Как церковь относится к суррогатному материнству?

В начале XXI столетия инновационные разработки в области медицины продвинулись далеко вперед. С их помощью стало возможным решение одной из самых страшных бед многих семейных пар — бесплодия. Суррогатное материнство — одна из самых неоднозначных вспомогательных репродуктивных технологий, против которой выступает Православная церковь.

Блок: 1/4 | Кол-во символов: 336
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravoslavie-i-surrogatnoe-materinstvo.html

Католицизм и православие

РПЦ заявила об отношении церкви к суррогатному материнству еще в 2013 году в ходе заседания Священного Синода. Главной повесткой собрания был вопрос крещения младенцев, родившихся с помощью ЭКО и вынашивания суррогатной матерью. Однако там были высказаны и общие суждения касательно данной репродуктивной технологии. В целом, мнение духовников сошлось с позицией католической церкви, которая не единожды осуждала разделение понятий супружества и родительства из-за вмешательства в таинство рождения третьего человека (имеются в виду доноры спермы, яйцеклеток и суррогатные матери).

Такие методы трактуются католицизмом как глубоко бесчестные. Забор биологического материала от донора нарушает право ребенка появиться на свет от родителей, связанных священными узами брака. Кроме того, церковь видит в репродуктивных методах нарушение права людей стать матерью и отцом друг через друга. Таким образом, можно утверждать, что суррогатное материнство и католицизм являются плоскостями глубоко несовместимыми и даже противоборствующими.

Православная церковь провозгласила несколько догм, во многом повторяющих позицию католиков. Основные тезисы, высказанные на упомянутом выше заседании:

  • Родители ребенка, который появляется после вынашивания оплодотворенной яйцеклетки другой женщиной, рассматриваются как «заказчики».
  • Суррогатное материнство – противоестественное и аморальное, даже если женщина не получает материального вознаграждения после рождения ребенка.
  • Данная репродуктивная технология рассматривается как унижение достоинства женщины, ведь ее тело используется как своеобразный инкубатор.
  • Суррогатное материнство в философии православия противоречит возможности формирования полноценной связи между матерью и дитям, что впоследствии приводит к сложным последствиям для каждой из вовлеченных сторон.
  • Сведения о суррогатной матери обязательно указываются в документе о крещении младенца.

Таким образом, две главных ветки христианства (православие и католицизм) имеют практически идентичные взгляды на данный вопрос. Так как церковь относится к суррогатному материнству с большим осуждением, немногие верующие решаются прибегнуть к помощи врачей-репродуктологов. Однако следует заметить, что вышеприведенные догматы рассматривались представителями РПЦ не в разрезе биоэтики, а непосредственно относились к таинству крещения. Если вчитываться в документ, составленный в ходе заседания Священного Синода, становится ясно, что церковь не отказывается от политики открытости для каждого человека, который стремится к спасению души.

Крещение рассматривается как полное принятие религиозного учения и согласие в дальнейшем стать на путь духовного просвещения. Хотя суррогатное материнство – это грех в православной философии, дети, рожденные не биологической матерью, не считаются грешниками. С другой стороны, не может идти и речи о достойном христианском воспитании ребенка, если его родители не являются ревностными прихожанами и не раскаиваются в содеянном поступке. Крещение возможно только после покаяния, принесенного суррогатной матерью или биологическими родителями. Это необходимо независимо от того, осознано или неосознанно они пришли к нарушению этой догмы.

Единственным отличием от позиции католической церкви может считаться заявление РПЦ о допустимости использования метода ЭКО, если:

  • используется генетический материал супругов;
  • оплодотворенную яйцеклетку вынашивает сама жена;
  • не нарушается целостность брачного союза, а медицинские технологии просто помогают превозмочь трудности, мешающие естественному оплодотворению;
  • готовые оплодотворенные яйцеклетки не уничтожаются.

Католики являются более принципиальными в данном вопросе. Так же, как и мнение церкви о суррогатном материнстве, искусственное оплодотворение «внутри супружеской пары» остается для католицизма неприемлемым с моральной точки зрения (хотя и менее предосудительным), ведь идет разделение полового и воспроизводящего акта. Муж и жена должны не просто дарить себя друг другу, но и прославлять торжество жизни, создавая индивидуальность зародыша с самых первых этапов его существования. Если же в репродуктивный акт вмешивается медицина и врачи, происходит превосходство техники над природой и предназначением человека, что ведет за собой разрушение божественного замысла.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 4263
Источник: https://mama-poisk.ru/news/surrogatnoe-materinstvo-i-czerkov.html

Официальная позиция Церкви

Суррогатное материнство в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», (данный документ размещен на сайте Московского Патриархата, пункт XII «Проблемы биоэтики») осуждается как грех. Единственно допустимой репродуктивной технологией Православная Церковь считает ЭКО, когда по медицинским показаниям осуществляется искусственное осеменение одной яйцеклетки будущей матери спермой мужа (пара должна состоять в законном браке и принять таинство венчания). Редукция эмбрионов, генетический отбор наиболее жизнеспособных из них, донорство эякулята и яйцеклеток при этом не допускаются.

По мнению церкви, «чадородие есть желанный плод законного супружества», но отнюдь не единственная цель брака. Поэтому, если преодолеть недуг бесплодия с помощью терапевтических, хирургических методов супругам не удается, они должны либо смириться со своей участью, приняв отсутствие детей как свое жизненное призвание, либо продолжать молиться Богу о естественном зачатии малыша, либо взять на воспитание приемного ребенка. Иные пути к деторождению, такие, как суррогатное материнство, Церковь осуждает.

Патриарх Кирилл убежден, что подобный способ зачатия ребенка оскверняет святость материнства.

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 1221
Источник: https://ekoaist.ru/otnoshenie-religij/surrogatnoe-materinstvo-otnoshenie-cerkvi.html

Иудаизм

От иудеев вряд ли можно услышать, что суррогатное материнство – это плохо, ведь их религиозные каноны полностью поддерживают желание любой женщины стать матерью. Конечно же, существуют некоторые нюансы в зависимости от конкретной концессии. Например, реформистский иудаизм разделяет детей по происхождению и воспитаю. Ортодоксальные евреи убеждены, что ребенок причисляется только к той религии, что и родившая его женщина. То есть выбор суррогатной матери может осуществляться только среди евреек. Такого же взгляда придерживается и консервативное течение иудаизма, ведь по убеждению его сторонников зарождение души происходит именно в материнском чреве.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 662
Источник: https://mama-poisk.ru/news/surrogatnoe-materinstvo-i-czerkov.html

Причины негативного отношения христианства к суррогатному материнству

Церковь так аргументирует свою позицию – обращение пары, одиноких людей к суррогатной матери:

  1. нарушает целостность союза супругов;
  2. попирает святость материнства;
  3. угрожает духовной целостности, физическому здоровью личности (как женщин, участвующих в этом процессе, так и ребенка, который в будущем может узнать о своем происхождении);
  4. вырабатывает в обществе представление о человеческой жизни как о некоем продукте, который можно купить;
  5. унижает достоинство женщины, которая фактически торгует своим телом, как неким резервуаром для вынашивания биологически чужого ребенка (то же справедливо по отношению к женщине, которая предоставляет свои услуги на бесплатной основе);
  6. нивелирует установившуюся психоэмоциональную связь между плодом и суррогатной матерью;
  7. заведомо лишает будущего ребенка права иметь полноценную семью, если к услугам суррогатной матери прибегает одинокая женщина, мужчина, лицо с нетрадиционной сексуальной ориентацией;
  8. является формой богоборчества, основанной на превратно понимаемой свободе личности;
  9. нарушает Божий замысел о человеке;
  10. формирует безответственное отношение суррогатной матери, генетических родителей к рожденному подобным образом ребенку;
  11. игнорирует мнение самого зачинаемого человека (Церковь признает чадом Божиим зародыша с момента его образования в утробе матери / пробирке).

Позиция Церкви относительно крещения ребенка от суррогатной матери

Причины негативного отношения христианства к суррогатному материнству

Не одобряя действия суррогатной матери и генетических родителей ребенка, Церковь не отказывает детям из пробирки в крещении. Такие дети не несут ответственности за грехи родителей, и могут креститься самостоятельно, достигнув совершеннолетия.

В отношении крещения несовершеннолетних, Церковь выдвигает ряд требований:

  • лица, несущие ответственность за христианское воспитание младенца (его генетические родители, восприемники, суррогатная мать) должны покаяться в содеянном грехе;
  • даже если родители не знали о том, что использование услуг суррогатной матери является грехом, они также должны раскаяться;
  • если родитель или родители сознательно пошли против церковного учения, и не приносят явного покаяния, ребенок не будет крещен до совершеннолетия, когда он сам сможет принять решение о вероисповедании;
  • исключением является смертельная опасность – в таком случае младенец благословляется не зависимо от способа его появления на свет;
  • также Церковь не запрещает крестить таких детей, если их подкинули или сдали в приют.

Такая позиция представителей православного священства имеет пастырское значение – общество получает четкий ответ на вопрос о допустимости использования данной ВРТ с точки зрения христианского вероучения.

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 2710
Источник: https://ekoaist.ru/otnoshenie-religij/surrogatnoe-materinstvo-otnoshenie-cerkvi.html

Суррогатное материнство и Мусульманство

Учитывая суровые традиции данного религиозного течения, сразу возникает вопрос: разрешено ли суррогатное материнство в исламе? Мусульманские духовники делают акцент на том, что при использовании данной репродуктивной методики материнские функции оказываются разделенными между двумя женщинами: той, что предоставила биологический материал, и той, которая вынашивала плод, особенно если последняя после рождения кормит ребенка своим грудным молоком. Таким образом, отношение к суррогатному материнству неоднозначно, ведь оно порождает проблему идентификации настоящей матери, а также ряд этических, правовых и духовно-религиозных вопросов.

В частности, факихи выступают против широкого распространения данного метода. По их мнению, медицинское вмешательство может иметь негативные последствия, ведь обеспеченным семьям просто не придется переживать обо всех нюансах, возникающих во время беременности и после родов. Женщины смогут иметь до 12 детей в год от разных суррогатных матерей (в здоровом организме каждый месяц вырабатывается яйцеклетка, готовая к зачатию). Однако суррогатная мать в исламе не считается грешницей, как и биологические родители, особенно если это их единственная возможность продолжить род и ощутить радость родительства.

Единственное, следует соблюсти ряд требований и условий:

  • суррогатная мать должна состоять в браке;
  • обязательно наличие разрешения от мужа женщины, которая соглашается выносить ребенка другой пары;
  • перед вживлением эмбриона женщина не должна иметь сексуальных отношений с супругом на протяжении трех менструальных циклов (примерно 3 месяца) для исключения вероятности внутрисемейной беременности;
  • материальные расходы полностью ложатся на отца вынашиваемого ребенка (на протяжении всей беременности и в течение примерно 40 дней после родов);
  • появившийся на свет ребенок и суррогатная мать подпадают под ту же категорию канонических запретов, что и в случае естественного зачатия и рождения (запрет на половые отношения, родственные браки и пр.);
  • суррогатная мать имеет право настаивать на грудном вскармливании, дабы не подвергать себя физическим страданиям и обеспечить младенца оптимальным набором полезных веществ, которых нет в искусственном молоке.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 2229
Источник: https://mama-poisk.ru/news/surrogatnoe-materinstvo-i-czerkov.html

Мнение священников

В 2013 г. дискуссия о суррогатном материнстве разгорелась с новой силой в связи с рождением у известной супружеской пары детей, вынесенных нанятой для этого женщиной. Своё мнение относительно этого вопроса в различных средствах массовой информации высказали некоторые представители Православной Церкви.

Суррогатное материнство является недопустимыми с православной точки зрения

  1. Представитель Московской патриархии протоиерей Дмитрий Смирнов, отмечает что эта методика приводит к разрушению эмоциональных связей между матерью и младенцем. Она оказывает травмирующее воздействие на психику женщины, оказывающую услугу по вынашиванию ребёнка, который в будущем может испытывать проблемы с самоопределением.
  2. Священник Сергий Рыбаков, окаймляющий один из приходов Рязанской митрополии, считает суррогатное материнство — вызовом Божественному Замыслу. Богатые люди, имея большие финансовые возможности, удовлетворяют свои прихоти вместо того чтобы прислушаться к Голосу Господа и принять в свою семью ребёнка-сироту, нуждающегося в заботе и любви. Протоиерей выражает согласие с мнением ряда общественных деятелей, считающих что вынашивание ребёнка по контракту — узаконенная торговля детьми.
  3. Иерей Алексий Мороз утверждает, что увеличение случаев использования найма женщин для рождения детей — показатель духовно-нравственного состояния российского общества. Люди, забывая об истинном своём предназначении, заключающемся в стремлении к единению с Господом, пытаются любыми путями к удовлетворению горделивых желаний. В этом стремлении они не задумываются о дальнейшей судьбе детей, рождённых по этой методике. Священнослужитель отмечает, что вопрос о воцерковлении детей, рождённых от суррогатной матери, требует богословского обсуждения.
  4. Протоиерей Олег Стеняев, руководящий центром для реабилитации людей пострадавших от нетрадиционных религий, отмечает, что участие в процессе рождения ребёнка третьего лица — это не только нарушение установленного Господом порядка, но вмешательство в биологическую природу человека. Биологические родители, мечтая о ребёнке, похожем на них, не учитывают, что на стадии внутриутробного развития младенец будет находиться в теле третьего лица. А так как протекание этого периода во многом влияет на будущую жизнь человека, то предсказать особенности его характера и поведения практически невозможно.
  5. Представитель благотворительного фонда Святителя Василия Великого Алексей Комов, отмечает, что суррогатное материнство превращает женщину в инкубатор. За ней не признаётся право на материнские инстинкты и чувства по отношению к ребёнку, которого она вынашивает. Легализация этой методики привела к разрушению традиционных семейных ценностей, крушению морально-этических общественных норм и распространению гомосексуальных союзов. Большой процент потребителей этой услуги в России составляют иностранцы, поэтому суррогатное материнство — доходный бизнес-проект, а не средство решение проблемы бесплодия российских супружеских пар.

Альтернативой этого процесса является усыновление ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Это позволит истинному христианину и удовлетворить своё желание иметь детей, и совершить богоугодное деяние.

Протоиерей Андрей Ткачёв о суррогатном материнстве

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 3227
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravoslavie-i-surrogatnoe-materinstvo.html

Другие религии

В других вероисповеданиях также существуют неоднозначные мнения о суррогатном материнстве. Искусственное оплодотворение разрешено у мусульман-суннитов, если для этого имеются медицинские показания. Мусульмане-шииты негативно настроены против современных репродуктивных технологий, считая, что подобные вмешательства лишают новорожденного права как на духовное, так и на материальное наследство.

В буддизме искусственные методики нежелательны, однако духовниками никогда не накладывалось однозначных запретов на их использование.

Проблема бесплодия очень актуальна среди женщин индуистского вероисповедания. Данная религия категорически выступает против мужского донорства. Обязательно нужно использовать биологический материал супруга. Многие индуисты до сих пор придерживаются традиционных взглядов на семью, считая, что появление сына в доме гарантирует поддержку, а рождение дочери может принести только огорчение и обузу. Поэтому большинство пар целенаправленно решается на искусственное оплодотворение, чтобы в семье рождались только сыновья.

Сегодня сфера генетики и репродуктологии стремительно развивается, помогая тысячам пар обрести радость быть родителями. Поэтому бесплодие не является приговором. Стоит только разобраться в собственных приоритетах и решить, как обрести желанное счастье и сохранить духовное равновесие, если вы столкнулись с запретами своего вероисповедания.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 1399
Источник: https://mama-poisk.ru/news/surrogatnoe-materinstvo-i-czerkov.html

Кол-во блоков: 14 | Общее кол-во символов: 35298
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

  1. https://mama-poisk.ru/news/surrogatnoe-materinstvo-i-czerkov.html: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 8553 (24%)
  2. http://www.nsad.ru/articles/pochemu-cerkov-protiv-surrogatnogo-materinstva: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 8322 (24%)
  3. http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravoslavie-i-surrogatnoe-materinstvo.html: использовано 4 блоков из 4, кол-во символов 9108 (26%)
  4. http://semyaivera.ru/2014/12/11/kak-tserkov-otnositsya-k-vozmozhnosti-eko-i-surrogatnogo-materinstva/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 5384 (15%)
  5. https://ekoaist.ru/otnoshenie-religij/surrogatnoe-materinstvo-otnoshenie-cerkvi.html: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 3931 (11%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий