[desc][/desc]
Всенощное бдение, или всенощная, – такое богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней.
Источник: https://www.pravmir.ru/obyasnenie-vsenoshhnogo-bdeniya/
Содержание
Всенощное бдение
Оно состоит из соединения вечерни с утреней и первым часом, причем как вечерня, так и утреня совершается более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.
Это богослужение называется всенощным потому, что в древности оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета.
Потом, из снисхождения к немощам верующих, стали начинать это богослужение несколько раньше и делать сокращения в чтении и пении, а потому оно и кончается теперь не так поздно. Прежнее же название его всенощным бдением сохранилось.
Источник: https://www.pravmir.ru/obyasnenie-vsenoshhnogo-bdeniya/
Это интересно: Что означает возраст Христа? (видео)
Что такое Всенощное бдение в церкви
Всенощное бдение – ритуал, проводимый перед церковными православными праздниками, объединяющий в себе три богослужения — Великая повечерия или Вечерня, утренняя служба или Утреня и первый Час.
Начало Всенощного бдения, Великой вечерни, происходит на закате, и иногда длится в ночные часы, плавно переходя в утреннюю службу.
Следующая часть богослужения, Утреня, совершается, по принятому в 1695 году Православной церковью Иерусалимского Устава, утром, на рассвете.
Третьей частью следует богослужение, называемое Часы или Час, посвященное воспоминаниям библейских событий.
Всенощное бдение ведет свои обычаи от вечерних и ночных молитв Иисуса Христа и его святых Апостолов, но оформилось и приняло свой ныне существующий вид только при святом Иоанне Златоусте. К 9 веку, Всенощное бдение, было дополнено некоторыми псалмами и молитвословами, вошедшими в это священнодействие, принятыми и совершаемыми по сей день Русской церковью.
Часто в больших храмах и монастырях, в канун больших праздников – Пасхи и Рождества Христова, бдение начинается с девятого часа, и длится всю ночь.
Традиционно Всенощное бдение происходит перед:
- воскресным днем;
- двунадесятыми и храмовыми праздниками;
- особыми праздниками, со знаком отличия Типикона;
- любыми церковными празднествами, которые решит отметить настоятель.
Источник: https://1001molitva.ru/tserkovnye-pravila-i-obychai/vsenoshchnoe-bdenie.html
Состав и символика
По Типикону на всенощном бдении должно быть:
- малый колокольный звон,
- девятый час,
- Малая вечерня,
- великий колокольный звон, во время которого звонарь не спеша должен полностью пропеть самую большую 17-ю кафизму (Пс. 118). Если же звонарь не знает наизусть столь большой текст, то его дозволяется заменить 12-кратным повторением покаянного Псалма 50,
- зажжение лампад,
- ещё один звон («клепание во вся кампа́ны»),
- поставление горящей свещи в насвещнице прямо царских врат,
- иерей творит поклоны предстоятелю (настоятелю монастыря, который в древние времена мог даже не иметь священного сана, его кресло — у передней правой колонны в храме), Святым вратам, обоим ликам (обоим хорам певчих) и сидящим братьям, входит в алтарь, возлагает на себя епитрахиль, творит молитву кадила, молча кадит весь алтарь, отворив Святые двери исходит,
- Диакон со священником среди храма должен громко возгласить: «Восста́ните!»,
- иерей продолжает кадить иконостас, предстоятеля, певчих на клиросах, ему предходит пономарь с горящей свечой (в древности, когда ещё не было электрического освещения, в тёмных храмах приходилось подсвечивать путь), следуют и в притвор, где кадят каждого («по чи́ну») брата,
- иерей, став среди церкви лицом к востоку, возглашает: «Господи благослови!», кадит иконы и предстоятеля, входит в алтарь, трижды перед престолом кадилом крестообразно знаменует и возглашает:
«Началось чтение предначинательного псалма скорое и предвещавшее по-видимому очень быстрый ход службы. Но на половине 28 стиха псалма чтение прекратилось. Начались так называемые у певцов άνοιξαντάρια, то есть остальные слова стиха и остальные стихи псалма, поемые на оба хора попеременно. Первый хор, или лучше первого хора псалт, начал выводить слова: Отверзшу (άνοίξαντος) Тебе руку и проч., и он же кончил псалом через два часа потом. Певцы после каждого стиха переменялись, становясь потом, облитые потом, в ряд припевателей»
- в конце пения псалма 103 иерей становится перед Царскими вратами и тайно глаголет светильничные молитвы,
- великая ектения,
- кафизма с малыми ектениями есть не всегда. Псалом 1 с первым антифоном должно петь на 8-й глас, а 2-й и 3-й — на глас дня,
- «Господи воззвах…» (Пс. 140 и Пс. 141) со стихирами, вход с кадилом, «Свете тихий…», прокимен со стихами,
- диакон произносит сугубую ектению,
- «Сподоби Господи…»,
- просительная ектения,
- лития в притворе храма,
- стихиры стиховные. Духовенство входит в храм,
- «Ныне отпущаеши…», Трисвятое по «Отче наш,..»,
- пение «Богоро́дице Де́во, ра́дуйся,..» или тропаря праздника,
- благословение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея,
- псалом 33 (Пс. 33),
- иерей: «Благословение Господне на вас,..»,
- чтения апостольских посланий и святоотеческих поучений. Чтения должны совершаться:
- после литии, когда вкушаются благословлёные хлеба и вино,
- после каждой кафизмы на утрени,
- после ипакои,
- после 3-й песни канона,
- после 6-й песни канона,
- перед 1-м часом,
- после запричастного стиха и
- во время чина о панагии.
- полиелейная утреня,
- первый час,
- третий час,
- шестой час,
- Литургия и чин о панагии.
Символика службы — история Церкви: как Ветхозаветной, так и Новозаветной: воспоминание библейских событий, ожидание Второго пришествия Иисуса Христа, возгрева́ние покаянных чувств.
Отличительные признаки великой вечерни в составе бдения:
— начинается не с обычного возгласа «Благословен Бог наш,..», а с возгласа начала утрени «Слава Святей,..»;
— предначинательный псалом 103-й не читается, а поётся и сопровождается каждением всего храма;
— по просительной ектении — лития и благословение хлебов.
Утреня совершается полностью по чину праздничной или воскресной; начинается с чтения шестопса́лмия (а не с двупса́лмия). По окончании праздничной (но не воскресной) утрени устав предписывает помазание елеем «от кандила (лампады) святого». По сложившейся в первой половине XX века практике Русской Церкви помазание елеем бывает на всяком всенощном бдении и на каждом полиелее.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%89%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B1%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
Утреня
Вторая часть всенощного бдения – утреня напоминает нам времена новозаветные: явление Господа нашего Иисуса Христа в мир, для нашего спасения, и Его славное Воскресение.
Начало утрени прямо указывает нам на Рождество Христово. Она начинается славословием ангелов, явившихся вифлеемским пастырям: “Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение”.
Затем читается шестопсалмие, т. е. шесть избранных псалмов царя Давида (3, 37, 62, 87, 102 и 142), в которых изображается греховное состояние людей, исполненное бед и напастей, и горячо выражается ожидающаяся людьми единственная надежда на милосердие Божие. Шестопсалмию молящиеся внимают с особым сосредоточенным благоговением.
После шестопсалмия, диакон произносит великую ектению.
Затем громко и радостно поется краткая, со стихами, песнь о явлении Иисуса Христа в мир людям: “Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне!” т. е. Бог – Господь, и явился нам, и достоин прославления идущий во славу Господа.
После этого поется тропарь, т. е. песнь в честь праздника или празднуемого святого, и читаются кафизмы, т. е. отдельные части Псалтири, состоящая из нескольких последовательных псалмов. Чтение кафизм, так же как и чтение шестопсалмия, призывает нас помыслить о нашем бедственном греховном состоянии и возложить всю надежду на милость и помощь Божию. Кафизма значит сидение, так как во время чтения кафизм можно сидеть.
По окончании кафизм, диакон произносит малую ектению, и затем совершается полиелей. Полиелей слово греческое и означает: “многомилостие” или “многое освещение”.
Источник: https://www.pravmir.ru/obyasnenie-vsenoshhnogo-bdeniya/
Длительность Всенощного бдения
Ранее Всенощное бдение свершалось посуточно, без перерывов на ночь, но на данный момент, время богослужения сильно сократилось до 3 часов, иногда чуть больше. Самым длинным богослужением, захватывающим ночные часы, бывает Рождественская служба.
Начинается Всенощная в 17 и продолжается до 22 часов.
Источник: https://1001molitva.ru/tserkovnye-pravila-i-obychai/vsenoshchnoe-bdenie.html
Это интересно: Зачем Бог сотворил человека? (видео)
Полиелей
Полиелей есть самая торжественная часть всенощной и выражает собою прославление милости Божией, явленной нам в пришествии Сына Божия на землю и совершении Им дела нашего спасения от власти диавола и смерти.
Полиелей начинается торжественным пением хвалебных стихов:
Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Аллилуия!
Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуия!
Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Аллилуиа!
т. е. прославляйте Господа, потому что Он благ, потому что милость Его (к людям) во век – всегда.
При пении этих стихов в храме возжигаются все светильники, царские врата открываются, и священник, предшествуемый диаконом со свечою, выходит из алтаря и совершает каждение по всему храму, в знак благоговения к Богу и святым Его.
– Утренние молитвы
![]() |
Полиелей |
После пения этих стихов поются в воскресные дни особые воскресные тропари; т. е. радостные песни в честь Воскресения Христова, в которых говорится, как ангелы явились мироносицам, пришедшим ко гробу Спасителя, и возвестили им о воскресении Иисуса Христа.
В другие же великие праздники, вместо воскресных тропарей, поется перед иконою праздника величание, т. е. краткий хвалебный стих в честь праздника или святого.
(Величаем тя, святителю отче Николае, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего)
![]() |
Величание |
После воскресных тропарей, или после величания, диакон произносит малую ектению, затем прокимен, и священник читает Евангелие.
На воскресной службе читается Евангелие о Воскресении Христа и о явлениях воскресшего Христа Своим ученикам, а в другие праздники читается Евангелие, относящееся к празднуемому событию или к прославлению святого.
![]() |
Чтение Евангелия |
По прочтении Евангелия, в воскресной службе поется торжественная песнь в честь воскресшего Господа:
“Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, ,единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш; разве (кроме) Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии поклонимся Святому Христову воскресению. Се (вот) бо прииде крестом радость всему миру, всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши”
Евангелие выносится на средину храма, и верующие прикладываются к нему. В другие праздники верующие прикладываются к праздничной иконе. Священник их помазывает благословенным елеем и раздает освященный хлеб.
После пения: “Воскресение Христово: поется еще несколько кратких молитвословий. Затем диакон читает молитву: “Спаси, Боже, люди Твоя”… и после возгласа священника: “Милостью и щедротами”… начинается пение канона.
Каноном на утрени называется собрание песней, составленное по определенному правилу. “Канон” слово греческое и значит “правило”.
![]() |
Чтение канона |
Канон разделяется на девять частей (песней). Первый стих каждой песни, который поется, называется ирмос, что значит связь. Этими ирмосами как бы связывается весь состав канона в одно целое. Остальные стихи каждой части (песни), большею частью читаются и называются тропарями. Вторая песнь канона, как покаянная, исполняется только в Великом посту.
В составлении этих песней в особенности потрудились: св. Иоанн Дамаскин, Косма Маюмский, Андрей Критский (великий покаянный канон) и многие другие. При этом они неизменно руководствовались определенными песнопениями и молитвами священных лиц, а именно: пророка Моисея (для 1 и 2 ирмосов), пророчицы Анны, матери Самуила (для 3-го ирмоса), пророка Аввакума (для 4 ирмоса), пророка Исаии (для 5 ирмоса), пророка Ионы (для 6 ирмоса), трех отроков (для 7-го и 8-го ирмосов) и священника Захарии, отца Иоанна Предтечи (для 9-го ирмоса).
Перед девятым ирмосом диакон возглашает: “Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим!” и совершает каждение храма.
Хор в это время поет песнь Богородицы:
“Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем… К каждому стиху присоединяется припев: “Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем”.
По окончании песни Богородицы, хор продолжает пение канона (9-ой песни).
Об общем содержании канона можно сказать следующее. Ирмосы напоминают верующим ветхозаветные времена и события из истории нашего спасения и постепенно приближают мысль нашу к событию Рождества Христова. Тропари же канона посвящены новозаветным событиям и представляют собою ряд стихов или песнопений во славу Господа и Божией Матери, а также в честь празднуемого события, или же святого, прославляемого в этот день.
После канона поются хвалительные псалмы – стихиры на хвалитех – в которых все творения Божии призываются к прославлению Господа: “Всякое дыхание да хвалит Господа…”
После пения хвалительных псалмов следует великое славословие. Царские врата открываются при пении последней стихиры (в воскресение богородична) и священник возглашает: “слава Тебе, показавшему нам свет!” (В древности этот возглас предварял появление солнечной зари).
Хор поет великое славословие, которое начинается словами:
“Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяемтися, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славы Твоея…”
В “великом славословии” мы благодарим Бога за дневной свет и за дарование духовного Света, т. е. Христа Спасителя, просветившего людей Своим учением – светом истины.
“Великое славословие” заканчивается пением трисвятого: “Святый Боже…” и тропарем праздника.
После этого диакон произносит подряд две ектении: сугубую и просительную.
Утреня на всенощном бдении заканчивается отпустом – священник, обращаясь к молящимся, говорит: “Христос истинный Бог наш (а в воскресную службу: Воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш…), молитвами пречистыя Своея Матере, святых славных апостол… и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец”.
В заключение хор поет молитву, чтобы Господь сохранил на многие лета Православное Епископство, правящего архиерея и всех православных христиан.
Сразу же, после этого, начинается последняя часть всенощного бдения – первый час.
Служба первого часа состоит из чтения псалмов и молитв, в которых мы просим Бога, чтобы Он “заутра услышал глас наш” и исправил дела рук наших в продолжении дня. Оканчивается служба 1-го часа победною песнью в честь Божией Матери:
“Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице. Но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся Невесто неневестная.”
В этой песни Божию Матерь мы называем “победоносным вождем против зла”. Затем священник произносит отпуст 1-го часа. На этом заканчивается всенощное бдение.
“Закон Божий”, прот. Серафима Слободского
Возможно, Вам будут интересны эти материалы:
Источник: https://www.pravmir.ru/obyasnenie-vsenoshhnogo-bdeniya/
Употребление термина в современной речи
Церковнославянская традиция рекомендует употребление следующих предложных конструкций: идти ко всенощной; вернуться от всенощной и т. д.
В устной речи имеет место употребление термина применительно также к ночному пасхальному богослужению, которое в действительности, по сложившейся в Русской церкви практике, состоит из полунощницы, утрени, пасхальных часов и литургии.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%89%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B1%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://www.pravmir.ru/obyasnenie-vsenoshhnogo-bdeniya/: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 9108 (51%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%89%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B1%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5: использовано 3 блоков из 9, кол-во символов 7016 (39%)
- https://1001molitva.ru/tserkovnye-pravila-i-obychai/vsenoshchnoe-bdenie.html: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 1667 (9%)