Спасо-Елеазаровский женский монастырь в Псковской области: передаем все нюансы

Пусть Псковская обитель и не самая примечательная среди других на русской земле, но именно она сыграла большую роль в значимости России, как хранительницы православной веры. Сюда прибыла великая святыня по распоряжению самого патриарха Константинопольского, а старец-прорицатель Филофей, живший в стенах монастыря, назвал русское государство «Третьим Римом», после которого будет только Царство Христово на земле.


Блок: 1/7 | Кол-во символов: 414
Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/spaso-eleazarovskij-monastyr.html

История

Название монастыря произошло от имени его предполагаемого основателя крестьянина Елеазара из села Виделебье, который в 1425 году покинул Снетогорский монастырь, где был монахом с именем Евфросин, и ушёл на берега Толвы. В 1447 году на вершине холма была построена деревянная церковь во имя Трёх Святителей. Преподобный Евфросин составил древнейший из известных именной общежительный иноческий устав (1461—1464); монастырь был первой на Псковщине «богорадной» обителью (не требовавшей вклада для поступления). Весьма деятельное участие в обустройстве пустыни принимал сподвижник Евфросина схимник Серапион. После смерти Евфросина (в 1481 году; канонизирован как общерусский святой на Соборе 1551 года в Москве), деревянная церковь стала кладбищенской, а монастырь сошёл под гору, где была выстроена новая каменная Трёхсвятительская церковь.

Монастырь сделался центром духовной жизни Псковской земли с 1510 по 1547 годы. В годы расцвета монастыря здесь было составлено житие его основателя Евфросина, проведено редактирование Псковской первой летописи. В эти же годы в монастыре был переписан экземпляр «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к Алексею Мусину-Пушкину. Собор во имя Трёх Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) — построен во второй половине XVI века (около 1574 года при строителе Ферапонте) и представляет собой первоклассный образец псковской средневековой архитектуры.

Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей.

После «духовных штатов» 1764 года монастырь был возведён в третий класс. Наименование Спасо-Великопустынский получил только при Екатерине II, когда по закрытии (в 1766 году) прежнего Спасо-Великопустынского монастыря его штаты были переданы Елеазаровскому, к нему же была приписана братия монастыря. В 1804 году сюда же была переведена и братия упразднённого Снетогорского монастыря. В 1813 году монастырь был возведён во второй класс. Имел подворье во Пскове на Спасской улице.

С 1855 по 1859 годы настоятелем монастыря был Порфирий (Карабиневич).

В начале XX века в Спасо-Елеазаровом монастыре жил старец Гавриил (Зырянов), ученик преподобного Амвросия Оптинского, отличавшийся прозорливостью. 3 октября 1906 года определением Святейшего синода монастырь был преобразован из штатного в общежительный; 6 октября того же года епископ Псковский Арсений (Стадницкий) возвёл настоятеля обители иеромонаха Иувеналия (Масловского) в сан игумена. Последний в 1908 году добился перевода в обитель схиархимандрита Гавриила (Зырянова), ранее уволенного с должности наместника Седмиозерной пустыни; старец Гавриил жил здесь до 1915 года.

К 1917 году в Спасо-Елеазаровом монастыре было 18 монашествующих, 15 послушников. Земельные угодья монастыря составляли 338 десятин. В 1918 году монастырь был официально упразднён, но продолжал существовать явочным порядком. Согласно постановлению губисполкома, с 1 сентября 1921 года помещения бывшего Елеазаровского монастыря были переданы под устройство санатория для туберкулёзных детей. Монастырь окончательно закрыт в ноябре 1923 года. До 1999 года на территории монастыря располагались детский спортивный лагерь «Щит» и жилые дома.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 3181
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BE-%D0%95%D0%BB%D0%B5%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C

Как был основан монастырь


Первыми на том месте, где теперь стоит монастырь, поселились сестры псковской Иоанновской обители, которая находилась в Пскове. Однако, женщинам трудно было осваивать лесную пустошь, расположенную неподалеку от Чудского озера, и вскоре община покинула ее.

Прошло время, и в 1425 году здесь оказался 29-летний инок Снетогорской обители Ефросин. Он родился в селе Виделибье на Псковщине и до пострижения в монахи носил имя Елеазар. Известно, что монах был хорошо образован, считался большим любителем книг и богословом. В монашестве Ефросин совершил паломническое путешествие в Константинополь и встретился там с патриархом.

Поначалу инок жил в лесу в одиночку, но постепенно вокруг него собрались другие отшельники. Место, где они поселились, было удалено от людей. Самодельные деревянные кельи стояли под холмом, между двумя рукавами реки Толбы. И хотя все хотели построить здесь монастырь, для возведения храмов и других построек в речной пойме места особо не было.

Спасо-Елеазаровский монастырь в Псковской области

Вид монастыря с автодороги 58К-96

По сохранившемуся преданию, Ефросин увидел сон, в котором перед ним предстали три святителя. Они дали старцу совет – срыть холм, и засыпать землей один из рукавов Толбы. Ефросин рассказал о чудесном видении монахам, и они поступили по совету святых. На образовавшейся площадке, благодаря инокам и крестьянам, появился собор и новые монашеские кельи.

В истории церкви Ефросин почитается, как подвижник и наставник. Он стал учителем для многих монахов, которые, выйдя из стен родного монастыря, основали на Псковских землях 10 других обителей. Любопытно, что многие из его учеников позже были причислены церковью к лику святых.

Сам Ефросин отличался большой скромностью и предпочитал вести уединенную жизнь. Поэтому, даже когда монастырь был основан, он не взял на себя обязанности его настоятеля и не принял сана священника. Первым, кто возглавил братию, был игумен Игнатий.

Спасо-Елеазаровский монастырь в Псковской области

Вид монастыря со стороны пруда

Незадолго до смерти Ефросин принял схиму под своим мирским именем Елеазар. Умер старец в 1491 году в возрасте 95 лет, и похоронили его в Трехсвятительском соборе. По завещанию Ефросина все принадлежавшее имущество разделили между братией, а в память об основателе монастырь стали называть Елеазаровским.

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 2239
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/859-spaso-eleazarovskij-monastyr

Возрождение обители

Памятная монета Банка России (2014)

В 2000 году монастырь был передан Псковской и Великолукской епархии. По указу архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина) обитель была возобновлена как женская.

В 2006 году монастырю переданы два здания подворья во Пскове с храмом Преполовения Пятидесятницы на Детской (Спасской) улице.

События в монастыре и вокруг него с конца 2000-х годов служит источником для публикаций скандального характера.

По смерти ( года) игумении Елисаветы (Беляевой) обязанности настоятельницы исполняет Рафаила (Скородумова).

года обитель посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В тот же день состоялась передача монастырю иконы XIV века «Спас Вседержитель Елеазаровский» из Псковского музея-заповедника, который застраховал икону на сумму 1 млн евро. В обитель икону привёз сам Патриарх..

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 852
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BE-%D0%95%D0%BB%D0%B5%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C

История монастыря с XVI века до наших дней

Псково-Печерская обитель выступала за сохранение независимости Пскова от московских князей. Елеазаровский монастырь, наоборот, призывал к сплочению разрозненных земель под руководством Москвы. В начале XVI века в обители жил старец Филофей. Сведений об этом монахе почти не сохранилось, за исключением его посланий, адресованных великому князю Москвы Василию III. Инок написал несколько писем, и в одном из которых говорил, что две Римские империи были разрушены, Москва является третьим Римом, а «четвертому – не бывать».

Спасо-Елеазаровский монастырь в Псковской области

Собор Трех Святителей. Вид на южный фасад собора

Монахи Елеазаровского монастыря занимались созданием рукописных книг. Жившие здесь иноки составили житие основателя обители – старца Ефросина, отредактировали вторую Псковскую летопись, а также переписали старый экземпляр «Слова о полку Игореве». Именно эту рукопись в конце XVIII века обнаружил известный коллекционер древностей — граф Алексей Мусин-Пушкин.

Приграничное положение негативно сказывалось на монастыре. Его неоднократно грабили нападавшие на русские земли литовцы, поляки и ливонские рыцари. К середине XVIII века роль Елеазаровской обители уменьшилась. В нее перевели монахов из нескольких упраздненных по указу Екатерины II монастырей, и обитель получила статус второклассного монастыря.

В начале XX века здесь велись ежедневные службы, и была богадельня, поддерживающая стариков и инвалидов. Монастырь жил по общежитскому уставу. Иноки старались придерживаться аскетичного образа жизни по примеру основателя обители – старца Ефросина. Насельники выполняли все хозяйственные работы, а также трудились в столярных, портняжных и сапожных мастерских.

Спасо-Елеазаровский монастырь в Псковской области

Первый сестринский корпус

В 1918 году новые власти закрыли монастырь, а иноков на подводах и отправили в сторону Петрограда. По сохранившимся документам все монахи были расстреляны. До 1920 года силами нескольких верующих поддерживалась жизнь монастырского храма, при этом несколько раз приезжающие комиссии вывозили из него церковные ценности.

Потом на монастырской территории организовали институт, однако, профессора и студенты вскоре перебрались в Петербург. Долгое время в бывшей обители поочередно располагались опытное сельхозпроизводство, Народный дом, воспитательное учреждение для умственно отсталых детей, санаторий для болеющих туберкулезом и база отдыха. Потом здесь находились детский лагерь и жилые помещения.

К 1999 году от старых монастырских построек сохранились только старинный Трехсвятительский собор с разрушенной колокольней и корпус для братии, построенный в начале прошлого века. Через год после передачи территории женской обители здесь прошла первая церковная служба. А затем в течение нескольких лет псковские реставраторы восстанавливали храмы и здания.

Спасо-Елеазаровский монастырь в Псковской области

Часовня Спаса Нерукотворного Образа

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 2806
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/859-spaso-eleazarovskij-monastyr

Современное состояние

Передача монастыря Русской православной церкви состоялась 28 мая 2000 года в день памяти ее основателя — преподобного Ефросина.

Интерьер Трехсвятительского собора Спасо-Елеазаровского монастыря

Уже в августе того же года патриархом Алексием II настоятельницей обители была назначена монахиня Елисавета, воспитанница старцев Троице-Сергиевой лавры и стариц Дивеевской обители. В сан игуменьи ее возвели в 2005 году. К тому времени уже подходило к завершению восстановление братского корпуса. Восемь монахинь приняли постриг и поселились в новоустроенном монастыре. Освящение колоколов для вновь отстроенной колокольни совершил владыка Евсевий.

Напротив Елеазаровской обители сорок лет прожил отец Николай Гурьянов. Он поселился на острове Залита, хранил с большим благоговением и трепетом Цареградскую икону Богородицы. Возможно, именно благодаря его молитвам монастырь снова вернулся к жизни.

В 2010 году сюда приезжал патриарх Кирилл, который привез лично в дар монастырю древнюю икону XIV века «Спас Вседержитель Елеазаровский».

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 1047
Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/spaso-eleazarovskij-monastyr.html

Литература


  • Булгаков С. В. Русские монастыри в 1913 году.
  • Иосиф, иеромонах. Описание Спасо-Елеазаровского монастыря. — СПб., 1858.
  • Морозкина Е. Н. Новое в зодчестве Пскова XVI века // Исследования по истории архитектуры и градостроительства. — М., 1964.
  • Седов В. В. Псковская архитектура XVI века. — М., 1996.
  • Симеон (Холмогоров), архимандрит. Един от древних: Схиархимандрит Гавриил, старец Седмиезерной и Спасо-Елеазаровой пустыней: Жизнеописание. Творения. Письма / сост. и общ. ред.: иерей Андрей Лобашинский. — М.: Паломникъ, 2003. — 544,  с. — 5000 экз. — ISBN 5-87468-123-X.
  • Скобельцын Б. С., Проханов А. Земля Псковская. Памятники древнерусского зодчества. — Л.: Искусство, 1972.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 686
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BE-%D0%95%D0%BB%D0%B5%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C

Святыни Спасо-Елеазаровской обители

Как и во многих монастырях России, в обители под Псковом хранятся почитаемые верующими древние иконы. Одна из них – Цареградская икона Божией Матери появилась в Константинополе в середине XI века, а позже попала в Спасо-Елеазаровский монастырь.

Спасо-Елеазаровский монастырь в Псковской области

Могила Настоятельницы Игуминьи Елисавета

Разграбившие обитель ливонские рыцари унесли святыню с собой. Считается, что икона утонула в Чудском озере. Вскоре после этого в монастыре появился список с этой иконы, который сохранился до наших дней. Икона написана на кедровой доске древнегреческим письмом. На ней изображена Богоматерь с сыном, и в руках Иисуса можно увидеть голубя.

Другая святыня православной обители – икона Спаса Елеазаровского, которую считают шедевром древнерусского искусства. Она появилась в 1352 году и почиталась, как чудотворная. В XIV веке с этой иконой обошли вокруг Пскова, и по преданию, многолюдный крестный ход остановил эпидемию моровой язвы.

В монастырь иконописный образ попал в 1766 году. В XX веке он оказался в Москве на реставрации и был возвращен в Псковскую область только в 2010 году. В наши дни икона облачена в специальный киот, оснащена сигнализацией и хранится при постоянном температурном режиме и влажности.

Спасо-Елеазаровский монастырь в Псковской области

Било

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 1241
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/859-spaso-eleazarovskij-monastyr

Видео


Блок: 6/8 | Кол-во символов: 8
Источник: https://azbyka.ru/palomnik/%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BE-%D0%95%D0%BB%D0%B5%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C

Режим посещения монастыря

Сегодня Спасо-Елеазаровский монастырь – действующая женская православная обитель. В монастырских храмах ежедневно проходят церковные службы. Здесь живет монашеская община, управляемая игуменьей. Обитель открыта для посещений с утра до вечера, однако, в некоторые здания доступ туристам не разрешен. Кроме этого, всех гостей просят не фотографировать монахинь и послушниц.

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 398
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/859-spaso-eleazarovskij-monastyr

Кол-во блоков: 17 | Общее кол-во символов: 14311
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BE-%D0%95%D0%BB%D0%B5%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 4719 (33%)
  2. http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/spaso-eleazarovskij-monastyr.html: использовано 3 блоков из 7, кол-во символов 2900 (20%)
  3. https://putidorogi-nn.ru/evropa/859-spaso-eleazarovskij-monastyr: использовано 4 блоков из 8, кол-во символов 6684 (47%)
  4. https://azbyka.ru/palomnik/%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BE-%D0%95%D0%BB%D0%B5%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C: использовано 1 блоков из 8, кол-во символов 8 (0%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий