Молченский Рождество-Богородицкий монастырь — женский монастырь Конотопской епархии Украинской православной церкви (Московского Патриархата), расположенный в Путивле. Содержит памятники архитектуры XVII—XIX веков. Главная святыня — Молченская икона Божией Матери.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C
Содержание
История
История основания Молченского монастыря тесно связана с близлежащей Софрониевской пустынью. В 1405 году в 20 верстах к востоку от Путивля, вблизи нынешнего села Новая Слобода над болотом Молча, на месте, где появилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы возник небольшой монастырь, который назывался Молченской (Молчанской) Рождества Богородицы пустынью.
В 1592 году Молченская пустынь была сожжена татарами, а в 1593 году все монахи переселились в Путивль, где внутри каменной Путивльской крепости было несколько «осадочных дворов» и превратили монастырский двор в новый Молченский монастырь. В 1603 году русский царь Борис Годунов предоставил монастырю новые владения и подарил драгоценную панагию.
С по года Лжедмитрий I использовал монастырь как свою резиденцию. Незадолго до этого был построен собор Рождества Богородицы и другие сооружения. Во время гражданской войны Смутного времени в монастыре возник пожар, в результате которого здание сильно пострадало.
Молченский монастырь до революции
В 1653 году разрушенный монастырь был восстановлен. Чтобы избежать путаницы, монастырь в Путивле стал именоваться Большим Молченским, а восстановленный над болотом Молча, — Малой Молченской пустынью. Последний с конца XVII века стали называть Софрониева пустынь, или Софронтьевский монастырь.
С конца XVII века монастырь, как и сам город Путивль начал постепенно приходить в упадок. В течение нескольких веков в монастыре находился состав с порохом и арсенал. Только с XIX века монастырь начал выполнять только церковную функцию.
Во второй половине XIX века на основе разрушенных крепостных стен и башен строят церковь Иоанна Предтечи в русско-византийском стиле. Впоследствии церковь надстроили, в результате этого был потерян первоначальный вид собора.
В послереволюционный период обитель закрыли, а монахов разогнали. С 1930-х годы территорию и сооружения монастыря занимали детский дом, профтехучилище, военный завод. Деятельность этих заведений довела замечательную достопримечательность архитектуры до катастрофического состояния.
С 1960 года в монастыре ведутся реставрационные работы, а уже через 17 лет здесь был создан Государственный историко-культурный заповедник. Хотя в советское время на реставрацию было потрачено много бюджетных средств, ни одна из достопримечательностей не была выведена из аварийного состояния.
В 1991 году монастырь был передан Украинской православной церкви. Сначала здесь действовал мужской монастырь, ныне — женский.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C
Это интересно: Протоиерей Михаил Васильев: познавайте с нами
Литература
- Зруйновані храми Сумщини. Мартиролог знищених святинь / О. М. Корнієнко. — Суми: ПП. «Ніконоров В.І.», 2009.- с. 251—252
- Монастирі та храми Путивльщини / В. В. Вечерський.- К.:Техніка, 2007.- с.46-83
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C
Святые
14 апр. 2009 г. Свящ. Синод УПЦ принял решение о канонизации прпп. Софрония (Батоврина), иеромонаха Серапиона, Феодосия (Маслова), послушника Сергия Тихонова. г. в пустыни состоялся чин прославления этих подвижников в лике святых.
* Прп. Софроний (Батоврин)
Из уцелевших текстов грамот известно, что во 2-й пол. XVII в. в пустынь были переселены отшельники Ширяевского леса под Путивлем – Александр и Софроний с их сподвижниками. Иеромонах Александр, по преданию, явился в Ширяевский лес «от пределов киевских». Об о. Софронии историографы пустыни XIX в. пишут, что он – уроженец Путивля, в миру Стефан Батоврин, «знатный купеческий человек», решил стать монахом, оставил жену с детьми, пришел к о. Александру и принял от него постриг. Как сообщают грамоты, Хилков перевел ширяевских иноков, против их воли, в Молчанскую пустынь, но после этого Путивльский монастырь не только не выделял им необходимых средств на проживание, но полностью изымал у них даже те пожертвования, которые оставляли пустынникам приезжие богомольцы. Пустынники пожаловались патриарху Московскому Никону, и тот своей грамотой от г. сделал строгое внушение путивльскому игумену Иосифу. г. патриарх Никон известил путивльского воеводу, что, по просьбе старца Софрония и других молчанских пустынников, дарует их обители самостоятельность; в том же документе указан новый игумен Путивльского монастыря – Александр, вероятно, бывший начальник пустыни. Со временем притязания Путивльской обители на пустынь возобновились, но о. Софроний обратился к царю, и грамотой от г. Алексий Михайлович подтвердил самостоятельность пустынников. В документе старец Софроний назван строителем пустыни (о сане о. Софрония грамоты умалчивают, а предание гласит, что по своему смирению старец не дерзнул принимать священство). Трудами о. Софрония обитель достигла процветания. Показательна фраза из царской грамоты от 13 февр. 1671 г.: о старце Софронии здесь говорится, чтобы «давали ему подводу до Москвы на привоз разного овощия и садового деревья на царский обиход».
В дек. 1692 г. о. Софроний почил. В память о нем Молчанскую пустынь стали называть также Софрониевой. Невзирая на уважение, каким пользовался о. Софроний при царском дворе, его однажды оклеветал перед патриархом игумен пустыни Роман (так как, согласно преданию, смиренный строитель не принял священство, игумен формально был старше его); подвижника отправили в ссылку в московский Чудов монастырь, но братия добилась его возвращения (за содействие в этом она в апреле 1672 г. благодарила письмом игумена Чудовского монастыря Иоакима – будущего патриарха). В 1677 г. последовала новая ссылка: о. Софроний «воспринял временное наказание от своея великия прямыя простоты, а не от злобы в словесех име дерзновение»; на сей раз за старца заступился о. Сильвестр (Медведев), — бывший сотрудник царской канцелярии, временно обитавший в Софрониевой пустыни и принявший там постриг: он написал князьям Ромодановским, чтобы они обратились к гетману Украины Ивану Самойловичу с просьбой ходатайствовать об о. Софронии (в своем письме проситель отмечал, что «без него (о. Софрония), конечно, Путивльская пустынь, за неимением добраго строителя, разорится».
* Прп. Серапион
Достойным преемником о. Софрония в управлении обителью стал иеромонах Серапион, почивший г. в возрасте 81 года. Монастырское предание указывает следующий чудесный случай: однажды о. Серапион отправился в Сумы покупать железо для возводимой им Успенской церкви, и в пути на него напали разбойники; оказавшись между преследователями и рекой Сеймом, строитель велел растерянному кучеру: «Поезжай, чадо, разве не видишь моста перед собой?»; кучер глянул вперед и увидел мост, которого на самом деле не было, – и повозка помчалась по водам Сейма; наблюдая это, разбойники принесли раскаяние перед о. Серапионом, а позже, вопреки запрету строителя что-либо разглашать, поведали о чуде окрестным жителям.
* Прп. Феодосий (Маслов)
С 1779 г. до самой своей кончины 9 дек. 1802 г. обителью управлял старец Феодосий (Маслов), в миру Феодор. Уроженец Глухова, он юным ушел в Брянский Свенский монастырь, а оттуда – в молдавскую Березунскую обитель прп. Василия Поляномерульского (†1767), учеником, постриженником и преемником которого стал. Позднее, сделавшись настоятелем Тисманского монастыря в Валахии, о. Феодосий оказал продовольственную помощь российской армии, воевавшей с турками; этим он навлек на себя гнев турецких властей, и вынужден был искать убежища в Российской империи, где получил в управление Софрониеву пустынь. В год своего назначения настоятелем пустыни, старец ввел в ней устав афонских монастырей, употреблявшийся и в Молдавии. Отец Феодосий был другом прп. Паисия Величковского – уроженца Полтавы (1720), известного старца молдавских монастырей (†1794): сохранилось письмо, в котором прп. Паисий рассказывает о. Феодосию о своих трудах по переводу сочинений древних святых отцов на церковнославянский язык. В 1787 г. старца Феодосия возвели в сан архимандрита. Былые заслуги о. Феодосия перед российским войском помогли старцу отстоять права обители на ее угодья в то время, когда вокруг продолжалось начатое в 1764 г. изъятие земель монастырей Российской империи в фонд государства.
* Прп. Сергий (Тихонов)
В 1829 г. из Киево-Печерской Лавры в Софрониеву обитель пришел послушник Сергий Тихонов, уроженец г. Ельца; прожив в пустыни полвека (†30 нояб. 1879 г. в возрасте 75-ти лет), он исполнял послушания на кухне и пекарне, был усердным молитвенником, нес подвиг юродства во Христе, имел дар прозорливости и исцелений.
* Подвижники из числа святых Глинской пустыни
В нач. XIX в. в Софрониевой пустыни жили будущие известные подвижники соседней Глинской пустыни: игумен Филарет (†1841) и старец схиархимандрит Илиодор (†1879).
Будущий игумен Филарет, в миру Фома Данилевский, проживавший сначала в Киево-Печерской Лавре, познакомился с зашедшими сюда иноками Софрониевой пустыни и был глубоко впечатлен рассказом гостей об их обители. После этого ночью Фома увидел во сне о. Феодосия, который звал юношу в пустынь. В 1802 г. Фома прибыл туда, и о. Феодосий сказал при встрече: «Сей брат упокоит душу мою. Душа моя благоволит о нем». Тогда же Фома принял в пустыни постриг с именем Филарет, в 1803 г. стал иеродиаконом, в 1806 г. – иеромонахом и благочинным обители. В 1815 г. о. Филарету предложили быть настоятелем пустыни, но он, по смирению, отказался. По просьбе иноков Глинской пустыни в 1817 г. о. Филарета назначили их настоятелем, каковым он и оставался до самой кончины.
Будущий глинский старец схиархимандрит Илиодор, в миру Иоанн Голованицкий, также вначале был послушником Лавры, куда пришел после Отечественной войны 1812 г. Затем жил в Софрониевой пустыни и оттуда переселился в Глинскую, где в 1824 г. принял монашество с именем Иоанникий, а позже схиму с именем Илиодор.
Источник: https://azbyka.ru/palomnik/%D0%A0%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%86%D1%8B_%D0%A1%D0%BE%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D1%87%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%9F%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%BD%D1%8C
Святыни и престольные праздники Молченской обители
На сегодняшний день Молченская обитель известна, как место мирового паломничества. Этот уникальный памятник православия и мировой культуры, в котором в настоящее время разместился женский монастырь, продолжается реставрироваться.
Важно! Список Жировицкой иконы Богоматери, переданный в музей Путивля, как и Смоленский образ Божьей Матери, находятся пока в неизвестном месте, их следы утеряны, однако Божья благодать никогда не покидала это намоленное место.
Архитектурную и историческую ценность представляют:
- колокольня, памятник XVI-XVII столетия;
- трапезный корпус, строительство которого относится XVI-XIX векам:
- теплый храм и дом митрополита.
Во второй половине XIX столетия был возведен теплый храм Рождества Иоанна Предтечи.
Святыней обители, привлекающей паломников своими чудотворными качествами, является Молченская икона Пресвятой Божьей Матери, оберегающая этот края с 1405 года.
Ежегодно тысячи прихожан собираются 7 мая на празднование престольного праздника в честь перенесения этого чудотворного лика и 1 октября, дня явления иконы в Молченской пустыне.
Молченская чудотворная икона Божией Матери
7 июля в обители проводится торжественная литургия в честь Рождества Иоанна Предтечи.
Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/putivlskij-molchenskij-monastyr.html
Святыни
Молченская икона Богородицы
В числе святынь обители – список Молченской иконы Божией Матери.
Описания XIX в. гласят, что при разорении пустыни в 1605 г. иноки перенесли чтимый образ Пресвятой Богородицы в Путивльский Молченский монастырь. О дальнейшей судьбе святыни авторы пишут по-разному. Описание 1845 г. сообщает, что икона погибла впоследствии при пожаре Путивльского монастыря, а в пустыни после прихода туда новых иноков хранился лишь список образа. Описание 1895 г. утверждает, что в пустынь после ее возрождения вернули явленную в 1405 г. икону, а монастырь в Путивле имел свой чудотворный образ Божией Матери, явленный, «как сказано об этом в московских описных реестрах», 24 апр. 1635 г. вблизи Молчи, в Линевском лесу, у колодца «Кобозева криница», и именно этот образ автор описания называет утраченным при пожаре Путивльского монастыря 1752 г. Какая бы из версий не была верна, ни одна из явленных в 1405 и 1635 гг. Молченских икон до нас не дошла. Список Молченской иконы, хранящийся ныне в пустыни, написан в более поздние времена.
Источник: https://azbyka.ru/palomnik/%D0%A0%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%86%D1%8B_%D0%A1%D0%BE%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D1%87%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%9F%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%BD%D1%8C
Местонахождение
Южнее села Новая Слобода находится возвышенность с многочисленными выступами по краям. На одном из таких выступов, протянувшемся в виде мыса с севера на юг, имеющем пологие склоны и именуемом Чудной горой, расположена обитель. Юго-восточнее Чудной горы издавна простиралось болото Молче, от которого произошла часть названия монастыря (в «Историко-статистическом описании» обители 1895 г. отмечалось: «Несмотря на присутствие болота, воздух в пустыни легкий и здоровый, что объясняется возвышенным ее положением и тем еще, что слой болота здесь чисто торфяной»).
Адрес: 41500, Украина, Сумская область, Путивльский район, с. Новая Слобода
Телефон: (05442) 6–12–17, (097) 864–62–14
Источник: https://azbyka.ru/palomnik/%D0%A0%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%86%D1%8B_%D0%A1%D0%BE%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D1%87%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%9F%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%BD%D1%8C
Фото
-
Рождества Пресвятой Богородицы Софрониева Молчанская Печерская мужская пустынь
-
Рождества Пресвятой Богородицы Софрониева Молчанская Печерская мужская пустынь
Источник: https://azbyka.ru/palomnik/%D0%A0%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%86%D1%8B_%D0%A1%D0%BE%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D1%87%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%9F%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%BD%D1%8C
Видео
Источник: https://azbyka.ru/palomnik/%D0%A0%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%86%D1%8B_%D0%A1%D0%BE%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D1%87%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%9F%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%BD%D1%8C
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 2948 (22%)
- http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/putivlskij-molchenskij-monastyr.html: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 1984 (14%)
- https://azbyka.ru/palomnik/%D0%A0%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%86%D1%8B_%D0%A1%D0%BE%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D1%87%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%9F%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%BD%D1%8C: использовано 5 блоков из 11, кол-во символов 8752 (64%)