Праздник Жен-мироносиц (Православный женский день) — история и происхождение, значение и смысл, традиции, когда и как праздновать

Какого числа отмечают Православный женский день (День Жен-мироносиц)? Вы узнаете об этом, если прочитаете данную статью на портале “Православие и мир”.

Блок: 1/2 | Кол-во символов: 186
Источник: https://www.pravmir.ru/pravoslavnyj-zhenskij-den/

День жен-мироносиц: женский православный праздник

Ряд  православных праздников наложился на древние языческие, а некоторые, напротив, получили новое осмысление после событий двадцатого века. Примером такого праздника стал день жён-мироносиц, православный женский день, ставший альтернативой Восьмому марта — празднику революционерок и феминисток.

Блок: 2/12 | Кол-во символов: 376
Источник: https://www.o-vere.ru/den-zhen-mironosic.html

Кем были жены-мироносицы?

Имен всех жен-мироносиц и подробностей их жизни, социального статуса и рода занятий мы не знаем, но церковное предание сохранило память о самых ярких среди них:

Икона Марии Магдалины

Имя Марии Магдалины известно далеко за пределами христианского мира. Когда Христос изгнал из женщины 7 злых духов, она в благодарность стала служить Ему верой и правдой. После Вознесения Спасителя Мария отправилась на проповедь в Италию, встретилась с римским императором и даже положила начало традиции дарить на Пасху красное яйцо.

Про Марию Клеопову очень мало сведений. Известно лишь, что она приходилась Иисусу Христу родственницей.

Иоанна была женой Хузы, чиновника при дворе Ирода Антипы. Благодаря занимаемой должности мужа и связям, Иоанна активно участвовала в обеспечении апостольской общины деньгами и продуктами питания. Женщина с почестями похоронила голову Иоанна Крестителя на Елеонской горе после его казни.

Марфа и Мария приходились сестрами праведному Лазарю, которого Христос воскресил накануне своего Входа в Иерусалим. Согласно преданию, они вместе с братом переехали на Кипр, где помогали ему в епископском служении.

О Сусанне также мало сведений. Из евангельского повествования можно сделать вывод, что женщина так же, как и Иоанна, оказывала общине материальную помощь. Сусанна была владелицей имения, которое позволяло ей помогать Христу и апостолам деньгами.

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 1387
Источник: https://media.elitsy.ru/otvety/pravoslavnyj-zhenskij-den-chto-otmechajut-na-prazdnik-zhen-mironosic/

История праздника

Большинство мирских людей празднует женский день 8 Марта. Торжество появилось чуть более 100 лет назад благодаря упорным усилиям знаковых феминисток из Германии. Этот праздник символизирует освобождение всех женщин от церковного «рабства». Однако 8 Марта отмечается только в России и не является международным днем.

Верующие чтят не только само торжественное воскресенье, но и последующую неделю. Среди православных людей принято поздравлять своих матерей, бабушек, сестер, дочерей и верных супруг.

О женщинах в православии:

В этот день особенно почитаются святые женщины, ранее всех других узнавших о божественном Воскресении Христа Спасителя. Увидев невероятное чудо, они стали его первыми проповедниками и слугами. В новом апостольском призвании эти жены понесли радостную весть о могуществе Всевышнего.

  • Первой последовательницей Мессии стала Мария Магдалина, которая известна своим великим раскаянием в распутной жизни и принятием церковных заветов.
  • Второй женщиной-проповедницей Божьего Сына является Мария Клеопова, Ее родословная вызывает множество разногласий: по сведениям некоторых источников, она — сестра Магдалены, по другим — жена брата Иосифа Обручника. Другие люди говорили о ней как о родительнице Иакова, Иуды или Симона.
  • В православный женский день вспоминают имя Иоанны, которая была верной ученицей Мессии. Она сопровождала других христианских послушников, а также тайным образом схоронила голову святого Крестителя, павшего от рук безжалостного Ирода.
  • В этот праздник отдают высокую религиозную честь Саломии, матери Иакова и Иоанна — верных учеников и вечных апостолов Спасителя. Воскресший Христос явился ей сразу после того, как Его узрела Мария Магдалена.
  • Православный праздник Жен-мироносиц чтит память сестер Лазаря, Марфы и Марии. Спаситель удостоил этих девушек своим светлейшим присутствием, он одарил их честными проповедями. Сестры искренне уверовали в Сына Божьего после того, как Христос воскресил Лазаря.
  • Сусанна — еще одно священное женское имя, упоминаемое в Евангелии. Об этой матери говорит Лука, восхваляя её как вечную слугу Мессии.

Все они являются теми личностями, благодаря которым Праздник Жен-мироносиц обрел широкую известность.

Важно! Существует распространенная легенда, гласящая о том, что Церковь всячески дискриминирует права женщин. Эти нападки основаны на недопущении их в сан священства. Западный мир ведет агрессивную борьбу с таким догматическим суждением, принижая достоинство мужчины. Однако православие всегда возвышало Богородицу и ставило её выше всех серафимов, окружающих трон Всемогущего Господа. Нет половых различий в процессе восхождения к Богу.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 2620
Источник: http://molitva-info.ru/calendar/prazdnik-zhen-mironosits.html

Событие, давшее начало торжеству

Мироносицы — женщины, жившие в тех местах, где проповедовал собственное учение Иисус Христос. Они радостно и с большой любовью встречали Спасителя в своих домах, считали Его истинным Мессией, верно ему служили и беспрепятственно следовали по его стопам.

Икона Святые Жены-мироносицы

  • Жены-мироносицы колоссально почитались на территории православной Руси. Религиозная нравственность, строгие традиции глубоко укоренились в умах нашего народа. Женщины Руси издавна отличались великим благочестием и духовностью, что отразилось на огромном почтении к этому торжеству. Обыкновенные крестьянки, представительницы дворянства, купечества и мещанства вели праведную жизнь, боясь греховных поступков. В их сердцах рождалось стремление к добрым делам, пожертвованиям, милосердным поступкам, угодившим Всевышнему Отцу.
  • Православная традиция чрезвычайно целомудренно относилась к священному таинству брака. Русская женщина отличалась верностью своему слову, данному на алтаре, который знаменует заветы Христа. Эти идеалы встречаются и в настоящее время.

Жены-мироносицы восхваляются за их несравненную кротость, смиренный нрав, бесконечное терпение и всепрощение. За эти богоугодные качества они и стали святым примером для восхваления.

Еще о женщинах, прославленных в лике святых:

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 1296
Источник: http://molitva-info.ru/calendar/prazdnik-zhen-mironosits.html

Святые праведные Иосиф Аримафейский и Никодим

Благообразный Иосиф, как именует его Священное Писание, был одним из семидесяти апостолов. Он происходил из города Аримафеи или Рамафы (Рамы) и был богатым и знатным членом Синедриона и также, как и Никодим, тайным учеником Христовым. Однако когда того потребовали крайние обстоятельства, он мужественно открыл свою веру и решился идти к Понтийскому Пилату, чтобы просить Святое Тело Господне для погребения. Как человек знаменитый и известный лично самому правителю, располагающий также и достаточными средствами к выкупу, он имел смелость поступать подобным образом. Внимая мольбе Пресвятой Богородицы, он презрел все страхи и опасения возможной последующей мести от иудейских старейшин. Получив разрешение снять Исуса с креста, похоронил Его в вырубленной в скале гробнице, принадлежавшей ему самому. Вместе с Никодимом Иосиф обвил тело Исуса плащаницей. Считается, что погребением в гробнице Иосифа Аримафейского было исполнено мессианское пророчество Исаии:

Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого (Ис. 53:9).

После участия в погребении Христа Никодим, по Преданию Церкви, был изгнан из Иудеи. А Иосифа Аримафейского заключили в оковы и бросили в ров, откуда он был спасен Ангелом. Впоследствии Иосиф, как говорит Священное Предание, вместе с Марией, Марфой и их братом Лазарем, которого воскресил Христос, проповедовал Евангелие в Галлии, на территории современной Франции.

Снятие со креста. Положение во гроб. Конец XVI — начало XVII вв. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Считается, что Никодим является автором одного из апокрифических Евангелий, время создания которого не установлено. Древнейшие части текста впервые появились на древнегреческом языке. «Евангелие от Никодима» состоит из основной части, которая называется Деяния Пилата, и приложения к ней — Сошествие во Ад, которое отсутствует в греческом варианте текста, являясь более поздним дополнением в латинском варианте.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 1962
Источник: https://ruvera.ru/nedelya_jen_mironosic

Праздничные действа

День святых жен мироносиц официально считается международным и отмечается во многих странах земного шара. Представительницы прекрасного пола дают жизнь, привносят идеалы доброты и полноценной любви, оберегают домашний очаг и являются крепкой опорой для супруга и детей.

Богоматерь — ярчайший и значительный пример, олицетворяющий идеал женского начала. Она продемонстрировала всепоглощающую любовь и бесконечное самопожертвование, родив и проводив на крестные муки Сына Божьего.

  • На мироносицкой неделе выделялось время для литургии в честь памяти об умерших. Для этого каждый приход в обязательном порядке проводил поминальный сорокоуст.
  • В Родительскую субботу люди отправлялись на кладбища и оставляли крашеные яйца на могилах. Эта традиция имеет некоторое отношение к языческим корням, прославляющим собственных предков. Торжество также имеет основание в символическом обожествлении природы и наступлении земледельческого периода.
  • Православный женский праздник ежегодно отмечается во всех христианских церквях Российской Федерации, а также за её пределами. В места веры стекаются ревностные паломники и обыкновенные миряне. Прихожане смиренно ищут опоры в диалогах с местными служителями. Пастыри, проводящие литургические ритуалы, поздравляют верующих с торжеством, желают света и большой радости.
  • Церковь отмечает не только подвиги библейских жен, но и всех матерей, трудящихся во благо христианской веры. Священнослужители особенно подчеркивают важность женского участия в делах Церкви. Для православия оно являются оплотом целомудрия, духовной чистоты и верности.
  • В воскресных школах учителя подготавливают вместе с юными учениками концерт для матерей, бабушек и сестер. Здесь разыгрывают сцены из Священных Текстов, где прославляются евангельские героини, святые женщины — продолжательницы людского рода.

Внимание! Этот день является официальным, христиане поздравляют своих матерей, супруг, сестер, бабушек и т. д. Для Церкви это торжество символизирует истинное целомудрие, нравственную чистоту и безграничную любовь женского начала.

Торжество Жен-мироносиц будет отмечаться г. На празднике вспомнят имена библейских матерей, которые принимали Христа в своем доме, вели Его на Голгофу и совершали помазание его тела.

Святые Жёны Мироносцы. Православный Женский день

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 2285
Источник: http://molitva-info.ru/calendar/prazdnik-zhen-mironosits.html

Приметы и поговорки

  • День выдался пасмурным – хлеб будет с сорной травой.
  • Если на дубе осталось много желудей, значит, год будет плодородным, а зима – студеной.
  • Распустился первоцвет – ближайшие дни будут теплыми.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 214
Источник: https://boooh.ru/den-zhen-mironosits-pravoslavnyj-zhenskij-den/

Мария Магдалина и жены-мироносицы

В Святом Евангелии и во всем Новом Завете святая Мария Магдалина упомянута не раз. Прозвище «Магдалина» свидетельствует, что она происходила из города Магдала, что к северу от Иерусалима.

В Евангелии от Луки евангелист упоминает, что Христос изгнал из Марии Магдалины семь бесов, однако как и когда это произошло — не говорит. Известный исследователь и писатель, протоиерей Николай Агафонов в романе «Жены-мироносицы» предполагает, что отца Марии убили разбойники, разорив семейный дом, и потому она помешалась от горя.

Ни в одном Евангелии, ни в одном первохристианском свидетельстве или римских исторических анналах нет упоминаний о том, что Господь Иисус Христос был женат или состоял в связи с Марией Магдалиной. Это стоит признать выдумкой позднейших историков.

Известно, что Мария Магдалина вместе с другими женами-мироносицами стояла у Креста Господня на Голгофе в то время, как все апостолы разбежались. Видя смерть Христа, все апостолы, испугавшись подойти к Его Кресту, предали Господа. У Христа, кроме апостолов и Его Матери, не было близких — и вот, оставленный почти всеми апостолами, Господь умирал на Кресте. Возможно, именно поэтому от старости скончался только один из апостолов, оставшийся со Христом во время Его смерти — апостол Иоанн Богослов; остальные, чтобы достичь святости, искупить свой грех и воссесть на престол в Царствии Небесном, должны были засвидетельствовать верность Богу. Они погибли мученической смертью, в то время как жены-мироносицы были у Креста, не боясь римских солдат, и впоследствии мирно несли учение Христа людям.

Блок: 5/12 | Кол-во символов: 1636
Источник: https://www.o-vere.ru/den-zhen-mironosic.html

Святые Жены-мироносицы. Картины

К теме Явления ангела Женам-мироносицам обращались мировые живописцы, такие как Карраччи Аннибале, Дуччо ди Буонинсенья, М.В. Нестеров и другие.

Маэста. Оборотная сторона. Жены-мироносицы у гроба Господня. Дуччо ди Буонинсенья. 308-11 гг. Музей Собора СиеныЖены-мироносицы у гроба Господня. Карраччи Аннибале, 1597-1598 гг.Жены-мироносицы. М.В. Нестеров. 1889 год

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 393
Источник: https://ruvera.ru/nedelya_jen_mironosic

Явление Христа женам-мироносицам после Воскресения

Во всех Евангелиях также рассказывается, что именно святой Марии Магдалине явился Христос одной из первых после Воскресения. Вместе с Марией Клеоповой, Саломеей, Марией Иаковлевой, Сусанной и Иоанной (точное число жен-мироносиц неизвестно) она хотела пойти ко гробу Христа, но пришла первой, и именно ей после Своего Воскресения Он явился одной. Сначала она приняла Его за садовника, очевидно, не узнав после Воскресения, но затем пала на колени и воскликнула: «Господь мой и Бог мой!» — поняв, что перед ней Христос. Интересно, что апостолы, собственно ближайшие ученики Христа, долго не верили женам-мироносицам, что Христос воскрес, пока Сам Он не явился им.

Неизвестно, что делали жены-мироносицы после Воскресения Христова- вероятно, проповедовали. В Деяниях апостолов — продолжении Евангелия от Луки — описано лишь житие святой Марии Магдалины. Она обошла многие города с проповедью слова Господня. Одним из важнейших эпизодов ее апостольской деятельности стала проповедь перед самим императором Рима Тиберием. Отметим, что к императору не приходили другие апостолы, только слабая женщина — святая Мария. Было принято приходить к императору с дарами, самые же бедные люди приносили хотя бы куриные яйца. Святая Мария рассказала о Христе, Его смерти и Воскресении Тиберию, однако он не поверил ей, сказав, что скорее принесенное ею в дар яйцо станет красным, чем человек воскреснет после трех дней во гробе. Когда святая протянула императору яйцо, оно окрасилось в красный цвет — с тех пор алый цвет стал символическим цветом Пасхи и пасхальных облачений священников.

На склоне лет она поселилась в общине христиан, возглавляемой святым апостолом Иоанном Богословом в городе Эфесе. (Однако по католическому преданию последние годы святой Марии прошли в Марселе — в Италии). Ей было открыто Самим Господом, когда придет ее последний час. Умерла она счастливой.

Блок: 6/12 | Кол-во символов: 1954
Источник: https://www.o-vere.ru/den-zhen-mironosic.html

Храмы в честь Жен-мироносиц

В честь святых Жен-Мироносиц освящена церковь в Великом Новгороде. Храм был возведен в 1510 году на месте одноименной, сгоревшей  в 1508 году деревянной церкви. Известно, что здесь стояла еще более ранняя постройка, обозначенная в летописи в 1299 году в числе 12 сгоревших  церквей. Строительство церкви заказал и профинансировал новгородский купец Иван Сырков. В 1536 году был построен придел во имя евангелиста Матфея, а затем — в честь Сретения Господня. В конце XVI века в складах церкви хранилась часть казны Ивана Грозного. Сейчас в храме  располагается Областной детский культурный центр.

Церковь Жен-мироносиц в Великом Новгороде

В честь святых Жен-мироносиц освящен храм в Пскове. Каменная Мироносицкая церковь была построена в 1546 году в центре некрополя, на месте деревянной на скудельницах (т.е. на кладбище с общими могилами убитых и умерших во время мора). Возведена она была на средства Московского (в то время Новгородского) митрополита Макария. 1878 году при церкви была построена единоверческая часовня, которая не сохранилась до наших дней. Мироносицкая церковь была закрыта в 1930-е годы. В 1989 году возвращена РПЦ.

Церковь Жен-мироносиц со Скудельниц

В Республики Марий Эл, селе Ежово Царевококшайского уезда, существовал Мироносицкий монастырь. Строительство его велось по указу царя Алексея Михайловича и связано с легендой о явлении чудотворной иконы с Женами-мироносицами на месте будущего монастыря. Икона была доставлена в 1647 году к царю в Москву и впоследствии помещена в церковь монастыря. Монастырь был основан в этом же году, но после Октябрьской революции был закрыт.

В г. Серпухове существовала церковь в честь святых Жен-мироносиц. Первое по времени известие о «бытности» здесь храма во имя святых Жен-Мироносиц относится к 1552 году. Около 1685 года храм был выстроен в камне. Мироносицкая церковь была разрушена в 1930-е годы.

Действующих старообрядческих храмов в честь святых Жен-мироносиц в настоящее время не имеется.

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 1982
Источник: https://ruvera.ru/nedelya_jen_mironosic

Традиции и обряды

Главные традиции в этот праздник — женские застолья; приготовление яичницы, курятины; обряды «кумления девушек» и «крещения и погребения кукушки».

— Это день женщины-христианки, которая несет мир в этом мире. В этот праздник вспоминают и Еву, первую грешницу, и Богородицу, которая даровала великое благо.

— Накануне Дня жен-мироносиц женщины договариваются, у кого будут отмечать праздник и собирают продукты. Главными блюдами застолья являются яичница и курятина. На празднике присутствуют только женщины. Мужчинам запрещено принимать участие даже в подготовке к торжеству (резать курицу и т.п.).

— В этот день проводится обряд «кумления девушек». Он подразумевает под собой выбор душевной подруги и обмен подарками.

— Второй обряд, который проводят женщины – «крещение и погребение кукушки». Он напоминает старославянский ритуал. Сначала куклу, которая сделана из травы «кукушкины слезки», «хоронят», а через определенное время «вырывают». Кукушка в этом случае символизирует женское начало, душу и потусторонний мир.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 1039
Источник: https://boooh.ru/den-zhen-mironosits-pravoslavnyj-zhenskij-den/

 Неделя Жен-мироносиц. Народные традиции

Маргоски или Маргоскина неделя — так называлась в черноземных губерниях (например, в Орловской) вторая неделя по Пасхе — неделя Жен-Мироносиц. Это празднество установлено исключительно для женщин. Пасхальные яйца приобретали здесь особенное значение, занимая в праздничном обряде главное место. Под Москвой этот женский праздник выражался в том, что храмы бывали переполнены замужними женщинами, вдовами и девушками гораздо больше, чем во всякий иной праздничный день, и при этом каждая из молящихся, подходя ко кресту после обедни, обязательно христосовалась со священником и давала ему яйцо, подобно тому, как на утрени Светлого воскресенья тот же обряд исполняли исключительно мужчины.

По Вятке мироносицкий праздник справлялся по-своему и назывался «Шапшиха». Обычай сводился к женской пирушке, которая устраивалась одной из участниц, по жребию. Чаще всего это была или вдова, или малосемейная. Женщины-устроительницы варили пиво и приготовляли обед к тому времени, когда остальные вернутся из церкви. Поздним вечером пир оканчивался плясками.

Где церквей было немного и приходы были удалены на значительное расстояние, в то же воскресенье с утра женщины и девицы забирались в ближний лесок, или даже хотя бы на такое место, где завязались кусты ракиток, с обрядовыми приношениями в руках, карманах или за пазухой — парой сырых яиц и парой печеных и крашеных. Шли с песнями, но по приходе смолкали, ввиду наступления торжественного священного обряда христосованья и кумовства. Каждая снимала с шеи крест и вешала на дерево; к нему подходила другая, крестилась, целовала его и обменивала на свой крест; с владелицей его потом поцеловалась, покумилась — стали считаться и зваться «кумами», «кумушками» вплоть до Духова дня. После этого женщины пели песни, жарили яичницу, пили квас.

Девушек-подростков приветствовали обыкновенно так: «Еще тебе подрасти, да побольше расцвести», а девице заневестившейся говорили: «До налетья (следующего года) косу тебе расплести надвое, чтобы свахи и сваты не выходили из хаты, чтобы не сидеть тебе по подлавочью» (в девушках), а женщинам высказывались пожелания иного характера: «На лето тебе сына родить, на тот год сам третьей тебе быть».

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 2214
Источник: https://ruvera.ru/nedelya_jen_mironosic

Душеполезное поучение в неделю Жен-мироносиц

Великий подвиг, терпение и мужество смогли проявить немощные и малосильные по своей природе женщины, когда, казалось, непроницаемая греховная тьма уже безвозвратно охватила всю Вселенную, ведь был распят и погребен Тот, Которого зовем мы «Солнцем правды» и «Светом миру». Ближайшие ученики Христовы отступили на время, но именно женщины следовали за Христом в самый тяжкий час по крестному Его пути и сподобились за то величайшей радости — услышать ангельское благовествование и первыми увидеть Воскресшего Спасителя. Ибо «должно бо бяше преже падшему племени под грех, и клятву наследовавшему, преже и Воскресение видети, и радость внушити» (Синоксарь).

Когда у Гроба сидела ночная стража, то для женщин не было никакой возможности приблизиться к нему. Но они желали отдать последнюю честь своему возлюбленному Учителю, над Которым с наступлением субботнего дня не успели, как было положено, совершить полный обряд погребения: Иосиф с Никодимом, за недостатком времени, смогли помазать Тело Господне только елеем со смирною. Поэтому женщины, движимые великой любовью и состраданием, желая лучше послужить даже погребенному Господу, чем иметь временное греховное наслаждение, приготовили многоценные благовонные ароматы и с нетерпением ожидали начала воскресного дня, когда по закону смогли бы продолжить начатое дело. Иудейские же священники, постоянно упрекавшие Спасителя за нарушение субботнего дня, в этом случае, напротив, полностью обнаружили злобное свое лицемерие, ибо, пренебрегая запрещением ради субботнего покоя, занимались различными хлопотами, чтобы приставить стражу и укрепить Господень Гроб железными печатями.

Великое землетрясение и явление ангелов весьма устрашило римских воинов. Едва пришедши в себя, они отправились возвестить о небывалом чудесном событии, поэтому женщины смогли спокойно и беспрепятственно подойти ко Гробу. Явление двух ангелов во Гробе говорило о Богочеловеческой природе Спасителя: ангел, сидящий в головах, указывал на Божество, другой, сидящий в ногах, на уничиженное воплощение Слова.

Иосиф и Никодим просят у Пилата Тело Господне. Фрагмент четырехчастной новгородской таблетки из Софийского собора. XV в.

Особое слово надлежит здесь сказать об Иосифе Аримафейском, повествование о котором есть у всех евангелистов. «Блаженный Иосиф из Аримафеи, еще служа закону, признал Христа Богом, почему и дерзнул на похвальный подвиг. Прежде Иосиф скрывался, теперь же дерзает на великое дело, положив душу свою за Тело Учителя и приняв на себя столь тяжкую борьбу со всеми иудеями. Как великий дар, дает ему Пилат Тело. Ибо Тело Христа как мятежника умерщвленного должно было быть брошено непогребенным. Впрочем, Иосиф, будучи богатым, возможно, что и золота дал Пилату. Получив Тело, Иосиф чествует его, положив в новой гробнице, в которой никогда никто не был положен. И это было по промышлению Божию, чтобы по Воскресении Господа не сказал кто-либо, что вместо Него воскрес другой мертвец, погребенный там прежде Его. По этой причине и гробница новая.

Не стал он размышлять: «Вот я богат и могу потерять богатство, если буду просить тело Того, Кто осужден за присвоение Себе царской власти, и сделаюсь ненавистным у иудеев», Иосифе Аримафейском так ни о чем подобном не размышлял сам с собой, но, оставив все как менее важное, просил одного Иосифе Аримафейском предать погребению тело осужденного. Пилат удивился, что Он уже умер, ибо думал, что Христос долгое время будет выдерживать страдания, как и разбойники, почему и спросил сотника, давно ли умер? То есть, неужели умер прежде времени? Получив тело, Иосиф купил плащаницу и, сняв Честное Тело, обвил ею, предавая погребению. Ибо он был и сам ученик Христа и знал, как почтить Владыку. Он был «благообразен», то есть человек почтенный, благочестивый, безукоризненный. Что касается до звания члена совета, то это было некоторое достоинство или, лучше, служение и должность гражданская, имеющие которую должны были заведовать делами судилища, и здесь часто подвергались опасностям от злоупотреблений, свойственных сему месту. Пусть слышат богатые и занимающиеся делами общественными, как достоинство члена совета нисколько не препятствовало добродетели Иосифа. Имя Иосиф значит «приношение», а «Аримафей» — «возьми оное». (Блаженный Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Матфея и Марка).

Счет дней в тридневном Воскресении Господнем  может вызывать некоторое недоумение, но Писание имеет сокровенный смысл. Блаженный Феофилакт Болгарский подробно разъясняет нам таинственный ход тех священных событий:

«Как насчитываются три дня? В восьмом часу пятка был распят; с этого до девятого —    тьма: это считай у меня за ночь; затем от девятого часа — свет: это день, — вот сутки: ночь и день. Далее, ночь пятка и день субботы — вторые сутки. Опять же ночь субботы и утро дня Господня, означенное у Матфея: во едину от суббот, на рассвете, ибо утро принимается во счете за целый день, — вот третьи сутки. И иначе можешь насчитать три дня: в пятницу Господь предал дух, это — один день; в субботу был во гробе, это — другой день; ночью Господнего дня воскрес, но от своей части и день Господень считается за иной день, так что вот и три дня. Ибо и об усопших, если кто умер около десятого часа дня, а другой — около первого часа того же дня, то говорят, что оба они умерли в один и тот же день. Имею сказать тебе и иной способ для того, как насчитать три дня и три ночи. Слушай же! В четверг вечером Господь совершил вечерю и говорил ученикам: «Приимите, ядите Тело Мое». Так как Он имел власть положить душу Свою по Своей воле, то ясно, что тогда же Он и заклал Себя, как преподавал Своим ученикам Тело, ибо никто не ест чего-либо, если прежде не было заколото. Считай же: вечером Он преподал Тело Свое, та ночь и день пятницы до шестого часа — вот одни сутки; потом, от шестого часа до девятого — тьма, а с девятого — до вечера опять свет, — вот и вторые сутки; опять ночь по пятке и день субботы — вот и третьи сутки; в субботу же ночью Господь воскрес: это — трое   полных суток».

Рассуждая о Воскресении Христовом, святые отцы указывают нам на удивительные контрасты. Действительно, в то время как слабые и неученые женщины получают вышнюю премудрость и дар благовестниц, старейшие церковные законоучители и толкователи Писания в иудеях являют в себе поистине окамененное нечувствие. Так, услышав от самых непредвзятых свидетелей, римских воинов, о великом землетрясении и явлении ангелов, не оставляют они своего богоборческого злодеяния, но дают немалую сумму денег для нелепого свидетельства о покраже, вовсе невозможной при тех обстоятельствах.

«Затем ученики приходят ко гробу и видят лежащие одни пелены; а это было знаком истинного Воскресения. Ибо, если бы кто-нибудь переложил тело, тот не обнажил бы его; и если бы кто украл, тот  не позаботился бы свивать плат и класть отдельно на особом месте. Посему евангелист предварительно сказал, что тело Христово погребено было со многою смирною, которая не хуже смолы приклеивает пелены к телу, чтобы мы, когда услышим, что плат лежал на особом месте, нисколько не верили тем, которые говорят, будто тело Христово украдено. Ибо вор не был бы так глуп, чтобы на дело излишнее употреблять столько старания и не подозревать, что чем долее будет им заниматься, тем скорее может быть пойман» (Блаженный Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Иоанна).

«Всякая душа, господствующая над страстями, называется «Мариею». Очистившись посредством бесстрастия, она видит в Исусе Бога и человека».

Радость ангельского явления получили женщины не иначе, как пострадавши и сораспявши себя для внешнего мира при Христовом распятии. Ибо ничто так не приближает нас к Богу, как добровольно страдание, которое мы терпим ради Него. Пасхальная радость более всего чувствуется после строгого многодневного воздержания. Так и Вечная Пасха невозможна для нас, если не подвигнем себя на лишения и скорби, ради исполнения заповедей и стяжания евангельских добродетелей, чтобы сподобиться в душевной и телесной чистоте достойно предстать перед Богом и видеть  Воскресшего Христа в неизреченной и непреходящей Его славе.

«Будем и мы, по примеру Иосифа, всегда прилагать усердие к добродетели и взимать оное, то есть истинное благо. Да сподобимся принять и Тело Исусово посредством причащения и положить оное во гробе, иссеченном из камня, то есть в душе, твердо памятующей и не забывающей Бога. Да будет душа наша иссеченной из камня, то есть имеющей утверждение свое во Христе, Который есть Камень. Да обовьем сие Тело плащаницей, то есть в чистое тело примем Его (ибо тело есть как бы плащаница души). Тело Божественное должно принимать не только в чистую душу, но и в чистое тело». (Блаженный Феофилакт Болгарский).

Материалы по теме:

Блок: 8/8 | Кол-во символов: 8708
Источник: https://ruvera.ru/nedelya_jen_mironosic

Жены-мироносицы — покровительницы женщин

Каждый православный христианин знает и почитает многих святых. Молитва ко Господу Иисусу Христу и Его Пречистой Матери — это обычное прошение, которое сопровождает жизнь верующего человека. Но зачастую нам кажется, что для Бога наши просьбы мелки, да и сомнения одолевают: услышит ли Он нас, смилостивится ли… В таких случаях молятся духовным покровителям — святым. Традиционно принято молиться в разных сферах жизни разным святым. Кроме того, у каждого христианина есть свой покровитель — тезоименитый святой. Находят святого покровителя по дате рождения.

У женщин с одним из самых распространенных в нашей стране именем Мария не будет трудностей с определением святой покровительницы — вы можете избрать своей святой равноапостольную Марию Магдалину. Святой Марии может молиться и каждый православный христианин: она является примером мужества, служения Богу и людям, силы воли.

Имя Иоанна также может служить примером распространенной святой покровительницы: в честь нее можно крестить девочек с именем Яна, Жанна, Ивана, Иванка.

Нужно хорошо знать жизнь и подвиги своего покровителя: мы не можем искренне полюбить своего святого, если не знаем его. Многие жития святых описаны в художественной литературе. В книге протоиерея Николая Агафонова «Жены-мироносицы» прекрасно описана жизнь святых покровительниц всех Марий, Жанн, Иоанн.

Женщины, носящие имена жен-мироносиц, могут служить Богу и людям проповедью, преподаванием Закона Божьего.

Блок: 9/12 | Кол-во символов: 1521
Источник: https://www.o-vere.ru/den-zhen-mironosic.html

Женщина в Церкви и почитание жен-мироносиц

Отметим, что в какой-то момент святая Мария Магдалина стала ассоциироваться в культуре с кающейся блудницей, несмотря на то, что Евангелие никак не говорит о ее грехах, только о том, что Христос изгнал из нее невесть откуда явившихся бесов.

В Средние века, по словам исследователей, доминировали три женских образа: женщина-искусительница, женщина-кающаяся и прощенная грешница и женщина-Царица Небесная, Богоматерь. Святая Мария Магдалина представала в образе кающейся грешницы. Именно она стала самой почитаемой святой среди простых прихожанок, верующих, которые не смели сопоставлять себя с Матерью Божией, но не хотевших искушать. Аналогию своей земной жизни христианки находили в кающейся Магдалине.

Множество женщин прославилось своим служением Церкви, и женский подвиг также не забыт в святых. Так, житие равноапостольной княгини Ольги — это потрясающее историческое свидетельство того, как жизнь одного человека по заповедям Божиим способна просветить целое государство. Учитывая непростое положение женщины в Древней Руси, неприятие русичами христианства и одиночество святой в христианской жизни, личность святой княгини Ольги вызывает восхищение. А у верующих людей — и большую радость от того, что святая приходит на помощь всем просящим ее милости и заступничества во многих бедах.

Самыми известными русскими блаженными также являются женщины — святая Ксеньюшка и святая Матронушка. Ксения Блаженная — одна из самых почитаемых и любимых народом святых, жившая в 18 веке. Матронушка, блаженная Матрона, святая Матрона Московская — все это имена одной святой, почитаемой всей Православной Церковью, любимой и родной для православных христиан всего мира. Святая родилась в XIX веке, а скончалась уже в 1952 году. Есть многие свидетели ее святости, видевшие Матронушку при жизни.

Блок: 10/12 | Кол-во символов: 1868
Источник: https://www.o-vere.ru/den-zhen-mironosic.html

Православный женский день — грех ли праздновать Восьмое марта

Сегодня праздник жен-мироносиц стал международным православным женским днем. В этот день ставят спектакли о святых, многие приходы завели добрую традицию, в ходе которой священники дарят всем прихожанкам цветы и небольшие иконки. Ученики воскресных школ дарят своим мамам и учительницам подарки, сделанные своими руками.

Однако не будет грехом и поздравить женщин «старой закалки», советского воспитания — мам, бабушек, теть — с Восьмым марта. Пусть это феминистский праздник с достаточно кровавой историей, в истории нашей страны он связан с теплом материнских рук, маминой заботой, бабушкиной радостью. Отметьте его, но не забудьте и день святых жен-мироносиц.

Молитвами святых жен-мироносиц да хранит вас Господь!

Блок: 12/12 | Кол-во символов: 870
Источник: https://www.o-vere.ru/den-zhen-mironosic.html

Кол-во блоков: 22 | Общее кол-во символов: 37559
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:

  1. http://molitva-info.ru/calendar/prazdnik-zhen-mironosits.html: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 6201 (17%)
  2. https://www.o-vere.ru/den-zhen-mironosic.html: использовано 8 блоков из 12, кол-во символов 9365 (25%)
  3. https://ruvera.ru/nedelya_jen_mironosic: использовано 5 блоков из 8, кол-во символов 15259 (41%)
  4. https://boooh.ru/den-zhen-mironosits-pravoslavnyj-zhenskij-den/: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 5161 (14%)
  5. https://media.elitsy.ru/otvety/pravoslavnyj-zhenskij-den-chto-otmechajut-na-prazdnik-zhen-mironosic/: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 1387 (4%)
  6. https://www.pravmir.ru/pravoslavnyj-zhenskij-den/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 186 (0%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий