Остромирово евангелие 1056-1057: рассматриваем вместе

Остроми́рово Ева́нгелие — древнейшая рукописная книга Киевской Руси, написанная в середине XI века. Ценнейший памятник старославянского языка русского извода. Рукопись хранится (с 1806 года) в Российской национальной библиотеке (шифр F.п. I.5.).

Блок: 1/8 | Кол-во символов: 249
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE_%D0%95%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B5

Описание рукописи

Евангелие-апракос, написанное крупным красивым уставом, причем размер букв постепенно возрастает к концу книги (от 5 до 7 мм). Текст написан в два столбца по 18 строк на участке страницы размером около 20×24 см. Многочисленные многокрасочные буквицы, маргиналии, заставки, изображения евангелистов; в тексте употребляется киноварь. Рукопись состоит из 294 листов пергамента хорошего качества. Имеется несколько листов с зашитыми разрезами и с дырками (в местах укусов оводов), которые имелись до написания текста.

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 533
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE_%D0%95%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B5

Остромирово Евангелие — самая древняя датированная рукописная книга на славянском языке

Остромирово Евангелие считается древнейшей рукописной книгой русского извода, написанной на церковно славянском языке. Написана она в период с 1056 по 1057 год в виде краткого апракоса.

Это означает, что это служебное Евангелие, предназначенное для использования во время богослужения. В быту оно не использовалось, так как содержащиеся в нём тексты были необходимы при отправлении различных религиозных обрядов священничеством.

 Остромирово Евангелие, середина XI век. Остромирово Евангелие, середина XI век

Остромирово Евангелие, середина XI век. Данное евангелие считается одной из первых русских рукописных книг. Остромирово Евангелие писалось с 1056 по 1057 год.

Оно содержит отрывки церковных текстов, предназначенных для ежедневного чтения начиная от Пасхи и заканчивая Пятидесятницей. Чтения — это фрагмент богослужения проходящего в храме.

Так же здесь можно найти чтения на субботы и воскресенья на весь год. Кроме того, имеется возможность читать по месяцеслову и исполнять различные требы, например, «за болящих».

Древнейшая русская книга XI века написана кириллицей крупным красивым уставом. Необходимо отметить, что к её концу размер букв увеличивается. Объём сочинения 294 страницы.

294

такое количество страниц содержит Остромирово Евангелие

Написано оно в два столбца по 18 строк каждый. Украшено Евангелие заставками и миниатюрами, которые занимают целый лист.

На них изображены святые евангелисты Иоанн, Лука и Марк, при этом тот лист, на котором должен был быть изображён евангелист Матфей, оставлен пустым.

 Евангелист Лука. Миниатюра Остромирового Евангелия. 1056-1057 годы. На миниатюрах в Остромировом Евангелии изображены все евангелисты кроме МатфеяЕвангелист Лука. Миниатюра Остромирового Евангелия. 1056 — 1057 годы. На миниатюрах в Остромировом Евангелии изображены все евангелисты кроме Матфея

И сам текст и миниатюры испытывают явное византийское влияние. Это неудивительно, ведь христианство пришло на Русь из Византии. Именно оттуда поступали на русские земли богослужебные книги и иные образцы церковного искусства.

Блок: 2/9 | Кол-во символов: 1949
Источник: https://hranitel.club/422-ostromirovo-evangelie

Создание и датировка

Написана дьяконом Григорием в 1056—1057 годах для новгородского посадника Остромира, который в надписи книги назван «близоком» (родственником) князя Изяслава Ярославича. Рукопись особо интересна тем, что в конце неё переписчик подробно рассказал об обстоятельствах её изготовления и о времени работы:

Слава Тебе, Господи, Царь небесный, что сподобил меня написать Евангелие сие. Начал же писать его в лето 6564, а закончил в лето 6565. Написал же Евангели сие рабу Божию, нареченному в крещении Иосифом, а по-мирски — Остромиром, родственнику князю Изяславу, в то время, когда Изяслав князь предержал власть и отца своего Ярослава и брата своего Владимира. Сам же Изяслав князь держал стол отца своего Ярослава в Киеве, а стол брата своего поручил управлению родственнику своему Остромиру в Новгороде. Много же лет даруй приобретшему Евангелие сие на утешение многим душам христианским, да и ему Господь благословение святых евангелистов, Иоанна, Матфея, Луки, Марка и святых праотцов Авраама, и Исаака, и Иакова, самому ему, и жене его Феофане и чадам его, и женам чад их. Здравствуйте же многие годы, соблюдая поучение свое. Аминь.

