Грех злословия в православии — разбираем обстоятельно

Злословием называют неоправданное и грубое осуждение другой души, а также пристрастную и богохульную оценку Господа, небесных посланников и человечества. Грех этот ранит тяжелее деяний, отнимает утешение. Злословящий должен страшиться и трепетать, так как своими порицаниями приносит вред себе, позволяет скопиться в собственном сердце дурным энергиям. Умышляющий неприятности другому сам постепенно погибает, сгорая в огне справедливого Божьего гнева. Противоположность злословия — это молитва, которая желает добра и «своим» и «чужим», не делая различий в Единстве.

Блок: 1/6 | Кол-во символов: 568
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/greh-zlosloviya-v-pravoslavii.html

Опасность злословия

Нет ничего хуже подобного косноязычия, уничижения ближнего, ведь этим поведением возвышаем себя и берем в свое распоряжение верховный суд, которым единственно имеет право руководить только Господь. Напрасно клеветники и злословцы поносят других людей, большая жизнь которых им неизвестна. Для них (и не только) лучше порицать собственную личность, так как каждый знает себя, свою греховность достовернее и должным образом.

Злословие — это неоправданная, чрезмерно грубая форма осуждения

  • Человек не способен обозреть судьбы сыновей и дочерей Господа, поэтому не имеет права косноязычный судить о нравственности друзей или же врагов. Иногда может случится, что брат наш согрешил по незнанию, но в его сердце заложена одна добродетельная черта, угодная Всевышнему. Именно она когда-нибудь, по воле Творца, разрастется в прекрасный богоугодный мотив, который принесет колоссальную пользу миру.
  • Здесь и кроется ошибка тех, кто злословит, ибо отягчает собственную душу гнетом несправедливого осуждения. Всевышний Творец знает о всех поступках, ошибках и милует, когда приходит раскаяние. Клеветники видят только малейшую часть судьбы осужденного ими брата, но не ведают, каких трудов тому пришлось приложить и какое покаяние понести.

Грех злословия влечет за собой множество других страстей, к которым относят ложь, уныние, дерзость, непокорство и т.п. Эти слабости характера отлучают от Единого Бога, соблазняют на свершение неправедных поступков, приводят к обидам, ссорам, гневу, а также лишают любви к Творцу, внимания к собственной деятельность и способности произносить искреннюю молитву.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 1603
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/greh-zlosloviya-v-pravoslavii.html

Сокровищница духовной мудрости

Злословие

…Ни о ком не говори дурно и не люби слушать того, кто говорит дурно. Если же будешь слушать, то будешь причастен греху злословящего; и веря ему, ты будешь подобен ему, потому что поверил злословящему на брата твоего (св. Ерм, 94, 181).

***

Гибельное злословие — это злой дух беспокойный, который никогда не находится в мире, но всегда живет в несогласии. Удерживайся от него, и всегда имей мир с братом твоим (св. Ерм, 94, 181—182).

***

Воздерживайтесь… от ругательства и злоречия, потому что и злоречивые Царствия Божия не наследуют… (сщмч. Киприан Карфагенский, 63, 171).

***

Мы предаемся злоречию и злословию, не разумеем, что слова, которые теперь произношу, станут против меня в день Суда, пресекут мне путь, и сделаются как бы стеною, чрез которую нельзя перейти (свт. Василий Великий, 6, 100).

***

Кто не склонен к злословию других, тот избег братоубийства, того другие не будут злословить (прп. Ефрем Сирин, 30, 26).

***

Кто избегает злоречивого духа, тот соблюл от сближения с людьми злыми и победил полчища бесов (прп. Ефрем Сирин, 30, 26).

***

Кто не злословит другого, тот соблюл себя неукоризненным. Ему не было преткновения, и совесть его не осквернена (прп. Ефрем Сирин, 30, 26).

***

Кто не приобрел злоречивого языка, тот приобрел неокрадываемое сокровище (прп. Ефрем Сирин, 30, 26).

***

Кто не уловлен духом злоречия, тот истинно познал, что сам он человек плотяный, и соблюл себя незапятнанным (прп. Ефрем Сирин, 30, 27).

***

Кто злословит другого, тот сам себя осуждает. Он человек плотской, запутавшийся в сетях мира (прп. Ефрем Сирин, 30, 27).

***

Кто услаждается злословием других, тот ясно показывает, что сам уловлен тем, за что злословит других (прп. Ефрем Сирин, 30, 27).

***

Кто не оскверняет уст своих злословием, у того уста благоухают плодами Святаго Духа (прп. Ефрем Сирин, 30, 27).

***

Кто не в сообществе со злоречивыми, тот водворится с Ангелами (прп. Ефрем Сирин, 30, 27).

***

Кто не отравил ушей и языка злоречием, тот исполнен врачевством любви (прп. Ефрем Сирин, 30, 27).

***

В злоречивом все есть: и клеветничество, и ненависть, и наушничество, поэтому признается он братоубийцей, безжалостным, немилосердым (прп. Ефрем Сирин, 30, 27).

***

Если хочешь избавиться от мучения, то никого никогда не злословь (прп. Ефрем Сирин, 30, 72).

***

Приятность, с какою оговариваем других, означает, что полны мы ненависти (прп. Ефрем Сирин, 30, 87).

***

У кого дерзкие уста, тому посмеяние, а боящийся Господа будет уважаем (прп. Ефрем Сирин, 30, 214).

***

Если кто, злословя тебя, расскажет, что сделано тобою худо, то вини больше себя, нежели другого… Не его заставляй молчать гневными угрозами, но себя самого исправь… (прп. Ефрем Сирин, 31, 110).

***

Если перенесешь злословие, то узнаешь путь долготерпения (прп. Ефрем Сирин, 31, 627).

***

Кто осквернял уста свои злословием и язык свой хулами, тот погрязнет в зловонной тине и лишен будет возможности отверсть уста (прп. Ефрем Сирин, 33, 107).

***

Смотрите, братия мои, да не будут слышимы у вас злословия и укоризны; но вместо них возносите хвалу и славословие Богу (прп. Ефрем Сирин, 33, 113).

***

Как разбойник за одно слово исповедания получил жизнь, так злоречивый за одно же слово может утратить жизнь (прп. Ефрем Сирин, 34, 335).

***

Если кто и справедливо злословит, то правда его будет неправдою (прп. Ефрем Сирин, 34, 335).

***

Как две лепты могли даровать душе спасение, так два злоречивых слова могут погубить душу (прп. Ефрем Сирин, 34, 335).

***

Злословие может заступить место убийства, язык — послужит вместо меча (прп. Ефрем Сирин, 34, 352).

***

Кто не дозволял себе ни проклятия, ни злоречия, того прежде всех ожидает райское благословение (прп. Ефрем Сирин, 34, 386).

***

Хотя и совесть чиста, однако же должно избегать злоречия. А язык всего готовее злоречить (свт. Григорий Богослов, 16, 112).

***

Много худого говоришь ты обо мне, любезнейший. Если сам ты совершен, то, может быть, и поверю тебе.

А если ты очень худ, то прошу тебя говорить обо мне всегда и еще хуже. Это может сделать меня совершеннее всех; прекрасно быть в ненависти у порочных (свт. Григорий Богослов, 16, 251).

***

Много худого говоришь ты обо мне, любезнейший, а зло делаешь самому себе. Для меня врачевством в этой беде служит такое рассуждение. Если Великий Бог благоволит к тебе, то в ином благоволит и ко мне. А если прогневается на тебя, то во сколько строже будет суд! (свт. Григорий Богослов, 16, 251).

***

Много худого говоришь ты обо мне, любезнейший. Если говоришь справедливо, то виноват я, который дал повод твоему языку. А если несправедливо и ложно, что мне до твоих речей? Говори даже всякому: за это, без сомнения, большее наказание получишь от Бога (свт. Григорий Богослов, 16, 252).

***

…Полезно не оскорбляться злословиями других и не раздражаться обидами ближних! Можно и от них получить себе великое и важное благо, как было и с мытарем (свт. Иоанн Златоуст, 44, 545).

***

Ты не вонзил зубов в плоть (ближнего), но вонзил в его душу злую речь, ранил ее худою молвою, сделал тысячу зол и себе самому, и ему, и многим другим; потому что, осуждая ближнего, ты (во-первых) причинил зло и тому, кто тебя слышал. Если это грешник, то он делается беспечным, нашедши себе сообщника в грехе; а если праведник, то впадает в гордость и надмевается из-за чужого греха, получая повод высоко думать о себе самом. Вместе с тем ты (во-вторых) повредил всей Церкви, потому что все слышащие не грешника осуждают, но поражают укоризнами весь народ христианский. Не слышно, чтобы неверные говорили, что такой-то блудник и развратник, но, вместо виновного, они поносят всех христиан. Затем, (в-третьих) ты подал повод к уничтожению славы Божией, потому что имя Божие славится, когда мы живем хорошо, а когда грешим, оно хулится и бесчестится. (В-четвертых), ты посрамил того, о ком распускаешь худую молву, сделал его через то более бесстыдным, и нажил в нем себе врага и неприятеля. (В-пятых), ты сделал самого себя достойным взыскания и наказания, взявшись за такие дела, которые нисколько не касаются тебя (свт. Иоанн Златоуст, 45, 50—51).

***

Хотя бы в твоем злословии и была истина, и в таком случае оно преступно (свт. Иоанн Златоуст, 45, 51).

***

…Как доброе слово и похвала служат началом дружбе, — так злоречие и клевета бывают началом и поводом к вражде, ненависти и тысяче распрей (свт. Иоанн Златоуст, 45, 52).

***

…Рассказы, выводящие наружу чужие грехи и раскрывающие нечистую жизнь, оскорбляют и возмущают душу тех, кто их слышит (свт. Иоанн Златоуст, 45, 53).

***

…Ничто так не терзает душу и сердце, как насмешки и злословия, многие мужи часто падали от посрамления (свт. Иоанн Златоуст, 46, 300).

***

Гораздо хуже кусающих тело те, которые делают это словами. Первые кусают зубами тело, а последний угрызает словами душу, наносит рану доброй славе, причиняет рану неисцельную. Поэтому он подвергнется тем большему наказанию и мучению, чем тягчайшее причиняет угрызение (свт. Иоанн Златоуст, 49, 479).

***

…Кто произносит постыдные слова, тот не себя только срамит, но распространяет великую заразу и между ближними и обращающимися с ним (свт. Иоанн Златоуст, 49, 479).

***

…Как, открыв гробы, мы наполнили бы города заразою, так и скверные уста, открываемые с бесстыдством, заражают всех обращающихся с ними тягчайшею болезнью (свт. Иоанн Златоуст, 49, 479).

***

<От злословия> ничего не потерпит добродетельный человек, напротив, он чрез это еще более прославится (свт. Иоанн Златоуст, 50, 163).

***

Если изрыгаемые им <злоязычником> слова так много огорчают других, то еще гораздо большую скорбь причинят они душе, породившей их (свт. Иоанн Златоуст, 50, 446).

***

…Говоря худо о брате, ты источаешь из уст своих грязь… клевещешь на того, кто составляет один из членов Христовых… поедаешь собственную плоть свою… страшный тот и нелицеприятный суд делаешь для себя еще более строгим… стрела твоя убивает не пораженного ею, но тебя, пустившего ее (свт.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 7905
Источник: https://kanal21.ru/zloslovie-jeto-greh/

Мнение святых отцов

Святые отцы учили: злословие есть клевета, ложь и несправедливое суждение о другом человеке.

По словам аввы Дорофея, ничто иное так не оскорбляет Господа, не разрушает защиту человека от мирских страстей и не ведет к полному атеизму, как осуждение. Однако человек невежественен, его язык в спешке уничижает ближнего, если появляется подозрение. Клеветники не могут остановиться в своем горестном начинании, стремясь разнести весть о грехопадении другой личности. Так они вредят окружению и собственной душе. Подобные дела в сладость дьяволу, который рад уничтожить человека, так как всегда завидовал ему.

Интересно! Апостол Павел советовал всем держать язык за зубами, а говорить только к месту, культурно и по-доброму. Он сравнивает злословящих с тягчайшими грешниками, которые не смогут наследовать Небесного Царства.

Апостол Иаков подтверждает, что злой язык отравляет тело, становится врагом душе. Святитель горюет, так как дурное слово, несущее за собой большие неприятности, тяжело укротить или уничтожить заранее. Некоторые люди же испытывают большое удовольствие, поливая грязью других. Этому способствует их фарисейская философия, которая гласит: «Слава Богу, что я отличаюсь и не такой, как все остальные».

Иоанн Златоуст считал злословие опасным пороком, приводящем к скорби

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «если жизнь наша добродетельна, смиренна и милостива, а мы не отвечаем на оскорбления, но принимаем их с радушием, то сама природа встанет на нашу сторону и отстранит все самое дурное». Не следует беспокоиться о молве вокруг имени, ибо при внимательном анализе злословящих станет ясно: они удивляются добродетели, рукоплещут и восторгаются светом праведной души. Враг человеческий вскоре отступает, так как боится одарить великой славой добродетельных людей, относящихся даже к врагам с высшей любовью.

Пророк Иоанн советует не расслабляться пустыми беседами, ибо подобные разговоры являются причиной проявления клеветы.

Важно! Истинный христианин отстраняется от пустословия, которое рождает непокорство, дерзость и нерадение. Разглагольствование разносит с быстротой ветра ложь, несправедливость и раздор, оно подавляет любовь к умственным трудам самопознания.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 2194
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/greh-zlosloviya-v-pravoslavii.html

Сокровищница духовной мудрости

Иоанн Златоуст, 52, 581).

***

Кто выражает досаду, когда о нем говорят худо, тот своею скорбью доказывает, что сознается в справедливости о нем сказанного… (свт. Иоанн Златоуст, 52, 635).

***

…Вспомни о достоинстве твоих уст. Ты называешь Бога своим Отцом и в то же время поносишь своего брата? (свт. Иоанн Златоуст, 54, 127).

***

Бог украсил твои уста столькими ангельскими песнопениями, удостоил их брашна не ангельского, но свыше-ангельского — Своего лобзания и Своих объятий, и ты предаешься злословию? Оставь это, прошу тебя. Такое поведение производит великие бедствия и несвойственно душе христианской (свт. Иоанн Златоуст, 54, 128).

***

…Заграждай уста тем, кто захотел бы злословить (находящегося в искушениях брата), приобретай ему друзей и, если он выйдет <из искушения>, принимай его с особенным усердием: таким образом ты будешь участником и венцов, и славы (свт. Иоанн Златоуст, 54, 451).

***

…Когда две противоположные двери стоят одна прямо против другой, и когда поднимется сильный ветер, то как скоро затворишь одну из дверей, и сквозного ветра не будет, ветер ничего не сделает, напротив, потеряет много силы. Так и здесь две двери: твои уста и уста оскорбляющего тебя и злословящего. Если закроешь уста свои… уничтожишь всю (силу) ветра, если же откроешь их, то он сделается неукротимым (свт. Иоанн Златоуст, 54, 564—565).

***

Ты хочешь, чтобы про тебя не говорили худо? Не говори поэтому и сам худо о других (свт. Иоанн Златоуст, 55, 473).

***

…Злоречивого человека все сторонятся, как бы пахнущего гнилью, как какой-то гадины или жука, питающегося навозом, — чужими бедствиями… (свт. Иоанн Златоуст, 55, 607).

***

…Не говори о другом худо, чтобы не обесчестить и себя; не сплетай тины с грязью и мусором, а плети венки из роз, фиалок и прочих цветов; не износи навоза из уст, подобно жукам, а таковы те, которые говорят худо о других (свт. Иоанн Златоуст, 55, 607).

***

Будем… скорбеть не о том, что слышим худые речи о себе, а о том, что слышим такие речи заслуженно… (свт. Иоанн Златоуст, 55, 619).

***

…Те, кто слышит о себе дурные речи, должны оставаться беспечальны, потому что они не будут давать ответа за то, что сказал худо другой… (свт. Иоанн Златоуст, 55, 619).

***

…Когда, будучи злословим, не только не злословит, но и благословляет, то этим наносит обидчику более тяжкий удар, чем если бы осыпал его бесчисленными ругательствами (свт. Иоанн Златоуст, 55, 680).

***

Если наблюдаешь пост в яствах, то для чего же допускаешь мясоястие в злословии? Ибо лучше пресыщаться яствами, нежели сквернить себя злословием. А если от яств воздерживаешься, а сквернишь себя злословием, то уподобляешься человеку, который недолго молится, а большую часть времени богохульствует (прп. Исидор Пелусиот, 60, 250).

***

Хотя любителям добродетели не иметь врагов почитаю делом невозможным, однако же и вражду можно им обращать на добро. Если любомудрые не падают, то делают тем пользу себе, а врагам обращается это в наказание. Но если падают, то пользуются от врагов; потому что нередко постигшее человека злословие уврачевывает душевную болезнь, которой он не знал или о которой нерадел. И благоискусным нужны или искренние друзья, или пламенеющие злобой враги. Одни советами, а другие злоречием предотвращают падения. А как дружба ныне для свободного слова худогласна, лучше же сказать, безгласна, на лесть и приветы она говорлива и громогласна, а на совет и выговор нет у нее голоса, то от врагов должно выслушивать истину и исправляться (прп. Исидор Пелусиот, 61, 301—302).

***

…Кто незаконно отверзает уста, заключенные Божественными уставами, тот, как видится, отверзает их сам на себя… (прп. Исидор Пелусиот, 61, 308—309).

***

…Не унывай духом, если ты… почувствуешь, что острейшие изощренных копий языки уготованы на тебя, но ожидай, что чрез сие-то наипаче будешь ты знаменит (прп. Исидор Пелусиот, 62, 435).

***

Когда злословят тебя, смотри, не сделано ли тобою что-либо достойное злословия. А если не сделано, то  злословие почитай улетающим дымом (прп. Нил Синайский, 72, 239).

***

Если желаешь избежать тяжести мучения, никого никогда не злословь, ибо сие прогневляет Бога (прп. Нил Синайский, 72, 243).

***

Как скоро злословит кто ближнего, немедленно поражается проказою в сердце (прп. Нил Синайский, 73, 82).

***

Неправедные уста заграждаются молитвою… (прп. Исаак Сирин, 58, 301).

***

Злословие… большая сокровенная и таящаяся пиявица, которая высасывает и истребляет кровь любви… (прп. Иоанн Лествичник, 57, 96).

***

Злословие есть исчадие ненависти, тонкий недуг… причина осквернения и отягощения сердца; истребление чистоты (прп. Иоанн Лествичник, 57, 96).

***

Кто хочет победить духа злословия, тот пусть приписывает вину не согрешающему, но подущающему его бесу (прп. Иоанн Лествичник, 57, 97).

***

Никогда не стыдись того, кто перед тобою злословит ближнего, но лучше скажи ему:. «Перестань, брат, я ежедневно падаю в лютейшие грехи; и как могу его осуждать?» (прп. Иоанн Лествичник, 57, 97).

***

Пусть по какому либо искушению брат продолжительно будет злословить тебя, но ты не выносись из любительного состояния и не попусти тому же злому духу возмутить твою мысль. Ты и не вынесешься из него, если, поносимый и наветуемый, благословлять и благожелательствовать будешь ему. Таков путь любомудрия во Христе, и шествующий сим путем соводворится с Ним (прп. Максим Исповедник, 91, 218).

***

Тем, которые злословят и укоряют нас или другим каким образом нападают на нас, не тем же отвечать получили мы заповедь, т. е. не противозлословить и не противоукорять, а, напротив, добрые говорить о них речи и благословлять их. Ибо когда мы мирствуем с людьми немирными, тогда в брани или битве состоим с демонами; когда же с братьями состоим в неприязни и брани, тогда мирствуем с демонами, которых научены мы совершенно ненавидеть ненавистью и непрерывную вести с ними брань (свт. Феодор Едесский, 91, 338).

*********

Преподобный отец наш Виталий, после шестидесятилетних подвигов в келье святого Спиридона, пришел в Александрию и остался там жить «нечеловеком на соблазн». Желая избежать славы человеческой, он поступал так: днем нанимался на работу и получал за свои труды по сребренику в день. Из этих денег на самую ничтожную сумму он покупал себе бобов, а затем уходил вечером в дома падших женщин. Отдав им заработанные деньги, он умолял женщин бросить порочную жизнь, а потом все ночи проводил там в пении псалмов и молитве. Уходя же, он всегда брал с падших слово никому не говорить о том, зачем он приходил к ним.

Между тем жители города, не знавшие настоящей цели его посещений, повседневно укоряли его и говорили: «Ступай, окаянный, тебя ждут твои блудницы!» или: «Уж лучше бы ты женился, чем срамить чин монашеский!» Виталий не оправдывался и, утаив добродетель, продолжал свой подвиг и многих спас.

Его святость открылась только после его смерти, когда от прикосновения к телу преподобного исцелилась бесноватая, и «мнози хромии и слепии исцелеша» (112, 637&#8212;638).

 Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

<<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>>

<<<   БИБЛИОТЕКА   >>>

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 7109
Источник: https://kanal21.ru/zloslovie-jeto-greh/

Причины и последствия

Корнями греха злословия называют ненависть, зависть, многословие и отсутствие милосердия. Клевета — невидимый носителю недуг, болезнь, укрывшаяся глубоко в сердце, она истребляет любовь, чистоту и порождает скверну. Скорые судьи ошибок других переполнены злословием оттого, что в их памяти не существует попечения о собственных поступках. Бесы побуждают людей грешить, а если у демонов этого не получается, то они нашептывают малодушным осудить своего ближнего.

  • Помнящий дурное и завистливый, одержимый ненавистью и несогласием с легкостью порицает всяческое учение, деяния и добродетели. Есть и такие, кто тайно совершает тяжкие преступления, но открыто считает себя лучше всего остального мира и нещадно критикуют ближних за легкие проступки.
  • Осуждение и клевета являются плодом немилостивого ума, который наслаждается унижением, попранием чести и очернением имени других людей. Такая сущность утверждается в тех, чей дух преисполнен жаждой ментального убийства. Из немилосердного и злорадного разума также появляется дьявольская клевета.

    Библия советует воздерживаться от злословия

  • И. Лествичник поведал в своих писаниях о разоблачении злословящих. Он отметил, что последние, оправдываясь перед святителем, упоминали о том, что они делают это из любви и попечения. Однако истинная любовь никогда не высмеивает ошибки и грехи, она приводит доброго человека к тайной молитве.
  • Грех выходит наружу, показывает свое отвратительное естество, если ему потакать и давать набирать силу. Осуждающий поддается этой болезни, он выносит в свет личный суд. Постепенно эти слова распространяются в обществе, так как существует непреодолимое желание поделится об ошибках других людей. Злословие переходит границы допустимого, родившись в сердце неумного, оно наносит огромный вред, подобно отвратительной болезни. Клеветники получают большое удовольствие в своем грязном деле, они даже иногда осознают, что поступают неверно, но остановится тяжело. Это говорит о сильном укоренении греха осуждения в душе несчастного злословца.

На заметку! Языком называют знаковую систему, цель которой соотнести понятийное содержание с написанием или звучанием. Основными её назначениями является обмен, накопление и сохранение информации. Общество не должно забывать, что основными характеристиками справедливого мира является совесть, распознавание добра и зла, сочувствие, самопожертвование, дружба и милосердие. Если происходит отклонение от лучших качеств, окружение начинает страдать.

В предании о Вавилонской башне видим, как человечество, погрязшее в словесных нечистотах, зависти и гордыни, понесло справедливое наказание от рук Господа, — оно распространилось по всему свету, не понимая язык друг друга.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 2699
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/greh-zlosloviya-v-pravoslavii.html

Сокровищница духовной мудрости

Клевета

Если кто наговорит пред тобою на брата своего, уничижит его и покажет злобу (на него), не склоняйся против него, чтоб не постигло тебя то, чего не желаешь (прп. авва Исаия, 89, 317).

***

Взыщем чести ближнего, не допуская умалиться ему во мнении нашем, когда его поносят, кто бы он ни был: это сохранит нас от оклеветания… (прп. авва Исаия, 89, 347).

***

Об отсутствующем брате не должен <христианин> ничего говорить с намерением очернить: это есть клевета, хотя бы сказанное было и справедливо (свт. Василий Великий, 10, 54).

***

Думаю, что два есть случая, в которых позволительно говорить о ком-нибудь дурное, именно: когда необходимо кому посоветоваться с другими испытанными в этом, как исправить согрешившего, и еще — когда бывает нужда предостеречь других, которые, по неведению, могут быть нередко в сообществе с худым человеком, почитая его добрым… Кто без такой необходимости говорит что-нибудь о другом, с намерением очернить, тот — клеветник, хотя бы говорил и правду (свт. Василий Великий, И, 192).

***

Если подвергнешься клевете, и после откроется чистота совести твоей, не высокомудрствуй, но Господу, избавившему тебя от клеветы человеческой, работай в смиренномудрии, чтоб не пасть чрезвычайным падением (прп. Ефрем Сирин, 30, 194).

***

Не огорчай брата клеветою на брата его, ибо не дело любви — возбуждать ближнего на погибель души (прп. Ефрем Сирин, 30, 197).

***

Не должно доверять говорящим худо, потому что часто бывает клевета по зависти, но надобно лучше доискиваться истины (прп. Ефрем Сирин, 30, 208).

***

Если <враг> располагает к клевете, оградим себя молчанием (прп. Ефрем Сирин, 30, 233).

***

Великое наказание готовит себе <тот>, кто клевещет на праведного… (прп. Ефрем Сирин, 31, 146).

***

…Хотя бы неправда по видимому произносила нам осуждение и торжествовала, не убоимся, и не оставим прямого пути, по слову Сказавшего: аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое (Пс. 26, 3) (прп. Ефрем Сирин, 31, 249—250).

***

Как моль портит одежду, так клеветничество — душу… (прп. Ефрем Сирин, 31, 586).

***

Если жалоба несправедлива, то делается клеветою… (свт. Григорий Богослов, 16, 339).

***

Если ты оклеветал кого, если сделался врагом кому-либо, примирись до судилища. Все окончи здесь, чтобы тебе без забот увидеть то седалище (Судии) (свт. Иоанн Златоуст, 44, 802).

***

Для многих невыносимее всех смертей кажется то, когда враги распространяют о них худые слухи и навлекают на них подозрение,.. Если это правда, исправься; если ложь, посмейся над этим; если сознаешь за собою то, что сказано, вразумись; если не сознаешь, оставь без внимания; лучше же (сказать), не только посмейся и оставь без внимания, но и радуйся и веселись, по слову Господа… (см.: Мф. 5, 11—12) (свт. Иоанн Златоуст, 47, 860).

***

…Не тот, кто слышит о себе, но кто произносит клевету, будет наказан, если только и слышащий не подал справедливого повода к его осуждению (свт. Иоанн Златоуст, 48, 269).

***

…Тот, кто слышит о себе ложную клевету, не только не терпит вреда, но еще получит величайшую награду (свт. Иоанн Златоуст, 48, 269).

***

…Не клевещи, чтобы тебе не осквернить самого себя; не смешивай навоза с грязью и глиной, но сплетай венцы из роз, фиалок и других цветов; не носи помета во рту, подобно жукам — а так делают клеветники, сами первые испытывая зловоние, — но держись цветов, подобно пчелам, и составляй соты, как они, и будь со всеми дружелюбен (свт. Иоанн Златоуст, 48, 271).

***

…Хорошее дело — прогонять клеветника, как лжеца и вора, чтобы, как-нибудь смутив мир своей души, не сделать ее враждебной к ближнему из-за клеветы (свт. Иоанн Златоуст, 48, 723).

***

…Тех, кто желал бы клеветать, прогоним от себя, чтобы, принимая участие в чужом зле, не причинить гибели самим себе, не будем находить удовольствие в слушании клеветников, чтобы не подчинить себя диавольским внушениям. Ведь и самая клевета называется диавольской, получивши самое свойственное себе название от имени виновника; значит, занимающийся клеветой служит диаволу, занимаясь его диавольским делом.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 4062
Источник: https://kanal21.ru/zloslovie-jeto-greh/

Ответ на клевету и избавление от греха

Говорить о греховности ближнего разрешено только в случае желания исправить его или же наставить на путь истинный. Если же человек не придерживается подобной правильной цели, это считается поношением, оскорбление, клеветой. Подобные недостатки вскоре спровоцируют рождение в глубинах сердца губительной скверны. Авва Мегефий говорит: добрые беседы о духовной пользе укрепляют ум, рождают братскую любовь и способствуют восхождению на Небеса, а злословия и осуждение низводят в адские глубины, где людей поджидают великие страдания и боли.

  • Когда человек, которого злословят, смущается и начинает воспринимать эти слова близко к сердцу, значит, что он во власти гордости. Её необходимо победить и изгнать из сердца. Иоанн Кронштадтский советует: не нужно раздражаться насмешками и осуждениями, не следует питать к ним ненависти, самое правильное — полюбить злословцев, ведь они являются врачевателями души, посланными Господом для удаления гордыни и научения смирению.
  • Если глубже рассмотреть этот вопрос получается, что злословцы наговаривают не на бессмертную душу, но на страсть, гнездящуюся глубоко в сердце. Грех гордыни выбивается колкостью других, если сам человек не в состоянии справиться со своей страстью. Когда мы перестанем реагировать на дурные слова в свой адрес, тогда и поймем, что исцелились от тяжкого душевного недуга.

    Православные отцы рекомендуют молиться за людей, которые осуждают нас

  • И. Лествичник дает совет по искоренению страсти осуждения: вину следует приписать незлословящему человеку, но принуждающему к этому действу бесу. Не нужно пристыжать ближнего, клевещущего в нашу сторону, лучше напомнить ему, что каждый ежедневно впадает в лютейшие страсти и не имеет права судить о других. Чтобы избавиться от злословия, необходимо рассмотреть собственные недостатки, тогда деяния других покажутся совершенными.
  • Если человек заметил, как начал клеветать на другого, он должен сменить тему и немедленно переменить мысль на полезную. Страсть злословия непременно будет побеждена при помощи братской любви и благоговения перед могуществом Бога. Всем людям, так легко впадающим в греховность, полезно бояться справедливого гнева Господа.
  • За языком своим следует следить внимательно, чтобы и по незнанию не породить дурное, обидное слово. Не нужно и возмущаться гневом, если придется услышать недоброе в свой адрес; нет необходимости в ответном оскорблении и дерзости, потому что неприлично и бесчеловечно подобное поведение перед очами справедливого Небесного Отца. Обретшие благоговение перед всемогуществом Творца люди начнут встречать друг друга с братской любовью.

Преподобный авва Дорофей отмечает, что грех злословия возникает в человеке от недостатка или полного отсутствия любви. Именно бессердечный и не умеющий любить человек игнорирует лучшие качества другого и пристально разглядывает даже малейшие недостатки.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 2873
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/greh-zlosloviya-v-pravoslavii.html

Чем страшен грех злословия? Отвечают пастыри

Не допускающий такого человека к себе и самого себя избавляет от этого напрасного греха и согрешающего удерживает от несправедливого обвинения против ближнего, наконец, и оклеветываемого спасает от обвинения; таким образом, гнушаясь услуг клеветника, он делается устроителем мира и учителем дружбы (свт. Иоанн Златоуст, 48, 723).

***

Горе клеветнику, потому что он, горя в пламени, будет просить капли воды и не получит ее! (свт. Иоанн Златоуст, 52, 944—945).

***

Никогда не принимай клеветы на ближнего своего, но останавливай клеветника такими словами: «Оставь, брат, я каждый день грешу еще большими тяжкими грехами, как же нам осуждать того?» (свт. Иоанн Златоуст, 54, 965).

***

Если любящий любящего будет иметь за это нисколько не меньше мытаря, то какого прощения будет достоин даже клевещущий на друга? (свт. Иоанн Златоуст, 55, 319).

***

Кто всем почти на всех клевещет, того уцеломудривай более строгой угрозой, чтобы впоследствии не оказалось нужды в наказании (прп. Исидор Пелусиот, 62, 213).

***

Владыка Христос ублажил тех, которые ради Него слышали обличения в делах явных и тайных, если обличающие окажутся лжецами. Посему надлежит знать, что для желающего войти на высшую степень блаженства должно быть то и другое, чтобы пострадать ему ради Христа, и чтобы разглашаемое о нем было ложно. Что-либо одно из двух, если не будет при нем другого, не столько полезно; и полезно, правда, но не в такой мере. Если, страдая ради Христа, услышим о себе правду, то необходимо нам краснеть, потому что, заслуживая одобрения с одной стороны, обличаемся с другой. И если не ради Христа, но несправедливо что терпим, то получим награду за терпение, но не улучим высшего блаженства, какое улучили бы, если бы стеклось вместе то и другое (прп. Исидор Пелусиот, 62, 223).

***

Терпящий напраслину от людей избегает греха и равное скорби находит заступление (прп. Марк Подвижник, 89, 524).

***

Любящий ближнего никогда не может терпеть клеветников, но убегает от них, как от огня (прп. Иоанн Лествичник, 57, 249).

***

Загради уста клевещущему — в уши твои, да не согрешишь с ним двойным грехом, и сам приучась к сей страсти пагубной, и ему не препятствуя поносить ближнего (прп. Максим Исповедник, 91, 185—186).

***

Нет для души тяготы тягостнее клеветы; веру ли оклевещут, или поведение: и никто не может презреть сего, кроме того, кто, как Сусанна, на Бога взирает, единого Сильного и от бед избавить, как ее избавил, и людям показать удостоверительно истину, как и о ней показал, и душу утешить надеждою (прп. Максим Исповедник, 91, 226).

***

Соответственно тому, как будешь молиться за оклеветавшего, Бог удостоверительно открывать будет истину о тебе соблазнившимся (прп. Максим Исповедник, 91, 243).

***

Когда демоны увидят, что мы презираем вещи мира сего, не желая за них ненавидеть людей и отпасть от любви, тогда воздвигают на нас клеветы, дабы мы, не перенося огорчения, возненавидели клеветников (прп. Максим Исповедник, 91, 243).

***

«Оклеветали вас»… хоть вы не виноваты. Надо благодушно потерпеть. И пойдет это вместо епитимии за то, в чем сами себя считаете виновными… Клевета потому для вас — милость Божия… Надо непременно умиротвориться с оклеветавшими, как это ни трудно (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 251).

***

<Клевета> — грязь, но грязь целебная (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 212).

***

У великого Исидора, пресвитера Скитского, был некто Пафнутий диакон, которого он за добродетель решил сделать своим преемником. Пафнутий не принял рукоположения из благоговения и остался диаконом. Некто из братий позавидовал этому и, когда все находились в храме на молитве, выйдя, подбросил свою книгу в келью аввы Пафнутия, а авве Исидору сказал: «Кто-то из братьев украл мою книгу, пошли двух отцов, чтобы обыскали кельи». Дойдя до кельи аввы Пафнутия, они нашли там книгу и принесли ее в храм. Авва Пафнутий стал просить прощения, говоря: «Я согрешил, дай мне епитимию». Авва Исидор повелел ему в течение трех недель не иметь общения с братией и, приходя в храм, падать перед народом, прося прощения. По прошествии же трех недель он был принят в общение, и тотчас брат, оклеветавший его, стал одержим бесом и сознался в своем грехе. Когда совершили о нем молитву всем собранием, он не уврачевался. Тогда авва Исидор сказал Пафнугию: «Помолись о нем, ибо ты оклеветан был, и только тобою он уврачуется». После молитвы аввы Пафнутия старец немедленно стал здоровым (98, 368&#8212;369).

***

Авва Макарий рассказывал о себе: «Когда я был молод и жил в келье в Египте, взяли меня и сделали клириком в селе. Не желая быть клириком, я убежал в другое место. Сюда ходил ко мне благочестивый мирянин, брал мое рукоделие и доставлял мне нужное. По искушению диавольскому одна девица в селе том впала в любодеяние. Когда она зачала во чреве, спрашивали ее: «Кто виновник сего?» Она отвечала: «Отшельник». Тогда меня схватили, навешали на шею горшков закопченных и ручек от посуды и водили по улице, били и кричали: «Этот монах растлил нашу девицу!» Затем избили меня едва не до смерти. Родители девицы требовали поручителя, что я буду кормить ее, и благочестивый мирянин, посещавший меня, поручился за меня. Возвратившись в свою келью, я отдал ему корзины, сколько имел их, и сказал: «Продай и отдай жене моей на пропитание».

Самому же себе говорил: «Макарий! Вот нашел ты себе жену, теперь тебе надобно больше работать, чтобы кормить ее». Работал я день и ночь и посылал ей. Когда же пришло время родить несчастной, то она много дней мучилась и не могла родить. Говорят ей: «Что это значит?» «Знаю я, — отвечала она, — я оклеветала отшельника и ложно обвинила его. Не он сделал это, а такой то юноша!» Прибежал ко мне служивший мне мирянин и с радостью сказал, что открылась истина и все село желает идти ко мне просить прощения. Услышав о сем, я встал и убежал оттуда» (97, 138—139).

***

На горе Синайской жил один отец, именем Никон. И вот кто-то пришел в хижину некоего Фаранита, застал одну дочь его и пал с нею. Потом он сказал ей: «Скажи, что отшельник, авва Никон, сделал это с тобою». Когда пришел домой отец ее и узнал о случившемся, то взял меч и пошел к старцу. Он постучался, и старец вышел. Но лишь Фаранит поднял меч, чтобы умертвить старца, рука его сделалась сухою. Фаранит пошел и рассказал о том пресвитерам. Они послали за старцем, много били его и хотели выгнать, но старец начал просить их: «Бога ради, оставьте меня здесь, чтобы мне покаяться». Пресвитеры отлучили его на три года и дали повеление, чтобы никто не ходил к нему. Старец три года провел в покаянии, ходил каждый воскресный день каяться в церковь и упрашивал всех, говоря: «Помолитесь обо мне». Наконец, злой дух начал мучить того, кто совершил грех и обвинил в том отшельника. Он признался в церкви: «Я сделал грех и научил оклеветать раба Божия». Тогда все люди пошли и пали перед старцем, говоря: «Прости нас, авва!» Старец сказал им: «Простить — прощу вас, но жить с вами более здесь не хочу. Между вами не нашлось никого, кто бы имел столько рассудительности, чтобы сжалиться надо мною».

И авва Никон удалился оттуда навсегда (97, 179—180).

***

Как-то один монах шел на службу. Навстречу ему вышла блудница и сказала: «Спаси меня, отче, как и Христос спас блудницу». Монах взял ее за руку и прошел с нею через весь город. Народ видел это и говорил: «Монах взял себе в жены блудницу». По дороге в женский монастырь блудница увидела возле церкви младенца, брошенного родителями, и взяла к себе на воспитание. Прошел год, и некоторые пришли к бывшей блуднице и, увидав ее с ребенком на руках, говорили: «Хороша монахиня, вот и монаха родила». Шло время. Когда монах получил от Бога откровение о своей смерти, он позвал к себе бывшую блудницу, а теперь инокиню Порфирию, и повел ее в Тир. Придя в город, старец сильно разболелся, а когда к нему собралось много народу, сказал, чтобы принесли огонь. Принесли жаровню, полную горящих углей. Старец положил эти угли в полы своей одежды и сказал: «Знайте, братия, что как купина Моисеева горела и не сгорала, и как сия одежда сохранилась невредимою от огня, так и я до сего времени не познал греха женского и сохранил девство». Все удивились, видя чудо, и прославили Бога, имеющего у Себя таких тайных святых рабов (112, 873—874).

 Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

<<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>>

Примеры употребления слова злословие в литературе

При этом не делается различий между обоснованными обвинениями, нарочитым высмеиванием и низким злословием.

О злословии Опасаясь казаться скучными, мы редко позволяем себе доброжелательство к людям, но мы напрасно боимся: это было бы так оригинально.

Таким образом, к злословию нет повода, и вся жизнь бедной миссис Кэмерон совершенно безупречна.

Наказания за мужеложство были, в общем, такими же, как за злословие отца или матери, прелюбодеяние, кровосмешение, обнажение наготы кровных родственников, сношение с менструирующей женщиной, нарушение пищевых запретов, волховство и многое другое.

Это была волшебная корзина И, уже будучи взрослым, поэт часто жалел, что у него больше никогда не будет подобного убежища, где можно было бы укрыться от светского злословия, клеветы, интриг, кредиторов, пасквилянтов, сплетников и лицемерного покровительства первого жандарма России — Николая.

Она тщательно собирает доходы и, пожалуй, могла бы показаться скопидомкой, если бы не опровергала злословия благородным употреблением своего богатства.

Вмиг были вспомянуты все чудачества Чаадаева: его отшельничество, его капризы, его долги, его болезни, его друзья, его отставка, его злословие, вообще его вызывающее поведение.

Я вместо родича моего Готов под вашим ударом пасть, Коль того возжелает Господня власть, Или, напротив, вашей кровью Отмыть Гавана от злословья!

Сюда, о клеветницы, стар и млад, Ходячее злословье, станьте в ряд, Чтоб нашей теме был противовес, Как гимну — пасквиль, как святому — бес.

Вообще женское развитие- тайна: все ничего, наряды да танцы, шаловливое злословие, и чтение романов, глазки и слезы — и вдруг является гигантская воля, зрелая мысль, колоссальный ум.

После обеда, который прошел весьма приятно, причем беседа велась в тоне пленительного злословья и изящного цинизма, Растиньяк и де Марсе поехали с видамом и Виктюрньеном в Оперу, чтобы направиться оттуда всем вместе к мадмуазель де Туш.

Нет ничего пагубнее для будущего души, нежели дурные слова, нежели то непрестанное злословье, которое питает собой большую часть разговоров.

Пастор Портмен и Сморк остерегались сообщать вдове о потоках злословия, изливавшихся на бедного Пена, — его осведомителем был Гландерс, тоже добрый знакомый семьи.

Флоран иной раз проводил часок у Гавара, восхищаясь его неистощимым злословием, его бравым видом, непринужденностью, с какой он держится среди всех этих баб: обрежет одну, с другой перебранивается через десять лавок от своей, у третьей отобьет покупателя, и один производит больше шума, чем сто с лишним его соседок, от галдежа которых звонко гудели, словно тамтамы, чугунные плиты павильона.

Нужно отдать Немии справедливость — пусть даже с риском приписать Мышелову некоторую склонность к злословию — ее прелести не были ни перезрелыми, ни даже обильными, а как раз.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 11191
Источник: https://kanal21.ru/zloslovie-jeto-greh/

Святые отцы считают, что грех злословия приводит к множеству других страстей

К чему же приводит грех злословия? Святые отцы считают, что грех злословия приводит к множеству других страстей, от которых также сложно избавиться. Это такие страсти, как смехотворство, ложь, оклеветание, уныние, непокорство, дерзость.

Преподобный Исаак Сирин писал:

«…Но поелику опытом дознал я любомудрие твое, возлюбленный, то умоляю тебя любовию, остерегаться злобы врага, чтобы тебе буесловием не остудить в душе своей горячности любви ко Христу, ради тебя вкусившему желчь на древе крестном, и чтобы враг, вместо сладостного оного упражнения и дерзновения пред Богом, не стал во время бодрствования твоего наполнять душу твою многими мечтами, а во время сна твоего пленять ее нелепыми грезами, зловония которых не терпят святые Ангелы Божии».

Исаак Сирин

Отец Церкви

Авва Мегефий писал:

«…Прежде, когда мы собирались и беседовали о пользе душевной, укрепляя друг друга, мы уподоблялись стройным полкам и восходили на Небо. Ныне, когда собираемся, чтобы злословить друг друга, мы совместно нисходим в ад».

Авва Мегефий

монах

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 1112
Источник: https://hranitel.club/2262-zloslovie-v-hristianstve

Грех осуждения — это одна из форм злословия

Очень часто многие люди спрашивают, грех осуждения и злословия это одно и то же? По сути, грех осуждения — это одна из форм злословия.

Авва Дорофей учит отличать злословие от осуждения:

«…Иное же дело злословить или порицать, иное осуждать, и иное уничижать. Порицать – значит сказать о ком-нибудь: такой-то солгал, или разгневался, или впал в блуд, или сделал что-либо подобное. Вот такой злословил брата, т. е. сказал пристрастно о его согрешении. А осуждать – значит сказать: такой-то лгун, гневлив, блудник. Вот сей осудил самое расположение души его, произнёс приговор о всей его жизни, говоря, что он таков-то, и осудил его, как такого – а это тяжкий грех…».

Авва Дорофей

христианский святой

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 743
Источник: https://hranitel.club/2262-zloslovie-v-hristianstve

5. Авва Дорофей о пристрастном Суде Божьем

Авва Дорофей дает другое объяснение на простом примере. Двух девочек, сестер-близнецов, купили на невольничьем рынке две женщины: благочестивая «святая дева», воспитавшая девочку как родное дитя и добрую христианку, и блудница, воспитавшая свою рабыню соответствующе своему образу жизни. Вопрос: будет ли Бог одинаково судить этих девочек, если они согрешат?

Для автора «Душеполезных поучений» этот вопрос риторический: «Одна знала о суде, о царстве Божием, день и ночь поучалась в словах Божиих; другая же, несчастная, никогда не видала и не слышала ничего доброго, но всегда, напротив, всё скверное, всё диавольское: как же возможно, чтобы обе были судимы одним судом?»

Вывод: судить других нельзя, потому что мы не знаем мотивов поступков и поведения, личного «бэкграунда», а следовательно – не знаем и судов Божьих. Потому что Бог будет судить каждого по-Своему. Так что опять возвращаемся к богоборчеству: осудил – попытался присвоить себе функцию Бога.

Блок: 7/9 | Кол-во символов: 1002
Источник: https://www.pravmir.ru/sem-faktov-o-zloslovii/

6. Победить злословие: не видеть зла

«Будете как боги», – старая, чуть-чуть моложе мира уловка лукавого. Ну да, а еще познаете добро и зло, научитесь их различать.

Преподобный Порфирий Кавсокаливит

Преподобный Порфирий Кавсокаливит

Диавол – клеветник (так это слово и переводится), он соврал. Во-первых, все равно не научитесь. Во-вторых, Бог не различает добра и зла – Он просто не причастен ко злу. И в-третьих, как раз причастность к Богу делает нечувствительным ко злу.

«В Духе Божием человек не видит зла, и естественно оправдывает все поступки других людей. Все без исключения! Христос «посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45), – учит преподобный Порфирий Кавсокаливит. – Тайна в том, чтобы научиться не видеть зла!»

Блок: 8/9 | Кол-во символов: 702
Источник: https://www.pravmir.ru/sem-faktov-o-zloslovii/

7. Не разъединить грехом, а объединить любовью

Злословие в любом его виде – если и не сознательная клевета (то есть ложь, то есть прямое потомство диавола), в конечном итоге – это желание увидеть зло в другом, рассмотреть его и обсудить, поставить себя над (ключевой предлог: не «вне», а «над», то есть — гордыня) этим злом. И это тоже – богоборчество, потому что Бог пришел соединять людей в Себе, а злословящий стремится разъединить – грехом.

Авва Дорофей свое поучение против злословия и осуждения заканчивает красивой иллюстрацией. Мир – это бесконечный круг. В центре его – Бог. К Центру стекаются радиусы – жизни человеческие. Чем дальше от Центра – тем дальше и друг от друга.

«Таково естество любви: насколько мы находимся вне и не любим Бога, настолько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним; и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом».

Блок: 9/9 | Кол-во символов: 994
Источник: https://www.pravmir.ru/sem-faktov-o-zloslovii/

Кол-во блоков: 24 | Общее кол-во символов: 59960
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

  1. http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/greh-zlosloviya-v-pravoslavii.html: использовано 5 блоков из 6, кол-во символов 9937 (17%)
  2. https://azbyka.ru/zloslovie: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 2914 (5%)
  3. https://hranitel.club/2262-zloslovie-v-hristianstve: использовано 6 блоков из 8, кол-во символов 7496 (13%)
  4. https://www.pravmir.ru/sem-faktov-o-zloslovii/: использовано 7 блоков из 9, кол-во символов 9346 (16%)
  5. https://kanal21.ru/zloslovie-jeto-greh/: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 30267 (50%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий