См. раздел ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
Кутия́, коли́во (ко́ливо) – поминальная пища; вареная пшеница или рис, приправленные медом, обычно смешанные с изюмом, черносливом или яблоками.
Источник: https://kanal21.ru/kolivo/
Содержание
- 1 Название
- 2 Древние традиции и обычаи Рождества
- 3 Когда и откуда появилась в России кутья
- 4 Очень интересное чудо
- 5 Символизм кутьи
- 6 Рецепт кутьи и колива довольно прост
- 7 Разновидности колива
- 8 И христиане выходят из положения простым путем – варят пшеницу и едят ее с медом.
- 9 ***
- 10 Коливо приносят в церковь в воспоминание о чуде мученика Феодора Тирона
- 11 Это было просто постное блюдо, приготовленное на скорую руку.
- 12 Освящение кутья и колива в домашних условиях невозможно
- 13 Очень тяжело расставаться
- 14 Сейчас в наших храмах полы настолько ровные, что можно кататься на них. И, тем не менее, дьякон всё равно предшествует священнику со свечой.
- 15 Литература
- 16 Помочь людям понять главное
- 17 Конечно, человеку, достигшему определенной духовной высоты, возможно, все эти обряды и не нужны. Но так ли много в наших храмах высокодуховных людей?
- 18 Человеку нужен уже не Христос – ему хватает обряда
- 19 Без ходунков не обойтись никак, но если, научившись ходить, он не захочет расставаться с ходунками, мы рискуем получить калеку.
- 20 Традиция возмутительно редкого причащения
- 21 А придумывать причины не нужно
- 22 Всему свое время и место
Название
Название связано с античным обычаем поминальных подношений из зерна и фруктов «kolibo», дословно переводится с греческого как «вареная пшеница».
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE
Древние традиции и обычаи Рождества
Информация о том, что именно делали на Рождество жители России, а чего нельзя было делать, дошла и до настоящего времени. Первые святочные дни люди накрывали столы, угощали, каждый должен был быть окружен заботой и любовью.
Ночью, во время службы надо было благодарить за то, что имеешь, молиться о том, чего тебе не хватало и обязательно вспоминать ушедших людей. На Руси считалось, что они молятся рядом в эту ночь, а службу для них ведет покойный священник. В первые дни Святок следовало обязательно отдать дань уважения тем, кто нуждался и заслуживал этого:
- Первый день отводился на посещение родителей, а также близких и дальних родственников в пределах досягаемости. Молодые обязательно оставались у родителей на праздник после службы.
- Во второй день люди навещали немощных, старых и больных, приносили им угощения, кутью.
- Третий день посвящался сиротам, их угощали, дарили подарки, играли.
Не забывали даже и о тех, кто выпал из приличного общества, но это уже были более поздние дни.
После соблюдения традиций, позволялось приступать к гуляньям и веселью. На Руси было поверье:
«Как проведешь святочные дни, так и год твой пройдет».
Именно поэтому люди старались как можно радостнее провести время: катались на санях, на тройках. На главной площади устраивались веселые игрища, пели песни, водили хороводы и придумывали себе различные игры и потехи. Люди более старшего поколения ходили друг к другу в гости, поздравляли, дарили небольшие подарки, чаще съедобные.
>Чего нельзя делать на Рождество?
Традиционно 7 января запрещались некоторые вещи. Нельзя было:
Источник: https://mitarstva.ru/kolivo/
Когда и откуда появилась в России кутья
В православии коливо появилось не сразу. Его родиной является Греция, которая в каждом предмете находила смысл.
Первоначально это блюдо готовили как поминальное в странах, где существует культ поклонения усопшим.
Христианство возникло, когда мир жил по языческим законам. Множество обрядов того времени прижилось и поныне, только смысл их изменился.
В России коливо стало символом жизни и богатства, ее делают на свадьбы, крещение детей.
Вареная пшеница, приправленная маком и медом, в Греции получило название кутьи.
Как связано сочиво с рождением Бога богов, Царя царей, Спасителя человечества?
Как Иисус даровал людям вечную жизнь через веру в Него после отречения от грехов мира сего, так и зерно является символом плодородия, которое умирая весной, дает жизнь множеству колосков.
Человек, употребляющий в пищу коливо, символично приобщается к вечному круговороту жизни, возрождаясь через веру в Иисуса
- Благо вечной жизни, сладостное пребывание в раю связано с медом.
- Мак — символизирует достаток и плодородие, спокойствие и множество щедрот.
Каждая хозяйка старается в праздничные дни приготовить самую богатую и сытную кутью, чтобы привлечь богатство и достаток в дом.
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/kolivo-kutya-v-pravoslavii.html
Очень интересное чудо
С освящением колива наблюдается то же самое. На какой-то момент Церковь переживала это событие как действительно очень значимое. Великий пост, время особого воздержания. И тут император Юлиан повелевает тайно окропить кровью жертвенных животных продукты на рынке, чтобы христиане осквернились, сами того не желая и не подозревая об этом.
Далее происходит чудо – причем чудо очень интересное, особенно если вдуматься, посредством кого действовал Господь. Мученик Феодор Тирон явился, как известно, архиерею. Но архиерей этот был арианином – православного архиерея в городе не было. Причем Евдоксий был еще и человеком, мягко говоря, не очень благочестивой жизни. Профессор Болотов пишет о нём: «человек малопривлекательный, в своих проповедях доходивший до пошлости и балаганства, менявший свои убеждения, как не всякий другой».
Вот такому человеку является мученик только потому, что его, в силу положения, услышат многие.
Блок: 3/15 | Кол-во символов: 946
Источник: https://www.pravmir.ru/traditsii-dalekih-vekov-zachem-myi-ih-soblyudaem/Символизм кутьи
Основной компонент кутьи – зерно, которое является символом вечной жизни и перерождения, вера в бессмертие души и ее перевоплощение. Как и семя, которое попадает в землю и перерождается, так и дух человека возрождается в новом теле после захоронения. Зерно способно долго «спать», сохраняя в себе жизнь, а потом снова возрождать ее с приходом весны.
Что такое кутья: история и ее виды
Употребляя в пищу кутью, человек становится частью бесконечного круговорота жизни. В кутью часто добавляют пророщенные зерна, которые являются символом вечной жизни. Маковые зерна или ядра орехов в кутьи – означают плодородие. Добавляя эти продукты, человек программирует себя на богатство, щедрость и изобилие для всей семьи. Именно из-за этого, кутью часто готовят на свадьбах и при рождении или крестинах детей. Мед в сочиве символизирует удовольствие и сладкую жизнь, но не земную, а вечную, которая ждет человека в Царстве Небесном. Говорят, что блага загробной жизни настолько велики и прекрасны, что превосходят самые смелые мечты и ожидания.
Блок: 3/5 | Кол-во символов: 1052
Источник: https://artpos.ru/beauty/kolivo-v-pyatnicu-na-1-nedele-posta-kolivo-kutya-v-pravoslavii.htmlРецепт кутьи и колива довольно прост
Рецепт любого кутья и колива довольно прост. Рассмотрим самые простые рецепты изготовления.
Рецепт кутьи:
Для начала вам необходимо взять нужные ингредиенты. Для поминальной кутьи вам понадобится:
- 1 стакан риса;
- 100 грамм изюма;
- 100 грамм меда.
Приготовление: рис необходимо сварить до его полной мягкости. Отдельно необходимо проварить и изюм (его желательно взять без косточек). Затем сваренный изюм соединить с рисом, и хорошенько перемешать. Мед можно развести с небольшим количеством воды, после добавив в кутью. После все это хорошенько перемешать. Кутья готова!
На данном изображении мы видим, как выглядит приготовленная кутья с добавлением мака, грецких орехов и меда. Готовиться довольно быстро и просто
Рецепт колива:
Коливо можно приготовить двумя способами:
- Из пшеницы;
- Из риса.
Для приготовления колива из пшеницы вам понадобится:
- 1 стакан зерен пшеницы;
- 100 грамм мака;
- 100 грамм орехов;
- 1-3 столовые ложки меда.
Приготовление: для начала нужно сварить зерна пшеницы. После ее охлаждают. Отдельно нужно растереть мак, до получения от него макового молочка. В полученное маковое молочко добавляют мед. Все это перемешивают, и затем добавляют к сваренной и охлажденной пшенице. Если каша получилась слишком густой, то можно добавить в нее немного кипяченой воды. В конце добавляют растолченные ядра орехов. (чаще берут грецкие орехи).
На этом изображении, мы видим, приготовленное коливо из зерен пшеницы с маком, с добавлением в него изюма, грецких орехов и меда
Для приготовления колива из риса вам понадобится:
- 1 стакан риса;
- 100 грамм мака;
- 100 грамм орехов;
- 50 грамм сухофруктов;
- 100 грамм меда.
Приготовление: приготовление колива из риса такое же, как и из пшеницы. Только вначале необходимо хорошенько сварить рис, до полной его мягкости. После варки, рис нужно накрыть плотной крышкой и оставить на 12 минут, чтобы рис настоялся. Затем добавляют все по списку. Иногда в коливо из риса изюм не добавляется, а кладут различного рода сухофрукты.
Коливо из риса с добавлением в него изюма, меда и других сухофруктов
Также коливо готовится из чечевицы и ячменя. Но это уже на выбор каждого, кто как любит. Вы можете приготовить колево из любых зерен по-своему усмотрению.
В общем же смысле, мы видим, что это скудная пища, которая готовится только из зерен.
Блок: 4/6 | Кол-во символов: 2311
Источник: https://hranitel.club/2163-kolivoРазновидности колива
Каждый рождественский праздник, будь то Сочельник, Рождество или Крещение, православные встречают за столом, «царицей» которого является коливо.
В зависимости от праздника, времени рождественского поста и правил Церкви есть несколько видов кутьи:
- богатая, подается на Новый год и Сочельник;
- щедрая отличается от богатой только способом заливки мака, в этом случае мае заливается горячим молоком;
- голодная, как правило, готовится на вечер перед Крещением из зерен, небольшого количества изюма и подсластителя.
Коливо своей основой всегда имеет зерно.
В ночь перед Рождеством едят богатую кутью, в которую добавляют много компонентов, но при этом строго запрещено использовать скоромные блюда, такие как молоко, сливки или масло.
Рождественское главное блюдо стол поистине щедрое по количеству ингредиентов и способу приготовления сочива, это еще одно название кутьи. Сочиво от колива отличается только наличием жидкости, означает более сочное блюдо.
Блок: 5/9 | Кол-во символов: 971
Источник: https://kanal21.ru/kolivo/И христиане выходят из положения простым путем – варят пшеницу и едят ее с медом.
Конечно, для Церкви это событие было значимо. Им было явлено промышление Божие – причем речь ведь шла не о пресечении какого-то серьезного и явного злодейства, а об изобличении подспудного, тайного и подленького замысла. И Господь даже его изобличил и показал, как Он заботится о христианах, не погнушавшись для этого откровенно недостойным человеком – и отсутствие достойных не стало помехой.
Источник: https://www.pravmir.ru/traditsii-dalekih-vekov-zachem-myi-ih-soblyudaem/
***
Протоиерей Владимир Пучков
Церковь живет по простому принципу – она ничего никогда не отменяет. Примером могут служить каноны: принимает некий собор какое-нибудь правило, например, в IV веке, проходит столетие или два, и другой собор принимает другое правило, касающееся этого же предмета, но несколько иного содержания – иногда прямо противоположного. Однако предыдущее правило никто не отменяет.
Таким же образом и многие традиции у нас сохранились: когда-то они имели определенное значение, со временем его потеряли. Но поскольку самим традициям было уже несколько веков, отменять их оказалось жалко.
Так, например, получилось с крестными. Изначально восприемник выполнял функцию поручителя за новопришедшего. Когда человек приходил в церковную общину с желанием принять крещение, его сразу не крестили. Пришедшего долгое время готовили, но перед этим кто-то должен был поручиться, что этот человек пришел действительно Христа ради, а не по каким-то меркантильным соображениям или еще почему-то.
Когда в IV веке Церковь перестала быть гонимой и крестить стали многих, подчас целыми семьями, поручаться за отдельно взятых людей уже было сложно. В восприемниках, как поручителях, нужда отпала. Но ведь успела сформироваться целая традиция. И акцент переместился – теперь крёстному вменялась в обязанность не помощь человеку в подготовке к крещению, а попечение об уже крещёном. Таким образом традиция сохранилась, а ее изначальный смысл потерялся.
Источник: https://www.pravmir.ru/traditsii-dalekih-vekov-zachem-myi-ih-soblyudaem/
Коливо приносят в церковь в воспоминание о чуде мученика Феодора Тирона
Когда же варят кутью и коливо? Кутью варят в канун Рождества. А коливо в пятницу первой седмицы великого поста.
Приносится коливо в церковь, как в воспоминании о чуде великомученика Феодора Тирона. Что же это был за мученик и почему именно в честь него стали делать коливо и кутью?
Святой мученик Феодор был воином. Служил он под начальством некоего Вринга. Этого мученика принуждали приносить жертву идолам, но святой Федор твердо объявил, что он исповедует только веру во Христа. Тогда же, узнав об этом начальник, дал ему несколько дней на размышление. В это же время святой Феодор усиленно молился.
Его обвиняли в том, что он поджег языческий храм, и за это его бросили в темницу на голодную смерть. Считается, что именно там ему явился Сам Господь Наш Иисус Христос. Он утешил святого и подкрепил его.
Святого мученика Феодора Тирона обвиняли в поджоге языческого храма, а также в том, что он открыто, исповедовал веру во Христа. Коливо приносят в церковь, как воспоминание о чуде великомученика Феодора Тирона
Когда святого мученика Феодора снова привели к правителю, он точно также исповедовал свою веру, за это он был предан истязаниям и был осужден на сожжение. Мученик Феодор без какого-либо трепета зашел на костер и с молитвой и славословием предал свою святую душу Богу. Произошло это в 306 году при римском императоре Галерее.
Тело святого Феодора Тирона было совершенно не повреждено от огня.
Впоследствии его мощи были перенесены в Царьград в храм, который был освящен в честь него. Глава же его святая находится в Италии.
Тело мученика Феодора Тирона после пожара совершенно не пострадало. Тогда же было понятно, что оно нетленно. На данном фото, мы видим главу святого мученика Феодора Тирона, которая в настоящее время находится в Италии
Тогда же святой Феодор явился во сне архиепископу Евдокию и объявил ему о том, чтобы он предупредил всех христиан, что все товары, которые продаются на рынках, покупать нельзя. Также он сказал ему, чтобы они ели вареную пшеницу с медом, то есть кутью.
Именно в память об этом событии Русская Православная церковь ежегодно совершает празднование в честь святого великомученика Феодора Тирона в субботу первой недели великого поста.
Пятницу, в навечерие субботы, читается на Божественной литургии Преждеосвященных Даров молитва и канон святому великомученику Феодору, которые были составлены преподобным Иоанном Дамаскиным.
Так в храме, после Божественной литургии раздается коливо всем прихожанам, в честь дня воспоминания и чуда, которое совершил святой мученик Феодор Тирон
После этого коливо благословляется священниками, и раздается верующим. Люди несут его домой, и делят на всю семью, чтобы хотя бы малая частица этого кушания оставила след в наших душах и сердцах.
А также всем вместе помолиться и прославить великого мученика Феодора Тирона. Именно отсюда и принято считать появление кутьи и колива.
Источник: https://hranitel.club/2163-kolivo
Это было просто постное блюдо, приготовленное на скорую руку.
Но сегодня быстро приготавливаемых постных блюд очень много, и готовятся они быстрее, чем коливо. Поэтому практический смысл колива пропал. Осталась только традиция, которой много веков. И при том, что она потеряла актуальность, традиция эта дорога многим людям, для них она часть церковной жизни, «так было всегда».
Так и с коливом – традиция эта просто вросла в жизнь Церкви. Это и первый уставной молебен в Великом посту, и освящение пищи при отсутствии праздника, и неплохой повод интересное поучение произнести. Да и просто – написано в Триоди служить, значит надо служить.
Источник: https://www.pravmir.ru/traditsii-dalekih-vekov-zachem-myi-ih-soblyudaem/
Освящение кутья и колива в домашних условиях невозможно
Многие люди часто спрашивают, как освятить кутью дома? На самом деле, кутья и коливо не освящается людьми в домашних условиях. Ее может освятить только священник, прочитав специальные молитвы из псалтыри.
Если же вам нужно освятить кутью, то лучше всего будет отнести ее в храм. Там священник совершит панихиду по вашему усопшему, после чего благословит кутью. Только тогда вы можете забрать ее домой.
Источник: https://hranitel.club/2163-kolivo
Это интересно: Киот для иконы — объясняем тщательно
Очень тяжело расставаться
– Зачем же наша Церковь соблюдает традиции, смысл которых давно утерян?
– Мы соблюдаем традиции просто потому, что мы их соблюдаем. Какого-то практического смысла в них уже давно нет. В Церкви много такого, что давно потеряло первоначальный практический смысл. Например, священническое облачение – это фартук, нарукавники, пояс и плащ. Но со временем они потеряли свое первоначальное предназначение и стали красивыми богослужебными одеждами. Сегодня уже никто не задумывается, что епитрахиль – это фартук.
Или предшествование дьякона со свечой кадящему священнику. Служили ведь поначалу в катакомбах, где было темно и запросто ходить без света было сложно.
Блок: 7/15 | Кол-во символов: 684
Источник: https://www.pravmir.ru/traditsii-dalekih-vekov-zachem-myi-ih-soblyudaem/Сейчас в наших храмах полы настолько ровные, что можно кататься на них. И, тем не менее, дьякон всё равно предшествует священнику со свечой.
В основе очень многих обрядов – сугубо практический момент. Но практическая составляющая забылась, а обряд, поскольку он красив, остался. А когда традиции очень много веков, с ней всегда очень тяжело расставаться.
Источник: https://www.pravmir.ru/traditsii-dalekih-vekov-zachem-myi-ih-soblyudaem/
Литература
- Кутья / Валенцова М. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 69–71. — ISBN -0.
- Жайворонок В. В. Знаки української етнокультури: Словник-довідник. — К.: Довіра, 2006. (укр.)
- Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. — М.: Наука, 1991.
- Страхов А. Б. Культ хлеба у восточных славян: опыт этнолингвистического исследования. — Мюнхен, 1991.
- Таланчук О. М. Українознавство. Усна народна творчість. — К.: Либідь, 1998. (укр.)
- Тихомиров Е. Загробная жизнь или последняя участь человека. — СПб., 1995.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE
Помочь людям понять главное
– А не обросла ли за столько веков церковная жизнь обрядами сверх меры?
– А где критерий определения меры? В Церкви есть то, что составляет основу ее жизни – Евангелие и Евхаристия. Всё остальное можно забрать, но наша Церковь всё равно останется Церковью Христовой. Есть вещи главные, есть второстепенные.
Но вот приходит в храм человек с улицы, берет в руки Евангелие – поймет ли он его сразу? И попробуйте ему тотчас объяснить, что такое Евхаристия – всё ли будет ему ясно? Если человек искушенный в знаниях, с высшим образованием – может, ему будет и проще. А как объяснить это бабушке, например, или человеку малограмотному?! А ведь грамотными людьми наши храмы наполнились только в ХХ веке. До этого в храмах, в основном, были люди простые, которые едва-едва читать умели.
Знати и чиновников с образованием на Литургии присутствовало, как правило, несколько десятков человек, не больше. В древности же это соотношение и подавно было не в пользу грамотных. Нельзя было сказать: вот Евангелие – читай. Или: причащайся и не мудрствуй. И, конечно, со временем Церковь, так сказать, обросла вспомогательными средствами, которые помогали этим людям понять главное.
Один из самых простых примеров – икона. Ведь недаром ее называют «богословием в красках». Ту же, например, Троицу Рублёва можно буквально «прочитать». Десятиминутный рассказ о том, что, как и почему изображено на этой иконе, способен открыть достаточное количество богословских истин как воцерковленному христианину, так и впервые переступившему порог храма неофиту.
Блок: 9/15 | Кол-во символов: 1562
Источник: https://www.pravmir.ru/traditsii-dalekih-vekov-zachem-myi-ih-soblyudaem/Конечно, человеку, достигшему определенной духовной высоты, возможно, все эти обряды и не нужны. Но так ли много в наших храмах высокодуховных людей?
Так стоит ли удивляться, что основное внимание Церковь уделяет не тем, кто всё понимает с полуслова и с полувзгляда.
Обрядов в Церкви много в первую очередь для того, чтобы Церковь, в ее существенном и главном, была понятна не только образованным и духовным людям. В конце концов, образованные и духовные вырастают из людей обычных, которым когда-то для понимания элементарных вещей нужны были иконы, обряды и многое другое.
Источник: https://www.pravmir.ru/traditsii-dalekih-vekov-zachem-myi-ih-soblyudaem/
Человеку нужен уже не Христос – ему хватает обряда
– Но ведь сейчас именно обряды для многих становятся главным – люди приходят в церковь освятить куличи, яйца, вербочки, воду.
– Давайте для начала разделим освящение и благословение. Если воду мы освящаем, то сказать буквально, что мы освящаем куличи, нельзя. Это лишь благословение на вкушение того, в чём мы отказывали себе на протяжении поста. Окончен пост, пришел праздник, и к нему приурочено благословение. Отсюда его торжественность. Но после благословения ни яйцо, ни верба не становятся святыней. Поэтому, кстати, мне совершенно непонятна забота некоторых православных о том, куда девать скорлупу от пасхального яйца или кочерыжку от яблока.
– Но ведь абсолютное большинство людей, крещенных в православии, считают, что и яйца, и вербочки, и яблоки после окропления святой водой становятся освященными предметами. И люди, которые приходят на Пасху, Крещение и другие праздники к храмам только для того, чтобы окропить еду, букетики и воду – они идут за освящением, а не за благословением!
– В том-то и беда. Но когда так думают люди нецерковные – это полбеды. Однако, к большому сожалению, и многие наши сознательные прихожане этого не чужды. А всё потому, что в сознании некоторых людей происходит некая подмена: человеку нужен уже не Христос – ему хватает обряда. Это можно сравнить с тем, как маленький ребенок учится ходить.
Блок: 11/15 | Кол-во символов: 1390
Источник: https://www.pravmir.ru/traditsii-dalekih-vekov-zachem-myi-ih-soblyudaem/Без ходунков не обойтись никак, но если, научившись ходить, он не захочет расставаться с ходунками, мы рискуем получить калеку.
Жизнь Церкви укоренена в Евхаристии. Сходясь для совершения Евхаристии, разрозненные христиане собираются вместе и являют собой Церковь. Участвуя в Евхаристии, мы соединяемся с Христом и приобщаемся реальности Царства Божьего. Когда в сознании христианина Евхаристия отходит на второй план, то с нею на второй план отходит Христос.
Источник: https://www.pravmir.ru/traditsii-dalekih-vekov-zachem-myi-ih-soblyudaem/
Это интересно: Как носить правильно кольцо «Спаси и сохрани»?
Традиция возмутительно редкого причащения
Как часто мы причащаемся? Хорошо, если раз в неделю-две, но много ли таких? В основном – раз в несколько месяцев, если не пару раз в год. И это тоже уже чуть ли не традиция. И сформировалась она давно. Еще в синодальные времена, когда Церковь, по сути, была министерством исповедования, и во многих сферах ее жизни царил дух формализма. Чиновникам вменялось в обязанность причащаться не реже раза в год, что они и делали. Со временем эта, с позволения сказать, норма распространилась и на прочий церковный народ. Если кто-то причащался каждый пост – это было уже очень похвально. Так и возникла традиция не просто редкого, а возмутительно редкого причащения. Причащение перестало восприниматься как норма жизни, как жизненная необходимость.
Потом грянула революция, пришли советские времена, с их принудительным безбожием. И традиция возмутительно редкого причащения обрела ореол «дореволюционности», тем более что и новому времени она пришлась впору. Время шло, поколения менялись. В семидесятых редко причащаться было нормой, в девяностых эту традицию даже стали отстаивать в книгах и статьях. Стоит ли удивляться, что на первом месте у многих и многих всё это время были именно обряды – молебны, панихиды, веточки, вербочки и яйца.
Я не говорю, что у всех – в Церкви всегда были люди, понимавшие первостепенность Евхаристии. Откройте книгу «Евхаристия. Таинство Царства» протопресвитера Александра Шмемана, и вы это поймете без лишних слов. Но всегда какое-то количество людей ориентировалось прежде всего на обряд.
Источник: https://www.pravmir.ru/traditsii-dalekih-vekov-zachem-myi-ih-soblyudaem/
А придумывать причины не нужно
– Как же православному христианину правильно относиться к множеству обрядов в нашей Церкви?
– Спокойно. С одной стороны, некоторые обряды видоизменились до неузнаваемости, другие не потеряли свой первоначальный смысл. Например, традиция встречать Вход Господень в Иерусалим с ветвями пальмы или вербы в руках по-своему замечательна. Поскольку Церковь не просто вспоминает праздник, воспроизводит его, а переживает его во всей полноте, как будто он совершается именно сейчас, а не когда-то, то, конечно, мы Христа встречаем в храме тоже с веточками. Но на вопрос, что потом делать с освященной вербой, я, признаться, и сам не знаю, как отвечать.
С другой стороны, для нецерковных и несведущих воцерковление зачастую начинается именно с обряда. Необходимость освятить вербу – еще один повод посетить храм. Однако когда достаточно умные люди видят православие сугубо с обрядовой стороны, это более чем досадно.
А еще человек так устроен, что ему хочется всё всегда растолковать. И всегда, что бы он ни испытывал, какие бы проблемы ни решал, он хочет докопаться до причины. Как у Венедикта Ерофеева: “Я знаю многие замыслы Бога”.
Так вот, единственное, чего не стоит делать – придумывать собственные толкования обрядам и ждать от них чего-то экстраординарного. А то ведь у некоторых доходит до того, что причины серьезных жизненных неурядиц начинают видеть в не прочитанной четверть века назад молитве сорокового дня. Жизненный принцип «найди всему причину» плох тем, что, не найдя причин, человек с легкостью их придумывает. Важно помнить – церковные обряды для этого не предназначены.
Источник: https://www.pravmir.ru/traditsii-dalekih-vekov-zachem-myi-ih-soblyudaem/
Всему свое время и место
– Так надо ли в Церкви пересматривать старые традиции – что-то отменять, видоизменять?
И да, и нет. Поставить Евхаристию, а с нею и Христа, на первое место в массовом церковном сознании нам жизненно необходимо. И это неизбежно повлечет за собой ослабление внимания к обрядам в целом.
Однако Церковь достаточно консервативная структура, поэтому никакие революционные перемены в ней не приведут к хорошим последствиям. Любые, даже самые необходимые перемены в Церкви, должны происходить эволюционно. То есть необходимо понимать, что это всегда долгий процесс, основа которого – объяснение, разъяснение и т.п.
Постоянно происходит пополнение Церкви новыми людьми – воцерковляющимися разных возрастов, вырастающими детьми, молодежью. И вот этим людям необходимо вложить правильное понятие о центральности Евангелия в жизни Церкви, дать понять, что сердцевина Православия – Евхаристия. И если эти верующие станут носителями именно таких ценностей, со временем естественным образом начнут происходить некие перемены. Никто не будет отменять обряды, никто не будет с ними бороться – просто в сознании церковных людей обряды займут то место, какое они должны занимать, но не более того.
Подготовила Марина Богданова
Источник: https://www.pravmir.ru/traditsii-dalekih-vekov-zachem-myi-ih-soblyudaem/
Количество использованных доноров: 7
Информация по каждому донору:
- http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/kolivo-kutya-v-pravoslavii.html: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 1203 (5%)
- https://kanal21.ru/kolivo/: использовано 2 блоков из 9, кол-во символов 1162 (5%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE: использовано 2 блоков из 9, кол-во символов 818 (3%)
- https://hranitel.club/2163-kolivo: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 5718 (22%)
- https://www.pravmir.ru/traditsii-dalekih-vekov-zachem-myi-ih-soblyudaem/: использовано 14 блоков из 15, кол-во символов 13552 (53%)
- https://artpos.ru/beauty/kolivo-v-pyatnicu-na-1-nedele-posta-kolivo-kutya-v-pravoslavii.html: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 1410 (6%)
- https://mitarstva.ru/kolivo/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 1611 (6%)