Я, Григорий диакон, написал Евангелие, и если кто лучше сего напишет, то пусть не зазирает меня, грешника. Начал же писать месяца октября в 21 день, на память Илариона, а окончил месяца мая в 12 день на память Епифана. Молю же всех почитающих, не проклинайте, но исправив, прочитайте, что и святой апостол Павел говорит: «Благословите, а не проклинайте». Аминь.

Таким образом, Остромирово Евангелие — древнейший точно датированный объёмный рукописный памятник, созданный на Руси. В нём, кроме особенностей общерусских, отражены и такие языковые особенности, которые со временем стали характерными для украинского языка.

Согласно новейшим исследованиям, кодикологические характеристики, техника художественного оформления, уставные и календарные особенности Остромирова Евангелия полностью соответствуют времени создания кодекса, указанному дьяконом Григорием.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 2023
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE_%D0%95%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B5

Евангелие Остромира богато оформлено

Материал Евангелия — пергамент.

Буквица  из Остромирова Евангелия

Имеющиеся в нём отверстия от укусов оводов зашиты. Начало каждого чтения отмечено заглавными буквами чтений или же крупными инициалами.

Украшена книга в стиле византийских рукописей X — XI веков. Ее автор использовал приемы, характерные для перегородочной эмали.

При оформлении Евангелия его автор широко использовал элементы, характерные для перегородочной эмали.

Инициалы, миниатюры и заставки оформлены красками с использованием накладного золота.

В самих инициалах применены элементы, которые указывают на влияние художественной традиции Западной Европы.

Это географический орнамент и антропо-зооморфические элементы.

 Остромирово Евангелие с окладом. После того как злоумышленники сорвали оклад с Евангелия, оно больше не переплеталось и не помещалось в него.Остромирово Евангелие с окладом. После того как злоумышленники сорвали оклад с Евангелия, оно больше не переплеталось и не помещалось в него

Оформление евангелия завершал переплёт-оклад. Изготовили его в девятнадцатом веке по эскизу И.И. Горностаева. Туда вставили драгоценные камни, что привлекло людей со злыми замыслами.

В 1932 году переплет, который завершал оформление Евангелие вырвали и украли.

Злоумышленников задержали сразу же.

Оказывается, что по своему невежеству они решили взять только богатый оклад. Вырвав его, само Евангелие злоумышленники зашвырнули на шкаф.

После этого случая переплёт решили не восстанавливать, так как массивный оклад плохо влиял на состояние пергамента.

В настоящее время артефакт хранится в расплетённом виде в специально изготовленном из морёного дуба ларце. Его, в свою очередь, запирают в сейф.

Первый лист Остромирова Евангелия содержит надпись: «Еуа(г)e е Софэ йское апрако(с)».

 Остромирово Евангелие. Первый лист: «Искони бе Слово…» (Евангелие от Иоанна. Гл. 1, 1–7). Это изречение из Евангелия от Иоанна и в переводе на русский означает: «Вначале было Слово…»Остромирово Евангелие. Первый лист: «Искони бе Слово…» (Евангелие от Иоанна. Гл. 1, 1–7). Это изречение из Евангелия от Иоанна и в переводе на русский означает: «Вначале было Слово»

Она выполнена скорописью XVII века. Исследователи на основании этого факта считают, что книга принадлежала Софийскому собору Великого Новгорода, использовалась в богослужениях здесь и хранилась в нём.

Блок: 3/9 | Кол-во символов: 2031
Источник: https://hranitel.club/422-ostromirovo-evangelie

История обнаружения и издания рукописи

Остромирово Евангелие. Лист 2.

Остромирово Евангелие. Лист 271 об.

В 1701 году рукопись упомянута в описи имущества Воскресенской церкви в составе Верхоспасского собора. В 1720 году по приказу Петра I евангелие было отослано, наряду с другими старыми книгами, в Санкт-Петербург. После кончины Екатерины II в её покоях рукопись нашел служивший при императрице Я. А. Дружинин, который в 1806 году поднёс её в дар Александру I. Император распорядился передать книгу на хранение в Императорскую публичную библиотеку (ныне Российская национальная библиотека), где она хранится и поныне.

Рукопись была украшена переплётом-окладом с драгоценными камнями, из-за чего чуть не погибла: в 1932 году её, разбив витрину, похитил водопроводчик. Злоумышленник, оторвав переплёт, закинул рукопись в шкаф (по другим сведениям — на шкаф), где её вскоре нашли. Заново переплетать не стали.

С начала XIX века началось и научное изучение рукописи. Впервые Остромирово Евангелие было издано А. X. Востоковым в 1843 г. с приложением краткой грамматики, словаря и греческого подстрочного текста. Для этого издания (не факсимильного, а наборного) был изготовлен специальный славянский шрифт, по возможности точно воспроизводящий почерк оригинала. (Существует репринт: Wiesbaden, 1964.) Позже вышли и факсимильные издания (чёрно-белое 1883 года; цветное подарочное в формате оригинала: Л.: Аврора, 1988). Неоднократно издавался текст памятника. Пространные его отрывки входили в обязательную программу дореволюционных школ. В 1955 г. Е. Х. Трей проводила реставрацию данной рукописи.

Во многом на основе его материала были созданы современные грамматики и словари старославянского языка. Памятнику и его языку посвящено немало исследований, однако язык этой рукописи, особенности её словаря по-прежнему требуют основательного изучения.

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 1850
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE_%D0%95%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B5

Евангелие писалось в течение восьми месяцев

Автор Остромирова Евангелия писал его с года по года. На это указывает он сам в послесловии. Книга написана им по заказу новгородского посадника Остромира.

Именно по его имени она получила своё название. Позже, после крещения, Остромир принял имя Иосиф.

Автор Остромирова Евангелия окончил писать его года.

Исследователи считают, что даты написания произведения автор избрал не случайно. Дело в том, что 21 октября Православная церковь чтит память палестинского подвижника третьего века Иллариона Великого.

При этом в то время на Руси широко чтился митрополит Киевский Илларион, написавший «Слово о законе и благодати». Вполне возможно, что его и имел в виду составитель, начиная свою книгу.

 Святой Илларион Киевский. Митрополита весьма чтили во времена написания Остромирова Евангелия, видимо, поэтому его автор спешил написать его ко дню почитания святого.Святой Илларион Киевский. Митрополита весьма чтили во времена написания Остромирова Евангелия, видимо, поэтому его автор спешил написать его ко дню почитания святого

Интересна дата, когда автор закончил книгу. Дело в том, что 12 мая — это день основания Константинополя императором Константином.

Это будущий Византий, столица Византии. Отсюда христианство распространилось на Русь. Именно поэтому эта дата почитается среди православных христиан.

Блок: 4/9 | Кол-во символов: 1185
Источник: https://hranitel.club/422-ostromirovo-evangelie

Литературные особенности

С XI в. до наших дней в полном объеме сохранилось всего несколько десятков книг. Остромирово Евангелие стоит у истоков русской культуры и письменности.

Идея и суть

Текст представляет собой последний сохранившийся до наших дней литургический памятник, отразивший единство христианской церкви. Как известно, процесс раскола единой Церкви прослеживается, начиная с середины V в., и завершается «великой схизмой» в 1054 г. Причину нестандартного для всей последующей древнерусской традиции состава текста следует искать в особенностях протографа – той рукописной книги, которая послужила оригиналом при создании рукописи.

Структура текста

По своему содержанию и структуре произведение является кратким апракосом, то есть относится к богослужебному типу книг Священного писания.

Текст можно разделить на три части:

  1. Первая или Основная. Содержит евангельские каждодневные чтения от Пасхи до Пятидесятницы, а также субботние и воскресные на недели года, следующие далее.
  2. Вторая. Включает евангельские чтения по Месяцеслову, которые начинаются с сентября, а также ряд дополнительных «на различные случаи» (например, на освящение церкви, «в победу царю на брани»).
  3. Послесловие.

Чрезвычайный культурно-исторический интерес представляет месяцесловная часть Евангелия. Подавляющее число месяцесловов было избранного состава, включавшего лишь наиболее значительные церковные торжества

Содержание писцовой записи – Послесловия дьякона Григория – не позволяет усомниться в том, что при создании текста была разработана потрясающей глубины идеологическая концепция. Она установила это рукописное творение, а вместе с ним и молодое древнерусское государство на непоколебимый фундамент многовековой традиции.

