Кто такой Люцифер в православии и какая его история: раскладываем по полочкам

Люцифер – это одна из самых противоречивых и загадочных фигур, как в религии, так и в мифологии. В одних источниках – он воплощение зла, в других – носитель светлой энергии, эпический герой.

Согласно Библии, Люцифер, как и все ангелы, не имел матери. Их сотворил Господь Бог.

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 275
Источник: https://pravoslavie.guru/bibliya/istoriya-lyutsifera-kto-on-po-biblii-i-pochemu-nizverzhen-s-nebes.html

Кто такой Люцифер по Библии

  • Носитель света и Сатана в одном лице. Представление людей о Люцифере в основном сформировано Библией. Имя Люцифер обычно ассоциируется с образом дьявола. В то время как его перевод: «носитель света». Это имя принадлежало одному из прекраснейших Божьих ангелов, самому близкому и любимому Господом. Но для Люцифера этого показалось мало, и, возгордившись близостью к Богу, бессмертием, он не пожелал, чтобы над ним кто-либо господствовал, даже сам Всевышний. Люцифер воспротивился воле Божьей и начал войну за небесное господство.
  • Люцифер против человека. Изначально Люцифер был против преклонения перед человеком, а не против Бога. Но после создания человека Господь повелел всем своим ангелам преклониться, служить, почитать и любить это существо так же, как ангелы любили и преклонялись перед Господом своим. Люцифер воспротивился Божьему повелению, так как, по его мнению, новое творение походило на животное, было нагим, и существовало лишь для удовольствия.
  • Низвержение с небес. За то, что Люцифер вместе с другими мятежными ангелами ослушался Бога, он был низвергнут с небес. После этого Люциферу было дано имя – Сатана и Обитатель преисподней. Ангелы, которые были сброшены на землю вместе с Люцифером, превратились в его демонов. Бог обрёк их на вечные страдания и муки, демоны же занялись подкупом и соблазном. Как говорится в Библии, люди с самого рождения грешны и неразумны, и постоянно должны противостоять искушениям и соблазнам, причиной которых называют Люцифера.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 1504
Источник: https://pravoslavie.guru/bibliya/istoriya-lyutsifera-kto-on-po-biblii-i-pochemu-nizverzhen-s-nebes.html

Древнее название планеты Венеры

Люцифер, льющий свет из сосуда. Гравюра Г. Х. Фрезза, 1704

Слово Lucifer состоит из латинских корней lux «свет» и fero «несу».

Древние римляне словом «Венера» называли одну из богинь. Планету Венеру, которая видима только во время утренней или вечерней зари, древние римляне считали двумя разными планетами. Соответственно, «утреннюю звезду» называли Люцифером (греч. Фосфор — «светоносец» или Эосфор — «зареносец», в зависимости от того, всходила она перед Солнцем или после него), тогда как «вечернюю звезду» — Веспер (греч. Геспер).

Люцифер часто изображался в поэзии и у мифографов как предвестник рассвета.

Овидий считал Люцифера сыном Авроры (греч. Эос).

Во втором веке мифограф Псевдо-Гигин писал о Венере:

Четвёртая звезда — это Венера, называемая Люцифером. Некоторые утверждают, что это Юнона. Во многих описаниях говорится, что она также называется Геспером. Кажется, это самая большая из всех звёзд. Некоторые считают, что он является сыном Авроры и Кефала, который превзошёл многих в красоте настолько, что даже соперничал с Венерой, и, как говорит Эратосфен, по этой причине его называют звездой Венеры. Она видна как на рассвете, так и на закате, и поэтому правильно называть и как Люцифер, и как Геспер.

Упоминания у Вергилия:

Той порой Люцифер взошёл над вершинами Иды, день выводя за собой.



Блещет в ночи Люцифер, больше всех любимый Венерой ,

Лик свой являя святой и с неба тьму прогоняя.

— Энеида, кн. 2, 801. 8, 590. Пер. С. А. Ошерова

Петь так начал Дамон, к стволу прислонившись оливы:

«О, народись, Светоносец , и день приведи благодатный!»

— Буколики, VIII, 16-17. Пер. С. В. Шервинского

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 1662
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%84%D0%B5%D1%80

Мать и отец падшего ангела

Среди мистификаторов, колдунов и демонологов, сейчас стало модным рассуждать о том, кем же была мать сатаны.

История Люцифера по Библии не несет никакой информации об этом. В христианстве нет такого понятия, как мать сатаны, но во многих мифах и легендах есть выдуманные факты о биографии падшего ангела.

Важно! В Библии не может быть упоминаний о семье Люцифера, так как у всех небесных тел есть только Отец и Он — Бог, иных происхождений ангелов в православии быть не может!

В Средних веках было распространено мнение о том, что все ангелы были созданы из изначального сгустка энергии, которую наименовали Люцидой, именно так в мифологии и еретических текстах, называют мать сатаны.

Кто такой Люцифер в православии

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 738
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/lyutsifer-v-pravoslavii.html

В христианстве

В Новом Завете «утренняя звезда» была эпитетом Иисуса Христа (Отк. 22:16; 2Пет. 1:19).

Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя.

И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших.

Иероним Стридонский в V веке в переводе Вульгаты использует латинское слово lucifer для обозначения «утренней звезды» и как метафору. Слово было написано со строчной буквы, а не с заглавной Lucifer как имя собственное. Создатель Вульгаты использовал это слово и в других фрагментах Писания, даже во множественном числе.

Эпитет lucifer применяется к Иисусу в праздничных гимнах Exsultet и в гимне Илария Пиктавийского, содержащем фразу: «Tu verus mundi lucifer» («Ты — истинный светоносец мира»).

Византийская церковная поэзия уподобляет и деву Марию «звезде, являющей солнце» («Акафист богородице», VI или VII век).

Святитель Григорий Богослов в IV веке писал о своём брате, святом Кесарии: «О, Кесарий мой — досточтимое имя — как утренняя звезда блистал ты тогда при дворе царском, занимая первое место по мудрости и кроткому нраву, имея у себя многих сильных друзей и товарищей».

Книга Исаии

В Библейской книге пророка Исаии стих 14:12 приводятся слова, осуждающие царя Вавилона, с использованием этого слова как эпитета. Некоторые христианские писатели связали слово «Люцифер» этого стиха с дьяволом, что стало источником популярного мотива о падшем ангеле и низвержения Сатаны с небес на землю.

В иудейском оригинале использовано слово ‏הֵילֵל בֶּן-שָׁחַר‏‎ («блистающий сын Шахара», в значении «сияющий, сын утра»). Это обращение относится к планете Венера как к утренней звезде, и обычно так и переводится с иврита. Также конкорданция Стронга трактует оригинальное слово иврита как «сияющий, носитель света, утренняя звезда — Люцифер».

В Септуагинте слово ‏הֵילֵל‏‎ переведено на греческий язык как ἐωσφόρος, название «утренней звезды» со строчной буквы.

Слово переведено в церковнославянских переводах как «денница, восходящая заутро» и в синодальном переводе как «денница, сын зари»:

Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы.

Для понимания контекста стиха необходимо взглянуть на главу 14, в которой встречается фраза «Люцифер» или «утренняя звезда». Она содержит пророчество о смерти вавилонского царя, угнетающего евреев, начинаясь со слов:

3 И будет в тот день: когда Господь устроит тебя от скорби твоей и от страха и от тяжкого рабства, которому ты порабощен был,4 ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство!

Далее, в саркастическом стиле, царь сравнивается с «утренней звездой», чем отмечается его высокое политическое значение:

12 Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы.13 А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе́ в сонме богов, на краю севера ; 14 взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». 15 Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.

16 Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: «тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, 17 вселенную сделал пустынею и разрушал города её, пленников своих не отпускал домой?».

18 Все цари народов, все лежат с честью, каждый в своей усыпальнице; 19 а ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь, как одежда убитых, сраженных мечом, которых опускают в каменные рвы, — ты, как попираемый труп, 20 не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил народ твой: во веки не помянется племя злодеев.

Для неназванного «царя Вавилона» был предложен широкий спектр отождествлений. Они включают правящего современника пророка Исаии, таковым был царь Ахаз, упоминаемый в этой (14:24–28) и в других главах Исаии, лояльный Ассирии и ведший враждебную иудаизму религиозную политику, и умерший в этот год ассирийский царь Тиглат-Пилезер. Также включают более позднего Навуходоносора II, под которым начался вавилонский плен евреев, Набонида, Валтасара (последний правитель Вавилона, сын и соправитель Набонида, по Библии — Навуходоносора), ассирийских царей: Тиглат-Пилезера, Саргона II и Сеннахирима. В стихах 18-20 говорится, что этот царь Вавилона не будет похоронен достойно другим царям, что некоторые исследователи тоже интерпретируют как указание на Навуходоносора II.

Есть мнение, что «царь Вавилона» был не конкретным правителем, а собирательным образом всех вавилоно-ассирийских правителей. А также, что пророчество говорит об отдалённом от жизни пророка времени.

Как сатана или дьявол

Ассоциация стиха с персонификацией зла, названной дьяволом, развивалась вне основного талмудического иудаизма, отвергающего веру в мятежных или падших ангелов. Происходило это в псевдоэпиграфике и христианских писаниях, особенно в апокалиптической литературе.

Также существует мнение, что слова Откровения Иоанна Богослова «великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, … низвержен на землю» (Отк. 12:7–9) взяты из этого стиха.

Ориген в III веке истолковал эти стихи Ветхого Завета как описывающие дьявола; но, поскольку он писал на греческом, а не на латыни, он не отождествлял дьявола с именем «Люцифер». В то же время, Ориген применял это слово к Иоанну Крестителю, говоря, что тот предвозвещает Христа, как утренняя звезда предвозвещает Солнце. В том же веке, Тертуллиан, писавший на латыни, трактовал стих «взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:14) как слова дьявола и связывал с падением с неба Сатаны, но «Люцифер» не входил в число многочисленных имен и фраз, которые он использовал для описания дьявола. Даже в IV—V веке во времена латинского писателя Аврелия Августина «Люцифер» ещё не стал общим именем для дьявола.

В то же время понимание стиха, как метафоры относящейся к царю Вавилона, продолжало существовать среди христиан. Так, в V веке Феодорит Кирский писал, что Исаия называет царя «утреннею звездой».

Некоторое время спустя, эпитет «утренняя звезда» стал писаться с заглавной буквы как имя дьявола. Например, с заглавной буквы пишется это слово в Библии короля Якова, изданной в 1611 году: «How art thou fallen from heaven, O Lucifer, son of the morning!». Стих начинает ассоциироваться со стихом Евангелия от Луки: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10:18).

В это время появляются знаменитые художественные произведения по христианской тематике: в начале XIV века поэма «Божественная комедия» Данте, в 1654 году — «Люцифер» Вондела, в 1667 — «Потерянный рай» Милтона. В «Божественной комедии» Люцифер описан как вмёрзший в лёд в самой глубине ада. Он имеет 3 пасти, и там грызёт предателей и изменников, из которых величайшие — Иуда Искариот, Брут и Кассий.

Таким образом, Lucifer стал синонимом Сатаны и дьявола в церковной и популярной литературе.

В настоящее время есть ряд христианских деятелей, включая последователей движения «King James Only», считающих, что стих книги Исаии относится исключительно к дьяволу, и осуждающих современные переводы.

Тем не менее, в переводах Библии используются синонимы «утренней звезды», а не «Люцифер» как имя собственное. Таковы русские переводы, и переводы на другие языки, включая французский, немецкий, португальский, испанский. В современных английских переводах слово переводится как «утренняя звезда», «дневная звезда», «Дневная звезда», «сияющий» или «сияющая звезда».

В «Толковая Библия» стихи трактуются относительно к царю, и отмечается, что «видеть здесь указание на будущее падение Сатаны, кажется, нет никаких оснований». Джон Кальвин сказал: «Изложение этого отрывка, которое некоторые дали, как если бы оно ссылалось на Сатану, возникло из-за невежества: поскольку контекст ясно показывает, что эти утверждения следует понимать в отношении царя вавилонян». Мартин Лютер, основатель лютеранства, также считал грубой ошибкой отсылать этот стих дьяволу.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 8039
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%84%D0%B5%D1%80

Некоторые трактовки

В иудейской традиции

Согласно иудейским верованиям, Сатана, как и в христианстве, по своей силе не равен Богу. Он служит Ему как обвиняющий ангел, и не имеет своей воли. Создатель позволяет Сатане присутствовать в мире людей для того, чтобы была возможность выбирать между добром и злом.

Иногда у иудеев Сатана выступает как обезличенное зло, а иногда – в более заметной роли. Нередко его именуют Самаэль или Сатанаил. Его ассоциируют с ангелом смерти и с плохими качествами людей. Но иногда его наделяют собственной индивидуальностью.

В христианстве

Христианское учение рассматривает всякое обращение к сатане в гаданиях и в колдовстве, как большой грех и безумие. Оно считает все дерзости демонов немощными, то есть бессильными против веры, подкреплённой молитвами. И в православии, и в католичестве отречение от Сатаны происходит во время обряда крещения. Небольшое количество христиан считает, что притча о Люцифере не что иное, как просто аллегория. К ним, например, относятся Гоббс и Ньютон.

В исламе

В исламе сатану называют Иблис. В данной религии история Иблиса очень напоминает историю Люцифера в христианстве. Он был очень умным джинном, и Всевышний вознёс его до чина ангела и присоединил к этому кругу. Сначала Иблис был верующим, но затем перестал слушаться приказов Бога и был проклят им.

В сатанизме

Среди приверженцев сатанизма существуют следующие мнения. Сатана является олицетворением тёмных сторон человека, его худших качеств. Он «сидит» в каждом из нас. Перед людьми стоит задача, узнать его и «вытащить» на свет. Сатанинская сущность является главной для человека, она несёт в себе мощь и силу. За него нужно испытывать гордость, а не стесняться его. Нужно культивировать зло в себе, поклоняясь ему в сатанинских храмах, произнося магические заклинания и принося жертвы. Для большинства сатанистов Дьявол является символом, олицетворяющим природную силу, противостоящую Богу.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 1911
Источник: https://pravoslavie.guru/bibliya/istoriya-lyutsifera-kto-on-po-biblii-i-pochemu-nizverzhen-s-nebes.html

Кол-во блоков: 12 | Общее кол-во символов: 14129
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/lyutsifer-v-pravoslavii.html: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 738 (5%)
  2. https://pravoslavie.guru/bibliya/istoriya-lyutsifera-kto-on-po-biblii-i-pochemu-nizverzhen-s-nebes.html: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 3690 (26%)
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%84%D0%B5%D1%80: использовано 2 блоков из 8, кол-во символов 9701 (69%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий