Собор святой Софии в Киеве: рассмотрим во всех подробностях

Чудом византийского и древнерусского архитектурного искусства является собор Святой Софии Киевской. Храм, возведенный в начале ХІ века, практически не изменилось спустя тысячелетний юбилей, отпразднованный в апреле 2018 г. Знаменитый памятник архитектуры привлекает к себе сотни тысяч туристов в год.

Блок: 1/12 | Кол-во символов: 305
Источник: https://touristam.com/hram-svyatoy-sofii-v-kieve.html

История

Макет-реконструкция первоначального облика собора

Разные летописи (все они созданы позже времени строительства собора) называют датой закладки собора 1017 или 1037 год. Так, «Повесть временных лет» повествует о закладке в 1037 году сразу нескольких крупных построек — укреплений с Золотыми воротами, Софийского собора, надвратной Благовещенской церкви, монастырей Святого Георгия и Святой Ирины. По убеждению академика Дмитрия Лихачёва, эта «хрестоматийная» запись — вовсе не фиксация факта, а «Похвала» Ярославу, подытоживающая его строительную деятельность за все годы правления и составленная после 1051 года. Более раннее известие, сохранившееся в Новгородской первой летописи, возникшей, по мнению академика Алексея Шахматова, в 1017 году, указывает этот год как дату закладки Софии Киевской. В то же время митрополит Иларион Киевский — современник появления Софии — свидетельствует, что в деле её создания Ярослав завершил начинание Владимира Святославича, а немецкий хронист Титмар Мерзебургский упоминает под 1017/1018 годами уже действующий Софийский монастырь в Киеве как резиденцию Киевского митрополита. Такое разноречие источников породило 200-летнюю дискуссию о времени постройки Софии Киевской: одни исследователи принимают дату 1017 год за время основания собора, другие, считающие начало правления Ярослава неблагоприятным для его строительства, — 1037 год. По версии историков Надежды Никитенко и В. В. Корниенко, выдвинутой на основании комплексного изучения письменных источников, архитектуры, монументальной живописи и древнейших надписей-граффити собора, он был возведён в 1011—1018 годах, на рубеже правлений Владимира и Ярослава: первый начал, а второй завершил создание Софии. Эта новая датировка, обострившая дискуссию получила значительный общественный резонанс и стала основанием для празднования 1000-летия Софии. В сентябре 2011 года по решению 35-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (октябрь 2009) и по указу Президента Украины от года на международном и общегосударственном уровнях отмечено 1000-летие основания Софийского собора.

В 1240 году Софийский собор был разграблен воинами Батыя. После чего оставался митрополичьей резиденцией до конца XIII века, когда кафедра киевских митрополитов была перенесена во Владимирское княжество. При митрополите Кирилле II (1242—1280) собор отремонтирован и упорядочен. В 1385—1390 годах митрополит Киприан вновь восстановил его, после чего он более трёх с половиной веков находился в запустении. В конце XVI века собор Святой Софии, по свидетельству Рейнгольда Гейденштейна, пребывал в таком «жалком виде», что богослужения в нём не совершались.

В 1594 году Эрих Лясота первым описывает в гробницу «исполина Ильи Моровлина» в Софийском соборе.

В 1596 году Софийский собор перешёл к Русской униатской церкви.

В 1633 году Софийский собор отобран у Русской униатской церкви Киевским митрополитом Петром (Могилой), который отреставрировал собор, расширил и основал при нём мужской монастырь.

Блок: 2/11 | Кол-во символов: 2976
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2)

Софийский собор в Киеве

Богослужения в храме проходят исключительно на День Независимости Украины (24 августа). Территория музея-заповедника открыта для посещения туристами.


Собор Святой Софии воздвигнут на самом высоком месте Старого Киева, к которому вело 4 дороги от любых ворот столицы Древней Руси. В настоящее время это Шевченковский район, к которому можно добраться также с любой точки Киева.

Располагается храм на Софийской площади (на сегодняшний день площади Б. Хмельницкого), ограниченной дорогами:

  • улицей Софиевской;
  • улицей Владимирской;
  • улицей А. Тарасовой;
  • проспектом Владимирским;
  • переулком Рыльского.

Блок: 2/12 | Кол-во символов: 624
Источник: https://touristam.com/hram-svyatoy-sofii-v-kieve.html

Современный вид

На рубеже XVII—XVIII веков при гетмане Иване Мазепе (1687—1709) и митрополите Варлааме (Ясинском) (1690—1707) был полностью восстановлен и перестроен извне в стиле украинского барокко. Работы по обновлению храма продолжались до 1740-х годов, когда при митрополите Рафаиле (Заборовском) он окончательно приобрёл нынешний облик.

Современная колокольня Софийского собора была построена в 1699—1706 годах по заказу гетмана Ивана Мазепы и его сподвижника Варлаама (Ясинского). До сегодняшнего дня сохранился колокол, отлитый в 1705, который находится на втором этаже колокольни и носит название «Мазепа».

В 1934 году был объявлен Государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей», в который сначала помимо Софийского собора вошла колокольня, позже — остальные памятники архитектуры XVIII века, сформировавшие архитектурный ансамбль Софийского монастыря: южная въездная башня (начало XVIII века), построенные в 1722—1730 годах трапезная, хлебня (пекарня, позже — консистория) и Дом митрополита, наконец, ворота Заборовского (1731—1745), братский корпус (кельи) (середина XVIII века.) и бурса (1763—1767).

В соборе были проведены крупные реставрационные работы, открывшие грандиозный целостный ансамбль мозаик и фресок второго десятилетия XI века. В 1987 году международное жюри Гамбургского фонда имени Альфреда Тёпфера присудило собору Европейскую Золотую медаль за сохранение исторических памятников. Включён в список Всемирного наследия в 1990 году.

Блок: 3/11 | Кол-во символов: 1489
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2)

Строительство Софийского собора

Если век основания храма не вызывает никаких разночтений, то относительно года мнения историков разделились.

В несторовской «Повести временных лет» говорится о том, что в 1037 г. князь Ярослав Мудрый основал Софийский собор и несколько других сооружений, в ознаменование победы над печенегами. А в Новгородской летописи датой основания указан 1017 г.

Тщательное исследование современных украинских учёных Никитенко и Корниенко назвало 1011–1018 гг. периодом строительства Софийского собора. Отсюда следует, что построили Софийский сбор двое: начал князь Владимир, а закончил – Ярослав. Последняя версия послужила основанием для празднования в 2011 г. тысячелетнего юбилея Софийского собора.

Для его возведения в XI в. были приглашены строители из византийского Константинополя. После постройки храм стал главным в Киевской Руси, отобрав это звание у Десятинной церкви. Здесь была резиденция православного митрополита. В нём короновались князья, принимались иностранные послы, у его стен собиралось киевское вече. Ярослав Мудрый основал при храме первую древнерусскую библиотеку. В те времена митрополичий двор опоясывался стеной, близ которой были дворцы бояр и жилища горожан.

Дальнейшая история собора полна драматичных событий. Его неоднократно захватывали и грабили враги, он частично разрушался, перестраивался и восстанавливался. В очень тяжёлый 1240 год захвата и разграбления Киева ордами Батыя, фасад храма, к счастью, уцелел, но погибли многие мозаики и фрески. На протяжении XV в. собор, как и весь город, дважды опустошался крымскими татарами.

Кроме набегов внешних врагов, негативное влияние на сохранность собора оказывали межконфессиональные распри. В конце XVI в. его захватили поддерживаемые Польшей униаты, не заботившиеся о сохранности. В этот период разрушалась крыша и своды галерей, было утрачено множество настенных росписей.

К середине XVII в. усилиями митрополита Петра Могилы храм возвратился к православным. Здесь был создан небольшой мужской монастырь. Обветшавший собор частично реконструировали в стиле барокко по проекту итальянского зодчего Октавиано Манчини. Повреждённые фрески и иконы были восстановлены, а купола получили грушевидную форму. Их количество увеличилось ещё на шесть.

После пожара 1697 г., уничтожившего окружавшие собор деревянные монастырские здания и ограждения, они начали заменяться каменными. За несколько десятилетий в стиле украинского барокко были возведены колокольня, трапезная, хлебня (пекарня), покои митрополита, монастырская стена и другие сооружения. В следующих веках кардинальных перестроек в храме не производилась.

После Октябрьской революции собор, ненадолго оказавшийся в руках автокефальных православных раскольников, функционировал до 1929 г. После закрытия над ним нависла угроза уничтожения. К счастью, 5 лет спустя он, вместе с монастырскими постройками XVIII в., вошёл в созданный историко-архитектурный заповедник София Киевская. После этого собор, к сожалению, был лишён ряда ценных элементов внутреннего убранства. Но в те же советские годы в рамках реставрационных работ были высвобождены из позднейших наслоений главные сокровища храма – мозаики и фрески XI в.

Богослужения возобновились уже в независимой Украине. Но продолжались они недолго. В соответствии с правилами ЮНЕСКО для сооружений, вошедших в её список, собор не должен принадлежать какой-либо религиозной организации и в нём не должны проходить службы. Это требование с 2005 г. нарушается один раз в году – в день украинской независимости. 24 августа в храме возносится «экуменическая молитва» об Украине. Местная православная церковь, относящаяся к Московскому Патриархату, участия в ней не принимает.

С XI века до наших дней, кроме собора, дошли лишь развалины Золотых ворот, бывших парадным входом в Киев периода Ярослава.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 3855
Источник: http://SnovaDoma.ru/temples/Cathedrals/sofiyskiy-sobor/

Особенности архитектуры

Изначально архитектурный облик Софийского собора представляет собой пятинефный крестово — купольный храм, украшенный 13 главами. Такая система постройки храмов была характерна для византийской архитектуры с IX века. Общая композиция экстерьера собора имела облик пирамиды.

Самый большой центральный купол окружен четырьмя меньшими и более низкими. Остальные 8 куполов располагались еще ниже, и красивым ожерельем обрамляли центральный купол. Все купола были оборудованы окнами и покрыты свинцовыми листами.

В плане собор имеет пять продольных нефов, которые в восточной части заканчиваются пятью полукругами алтарей — апсидами. Основной объем сооружения окружали два ряда галерей, которые словно связывают собор с окружающим пространством.

Длина и ширина самого  собора составляет 29 метров, но галереи добавляют в длину еще 13 метров, а в ширину — увеличивают пространство на 16 метров. Стилистика архитектуры Софийского собора видоизменялась на протяжении веков, но внутреннее оформление интерьера сохранилось практически в первозданном виде.

Кладка собора выполнена в византийской технике и представляет собой смешанную кладку из тонких, широких кирпичей, чередующихся с рядами природного камня — дикаря. Для соединения кирпичей и камня использовали специальный известково — цементный раствор удивительного розового цвета. При этом наружные фасады храма не отделывались штукатуркой, и поэтому кладка оставалась открытой.

Позже, во время реставрации Софийского собора, стены были оштукатурены. Но а некоторых местах на фасадах храма  специалистами были оставлены небольшие открытые участки кладки, чтобы посетители могли увидеть элементы древней кладки.

В западной части расположены две башни,  на которые ведут крутые ступени. Формы собора поднимаются ввысь и завершаются 13 башнями с высоким центральным куполом. Количество куполов собора имело символическое значение. Основной, самый большой купол, представлял собой Главу христианской церкви — Христа в окружении своих учеников — 12 апостолов.

Художественный эффект внешнего вида собора усиливают полихромные фресковые росписи на столбах и в декоративных нишах. Софийский собор в полной мере оправдывает свое звание жемчужины мировой исторической архитектуры.

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 2252
Источник: http://design-fly.ru/istoriya-arxitektury/sofiya-kievskaya.html

Как добраться до Софийского собора в Киеве

Адрес собора – Володимирська вулиця, 24. Часы работы – с 10 до 17 (в среду – до 16:30), кроме четверга.

Ближайшие к храму станции метро – «Золоті́ воро́та» и «Майда́н Незале́жності». Выйдя с первой из них, достаточно спуститься по ул. Володимирська вулиця до Софийской площади. От метростанции «Майда́н Незале́жності» к Софийскому собору ведут два квартала ул. Софиевской.

Стоимость билетов: на территорию заповедника «София Киевская» – 3 UAH (гривны), в Софийский собор – 40 UAH (с экскурсионным обслуживанием). С 11 до 15 часов экскурсии, (в том числе на русском), проводятся ежечасно. Последние экскурсии в среду – в 15:30, в остальные дни – также в 16 и в 16:30.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 763
Источник: http://SnovaDoma.ru/temples/Cathedrals/sofiyskiy-sobor/

Альтернативная версия создания собора

Ученые из 12 стран весной 2012 года заявили о том, что Софийский собор был построен на 26 лет раньше, чем гласит официальная версия. Новая дата — ориентировочно 1011 год — была зашифрована в настенных надписях. Соответственно, основателем собора не может быть Ярослав Мудрый.

Исследование костей, которые находились в саркофаге великого князя, показали, что они принадлежат женщине. Куда делись останки Ярослава Мудрого, неизвестно. По одной из версий, они хранятся в Бруклинской церкви.

Адрес: ул. Владимирская, д. 24

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 556
Источник: https://tonkosti.ru/%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%B2_%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B5

Использованные материалы

  Св. Макарий был погребен в Софийском соборе. Здесь же его мощи почивали после обретения вплоть до закрытия собора в 1934 г. Позднее они были перенесены в Киевский Князь-Владимирский собор, где находятся и в настоящее время «в плену» у раскольников-филаретовцев

  Строев П.М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. — СПб., 1877. с.27.

  Закревский Н. В., Описание Киева / Изд. Моск. археологич. об-во, т. 2. — М. : Тип. Грачева и К°, 1868, с. 890

  Лебединцев П., прот., (+ протоиерей Иоанн Михайлович Скворцов) // Киевские епархиальные ведомости, 1863, № 17( 2), с. 514; № 18 (2), с. 554.

  «Распоряжения епархиального начальства», Киевские епархиальные ведомости, 1863, № 16 (1), с. 146.

  Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819-1920-е гг. Материалы из собрания проф. протоиерея Ф.И. Титова и архива КДА в четырёх томах. Том II. К — П. // Издательский отдел Украинской Православной Церкви, Киев 2015, с. 426.

  Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819-1920-е гг. Материалы из собрания проф. протоиерея Ф.И. Титова и архива КДА в четырёх томах. Том I. А — Й. // Издательский отдел Украинской Православной Церкви, Киев 2014, с. 536.

  «Союзом боязни связуем…» (Письма протоиерея Василия Прилуцкого к Алексею Афанасьевичу Дмитриевскому (1908–1927 гг.)), Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 1(9). 2015, с. 142.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 1431
Источник: https://drevo-info.ru/articles/201.html

Фрески и мозаики

Мозаики (витражи) являются украшением центрального купола и основного алтаря святыни — это образы, созданные на влажной штукатурке из стеклянных кусочков.

На центральном куполе и основном алтаре представлены основные библейские персонажи в согласии с их иерархией. Все мозаичные произведения собора оригинальны, относятся к ХІ веку. В ХІХ столетии поврежденные участки картин были расписаны тушью на масляной основе.

К основным образам из мозаики относятся следующие:

  1. Христос Вседержитель, изображенный в наибольшем подкупольном пространстве в медальоне размером в 4,1 м. Образ обрамлен девятью окружностями разных цветов. С четырех сторон от Христа находится по архангелу: единственный святой в синем облачении выполнен из мозаики, а остальные — нарисованные Врубелем.
  2. 12 архангелов под центральным куполом располагаются между оконными проемами цилиндра. В виде витража сохранились силуэты Павла и Марка. Остальные витражные произведения дошли до наших дней в виде кусочков.
  3. Севастийские страдальцы изображены на подпружинных арках в северном и южном направлении. Уцелело 15 медальонов.
  4. Мозаика Деисус, располагающаяся в алтарной арке, относится к ХI-ХVIII векам.
  5. В центральный алтарь вмещена мозаичная Оранта в виде громадного силуэта (приблизительно 6 м высотой) молящейся Богоматери.

    Оранта в Храме Святой Софии в Киеве

  6. Евхаристия – это витраж, включающий множество силуэтов, располагающийся под Орантой. Произведение изображает причащение апостолов перед Иисусом Христом, фигуры располагаются симметрично алтаря.
  7. В нижней части выступающего участка храма, между колонами находятся изображения преподобных святителей — архидиаконов. В основном сохранился верхний кусок витража.
  8. Другие витражные произведения храма:
  • Апостол Павел;
  • Христос-Иерей;
  • фигура Аарона на центральном алтаре;
  • отделочные узоры на главном алтаре.

Храм Святой Софии в Киеве богат на фрески, которые представляют собой росписи красками на водной основе по влажной отштукатуренной стене. К местам изображения фресок относятся в основном центральный коридор с северной и южной стороны. В ходе реставрации собора удалось восстановить некоторые фрески ХI века, также неизменными остались произведения ХVII-ХVIII столетий.

Тематически все фресочные произведения храма можно свести в таблицу, разделив по типам:

Образы святых, среди которых есть известные и неизвестные Сцены религиозного характера Изображения светского характера
Апостол Павел Схождение Христа в ад Потрет семьи князя
Апостол Петр Нисхождение святого духа Фрагмент жизни Петра
Святая Варвара Приход архангела к Валааму Воин
Пророк Сорок Севастийский мучеников Крещение
Святой Николай Преподнесение Марии пурпура Император Константин
Святая Надежда Состязание архангела Михаила с Иаковым Император Юстиниан
Святой Фока Благовещение Фигура князя
Святой Филипола Христосование Марии и Елизаветы Грифон
Праведная Евдокия Уверение Фомы
Праведный Федор Стратилат Святые служители
Праведный Георгий
Иисус Христос и апостолы
Праведный Панкратий
Григорий Богослов
Праведный Ермилос
Праведный Виктор
Праведный Мелитон
Иоанн Креститель

Блок: 7/12 | Кол-во символов: 3095
Источник: https://touristam.com/hram-svyatoy-sofii-v-kieve.html

Некрополь

Собор, а также его территория были местом погребения в течение XI—XX веков. В древнейшее время здесь похоронили нескольких князей, позже — ряд митрополитов. В XI—XII веках. здесь были устроены две княжеские усыпальницы — Ярослава Мудрого, а также родовая усыпальница его сына Всеволода. Всего в соборе осуществлено 5 княжеских захоронений: Ярослава Мудрого (1054), Всеволода (1093) и Всеволодовичей — Ростислава Всеволодовича (1093), Владимира Всеволодовича Мономаха (1125), Вячеслава Владимировича (1154). Мраморный саркофаг Ярослава Мудрого сохранился; года состоялось научное вскрытие саркофага: последующая экспертиза показала отсутствие в нём останков Ярослава (до того саркофаг Ярослава Мудрого ученые вскрывали трижды: в 1936, 1939 и 1964 годах).

С именем Владимира Мономаха предположительно связывают вторую мраморную гробницу, сохранившуюся в соборе с древности — она дошла до нас пустой, без крышки. Остальные княжеские гробницы были утрачены.

В 1280 год в соборе был похоронен митрополит Кирилл II, в захоронении которого археологи нашли древнейшие уцелевшие фрагменты вышитых золотом тканей (сохраняются в фондах Софийского заповедника). В 1497 годах в Софии были положены мощи убитого татарами Священномученика Макария Киевского. Позже в Софии похоронили много сделавших для неё иерархов: в 1690 году митрополита Гедеона (Четвертинского), а в большом подземном склепе — шесть митрополитов: Рафаила (Заборовского) (1747), Арсения (Могилянского) (1770), Гавриила (Кременецкого) (1783), Самуила (Миславского) (1796), Иерофея (Малицкого) (1799) и Серапиона (Александровского) (1824). В XIX веке здесь упокоились первый соборный протоиерей и знаменитый церковный оратор Иоанн Леванда (1814), а также митрополиты Евгений (Болховитинов) (1837) — зачинатель науки о Софии и Платон (Городецкий) (1891) — деятельный миссионер и церковный ученый.

Есть сведения о наличии возле собора подземных помещений. Несколько раз, начиная с 1916 года, предпринимались лишь отдельные попытки их исследования, но оно так и не было завершено. Согласно одной из версий, в этих подземельях могла храниться легендарная «Библиотека Ярослава Мудрого».

Блок: 6/11 | Кол-во символов: 2147
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2)

Софийский собор в Киеве сегодня

Вначале здание предстало люду 13-купольным, но позже число куполов довели до 19-ти. В 17 веке здание существенно обновили и перестроили согласно традициям бывшего тогда в моде стиля барокко. Архитектором стал Октавиано Манчини. В итоге купола получили грушевидную форму, на стенах появилась лепнина, были возвращены фрески и иконы.

Во время Октябрьской революции началась борьба за храм, цель которой была в том, что каждый стремился назвать себя истинным митрополитом. Ввиду этого Софийский собор в Киеве превратили в музей.



Возобновили богослужения в храме только после распада СССР. Чуть позже собор попал в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и теперь службы там проводят только по большим исключениям.

В соборе наряду с работами мастеров поздних периодов можно увидеть и работы оригинальных зодчих. Так, на куполе, арках и столпах осталась мозаика XI века. Всего в мозаике собора насчитывается 177 цветов.

Помимо фресок и икон в соборе хоронили великих людей. Так, там установлен саркофаг Ярослава Мудрого, хотя, согласно исследованиям, останки в нем принадлежат вовсе не князю. Похоронен тут и его сын Всеволод.

Длина собора с галереями составляет 55 метров, а ширина – 42 метра. Высота – 29 метров.

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 1254
Источник: http://chydesa-mira.ru/sofiiskiy-sobor-v-kieve/

Граффити Софии Киевской

В Софии Киевской были обнаружены надписи: о мире на Желяни, азбука из двадцати семи букв: 23 греческих и 4 славянских (б, ж, ш, щ), о кончине Ярослава Мудрого, о покупке вдовой князя Всеволода Ольговича земли, ранее принадлежавшей Бояну, за 700 гривен соболей, автограф Анны Ярославны. Всего изучены 77 тысяч граффити. Верхняя дата рисунков-граффити вероятно совпадает со временем угасания традиции процарапывания на стенах надписей. В Софии Киевской эта граница приходится, в основном, на XV век с единичными экземплярами текстов до XVII века. С. А. Высоцкий считал, что надписи-граффити Софии Новгородской имеют более бытовой характер в сравнении с этим же материалом из Софии Киевской. Архаичное отчество в надписи Домки Безуевича (записанное с пропуском у) в Софии Константинопольской соотносится с именем автора граффито № 102 Софии Киевской, датируемого XI веком.

Блок: 7/11 | Кол-во символов: 896
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2)

Софийский собор в монетах

  • В 1988 году Софийский собор изображен на монете СССР номиналом пять рублей.
  • В 1997 году Национальный банк Украины выпустил золотые (999,9 пробы) памятные монеты «Оранта» весом 3,11 г, 7,78 г, 15,55 г, 31 г и номиналом соответственно 50 гривен, 125 гривен, 250 гривен и 500 гривен. На аверсе всех четырёх номиналов монет изображен Софийский собор.
  • В 2011 году Национальный банк Украины выпустил серебряную монету «1000-летие основания Софийского собора» массой 500 граммов и номиналом 50 гривен.

Блок: 8/11 | Кол-во символов: 520
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2)

Усыпальница

На северо-востоке святыни в углу галереи еще в древние времена была основана гробница для князей.

Известно про осуществление захоронений в храме:

  • правителя Ярослава Мудрого;
  • правителя Всеволода Ярославовича;
  • правителя Ростислава Всеволодовича;
  • Владимира Мономаха;
  • сына Мономаха Вячеслава.

С давнего до современного времени уцелела одна гробница Ярослава Мудрого, расположенная в северо-восточном участке арочной галереи. Саркофаг представляет собой четырехугольный ящик под двускатной крышей. Предмет украшен резьбой, изображающей христианские символы. Вес ящика 6 т, материал — мрамор.

В 1936 и 1939 гг. саркофаг скрывался. В нем были обнаружены останки мужчины и женщины. Согласно летописным описаниям мужчину идентифицировали с Ярославом Мудрым, по сказаниям правитель страдал от хромоты, получал ранения в ногу и голову.

Женские останки отождествили с женой князя Ириной. Известный антрополог-скульптор М. Герасимов, изучив череп князя, создал скульптуру бюста Ярослава, представленную в Софии.

Блок: 8/12 | Кол-во символов: 1011
Источник: https://touristam.com/hram-svyatoy-sofii-v-kieve.html

Колокольня

Сооружение колокольни высится в восточной стороне заповедной местности «София Киевская». Это первая постройка из камня, заложенная на землях, прилегающих к собору, после губительного пожара 1697 года. Воздвижение башни было осуществлено в 1699-1706 гг.

Часто можно услышать название колокольни «Триумфальная» из-за празднования победы в Полтавской битве (1709 г.) под ее стенами.

Строение выполнено изначально в виде 3 уровней, фасад был украшен лепным декором, а купол изготовлен в стиле барокко, увенчан шпилем. В начале XIX века сооружение значительно обветшало, пострадало в результате удара молнии.

К тому же в Киеве начали появляться высотные постройки, заслоняющие башню, поэтому в 1851-1852 гг., произошла перестройка памятника архитектором Спарро. В это время осуществилась надстройка 4-го уровня сооружения, увенчание его грушевидным позолоченным куполом.

Капитальный ремонт строения проводился в 50-70 гг. XX столетия. Строение высится на 76 м. от уровня земли. Силуэт сооружения визуально напоминает пирамиду из 4 частей (каждая следующая меньше предыдущей). Верхние ярусы выполнены без межэтажных перекрытий, они просматриваются через арочные проемы.

Фасад строения украшен богатой лепниной в виде православных символов, а также фигурами правителя Владимира Великого, евангелистов Андрея Первозванного и Тимофея, архангела Рафаила.

На втором уровне колокольни можно увидеть колокол 1705 года. Ценное историческое литейное изделие начала ХVIII века, выполненное на заказ Ивана Мазепы.

Блок: 9/12 | Кол-во символов: 1508
Источник: https://touristam.com/hram-svyatoy-sofii-v-kieve.html

Литература

  • Асеев Ю. С. Архитектура древнего Киева. — Киев: Будівельник, 1982. — 160 с.
  • Высоцкий С. А. Светские фрески Софийского собора в Киеве. — Київ: Наукова думка, 1989. — 216 с.
  • Высоцкий С. А. Средневековые надписи Софии Киевской. — Київ: Наукова думка, 1976.
  • Комеч А. И. Построение вертикальной композиции Софийского собора в Киеве // Советская археология. М. 1968. № 3. С. 232—238.
  • Комеч А. И. Древнерусское зодчество конца Х — начала XII в.: Византийское наследие и становление самостоятельной традиции. — М.: Наука, 1987. — 320 с.
  • Корнієнко В. В. Корпус графіті Софії Київської (ХІ — початок XVIII ст.). Частини 1, 2, 3. — Київ: Горобець, 2010—2011.
  • игогоков В. Н. Мозаики Софии Киевской. — М.: Искусство, 1960. — 213 с.
  • Лазарев В. Н. Фрески Софии Киевской // Лазарев В. Н. Византийское и древнерусское искусство: Статьи и материалы. — М.: Наука, 1978. — С. 65-115.
  • Логвин Г. Н. Собор Святої Софії в Києві: Книга-альбом. — К.: Мистецтво, 2001. — 352 с.
  • Молдован А. М. Слово о законе и благодати Илариона. — Київ: Наукова думка, 1984. — С.97.
  • Національний заповідник «Софія Київська». — Київ: Балтія-Друк, 2011. — 224 с.
  • Никитенко Н. Н. Русь и Византия в монументальном комплексе Софии Киевской: Историческая проблематика. — Киев: Ин-т украинской археографии и источниковедения им. М. С. Грушевского НАН Украины, 1999. — 294 с.; 2-е изд. Киев, 2004. — 416 с.
  • Никитенко Н. Н. Собор Святой Софии в Киеве: История, архитектура, живопись, некрополь. — М.: Северный паломник, 2008. — 272 с.
  • Никитенко Н. Н. Софийский собор: Путеводитель. — Киев, 2011. — 96 с.
  • Никитенко Н. Н., Корниенко В. В., Рясная Т. Н. Новая датировка Софии Киевской: конструктивная критика или профанация концепции? — Киев: Ин.-т украинской археографии и источниковедения НАН Украины им. М. С. Грушевского; Национальный заповедник «София Киевская», 2012. — 48 с.
  • Никитенко Н. Н. Софии Киевской 1000 лет. Научно-популярное издание. Киев: Национальный заповедник «София Киевская», 2011. — 36 с.
  • Попова О. С., Сарабьянов В. Д. Мозаики и фрески Святой Софии Киевской. М.: Гамма-Пресс, 2017. — 504 с., 405 ил. ISBN 978—1
  • Поппэ А. Кто и когда строил каменную Софию в Киеве? //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2013. № 2. С. 17-24
  • Раппопорт П. А. Зодчество Древней Руси. — Л.:Наука, Ленинградское отделение, 1986
  • Час заснування Софії Київської: Пристрасті довкола мілленіума. — Київ: Ін.-т української археографії та джерелознавства ім. М. С. Грушевського НАН України; Національний заповідник «Софія Київська», 2010. — 128 с.

Блок: 10/11 | Кол-во символов: 2496
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2)

Интересные факты

Храм Святой Софии в Киеве видел огромное количество исторических событий, перенес множественные перестройки и реконструкции. Среди интересных исторических фактов можно найти подтверждения ценности памятника архитектуры.

  1. В период строительства собора, каждому кто хотел въехать в город, необходимо было иметь при себе несколько камней.
  2. Площадь, занимаемых фресок, относящихся к ХІ веку равна приблизительно 3000 кв. м., а мозаичных изображений — 260 кв. м. Над убранством помещений работало несколько десятков мастеров, не считая подмастерьев.
  3. Во время проведения реставрационных работ в соборе были найдены не только надписи религиозного характера, но и житейского. Известна одна из них: «Козьма – вор, своровал мясо. Осиной (проклятое дерево) тебя по голове. Аминь.».
  4. Нестор-летописец в своей «Повести временных лет» указывает, что в подвалах Софии располагалась библиотека Ярослава Мудрого, которую увезла с собой его дочь Анна во Францию. В память о тех событиях на территории заповедника установлен мемориальный знак.
  5. Согласно одной из легенд, Киев простоит до тех пор, пока будет существовать мозаика Богоматерь Оранта. Недаром изображение называется «Нерушимая стена».

Блок: 10/12 | Кол-во символов: 1192
Источник: https://touristam.com/hram-svyatoy-sofii-v-kieve.html

Видео о Софийском Соборе в Киеве

Документальный фильм о «Софии Киевской»:

Блок: 12/12 | Кол-во символов: 82
Источник: https://touristam.com/hram-svyatoy-sofii-v-kieve.html

Кол-во блоков: 28 | Общее кол-во символов: 34249
Количество использованных доноров: 8
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2): использовано 6 блоков из 11, кол-во символов 10524 (31%)
  2. http://design-fly.ru/istoriya-arxitektury/sofiya-kievskaya.html: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 2252 (7%)
  3. https://touristam.com/hram-svyatoy-sofii-v-kieve.html: использовано 7 блоков из 12, кол-во символов 7817 (23%)
  4. https://tonkosti.ru/%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%B2_%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B5: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 2443 (7%)
  5. https://planetofhotels.com/ukraina/kiev/sofiyskiy-sobor-v-kieve: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 3069 (9%)
  6. https://drevo-info.ru/articles/201.html: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 2272 (7%)
  7. http://SnovaDoma.ru/temples/Cathedrals/sofiyskiy-sobor/: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 4618 (13%)
  8. http://chydesa-mira.ru/sofiiskiy-sobor-v-kieve/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 1254 (4%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий