Почитание святых в православии: рассмотрим основательно

Свято́й (от праслав. svętъ, svętъjь; мн. ч. — святы́е) — личность, особенно чтимая в различных религиях за святость, благочестие, праведность, стойкое исповедание веры, в теистических религиях — за ходатайство перед Богом за людей.

Блок: 1/6 | Кол-во символов: 238
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9

Что такое святость?

Святость Православие рассматривает как самую высшую ступень духовного развития человека. Но эта категория включает в себя и две предшествующие ступени: начальную, которую условно можно назвать спасенностью, и вторую — праведность. Поэтому прежде чем говорить о святости, необходимо сказать о двух предыдущих ступенях.

Спасенность

Первая, низшая, ярко изображена в Евангелии, когда Христос разбойнику, справа от Него распятому, говорит: ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43). Как понять эти слова Христа? Ведь, разбойник не только ничего праведного не сделал, но, напротив, у него, образно говоря, руки по локоть были в крови?!

Однако если мы посмотрим на евангельский контекст, то встречаемся не раз с тем же поразительным явлением. Так, фарисеям Христос ставит в пример мытаря, сборщика налогов, который налево и направо обманывает своих собратьев. А кто такие фарисеи? Их можно по принятым обетам сравнить, чтобы это было понятно для современного человека, с монашеством, — и те, и другие целью своей жизни ставят тщательное исполнение всего закона Божьего.

Христос оправдывает блудницу, взятую в явном грехе, а фарисеям говорит: «истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21, 31). Фарисеев за их гордость и превозношение над прочими людьми, за их лицемерие Спаситель называет ехиднами, змеями, гробами окрашенными, которые снаружи кажутся святыми, а внутри исполнены мерзости и хищения. Что Христос называет мерзостью и хищением? Видение себя праведным.

Эта самовлюбленность, закрывающая от человека его грехи, прежде всего внутренние, такие, например, как тщеславие, зависть, лукавство, гордость и т.д., делает человека неспособным к принятию Божественной чистоты и святости. Для спасения же человеку, оказывается, нужно совсем другое — осознание своей духовной и нравственной нечистоты. Лишь способный увидеть и осознать свои мерзости и внутренне отвергнуть их, раскаяться, приобретает состояние спасенности и получает спасение, как видим это из случая с разбойником. В этом и заключается первая и важнейшая ступень духовного развития человека, ведущая его к полноценной святости.

Праведность

Что из себя представляет вторая ступень, праведность? Мы видим людей, старающихся жить по совести, стремящихся никого не обижать, не угнетать. Все эти люди, которые искренно стремится жить по совести и исполнять золотое правило человеческой жизни: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12) и есть праведные.

Однако такая жизнь до тех пор, пока в человеке еще живут страсти, не может иметь совершенной духовной чистоты. Страсти непременно искажают поведение и заставляют одних любить больше, других меньше, гневаться и раздражаться, осуждать, проявлять скупость и т.д. Поэтому, праведность еще далека от того, что именуется в Церкви святостью.

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 2841
Источник: https://www.pravmir.ru/svyatost-i-svyatyie/

Святость

Православная традиция считает, становление духовности имеет несколько ступеней.

  1. Спасённость — способность человека осознать и признать свои грехи, отвержение и раскаяние в которых открывает сердце человека Господу. Человек, признающий свою духовную никчемность, обретёт спасение и возможность дальнейшего духовного совершенствования.
  2. Праведность — следование в жизни Слову Божьему и основному правилу православного человека: относиться к человеку нужно так, как хочешь, чтобы он относился к тебе. При этом для праведного образа жизни свойственно состояние борьбы с мирскими страстями, которое мешает достижению наивысшей духовной чистоты.
  3. Святость — высшая степень духовного развития, которая подразумевает не только праведный образ жизни, но и духовную и сердечную чистоту, сочетающуюся с отказом от мира и постом.

Святость – это наивысшее духовное состояние человека

Святость достигается путем отречения от мирской жизни и постоянным духовным совершенствованием, в процессе которого человек сосредотачивается на главной цели — обретении Благодати Господней. Для достижения этой цели необходимы следующие действия:

  • изучение Святого Писания и богословских трудов;
  • аскетический образ жизни;
  • постоянное молитвенное обращение к Господу;
  • отрицание душевных и телесных чувств.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 1270
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pochitanie-svyatyh-v-pravoslavii.html

Другие религии

Афроамериканские народные культы

Популярные в странах Латинской Америки синкретические религии, распространённые прежде всего среди чернокожего населения — такие как сантерия на Кубе, вуду на Гаити, умбанда и кандомбле в Бразилии и т. д., — унаследовали многие элементы культа и обрядности от католицизма, в том числе и почитание христианских святых. При этом их образы зачастую трактуются весьма неортодоксально. В некотором роде аналогом христианских святых являются вудуистские лоа.

Буддизм

В буддизме почитаются архаты, бодхисаттвы и махасаттвы, сиддхи, будды, а также основатели различных направлений буддизма, такие как Гуру Ринпоче (Падмасамбхава) в тантрическом буддизме, Хуэйнэн и Линьцзи в чань-буддизме и др. — люди, путём духовной работы над собой достигшие различных степеней просветления и совершенства. В народном буддизме особо чтятся бодхисаттвы, святые, давшие обет достичь состояния будды во имя спасения всех живых существ и ради них пожертвовавшие нирваной. Они считаются защитниками праведных.

Индуизм

Основная статья: Садху

В индуизме существует давняя и богатая традиция почитания святых. Это могут быть учителя-гуру, аскеты, преуспевшие на пути духовного самосовершенствования, основатели направлений индуизма, такие как Шри Шанкара-чарья, Рамануджа и т. д. Духовные люди (садху) знают признаки, по которым того или иного человека можно назвать святым. Они выражают ему почтение, а обычные люди следуют их примеру, а потом молва о святом человеке разносится из уст в уста.

Иудаизм

Основная статья: Цадик

В иудаизме почитаются цадики, то есть праведники — люди, отличающиеся особым благочестием и близостью к Богу. В хасидизме цадики превращаются в духовных лидеров (ребе), к которым идут за советом, у которых просят молитв и благословения.

Ислам

Основная статья: Авлия

Авлия (ед. ч. вали) — праведники и молитвенники, уклоняющиеся от совершения грехов и неизменно самосовершенствующиеся. Они могут обладать сверхъестественными способностями (карамат), к их могилам совершаются паломничества (зиярат). Однако ислам предостерегает от излишне ревностного почитания авлия: они не должны ставиться выше пророков или восприниматься как языческие божества.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 2198
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9

Юродивые

«Юродивый — это человек, который добровольно избирает путь сокрытия своих способностей, притворяется лишенным добродетелей и обличает мир в отсутствии этих самых добродетелей, — такое определение предлагает Андрей Виноградов, кандидат исторических наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. — Иногда их называли блаженными. В современном употреблении некоторых терминов, связанных с этим ликом святости, существует неясность. Часто мы именуем “блаженными” подвижников, не имевших опыта обличения мира. Почему? Во многом это результат католического влияния. Для Католической Церкви блаженный — это низший ранг святости. С этим и связано то, что в нашей Церкви блаженными иногда называются подвижники, чей подвиг принадлежит к нетипичному, “периферийному” типу. На Востоке термин “блаженный”, то есть “макариос”, традиционно употреблялся как полный синоним слова “святой”. Но в первые века большинство святых были или мучениками, или апостолами.

Святая Блаженная Ксения Петербургская

Со временем количество “типов” выросло: с четвертого века появились святые (блаженные) монахи — “преподобные”, святые епископы — “святители”. И в это время термин “блаженный” начинает прилагаться к каким-то необычным типам святости, как, например, юродство. Блаженными называются и “Божии люди”, которые ведут похожую с юродивыми жизнь, но чей подвиг не вполне равен подвигу юродивого».

Подвиг юродивого, в отличие от «Божьего человека», имеет яркую социальную направленность. «Он не просто скрывает от мира свои дарования (как Алексий Человек Божий, чье византийское житие широко известно), но притворяется безумным, “буйным” — отсюда и греческий термин “салос”, которым называют юродивых (по древнеславянски — уродивый или урод). Этот термин происходит от глагола “салеуо” — “колебаться, качаться”. “Салос” — человек помешанный, человек, который ведет себя неадекватно, — продолжает Андрей Виноградов. — По средствам мнимого безумия юродивый обличает мир в его грехах, пытается его наставить на путь исправления. Юродство внутренне связанно с подвигом “человека Божия”, типологически это близкие лики святых, и отличает их только элемент обличения, направленность подвига юродивого вовне».

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 2214
Источник: https://www.pravmir.ru/svyatost-i-svyatyie/

Отношение к почитанию

Некоторые несведущие люди сравнивают почитание святых праведников с языческим культом. Но это мнение основано на незнании особенностей этого явления. В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что в Христианская Церковь имеет строгую иерархию, главой которой является Спаситель.

Этим объясняется почитание и служение людям, входящих в список святых угодников. Обращаясь к ним с молитвой, через мощи и иконы, христиане совершают неслужебное поклонение. В этот момент люди должны помнить, что праведники — слуги и любимые дети, которых Господь наполнил Благодатью Своей. Молитва им угодна Господу, так через уважение и почтение к святым праведникам, люди проявляют любовь к Господу.

Почитание святых – это избрание их в качестве примера для следования, подражания

Неправильным в отношении святых предстоятелей является служебное почитание, возводящее их в ранг богов и непосредственных благодетелей. В истории христианства известны случаи, когда праведника пытались почитать как непосредственных источник чудотворения и источник благодатной силы. К таким искажениям традиций почитания святых людей можно отнести следующие явления:

  • секты «иоаннитов», образованную на волне распространения почитания Иоанна Кронштадтского;
  • приписывание проявления божественной благодати различным предметам;
  • распространение моды на посещение праведных старцев, не ради восприятия их мудрости и подражанию жизненному пути, а для сопричастности их существованию.

Православные христиане соблюдают традицию почитания святых праведников, обращаясь к ним с молитвенным обращением о помощи и заступничестве перед Господом. Общехристианские, всероссийские и местночтимые угодники — пример для стремления к духовному совершенствованию и единению с Господом.

Почитание святых и обращение к ним

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 1783
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pochitanie-svyatyh-v-pravoslavii.html

Зачем молиться святым?

В состоянии святости многие получают дары чудотворения, прозорливости, исцелений. И часто, исходя из этих признаков, человека начинают считать святым. Но необходимо заметить, что это глубоко неверно — сами по себе никакие дары еще не являются показателем святости. Христос предупредил: «восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24, 24-25).

Особенно это нужно иметь в виду в наше время. Почему? Сейчас, к великому сожалению, очень многие верующие ищут именно чудес, прозорливости, предсказаний, а не спасения и святости. Потому обращаются к колдунам, экстрасенсам, лжестарцам, получая в результате вред и душе, и телу. Христианину нужно искать не чудес, а исцеления от страстей.

В настоящее время выпускается множество книг, которые буквально рекламируют отдельных святых в качестве помощников и целителей от конкретных болезней: кто помогает от печенки, кто от селезенки, кто в приобретении квартир — и так далее. Все это очень напоминает язычество, предлагающее помощь того или иного бога-специалиста в зависимости от возникшей проблемы.

В Православии молитвы святым носят совершенно иной характер. Каждый святой, к кому мы искренне обращаемся, является нашим сомолитвенником Богу. И каждый из них может быть нашим помощником. Нельзя специализировать святых, как врачей и адвокатов — это признак явного суеверия.

Почему и зачем мы молимся святым? Если я обращаюсь к другу: «Помолись, завтра мне предстоит трудное дело…», то почему же не могу обратиться с такой же просьбой к святителю Николаю? У Бога нет мертвых, у Него все живы. И к святым мы обращаемся, ибо их молитвы более действенны, чем у нас, грешных. Но при этом важно помнить, что святые — это наши сомолитвенники Богу, а не «спасители» сами по себе. Если мы забудем об этом, то превратимся в тех же язычников.

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 1875
Источник: https://www.pravmir.ru/svyatost-i-svyatyie/

Библиография

Православные святые

  • Канонизация святых в XX веке. М., 1999.
  • Ковалевский И. Юродство о Христе и Христа ради юродивые Восточной и Русской церкви: Исторический очерк и жития сих подвижников благочестия. М., 1902.
  • Святой, святые // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1900. — Т. XXIX.

Русские православные святые

  • Андроник (Трубачев). Канонизация святых в русской православной церкви // Православная энциклопедия: Русская православная церковь. М., 2000. С. 346—371
  • Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. СПб., 1882
  • Васильев В. История канонизации русских святых. М., 1893
  • Голубинский Е. Е. История канонизации святых в русской церкви. М., 1903
  • Дмитрий (Самбикин), архиеп. Месяцеслов святых, почитаемых всею русскою церковию или местночтимых, и указатель празднеств в честь икон божией матери и святых угодников божиих в нашем отечестве. Каменец-Подольский, 1892—1895
  • Канонизация святых. Поместный собор русской православной церкви, посвященный юбилею 1000-летия Крещения Руси. Троице-Сергиева лавра, 6- года. М., 1988
  • Леонид (Кавелин), архим. Святая Русь или сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVII века), обще- и местночтимых, изложенных в таблицах с картою России и планом Киевских пещер: Справочная книга по русской агиографии. СПб., 1891
  • Мельник А. Г. Гробница святого в пространстве русского храма XVI — начала XVII века // Восточнохристианские реликвии. Ред.-сост. А.М. Лидов. — М., 2003. — С. 533-552. — ISBN 5-89826-190-7.
  • Мельник А. Г. Надгробные комплексы ростовских святых в XVII – начале XX веков: основные тенденции формирования // История и культура Ростовской земли. 2005. — Ростов, 2006. — С. 443-475.
  • Мельник А. Г. Социальные функции ростовских святых в XII — XVII веках // Исторические записки. — М.: Наука, 2008. — Вып. 11(129). — С. 75-93. — ISBN 978-5-02-036736-4.
  • Мельник А. Г. Монастырские приходо-расходные книги XVI века как источник по истории почитания русских святых // Проблемы источниковедения. Вып. 2(13). — М., 2010. — С. 224-230. — ISBN 978-5-02-036736-4.
  • Мельник А. Г. Московский великий князь Василий III и культы русских святых // Ярославский педагогический вестник. — Ярославль, 2013. — № 4. — Том I (Гуманитарные науки). — С. 7-12.
  • Мельник А. Г. Практика первоначального утверждения культов русских святых в XV–XVI вв. // Ярославский педагогический вестник. — Ярославль, 2014. — № 4. — Том I (Гуманитарные науки). — С. 7-11.
  • Мельник А. Г. Небесные покровители русского воинства в конце XV — XVI вв. // Макариевские чтения. Воинство земное — Воинство небесное. — Можайск, 2011. — Вып. 18. — С. 61-68.
  • Мельник А. Г. Места погребений избранных подвижников благочестия в русских монастырях XI – XIV вв. // Восточная Европа в древности и средневековье. XXIII чтения памяти члена-корреспондента АН СССР В.Т. Пашуто: Материалы конференции. — Москва, 2011. — С. 185-188.
  • Никодим (Кононов), архим. К вопросу о канонизации святых в русской церкви. М., 1903
  • Толстой М. В. Книга, глаголемая Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре или пустыни поживе и чудеса сотвори всякого чина святых. М.,1887
  • Филарет (Гумилевский), архиеп. Русские святые, чтимые всей церковью или местно. СПб., 1882
  • Хорошев А. С. Политическая история русской канонизации (XI—XVI вв.) М.,1986

Критика с атеистических позиций

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 3351
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9

Лекция о святости и Святых

А.И. Осипов. О святости

Блок: 8/8 | Кол-во символов: 52
Источник: https://www.pravmir.ru/svyatost-i-svyatyie/

Кол-во блоков: 13 | Общее кол-во символов: 15822
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pochitanie-svyatyh-v-pravoslavii.html: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 3053 (19%)
  2. https://www.pravmir.ru/svyatost-i-svyatyie/: использовано 4 блоков из 8, кол-во символов 6982 (44%)
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 5787 (37%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий