Икона Пресвятой Богоматери «Оранта»

Святой образ демонстрирует Пречистую Деву с поднятыми и разведенными руками, что символизирует молитву заступничества. В разновидности «Оранты», которое наиболее известно в православии и называется «Знамение», наблюдатель видит Христа Эммануила (Божьего Сына в отрочестве). Православный народ, молящийся святыне, просит Господа о поддержке в тяжелый период, а также об исцелении. «Оранта» помогает встать на истинный путь и обрести стремление к духовному совершенствованию.

Блок: 1/4 | Кол-во символов: 474
Источник: http://molitva-info.ru/ikony/ikona-bozhiej-materi-oranta.html

Содержание

Описание иконы

Традиционно на иконе Божией Матери «Оранта» изображается Богоматерь с воздетыми и раскинутыми в стороны руками, с Христом Эммануилом в круге на груди, также раскинувшем руки в благословляющем жесте, что является редкостью: как правило, на иконах Богоматери Младенец или Отрок Христос благословляют одной рукой.

Имя «Эммануил» носит любое изображение Спасителя в отроческом возрасте, в том числе и на иконах Богоматери. Его взгляд исполнен недетской серьезности, а взгляд Богоматери – кротости и смирения перед Волей Божьей.

Впоследствии такой же тип иконографии стал характерен для икон Богородицы «Знамение», «Живоносный источник» и «Неупиваемая чаша».

Икона Богородицы «Панагия Сумела»

К несколько иному иконографическому типу относится икона «Панагия Сумела», которая также причисляется к типу «Оранта» («Панагия»). Это поясное изображение Богоматери с Иисусом на коленях.

У этой иконы своя драматическая история. Предание гласит, что этот лик написал сам святой Лука. Чудесным образом икона оказалась на голом уступе скалы, и сама Богоматерь повелела двум греческим монахам возвести здесь православный монастырь, получивший название Сумела. Это произошло в IV веке, и с тех пор он приобрел широкую известность как обитель Богородицы Черной горы.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 1234
Источник: https://omolitvah.ru/ikony/ikona-bozhiey-materi-oranta/

Оранта ‒ древняя молитвенная поза иудеев и язычников

Латинское слово orans переводится как «молящийся»

Для вознесения молитв в разных религиях существуют разные положения тела. Молитвенная поза «оранта» была известна иудеям с древних времен. Человек стоит прямо, руки подняты и согнуты под углом, ладони открыты и обращены от человека.

Первые христиане были членами иудейской общины и соблюдали иудейские обрядыПервые христиане были членами иудейской общины и соблюдали иудейские обряды

Позу заимствовали христиане. Сначала они изображали так ветхозаветных персонажей: Ноя, Авраама, Исаака, Даниила. Потом Оранта закрепилась за Богоматерью.

Первоначально Богоматерь Оранта изображалась без младенца ХристаПервоначально Богоматерь Оранта изображалась без младенца Христа

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 629
Источник: https://hranitel.club/563-bogomater-oranta

Иконография

Образ известен с древности, когда был тесно связан с декоративным искусством, которое включает монументальные формы скульптуры, мозаики и разнообразной фрески. Первые экземпляры создавались без лика Христа-Отрока на груди Матери. После иконоборческого периода образ «Молящейся» Девы Марии распространился в традициях оформления византийских и русских церквей.

  • В иконографическом типе «Оранта» Богоматерь демонстрируется анфас, в полный рост или же поясно. Сюда относят не только святые образы, но и различные памятники, а также сложные композиции на евангельскую тематику.
  • Пречистая Дева, простирающая руки в молитвенной позе — это символ прощения человеческого рода. На рукавах одежды центральной фигуры полотна видны широкие ленты-поручи со шнурками, которые предназначены для стягивания ткани у запястья. Этот элемент церковного одеяния является символом верного служения христианству.

    Икона Божией Матери Оранта

  • В храмах «Молящуюся» Богоматерь чаще помещают на преградах алтарной части, в верхнем ярусе росписей или в конхе (полукуполе) апсиды.
  • Самостоятельные изображения «Панагии» редко использовались в русской иконографии, это связано с традициями и догматикой Православия. Чаще верующие сталкиваются с популярной разновидностью это типа под названием «Знамение», отличающейся изображением на уровне груди Пречистой Богоматери Бога-Сына Эммануила.
  • Христос-Отрок, во взгляде которого наблюдатель заметит недетскую серьезность, также демонстрируется с возведенными десницами, полупрозрачно или в круглом медальоне. Поэтому «Знамение» замещает идею заступничества мыслью о Боговоплощении.

Важно! Православная Церковь определяет священное изображение «Оранта» как способ подачи основных принципов христианского учения: непорочное зачатие Девы Марии и две ипостаси Сына Божьего — суть Человека и суть Бога. Отрок Эммануил олицетворяет таинство причастия, приобщающего к Крови и Телу Спасителя.

Молитва чудотворной иконе

Пречистая Богоматерь всегда является Небесной Заступницей христиан, Покровительницей государств, ведущих правильную политику.

К «Молящейся» Деве Марии, выражающей нескончаемое милосердие, обращаются, чтобы спасти душу от падения в бездну греховности, а также об исцелении от различных тяжелых заболеваний, возникающих от неправильного образа мыслей и действий.

Важно! Если человек с чистым намерением и откровенностью обратится к святому лику «Панагии», он обязательно получит поддержку от милосердной Богородицы.

Икона под названием «Оранта» обладает удивительной силой. Молитвы, обращенные к этому полотну, помогают верующему обрести правильное понимание существующего порядка вещей, прийти к просветлению, приближающему к Господу, а также отстраняют злые намерения неприятелей. Сила «Молящейся» Девы Марии способна покрыть целые государства от нападения.

Мозаичный образ Богоматери «Оранта»

В непосредственно молитвенном прошении возносится хвала Небесной Покровительнице. Здесь говорится, что главная надежда возлагается людьми именно на Пречистую Деву. Страдающие просят избавления от горестей и печалей, защиты от пагубного воздействия страстей и вдохновения на пути к престолу Всевышнего Творца. Святую Марию умоляют разогнать тьму непонимания и вселить в сердца свет ясного осознания. Наконец, Её просят ходатайствовать за человечество перед Богом и никогда не покидать преданных христиан.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 3317
Источник: http://molitva-info.ru/ikony/ikona-bozhiej-materi-oranta.html

Древнейший тип иконы Богоматери Оранты называют «Знамение»

Существует несколько типов изображения Богородицы Оранты. В первый выделяют икону «Знамение».

Эммануил

изображения Христа в детском возрасте

Богоматерь изображают сидящей или стоящей, с поднятыми и раскинутыми руками. Иногда изображают по пояс. На груди Богоматери в круге изображается Христос Эммануил. Христос либо тоже находится в позе оранты (редкий вариант), либо складывает руки в благословляющем жесте (частый вариант).

Ярославская Оранта называется Великой Панагией. Это самая известная икона типа «Знамение»Ярославская Оранта называется Великой Панагией. Это самая известная икона типа «Знамение»

Перед иконой читают молитву:

О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Ма́ти Сладча́йшаго Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред свято́ю чудотво́рною ико́ною Твое́ю, воспомина́юще ди́вное зна́мение Твоего́ заступле́ния, вели́кому Нову́гра́ду от нея́ явле́нное во дни ра́тнаго на сей град наше́ствия.

Смире́нно мо́лим Тя, Всеси́льная ро́да на́шего Засту́пнице: я́коже дре́вле отце́м на́шим на по́мощь уско́рила еси́, та́ко и ны́не нас, немощны́х и гре́шных, сподо́би Твоего́ Ма́терняго заступле́ния и благопопече́ния. Спаси́ и сохрани́, Влады́чице, под кро́вом ми́лости Твоея́ Це́рковь Святу́ю, град Твой, всю страну́ на́шу правосла́вную и всех нас, припа́дающих к Тебе́ с ве́рою и любо́вию умиле́нно прося́щих со слеза́ми Твоего́ заступле́ния. Ей, Госпоже́ Всеми́лостивая!

Умилосе́рдися на ны, обурева́емыя грехи́ мно́гими, простри́ ко Христу́ Го́споду Богоприи́мныя ру́це Твоя́ и предста́тельствуй за нас пред бла́гостию Его́, прося́щи нам проще́ния прегреше́ний на́ших, благоче́стнаго ми́рнаго жития́, благи́я христиа́нския кончи́ны и до́браго отве́та на Стра́шнем Суде́ Его́, да, спаса́еми всеси́льными Твои́ми к Нему́ моли́твами, блаже́нство ра́йское унасле́дуем и со все́ми святы́ми воспое́м Пречестно́е и Великоле́пое и́мя Достопоклоня́емыя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и Твое́ ве́лие к нам милосе́рдие во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Празднование в честь иконы совершается 10 декабря.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 2000
Источник: https://hranitel.club/563-bogomater-oranta

Значение образа

Святой образ «Оранта» или «Панагия» демонстрирует милосердную Деву Марию, которая возносит свои десницы к небесам, прося у Господа прощения за все человеческие грехи. К полотну обращаются в надежде, что Богородица совершит ходатайство перед Богом и поможет избежать страданий.

«Молящая» икона является символом заступничества и спасает каждого, кто искренен в своей нравственности.

Икона Богоматери Великая Панагия Оранта

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 434
Источник: http://molitva-info.ru/ikony/ikona-bozhiej-materi-oranta.html

Икона типа «Неупиваемая чаша» в качестве предыстории имеет осаду Никеи

Другой тип икон, написанный в стиле Оранты, называется «Неупиваемая чаша» и восходит к Никейской иконе Божьей Матери.

Некто Константин во время осады Никеи в 304 г. надругался над иконой Богоматери и был наказан

Богоматерь и Христос Эммануил стоят в позе Оранты. Христос при этом стоит в Чаше Причащения.

Икона Божией матери «Неупиваемая чаша» хранится в монастыре в СерпуховеИкона Божией матери «Неупиваемая чаша» хранится в монастыре в Серпухове

Перед иконой «Неупиваемая чаша» молятся так:

О, Преми́лостивая Влады́чице! К Твоему́ заступлению ны́не прибега́ем, моле́ний на́ших не пре́зри, но ми́лостивно услы́ши нас, жен, дете́й и матере́й, и исцели́ тя́жким неду́гом пия́нства одержи́мых и того́ ра́ди от матери своея́, Це́ркве Христо́вы, и спасе́ния отпада́ющих бра́тий и сесте́р и сро́дник на́­ших.

О Ми́лостивая Ма́ти Бо́жия, косни́ся сер­де́ц их и ско́ро возста́ви от паде́ний грехо́вных, ко спаси́тельному воздержа́нию приведи́ их. Умоли́ Сы́на Своего́, Хри­ста́ Бо́га на́шего, да прости́т нам согреше́ния на́ша и не отврати́т ми́лости Своея́ от люде́й Свои́х, но да укрепи́т нас в трезве́нии и целому́дрии. При­ими́, Пресвята́я Богоро́дице, моли́твы матере́й, о ча́дех свои́х сле́зы пролива́ющих, жен, о муже́х свои́х рыда́ющих, чад, си́рых и убо́гих, заблу́дшими оста́вленных, и всех нас, к иконе Твое́й припа́дающих.

И да прии́дет сей вопль наш, моли́твами Твои́ми, ко Престо́лу Всевы́шняго. Покры́й и соблюди́ нас от лука́ваго ловле́ния и всех ко́зней вра́жиих, в стра́шный же час исхо́да на́шего помози́ проити́ непреткнове́нно возду́шная мыта́рства моли́твами Твои́ми, изба́ви нас ве́чнаго осужде́ния, да покро́ет нас ми́лость Бо́­жия в несконча́емыя ве́ки. Ами́нь.

Празднование иконе совершается 18 мая.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 1718
Источник: https://hranitel.club/563-bogomater-oranta

Описание святого образа

Традиционно на иконах типа «Оранта» изображена Богородица. Её руки подняты вверх и раскинуты по сторонам. Ладони Богоматери раскрыты и обращены к Небесам.

Божия Матерь может быть изображена как в полный рост, так и по пояс. Обычно на святынях группы «Оранта» присутствует Богомладенец. Возведенные вверх руки Божией Матери символизируют молитву перед Господом за каждую душу, а младенец — Таинство Тела и Крови Христовых, названное также Евхарстией. Изображение поручей на руках Богородицы несет в себе символ покровительства Православной Церкви и служения Небесному Отцу.

Блок: 6/11 | Кол-во символов: 758
Источник: https://dailyhoro.ru/article/ikona-bozhiej-materi-oranta/

Легко определить этот тип по раскрытым рукам Богородицы, которые воздеты к небу. Эту разновидность также часто ассоциируют с добродетелью веры. Богородица родила Спаса, который пришел для того чтобы исцелить все человечество и в этот факт верят православные

Блок: 5/28 | Кол-во символов: 263
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/6472561/post436499453

Тип «Живоносный источник» относится к Оранте, но соответствует ей не всегда

Последний тип иконы называется «Живоносный источник». История восходит к византийскому императору Льву  Ему, простому воину, Богоматерь указала место чудотворного источника и исцелила слепого. Когда Лев стал императором, то приказал воздвигнуть на месте источника храм.

 Богородица с младенцем изображается сидящей или стоящей в огромной чаше, стоящей в водоеме. Водоем наполнен целительной водой: люди пьют воду и исцеляются.Богородица с младенцем изображается сидящей или стоящей в огромной чаше, стоящей в водоеме. Водоем наполнен целительной водой: люди пьют воду и исцеляются.

Тип «Живоносный источник» иногда отличается от других икон Богоматери Оранты. Иногда  Богородица находится не в позе Оранты. Такая иконографическая традиция ближе к изображению Никопеи Кириотиссы, которая сама, в свою очередь, восходит к иконографическому типу «Знамение»

На некоторых иконах типа «Живоносный источник» Богоматерь изображена в традиции Богородицы Никопеи, которая просто поддерживает ХристаНа некоторых иконах типа «Живоносный источник» Богоматерь изображена в традиции Богородицы Никопеи, которая просто поддерживает Христа

Перед иконой читают молитву:

О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Ты́ еси́ Ма́ти и покрови́тельница все́х к Тебе́ прибега́ющих, при́зри с благосе́рдием на моли́твы гре́шных и смире́нных ча́д Твои́х.

Ты́, имену́емая Живоно́сный Исто́чник благода́тных врачева́ний, исцели́ боле́зни стра́ждущих и умоли́ Сы́на Твоего́, Го́спода на́шего Иису́са Христа́, да низпо́слет и все́м притека́ющим к Тебе́ здра́вие душе́вное и теле́сное и, прости́в на́м во́льная и нево́льная согреше́ния на́ша, да́рует на́м вся́ я́же к ве́чней и вре́менней жи́зни потре́бная.

Ты́ еси́ все́х скорбя́щих ра́дость, услы́ши на́с, ско́рбных; Ты́ еси́ утоле́ние печа́ли, утоли́ и на́шу печа́ль; Ты́ еси́ взыска́ние поги́бших, не попусти́ и на́м поги́бнути в бе́здне грехо́в на́ших, но всегда́ избавля́й на́с от вся́ких скорбе́й и напа́стей и вся́каго зла́го обстоя́ния. Е́й, Цари́це на́ша преблага́я, наде́ждо на́ша несокруши́мая и засту́пнице необори́мая, не отврати́ лица́ Твоего́ от на́с за мно́жество прегреше́ний на́ших, но простри́ на́м ру́це Ма́терняго милосе́рдия Твоего́ и сотвори́ с на́ми зна́мение ми́лости Твоея́ во бла́го: яви́ на́м по́мощь Твою́ и благопоспеши́ во вся́ком де́ле благо́м.

От вся́каго же начина́ния грехо́внаго и помышле́ния лука́ваго отврати́ на́с, да всегда́ сла́вим пречестно́е и́мя Твое́, велича́юще Бо́га Отца́ и Сы́на Единоро́днаго Го́спода Иису́са Христа́ и Животворя́щаго Свята́го Ду́ха со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь

Одно из самых распространенных изображений Богоматери Оранты находится в Киеве, в Софийском соборе. Икона получила название «Нерушимая стена», потому что сохранилась неповрежденной на протяжении всей трудной истории КиеваОдно из самых распространенных изображений Богоматери Оранты находится в Киеве, в Софийском соборе. Икона получила название «Нерушимая стена», потому что сохранилась неповрежденной на протяжении всей трудной истории Киева

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 2600
Источник: https://hranitel.club/563-bogomater-oranta

Божия Матерь изображена на иконе в фас, обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях. (С древних времен этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу). На Ее лоне, на фоне круглой сферы — Спас Эммануил.

Иконы этого типа также называются «Панагия» (греч.«всесвятая»). 

На Русской земле этот образ получил именование «Знамение», и вот как это случилось. 

года, во время штурма Новгорода дружиной Андрея Боголюбского, жители осажденного города вынесли на стену икону. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы. 

Слезы упали на фелонь новгородского епископа Иоанна, и он воскликнул: 

Блок: 6/28 | Кол-во символов: 699
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/6472561/post436499453

«О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! 

Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града»

Блок: 7/28 | Кол-во символов: 142
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/6472561/post436499453

Иерусалимская икона Божией Матери Иерусалимская икона Божией Матери

Иерусалимская икона Богородицы — прародительница всех ныне известных икон. По образу и подобию ее были …

Блок: 8/11 | Кол-во символов: 339
Источник: https://dailyhoro.ru/article/ikona-bozhiej-materi-oranta/

Икона Божией Матери «Самонаписавшаяся» Икона Божией Матери «Самонаписавшаяся»

Чудотворные святыни нередко помогают людям в самых безвыходных ситуациях, укрепляя в христианах веру в Божий …

Блок: 9/11 | Кол-во символов: 350
Источник: https://dailyhoro.ru/article/ikona-bozhiej-materi-oranta/

6472561_0_4a5c0_c406337b_XXL (435x70, 41Kb)

В православном храме изображения этого типа традиционно помещают в верхней части алтаря.

Основной смысл икон Знамение переместился с посреднической заступнической молитвы Богоматери Оранты к Боговоплощению Христа. Знамение — это, в определённом смысле, образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия

Блок: 9/28 | Кол-во символов: 382
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/6472561/post436499453

Икона Божией Матери «В скорбях и печалях утешение» Икона Божией Матери «В скорбях и печалях утешение»

«В скорбях и печалях утешение» — одна из множества икон, посвященных Пресвятой Деве Марии. К …

Блок: 10/11 | Кол-во символов: 346
Источник: https://dailyhoro.ru/article/ikona-bozhiej-materi-oranta/

В Софийском соборе в Киеве (XI в.) находится одно из известнейших мозаических изображений Оранты (высота фигуры 5 м 45 см). Один из эпитетов, присваиваемый данному изображению — «Нерушимая Стена»

Блок: 10/28 | Кол-во символов: 197
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/6472561/post436499453

Икона Божией Матери «Достойно есть» («Милующая») Икона Божией Матери «Достойно есть» («Милующая»)

Чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть» глубоко почитается верующими. К ней обращаются за помощью в …

Блок: 11/11 | Кол-во символов: 351
Источник: https://dailyhoro.ru/article/ikona-bozhiej-materi-oranta/

От прочих иконографических типов изображения Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность, Её поза предельно статична, композиция симметрична, что отвечает замыслам стенных росписей и мозаик, декоративно-прикладному искусству, в иконописи же самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко. Этот образ входит в состав сложных композиций, например, в иконографии праздников Вознесения или Покрова

Блок: 11/28 | Кол-во символов: 457
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/6472561/post436499453

6472561_oranta_ (590x531, 474Kb)

Блок: 2/28 | Кол-во символов: 2
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/6472561/post436499453

В византийском и древнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с Младенцем Христом в иконографии Эммануила (евр. — с нами Бог — одно из пророческих имен Бога-Сына, употребленное в пророчестве Исайи (Ис VII, 14), представляет Христа-отрока). Обычно Христос изображается в круглом медальоне, либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди Матери

Блок: 12/28 | Кол-во символов: 373
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/6472561/post436499453

Упоминания о подобной молитвенной позе встречаются ещё в Ветхом Завете, а первые рисунки Девы Марии с поднятыми и раскинутыми в стороны руками находят уже в римских катакомбах. Святыня выглядит величественно и монументально, поэтому статичную и симметричную композицию часто включают в стенные росписи и мозаики – например, так украшен собор Софии Киевской XI ст

Блок: 16/28 | Кол-во символов: 366
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/6472561/post436499453

Подобные реликвии бывают оплечными или поясными, но порой встречаются и фигуры в полный рост. Кроме того, икона Божией Матери «Оранта» традиционно размещается в верхней части алтаря. Она может быть элементом более сложных произведений, посвящённых Праздникам Покрова либо Вознесения, или же дополняться ликом Христа-Эммануила, вписанным в круглый медальон на уровне груди Мадонны

Блок: 17/28 | Кол-во символов: 383
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/6472561/post436499453

Смысл данного образа – заступническая молитва Пречистой Девы, Её защита и покровительство. Также эта святыня напоминает верующим о Благовещении, Рождестве Христовом и последующих событиях, вплоть до Второго Пришествия

Блок: 18/28 | Кол-во символов: 219
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/6472561/post436499453

Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип и связан он с темой Воплощения. В основе иконографической схемы лежат два текста: из Ветхого Завета — пророчество Исайи: «Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил» (Ис. 7.14) и из Нового Завета — слова Ангела в Благовещении: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1.35). В этих словах открывается нам тайна Боговоплощения, рождения Спасителя от Девы, рождения Сына Божия от земной женщины

Блок: 19/28 | Кол-во символов: 586
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/6472561/post436499453

Это находит свое выражение в иконографической схеме: Мария представлена в позе Оранты, то есть молящейся, с воздетыми к небу руками; на уровне Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила, находящегося в лоне Матери. Богородица может быть представлена в рост, как на иконе «Ярославская Оранта, Великая Панагия», или по пояс, как в «Курской Коренной» или в новгородской «Знамение», это не так существенно. Важнее другое — соединение фигур Богоматери и (полуфигуры) Христа, что передает одно из глубочайших откровений: рождение Бога во плоти, Мария становится Богородицей через воплощение Логоса. В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах которой Духом Святым зачинается Богочеловек. «Чрево Твое пространнее» — так величается Богородица в Акафисте. Мы Ее видим в момент предстояния Богу: «Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему» (Лк. 1.38). Ее руки подняты в молитвенном порыве (этот жест описан в Книге Исход. 17.11). В ярославской «Оранте» этот жест повторен и в фигуре Младенца, только Ее ладони раскрыты, а положение пальцев Эммануила иное — они сложены в благословение. В других вариантах Знамения Младенец в одной руке держит свиток — символ учения, другой благословляет. Одежды Богоматери традиционные — красный мафорий и синее нижнее одеяние. Таковы одежды Богоматери на всех иконах (за редким исключением), и, напомним, их цвета символизируют соединение в Ней Девства и Материнства, Ее земной природы и небесного Ее призвания. В ярославской «Оранте» одежды Богородицы заливает золотой свет (изображенный в виде крупного ассиста), что является выражением потоков благодати Святого Духа, излившегося на Пресвятую Деву в момент зачатия. По обе стороны от Марии изображаются силы небесные — либо архангелы с зерцалами в руках (ярославская «Оранта»), либо синий херувим и огненно-красный серафим. Присутствие в композиции ангельских и небесных сил означает то, что Богоматерь своим смиренным согласием участия в акте Боговоплощения поднимает человечество на ступень выше ангелов и архангелов, ибо и Бог, по словам св. отцов, не воспринял ангельский образ, но облекся в человеческую плоть. В песнопении, прославляющем Богородицу, так и поется: «Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим»

Блок: 20/28 | Кол-во символов: 2295
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/6472561/post436499453

Иконографическая схема «Знамения» может быть очень простой, как в новгородском варианте, а может быть развитой и усложненной, как в случае ярославской «Оранты». В композицию последней, например, включена не часто встречающаяся деталь, которая раскрывает литургический аспект этого образа. Это орлец — коврик под ногами Марии, такие используют в архиерейском богослужении. В данном случае орлец символизирует космичность служения Богородицы, которая предстоит Богу за весь род человеческий. Богоматерь стоит на орлеце как на облаке среди золотого сияния Божьей славы — Богоматерь есть новая тварь, преображенное творение, новый человек. Схема иконы Курской Коренной дополнена изображением пророков, соединенных между собой подобием процветшей лозы. У пророков в руках свитки их пророчеств. Все это символизирует то, что Богоматерь и Божий Сын, от Нее родившийся, есть исполнение всех ветхозаветных пророчеств и чаяний. Так, в разных иконографических вариантах при наличии общего иконографического ядра раскрывается одна и та же тема Боговоплощения, поэтому иконографический тип «Знамение» иногда именуют «Воплощение»

Блок: 21/28 | Кол-во символов: 1119
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/6472561/post436499453

Одним из вариантов иконографии «Знамение» является «Оранта». В данном случае Богоматерь представлена без Младенца в той же позе, с воздетыми руками. Примером такого варианта может служить образ «Богоматерь — Нерушимая стена» из Св. Софии Киевской (мозаика, Х в.). Здесь Богоматерь представлена как символ Церкви. Впервые Августин увидел в Богоматери — Церковь. Эта ассоциация получила в истории богословской мысли широкий диапазон толкований

Блок: 22/28 | Кол-во символов: 445
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/6472561/post436499453

Она защищает дом и семью от любых невзгод, бед и проблем, поддерживает в сложную минуту, дарит надежду и новые силы. Разновидностями этой реликвии являются «Нерушимая Стена», «Неупиваемая Чаша», Курская, Новгородская, Ярославская святыни

Блок: 24/28 | Кол-во символов: 239
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/6472561/post436499453

Поясные изображения икон типа «Великая Панагия» в древнерусской иконописи получили широкое распространение и стали называться «Знамение». Одно из значений славянского слова знамение — чудо. И действительно, изображение младенца Христа на лоне Богородицы — это символ самого величайшего чуда, чуда Боговоплощения, когда Безначальный и Невместимый Бог вместился в человеческое тело. Слово знамение родственно славянскому глаголу знаменаю — созываю, призываю к богослужению. Это раскрывает второй глубинный смысл данной иконографии: воздетые руки Богоматери, как символ молитвы; младенец Христос в круге, как символ Евхаристии; поручи на руках Божией Матери — символ сослужения всей Церкви своему Небесному Предстоятелю

Блок: 27/28 | Кол-во символов: 718
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/6472561/post436499453

6472561_0_4a4c3_830d4a65_XXL (649x135, 99Kb)

Серия сообщений «Иконы Божьей Матери»:

Часть 1 — AVE, MARIA!

Часть 2 — Символика образа Пресвятой Богородицы

Часть 3 — Тип икон «Умиление» (Елеуса)

Часть 4 — Тип икон «Путеводительница» (Одигитрия)

Часть 5 — Тип икон «Оранта» «Знамение», «Великая панагия»

Блок: 28/28 | Кол-во символов: 387
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/6472561/post436499453

Кол-во блоков: 45 | Общее кол-во символов: 26626
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

  1. https://omolitvah.ru/ikony/ikona-bozhiey-materi-oranta/: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 1234 (5%)
  2. https://dailyhoro.ru/article/ikona-bozhiej-materi-oranta/: использовано 7 блоков из 11, кол-во символов 4274 (16%)
  3. http://molitva-info.ru/ikony/ikona-bozhiej-materi-oranta.html: использовано 4 блоков из 4, кол-во символов 4720 (18%)
  4. https://www.liveinternet.ru/users/6472561/post436499453: использовано 19 блоков из 28, кол-во символов 9451 (35%)
  5. https://hranitel.club/563-bogomater-oranta: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 6947 (26%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий