно замечательно происшедшее на глазах у всех чудо в селе Кончанском (Суворовском), описанное случайно находившейся тогда там суворовской комиссией профессоров военной академии (в 1901г.). Женщина, много лет страдавшая беснованием и приведенная к отцу Иоанну в бесчувственном состоянии, через несколько мгновений была им совершенно исцелена и приведена в нормальное состояние вполне здорового человека.

Художником Животовским описано чудесное пролитие дождя в местности, страдавшей засухой и угрожаемой лесным пожаром, после того как отец Иоанн вознес там свою молитву.

Множество чудес совершалось по молитвам благодатного пастыря. Особенно жалел отец Иоанн подверженных страсти винопития и многих исцелил от нее.

Отец Иоанн исцелял силою своей молитвы не только русских православных людей, но и мусульман, и евреев, и обращавшихся к нему из заграницы иностранцев. Этот великий дар чудотворения естественно был наградой отцу Иоанну за его великие подвиги — молитвенные труды, пост и самоотверженные дела любви к Богу и ближним.

Блок: 5/13 | Кол-во символов: 1783
Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/28650

Место упокоения


Предвидя собственную кончину, о. Иоанн заранее попросил разрешения на то, чтобы его тело было упокоено в монастыре на Карповке, который был им и основан. В крипте обустроили храм во имя небесных покровителе праведника — царицы Феодоры и пророка Илии. Похороны были очень торжественными и многочисленными: сам митрополит Антоний возглавил отпевание, ему сослужили 3 епископа, 60 архиереев и 20 дьяконов.

Поскольку в годы советской власти большинство монастырей были закрыты и разорены, верующих волнует вопрос — где находятся мощи праведного Иоанна, ведь ходили слухи, что они замурованы. Вернемся назад во времени, чтобы осветить этот вопрос. Праведник умер незадолго перед началом Октябрьской революции 1917 г. Поначалу монастырь не трогали, но в мае 1923 г. его хотели закрыть. Поступили два прошения о переносе останков. Одно было от общины верующих, другое — от родственника.

Протоиерей Иоанн Орнатский хотел перезахоронить тело на Смоленском кладбище, даже начали собирать деньги, назначили несколько дат. Но прошение было отозвано, поскольку общественность была против. Возражали насельницы Иоанновского монастыря, сами власти втайне не хотели лишать народ возможности доступа к любимому святому.

На секретном совещании Губисполкома было решено замуровать помещение, где находилась гробница, затем перезахоронить тело под спудом на глубине 3 аршинов. Таким образом мощи праведника уцелели. Не имеется данных о том, что когда либо состоялось обретение мощей праведного Иоанна. По всей видимости, гроб с его телом остается целым по сей день, поскольку необходимости в переоблачении тела не было. Слухи об уничтожении тела являются беспочвенными.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 1667
Источник: https://bogolub.info/moshhi-ioanna-kronshtadtskogo-v-peterburge-kak-dobratsya/

История Иоанновского монастыря

Строительство обители началось с разрешения последнего российского императора Николая Второго в 1900 г. Проект разработан архитектором Никоновым. Землю пожертвовал купец Симеон Раменский. Батюшка Иоанн внимательно наблюдал за тем, как проходят работы. Постепенно обитель росла, монастырь решили освятить по имя преподобного Иоанна Рыльского. Ему же посвящен и храм в нижнем этаже.

Малый храм был освящен в декабре 1901 г., с тех пор службы здесь стали ежедневными. Так велика была к батюшке всенародная любовь, что всего через год состоялось освящение главного престола. Храм украшали пять куполов, колокольня стояла на западной стороне. Батюшка сказал трогательную речь во время освящения, которое было для него большим духовным праздником.

Отец Иоанн приложил много трудов к тому. чтобы обитель крепла, а ее насельницы возрастали духовно. Монастырь процветал:

  • 350 монахинь содержали обитель на полном самообеспечении.
  • Работали швейная мастерская.
  • Действовала просфорная, где ежедневно выпекалось тысяча просфор в огромных печах.
  • Сестры содержали лазарет.
  • Вокруг монастыря были цветущий сад и огород.

После смерти преподобного, тысячи паломников посещали его могилку. Здесь они находили духовный покой и радость от общения с любимым святым. Большевики закрыли обитель в 1923 г. Усилиями Патриарха Алексия II в 1989 г. святое место стало возрождаться. Поначалу тут открылось подворье Пюхтицкого монастыря.

Всего за десятилетие удалось привести исторический памятник архитектуры в надлежащий вид. Сегодня трудно представить, что не так давно здесь царило полное запустение, здания были разрушены. Духовным центром остается храм, где находятся мощи святого Иоанна.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 1708
Источник: https://bogolub.info/moshhi-ioanna-kronshtadtskogo-v-peterburge-kak-dobratsya/

Распорядок дня Иоанна Кронштадтского


В этом доме на втором этаже находилась квартира причта Андреевского собора — Иоанн Кронштадтский жил в ней с 1855 по 1908 год

Вставал отец Иоанн ежедневно в 3 часа ночи и готовился к служению Божественной литургии.

При Иоанне Кронштадтском дом был двухэтажным, но в советское время к нему пристроили еще два этажа, что сильно запутало историков когда искали квартиру. На фото: макет дома, как он выглядел раньше

Около 4 часов он отправлялся в собор к утреней. Здесь его уже встречали толпы паломников, жаждавших получить от него хотя бы благословение. Тут же было и множество нищих, которым отец Иоанн раздавал милостыню.

Гостиная квартиры-музея Иоанна Кронштадтского

За утреней отец Иоанн непременно сам всегда читал канон, придавая этому чтению большое значение. Перед началом литургии была исповедь.

Из-за громадного количества желавших исповедоваться у отца Иоанна, им была введена общая исповедь. Производила она — эта общая исповедь — на всех участников и очевидцев потрясающее впечатление: многие каялись вслух, громко выкрикивая, не стыдясь и не стесняясь, свои грехи. Андреевский собор, вмещавший до 5 000 человек, всегда бывал полон, а потому очень долго шло причащение, и литургия раньше 12 часов дня не оканчивалась. В иные дни он исповедовал по 12 часов и причащал за службой непрерывно в продолжение 3-4 часов.

Проповедь в Андреевском соборе Кронштадта.

По свидетельству очевидцев и сослуживших отцу Иоанну, совершение отцом Иоанном Божественной литургии не поддается описанию. Служба отца Иоанна представляла собою непрерывный горячий молитвенный порыв к Богу. Во время службы он был воистину посредником между Богом и людьми, хода́таем за грехи их, был живым звеном, соединявшим Церковь земную, за которую он предстательствовал, и Церковь небесную, среди членов которой он витал в те минуты духом. Чтение отца Иоанна на клиросе было не простое чтение, а живая восторженная беседа с Богом и Его святыми: читал он громко, отчетливо, проникновенно, и голос его проникал в самую душу молящихся. А за Божественной литургией все возгласы и молитвы произносились им так, как будто своими просветленными очами лицом к лицу видел он пред собою Господа и разговаривал с Ним. Слезы умиления лились из его глаз, но он не замечал их. Видно было, что отец Иоанн во время Божественной литургии переживал всю историю нашего спасения, чувствовал глубоко и сильно всю любовь к нам Господа, чувствовал Его страдания. Такое служение необычайно действовало на всех присутствующих.

Не все шли к нему с твердой верой: некоторые с сомнением, другие с недоверием, а третьи из любопытства. Но здесь все перерождались и чувствовали, как лед сомнения и неверия постепенно таял и заменялся теплотою веры. Причащающихся после общей исповеди бывало всегда так много, что на святом престоле стояло иногда несколько больших чаш, из которых несколько священников приобщали верующих одновременно. И такое причащение продолжалось нередко более 2-х часов.

Во время службы письма и телеграммы приносились отцу Иоанну прямо в алтарь, и он тут же прочитывал их и молился о тех, кого просили его помянуть.

После службы, сопровождаемый тысячами верующих, отец Иоанн выходил из собора и отправлялся в Петербург по бесчисленным вызовам к больным. И редко когда возвращался домой ранее полуночи. Надо полагать, что многие ночи он совсем не имел времени спать.

Так жить и трудиться можно было, конечно, только при наличии сверхъестественной благодатной помощи Божьей!

Блок: 7/13 | Кол-во символов: 3540
Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/28650

Мощи Иоанна Кронштадтского

Иоанновский монастырь на Карповке

Мощи праведного Иоанна Кронштадтского покоятся под спудом в Иоанновском монастыре на Карповке.

Надгробие над мощами Иоанна Кронштадского в Иоанновском монастыре в С.-Петербурге

Здесь же находятся известная икона святого Иоанна с его епитрахилью и его облачения.

В Москве икона Иоанна Кронштадтского с частицей мощей находится в Храме преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской Слободе (м.»Площадь Ильича»,ул. Николоямская, 57-59).

Храм преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе

Причисление его к лику святых – канонизация – состоялось в 1990 г.

Ему молятся во всякой семейной и бытовой нужде и в болезнях, а также об избавлении от пьянства.

Блок: 12/13 | Кол-во символов: 807
Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/28650

Преподавательская деятельность


Иоанн Кронштадтский был и замечательным педагогом-законоучителем. Свыше 25 лет он преподавал Закон Божий в Кронштадтском Городском училище (с 1857г.) и Кронштадтской классической гимназии (с 1862г).

Он никогда не прибегал к тем приемам преподавания, которые часто имели место тогда в наших учебных заведениях, то есть ни к чрезмерной строгости, ни к нравственному принижению неспособных. У отца Иоанна мерами поощрения не служили отметки, ни мерами устрашения наказания. Успехи рождало теплое, задушевное отношение его как к самому делу преподавания, так и к ученикам. Поэтому у него не было «неспособных».

На его уроках все, без исключения, жадно вслушивались в каждое его слово. Урока его ждали. Уроки его были скорее удовольствием, отдыхом для учащихся, чем тяжелой обязанностью, трудом. Это была живая беседа, увлекательная речь, интересный, захватывающий внимание рассказ. И эти живые беседы пастыря-отца со своими детьми на всю жизнь глубоко запечатлевались в памяти учащихся. Такой способ преподавания он в своих речах, обращаемых к педагогам перед началом учебного года, объяснял необходимостью дать отечеству прежде всего человека и христианина, отодвигая вопросы о науках на второй план.

Нередко бывали случаи, когда отец Иоанн, заступившись за какого-нибудь ленивого ученика, приговоренного к исключению, сам принимался за его исправление. Проходило несколько лет и из ребенка, не подававшего, казалось, никаких надежд, вырабатывался полезный член общества.

Особенное значение отец Иоанн придавал чтению житий святых, и всегда приносил на уроки отдельные жития, которые раздавал учащимся для чтения на дому.

В 1887 году Иоанн Кронштадтский был вынужден оставить преподавательскую деятельность.

Блок: 8/13 | Кол-во символов: 1766
Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/28650

Духовный дневник «Моя жизнь во Христе»

Несмотря на всю свою необыкновенную занятость, отец Иоанн находил, однако, время вести как бы духовный дневник, записывая ежедневно свои мысли, приходившие ему во время молитвы и созерцания. Эти мысли составили собою замечательную книгу, изданную под заглавием «Моя жизнь во Христе».

Всю свою жизнь в Кронштадте св.Иоанн вел духовный дневник — более 50 лет. Выписки из него были изданы в двух томах под названием «Моя жизнь во Христе» еще во времена св.Иоанна. После Второй мировой войны часть дневников была утеряна.

Книга эта представляет собою подлинное духовное сокровище и может быть поставлена наравне с вдохновенными творениями древних великих отцов Церкви и подвижников христианского благочестия. В полном собрании сочинений Иоанна Кронштадтского издания 1893 года «Моя жизнь во Христе» занимает 3 тома в 1000 с лишним страниц. Это — совершенно своеобразный дневник, в котором мы находим необыкновенно поучительное для каждого читателя отражение духовной жизни автора. Каждое слово — от сердца, полно веры и огня; в мыслях — изумительная глубина и мудрость; во всем поразительная простота и ясность. Нет ни одного лишнего слова, нет «красивых фраз». Их нельзя только «прочитать» — их надо всегда перечитывать, и всегда найдешь в них что-то новое, живое, святое.

«Моя жизнь во Христе» уже вскоре после своего выхода в свет, настолько привлекла к себе всеобщее внимание, что была переведена на несколько иностранных языков, а у англиканских священников сделалась даже любимейшей настольной книгой.

Книга эта на вечные времена останется ярким свидетельством того, как жил наш великий праведник и как должно жить всем тем, кто хотят не только называться, но и в действительности быть христианами.

Основная мысль всех письменных творений Иоанна Кронштадтского — необходимость истинной горячей веры в Бога и жизни по вере, в непрестанной борьбе со страстями и похотями, преданность вере и Церкви Православной, как единой спасающей.

Блок: 9/13 | Кол-во символов: 2007
Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/28650

Общественно-политическая позиция

Будучи сам образом кротости и смирения, любви к каждому человеку, независимо от национальности и вероисповедания, Иоанн Кронштадтский с великим негодованием относился ко всем тем безбожным, материалистическим и вольнодумным либеральным течениям, которые подрывали веру русского народа и подкапывали тысячелетний государственный строй России.

Революционные катаклизмы, в том числе в Кронштадте, Иоанн Кронштадтский  воспринимал как беснование, утверждал, что «если в России так пойдут дела, и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города».

Объектом особых опасений Иоанна Кронштадтского была деятельность революционной антицерковной интеллигенции. Главной причиной революционного брожения в России он считал отпадение людей от Церкви.

С начала 1890-х он резко критиковал популярного и влиятельного в обществе писателя графа Льва Толстого. Критиковал за то, что последний «извратил весь смысл христианства», «задался целью… всех отвести от веры в Бога и от Церкви», «глумится над Священным Писанием», «хохотом сатанинским насмехается над Церковью», «погибает вместе с последователями». Считал, что учение Толстого усилило «развращение нравов» общества, что его писаниями «отравлено множество юношей и девиц», что толстовцы «испровергают Россию и готовят ей политическую гибель».

После 1905 года и последовавшей либерализации цензуры, в русской прессе стали печатать негативные статьи и карикатуры на Иоанна Кронштадтского, порой носившие непристойный и насмешливый характер. Его критиковали за выступления против Толстого, за резкое неприятие революционного движения и поддержку самодержавной формы правления. В газетах писали, что Иоанн Кронштадтский окружил себя недостойными людьми, разворовавшими значительную часть пожертвований, которые контролировали общение паломников с ним, допуская преимущественно тех, с кого можно было получить мзду; что особой статьей доходов стало распространение молитв, якобы составленных Иоанном Кронштадтским, крестиков и др. предметов, «освященных» им.  

Самым заметным антицерковным произведением стала повесть Николая Лескова «Полунощники» (1890). В значительной своей части повесть критически освещает деятельность Иоанна Кронштадтского. Пастырь был изображен как псевдоцелитель, а его сторонники — как сектанты.

В 1880-е из среды его почитателей обособилась группа фанатичных поклонников, получившая наименование иоаннитов, которые почитали его за воплотившегося вновь Христа (что расценивалось как разновидность секты хлыстов; были признаны Святейшим Синодом как секта года); сам отец Иоанн их отвергал и осуждал, но само её наличие создавало в определённых кругах скандальную репутацию.

Блок: 10/13 | Кол-во символов: 2817
Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/28650

Кончина Иоанна Кроншадтского

К тяжелому подвигу служения людям в последние годы жизни Иоанна Кронштадтского присоединился мучительный личный недуг — болезнь, которую он кротко и терпеливо переносил, никому никогда не жалуясь. Решительно отверг он предписания знаменитых врачей, пользовавших его, — поддерживать свои силы скоромной пищей. Вот его слова: «Благодарю Господа моего за ниспосланные мне страдания для предочищения моей грешной души. Оживляет — Святое Причастие».

Хотя болезнь причиняла много страданий, однако Батюшка не изменял своему правилу — ежедневно совершал богослужение, причащаясь Святых Христовых Тайн. Только в последние дни своей жизни он не мог совершать литургии и причащался на дому. В последний раз он отслужил литургию в Андреевском соборе 9 декабря.

Отец Иоанн точно предсказал день своей кончины. 18 декабря, как бы забывшись, он спросил игуменью Ангелину: «Которое сегодня число?» Она ответила: «Восемнадцатое». — «Значит, еще два дня», — сказал в раздумье Батюшка. Незадолго до смерти он разослал всем почтальонам, рассыльным и т. п. людям, исполнявшим его поручения, праздничные открытки на Рождество Христово. «А то и вовсе не получат», — прибавил он.

Всероссийский пастырь скончался 20 декабря (по старому стилю) 1908 года на 80-м году жизни и был погребен в Иоанновском монастыре на Карповке в Санкт – Петербурге.

В погребении Иоанна Кронштадтского участвовали и присутствовали десятки тысячи людей, а у гробницы его и тогда и в последующее время совершалось немало чудес.

Необычайны то были похороны! Гроб с телом Иоанна Кронштадтского был выставлен в Андреевском соборе для прощания. Народ беспрерывно шёл в храм всю ночь с 21 на 22-е декабря. На всем пространстве от Кронштадта до Ораниенбаума и от Балтийского вокзала в Петербурге до Иоанновского монастыря на Карповке стояли огромные толпы плачущего народа. Такого количества людей не было до того времени ни на одних похоронах — это был случай в России совершенно беспримерный.

Похоронное шествие сопровождалось войсками со знаменами, военные оркестры исполняли «Коль славен», по всей дороге через весь город стояли войска шпалерами. Чин отпевания совершал С.-Петербургский Митрополит Антоний, во главе сонма епископов и многочисленного духовенства. Лобызавшие руку покойного свидетельствуют, что рука оставалась не холодной, не окоченевшей. Заупокойные службы сопровождались общими рыданиями людей, чувствовавших себя осиротевшими. Слышались возгласы: «Закатилось наше солнышко! На кого покинул нас, отец родной? Кто придет теперь на помощь нам, сирым, немощным?» Но в отпевании не было ничего скорбного: оно напоминало собою скорее светлую пасхальную заутреню, и чем дальше шла служба, тем это праздничное настроение у молящихся все росло и увеличивалось. Чувствовалось, что из гроба исходит какая-то благодатная сила и наполняет сердца присутствующих какою-то неземною радостью. Для всех ясно было, что в гробу лежит святой, праведник, и дух его незримо носится в храме, объемля своею любовью и ласкою всех собравшихся отдать ему последний долг.

Катафалк с гробом Иоанна Кронштадтского около Андреевского собора

Похоронная процессия с гробом Иоанна Кронштадтского на льду Финского залива

Вдова Елизавета Константиновна пережила отца Иоанна всего на несколько месяцев, и была похоронена года на кладбище у Андреевского собора (в конце жизни Елизавета Константиновна перенесла тяжелую операцию, после которой лишилась ног).

Блок: 11/13 | Кол-во символов: 3473
Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/28650

Изречения:

– «Нужно любить всякого человека и в грехе его и в позоре его. Не нужно смешивать человека – этот образ Божий – со злом, которое в нём».

– «Ты ненавидишь врага – ты глуп… люби врага – и ты будешь премудр».

– «Надо помнить, что в том и христианская вера состоит, чтобы любить врагов».

– «Смотри на всякого человека, домашний он или чужой, как на всегдашнюю новость в мире Божием, как на величайшее чудо Божией премудрости и благости, и привычка твоя к нему да не послужит для тебя поводом к пренебрежению его. Почитай и люби его, как себя, постоянно, неизменно».

– «Что такое души человеческие? Это одна и та же душа, или одно и то же дыхание Божие, которое вдохнул Бог в Адама, которое от Адама и доселе распространяется на весь род человеческий. Все люди поэтому всё равно, что один человек, или одно великое древо человечества».

– «Молитесь, Господь поможет вам по вере вашей».

– «Я предвижу восстановление мощной России, ещё более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая – по старому образцу, крепкая своею верою во Христа Бога и Святую Троицу; и будет, по завету великого князя Владимира – как единая Церковь… Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть Подножие Престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».

– «Демократия в Аду, а на небесах – Царство Божье».

– «Не будьте беспощадными судиями людей, работающих Богу и впадающих в жизни в противоречие самим себе, то есть своему благочестию; их поставляет в противоречие самим себе диавол, злой сопротивник их; он сильно хватается зубами своими за их сердце, нудит их делать противное».

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Молитва святому праведному Иоанну Кронштадтскому

О великий угодниче Христов, святый праведный отче Иоанне Кронштадтский, пастырю дивный, скорый помощниче и милостивый предстателю! Вознося славословие Триединому Богу, ты молитвенно взывал:

Имя Тебе — Любовь: не отвергни меня, заблуждающагося.

Имя Тебе — Сила: укрепи меня, изнемогающаго и падающаго.

Имя Тебе — Свет: просвети душу мою, омраченную житейскими страстями.

Имя Тебе — Мир: умири мятущуюся душу мою.

Имя Тебе — Милость: не переставай миловать меня.

Ныне благодарная твоему предстательству всероссийская паства молится тебе: христоименитый и праведный угодниче Божий!

Любовию твоею озари нас, грешных и немощных, сподоби нас принести достойныя плоды покаяния и неосужденно причащатися Святых Христовых Тайн. Силою твоею веру в нас укрепи, в молитве поддержи, недуги и болезни исцели, от напастей, врагов видимых и невидимых избави.

Светом лика твоего служителей и предстателей Алтаря Христова на святыя подвиги пастырскаго делания подвигни, младенцем воспитание даруй, юность настави, старость поддержи, святыни храмов и святыя обители озари!

Умири, чудотворче и провидче преизряднейший, народы страны нашея, благодатию и даром Святаго Духа избави от междоусобныя брани, расточенныя собери, прельщенныя обрати и совокупи Святей Соборней и Апостольстей Церкви.

Милостию твоею супружества в мире и единомыслии соблюди, монашествующим в делах благих преуспеяние и благословение даруй, малодушныя утеши, страждущих от духов нечистых свободи, в нуждах и обстояниих сущих помилуй и всех нас на путь спасения настави.

Во Христе живый, отче наш Иоанне, приведи нас к Невечернему Свету жизни вечныя, да сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

Тропарь праведного Иоанна Кронштадтского, глас 1

Православныя веры поборниче, земли Российския печальниче, пастырем правило и образе верным, покаяния и жизни во Христе проповедниче, Божественных Таин благоговейный служителю и дерзновенный о людех молитвенниче, отче праведный Иоанне, целителю и предивный чудотворче, граду Кронштадту похвало и Церкве нашея украшение, моли Всеблагаго Бога умирити мир и спасти души наша.

Кондак праведного Иоанна Кронштадтского, глас 3

Днесь пастырь Кронштадтский/ предстоит Престолу Божию/ и усердно молит о верных/ Христа Пастыреначальника,/ обетование давшаго:/ созижду Церковь Мою,// и врата адова не одолеют ей.

Назад к списку

Блок: 13/13 | Кол-во символов: 4264
Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/28650

Кол-во блоков: 21 | Общее кол-во символов: 44174
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://imonspb.ru/: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 6611 (15%)
  2. http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/moshhi-svyatogo-pravednogo-ioanna-kronshtadtskogo.html: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 3505 (8%)
  3. http://hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/28650: использовано 11 блоков из 13, кол-во символов 27397 (62%)
  4. https://bogolub.info/moshhi-ioanna-kronshtadtskogo-v-peterburge-kak-dobratsya/: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 6661 (15%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.