Спасо-Вифанский монастырь в Сергиевом Посаде

Спасо-Вифанский монастырь — бывший мужской православный монастырь в Сергиевом Посаде (в 1783—1797 годах — скит Троице-Сергиевой лавры). В 2002 года на части территории открыто подворье Троице-Сергиевой лавры.

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 212
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BE-%D0%92%D0%B8%D1%84%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C

История

Место, названное позже Вифанией, а прежде носившее имя Корбуха, стал обустраивать ректор Троице-Сергиевой семинарии архиепископ Московский Платон (Левшин). Строительство велось в 1783—1788 годах. Название «Вифания» новый скит получил по приделу соборной Преображенской церкви во имя Лазаря, воскрешенного в Вифании Палестинской.

В 1797 году Павел I (спустя несколько дней после коронации) отправился на поклонение мощам преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиеву лавру, заодно посетил и Вифанию. Вскоре после посещения скита был подписан указ об учреждении в Вифании второклассного монастыря.

Император пожаловал монастырю 533 десятин и 236 кв. сажень близлежащих земель, а также часть земли, принадлежавшей Махрищскому монастырю, с 1801 г. Вифанский монастырь получал также доходы с 3 мельниц, которые обитель сдавала в аренду. В память о посещении Вифании императором митрополит Платон устроил у входа в свои покои обелиск.

Первоначальный облик Преображенского собора изменили пристройки XIX века; переделки коснулись и интерьера. В XIX веке появились новые колокольня, стены и башни. В 1860 году началось возведение пятиглавого собора с двумя храмами: Тихвинской иконы Божией Матери на первом этаже (по нему собор назывался Тихвинским) и во имя Сошествия Святого Духа — на втором.

После кончины основателя стал небольшой обителью, существование которой в 1-й пол. XIX в. было связано прежде всего с Вифанской семинарией; в документах монастырь именовался «училищным». В монастыре в 1824 году жили 8 иноков, в 1828 году — 11, в 1839 — 14, в 1860 — 37 насельников. В 30-х гг. XIX в. была перестроена Лазаревская ц., в результате сильно изменился облик Преображенского собора («Не могу я забыть, как жестоко испортили вифанскую церковь», — писал свт. Филарет (Дроздов) наместнику лавры архим. Афанасию (Фёдорову)); в 1832 г. завершилось строительство неудачного в архитектурном отношении казначейского корпуса. В 1860—1863 гг. на средства свт. Филарета, купца Г. А. Красногорова и др. жертвователей шло сооружение нового 2-этажного собора. В нижнем храме в 1863 г. были освящены 3 престола: в честь Тихвинской иконы Божией Матери, во имя арх. Михаила и во имя мучеников Платона и Романа.  г. свт. Филарет освятил в верхнем храме главный престол в честь Сошествия Св. Духа на апостолов (домовая Свято-Духовская ц. митрополита Платона к середине XIX века была упразднена), в верхнем храме находился также придел во имя свт. Николая. Одновременно шла перестройка покоев митрополита Платона, в 1867 году была восстановлена домовая церковь, освящённая в честь Нерукотворного образа Спасителя. В 1893 году близ монастыря по проекту архитектора А. А. Латкова построили трёхэтажную гостиницу, в 1903—1905 гг.- новую каменную ограду. Обитель владела 37 десятинами земли, кирпичным заводом, занималась строительством домов, которые продавала или сдавала в аренду. В нач. XX в. в В. м. жили 23 насельника.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 1892 году сообщал:

Церковь монастыря представляет внутри вид горы, на которой находится престол во имя Преображения Господня, а внизу, как бы в пещере, церковь воскресшего праведного Лазаря. Здесь сохраняется деревянный гроб, в коем был первоначально похоронен преп. Сергий. Богомольцы грызут гроб, так как по поверью это исцеляет зубную боль.

При монастыре была открыта Вифанская духовная семинария.

В советское время монастырь был закрыт, многие сооружения снесены и перестроены (в перестроенном Тихвинском соборе располагался Дом культуры). Ныне восстановлен как действующий мужской монастырь. Сохранившиеся строения восстанавливаются. Часть помещений открыта для посещения.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 3648
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BE-%D0%92%D0%B8%D1%84%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C

Вифанская семинария

Указы о создании Вифанского монастыря и, созданной при нем Вифанской семинарии, подписал Павел Первый, посетивший пустынь в конце 90-х гг. А уже в начале 19 столетия на территории обители строится специальный учебный семинарский корпус. Он был двухэтажным, П-образным (ведь императора звали Павел!), имел 4 башенки и находился на берегу прекрасного Вифанского пруда.

Вифанская семинария на берегу Вифанского пруда. 19 век

Юные семинаристы, поступающие во вновь открытую семинарию, могли обучаться, как бы сейчас сказали, на любом из трех имеющихся «факультетов», которые были довольно классическими: богословский, грамматико-риторический и философский. Основатель семинарии держал под личным контролем и жилищные условия семинаристов, и систему их обучения.

Какие же предметы изучались в этом учебном заведении в тот период? У семинаристов было основательно поставлено обучение словесности, всеобщей истории и археологии, философии и богословия, математики и физики. Конечно же, студенты изучали и языки – из древних греческий и латынь, из современных – немецкий с французским. Причем, все философско-богословские диспуты, в которых студенты обязаны были участвовать, проходили на латинском языке.

Графиня А.Орлова-Чесменская преподнесла в подарок новой семинарии замечательный орган, что обеспечило студентам получение и определенного музыкального образования. Из числа семинаристов создавались оркестры, для руководства которыми нанимались профессиональные капельмейстеры. Многие студенты занимались пением и декламацией стихов.

Главный семинарский корпус. 19 век

Надо иметь в виду, что учащиеся Вифанской семинарии находились на полном пансионе, т.е. их содержание финансировалось из государственной казны. Это накладывало определенный отпечаток на состав студенчества – принимались и оставались в обучении только старательные и одаренные ученики. Неуспевающие в учебе переводились в другие семинарские училища. Набор новых семинаристов происходил каждый второй год.

В конце трагичного для России 1812 года в любимой им Русской Вифании Платон скончался. Отпевание митрополита проходило в созданном им Преображенском соборе.

Место захоронения Митрополита Платона

После Платона монастырь существовал, в основном, как ученическая Вифанская семинарская обитель, в которой к середине 19 века обучалось около 400 студентов. С середины 19 века среди студентов были даже сербские, черногорские и болгарские семинаристы. Количество же непосредственно монастырских иноков было очень небольшим — от 8 до 40 человек.

Все возрастающее число обучающихся приводило к необходимости создания новых строений и расширения старых. В первой половине 19 века перестраивается Преображенский храм и строится новая пятиглавая Тихвинская церковь, возводятся казначейский и новые братские корпуса, восстанавливается домовая церковь и покои Платона. 

Тихвинская церковь обители. Нач.20 в.

Ученический корпус расширяется, перестраиваясь в традициях классицизма. Возводятся столовый и больничный корпуса, баня и отдельный блок для преподавателей, имеющих семьи. К концу 19 века при набиравшем популярность монастыре уже имелась трехэтажная гостиница, кирпичный завод и около 40 десятин земли.

Здание Вифанской семинарии в конце 19 века

Однако, введенное при Платоне казенное финансирование постепенно было вытеснено все возрастающим количеством пансионеров – учащихся с платным содержанием. Постепенно шло ухудшение материального положения училища, ставшего во второй половине 19 века духовной школой для малообеспеченных семинаристов. Этим выпускникам дорога была только в сельские глубинные приходы.

Молодые семинаристы Вифании участвовали в революционных событиях первой русской революции, присутствовали на нелегальном общесеминарском российском съезде 1906 года. После этого съезда несколько учащихся было отчислено, что вызвало новую волну протеста, приведшую уже к массовому увольнению наиболее деятельных семинаристов.

Последний набор в Вифанскую семинарию проходил в 1917 году. Из-за революционных октябрьских событий занятия отменили до февраля 1918 г., но им уже не суждено было начаться.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 4206
Источник: https://russo-travel.ru/landmark/sergiev-posad/spaso-vifanskiy-monastyr/

История монастыря с XX века по настоящее время

С приходом советской власти жизнь монастыря круто изменилась. С 1918 года монахам разрешили остаться в обители только в статусе трудовой сельскохозяйственной артели. Но спустя 7 лет, монастырь все же закрыли, хотя в части помещений монахи проживали до 1929 года. Большинство же монастырских строений отдали детскому дому, а здание, принадлежавшее митрополиту Платону, передали под часть экспозиции, которой владел городской историко-художественный музей.

В начале 30-х годов прошлого века территорию Вифании отдали под вновь созданный птицекомбинат, и она стала именоваться Птицеградом. Старые строения особо не щадили. Часть из них разбирали по причине ветхости, а другие – из-за прочного кирпича. Так были уничтожены Спасо-Преображенский храм, дом, принадлежавший митрополиту Платону, монастырская ограда, Святые врата, надвратная каменная колокольня и братский некрополь.

Тихвинский храм был обезглавлен и отдан в распоряжение местному дому культуры Его использовали как инкубатор, танцплощадку и кинозал. В корпусе семинарии работал кожно-венерологический диспансер. О лучших днях монастыря в те времена напоминали только редкие уцелевшие строения.

Духовская церковь

В 1998 году часть зданий обители передали в управление Троицко-Сергиевской Лавре. И началось непростое возрождение монастыря. Уцелевшие здания ремонтировали, а утраченные – отстраивали вновь. Реставрационные работы в обители продолжаются и в наши дни. Для их проведения используются старые фотографии, немногие сохранившиеся чертежи, описания и эскизы.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 1572
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/687-spaso-vifanskij-monastyr-v-sergievom-posade

Что посмотреть в Спасо-Вифанском монастыре сегодня

Попасть на территорию монастыря, вновь обнесенную каменной оградой, сегодня можно через заново построенные Святые ворота, также как в 19 веке увенчанные прекрасной Колокольней. Выполненная в старорусском стиле Колокольня и сегодня – истинное украшение архитектурного монастырского комплекса.

Колокольня над Святыми вратами

Не забудьте обратить внимание на Памятник основателю Спасо-Вифанского монастыря митрополиту Платону, который с 2012 года находится около Святых ворот перед монастырской оградой.

Памятник Митрополиту Платону у входа в монастырь

По центру монастырской территории можно увидеть вновь построенный овальный Спасо-Преображенский храм. Это небольшое сооружение повторяет храм, построенный при митрополите Платоне, и также состоит из двух престолов – верхнего и нижнего.

Спасо-Преображенский храм — русская Вифания

Нижний престол – это как бы пещера, образованная в горе Фавор (сооруженная в алтарной части), в которой и состоялось чудодейственное Воскрешение Лазаря в четвертый день от его смерти. Именно так престол и называется. 

Нижний престол Спасо-Преображенского храма

Верхний же престол назван в честь Преображения Господня. Символичность данной очень неординарной архитектуры в единстве праведного воскресения и последующего за ним преображения.

Верхний престол Преображения Господня

Все задуманное и осуществленное Платоном в конце 18 века вновь воссоздано. Престолы соединены мраморной стеной, имитирующей гору и поэтому декорированную изображением цветов, растений и животных. Такое необычное решение престольно-алтарного сооружения, пожалуй, единственное в своем роде.

В Спасо-Преображенском храме во второй половине 19 столетия (литография)

По большей части восстановлена и домовая Духовская церковь и в ней уже идут службы. Полным ходом идут работы и по восстановлению дома Митрополита Платона.

Покои Митрополита Платона в 19 веке

Намереваясь посетить эту обитель, не забывайте, что это не музей, а действующий монастырь, жизнь которого подчинена своим правилам. Поэтому одежда и поведение посещающих подобные места должна соответствовать случаю. 

А вход на монастырскую территорию возможен в любой день с раннего утра до позднего вечера. При желании можно попасть на утреннюю или вечернюю службу, которые проводятся в 5.30, в 6.30 и в 16.40.

Праздничное богослужение в Спасо-Преображенском храме

По воскресеньям работает воскресная школа. А еще здесь можно угоститься монастырской выпечкой и вином собственного производства.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 2624
Источник: https://russo-travel.ru/landmark/sergiev-posad/spaso-vifanskiy-monastyr/

Кол-во блоков: 10 | Общее кол-во символов: 12262
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BE-%D0%92%D0%B8%D1%84%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 3860 (31%)
  2. https://russo-travel.ru/landmark/sergiev-posad/spaso-vifanskiy-monastyr/: использовано 2 блоков из 6, кол-во символов 6830 (56%)
  3. https://putidorogi-nn.ru/evropa/687-spaso-vifanskij-monastyr-v-sergievom-posade: использовано 1 блоков из 7, кол-во символов 1572 (13%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий