Спасо-Андроников мужской монастырь в Москве: все нюансы

[desc][/desc]

Блок: 1/7 | Кол-во символов: 301
Источник: https://www.spaso-andronikovmon.ru/

Содержание

Монастырь в Средние века

Согласно агиографическим сведениям, в 1354 году митрополит Киевский и всея Руси Алексий по пути в Константинополь попал в шторм. Святитель дал обет построить в Москве собор в честь того святого или праздника, в день которого он благополучно достигнет бухты Золотой Рог. День пришёлся на празднование Спасу Нерукотворному.

По версии Олега Ульянова, в 1356 году Алексий, будучи повторно в Константинополе, привёз в Москву икону Спаса Нерукотворного Образа (первая половина XIV века), которая была при освящении Спасского собора обители года и стала особо почитаемой святыней Андроникова монастыря, поэтому датировка основания Андроникова монастыря митрополитом Алексием в Заяузье на великокняжеской земле приходится на 1357 год.

Один из притоков Яузы был назван Золотым Рожком в память о константинопольской бухте, где митрополита застала стихия; позднее одна из близлежащих московских улиц стала называться Золоторожским валом.

Спасский собор и Архангельский храм

Игуменом монастыря стал один из любимых учеников преподобного Сергия Радонежского — Андрони́к († 1373; память — 13 июня). В монастыре долгое время сохранялся колодец, считавшийся святым и, по легенде, ископанный им. На территории Андроникова монастыря находилась одна из древнейших в Москве скудельниц (братское захоронение).

По версии Георгия Вагнера и Олега Ульянова, после пожара 1368 года, в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, был построен из плинфы каменный Спасский собор, от которого сохранились белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по стилистике и исполнению. В 1420—1427 годах Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени сохранился до наших дней.

Николай Воронин полагал, что сохранившийся храм, который учёный датировал 1425—1427 годами, был первым каменным храмом монастыря. Сергей Заграевский следует позиции Воронина и доказывает, что гипотетического плинфяного храма, предшествующего существующему, не существовало.

В интерьере Спасского собора уцелели фрагменты фресок, выполненных около 1428 года Андреем Рублёвым, который был иноком Андроникова монастыря. Существует версия, что Андрей Рублёв скончался 17 октября (30 октября по н. ст.) 1428 года во время морового поветрия и был похоронен в монастыре (точное местонахождение могилы неизвестно).

В 1439 году в монастыре учреждена архимандрия. За стенами монастыря во второй половине XIV века сложилась монастырская слободка, где с 1475 года было налажено изготовление кирпича (в связи со строительством Кремля).

При игумене Митрофане, духовнике Ивана III, в Андрониковом монастыре построена одностолпная трапезная (третья по величине после Грановитой палаты и трапезной Иосифо-Волоцкого монастыря).

В XIV—XVII веках Андроников монастырь — один из центров переписки книг; рукописное собрание монастыря включало значительную часть сочинений Максима Грека.

В Средние века монастырь неоднократно подвергался разорениям (1571, 1611).

В августе 1653 года в монастыре содержался под стражей протопоп Аввакум.

По желанию царицы Евдокии Лопухиной в 1691 году над трапезной монастыря надстроили храм, в третьем ярусе которого учредили церковь святого Алексея-митрополита. В среднем ярусе устроили церковь Михаила Архангела с приделом святых апостолов Петра и Павла, который был упразднён в 1819 году (затем на его месте освятили придел в честь иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи). Был также устроен ещё один придел — во имя святого Александра Команского. На нижнем ярусе была сделана фамильная усыпальница Лопухиных с церковью иконы Знамения Божией Матери.

В 1690 году около Святых ворот монастыря поставили настоятельский корпус; позже отстроили братские корпуса.

Блок: 2/9 | Кол-во символов: 3731
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C

Летопись монастыря

1360-е. Основание монастыря.

1380. В обители, согласно преданию, хоронят русских воинов, павших в Куликовской битве.

Между 1410 и 1427. Строительство каменного Спасского собора.

1439. Монастырь получил архимандрию.

1504-06. Построена трапезная палата.

1611. Разграбление монастыря поляками.

1653. Перед отправкой в Сибирь в обители под стражей содержится «расколоучитель», мятежный протопоп Аввакум.

1691-1694. Строительство церкви Михаила Архангела (освящена только в 1739 году).

1701. Часть средств обители пущена на устройство приютов, госпиталей и исправительных домов.

1748. Пожар наносит большой ущерб монастырской библиотеке и архиву.

1764. Монастырь причислен ко 2-му классу.

1790-1803. Строительство колокольни Симеона Богоприимца.

1812. Обитель пострадала от наполеоновского нашествия.

1848-1850. Перестройка Спасского собора.

1874. Построена церковь мученика Евграфа.

1919. Монастырь упразднен большевиками. До 1922 года на его территории находился один из первых лагерей ВЧК.

1924. Закрытие Спасского собора.

1930-е. Монастырскую колокольню разбирают на кирпич. Уничтожение южной стены и юго-западной башни.

1947. Создание музея имени Андрея Рублева.

1960. Музей открывают для посетителей.

1989. Спасский собор начинает действовать в качестве приходского храма

Блок: 2/86 | Кол-во символов: 1362
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

Монастырь в XVIII — начале XX веков

В 1747—1756 годах стены монастыря были отстроены в камне. По проекту архитектора Родиона Казакова на месте старой колокольни, над Святыми воротами, воздвигли новую высотой 73 м (по высоте уступала только колокольне Ивана Великого). В нижнем ярусе на средства купца С. П. Васильева была устроена церковь во имя святого Симеона Богоприимца.

Во время пожара 1748 года сильно пострадали библиотека и архив монастыря.

В XVIII веке стенопись Спасского собора была почти полностью счищена; с тех пор собор не расписывался. Во время реставрации 1763—1779 годов к собору пристроили крытую паперть.

В 1812 году монастырь был разорён французами. Пожар уничтожил архив монастыря. Сгорел иконостас и обрушились барабан и глава Спасского собора.

В 1846—1850 годах собор был значительно переделан по проекту Петра Герасимова: с юга к собору был пристроен придел Успения Божией Матери, с севера — святого Андроника. Закомары и кокошники убрали под четырёхскатную крышу, а над ним подняли восьмигранный барабан с шатровой крышей.

В XIX веке при Андрониковом монастыре действовали духовное училище и библиотека. К 1917 году в монастыре находились 17 монахов и один послушник.

Блок: 3/9 | Кол-во символов: 1195
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C

Спасо-Андроников мон.23Спасо-Андроникова обитель — одна из древних в Москве, а Спасский собор монастыря является древнейшим  монастырским храмом, построенным в XV веке и сохранившимся до нашего времени.      В 1360-е годы за чертой города, к юго-востоку от Кремля, на левом берегу реки Яузы митрополит Алексий, во исполнение обета, основал мужской Спасский монастырь с деревянным собором в честь Образа Спаса Нерукотворного.

Один из притоков Яузы был назван Золотым Рожком в память о бухте, где митрополит укрылся от бури застигшей его при возвращении из Константинополя, и позднее одна из улиц старинной Рогожской слободы стала называться Золоторожским валом

Блок: 3/86 | Кол-во символов: 639
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

Спасо-Андроников монастырь закрыли в 1918 году. На его территории разместили один из первых лагерей ВЧК для политических преступников

Путеводитель по архитектурным стилям

В 1922-1928 годах в монастыре была колония для беспризорников, а затем территорию обители передали в ведение завода «Серп и Молот». В монастырских зданиях и храмах устроили 200 комнат для рабочих. Также здесь разместились учреждения Наркомата обороны.

В 1932 колокольню Андроникова монастыря разрушили, а года уничтожили некрополь, где были похоронены Андрей Рублев, воины, погибшие во время Северной войны 1700-1721 годов и Отечественной войны 1812 года, основатель русского театра Ф.Г. Волков и представители многих дворянских родов (Лопухины, Толстые, Барятинские, Аладьины, Щербатовы).

Монастырь ветшал, но П.Д. Барановский не дал ему погибнуть. Его стараниями восстановили Спасский собор, трапезную 1504-1506 годов постройки, ступенчатую церковь в стиле нарышкинского барокко 1694 года постройки. Эту церковь с усыпальницей Лопухиных строили на вклады царицы Евдокии Лопухиной, первой жены царя Петра, после рождения царевича Алексея.

В интерьере Спасского собора уцелели фрагменты фресок 1428 года. Их написал Андрей Рублев, будучи иноком Андроникова монастыря. Есть версия, что иконописец умер года во время морового поветрия, и его похоронили в некрополе обители, но не известно, где именно.

Сейчас на территории возрожденного Спасо-Андроникова монастыря работает Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, но ни одной иконы мастера там нет.

Спасо-Андроников монастырь

Спасо-Андроников монастырь на фотографиях разных лет:

А вы бы хотели дополнить рассказ о Спасо-Андрониковом монастыре и музее имени Андрея Рублева?

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 1752
Источник: https://liveinmsk.ru/places/monastyri-i-cerkvi/spaso-andronikov-monastyr

среда

Перенесение мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566).

Литургия. Начало в 08.00.

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 137
Источник: https://www.spaso-andronikovmon.ru/

Монастырь был основан на перекрестье двух оживленных путей. Одна дорога, начинавшаяся на площади у Рогожской заставы (ныне шоссе Энтузиастов), вела на восток, во Владимир и Нижний Новгород. Другая дорога, называвшаяся Болвановской, шла через Таганскую площадь на юг, в Коломну, Рязань и дальше в Золотую Орду.Здесь князь Всеволод Юрьевич встретил татарского хана Батыя. По этому пути против Тамерлана (Тимура) выступил великий князь Василий Дмитриевич

Блок: 4/86 | Кол-во символов: 453
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

Ансамбль в XXI веке

В феврале 2013 года Генеральная прокуратура РФ внесла в Министерство культуры следующее представление:

Объекты и земельный участок ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» неправомерно используются коммерческой структурой, руководителем которой является сын директора музея. На территории объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Андроникова монастыря» самовольно возведено здание ресторана. В церкви Архангела Михаила (XVII века постройки) проводятся бизнес-встречи и конференции.

В январе 2019 года Русская православная церковь обратилась к Росимуществу с просьбой передать РПЦ для использования согласно её уставу объекты по адресу Андроньевская площадь, 10 и 11: сохранившиеся части стен и башен, здание бывшего духовного училища, настоятельские палаты, Спасский собор, братский корпус, трапезную палату, церковь Михаила Архангела и усыпальницу бояр Лопухиных. Все эти здания ранее принадлежали Андроникову монастырю. Также патриархия создала «движение за возрождение Спасо-Андроникова монастыря».

Директор Музея древнерусской культуры против передачи РПЦ всего комплекса монастыря, так как в этом случае музей окажется без помещений.

Блок: 5/9 | Кол-во символов: 1222
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C

Настоятелем монастыря стал один из любимых учеников преподобного Сергия Радонежского Андроник, причисленный к лику святых, после чего монастырь стал называться Спасо-Андрониковым. В монастыре долгое время сохранялся колодец,выкопанный его руками

Блок: 5/86 | Кол-во символов: 246
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

Современный облик монастыря

В архитектурном ансамбле Андроникова монастыря сохранились:

  • Белокаменный Спасский собор, одно из древнейших сооружений Москвы (восстановлен в формах, близких к первоначальным, в 1959—1960 годах).
  • Трапезная (1504—1506)
  • Каменные стены и башни (XVII—XVIII века)
  • Настоятельские покои (1690)
  • Ярусная церковь Архангела Михаила, построенная в формах московского барокко (1694—1739, восстановлена в 1960)
  • Родовая усыпальница Лопухиных
  • Братский корпус (начало XVIII века)
  • Здание духовного училища (1810—1814)

Блок: 6/9 | Кол-во символов: 528
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C

Андроник и Савва прппПреподобные Андроник и Савва.           Икона из Спасского собора, написанная его  настоятелем, отцом Вячеславом Савиных.

Блок: 6/86 | Кол-во символов: 123
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

воскресенье

Неделя 10-я по Пятидесятнице. Мчч. Фотия и Аникиты.

Ранняя Литургия. Начало в 07.00. Поздняя Литургия. Начало в 09.30.

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 254
Источник: https://www.spaso-andronikovmon.ru/

Духовное родство Троице-Сергиевой обители и нового монастыря выразил в образе Святой Троицы, написанном в «похвалу отцу Сергию», Андрей Рублев — «иконописец преизрядный, всех превосходящий в мудрости зельней». По преданию, преподобный Сергий несколько раз посетил обитель. Недалеко от Спасо-Андроникова стоит часовня «Проща», построенная на месте прощания преподобных Сергия и Андроника

Блок: 7/86 | Кол-во символов: 387
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

Литература

  • Баталов А. Л., Беляев Л. А., Турилов А. А. Андроников в честь Нерукотворного Образа Спасителя мужской монастырь // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — Т. II. — С. 424-427. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
  • Барановский П. Д. О времени и месте погребения Андрея Рублёва // Труды, воспоминания современников. / Сост. Ю. А. Бычков. — М., 1996.
  • Вагнер Г. К., Куклес А. С., Тихомирова Г. К. Спасо-Андроников монастырь. — М.: Музей-заповедник имени Андрея Рублёва, 1972.
  • Григорий, архим. Список настоятелей Московского Спасо-Андроникова второклассного монастыря и судьбы их. — М., 1891.
  • Заграевский C. В. Некоторые вопросы архитектурной истории собора Спаса Нерукотворного Андроникова монастыря. — М., 2008.
  • Иванчин-Писарев Н. Спасо-Андроников (монастырь). — М., 1842.
  • Красовский И. С. Архитектура Спасо-Андроникова монастыря XVIII века // Хоругвь. — № 4. — 1998.
  • Красовский И. С. Архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря. — М., 2005.
  • Максимов П. Н. Собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве // Архитектурные памятники Москвы XV—XVII века. Новые исследования. — М., 1947. — С. 8—32.
  • Сергий (Спасский). Историческое описание московского Спасо-Андроникова монастыря. — М.: В унив. тип. (Катков), 1865.
  • Ульянов О. Г. Цикл миниатюр лицевого «Жития Сергия Радонежского» о начале Андроникова монастыря // Памятники культуры. Новые открытия 1995 г. — М., 1996. — С. 181—192.
  • Ульянов О. Г. Древнейшая история некрополя Спасо-Андроникова монастыря // Московский некрополь: история, археология, искусство, охрана. — М., 1996. — C. 24—27.
  • Ульянов О. Г. Погребение преп. Андрея Рублёва в свете новейших исследований // Макарьевские чтения: Монастыри России. Материалы VII Рос. науч. конф., посвященной памяти святителя Макария. — Вып. 7. — Можайск, 2000. (недоступная ссылка)

Блок: 8/9 | Кол-во символов: 1847
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C

В Средние века обитель неоднократно подвергалась нападениям. Видела она и литовских князей Ольгерда (1368 и 1371 годы) и Кейстута (1372 год), и золотоордынского хана Тохтамыша (1382 год), и крымского хана Девлет-Гирея (1571 год). В 1611 году, в эпоху Смуты, монастырь пострадал от нашествия поляков

Блок: 8/86 | Кол-во символов: 299
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

В 1371 году великий князь Дмитрий Иванович, будущий — Донской, провожаемый митрополитом Алексием в Орду за ярлыком, молился в монастыре об избавлении от опасностей.

В 1380 году митрополит Киприан встречал близ Спасской обители полки князя Дмитрия Донского, победно возвращавшиеся после Куликовской битвы. В монастыре отслужили благодарственный молебен и панихиду об упокоении русских воинов, «за веру и отечество живот свой на поле брани положивших». Здесь захоронена часть павших в сражении.

Блок: 9/86 | Кол-во символов: 497
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

В XV веке, по житийным свидетельствам — при третьем игумене — Александре, вместо деревянного собора Спаса Нерукотворного Образа возвели новый, белокаменный. Это древнейший из сохранившихся за пределами Кремля московских храмов, шедевр не только русской, но и мировой архитектуры. В Спасском соборе находилась главная святыня монастыря — Нерукотворный Образ Спаса, привезенный из Царьграда

Блок: 10/86 | Кол-во символов: 389
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

Расписывали собор знаменитые изографы Андрей Рублев и Даниил Черный. К сожалению, фрески были уничтожены в XVIII веке при реставрации храма, остались лишь небольшие фрагменты

Блок: 11/86 | Кол-во символов: 175
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

Андрей_Даниил 1Андрей Рублев и Даниил Черный.     Современная икона работы               В.Сидельникова

Блок: 12/86 | Кол-во символов: 90
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

Уже в XVI веке почитались в лике святых первые четыре настоятеля Спасо-Андроникова монастыря: преподобные Андроник, Савва, Александр и Ефрем.В 1439 году монастырь получил архимандрию, что подтверждало высокий статус обители

Блок: 13/86 | Кол-во символов: 224
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

В начале XVI века настоятелем монастыря стал духовник великого князя Ивана III архимандрит Митрофан, при котором (в 1504—06 годах) построили одностолпную трапезную палату на подклети, третью по величине после кремлевской Грановитой палаты и трапезной Иосифо-Волоцкого монастыря. Ныне это одна из немногих сохранившихся в Москве кирпичных построек XVI столетия

Блок: 14/86 | Кол-во символов: 360
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

Архимандрит Митрофан, являвшийся сторонником преподобного Иосифа Волоцкого, вовлек монастырь в активную борьбу с ересями.При архимандрите Симеоне, ученике Иосифа Волоцкого, обитель нередко использовалась как место заключения противников иосифлян

Блок: 17/86 | Кол-во символов: 248
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

В 1509—11 годах в стенах монастыря вынужденно пребывал новгородский архиепископ Серапион позже оправданный и канонизированный. В 1553 году сюда вызвали для разбирательства игумена Троице-Сергиева монастыря Артемия, подозревавшегося в поддержке еретика Матвея Башкина

Блок: 18/86 | Кол-во символов: 267
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

В августе-сентябре 1653 года в Спасской обители перед ссылкой в Сибирь держали знаменитого проповедника старообрядчества протопопа Аввакума Петрова

Блок: 19/86 | Кол-во символов: 148
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

В XVII веке монастырь стал «божедомским» — в нем отпевали скончавшихся внезапной или насильственной смертью. На территории Спасо-Андрониковой обители находилась одна из древнейших в Москве скудельниц — общее захоронение для таких покойников

Блок: 20/86 | Кол-во символов: 241
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

В 1691—1694 годах по желанию царицы Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I,  к Спасо-Андроников мон.12трапезной пристроили трехъярусную церковь. В ее нижнем ярусе был престол в  честь  Знамения Божией Матери;    во втором —      во имя Архангела Михаила — покровителя русских государей;    в третьем — во имя митрополита Алексия,    небесного покровителя царевича Алексея,  сына Петра и Евдокии

Блок: 24/86 | Кол-во символов: 372
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

К северной стене трапезной примыкал придел святых апостолов Петра и Павла, упраздненный в 1819 году (затем на его месте освятили придел Усекновения главы Иоанна Предтечи). Был также устроен еще один придел — во имя святого Александра Команского. Обычно этот трехэтажный храм называют церковью Михаила Архангела. Уже практически завершенная к 1694 году, церковь после опалы и ссылки царицы Евдокии целых сорок пять лет простояла «без пения». Освятили ее только в 1739 году

Блок: 25/86 | Кол-во символов: 472
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

В подклети храма Михаила Архангела находилась фамильная усыпальница рода Лопухиных. Здесь погребены отец и мать царицы Евдокии — боярин Федор Абрамович Лопухин и боярыня Устинья Богдановна Лопухина; племянник царицы генерал-аншеф Василий Абрамович Лопухин, герой битвы при Гросс-Егерсдорфе (1757), смертельно раненный в этом сражении; двоюродная сестра императрицы Анны Иоанновны и другие.

Также этот монастырь был традиционным местом погребения московской аристократической знати — и не только живших в районе Рогожской и Таганки купцов, промышленников, но и всей Москвы. Здесь были похоронены Барятинские и Трубецкие. Над могилой последних надгробие выполнил известнейший московский скульптор И.Витали, автор московских фонтанов и храмовых скульптур

Блок: 26/86 | Кол-во символов: 754
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

К началу XVIII столетия Спасо-Андроников монастырь имел постоянные источники дохода: в 1700 году он владел 210 крестьянскими дворами. Но с петровскими реформами обитель постепенно оскудела. Уже в 1701 году часть монастырских средств пустили на устройство приютов, госпиталей и исправительных домов

Блок: 27/86 | Кол-во символов: 298
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

В 1708 году из доходов Монастырского приказа велено было отпускать деньги на отлитие новых пушек. С ограничением средств монастырь уже не мог играть роль образовательного центра, тем более что по указу Петра I в нем полагалось иметь только одну чернильницу— в трапезной

Блок: 28/86 | Кол-во символов: 270
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

Как и многие московские монастыри, перенес Спасо-Андроников и нашествие Наполеона. Перед вступлением французских войск в Москву архимандрит Феофан успел вывезти из обители в Юрьев-Польский наиболее ценное имущество. Сентябрьской ночью 1812 года, разбив ворота, в обитель ворвались французские солдаты. Через два дня разграбленный монастырь загорелся: огонь перекинулся на него от соседней Сергиевской церкви. Купол собора обрушился.Чудом о не пострадали мощи св. Андроника и св. Саввы — сень над ними не сгорела. После пожара наполеоновские захватчики расположились в монастыре на постой и образа кололи на дрова. Огонь уничтожил архив монастыря, иконостас Спасского собора. По возвращении из «эвакуации» архимандрит Феофан составил подробную опись того, «что в Спасо-Андроникове монастыре погорело, расхищено и осталось»

Блок: 33/86 | Кол-во символов: 822
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

В 1848—50-х годах Спасский собор подвергся реконструкции. Над ним подняли восьмигранный барабан с шатровым верхом, кокошники и закомары убрали под четырехскатную крышу. К северной стене пристроили придел святого Андроника, к южной — Успения Божией Матери. Только в 1950—60-х годах XX века реставраторы вернули собору прежний вид

Блок: 34/86 | Кол-во символов: 329
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

В 1874 году Е. В. Молчанов вложил капитал в строительство церкви в честь своего небесного покровителя — мученика Евграфа. В нижнем ярусе храма была устроена семейная усыпальница Молчановых. Следов церкви Евграфа не осталось. Вероятно, ее разобрали при ликвидации монастырского кладбища

Блок: 35/86 | Кол-во символов: 286
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

В XIX веке при Спасо-Андрониковом монастыре действовали духовное училище и библиотека. К 1917 году в обители жили 17 монахов и один послушник

Блок: 36/86 | Кол-во символов: 142
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

27-1. Архиепископ Владимир и архимандрит Сергий ДубровинС 1910-го и до закрытия монастыря в 1919 году его настоятелем был епископ (с 1921 года — архиепископ) Владимир (Соколовский) (1852—1931) — ученый, миссионер, строитель храмов, знаток церковной музыки, сподвижник святителей Николая Японского и Тихона Московского.                                          Советская власть упразднила обитель. На ее территории до 1922 года находился один из первых лагерей ВЧК.С его созданием из обители изгнали последних монахов. В документе того времени в характерной большевистской стилистике говорится: «Ознакомившись с энергичными действиями Земельно-жилищного Отдела по освобождению Андрониева и Симонова монастырей от контрреволюционной банды чернокнижников, VIII Отдел горячо приветствует вас, товарищи, вступивших на путь активного проведения в жизнь декрета об отделении церкви от государства»

Блок: 37/86 | Кол-во символов: 835
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

Спасский собор закрыли в 1924 году. В 1930-х монастырскую колокольню разобрали на кирпич. Тогда же разрушили южную стену и юго-западную башню

Блок: 38/86 | Кол-во символов: 142
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

года постановлением советского правительства был учрежден Музей имени Андрея Рублева, расположившийся на территории монастыря. Инициатива создания нового музея исходила от известного архитектора-реставратора П. Д. Барановского

Блок: 39/86 | Кол-во символов: 228
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

То, что мы видим в стенах Спасо-Андроникова монастыря сейчас, — во многом результат работы реставраторов в 1950—60-е годы. Тогда были восстановлены в историческом виде настоятельские покои, братский корпус, центральная арка и прилегающая к ней восточная часть Святых ворот, реконструированы южная стена и юго-западная башня. В это же время был воссоздан древний облик Спасского собора

Блок: 43/86 | Кол-во символов: 385
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

Спасо-Андроников мон.34Спасский собор Спасо-Андрониковой обители — древнейший в Москве монастырский храм (XV век), самое значительное произведение раннемосковской школы зодчества.                                                      Размеры Спасского собора и соотношения между его частями повлияли на определение параметров позднейших монастырских строений. Например, внутренний размер трапезной палаты равен ширине Спасского собора по наружным стенам, ширина Святых ворот — размеру подкупольного звена храма, протяженность южной монастырской стены соответствует его шести длинам и т. д

Блок: 44/86 | Кол-во символов: 565
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

Спасский собор, квадратный в плане, представляет собой одноглавый четырехстолпный храм на высокой подклети. Его фасады разделены на три части. С востока расположен троечастный алтарь, по центру других фасадов — перспективные порталы

Блок: 45/86 | Кол-во символов: 233
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

Пространство храма не загромождено хорами (отсутствие княжеских хоров придает ему «демократичность»), логично нарастая от более низких углов к ступенчато повышенным средним сводам, а от них к повышенным же подкупольным аркам и, наконец, устремлясь в подкупольный световой барабан

Блок: 46/86 | Кол-во символов: 280
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

Внутренней конструкции вторит наружное оформление — ступенчатость объемов усиливается за счет понижения углов. Эта конструкция сообщает зданию вертикальную устремленность

Блок: 47/86 | Кол-во символов: 171
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

Храм равномерно освещен, так как окна есть и в стенах основного четверика, и в центральных закомарах, и в барабане.Узкие щелевидные окна имеют стрельчатое завершение, как и многочисленные арки-закомары

Блок: 48/86 | Кол-во символов: 202
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

Композиция храма очень напоминает композицию Пятницкой церкви в Чернигове, созданной Петром Милонегом на рубеже XII—XIII веков. Возможно, строившие Спасский собор мастера видели эту церковь. С домонгольским зодчеством Владимиро-Суздальской Руси роднит Спасский собор и материал (белый камень), и форма перспективных порталов, где колонки на половину высоты перебиваются округлыми декоративными «дыньками»

Блок: 49/86 | Кол-во символов: 405
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

Ступенчато-приподнятое расположение подпружных арок и сводов Спасского собора заставляет вспомнить также о Пскове — там подобные конструкции были распространены в XV—XVI веках. А если обратиться к иностранной архитектуре, то больше всего церквей, схожих со Спасским храмом, найдется в Сербии

Блок: 50/86 | Кол-во символов: 292
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

Спасо-Андроников мон.19Спасский собор расписали Андрей Рублев и Даниил Черный. Но в XVIII веке фрески были утрачены. Сохранились лишь два фрагмента в откосах алтарных окон. Это орнаменты на темно-синем фоне — круги, в которые вписаны пересекающиеся окружности, трилистники и травы. В стилизованные мотивы введены и реалистические образы — например, листья, напоминающие мать-и-мачеху. Впрочем, и они в меру фантастичны

Блок: 51/86 | Кол-во символов: 399
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

Близкие мотивы присутствовали в узоре майоликовых плиток, устилавших пол собора (балканская традиция).

Преподобный Андрей Рублев принял постриг в этом монастыре и здесь же, вместе с преподобным Даниилом Черным был похоронен.В дальнейшем, сведения о месте их могилы были утеряны, однако это не совсем так.

Одним из последних плиту на могиле преподобного Андрея Рублева видел историк Миллер в конце XVIII века. А уже в начале XIX века появились записи о том, что великие иконописцы были погребены под старой колокольней, которая разобрана и место сровнено с землей. Вероятно, что это произошло тогда, когда стали возводить традиционную, положенную в то время огромную надвратную колокольню и сломали старую, на территории монастыря.

В 30-х годах архитектору П.Д. Барановскому удалось отыскать старинную надгробную плиту с надписью XV века. Это произошло поздним вечером, и ученый не смог разглядеть ее как следует. Он отложил изучение находки до утра, сняв только отпечаток с надписи, и просидел над ним всю ночь. Это оказалось единственным, что осталось в руках архитектора. В ту же ночь рабочие раскрошили плиту и посыпали дорожки монастыря, чтобы уберечь их от осенней слякоти. Так, возможно, была потеряна единственная ниточка, которая вела в далекую древность к могиле Андрея Рублева.                                                                 Спасский собор неоднократно перестраивался. Только в XX веке реставраторам удалось выявить его древние формы. Собор был возрожден архитекторами-реставраторами Л. А. Давидом, Б. Л. Альтшуллером, С. С. Подъяпольским, М. Д. Циперовичем

Блок: 52/86 | Кол-во символов: 1591
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

Иногда возникают сомнения, связанные с формой и размерами главы собора: кому-то она кажется непропорционально узкой, вытянутой вверх и как будто искусственно поставленной на четверик. Но есть и другое мнение — согласно ему, пропорции Спасского собора совершеннее пропорций современных ему храмов

Блок: 53/86 | Кол-во символов: 296
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

В 1504—06 годах архимандрит Митрофан построил трапезную палату — торжественный зал, где монастырь предполагал принимать своего покровителя, великого князя Ивана III, умершего в 1505 году. (На другом берегу Яузы находился его летний дворец.)

Блок: 54/86 | Кол-во символов: 241
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

В первом ярусе палаты располагались хозяйственные службы. Второй занимал парадный зал трапезной. Большое пространство зала перекрыто четырьмя крестовыми сводами, опирающимися на расположенный в центре столп. Такая структура, повторяющая появившуюся раньше Грановитую палату Московского Кремля, стала традиционной для монастырских трапезных палат XVI века

Блок: 55/86 | Кол-во символов: 355
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

Кубическое по композиции здание трапезной завершается четырехскатной кровлей. Снаружи палату украшал лишь пояс красных изразцов с растительным орнаментом. Сейчас он забелен

Блок: 56/86 | Кол-во символов: 173
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

В 1691 году к трапезной палате пристроили трехъярусный храм Архангела Михаила. Хотя церковь возводилась в стиле нарышкинского барокко, господствовавшем тогда в московском зодчестве, она стилистически соотнесена с древней трапезной, постройки объединены общим карнизом из трех рядов поребрика

Блок: 57/86 | Кол-во символов: 292
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

Спасо-Андроников мон.13Структура церкви Архангела Михаила типична для своего времени: двухэтажное кубическое основание завершено восьмигранником, увенчанным небольшой главкой. В наружном украшении четверика использованы элементы западноевропейской архитектуры в русской интерпретации: колонки с кольцевидным перехватом, разорванные завершения наличников с декоративными шарами, капители, напоминающие завершения колонн ионического ордера. Декор восьмерика суше и строже, что объясняется перерывом в строительстве храма, связанным с опалой царицы Евдокии

Блок: 58/86 | Кол-во символов: 531
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

Храм был завершен лишь в 1739 году, что не помешало сохранить архитектурное единство здания: грани восьмерика украшены стилизованными раковинами — излюбленным мотивом нарышкинского барокко

Блок: 59/86 | Кол-во символов: 189
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

Около 1690 года вдоль южной стены монастыря слева от входа возвели двухэтажное здание настоятельских покоев, примыкающее к Святым воротам. В конце XVIII века к покоям пристроили пятигранный тамбур с внутренней лестницей. Здание неоднократно переделывалось. Его отличают простота форм и скупость декора, не свойственные современным ему постройкам

Блок: 61/86 | Кол-во символов: 346
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

В начале XVIII века к западу от Спасского собора начали строить каменный дом, в котором, вероятно, должны были разместиться «гостиные покои». Рустованные пилястры и наличники с расширенными углами характерны для гражданских построек Москвы и Петербурга этого времени. Получилось светское по духу здание с анфиладой просторных комнат. В них сохранились фрагменты орнаментальных росписей

Блок: 63/86 | Кол-во символов: 386
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

В 1763 году корпус перестроили, а в начале XIX века достроили с южной стороны. Тогда же изменилось назначение постройки: в ней разместились кельи монахов. Сам корпус получил название «братского». Сейчас здесь расположен музейный депозитарий

Блок: 64/86 | Кол-во символов: 241
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

Духовное училище было возведено в 1810—1811 годах, но из-за войны 1812 года его внутреннюю отделку закончили лишь к 1816 году. года духовное училище (школа первого уровня для служителей Православной Церкви) открылось. В первый год в нем было 99 учеников (59 в высшем и 40 в низшем отделении). Скромно оформленное двухэтажное здание в стиле ампир украшено лишь круглыми нишами над окнами первого яруса да полукруглым трехчастным окном мезонина. Ныне в помещении разместились музейные отделы

Блок: 65/86 | Кол-во символов: 494
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

image3017На Руси существовал обычай: на месте прощания с отходящими путниками ставить часовни. «Проща» — народное название многих часовен у городских застав (в данном случае — у Рогожской).        По преданию, часовня «Проща» была возведена в XVI веке там, где первый игумен Спасской обители Андроник расстался со своим наставником, преподобным Сергием Радонежским

Блок: 66/86 | Кол-во символов: 356
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

К 500-летию кончины преподобного Сергия обветшавшую часовню перестроили на средства купца Василия Александрова (проект выполнил архитектор Александр Латков). Освятили ее в 1890 году. Новая «Проща» стала одной из самых красивых часовен в Москве. Четырехугольная, с тремя полукруглыми окнами, она украшена четырьмя пилястрами с капителями, поддерживающими три арки с полукруглыми клеймами деисуса, фасад ее осеняется тремя главами. Над арками — большой купол в виде восьмигранного шатра с кокошниками, увенчанный еще одной главой

Блок: 67/86 | Кол-во символов: 528
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

Часовню закрыли в 1929 году и передали Союзу безбожников завода «Серп и молот». Вскоре она лишилась шатрового завершения. В 1980—90-е годы в ней размещались магазин, часовая мастерская. Тогда часовня, как и все исторические здания Вороньей улицы, находилась под угрозой сноса

Блок: 68/86 | Кол-во символов: 276
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

В 1995 году она была все-таки возвращена Церкви, а улица получила имя Сергия Радонежского. В 2000 году часовню восстановили и украсили керамическими иконами скульптора И. Сорокиной, устроив в ней новый иконостас

Блок: 69/86 | Кол-во символов: 212
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

Святые ворота — главный вход в Спасо-Андроников монастырь. Вход в монПоявились они во второй половине XVII века вместе со стенами монастыря и надвратной церковью Рождества Богоматери.       Ворота были разрушены в 1930-х годах, от них сохранились только малая западная проходная арка и часть западной стены Рождественской церкви. Ныне ворота восстановлены, а в помещении над ними, заменившем храм, находится отдел учета и комплектования фондов Музея имени Андрея Рублева

Блок: 70/86 | Кол-во символов: 461
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

В XVII столетии деревянные стены монастыря заменили каменными. От них сохранился лишь небольшой участок между юго-восточной угловой башней и воротами в восточной стене, построенными уже позднее

Блок: 71/86 | Кол-во символов: 194
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

Судя по этому фрагменту, первая каменная ограда монастыря представляла собой крепостное укрепление: здесь есть и боевая площадка на арках-печурах, и отверстия подошвенного боя, и навесные амбразуры, и зубцы в форме ласточкиного хвоста

Блок: 72/86 | Кол-во символов: 235
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

Когда большевики закрыли Спасо-Андроников монастырь, исчезло многое: святые мощи, иконы, книги, утварь… В наше время по воле Божией некоторые святыни возвращаются в обитель

Блок: 74/86 | Кол-во символов: 173
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

В 1996 году Спасский собор вновь обрел старинную икону первых настоятелей — FIL51преподобных Андроника и Саввы. После революционных конфискаций след ее был потерян. Обретение началось с того, что в одном из «Андрониковских сборников» (рукописный журнал конца 1920—30-х годов), хранящихся в библиотеке Свято-Данилова монастыря, настоятель Спасского собора нашел фотографию той самой иконы первых игуменов с пометкой: «Церковь Иерусалимского подворья». Автор «Сборников» священник Сергий Дубровин, впоследствии — архимандрит Андроник, подписывал свои статьи как «Настоятель церкви Иерусалимского подворья»

Блок: 75/86 | Кол-во символов: 599
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

Обратившись на подворье Иерусалимского патриархата — никогда, к счастью, не закрывавшийся храм Воскресения Словущего на Арбате, — священники и прихожане Спасского собора с великой радостью обнаружили в его хранилище утерянную икону первых игуменов Спасо-Андрониковской обители! Можно предположить, что отец Сергий спас не одну икону разоренного монастыря, перенеся их в церковь Воскресения, где служил

Блок: 76/86 | Кол-во символов: 402
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

В 1922—1928 годах на территории упраздненной обители устроили колонию для беспризорников. Для них на месте монастырского кладбища, ликвидированного года, сделали футбольную площадку

Блок: 78/86 | Кол-во символов: 183
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

До наших дней дошли лишь отдельные надгробия. Некоторые были восстановлены над приблизительными местами захоронений. Среди них — памятники Полежаевым, Зубовым

Блок: 79/86 | Кол-во символов: 159
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

Экспозиция Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева «хронологически» охватывает более семи столетий русской художественной культуры

Блок: 80/86 | Кол-во символов: 166
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

Коллекция музея собрана за последние полвека. В ней около 10 000 экспонатов: иконы XIII— XVII веков, фрагменты росписей, снятые со стен уничтоженных храмов, лицевое шитье, деревянная скульптура, мелкая пластика, эмали, изделия из драгоценных металлов, археологические экспонаты, рукописи и старопечатные книги XV—XIX веков

Блок: 81/86 | Кол-во символов: 323
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

Гордость музея — произведения мастеров круга Андрея Рублева и Дионисия, иконы, написанные по заказу Ивана Грозного, подписные работы изографов Оружейной палаты

Блок: 82/86 | Кол-во символов: 160
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

В день памяти преподобного Андрея Рублева, года, в Спасском соборе была отслужена первая после большого перерыва Божественная литургия.

С 1990 года по благословению Патриарха Алексия II в Спасском храме восстановлена знаменитая традиция Спасо-Андроникова монастыря — знаменное пение. И ныне все богослужения отправляются уставным одноголосным (унисонным) знаменным распевом

Блок: 84/86 | Кол-во символов: 377
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

Спасо-Андроников мон.01

Летопись монастыря

Блок: 85/86 | Кол-во символов: 22
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

1360-е. Основание монастыря.

1380. В обители, согласно преданию, хоронят русских воинов, павших в Куликовской битве.

Между 1410 и 1427. Строительство каменного Спасского собора.

1439. Монастырь получил архимандрию.

1504-06. Построена трапезная палата.

1611. Разграбление монастыря поляками.

1653. Перед отправкой в Сибирь в обители под стражей содержится «расколоучитель», мятежный протопоп Аввакум.

1691-1694. Строительство церкви Михаила Архангела (освящена только в 1739 году).

1701. Часть средств обители пущена на устройство приютов, госпиталей и исправительных домов.

1748. Пожар наносит большой ущерб монастырской библиотеке и архиву.

1764. Монастырь причислен ко 2-му классу.

1790-1803. Строительство колокольни Симеона Богоприимца.

1812. Обитель пострадала от наполеоновского нашествия.

1848-1850. Перестройка Спасского собора.

1874. Построена церковь мученика Евграфа.

1919. Монастырь упразднен большевиками. До 1922 года на его территории находился один из первых лагерей ВЧК.

1924. Закрытие Спасского собора.

1930-е. Монастырскую колокольню разбирают на кирпич. Уничтожение южной стены и юго-западной башни.

1947. Создание музея имени Андрея Рублева.

1960. Музей открывают для посетителей.

1989. Спасский собор начинает действовать в качестве приходского храма

Блок: 86/86 | Кол-во символов: 1343
Источник: http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/

Кол-во блоков: 103 | Общее кол-во символов: 38981
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C: использовано 5 блоков из 9, кол-во символов 8523 (22%)
  2. https://liveinmsk.ru/places/monastyri-i-cerkvi/spaso-andronikov-monastyr: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 1752 (4%)
  3. https://www.spaso-andronikovmon.ru/: использовано 5 блоков из 7, кол-во символов 1002 (3%)
  4. https://drevo-info.ru/articles/13673820.html: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 2370 (6%)
  5. http://spaso-andronikov.moseparh.ru/1464-2/: использовано 68 блоков из 86, кол-во символов 25334 (65%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий