Девятого мая каждый год совершается особый обряд – поминовение усопших воинов. Таким образом священнослужители и верующие вспоминают погибших солдат и офицеров, которые отдали свою жизнь за веру, Родину и народ. В этот день поминаются все воины, погибшие от насильственной смерти или в результате причиненных страданий в годы Великой Отечественной войны с 1941 по 1945.
Источник: https://paranormalnost.ru/pominovenie-usopshih-voinov-9-maya/
Содержание
Возникновение традиции
В День Победы во всех православных церквях проводятся поминовения усопших воинов и мучеников, которые не вернулись с полей битв во второй Отечественной войне. Русское воинство постоянно получало укрепление духа через молитвы и иконы святых, которые оберегали их в тяжелое время лишений и боевых действий.
9 Мая Русская Православная Церковь поминает усопших воинов
Вера, Отечество и народ были и есть святыми ценностями для русского воина, и, несмотря на гонения церкви, в годы войны русский патриархат во главе с митрополитом Сергием разделял все тяготы военных лет.
В церквях не только проводились богослужения, но и собирались средства и вещи в помощь воинам, сражавшимся на поле битвы. Танковая колонна имени Дмитрия Донского была сформирована на пожертвования, сделанные христианами в православных храмах.
Поминовение усопших в 2019 году будет проходить так же, как проходило в 2018, и будет проходить в 2020.
Источник: http://molitva-info.ru/calendar/pominovenie-usopshih-voinov-9-maya-2019-goda.html
История
По свидетельству Иоанна Златоустого, уже в IV веке христиане в качестве церковного ритуала совершали Радоницкие обряды на могилах своих близких.
Во многих местах крестьяне верили, что раньше Радуницы поминать родителей нельзя, так как именно в этот день они впервые разговляются после Пасхи. В советские времена, когда многим посещать церковь было нельзя, люди приходили праздновать Пасху на кладбище. Таким образом, по сути, и Радуница, и Пасха праздновались в один день.
А. Е. Архипов. Радоница (Перед обедней). 1892
Поминовения у православных верующих свершаются в родительские субботы, которых в православном христианстве насчитывается 7, из них – 2 называются Вселенскими, когда происходят молебны за всех умерших на земле.
Источник: https://wanderings.online/radonitsa/
Традиции Радоницы
Раньше на Радоницу, с самого начала дня, хозяйка готовила особые продукты, которые следовало отнести на могилу к усопшему.
Традиционным блюдом считалось отварное куриное яйцо, как правило, зелёного или жёлтого цвета, что символизирует грусть и томление. Помимо яиц следовало приготовить кутью, блины и тонкие сухие лепёшки.
Существует и по сей день традиция поминать усопших такими блюдами.
Посещение могил родственников – главная традиция Радоницы. В старину на Радоницу, как и в наши дни, на могилы приносили пасхальную еду и пасхальные яйца. Если сейчас пасхальное яйцо просто кладут на могилу, то раньше было принято закапывать под крестом или, разбивая о крест, очищать и нищим на «помин души». Такой обряд назывался «христосование с родными».
Раньше еду, приготовленную для поминания, брали с собой, завёрнутой в ткань, и кушали прямо на могилке, зарывая в землю ту часть, которая приготовлена для покойника. Теперь этого не делают, а оставляют пищу у памятника или креста, чтобы любой прохожий мог помянуть погребённого здесь человека.
В. Перов “Старики родители на могиле сына”. На сюжет из романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”. Около 1874 года. Третьяковская галерея
Ещё одной традицией на Радоницу является угощение бедных, нищих и бездомных. В этот родительский день их немало на кладбище и им не принято отказывать. Им отдают часть принесённой с собой еды.
В некоторых местностях не было принято ходить на кладбище. Там считалось, что в этот день усопшие приходят в дома своих родственников. Для того чтобы их хорошо встретить, с самого утра растапливали баню, в которой клали для них на весь день и ночь чистое белье.
В это время в баню всем возбранялось заходить. С наступлением утра все домочадцы шли туда и искали следы, свидетельствующие о приходе усопших. Мыться в бане можно было только после окончания Радоницы.
В традициях Радоницы было обязательно ставить на подоконник воду и кусочки хлеба. Вечером устраивали поминальный ужин, где на столе обязательно стояли три лишних тарелки: для завтрака, обеда и ужина умерших. Оставшуюся после праздничной трапезы еду было принято раздавать нищим и бездомным.
Приметы на Радоницу
В древности считалось, что на Радоницу обязательно должен пойти дождь. Дети с утра бегали на улицу и взывали к небу, чтобы оно подарило им «священной воды». Ей умывались, ведь она, как считали наши предки, помогает исцелиться и очищает от грехов. Молодые девушки умывались такой водой, пропуская её через своё колечко, чтобы сохранить молодость и красоту на долгие годы.
“Вьюнец” на Радоницу
Вьюнец
На Фоминой неделе справлялся “Вьюнец”, или “Вьюшник”. Этот старинный обряд состоял в хождении под окнами с “вьюницкими” песнями в честь новобрачных, повенчавшихся с осени по весну. Движение компании по селению оживлялось шутками и забавами. Обряд напоминал зимнее колядование.
Весёлая нарядно одетая толпа, собравшись в условленном месте, двигалась из конца в конец селения и начинала “искать вьюнца и вьюницу” (молодых). Причём молодёжь это делала утром, а семейные мужчины и женщины — вечером.
Хороводы на Радоницу
Стучались под окном с особым припевом-причетом: «Вьюн-вьюница, отдай наши яйцы!» Где нет молодожёнов, там от непрошеных гостей отделывались тем, что, подавая несколько яиц, христосовались с кем-нибудь из них.
Девицы разыгрывали хороводы, а молодцы бились и борлись один на один, песни пели перед таким домом до тех пор, покуда виновники торжества не выйдут к ним сами и не вынесут угощения: яиц, пива, мёда, орехов, пряников, иногда денег детворе.
Источник: https://wanderings.online/radonitsa/
Случайные совпадения или Божьи проведения
- 22 июня 1941 года в первый день начала Второй Отечественной войны, когда гитлеровские войска напали на Советский Союз, в православных храмах звучали богослужения в честь всех святых, почивающих в земле Руси.
- Контрнаступления советских войск под Москвой началось 6 декабря, когда церковь отмечает день памяти Александра Невского.
- В день почитания апостолов Петра и Павла, 12 июля в 1943 году войска русской армии пошли в наступление под Курском. Была выиграна битва на Курской дуге.
- 4 ноября весь православный мир почитает Казанскую икону Богородицы. Именно в этот день в 1943 году был освобожден Киев.
- Воскресение Господне в 1945 году выпало на 6 мая, в этот же день русская православная церковь поминает Георгия Победоносца. В 1945 году в этот день практически закончилась война. 9 мая было официальное подписание договора о капитуляции немцев.
- В День Святой Троицы 24 июня Москва принимала первый парад Победы.
Ныне, когда прошло более 70 лет, как и раньше, благодарные потомки в молитвах поминают усопших во время войн и молятся за упокой их душ.
Источник: http://molitva-info.ru/calendar/pominovenie-usopshih-voinov-9-maya-2019-goda.html
^ III. Заключение
Рассмотренные нами воинские чины в их историческом развитии позволяют сделать вывод о том, что попечение Святой Церкви о воинах имеет довольно богатую и древнюю историю. Литургические формы воинских молитвословий были весьма разнообразными и имели в своем становлении и развитии определенные закономерности. Древние богослужебные книги, как правило, не приводят развернутых чинопоследований, даются лишь молитвы, которые произносились в определенных случаях в контексте существующих к тому времени чинов. Постепенно довольно краткий формуляр молитв начинает «обрастать» специально составляемыми последованиями. Структура их в этом развитии усложняется, и они превращаются в гармонично сбалансированные литургические конструкции, являющиеся свидетельством Предания и находящиеся в неразрывной связи с многовековой традицией Церкви. Славянская богослужебная практика отличается довольно интенсивным умножением воинских чинов. Появляются особые молебствия на благословение орудий, военного корабля и т.д. Это развитие иногда происходит не без влияния внешних установлений. В общем же, многообразное воинское богослужебное наследие является выдающимся произведением церковного творчества и раскрывает глубину Литургического Предания.
С.А. Ванюков,
преподаватель Православного Свято-Тихоновского
богословского института
1. См. Прилуцкий В., свящ. Частное богослужение в Русской Церкви в XVI и первой половине XVII в. К., 1912. М., 2000р. С. 318-324.
2. Goar J. Euchologion… Venetia, 17302. P.733.
3. De cerimoniis aulae Byzantinae (lib. 1.1-92), ed. A. Vogt. Le livre des ceremonies. Vol. 1. Paris: Les Belles Lettres, 1935. P. 84-88. De cerimoniis aulae Byzantinae (lib. 1.84-2.56), ed. J.J. Reiske. Constantini Porphyrogeniti imperatoris de cerimoniis aulae Byzantinae libri duo. Vol. 1 Corpus scriptorum historiae Byzantinae. Bonn: Weber, 1829.. Lib. 2. P. 616-619. Goar J. Euchologion… Venetia, 17302. P. 334.
4. Goar J. Euchologion… Venetia, 17302. P.733.
5. Выходы государей, царей и великих князей. М., 1844. С. 14, 30, 61.Георгиевский. Праздничные службы и церковные торжества в старой Москве. М., 1896. С. 83-85.
6. Goar J. Euchologion… Venetia, 17302. P.734.
7. Дмитриевский А.А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Т. 2.: EÙcolÒgia..
1901. С. 290.
8. Требник. М.: Печатный Двор, 1647. Л. 238. Последование молебных пений. М.: Синодальная типография, 1905. СПб, 1996р. Л. 15 об.-21 об.
9. Требник. М.: Печатный Двор, 1647. Л. 243.
10. Требник. М.: Печатный Двор, 1625. Л. 8. Требник. М.: Печатный Двор, 1636. Л. 445. Требник мирской. М.: Печатный Двор,
1639. Л. 327.
11. EÙcolÒgion tÕ Mšga. «Aq»naij, 1902. Sel. 591. Goar J. Euchologion… Venetia, 17302. P.642.
12. Первый тропарь 1 песни звучит следующим образом:«Крепкаго во бранех и сильнаго в крепости Господа, молим Тя верно: снити с рабы Своими во время снятия т. е. снития. со враги и победити их».
13. Goar J. Euchologion… Venetia, 17302. P.726.
14. Прилуцкий В., свящ. Частное богослужение в Русской Церкви в XVI и первой половине XVII века. К., 1912. М., 2000р. С.322.
15. Требник мирской. М.: Печатный Двор, 1639. Л. 333-336.
16. Goar J. Euchologion… Venetia, 17302. P.648-650.
17. Требник. Стрятин, 1606. Л. 419.
18. Дмитриевский А.А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Т. 2.: EÙcolÒgia..
1901. С. 288.
19. Прилуцкий В., свящ. Частное богослужение в Русской Церкви в XVI и первой половине XVII века. К., 1912. М., 2000р. С.322.
20. Канон с ирмосами 6 гласа. Первый тропарь начинается словами: «Державнаго в крепости и сильнаго в бранех Господа
рождши, Чистая…» Требник. Львов, 1645. Л. 261-267.
21. Евхологион Гоара приводит пять молитв Патриарха Каллиста. Пятая молитва, надписываемая EÙc¾ ˜tšra Øper toà cristwnÚmou laoà, в Львовском требнике опущена.
22. Требник. Львов, 1645. Л. 268-274.
23. Требник Митрополита Петра Могилы. К.: Тип. Печерской лавры, 1646. Ч. II. С. 136-157.
24. Там же. С. 157-182.
25. Goar J. Euchologion… Venetia, 17302. P.645-651. Дмитриевский А. А.Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Т. 2.: EÙcolÒgia.
1901. . 1901. С. 288.
26. Требник Митрополита Петра Могилы. К.: Тип. Печерской лавры, 1646.Ч. II. С. 245.
27. Последование молебных пений. М.: Синодальная типография, 1905. СПб, 1996р. Л. 111-117 об.
28. Требник (Большой). М.: Синодальная типография, 1884. СПб: изд. ТСЛ, 1995р. Л. 227 об. – 233 об.
29. Там же. Л. 233 об. – 234 об.
30. Последование молебных пений. М.: Синодальная типография, 1905. СПб, 1996р. Л. 15 об.-21 об.
31. Там же. Л. 105 об.-110 об.
32. Там же. Л. 111-117 об.
33. Там же. Л. 118 об.-120.
34. Там же. Л. 134 об.-145 об.
35. Этот возглас начинает еще нынешнее последование: Благодарения о получении прошения и о всяком благодеянии Божии.
См. Требник. М.,1991. С. 391-407.
36. Пение стихир в качестве тропарей не характерно для православного богослужения. Догматики также являются принадлежностью стихирной системы Октоиха и, по Уставу, поются на вечерне в заключение стихир на: «Господи, воззвах».
37. Присутствие в чинопоследовании молебна паримии не свойственно православному богослужению, поскольку молебен, уподобляющийся согласно Уставу утрене, в богослужебном сознании Церкви символически обозначающей новозаветные времена пришествия Мессии (о чем свидетельствует пророческий стих 117-го пс.:«Бог Господь и явися нам»), не совсем согласуется с чтением паримий, характерных для вечерни. См.: Никольский К., прот. Руководство к изучению богослужения Православной Церкви. М.: ПСТБИ, 2002. С. 99, 122.
38. Пение великого прокимна, отличающегося от обычного бoльшим количеством стихов, обычно бывает только на вечерне, на остальных службах суточного круга, имеющих прокимен, поются обычные (с одним, а не тремя стихами).
39. Исполнение полной (с первого, а не третьего прошения) сугубой ектении не встречается в общепринятых чинах молебствий.
40. Попало в данный чин под влиянием благодарственного молебна. См. Требник. Благодарение о получении прошения…
М.,1991. С. 405.
41. Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб, 1999. С. 45.
42. В том числе и в эту.
43. Типикон указывает 2 условия, необходимые для совершения в субботу Аллилуйного богослужения вместо службы с Бог Господь: если святой, память которого выпала на этот день, не имеет тропаря, и если настоятель желает отправлять службу по 13-й главе. Поскольку с увеличением количества святых, прославленных Церковью, уменьшается количество святых без тропаря – ведь службы новопрославленным святым, как правило, составляются полиелейные или бденные – Поместный Собор Русской Церкви 1917 года смягчил первое предписание Устава и допустил ради сохранения уникального типа богослужения совершение Аллилуйной службы и при шестеричном святом, обязательно имеющем свой тропарь. Однако при отправлении богослужения этот святой рассматривается как не имеющий тропаря. См. Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб, 1999. С. 51; Богословские труды № 34. М., 1998. С. 333.
Источник: https://azbyka.ru/obzor-istorii-pravoslavnyx-voinskix-chinoposledovanij
Роль Русской Церкви в Отечественной войне
Православная церковь во время войны принимала самое активной участие моральной, физической и духовной поддержке воинов и граждан, которые остались как в оккупации, так и в тылу.
Несмотря на то что в 40-е годы коммунисты запретили богослужения, многие священники были расстреляны или сосланы в Сибирь, в военное время Люди потянулись к Богу за помощью и правящая верхушка промолчала.
Воинов, погибших за родную землю, Церковь чтит с особой любовью
Митрополит Сергий собственноручно на машинке напечатал воззвание к священникам и пастве и распространил между людьми, передав пророческое послание о том, что победа будет за русскими. С этого времени уничтожение православия было приостановлено, священники возвращались из ссылок, прихожане потянулись в храмы. По разрешению Сталина был проведен Собор, на котором был избран Патриарх, им стал митрополит Сергий.
Батюшки служили не только в храмах, но и на передовой, с оружием и крестом в руках. Старшина Советской армии Лобачев, награжденный множеством орденов и медалей, окончивший войну в Праге, на самом деле был священником, будущим архимандритом Леонидом.
В звании майор закончил войну Извеков, который в будущем будет выбран Патриархом Московским и всея Руси. Православные знают его, как преподобный Пимен.
Многие воины, пережив ужасы войны, давали обет Богу и впоследствии становились священниками, посвящая жизнь Творцу.
Митрополит Калининский и Кашинский Алексий в войну был пулеметчиком. Диаконом в Киевском храме всю жизнь прослужил Крамаренко, кавалер орденов Славы трех ступеней. Этот список можно продолжать до бесконечности.
Важно! При поминовении воинов священнослужители с особым почитают о святом Луке, который в войну был священником и хирургом.
Источник: http://molitva-info.ru/calendar/pominovenie-usopshih-voinov-9-maya-2019-goda.html
Помощь православных верующих
Православные христиане:
- служили в госпиталях;
- помогали ухаживать за ранеными;
- утешали тех молитвой и теплотой души;
- ободряли инвалидов.
Семьи воинов, воюющих на фронте, были под особой опекой православной церкви. В храмах постоянно собирались посылки для детей-сирот.
Во время великой беды народ и церковь были едины. В дни празднования дня Победы нельзя не помянуть тихого молитвенника иеросхимонаха Серафима Вырицкого, который много часов проводил в молитвах за русский народ. Прося у Бога победу.
Важно! Людская память не забывает об усопших военных, которые пали в борьбе за свободу России. В этом сила Святой Руси и ее непобедимость.
Проповедь в День поминовения усопших воинов 9 мая
Источник: http://molitva-info.ru/calendar/pominovenie-usopshih-voinov-9-maya-2019-goda.html
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:
- http://molitva-info.ru/calendar/pominovenie-usopshih-voinov-9-maya-2019-goda.html: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 4467 (25%)
- https://azbyka.ru/obzor-istorii-pravoslavnyx-voinskix-chinoposledovanij: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 8675 (49%)
- https://wanderings.online/radonitsa/: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 4274 (24%)
- https://paranormalnost.ru/pominovenie-usopshih-voinov-9-maya/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 409 (2%)