«Главный угнетатель женщин — религия». Этот пропагандистский штамп времен СССР до сих пор жив. А между тем в христианском мире происходит своеобразная феминистская революция. Даже в консервативных православных церквах уже вовсю обсуждают вопрос о рукоположении женщин. О том, к каким последствиям это может привести, — в материале РИА Новости.
Источник: https://ria.ru/20180307/1515895171.html
Содержание
История вопроса о женском священстве
Вопрос о церковном служении христианок Православной Церкви ведется с середины 20-го века, различные конференции то накладывали табу на священство женщин, то выносили этот вопрос на широкое обсуждение священства.
Эта проблема впервые на официальном церковном уровне была поднята в 1929 году архиепископом Феофаном (Быстровым) после появления известий о рукоположении женщин на пасторство в протестантских церквях. Священник назвал дев, которые посягают на сан священника, юродивыми.
Женское священство запрещено в Русской Православной Церкви
- В 1947 году Всемирный совет церквей начал опрос среди православных церквей, в том числе и в России, по вопросу женского священства.
- 1949 год будоражит умы священнослужителей через профессора Евангела Феодору, выступающего за разрешение девам быть диаконисами, он в 1954 году защищает докторскую диссертацию по хиротонии диаконисс.
- В мае 1972 года православные и католические священники принимают участие в конференции, организованной Женской экуменической координационной группой.
- Первый прорыв в этом вопросе состоялся в 1976 году во время Первого женского православного совещания, на котором были подняты проблемы равноправия женщин, как священнослужителей.
- В 1977 году студентками семинарии Святого Владимира проводится конференция «Женщины в творении Божьем», активной участницей этого движения выступает Элизабет Бер-Сижель, Елена Гундяева и другие.
- На заседании шестой Генеральной ассамблее Всемирного совета Церквей при рассмотрении вопроса о рукоположении женщин присутствовали монахиня Марфа (Ковалевич).
- Стамбульская конференция 1997 года вначале своей работы предполагала возможность обсуждения вопроса о расширении прав женщин в служении, но окончательное решение так и не было принято.
- На международной конференции 2007 года о роли женщины в современном мире говорили священники и представители власти многих стран Европы.
Член Сейма Литвы В. Орехов говорил о приходе времени восстановления женщин, как диаконисс, и возможности их рукоположения в священнические саны. Выступающий обосновал свое заявление тем, что Господь наделяет христианок дарами пророчества, исцеления, тогда почему бы не доверить им проповедование Слова Божьего, исповедовать и причащать прихожан наравне с мужчинами.
Это заявление было поддержано несколькими священниками Запада, в том числе митрополитом Сурожским Антонием (Блюмом).
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/zhenskoe-svyashhenstvo-v-pravoslavii.html
«Всю жизнь провела в храме»
«Она приходила в храм самая первая и уходила самая последняя, даже позже свечниц, которые сидят за свечными ящиками до семи вечера. Уходила с пакетами и приходила с пакетами — там лежали выстиранные и выглаженные полотенчики, или покровцы, или облачения на аналои, или еще какое-нибудь храмовое облачение. В своей квартире она только ночевала и спозаранку снова спешила в свой единственный настоящий дом», — рассказывает Людмила.
И это лишь один из многочисленных примеров.
В советские годы женщины, по сути, спасли Русскую православную церковь. Хотя власть рассчитывала, что на «бабульках в платочках» православие как раз и кончится. Ведь в богослужении участвуют только мужчины — они и в алтаре помогают, и читают. Без помощников священник долго не выдержит. И тогда практически все важные функции в церкви — кроме священнической — взяли на себя женщины. Такой порядок вещей прижился настолько, что и по сей день в большинстве храмов административные должности занимают вовсе не мужчины.
Впрочем, в Русской православной церкви подчеркивают, что отношение к «матушкам-алтарницам» неоднозначное, все зависит от конкретной епархии.
Источник: https://ria.ru/20180307/1515895171.html
Почему женщина не может быть священником
Элизабет Бер-Сижель, для которой не существует богословских препятствий, опирается на утверждение, что Божий образ живет в каждом человеке независимо от пола. (Гал.3:28). Иисус был человеком в первую очередь.
- Дух Святой не застыл в своем движении в прошлом веке, в котором были приняты церковные предания о рукоположении только мужчин, но нет табу на рукоположение дев.
- Равноапостольные девы, реальные диакониссы известны с давних времен, святые Елена, Магдалина, Княгиня Ольга влияли на ход христианской веры. Если женщинам можно доверить быть диаконисами, почему под запретом священство.
Святая равноапостольная княгиня Ольга
- Образом Церкви в катакомбах рисовали Деву Марию, под покровом Которой объединено, как царственное священство, так и все люди, мужчины и женщины. Святитель Иоанн Златоуст писал, что священнослужитель — это руки и язык, предложенный для служения Христу. Чем руки христианки отличаются от мужских рук?
- Вопрос о женской нечистоте в определенные дни был снят апостольским собором на основании Деяний, глава 15.
Слова Павла о муже, как о главе над женой (1 Кор. 11:3) можно рассматривать, как об иерархии в семье. В другом переводе глава означает источник, исток живой воды, который изливается на всех людей, независимо от национальности, пола и возраста.
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/zhenskoe-svyashhenstvo-v-pravoslavii.html
«У женщин другие функции»
В мае 2016 года чисто протокольная встреча итальянских монахинь с папой Франциском обернулась настоящей информационной бомбой. Понтифик заявил, что Ватикан создаст комиссию, которая изучит вопрос рукоположения женщин (что и было сделано спустя несколько месяцев). Хотя многие СМИ тут же заговорили о католических женщинах-священниках, речь шла о диакониссах.
О них упоминается еще в Новом Завете как о помощницах глав общин. Достоверно известно, что для диаконисс существовал особый обряд посвящения, у них даже было специальное облачение. Диакониссами становились либо вдовы, либо незамужние женщины в возрасте «не слишком юном, но и не слишком преклонном». Они помогали больным и наставляли новообращенных христианок. А вот насчет их статуса современные богословы ожесточенно спорят.
«До конца непонятно, кем они были. Высказывают разные мнения. Это не аналог дьякону (который помогает священнику во время службы. — Прим. ред.), но все же это попытка вхождения женщин в церковную иерархию, хотя бы и в малые чины. А может, это все же абсолютно внеиерархическая модель», — рассуждает религиовед Алексей Юдин.
Вот и папа, вторя исследователям, не стал делать однозначных выводов и призвал тщательно разобраться, кем они были на самом деле.
Между тем женщины-священники и даже епископы уже есть в ряде протестантских церквей: протестантские общины в Норвегии и Швеции на протяжении несколько лет возглавляют женщины, епископ Лондона — 55-летняя Сара Муллали. Причем и англиканская, и лютеранская церкви начинали феминизацию духовенства как раз с возрождения института диаконисс в XIX веке.
Неудивительно, что в Римско-католической или Русской православной церкви не особо любят говорить на эту тему.
«По крайней мере, в православной церкви, где рукоположение мужчин в духовный сан — это таинство, женское священство неприемлемо и невозможно в силу традиций. В Ветхом и Новом Завете мы не знаем примеров служения женщин-священников. Кроме того, у мужчин и женщин разные функции. Главная женская функция связана с семьей, рождением и воспитанием детей, помощью мужчине, что опять же нам известно из Ветхого Завета. У мужчин роль другая, и она в том числе связана с осуществлением священнических функций», — убежден декан исторического факультета ПСТГУ священник Андрей Постернак.
А вот в Ватикане вопрос о диакониссах все же обсуждается, пусть и за закрытыми дверями. Правда, эксперты предупреждают: официальное появление женщин в церковной иерархии повлечет за собой кардинальные изменения.
«Это будет своего рода революция. А у революций бывают последствия», — подчеркивает религиовед Алексей Юдин.
Источник: https://ria.ru/20180307/1515895171.html
Что говорит о человеке Библия и святые
В книге Бытие мы читаем, что Адам был создан по образу Божьему из пыли, а Еву Господь буквально творил из Своего подобия. Слово также является образом Божьим. Ценность и значимость человеческой личности не зависит от цвета кожи и половой принадлежности, Сам Христос упразднил разделение человеческого естества по признаку пола. (Гал 3:28).
В человеке есть часть Божественная и часть естественная. Святитель Григорий Нисский акцентирует наше внимание на том, что Господь создает человека по Своему образу, но в отличие от Божественной сущности человек может быть как мужчиной, так и женщиной.
В Библии нет ни одного факта, подтверждающего возможность женского священства
Этот вопрос обсуждается в письмах преподобного Ефрема Сирина и святителя Амвросия Медиоланского, где подчеркивается об уникальности Евы, созданной из совершенного Божьего творения. Созданная из ребра Ева имеет ту же телесную природу, что и Адам, ибо в них один Источник.
В послании блаженного Августина говорится о том, что прежде своего создания Ева уже была владычицей над творениями Божьими. Однако в письмах святых подчеркивается различие полов, которое проявляется во многих моментах;
- Ева создана из ребра уже сотворенного Адама, в этом его первенство;
- Адам давал названия тварям, и он выбрал имя для Евы;
- Ева названа помощницей и призвана рожать.
Святитель Иоанн Златоуст и Феодорит Кирский считают, что первенство создания и завет быть покровом жены, дает мужчинам верховную власть, а первопричина лежит в грехопадении по вине Евы, но апостол Павел в Первом послании Коринфянам делает поправку о том, что эти два творения не могут существовать один без другого.
Нигде в Библии, как в Новом, так и Старом Завете нет ни одной женщины-священника. Женское служение заключалось в несении даров пророчества, как это делала Мариам, быть судьей, в то время это приравнивалось к правительству, как Девора, судья Израиля.
Постепенно женское служение угасало, остались старицы, вдовы и девы, посвятившие жизнь Спасителю. Древние диакониссы обеспечивали связь между мужской и женской частью церкви, помогая в крещении женщин, уходе за хворыми и немощными христианками, наведении порядка при уборке храма.
Не существовало какого-либо запрета на служение диаконисс, это движение само по себе исчезло за неактуальностью и ненадобностью.
В Православной церкви возрождается служение диаконисс (Финляндия)
По словам святых, истоками женского священства является не Библия, а феминистические идеи, активно процветающие на Западе. Феминистки стремятся доказать свое равенство с мужчинами в возможности выполнять мужские обязанности, утверждая, что они переросли функции жены и матери, и не всем дано играть роль берегини семейства.
Элизабет Бер-Сижель мечтает о будущем с евангельским образом христиан, достигнувших возможности свободно реализовать свои возможности, в основе ее учения лежит христианский феминизм, требующий пересмотра некоторых концепций Православной Церкви.
Святителем Епифаном Кипрским было высказано резкое обличение коллиридинской ереси, он подчеркивает тот факт, что диакониссы никогда не рукополагались в сан пресвитеров или священников.
Святоотеческие традиции не обсуждают этот вопрос, но и не снимают с повестки дня. Активно развивающееся священство женщин в протестантизме может оказывать свое влияние в будущем и на православные церкви.
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/zhenskoe-svyashhenstvo-v-pravoslavii.html
Каждый третий «за»
В РПЦ дискуссии о женщинах в церкви велись еще на Поместном соборе 1917-1918 годов, однако все тем и ограничилось. Очередная волна предложений на этот счет посыпалась после того, как Александрийская православная церковь в прошлом году впервые за много веков рукоположила пять диаконисс, несмотря на протесты влиятельных мужских монастырей. Тогда в дело вмешались авторитетные теологи, встав на сторону патриарха Александрийского Феодора II.
«Всем известно, что Александрийская церковь тщательно изучила вопрос и составила продуманный план возрождения института диаконисс», — подчеркивают богословы.
А вот в России обсуждение этой проблемы пока находится на уровне частных мнений священнослужителей. Хотя, по данным авторитетного исследовательского центра Pew, 39% православных россиян вовсе не против рукоположения женщин. В целом, отмечают социологи, православные разных стран мира, как ни странно, куда лояльнее относятся к данному вопросу, чем католики.
«Возрождение чина диаконисс в наше время, скорее всего, неактуально, потому что те функции, которые они выполняли в древности, либо давно ушли в прошлое, либо достались священникам. В первые века христианства диакониссы следили за порядком в храме, помогали при крещении, помазывая женщин миром, присутствовали на исповеди, то есть занимались тем, в чем сейчас нет особой необходимости», — отмечает отец Андрей Постернак.
Тем не менее известный публицист, настоятель храма Святой Мученицы Татьяны при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский считает, что институт диаконисс нужно вводить постепенно. Он соглашается с Постернаком, что сейчас нет нужды в прислуживающих на литургии, их заменили мужчины-алтарники. Однако есть сферы, где без женщин никуда.
«Раньше диакониссы большей частью занимались вопросами милосердия. Думаю, это нужно развивать: все, что связано с проблемами общего благого дела, отдать в руки женщинам», — заключает священнослужитель.
Источник: https://ria.ru/20180307/1515895171.html
Возрождение института диаконис
16 ноября 2016 года Священным Синодом Александрийского патриархата был заслушан доклад митрополита Камерунского Григория, который обосновал возрождение служения диаконисс, заключающееся в основном в миссионерском движении.
Совершение первой женской хиротонии состоялось 17 февраля 2017 года, которая была приурочена к празднику мученика Феодора Тирона.
Хиротония в диакониссы
Хиротония была совершена Патриархом Александрийским Феодором, рукоположившего старицу — катехизатора Феану в сан миссионерской диакониссы, тогда же совершили хиротесию над тремя монахинями. Катангская митрополия, которая принадлежит к Александрийской Церкви в Конго, приобрела помощниц, им разрешено участвовать как в таинстве крещения, так совершать венчания.
Сторонниками женского священства были:
- митрополит Антоний (Блум);
- отец Александр Мень;
- архиепископ Христодул;
- митрополит Амвросий (Яаскеляйнен);
- отец Николай Лосский и другие.
Архиепископом Христодулом поддерживается институт диаконис, будучи в сане митрополита Димитриадского он в 1986 году рукоположил монахиню.
Отец Александр Мень вызвал удивление и негодование в Священном Синоде Русской Православной Церкви, когда представил митрополиту Ювеналию свои заключения по поводу женского священства, о котором заговорили в протестантском движении. Священник не нашел в действиях протестантов отклонения от канонов Святого Писания, основываясь на послании Павла Галатам.
В современном христианском движении мнения также разделились. Среди лютеран появились сторонники женского священства, утверждающие, что рукоположение не относится к награде, это признание посвященности человека служению. Не имеет значения, какого пола служитель, главное, что в нем есть божественное призвание.
Возможно, пришло время изменений в религиозных сферах, и со временем будет доказана эффективность женского священства, но пока патриархат главенствует в Православии.
Почему нет и не может быть женского священства? Священник Андрей Кураев
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/zhenskoe-svyashhenstvo-v-pravoslavii.html
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/zhenskoe-svyashhenstvo-v-pravoslavii.html: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 9007 (51%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BD_%D0%B2_%D1%85%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 2665 (15%)
- https://ria.ru/20180307/1515895171.html: использовано 4 блоков из 4, кол-во символов 6055 (34%)