Праздник Василия Великого — история, значение и смысл, традиции и литургия, когда и как праздновать

Святитель, родившийся в Кесарии (Каппадокия), приносил огромную пользу не только своим соплеменникам, но и народам других стран, а для христиан являлся истинным учителем и просветителем. День памяти Василия Великого торжественно отмечается 14 января каждого года. За заслуги перед Церковью Спасителя преподобный удостоился колоссальных почестей, имя его для христианства стало одним из самых значимых.

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 402
Источник: http://molitva-info.ru/calendar/prazdnik-vasiliya-velikogo.html

Суть празднования

Преддверие торжества Обрезания Христа называется в простонародье Васильевым вечером.

  • Славяне окрестили этот день «щедрым», потому что было принято доставать из закромов самые ценные вещи и продукты. На праздник резали домашний скот, чтобы сделать стол сытным и переполненным мясом. Главным блюдом у славян являлся жареный поросенок. На столе находились холодные и горячие блюда, пироги и свежеиспечённые блинчики.
  • Односельчане приходили в гости и пробовали поросенка. Каждый из них приносил пожертвования, которые отдавались на следующий день в храм или нуждающимся.
  • Обязательным блюдом становилась кутья (поминальная каша). В день памяти Василия Великого это блюдо делалось чрезвычайно «богатым», в отличие от постного, которое подавали на Рождество или Крещение. В такую кутью добавляли молоко, масло, всевозможные орехи и изюм. Застолье не уступало рождественской традиции.
  • После торжественного обеда существовал обычай похода к соседям. Люди просили друг у друга прощения за свершенные обиды. Они обменивались пожеланиями и поздравлениями.
  • В Васильев день молодые ребята ходили свататься к девушкам. Дети забавлялись тем, что рассыпали по избам семена ярового хлеба. Хозяйки собирали эти зерна и хранили до момента посева.
  • В день Великого Василия садоводы молились преподобному, чтобы он сохранил плодовые кустарники от нашествия прожорливых насекомых. Некоторые хозяева трясли деревья и причитали, как святой заступник прогонит прочь орды вредителей.

На заметку! Православные именины Василия Великого чрезвычайно напоминают рождественские коляды. 14 января также ходили по гостям и собирали различную снедь.

Святитель Василий Великий, Кесарийский (Каппадокийский), архиепископ

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 1690
Источник: http://molitva-info.ru/calendar/prazdnik-vasiliya-velikogo.html

История и происхождение

Достаточно часто в популярной православной литературе, предназначенной для прихожан, можно встретить такое утверждение, что святитель Василий Великий сократил древнее чинопоследование апостола Иакова, брата Господня, которое пришло к нам непосредственно из апостольской среды, а святитель Иоанн Златоуст, в свою очередь, сократил Литургию Василия Великого. Причем это мнение имеет достаточно высокий авторитет и в научной литературе XIX века. Но на самом деле все было не так и здесь надо сделать необходимое уточнение, которое должно приблизить нас к истине.

Полное чинопоследование Литургии имеет достаточно долгую историю своего становления и Литургия во времена Иоанна Златоуста по своему последованию достаточно сильно отличается от Литургии, служащейся в современных храмах. Но одна главная часть службы, ее смысловой центр, остается фактически неизменным — это Евхаристический канон, или как его называют греки — анафора. Вообще — наименование «Евхаристический канон» пришло к нам из латинского запада и является техническим термином западной литургики, поэтому в этом материале автор будет пользоваться тем названием центральной части Литургии, которое имеет православное происхождение. Мы будем рассматривать историю и происхождение именно центральных частей, потому что некоторые моменты в этой службе появились позднее, чем жили прославленные святители, именем которых и названы два основных формуляра Литургии в Православной Церкви.

История развития литургий Василия Великого и Иоанна Златоуста — это одна и та же история развития чина Литургии в городе Константинополе. История началась в IV веке, 11 мая 330 года, в день освящения «обновления» Константинополя, в Месяцеслове (календаре) Типикона эта память до сих пор указывается, хотя в официальных календарях она почему-то исчезла, и в основном закончилась в XIV веке с кодификацией (письменной фиксацией) служения Константинопольского чина литургий в монастырях Афона. Кодификация связана с именем Патриарха Константинопольского Филофея Коккина (1354-1355 и 1362-1376 гг., до патриаршества подвизался на Афоне). Чин Божественной литургии был введен во всех Православных Церквях, хотя на русской почве некоторые черты ранних чинов сохранялись и после XIV века — вплоть до Патриарха Никона и его книжной справы.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 2319
Источник: http://www.PravChelny.ru/publications/?ID=11693

Особенности богослужения

Литургия в честь преподобного имеет некоторую особенность. Это богослужение проводится 14 января, а также в воскресные дни Великого поста, Великий Четверг и Субботу.

  • Литургия длится намного дольше, чем богослужение Иоанна Златоуста. Верующие замечают: песнопения становятся протяжнее за счет увеличения текста молитв.
  • Главный священник тайно произносит евхаристический молебен, а хор заполняет паузы в божественной службе.
  • Далее вместо «Достойно есть» исполняют прошение «О Тебе радуется».
  • Имя святителя произносится два раза: в проскомидии (первой части литургии) и на отпусте.

День памяти Василия Великого ежегодно отмечается 14 января, а божественная литургия проводится в один день с торжеством Обрезание Господня.

Святитель обрел колоссальную славу среди христианских последователей: он вел строгую аскетическую жизнь, ежедневно изучал Священные текста и проводил много времени в молитвах. Изучив практически все науки, он получил сан епископа, что позволило ему вести борьбу с ересью арианства.

Читайте о святом:

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 1035
Источник: http://molitva-info.ru/calendar/prazdnik-vasiliya-velikogo.html

К древним источникам

Точку в споре, кто же действительно написал анафору Литургии Василия Великого и Иоанна Залатоуста, поставили исследования последних пятидесяти лет. Для этого понадобились как нахождение и издание древних литургических текстов, так и современные компьютерные методы. В результате оказалось, что анафора Василия есть результат редакторской правки древней анафоры Церкви города Кесарии Каппадокийской, в которой святитель Василий и был архиепископом, причем правку эту делал тот же человек, что написал известный трактат «О Святом Духе» — то есть, проще говоря, сам святитель Василий Великий. В столице империи эта анафора была введена никак не позже времени, когда епископом там был святитель Григорий Богослов (примерно 379-381 гг.).

В то же время, анафора Златоуста есть результат редакторской правки древней анафоры Антиохии, носившей имя Апостолов. Эта анафора сохранилась в нередактированном виде в сирийском переводе. Редактор анафоры, что доказывается филологическими методами — сам святитель Иоанн Златоуст. В Константинополе это последование было введено в годы его епископства. И если Литургия Василия Великого, как более ранняя, первоначально служилась по воскресениям и большим праздникам, то Литургия Иоанна Златоуста стала второстепенной, служившейся в непраздничные дни, будни и субботы. Более того, даже имя святителя Иоанна за этим чинопоследованием закрепилось далеко не сразу, еще Пято-Шестой Трулльский Собор (691-692 гг.) называет Литургию Златоуста «Литургией Апостолов».

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 1527
Источник: http://www.PravChelny.ru/publications/?ID=11693

Жизнеописание Василия Великого

Преподобный святитель обрел жизнь в 330 г. в Кесарии, городе Каппадокии. Родители Василия прославились ревностным служением христианству, они имели знатное происхождение. Дед и бабушка будущего святого испытали гонения со стороны императора Диоклетиана, а его дядюшка и двое кровных братьев служили епископами.

Василий получил лучшее образование, обучаясь в Кесарии и столице Византии, Константинополе. В Афинах молодой человек счастливым образом подружился с известным монахом Григорием Богословом, одним из Отцов Церкви.

  • Вернувшись в родные места, святитель занялся светскими деяниями. Однако по научению его сестры, которую звали Макрина, Василий приобрел вкус к аскетизму, покинул город и поселился в Понте, на побережье Черного моря. В середине IV столетия преподобный вознамерился совершить продолжительное путешествие по близлежащим монастырям, а в 360 г. он сопровождал епископов из Каппадокии на константинопольский синод.
  • Перед кончиной главы кесарийской церкви Василия рукоположили в пресвитеры. Святитель стал советником Евсевия, нового епископа. Однако последний не разделял строгого аскетического мировоззрения Василия на жизнь, поэтому преподобный удалился в безлюдную пустыню в надежде наладить монашеское существование.
  • Святитель привлек в свой приход Григория Богослова. Вместе они дали клятву жить в абсолютном воздержании: простой дом их не имел кровли, питались они очень скудно. Святители самостоятельно занимались посадкой деревьев, возили тяжести, рыли ямы и обтесывали камни. Василий носил только срачицу (рубашку) и простую мантию. Святые усиленно изучали Писания и работали над сборником нравственности. Своим примером преподобный Василий привлек в свою обитель множество истинных христиан. Вскоре на этом месте образовались монастыри.
  • В 365 г. святитель возвратился в родной город, чтобы вести борьбу против арианской ереси, которая распространилась по пришествии на трон императора Валента. Последний, узнав о противостоянии со стороны авторитетного священника, разделил Каппадокию на две части, что снизило влияние Василия.
  • Валент погиб в 378 году, а святитель, подорвавший здоровье строгим аскетизмом, отошел в мир иной спустя 12 месяцев. Незадолго, перед смертью, он передал право правления Константинопольской кафедрой своему другу Григорию Богослову. Церковь установила торжественно чтить память преподобного, ушедшего в день празднования Обрезания Господня.

На заметку! За выдающиеся заслуги перед христианской церковью святитель был назван Великим. Князь Владимир возвел несколько храмов в его честь. Многие правители получали имя Василий при Крещении. Части его мощей располагаются на Афоне и в Иерусалиме.

Святитель Василий Великий

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 2691
Источник: http://molitva-info.ru/calendar/prazdnik-vasiliya-velikogo.html

Связаны генетически?

Если задаться целью сравнить две анафоры, то увидим, что они совсем разные: порядок следования частей анафоры, богословие и словесные выражения. Но есть и общее между ними, анафоры достаточно быстро были гармонизированы в плане возгласов священника и устойчивых богословских и богослужебных оборотов (штампов), особенно это касается раздела поминовений. Это и наводило впоследствии некоторых на ту мысль, что анафоры связаны генетически. Хотя это и не так. Не может текст, в котором один порядок и взаимосвязь тем сюжета, быть сокращением текста с совершенно другим порядком и взаимосвязью тем.

Самые первые из дошедших до нас сборников литургических текстов, в частности так называемый евхологий Барберини, составленный во второй половине VIII века — свидетельствуют о том, что в это время главной в Константинополе была Литургия Василия Великого. Именно она выписана в тексте евхология (служебника) первой и помещена перед Литургией Иоанна Златоуста. Сам же текст Иоанновой литургии содержит пропуски и отсылки к тексту Литургии Василия Великого, которая, напротив, содержит полный текст молитв.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 1133
Источник: http://www.PravChelny.ru/publications/?ID=11693

Иконография

На подлиннике XVI столетия преподобный изображен в светлой фелони (ризе). Его правая десница совершает благословляющий жест, а в левой руке расположено Священное Писание. На подлиннике он демонстрировался фронтально и по грудь. В позднее время появились изображение в полный рост.

  • На святынях XI в. Василий Великий склоняется в молении, перед его ликом находится развернутый свиток со священным текстом.
  • В Византии XI столетия распространяется святыня с тремя Отцами Церкви (Великий, Богослов, а также Иоанн Златоуст).
  • На одном лике преподобный изображен сидящим за пюпитром, в сторону от которого исходит «река учения».
  • В московской иконописи наибольшей популярностью пользуются иллюстрации жития святого.

Первый храм, освященный в честь преподобного Василия, соорудил киевский князь Владимир. Подобные постройки были возведены в Вышгороде, Новгороде и Овруче. С XIII в. храмы стали строиться в Твери и Пскове.

Интересно! Святой учитель совершил несколько чудес при жизни. Он сумел очистить душу блудливой женщины и посмертно в образе бесплотного духа крестить своего лечащего врача.

Посмотрите видео о дне Василия Великого

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 1128
Источник: http://molitva-info.ru/calendar/prazdnik-vasiliya-velikogo.html

Десять раз в год

Литургия Иоанна Златоуста стала выходить на первое место только на рубеже X-XI веков, уже после периода иконоборчества. С чем это было связано — с меньшим размером молитв анафоры или по иным причинам, но она оттеснила Литургию Василия на второе место. В конце концов, дело дошло до того, что в современной практике Православных Церквей Златоустова литургия служится ежедневно, кроме неевхаристических дней Великого поста, а Литургия святого Василия Великого — только десять раз в году, но эти дни очень примечательны и являются одними из важнейших дней церковного календаря. Современный устав предписывает совершение Литургии святого Василия Великого в Великий Четверг, Великую Субботу, Навечерия Рождества Христова и Богоявления, пять воскресений Великого поста, а также собственно день памяти свт. Василия — 14 января. Таким образом, подтверждается правило, сформулированное известным литургистом Робертом Тафтом: литургическая структура подвергается наименьшим изменениям в наиболее важные дни церковного года. Безусловно, самыми важными днями церковного года для византийского обряда остаются Пасхальное трехдневие (от Распятия до Воскресения), построенное по его образцу богослужение Рождества и Богоявления, а также Великий Четверг и период Великого поста.

Устав Великого поста, который более архаичен, чем устав других времен церковного года, сохранил древний статус литургий Василия и Иоанна. До сих пор Литургия Иоанна Златоуста служится по субботам Великого поста, а Васильева литургия служится по воскресеньям, таким образом, Златоуст оказывается на второстепенном месте. Сохранившиеся в церковном уставе дни служения Литургии свт. Василия показывают, что ранее в Константинополе она предназначалась для всех воскресных и праздничных дней церковного года. Почему Литургия Василия Великого служится в навечерие Рождества и Крещения, можно прочитать в материале «Зимняя Пасха».

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 1918
Источник: http://www.PravChelny.ru/publications/?ID=11693

Время и дата Рождества Христова

Попытки установить год Рождества Христова по датам сопутствующих событий (годов правления императоров и царей) не привели к какой-либо конкретной единой дате. По-видимому, исторический Иисус Христос родился между 7 и 5 гг. до н. э. Дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году. В различных современных исследованиях даты рождения Иисуса находятся в интервале между 12 г. до н. э. до 7 г. н. э., когда проводилась единственная известная перепись населения в описываемый период.

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 558
Источник: http://volblag.cerkov.ru/2014/01/06/rozhdestvo-xristovo-smysl-istoriya-i-tradicii-prazdnika/

Сокращена или дополнена?

Теперь вернемся к популярной православной литературе и мнению о том, что Иоанн Златоуст сократил Литругию Василия Великого. К XV веку, когда в Византии уже успели забыть, что в древности существовало множество не исключавших друг друга анафор литургий, знали только о литургиях Василия Великого, и Иоанна Златоуста. А еще на память приходила Литургия Иакова, хотя и она вышла из практики литургического обихода Иерусалима в  XI-XII веков. Возможно, ее не забыли, так как упоминание о ней есть в канонах  Пято-Шестого Собора. А в обиходе Римо-католической Церкви вообще осталась только одно чинопоследование мессы.

В развернувшейся в это время греко-латинской полемике грекам нужно было как-то объяснить наличие у них самих двух литургий против одной мессы у латинян, а также подтвердить апостольское происхождение этих литургий. Римскую мессу, естественно приписывали апостолу Петру (хотя в более раннюю эпоху ее приписывали свт. Григорию Двоеслову). Вот и возникла легенда, связавшая между собой два памятника VI века —  литургию апостола Иакова и литургию 8-й книги «Апостольских постановлений» с литургиями Василия и Златоуста. Составители легенды не знали о сравнительно позднем происхождении этих текстов, веря в их апостольский авторитет. Иаков и Климент записали «Апостольскую Литургию», а потом Василий Великий ее «сократил», а Иоанн Златоуст «сократил» уже и так «сокращенную» до него Литургию Василия Великого. В действительности дело происходило как раз обратным способом — литургия всегда развивалась путем добавлений, к примеру: Василий Великий расширил анафору Кесарии, а Иоанн Златоуст — Антиохии; с течением веков к литургии добавились антифоны и малый вход; усложнился чин проскомидии.

Первое упоминание о версии последовательных «сокращений» было озвучено известным борцом с католиками святителем Марком Эфесским на Ферраро-Флорентийском Соборе, а в ее классическом виде, где она приписана свтятителю Проклу Константинопольскому (+446-447 гг.), версия известна благодаря Константину Палеокаппе, известному греческому фальсификатору XVI в. Константин Палеокаппа записал эту легенду, обработал ее, надписал именем святителя Прокла, младшего современника Иоанна Златоуста. В этом виде она вошла даже в собрание трудов Прокла. Поэтому нет ничего удивительного, что последующие комментаторы, в том числе, наши известные литургисты Иван Иванович Дмитревский, Евграф Иванович Ловягин и другие, доверяя авторитету свт. Прокла, ее повторяли снова и снова.  

Протодиакон Дмитрий ПОЛОВНИКОВ

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 2551
Источник: http://www.PravChelny.ru/publications/?ID=11693

Установление празднования Рождества Христова

Первые христиане были евреями и не отмечали Рождество Христово (согласно иудейскому мировоззрению, рождение человека — «начало скорбей и болей»). Для христиан более важным с вероучительной точки зрения был и является праздник Воскресения Христова (Пасха). После того, как в христианские общины вошли греки (и другие эллинистические народы), под воздействием эллинистических обычаев было начато празднование и Рождества Христова. Древний христианский праздник Богоявления 6 января идейно совмещал и Рождество , и Крещение Господне, ставшие впоследствии разными праздниками. Рождество Христово стало праздноваться отдельно с IV века.

Русская Православная Церковь, использующая юлианский календарь, празднует Рождество Христово 7 января по григорианскому календарю. Рождество входит в число двунадесятых праздников и предваряется сорокадневным постом.

Впервые о празднике Рождества Христова упоминается у Климента Александрийского. Во времена Иоанна Златоуста, как видно из его бесед, на Востоке днем праздника было определено 25 декабря.

Празднику Рождества Христова предшествует сорокадневный пост, известный под именем Рождественского или Филиппова. Канун или день навечерия праздника Рождества называется сочельником или сочевником, так как, согласно церковному уставу, в этот день полагается употреблять в пищу сочиво, т. е. сушеные хлебные зерна, размоченные водой. По сложившемуся обычаю, пост этого дня хранится до вечерней звезды. Уже в IV в. было определено, как праздновать навечерие праздника, если оно выпадает на воскресенье. В это время совершаются царские часы, называемые так потому, что на них положено возглашать многолетие царю, всему царствующему дому и всем православным христианам. Во время часов церковь вспоминает различные ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Христову. После полудня совершается литургия Василия Великого, если только навечерие не случится в субботу или воскресенье, когда совершается литургия Иоанна Златоуста. Всенощное бдение начинается великим повечерием, на котором церковь выражает свою духовную радость о Рождестве Христовом пением пророчественной песни: «яко с нами Бог».

Источник — сайт православного журнала «Нескучный сад» 

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 2263
Источник: http://volblag.cerkov.ru/2014/01/06/rozhdestvo-xristovo-smysl-istoriya-i-tradicii-prazdnika/

Кол-во блоков: 16 | Общее кол-во символов: 26007
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. http://molitva-info.ru/calendar/prazdnik-vasiliya-velikogo.html: использовано 5 блоков из 5, кол-во символов 6946 (27%)
  2. http://volblag.cerkov.ru/2014/01/06/rozhdestvo-xristovo-smysl-istoriya-i-tradicii-prazdnika/: использовано 6 блоков из 7, кол-во символов 9613 (37%)
  3. http://www.PravChelny.ru/publications/?ID=11693: использовано 5 блоков из 6, кол-во символов 9448 (36%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий