Успенский собор (собор Успения Пресвятой Богородицы) находиться на территории Кремля в городе Астрахань. Здание считается одним из лучших образцов русского зодческого искусства. Это единственный из ныне существующих храмовых комплексов, в котором соединяется основное здание и Лобное место (место для архиерейских выходов и молебнов). Окунемся глубже в историю Успенского собора в Астрахани.
Источник: https://proreligiu.club/hramy/rossiya/uspenskij-sobor-v-astrahani.html
Содержание
- 1 Строительство Астраханского Успенского собора
- 2 История собора
- 3 Архитектура и внутреннее убранство здания
- 4 Литература
- 5 Архитектура Успенского собора Астрахани
- 6 Интерьер Успенского собора Астрахани
- 7 Успенский собор Астрахани богослужения контакты добраться самостоятельно расположение на карте
- 8 Видео
- 9 Контакты Успенского собора:
- 10 Расположение Успенского собора на карте Астрахани:
Строительство Астраханского Успенского собора
Первый, еще деревянный, храм, построенный на месте нынешнего Успенского собора в Астрахани, был намного скромнее нынешнего. Ту церковь возвели в конце 60-х годов XVI века, а освятили в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Список с этого чудотворного образа из московского Успенского собора прислал в дар городу Иван Грозный, отметив тем самым присоединение Астрахани к Московской Руси. . . .
Саша Митрахович 08:52
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
Источник: https://posmotrim.by/article/sobor-uspeniya-presvyatoy-bogorodicy-v-astrahani.html
Это интересно: Свято-Успенский мужской монастырь в Новомосковске, Тульская область — описываем развернуто
История собора
Исторический путь святыни насчитывает более 450 лет. История храма неразрывна с историей Астраханского Кремля, на территории которого он был выстроен.
Возведение и основание
Первое здание церкви было построено из дерева через 10 лет после основания города Астрахань, то есть в 1568 году. Руководил постройкой игумен Кирилл, который и освятил здание в честь Владимирской иконы Божией Матери, которая была прислана Иваном Грозным как благословение новому городу.
Однако вскоре деревянное здание церкви стало ветшать. К тому же небольшая площадь не позволяла удовлетворить все нужды прихожан разросшегося города. В конце 90-х годов VI века первый патриарх государства Российского Иов дал поручение выстроить на месте деревянного здания новую каменную церковь. Строительство продолжалось чуть больше 10 лет, и было окончательно завершено в 1602 году.
Назван новый каменный храм был в честь Успения Пресвятой Богородицы. Также в него была перенесена Икона Владимирской Божией Матери, хранившаяся в старом здании церкви.
Решение о возведении нового здания храма (которое мы можем наблюдать по сегодняшний день) было принято митрополитом Савватием. Строительство длилось более 12 лет, и было закончено в 1710 году.
Историческая судьба
Астраханский собор действовал вплоть до Октябрьской революции 1917 года. Во время перехода страны к новой власти он неоднократно подвергался обыскам и хищениям церковного имущества. Большинство ценных реликвий были переплавлены, иконостас и ризница подверглись надруганию и были практически уничтожены.
В 1929 году было предложено снести храм, однако в том же году решение пересмотрели. С этого момента церковь использовалась как оружейный склад и казармы для военнослужащих. Позже в здании открыли краеведческий музей.
Вновь собор открылся для прихожан лишь в 1992 году.
7 января, после длительного перерыва, в храме состоялась праздничная служба.
Современное положение
В настоящее время кафедральный собор активно участвует в социальной и духовной жизни города.
При нем действуют:
- социальная служба;
- воскресная школа для детей;
- ансамбль «Умиление»;
- центр «Вера, Надежда, Любовь».
Источник: https://proreligiu.club/hramy/rossiya/uspenskij-sobor-v-astrahani.html
Архитектура и внутреннее убранство здания
Здание построено в стиле «московское барокко», имеет кубическую форму и пять купольных глав. Фасад украшен фасонным кирпичом и резьбой по камню. Три полукруглые арки оформлены росписями на библейскую тематику.
Собор подразделяется на два уровня: верхнюю и нижнюю церковь. Верхний уровень предназначен для проведения служб в летнее время года, нижний служит усыпальницей и «зимним храмом».
Верхняя церковь
Верхняя церковь отличается обилием света и пространства. Главной ее достопримечательностью является знаменитый восьмиярусный (по церковным канонам должно быть не более 7 ярусов) иконостас, над иконами для которого трудился известный казанский иконописец Никифор Попов. Также к его созданию причастен домовый живописец князя Строганова Иван Андреев.
Стараниями купца-благотворителя Сапожникова в верхнем храме появились 4 массивных мраморных колонны, украшенных росписью, и серебряные царские врата, изготовленные одним из Петербургских ювелиров. Также искусно расписаны и потолки 5 глав.
Нижняя церковь
Нижний храм лишен живописи и каких-либо украшений. Изначально он предназначался для упокоения астраханских архиереев. Стены нижнего уровня расписаны погребальными надписями, позволяющими узнать о каждом захоронении.
Нижняя церковь имеет небольшой иконостас. Зимой она отапливается, и в холодное время года богослужения проходят именно там. Также внизу хранятся мощи различных святых и великомучеников, доступ к которым открыт всем желающим.
Источник: https://proreligiu.club/hramy/rossiya/uspenskij-sobor-v-astrahani.html
Литература
- А. Марков, С. Львов. Астрахань на старинных открытках. — Астрахань, 1999.
- Л. Качинская. Астрахань. Город и люди. — Астрахань, 2000. — ISBN -5.
- Астраханский Кафедральный Успенский собор. — Астраханские Епархиальные Ведомости № 20. — Астрахань, 1880.
- Астраханский Кремль. — Москва, 1977.
- Астраханский Кремль. — Астрахань, 2000.
- Ключаревская летопись: история о начале и возобновлении Астрахани, случившихся в ней бунтах, об архиереях в оной бывших, а также о воеводах, градоначальниках и губернаторах. — Астрахань, 1887.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%90%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%BD%D1%8C)
Архитектура Успенского собора Астрахани
Успенский собор Астахани выполнен в архитектурном стиле московского барокко. Здесь и характерная для этого стиля устремленность ввысь, и праздничный декор, и фигурные купола.
Московское барокко — это не единое течение, оно распадается на несколько самобытных и по-своему уникальных региональных «подстилей». Так, астраханский храм все же отличается от тех, что строили в те годы в Москве. По сравнению с «нарышкинскими» церквями Покрова в Филях или Успения на Покровке (не сохранилась) Успенский собор кажется даже в некоторой степени старомодным. И в этом проявляется влияние рязанского кремлевского собора. Тут и в помине нет экспериментов с объемами, сооружение тяготеет к традиционным формам русского соборного храма (большое здание-корабль с пятью главами), а собственно от барокко — замысловатый силуэт и особо пышный, словно точеный, белокаменный декор.
Декор, кстати, крепостной зодчий Мякишев — а достоверно известно, что вся резьба и лепнина храма выполнена по резным макетам собственноручного Мякишева изготовления, — умел использовать со вкусом. Впрочем, в этом храме декор — не самоцель, он филигранно подчеркивает вертикальные геометрические формы церкви. Мастер отдает должное богатым наличникам, при этом стилистически «унифицирует» их с оформлением порталов, не боясь прибегнуть к асимметрии там, где это обосновано внутренней композицией (несимметричными, при ближайшем рассмотрении, оказываются северный и южный фасады — их порталы «сдвинуты» к алтарной части). Галерея-гульбище с ее аркадой, широкими лестницами,
орнаментовкой и «гирьками» — дань традициям XVII века. Ее каменный узор только подчеркивает легкость и в то же время грандиозность основного объема. Галерея ведет на «кружало» — Лобное место, пристроенное к храму с запада, со стороны площади.
Завершение собора — это сложная система парусных сводов, поддерживающая элегантное пятиглавие со световыми барабанами, присущими барокко фигурными куполами и маленькими золочеными главками. На дореволюционных фото можно разглядеть, что какое-то время вместо изначальной фигурной кровли собор покрывала простая четырехскатная, но позже реставраторы вернули ей оригинальные формы.
Интересен выбор сцен для росписей в полукруглых подкарнизных нишах храма. Это: на юге — Рождество, Крещение, Спас Нерукотворный; на западе — Моление о чаше, Распятие, Положение во гроб; на севере — Преображение, Воскресение, Вознесение; на востоке — Сошествие Святого Духа, Успение и Покров Богородицы.
Саша Митрахович 11:08
Источник: https://posmotrim.by/article/sobor-uspeniya-presvyatoy-bogorodicy-v-astrahani.html
Это интересно: Свято-Успенский собор во Владимире — изучаем внимательно
Интерьер Успенского собора Астрахани
Интерьер Успенского собора Астрахани — это не один, а два храма. Сочетание в одном здании летней и зимней (в нижнем этаже) церквей — московская традиция, но в данном случае разделение собора несет еще и глубокую смысловую нагрузку. Верхний — светлый, высокий, богато украшенный — храм словно символизирует Небесное, Божественное начало в человеке. Нижний — Владимирский —темен и тесен, его своды низкие и давящие. Это ощущение тесноты усиливают четыре огромные колонны, на которые опирается верхняя церковь. Владимирский храм будто призывает задуматься о греховности земного бытия, о склепе телесной оболочки, в которую заточена бессмертная душа. Собственно говоря, это и есть склеп — в нем располагаются захоронения астраханских архиереев.
С 1885 года здесь вообще не проводили службы иначе, как по большим праздникам, — роль зимнего храма при кафедральном соборе тогда играл Троицкий собор одноименного монастыря, расположенного по соседству.
Упоминая об Успенском соборе, наши предки подразумевали, в первую очередь, верхний храм. И вот тут, к сожалению, — в том, что касается интерьера, — приходится употреблять прошедшее время и, следуя старинным описаниям, «включать воображение». Ибо от разорений богоборческой эпохи главный храм Астрахани не оправился до сих пор. Главная утрата, конечно же, — невероятный иконостас в восемь ярусов. Кстати, не совсем правы те, кто считает его единственным в мире — подобный, восьмиярусный, иконостас был, насколько известно, в дворцовой церкви Иоасафа Царевича в Измайлове, снесенной в 1930-е годы. Что, разумеется, нисколько не умаляет ценности астраханского шедевра. В любом случае, оба иконостаса не уцелели, и приходится с сожалением констатировать: никакая реплика не в состоянии заменить утерянного сокровища.
В последние годы внутреннее убранство Успенского собора по мере сил возрождают, при этом стараются придерживаться исторической достоверности, ориентируясь на сохранившиеся свидетельства. Стены и колонны вновь облицованы искусственным мрамором — как это было в прошлом; воссозданы чугунные полы; барабаны изнутри расписаны мастерами из Палеха; из Греции привезли изготовленное на заказ большое паникадило. Впрочем, до окончательного завершения работ еще далеко. Регулярные службы вынужденно проводятся в нижнем храме. Верхний же большую часть времени закрыт. Однако с гою года в теплое время года воскресные и праздничные службы проводятся именно в нем.
Саша Митрахович 11:24
Источник: https://posmotrim.by/article/sobor-uspeniya-presvyatoy-bogorodicy-v-astrahani.html
Успенский собор Астрахани богослужения контакты добраться самостоятельно расположение на карте
Источник: https://posmotrim.by/article/sobor-uspeniya-presvyatoy-bogorodicy-v-astrahani.html
Видео
В этом видео можно подробнее узнать об истории Успенского собора.
Источник: https://proreligiu.club/hramy/rossiya/uspenskij-sobor-v-astrahani.html
Контакты Успенского собора:
- Адрес: 414000, Россия, г. Астрахань, ул. Тредиаковского, 2, Кремль.
- Телефоны: +7 (8512) ,
- Сайт: www.astrsobor.ru
- Электронная почта: [email protected]
Источник: https://posmotrim.by/article/sobor-uspeniya-presvyatoy-bogorodicy-v-astrahani.html
Расположение Успенского собора на карте Астрахани:
Саша Митрахович 11:32
Источник: https://posmotrim.by/article/sobor-uspeniya-presvyatoy-bogorodicy-v-astrahani.html
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://proreligiu.club/hramy/rossiya/uspenskij-sobor-v-astrahani.html: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 4050 (36%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%90%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%BD%D1%8C): использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 529 (5%)
- https://posmotrim.by/article/sobor-uspeniya-presvyatoy-bogorodicy-v-astrahani.html: использовано 6 блоков из 10, кол-во символов 6817 (60%)