День памяти пророка Илии (Ильи), называемый на Руси Ильин день, — один из важнейших народно-христианских праздников, с которым связано много традиций, примет, обрядов и запретов, в том числе самый известный — запрет на купание.
Источник: https://riafan.ru/1199868-ilin-den-2019-kogda-otmechaetsya-istoriya-tradicii-i-primety-pochemu-nelzya-kupatsya
Содержание
- 1 Истоки праздника
- 2 Ильин день – праздник 2 августа
- 3 Традиции празднования
- 4 Жизнь пророка Илии
- 5 2. Проповедник Единого Бога
- 6 Приметы на Ильи
- 7 Ильин день на Руси: традиции и обряды
- 8 Поговорки и приметы на Ильин день
- 9 Ильин день: запреты и суеверия, почему нельзя купаться
- 10 Чему научиться нам в житии пророка Илии?
- 11 Протоиерей Сергий Хмыров. Слово в день пророка Илии
- 12 7. Илия в исламе
- 13 8. Илья в фольклоре
- 14 9. Почитание пророка Илии на православной Руси
- 15 10. Чей покровитель пророк Илия?
Истоки праздника
Пророк Илия очень знаменит в православной традиции, и считается несгибаемым ревнителем веры в Господа. Честнейший святитель наставляет заблудшие души и покровительствует всем тем, кто искренне отдался вере.
Икона Житие пророка Илии
В подчинении преподобного служителя Господа находятся громогласные молнии и сильные дожди. К тому же он властен дарить плодородие обрабатываемым землям.
Дата торжества всегда неизменна, но может варьироваться в тех или иных христианских течениях. Католицизм вспоминает ветхозаветного пророка Илию 16 февраля, армянская церковь — в первый воскресный день после празднования Троицы. В исламе Илия считается небесным посланником и великим праведником, который вознесся к Отцу после своей кончины.
- История празднования берет свое начало с окрестностей горы под названием Кармил («святое место»), где проживали христиане, иудеи и мусульмане. Согласно Евангельским текстам, здесь Илия молился и одержал победу над языческими жрецами Ваала. В окрестностях Греции и на Ближнем Востоке, славящимся культом крестьянства, народ признавал за пророком власть над дождевыми осадками.
- Эти представления основаны на Библейском сюжете, в котором ветхозаветный пророк говорит о существовании Бога и демонстрирует Его могущество, наказывая население засухой до поры, когда в окрестностях перестанет править идолопоклонство. Молитвы святителя были настолько сильны, что не давали опуститься дождю на землю три с половиной года.
О днях почитания других праведников:
Почитание Илии на территории Византии началось в IX- X столетиях. Традицию празднования вознесения великого Божьего служителя на Небеса установил император Василий I, который чрезвычайно чтил этого святого. На торжествах демонстрировались театральные представления и различные увеселения.
Вознесение пророка Илия на огненной колеснице
Сразу после Крещения Руси ветхозаветный пророк чрезвычайно полюбился славянскому народу. Святитель органично вписался в новое религиозное течение государства и полноценно заменил бога-громовержца Перуна. В византийских и древнерусских представлениях Илия управлял небесной колесницей, пускал молнии в неверующих и преследовал ужасающего змия. В этот мифологический образ вложили и черты древнегреческого бога Зевса.
На заметку! По мнению некоторых исследователей, в конце IX столетия на Руси воздвигли храм в честь святителя. Сюда приходили крещёные варяги и давали честное слово соблюдать мирный договор 944 г. с Византией.
Альтернативная версия говорит о том, что этот собор находился в самом Константинополе и хранил в своих стенах накидку пророка Илии. Время клятвы совпало с торжествами, которые проходили в честь ветхозаветного святителя.
Источник: http://molitva-info.ru/calendar/den-pamyati-svyatogo-proroka-bozhiya-ilii.html
Израильское царство в IX веке до н. э
Жизнь Илии (точнее – только годы его общественного служения) описана в библейских хроникальных 3-й и 4-й «Книгах Царств» и отражает реальный религиозный конфликт того времени. Он появляется в истории уже зрелым человеком, так как о его происхождении известно лишь, что он – «фесвитянин из жителей галаадских» (3Цар.17:1). Главное дело пророка – борьба за веру в истинного Бога, за сохранение нравственных и социальных законов Моисеевой религии, из которой возросло поздне́е христианство. На это указывает и само теофорное имя Илия («Мой Бог – Яхве»).
После смерти царя Соломона (около 931 до н. э.) его блестящая монархия разделилась на два соперничающих царства – Израильское (со столицей в Самарии) и Иудейское, на территории которого остался Иерусалим. Вскоре Израиль, испытывавший культурную экспансию со стороны высокоразвитых соседей – Сирии и Финикии, оказался под угрозой полной утраты своей уникальной религиозной самобытности. Кризис достиг апогея в первой половине IX века до н. э., когда женой слабохарактерного царя Ахава (874–853) стала финикиянка Иезавель, дочь тирского царя-жреца Ефваала (Итбаала). Она стремилась полностью уничтожить богооткровенную религию Моисея и сделать культ своего бога Ваала (Бела) государственной религией Израиля. По приказу этой фанатичной язычницы алтари Яхве были разрушены, а Его служители перебиты.
Источник: https://azbyka.ru/days/p-groznyj-prorok
Это интересно: День памяти Серафима Саровского — история, традиции, значение и смысл, когда и как праздновать
Ильин день – праздник 2 августа
Ильин день в 2019 году – 2 августа
Ильин день в 2020 году – 2 августа
Ильин день в 2021 году – 2 августа
Ильин день в 2022 году – 2 августа
Ильин день отмечают 2 августа. Этот праздник посвящен самому первому Святому, которого стали почитать на Руси. В IX в Киеве был построен соборный храм, а княгиня Ольга возвела храм во имя пророка Божия Илии на севере Руси, в селе Выбуты. В Ильин день всегда молились об избавлении от засухи, ведь в те времена это означало голод и отсутствие урожая. Ильин день обычно выпадал на границу сезонов и считался серединой лета, когда время близится уже к зиме.
После Ильина дня обычно не плавали в водоемах. Существовало поверье, что можно утонуть. Многие придерживаются его до сих пор. А девушки в эти дни молились о замужестве, так как Ильин день сопровождался традиционным периодом свадеб. Современное православное понимание праздника далеко отошло от народных верований, имеющих отношение, скорее, к язычеству, чем к истинному почитанию Библейского пророка. Мы познакомим вас с историей о пророке Илии, расскажем о его житие и пророчествах. Святой пророк Илия посвятил себя служению Богу и был взять живым на Небеса. В Писании говорится о том, чтоб он был “сокрыт вихрем”, до него такой чести в Писании удостаивался лишь один человек.
Пророк Илия упоминается и в Новом Завете, удивительно также, что его почитают пророком и мусульмане. В Коране есть упоминание о пророке по имени Ильясин. В священной книге мусульман пророка Илию также отождествляли с другими людьми, которые избежали смерти и вознеслись на Небо живыми. Это было знаком особого расположения Господа и больших духовных заслуг, на которые способны редкие праведники. Христианам важно не забывать о том, что суеверия и обряды, схожие с языческими не относятся к Ильину дню в православном понимании. Ильин день также совпадает со светским праздником – днем ВДВ.
Илия (др.-евр. אֵלִיָּהוּ (Элийя́ху), אֵלִיָּה (Элийя́) — «Бог мой Яхве») — (1-я пол. IX в. до Р. Х.), один из ветхозаветных пророков.
Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание его служения (ср.: . 36) – ревностна борьба за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество.
Источник: https://www.pravmir.ru/ilin-den/
Традиции празднования
Праздновать день памяти пророка начали в Византии в ІХ-Х веках н. е. Люди устраивали представления и пиршества.
Фактически, Илья пришел на смену громовержцу Перуну, ведь обладал теми же возможностями. Его так же уважали, ему молились перед боем.
Именно поэтому День Ильи стал праздником воинов, в том числе авиаторов и десантников, а грозный Пророк Илья – часовым небес.
У славян было принято 2 августа поминать павших в бою воинов, приносить жертвы, освящать оружие, проводить ритуальные битвы.
Источник: https://fakty.com.ua/ru/lifestyle/20190802-den-proroka-illi-shho-treba-znaty-pro-svyato/
Жизнь пророка Илии
Пророк Илия – один из самых почитаемых святых Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным.
Святой пророк Илия действительно был пламенным ревнителем веры и благочестия, с малых лет он посвятил себя Единому Богу, жил в пустыне, проводил время в посте, молитве и благочестии. Его пророческое служение пришлось на царствование самого нечестивого израильского царя Ахава. Иезавель, жена Ахава, убедила мужа принять языческую религию.
В стране культивировалось поклонение Ваалу, народ отпал от истинной веры предков в Единого Бога, пророков израильских преследовали и убивали. Для вразумления царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, “молитвою небеса заключив”. После этого он, чтобы избежать гнева Иезавели, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо.
Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию.
Источник: https://www.pravmir.ru/ilin-den/
Яхве или Ваал?
Лукас Кранах Младший (1515–1586). Пророк Илия и жрецы Ваала (жертвоприношение Илии).
Ваал – это ханаанейский (финикийский) бог бури, дождя, плодородия и физической похоти. Культ Ваала и его супруги Астарты сопровождался «священной проституцией» (привлекавшей молодых израильтян), изуверствами и ночными радениями (как у некоторых сектантов) в особых рощах, вокруг огромных каменных фаллических изображений (по еврейски мацце́бы – «высоты», как смущенно переводит этот непристойный термин наша Библия). По дорогам слонялись женоподобные языческие жрецы, многие из которых были скопцами, и высокими голосами распевали ритмичные гимны, вводившие слушателей в экстаз.
В это время и появляется в нравственно погибающем Израиле пророк Илия. Он безбоязненно предрекает страшную засуху, посылаемую Богом для вразумления богоотступников (о ней свидетельствуют и финикийские тексты). Вскоре пересыхают последние источники; царь и народ убеждаются в правоте слов пророка и соглашаются с предложением Илии устроить между ним и служителями Ваала религиозное состязание, которое должно зримо открыть сомневающимся истинного Бога.
Царь Ахав и многочисленные израильтяне, собравшиеся у горы Кармил (давшей позднее название мужскому и женскому католическим орденам), на побережье Средиземного моря, воочию убеждаются в ложности Ваала. Автор Книги Царств не без юмора описывает, как языческие жрецы, скакавшие вокруг жертвенника весь день, громко вопившие и коловшие себя ножами, не смогли добиться от своего бога никакого знамения. Напротив, по молитве Илии, в которой он просил Бога явить Себя «в огне» и обратить сердца людей, ниспавшее с небес пламя поглотило дрова и лежавшую на них жертву, – причём жертву, обильно политую водой, что исключало сомнения в истинности чуда. Народ пал на колени и каялся в своем отступничестве, восклицая «Яхве (Господь) – вот Бог!», а Илия торжествовал победу. Языческие жрецы, развращавшие народ, были казнены. Вслед за этим хлынул дождь, и засуха отступила (3Цар.18:20-40).
Источник: https://azbyka.ru/days/p-groznyj-prorok
2. Проповедник Единого Бога
Современный Илии царь Израиля Ахав и его жена Иезавель были идолопоклонниками: они приносили жертвы языческому божеству Ваалу (Иезавель происходила из финикийцев, поклонявшихся ему, и сама была жрицей) и склоняли к этому народ. Илия открыто обличал царя и царицу, снискав тем самым ненависть последней.
В наказание за упорство царя в идолопоклонстве Господь посылает на страну зной. Три года не было с неба ни дождя, ни росы. Засуха прекратилась только по посрамившей жрецов Ваала молитве Илии.
Произошло это при следующих обстоятельствах.
Илия собрал на горе Кармил народ Израиля и жрецов Ваала и предложил сложить два жертвенника — Богу и Ваалу — и принести на них жертвы, но не поджигать ее. Если Ваал попалит свою жертву огнем с неба, то он и есть истинный Бог. Если Господь — истинный Бог Он.
Ваал, разумеется, своей жертвы «не принял». Бог же попалил не только жертву, но и дрова, каменный жертвенник и даже ров с водой, который по приказу Илии окружал жертвенник.
Народ Израиля покаялся и восславил Бога, а Илия собственноручно убил всех жрецов Ваала как тех, кто совращал людей. После этого он взмолился к Господу о дожде, и Господь призрел на его молитву.
Источник: http://ivnya.blagochin.ru/2015/02/04/svyatoj-prorok-iliya-prazd-02-avgusta/
Это интересно: Дмитриевская поминальная суббота — история и происхождение, значение и смысл, традиции, когда и как поминать усопших
Приметы на Ильи
Поскольку Илья считается повелителем гроз и ливней, многие приметы этого дня связаны с осадками. Дождь предвещает богатый урожай, а засуха – пожары.
Дождевая вода, собранная 2 августа, обладает особыми свойствами. Она смывает все болезни и защищает от сглаза и колдовства.
К слову, ранее Факты ICTV писали, когда Медовый Спас 2019.
Фото: Украинская автокефальная церковь
Источник: https://fakty.com.ua/ru/lifestyle/20190802-den-proroka-illi-shho-treba-znaty-pro-svyato/
Ильин день на Руси: традиции и обряды
Ильин день — важный праздник в народном календаре: Илья-пророк считается одним из самых популярных на Руси святых. Из уважения к грозному характеру этого святого Ильин день на Руси издревле связан с важными обрядами, традициями, суевериями и запретами.
Один из важнейших совестных обрядов — крестный ход, который проводился в этот день в каждом селе. Святого просили о помощи и защите от стихийных бедствий, а также от пожара и сглаза. После крестного хода следовала совместная трапеза сельчан, которая называлась мольба, и во время которой на столе стоял хлеб из зерна нового урожая. Во время крестного хода и общей трапезы у Илии просили заступничества и помощи.
Также в память о летних обрядах в канун праздника и вечером на Ильин день на берегах рек жгли костры, провожая лето и встречая осень.
Источник: https://riafan.ru/1199868-ilin-den-2019-kogda-otmechaetsya-istoriya-tradicii-i-primety-pochemu-nelzya-kupatsya
Поговорки и приметы на Ильин день
— Илья-пророк лето уволок.
— Илья-пророк бросил в воду ледышку.
— С Ильина дня ночь длинна — вода холодна.
— На Илью-пророка работа не впрок: работника молния сожжет.
— На Илью до обеда лето — после обеда осень.
— На Ильин день гроза — закрывай зеркала (то есть опасайся бед).
Источник: https://riafan.ru/1199868-ilin-den-2019-kogda-otmechaetsya-istoriya-tradicii-i-primety-pochemu-nelzya-kupatsya
Ильин день: запреты и суеверия, почему нельзя купаться
В этот день на Руси под строжайшим запретом была любая работа, особенно опасным считалось работать в поле: люди верили, что грозный Илья-пророк может испепелить ослушника молнией и наслать страшные бедствия на все село.
Также со 2 августа на Руси под запретом было купание в открытых водоемах, согласно легенде, в этот день Илья-пророк бросает в воду ледышку (или ледяной камень). В некоторых местностях говаривали 2 августа, что «Илья-пророк пописал в воду», которая после этого становится не только холодной, но и нечистой. На Руси Ильин день знаменовал окончание лета, а значит — и купаний. «Илья-пророк лето уволок» — самая характерная поговорка-примета на эту тему.
Суеверие, что со 2 августа нельзя купаться в открытых водоемах, очень живуче, хотя медики советуют не пренебрегать купаниями в отведенных для этого местах пока позволяет погода.
Источник: https://riafan.ru/1199868-ilin-den-2019-kogda-otmechaetsya-istoriya-tradicii-i-primety-pochemu-nelzya-kupatsya
Чему научиться нам в житии пророка Илии?
Митрополит Иларион (Алфеев)
Сегодня Церковь празднует память святого пророка Божия Илии. В Третьей и Четвертой книгах Царств мы читаем о великих делах пророка, о чудесах, которые он совершал перед лицом народа израильского. Читаем о том, как, чтобы доказать бытие истинного Бога, он призывает четыреста пятьдесят пророков Вааловых и приносит жертву Господу, а они приносят жертвы своим богам; и жертву пророка по его молитве попаляет Божественный огонь, жертв же лжепророков огонь не касается.
Мы читаем о том, как Илия приходит в дом бедной вдовы и воскрешает ее сына, о том, как пророк бежит от гнева нечестивой царицы Иезавели в пустыню и, не находя в себе более сил на пророческое служение, в отчаянии взывает к Богу: «Довольно уже, Господи; возьми душу мою». Но Бог утешает его, не только посылая ему воду и хлеб, но и таинственным, необычайным образом являясь ему «в тихом веянии ветра». Ощущая это легкое дуновение, Илия понимает, что Господь явился ему не в грозных явлениях природы – не в буре, не в землетрясении, не в огне, – но именно в легком дуновении ветра духовного. Этим дуновением Духа Святого Бог утешает пророка и дает ему новые силы.
Наконец, мы видим как Илия идет вместе со своим учеником пророком Елисеем, и Елисей узнает, что его учитель в этот день будет взят от него. Илия говорит: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя». И Елисей отвечает: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Илия сказал: «Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так». Вскоре явилась огненная колесница, и вихрь вознес Илию на небо. Это был человек, который при жизни воскрешал мертвых, это был пророк, который не увидел смерти, но был вознесен Богом в Царствие Небесное.
Жизнь пророка Илии научает нас тому, какими были истинные пророки, призванные Богом на особое служение, на особую миссию – возвещать людям о Боге. Пророки были гонимы, и мы слышали сегодня в евангельском чтении слова Христа: «Пророк не имеет чести в своем отечестве» (Ин. 4:44), – т. е. там, где он проповедует, он не бывает понят. У всех пророков были враги и недоброжелатели, люди, которые желали им смерти. Как и все люди, пророки имели свои немощи, и не всегда была им по силам та невероятно трудная миссия, которая была на них возложена – свидетельствовать о Боге людям, которые не хотели этого свидетельства слышать.
Читая о жизни других пророков, мы узнаем, что, когда Господь призывал их, некоторые из них отказывались. Один сказал, что он слишком юн, другой – Иона – вообще бежал от Лица Божия, сознавая, что нет у него сил исполнить возложенную на него Богом миссию. Пророк Илия в отчаянии просил у Бога смерти. Но пророков всегда подкрепляла благодать Божия, в своем служении они непосредственно соприкасались с Богом, встречали Его в личном духовном опыте.
Встречи эти бывали разные. Иногда Господь приходил в легком дуновении ветра, т. е. в некоем сокровенном духовном утешении, как это было с пророком Илией. Но бывало и так, что не только пророк, но и весь народ был свидетелем явления Божия, когда, например, тот же Илия с помощью огня решил показать, быть ли Господу или Ваалу Богом Израиля. В разные периоды человеческой истории Бог посылал людям пророков, чтобы от них люди услышали слово истины, чтобы они чудесами засвидетельствовали присутствие Божие и силу Божию. И во все эпохи пророки были людьми немощными – такими же, как мы с вами. Их пророческая миссия намного превышала их естественные человеческие силы, и они, не надеясь на собственные силы, искали помощи у Бога. Они просили у Бога духовного подкрепления в трудные минуты, когда были оставлены людьми, гонимы, когда враги искали их смерти. И Господь таинственным образом подкреплял их благодатью Святого Духа.
И еще одному научаемся мы из жизни пророка Илии – тому, что каждый пророк оставлял после себя духовное потомство. Пророки не были людьми, которые, подобно знаменитостям мира сего, ярко блеснув, исчезают. Пророки оставляли после себя учеников, поэтому дело, которому они служили, не умирало и после их смерти. Когда Илия был вознесен на небо колесницей Божией, Елисей взял его милоть, т. е. плащ, и ударил ею по воде, и вода расступилась, и Елисей понял, что духовное наследие пророка Илии перешло к нему. Нередко бывало, что ученики оказывались выше учителя, потому что дух, который был на одном пророке, переходил на другого и с еще большей силой действовал через него. Так духовное преемство переходило от одного пророка к другому, вплоть до последнего из пророков и первого из апостолов – Иоанна Крестителя. Затем оно переходило от одних апостолов к другим, затем к епископам, к священникам и ко всему народу Божию, который это благодатное свидетельство о Боге – также передавал из поколения в поколение; оно дошло и до нас, и ныне мы являемся его обладателями.
Потому, вспоминая ветхозаветных пророков, мы вспоминаем не каких-то людей, которые жили в древности и три тысячи лет назад прославились своими великими делами, но святых, духовное наследие которых продолжает жить в нашей Церкви. Вспоминая их и молясь им, мы надеемся хотя бы в малой степени проникнуться тем духом, которым они жили, и получить хотя бы частицу той благодати Божией, которая была дана им не ради них самих, но дабы помочь им нести нелегкую миссию свидетельства о Боге перед людьми, тот крест, под тяжестью которого и мы порой сгибаемся, не находя в себе сил, чтобы его понести.
Иногда мы говорим: Господи, это невозможно, этот крест слишком тяжел для меня. И тогда приходит благодать Божия в «веянии тихого ветра», и ее освежающее и укрепляющее дуновение дает нам новые силы.
Человеческий Лик Бога. М., 2000.г
Святой пророк Илия: житие, статьи, иконы, молитвы (+Видео)
Источник: https://www.pravmir.ru/ilin-den/
Илия в народной традиции и иконописи
Наши предки с глубокой древности благоговели перед этим угодником Божиим. В Киеве ещё до официального крещения Руси была церковь во имя Святого Пророка Илии (упоминается в «Повести временных лет» под 944-м годом).
Но в полуязыческой славянской традиции (от которой мы до сих пор не можем избавиться) Илия – могучий и грозный распорядитель самых страшных и благодетельных сил природы. Он посылает на землю молнию, гремит по небу, разъезжая в своей колеснице, карает тёмные адские силы, низводит на поля дождь и даёт им плодородие. В одном древнерусском сборнике находим такое объяснение: «Молния есть сияние огня сущаго вверху на тверди; небесный же огонь, то ты разумей огнь сущий, его же Илия молитвою сведе на полена и на всесожжение. Сего огня сияние есть молния». Коротко и ясно! С принятием христианства славяне вольно или невольно отождествили святого пророка Илию с Перуном, которого наши предки также считали главным распорядителем грома, молнии, дождя и других явлений стихии.
В отличие от других праздников, в «Ильин день» не совершали каких-либо значительных обрядов; в то же время к этому дню приурочено множество верований, календарных и хозяйственных примет, запретов. Большинство из них связаны с сельскохозяйственным календарём, а сам этот день, как правило, совпадал с началом жатвы. «До Ильи поп дождя не умолит, после Ильи баба фартуком нагонит», – читаем мы в словаре Владимира Даля. И еще: «Илья-пророк два часа светлого времени уволок», «Ильин день до обеда – лето, поле обеда – осень», «Илья лето кончает». Грустно, но это так, не за горами – «Первый Спас», действительный предвестник осени.
Русская иконография Илии сложна и разнообразна. Наряду с единоличными образами Илии среди других пророков (росписи куполов храмов, иконы пророческого ряда иконостаса), широкое распространение получили композиции, имевшие прообразовательное значение. Чудесное «Кормление пророка Илии вороном» (3Цар.17:2-6) – это ветхозаветный прообраз новозаветной Евхаристии, а «Огненное восхождение Илии на небо» (4Цар.2:8-14) – это указание на Вознесение Иисуса Христа. Представление об Илии как об одном из первых обитателей рая запечатлено в иконах «Воскресение-Сошествие во ад», где он вместе с Енохом встречает ветхозаветных праведников у райских врат.
Литература: Цветков В. Житие св. пророка Илии. М., 1900; Макашина Т. С. Ильин день и Илия-пророк в народных представлениях и фольклоре восточных славян // Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982. С. 83–101; Горшкова В. В. Служба И. Пророку и икона «Илия Пророк» из собрания Ярославского художественного музея // Литургия, архитектура и искусство Византийского мира. СПб., 1995 (Византинороссика. Т. 1). С. 138-146. Церковно-народный месяцеслов на Руси И. П. Калинского. М., 1997. С.149–152.
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
Источник: https://azbyka.ru/days/p-groznyj-prorok
Протоиерей Сергий Хмыров. Слово в день пророка Илии
Источник: https://www.pravmir.ru/ilin-den/
Из богослужения праздника (в русском переводе)
Стихиры на Господи воззвах
1. Милосердное Слово, Сын Божий! Ты, перенесший с земли на небо на огненной колеснице Илию Фесвитянина, по молитвам его спаси нас, православно Тебя хвалящих и с радостью совершающих божественную и спасительную память его.
2. Богом ублажаемый Илия! Ты еще раньше видел вразумляющее тебя пришествие Божие в землетрясении и в тихом ветре. Теперь ты, боговдохновенный, с удивлением сидя на четвероконной колеснице, дивно переселился на небо.
Тропарь пророку Илие
Илия славный! Он – во плоти Ангел, пророков основание, второй Предтеча (Предшественник) пришествия Христова. Он свыше послал Елисею благодать, чтобы ею отгонять недуги и очищать прокаженных. Поэтому и почитающим его обильно подаёт исцеления.
Кондак пророку Илие
О, Пророк и провидец великих дел Бога нашего, великоименитый Илия, словом своим удержавший изливающие дождь облака! Моли о нас Единого Человеколюбца.
Источник: https://azbyka.ru/days/p-groznyj-prorok
7. Илия в исламе
Пророка Илию в исламской традиции зовут именем Ильяс. Его жизнеописание вкратце повторяет библейскую биографию пророка: учил поклоняться Единому Богу, наказал за поклонение идолу Ваалу.
Некоторые толкователи Корана и исламские богословы считают, что Идрис (Енох), Хидр (пророк — учитель Моисея, также бессмертный; в Библии аналога нет) — другие имена Ильяса. Эсхатологического смысла, который вкладывается в фигуру Илии в христианстве и иудаизме, в исламе нет. Но вера в то, что он взят на небо живым, есть и в исламе — считается, что он путешествует по миру вместе с Хидром.
В более поздней исламской литературе и легендах Ильяс вообще становится полу-человеком, полу-ангелом.
Источник: http://ivnya.blagochin.ru/2015/02/04/svyatoj-prorok-iliya-prazd-02-avgusta/
Апостольское чтение на Литургии (пророку)
(Иак.5:10-20)
в качестве примера страдания и долготерпения возьмите пророков, которые говорили именем Господним. Вот, мы прославляем как блаженных выстоявших : о терпении Иова вы слышали и что́ совершил с ним Господь – вы увидели, потому что многомилостив Господь и милосерд.
Но прежде же всего, братья мои, не клянитесь ни небом, ни землей, и никакой другой клятвой; да будет же у вас: «да» – да и «нет» – нет, чтобы вам не подпасть под осуждение.
Страдает ли кто из вас – пусть молится. Благодушествует ли кто – пусть поет псалмы. Болеет ли кто из вас – пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем (оливковым маслом) во имя Господне. И молитва веры спасет изнемогающего, и воздвигнет его Господь; и если он совершил грехи, будут отпущены.
Признавайтесь друг пред другом в грехах и молитесь друг за друга, чтобы быть исцеленными. Многое ведь может усиленная молитва праведного.
Илия был человек, подобный нам, и молитвой помолился, чтобы не было дождя, и не было дождя на земле три года и шесть месяцев. И опять он помолился, и небо дало дождь, и земля прорастила плод свой.
Братия! Если кто из вас уклонится от истины, и обратит его кто-нибудь, – пусть тот знает, что обративший грешника с его ложного пути спасет душу от смерти и покроет множество грехов.
Источник: https://azbyka.ru/days/p-groznyj-prorok
8. Илья в фольклоре
Благодаря тому, что по пророчеству Илии в течение трех лет были заключены небеса и по его же молитве на землю пролился дождь, Илия часто ассоциируется с дохристианскими небесными божествами. Не последнюю роль в этих ассоциациях сыграл образ уходящего на небеса пророка — на огненной колеснице.
Уже в христианскую эпоху, в пятом веке поэт Седулиус с именем Илии связывал греческого бога солнца — Гелиоса — тем более, что оба эти имени очень близки по звучанию (имя «Илия» в греческой транскрипции звучит как «Элиас»).
В славянской традиции на фигуру Илии-Пророка были перенесены некоторые функции языческого бога-громовержца Перуна. А народ коми и вовсе ввел Илию в пантеон своих богов: Илья-пророк считается помощником одного из божеств-демиургов. Его атрибуты — огниво и кремень, которыми он высекает гром и молнию.
Источник: http://ivnya.blagochin.ru/2015/02/04/svyatoj-prorok-iliya-prazd-02-avgusta/
Евангельское чтение на Литургии (пророку)
(Лк.4:22-30)
все дивились тем словам благодати, которые Он говорил, и спрашивали: «Разве Он – не сын Иосифа?»
И сказал Он им: «Без сомнения, вы сейчас скажете Мне с присказкой: «Врач, исцели себя! То, что́ Ты, как мы наслышаны, сделал в Капернауме, сделай мол, здесь, у Тебя на родине!»» И Он сказал: «Аминь (истинно), говорю вам: не бывает пророк принят на родине своей. И ещё говорю вам в согласии с истиной, что много было вдов в Израиле во дни пророка Илии, когда заключено было небо на три года и шесть месяцев, так что по всей земле сделался голод великий; но ни к единой из них не был послан Илия, а был он послан к вдовице в Сарепту, в Сидонскую землю. И много было в Израиле прокажённых при пророке Елисее, и ни один из них не был очищен, а только Нееман, сириец».
И все в синагоге, слыша это, исполнились ярости. Они поднялись, и вывели Его вон из города, и повлекли к обрыву горы, на которой построен их город, чтобы сбросить Его с кручи. А Он, пройдя посреди них, пошёл Своим путем.
Примечания
«Твердь», согласно наивным космологическим представлениям библейских времен, – прозрачная перегородка, представляющая собой небесный свод, который не дает небесной воде затопить землю. К нему прикреплены Солнце и Луна и прочие «светила» (См. Книга Бытия 1 гл.).
Речь идет о сказанном Иисусом Христом в начале проповеди; смотрите предшествующие стихи этой главы.
Источник: https://azbyka.ru/days/p-groznyj-prorok
9. Почитание пророка Илии на православной Руси
Почитание пророка Илии на Руси было распространено еще до ее Крещения князем Владимиром. Первый храм, построенный в Киеве во время правления князя Игоря, был посвящен пророку Илии.
Святая равноапостольная княгиня Ольга после своего крещения построила храм, также посвященный пророку Илии, в своем родном селе Выбуты (Псковская область).
Источник: http://ivnya.blagochin.ru/2015/02/04/svyatoj-prorok-iliya-prazd-02-avgusta/
10. Чей покровитель пророк Илия?
2 августа — «день ВДВ». Воины в голубых беретах отмечают свой праздник широко, а те из них, кто исповедуют себя православными, не без гордости вспоминают, что в этот же день Церковь вспоминает пророка Илию. Поэтому в последнее время пророка Илию все чаще называют покровителем воздушно-десантных войск.
Нет ничего плохого в таком календарном символизме, тем более, что многие чудеса пророка были по-ветхозаветному воинственными. Важно вместе с тем не забывать главного: пророк Илия — покровитель верных Господу, ибо сам был верен Ему вопреки всем обстоятельствам, он же — наставник заблудших, ибо своими чудесами вразумил заблудший народ, он же — образец целомудренной жизни, ибо жил в чистоте, не состоя в браке…
Каждому он близок по-своему. Потому пророк Илия, от которого нас отделяют тысячелетия, — один из самых любимых в народе святых.
Источник: http://ivnya.blagochin.ru/2015/02/04/svyatoj-prorok-iliya-prazd-02-avgusta/
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:
- http://molitva-info.ru/calendar/den-pamyati-svyatogo-proroka-bozhiya-ilii.html: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 2661 (7%)
- https://fakty.com.ua/ru/lifestyle/20190802-den-proroka-illi-shho-treba-znaty-pro-svyato/: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 1505 (4%)
- https://riafan.ru/1199868-ilin-den-2019-kogda-otmechaetsya-istoriya-tradicii-i-primety-pochemu-nelzya-kupatsya: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 2352 (6%)
- https://www.pravmir.ru/ilin-den/: использовано 4 блоков из 7, кол-во символов 9535 (25%)
- http://ivnya.blagochin.ru/2015/02/04/svyatoj-prorok-iliya-prazd-02-avgusta/: использовано 9 блоков из 11, кол-во символов 7024 (19%)
- https://azbyka.ru/days/p-groznyj-prorok: использовано 8 блоков из 9, кол-во символов 14476 (39%)