В прошлом церковь играла огромную роль в жизни общества. Неудивительно поэтому, что возник вопрос, как упорядочить сосуществование духовных и светских норм и законов, а также обеспечить их эффективное правоприменение в условиях укрепления централизованного государства — а именно такой стала Россия в XVI столетии.
И проблему в известной мере удалось решить. Это явилось следствием созыва и деятельности Стоглавого собора, который проходил в Москве в 1551 году.
Источник: https://proreligiu.club/hramy/rossiya/stoglavyy-sobor.html
Содержание
Что такое Стоглавый собор
Мероприятие представляло собой второй по счету Земский собор в русской истории. Так назывался государственный орган сословно-представительной монархии, существовавшей в России в XVI-XVII веках.
Всего с 1549 по 1684 год такие соборы созывались от 45 до 60 раз.
Однако точное их количество установить не удается из-за малого числа источников и письменных памятников начального периода. На них рассматривались преимущественно вопросы внешней и внутренней политики, правила сбора налогов и прочие законодательные акты.
Источник: https://proreligiu.club/hramy/rossiya/stoglavyy-sobor.html
Это интересно: Слова соболезнования по поводу смерти — описываем развернуто
ПРИЛОЖЕНИЕ
Фрагмент.
(…) О манастырех, иже пусты от небрежения.
В монастыри боголюбцы дают душам своим и родителем на поминок вотчинные села и прикупи, а иные вотчины собою покупают в монастыри, а иное угодие у меня припрашивают. И поймали много по всем монастырем, а братии во всех монастырех по старому, а ивде старою менши, есть и пить старого братье скуднее; устроения в монастырях ни котораго не прибыло, и старое опустело, где те прибыли и кто тем корыстуется? А тарханные и несудимые и льготные грамоты у них же о торговлях без пошлине. А чернцы по селом живут да в городе, тажутся о землях. Достойно ли то? А села и именья в монастыри емлют, а по тех душах и по родителех и по их приказу и памяти не исправляют, кто о сем истязан будет в день страшнаго суда? (…)
Глава 6.
Некогда вниде в слухи боговенчаннаго и христолюбивого царя государя и великого князя Ивана Васильевича веса Русии самодержца, что по многим церквам божиим звонят и поют не во время (…) и многие церковные чины не сполна совершаются по священным правилом и не по уставу. (…) Отныне и впредь в царствующем граде Москве и по всем градом (…) росийского царствия, по всем святым церквам звонити и божественниа литургии служити и прочее церковное пение правити сполна и по чину. (…)
Глава 26.
О училищах книжных по всем градом. (…)
(…) В царствующем граде Москве и по всем градом (…) избрати добрых духовных священников и дьяконов и дьяков женатых и благочестивых (…) и грамоте бы и чести и пеги и писати горазди. И у тех священников и у дьяконов и у дьяков учинити в домех училища, чтобы священницы и дьяконы и все православные хрестьяне в коемждо граде предавали своих детей на учение грамоте книжнаго писма и церковнаго петия… и чтения налойнаго. И те бы священники и дьяконы и дьяки избранные учили своих учеников страху божию и грамоте и писати и пеги и чести со всяким духовным наказанием. (…)
Так же которые писцы по градом книги пишут, и вы бы им велели писати с добрых переводов. Да написав правили, потом же и продавали. А которой пиceц написав книгу продаст не исправив, и вы бы тем возбраняли с великим запрещением. А кто (…) неисправленну книгу купит (…), потому же возбраняли (…), чтобы впредь так не творили. А впредь только учнут тако творити продавцы и купцы, и вы бы у них те книги имали даром без всякого зазора, да, исправив, отдавали в церкови, которые будут книгами скудны. (…)
Глава 32.
О крестящихся не по чину.
Мнози неразумнии человецы, махающе рукою по лицу своему, творят крестащеся а всуе тружающеся. Тому бо маханию беси радуются. А тако есть право креститися. Первое положи ги руку на челе своем, потом на персех, потом на правом плечи, таже и на левом, то есть истинное воображение крестному знамению, аще кто право крещает лице свое сим знамением, той никогда же не убоится дьявола ни злато супостата и от бога мзду приемлет за то, (…) аще ли кто леностию или невежествием не исправляет креста на лице своем, той отмещется креста Христова и припадает дьяволу. (…)
Глава 41.
(…) Писати живописцем иконы с древних проводов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловущии живописцы, и подписывати святая Троица, а от своего замышления ничтоже предтворяти. (…)
В мирских свадьбах играют глумотворцы и арганники, и смехотворцы, и гуельники и бесовские песни поют, и как к церкви венчаться поедут, священник со крестом будет, а пред ним со всеми теми играми бесовскими рыщут, а священницы им о том не возбраняют и не запрещают. (…) О том (…) запрещати великим запрещением. (…)
Да по дальним странам ходят скоморохи… ватагами многими, по шестидесяти и до семидесят человек, и по сто (…) и по деревням у крестьян сильно ядят и пьют, и из клетей животы грабят, а по дорогам людей розбивают. (…)
Да по погостам и по селом ходят лживые пророки, мужики и женки, и девки, и старые бабы, наги и босы, и волосы стростив и распустя, трясутся и убиваются. А сказывают, что им являются святае пятница и святая Анастасия и велят им заповедати хрестияном каноны завечати. Они же заповедают крестьяном в среду и в пятницу ручного дела не делати, и женам не прясти, и платья не мыти, и каменья не разжигати. (…)
(…) Злые ериси кто знает их и держится: рафли, шестокрыл, воронограй, остромий, зодей, алманах, звездочетье, аристотель, аристотелевы врата и иные составы и мудрости еретическия и коби бесовские (…) – и в те прелести веруючи многих людей от бога отлучают и погибают. (…)
В троицкую субботу по селом и по погостом сходятся мужи и жены на жальниках и плачутся по гробом умерших с великим воплем. И егда начнут играти скоморохи во всякие бесовские игры, они же от плача преставше, начнут скакати и плясати и в дoлoни бити и песни сотонинские пети на тех же жальниках, обманщики и мошенники. (…)
(…) Русали о Иванове дни и в навечерии Рождества Христова и крещения сходятся мужи и жены и девицы на нощное плещеванне, и на бесчинный говор, и на бесовские песни, и на плясание, и на скакание, и на богомерзкие дела. И бывает отроком осквернение и девам растление. (…)
Глава 72.
О искуплении пленных.
Которых откупят царевы послы в ордах и в Цареграде и в Крыму… и тех всех плененых окупати из царевы казны. А которых православных хрестьян плененых приводят, окупив греки и туркчане, армени или иные гости, да быв на Москве, восхотят их с собою опять повести, ино их не давати, и за то крепко стояти; да их окупати из царевы же казны. (…)
Глава 75.
О вотчинах и о куплях, которые боголюбцы давали святым церквам на память своим душам и по своих родителех в вечный поминок и в наследие благ вечных.
Да духовным же пастырем, архимавдритом и игуменом и строителем с соборными старцы (…) по всех по тех боголюбцех, которые давали вотчины и села и купли ставити по них кормы и на памяти их пети понахиды и обедни служити. (…) Имена их написати в синодик и поминати по церковному уставу, а отчин их и сел, которые даны на поминок святым церквам без выкупа и иных церковных и монастырских земель и прочих недвижимых вещей, по священным божественным правилом, ни отдати, ни продати, но крепко хранити и блюсти. (…)
Глава 92.
О игрищах еллинского бесования.
Еще же мнози от неразумия простая чадь православных християн во градех и в селех творят еллинское бесование, различные игры и плясания в навечерии рождества Христова и против праздника рождества Ивана Предтечи в нощи и… в праздник весь день и нощь. Мужи и жены, и дети в домех по улицам отходя и по водам глумы творят всякими игры (…) и песньми сотанинскими (…) и многими виды скаредными. (…)
Глава 98.
Приговорил еси государь преже сего с нами, с своими богомольцы о слободах наших митрополичих и о архиепископлих и епископлих и о монастырских, что слободам всем новым тянута грацкими людьми всякое тягло и з судом. И мы ныне тот приговор помним. В новых слободах ведает бог да ты, опричь суда. А ныне наместники твои государевы и властели тех слобожан хотят судити, и в том (…) слобожаном нашим запустети. А преже того твои (…) твои наместники и властели наших слобожан не суживали. И ты бы, государь, своим наместником и властелем впредь наших слобожан не велел судити. А ныне твой царский приговор с нами, что в те новые слободы вышли посацкие люди после описи, и тех бы людей из новых слобод опять вывести в город на посад. И о том ведает бог да ты, государь, как тебе о них бог известит. А впредь бы митрополитом и архиепископом, и епископом, и монастырем держати свое старые слободы по старине.., а новых бы слобод не ставити, и дворов новых в старых слободах не прибавляти… А в которых старых слободах дворы опустеют, и в те дворы звати сельских людей пашенных и непашенных по старине, как преже сего было. А отказывати тех людей на срок о Юрьеве дне осеннем по государеву указу по старине же. А с посаду впредь горадских в слободы не называти и не приимати, разве казаков нетяглых людей.
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/STOGLAVI_SOBOR.html
Сборник решений собора
Соборное, либо царское и святительское уложение — так назван сборник постановлений собора в тексте самого документа. И лишь к концу XVI века утвердилось более известное нам название — Стоглав.
Он собрал и систематизировал не только все нормы церковного права того времени, но и многие светские законы.
Финансовые вопросы
Сбор пошлин перестает быть делом архиерейских чиновников и переносится на низовой уровень. Для этого теперь существует выборная должность поповских старост — помощников местного епископа по хозяйственным, фискальным и надзорным делам. Старосты существовали и ранее, однако с этого момента они избираются повсеместно.
Именно материально-денежный вопрос оказался тем аспектом, где были сокращены льготы религиозных учреждений в наибольшей степени. Так, церкви запретили ростовщичество в денежной и натуральной форме, а также получение земли и недвижимости в дар без царского дозволения. За нарушение вводятся санкции.
Государство начинает преследовать людей, укрывающихся в монастырях от уплаты податей под благовидными предлогами. Таких нарушителей надлежало находить, выдворять обратно, вернуть к работе и несению повинностей согласно их сословной принадлежности.
Нравственность духовенства
Официально признавались нестроения и слабая дисциплина в рядах церковнослужителей. Утверждение должности старост было призвано также улучшить надзор за благочинием и надлежащим отправлением служб. Старостам подчинялись десятские священники в сельской местности, также выборные.
Постановление осуждает бесконтрольное попрошайничество, которым порой оборачивался сбор милостыни монахами. Важным нововведением стало создание так называемых «двойных» монастырей. Отныне монашествующие обоих полов могли проживать в одной обители, но при условии строгого обособления мужчин и женщин, соблюдения устава и хранения целомудрия.
Безнравственность мирян
Внимание уделялось также исправлению нравов, царящих в народных массах. Сохранились свидетельства, что служители церкви писали царю жалобы на все еще сохранявшиеся пережитки языческих культов и дохристианских обычаев. Небрежное отношение к службам, недостаток благоговения среди верующих и даже волхвование на просфорах — все это, согласно тексту уложения, стало обыденностью русской жизни того времени.
Западное влияние привело к известному распространению моды на бритье бород, что явно шло вразрез с предписаниями церкви и древними нормами благочестия. Это было запрещено под угрозой штрафа либо отлучения и почти приравнивалось к «ереси» и «латинству». Принимались меры против колдовства, скоморошества, азартных игр и некоторые других народных увеселений.
Богослужение и религия
Благодаря влиянию митрополита Макария на обсуждение выносились также богослужебные и религиозные вопросы, по которым на тот момент также накопилось немало нестроений.
Поэтому официально утверждаются следующие нормы православных обрядов:
- двоеперстное крестное знамение;
- сугубая (двукратная) аллилуйя;
- крещение через полное троекратное погружение;
- запрет иереям проходить Царские врата без богослужебного облачения (риз и епитрахили);
- наличие антиминса с частицей мощей как обязательное условие освященности церкви;
- служба после колокольного звона;
- отправление богослужения священником только в облачении.
Семья и брак
Устанавливается брачный возраст с 15 лет для юношей и с 12 — для девушек.
Венчать дозволялось лишь первый брак — второй теперь разрешалось лишь благословлять, но с наложением епитимьи на 1-2 года, третий же не благословлялся вовсе и наказывался отлучением от церкви на 5 лет. Четвертый брак не признавался таковым вовсе, считался преступлением, блудом и «свинским житием».
Церковный суд
Уложение разделяет светскую и церковную систему судопроизводства на две отдельные ветви. Так называемые «несудимые грамоты» отменялись — монастыри и приходские клирики отныне становились подсудными епископам своей епархии.
Церковнослужители более не могли быть привлечены к государственному суду.
Впрочем, нововведение столкнулось с трудностями, ибо сразу поменять систему не удавалось. Принимается компромиссное решение в виде права священников представлять свои интересы в светском суде через собственных выборных представителей. Однако их роль в судопроизводстве так и не была четко определена.
Церковное землевладение
Проблема церковных земельных угодий и другого имущества оказалась едва ли не самой острой и злободневной из описанных в тексте уложения. В этом отношении священнослужители разделялись на две соперничающие группировки. Нестяжатели составляли меньшинство, однако поддерживались царской Избранной радой, включая и священника Сильвестра, приближенного Ивана Грозного. Иосифляне же составляли большинство и численно доминировали среди участников собора.
Нестяжатели исповедовали аскетический подход и предлагали ограничить монастырское землевладение, допуская изъятие угодий в пользу государства. Их противники — иосифляне — продвигали идею монастырей как сильных институтов феодального общества, владеющих обширными землями и контролирующих запасы продовольствия для обеспечения населения в неурожайные годы.
Тема землевладения оказалась острой и не включена в текст уложения, хотя и поднималась в обсуждении.
Однако вышедшая позднее в качестве дополнения глава, известная как «Приговор о вотчинах», говорит о следующих путях решения земельного вопроса:
- Архиереям и монастырям запрещено приобретать земельные угодья без царского разрешения.
- Равно и запрещается без доклада царю дарить земли монастырям.
- При этом допускается дарение наделов «на помин души» только при установлении условий и порядка их выкупа родственниками составившего завещание.
- Указанные выше законы не имели обратной силы и не распространялись на сделки и договоры, совершенные ранее.
- Отныне в случае нарушений вотчина должна конфисковаться в пользу государства без каких-либо компенсаций любой из сторон.
Источник: https://proreligiu.club/hramy/rossiya/stoglavyy-sobor.html
Вопрос подлинности Стоглава
Изучение уложения, текстологический анализ и реальная дата создания долгое время были одной из острых проблем в отечественной историографии.
Вплоть до середины XIX века его подлинность оспаривалась.
В 1862-м году выходит первое издание — теперь читать текст документа могли все желающие. Но даже в предисловии происхождение уложения оспаривается, оно описывается как сборник «черновых записок».
Такой подход во многом объяснялся позицией РПЦ — многие постановления документа позднее оказались отменены реформой патриарха Никона и действовали лишь в среде раскольников. Однако исследования профессора истории Беляева позволили обнаружить так называемые наказные списки Стоглава, подтвердившие историческую достоверность документа.
Но и в дальнейшем историки не исключали, что в тексте уложения присутствуют и более поздние по времени вставки.
Источник: https://proreligiu.club/hramy/rossiya/stoglavyy-sobor.html
Литература
- Бочкарев В. А. Стоглав и история Собора 1551 года: историко-канонический очерк. — Юхнов, 1906. — 261 с.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2005 (DVD)
- Статья посвященная 455-й годовщине Стоглавого Собора
- Игумен Кирилл (Казанская духовная семинария), «Русские канонические постановления об изобразимости Бога», глава 5
- Архимандрит Макарий (Веретенников). Стоглавый собор 1551 года // Альфа и Омега, № 1(8), 1996.
- Сергей Левицкий, Очерки по истории русской философии т.1
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80
Значение события в истории
Принятые законы и постановления сыграли большую роль в русской истории того времени.
Они отразили следующие процессы в жизни общества:
- укрепление личной власти царя и института самодержавия в целом;
- смещение баланса сил внутри феодального класса в пользу дворянства;
- формирование сословного общества с собственными органами управления и внутренней организацией у отдельных социальных слоев;
- дальнейшее развитие и укрепление институтов сословно-представительной монархии.
Источник: https://proreligiu.club/hramy/rossiya/stoglavyy-sobor.html
Ссылки
- История религии в России
- Московское государство
- Поместные соборы Русской церкви
- Земские соборы
- 1551 год
- История старообрядчества
Wikimedia Foundation. 2010.
Смотреть что такое «Стоглавый собор» в других словарях:
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/291677
Видео
В этом видеоролике священнослужитель отвечает на вопрос о смысле названия Собора, его значении и роли в церковном расколе при патриархе Никоне.
Источник: https://proreligiu.club/hramy/rossiya/stoglavyy-sobor.html
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:
- https://proreligiu.club/hramy/rossiya/stoglavyy-sobor.html: использовано 6 блоков из 7, кол-во символов 8321 (49%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80: использовано 1 блоков из 7, кол-во символов 484 (3%)
- https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/291677: использовано 1 блоков из 7, кол-во символов 468 (3%)
- https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/STOGLAVI_SOBOR.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 7859 (46%)