текст

Жанр произведения

Апракос — это такая разновидность Евангелия, иначе именуемая «Недельным Евангелием». Текст в нем составлен не в каноническом порядке, установленном на Лаодикийском соборе (собор христианской церкви, состоявшийся около 360 года в городе Лаодикия), а календарно. Иначе говоря, согласно с недельными церковными чтениями, начиная с Пасхальной недели.

Примерно порядок чтений можно изложить так:

  1. От Пасхи до Пятидесятницы преимущественно читается Евангелие от Иоанна;
  2. От пентекостиан до нового лета, которое праздновалось в сентябре, — преимущественно Евангелие от Матфея;
  3. От нового лета до великого поста — преимущественно Евангелие от Луки;
  4. Великий пост — четвероевангелие;
  5. Чтения на «фиксированные», не выходящие из числа праздники, то есть не связанные с датой Пасхи.

Стилистическая специфика

Текст содержит около двадцати выполненных с ювелирным изяществом заставок с орнаментом традиционного эмальерного типа, рисунок орнаментов ни разу не повторяется. Удивительными элементами художественного оформления Остромирова Евангелия являются исполненные золотом и красками инициалы — крупные заглавные буквы. Ими начинается каждое новое чтение. Они искусно вписаны в текст, так что составляют с ним органическое единство. Буквицы выполнены плотными, «тяжелыми» красками, имеющими такую рельефность, что кажутся накладными.

Предназначалась книга для звучания во время торжественного чтения во всеуслышание во время богослужения. Книгу следует рассматривать как синтез словесного и изобразительного искусства. Это была звучащая рукопись.

Все в этой рукописи вызывает восхищение:

  • красота композиции;
  • твердость и изящество почерка;
  • изысканность и красочность заставок и инициалов.

Книга похожа на драгоценное ювелирное изделие, это истинное произведение искусства. Стиль письма очень красивый и торжественный.

картинки

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 3508
Источник: https://proreligiu.club/obshestvo/literatura/ostromirovo-evangelie.html

Остромирово Евангелие — один из первых памятников старославянского языка русской редакции

Евангелие Остромира имеет отличия от остальных памятников литературы XI века. Так в нём отмечается верная передача редуцированных гласных звуков при помощи гласных букв ъ, ь.

Данная фонетическая особенность характерна как для старославянского, так и вообще для славянских языков. При этом необходимо отметить, что переписчик во время своей работы смешивал написание старославянских и русских слов.

Поэтому мы можем признать это Евангелие одним из первых памятников русской редакции старославянского языка.

 Остромирово евангелие, середина XI века. Текст Евангелия написан в византийской традиции, язык — старославянскийОстромирово евангелие, середина XI века. Текст Евангелия написан в византийской традиции, язык — старославянский

Художественные же особенности текста Остромирова Евангелия заключаются в том, что написано оно в византийской традиции. Язык — старославянский, а регион, откуда пришёл этот текст, предположительно Югославия.

Рукопись — это уникальный памятник письменной славянской культуры, позволяющий правильно сопоставлять древнецерковнославянские, церковнославянские и русские тексты.

Кроме того, также стоит отметить, что издание в 1843 году текста евангелия послужило толчком к созданию такой науки как русская палеография.

Она занимается изучением древнерусских рукописных текстов. Что же касается богослужебной составляющей евангелия, что состав текстов, содержащихся в нём, сильно отличается от чтений поздних Апракосов.

 Фотолитографическое издание-копия Остромирова Евангелия 1889 год.Фотолитографическое издание-копия Остромирова Евангелия 1889 год

После обнаружения в 1843 году Остромирова Евангелия появился интерес к нему. Чтобы удовлетворить любопытство любителей истории выпускались литографии и фотокопии фолианта.

Это даже служило препятствием для его первого издания. Так начало каждого чтения здесь указывается по зачалам Аммония, Диакона Александрийской церкви.

Это указывает на то, что на Руси уже в 11 веке была сформирована высокая культура библейской текстологии.

Кроме того, переписчики того времени весьма внимательно относились к сложившейся в древности библейско-богословской традиции что говорит об их высоком культурном уровне.

Блок: 7/9 | Кол-во символов: 2086
Источник: https://hranitel.club/422-ostromirovo-evangelie

Заказчик евангелия — новгородский посадник Остромир

Древнейшая русская рукописная книга появилась на свет благодаря новгородскому посаднику Остромиру. Он заказал написать её дьякону Григорию. Об этом свидетельствует он сам в послесловии к ее тексту.

Остромир — четвёртый по счёту новгородский посадник, он заказал написать Евангелие.

Новгородский посадник — это одно из высших должностных лиц Новгорода. Он управлял городом в отсутствие князя.

Остромира (в крещение Иосифа) поставил в Новгород его свойственник князь Изяслав Ярославич. Посадник прославился двумя вещами:

  • когда заказал привезённому с собою из Киева диакону Григорию Евангелие; получившего его имя;
  • когда пошёл в 1055 году на чудь.

 Лебедев К.В. Вече в Новгороде. 1917 год. Великий Новгород был боярской республикой, и князь в город призывался лишь по нужде. В его отсутствие городом управляли посадники, которым и был Остромир.Лебедев К.В. Вече в Новгороде. 1917 год. Великий Новгород был боярской республикой, и князь в город призывался лишь по нужде. В его отсутствие городом управляли посадники, которым и был Остромир

По одним известиям в этом походе он был убит. По другим поход окончился благополучно и посадник не только остался жив, но и долгое время был владетелем чудского города Осек-Декипив. Позже он по указанию князя вернулся в Новгород.

 Вид на Софийский Собор. Наше время, Великий Новгород. Предположительно для того, чтобы преподнести в дар новгородский посадник Остромир заказал Евангелие.Вид на Софийский Собор. Наше время, Великий Новгород. Предположительно для того, чтобы преподнести в дар новгородский посадник Остромир заказал Евангелие

Что касается Евангелия, то, скорее всего, он заказал его для того, чтобы преподнести в дар Святой Софии. На это указывает не только соответствующая надпись, сделанная на книге, но и тот факт, что она длительное время хранилась в Софийском Соборе.

Стоит отметить, что Евангелие Остромира содержит богослужебные тексты и его нельзя использовать в быту.

Блок: 6/9 | Кол-во символов: 1625
Источник: https://hranitel.club/422-ostromirovo-evangelie

Видео

Короткий ролик в общих чертах расскажет историю рукописи. 

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 63
Источник: https://proreligiu.club/obshestvo/literatura/ostromirovo-evangelie.html

В настоящее время памятник древнерусской литературы хранится в Российской национальной библиотеке

Остромирово Евангелие, середина XI век. Артефакт хранится в Российской национальной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге.Остромирово Евангелие, середина XI век. Артефакт хранится в Российской национальной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге

Драгоценнейший памятник мировой культуры хранится в условиях, исключающих доступ посторонних лиц к нему. Работать с ним могут только учёные, имеющие специальный допуск, и хранители музея.

При этом Российская национальная библиотека предлагает желающим поработать артефактом его качественное фото.

Факсимильное издание Остромыслова Евангелия было выпущено в 1988 году.

1988

в этом году выпущено факсимильное издание Остромыслова Евангелия

Кроме того, существуют интерактивные копии книги. Отдельно стоит отметить, что Евангелие постоянно изучается исследователями из разных стран мира.

Чтобы удовлетворить спрос на него в 1988 году, в честь 1000-летия Крещения Руси в свет выпустили его факсимильное издание. Его тираж составил 5000 экземпляров, что позволило насытить научный мир и удовлетворить любопытство любителей древнерусской литературы.

Блок: 9/9 | Кол-во символов: 1103
Источник: https://hranitel.club/422-ostromirovo-evangelie

Кол-во блоков: 21 | Общее кол-во символов: 25793
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE_%D0%95%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B5: использовано 4 блоков из 8, кол-во символов 4655 (18%)
  2. https://hranitel.club/422-ostromirovo-evangelie: использовано 6 блоков из 9, кол-во символов 9979 (39%)
  3. http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/ostromirovo-evangelie-1056-1057.html: использовано 2 блоков из 6, кол-во символов 4630 (18%)
  4. https://proreligiu.club/obshestvo/literatura/ostromirovo-evangelie.html: использовано 4 блоков из 7, кол-во символов 6529 (25%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий