Праздник Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресение) — история и происхождение, значение и смысл, традиции, когда и как праздновать

В шестое воскресенье Великого поста Православная Церковь отмечает Вход Господень в Иерусалим. В народе этот праздник называют Вербным воскресеньем. С него начинается Страстная седмица – важнейший и заключительный период поста.

Блок: 1/4 | Кол-во символов: 226
Источник: https://media.elitsy.ru/otvety/vhod-gospoden-v-ierusalim/

Суть праздника

Событие оказало главенствующее влияние на жизнь Сына Божьего. Оно описывается четырьмя апостолами-евангелистами. Торжественный приход Искупителя в иудейскую столицу накануне Пасхи предшествует Мучениям Христе Боже на Голгофе и был описан в ветхозаветных пророчествах.

Важно! Православная Церковь ежегодно проводит праздник, где прихожане и служители вспоминают это грандиозное событие. Его отмечают в воскресенье, которое идет перед Пасхой. Соответственно, праздник входит в ранг переходящих торжеств. В 2019 году Вербное воскресенье намечено на 21 апреля.

Событие имеет и другое наименование: Неделя пальмовых ветвей (ваий). Эти атрибуты занимают главное место в символике торжества и литургического расписания. Святитель Амвросий объясняет это положение и дает трактовку.

  • Он говорит, что дела милосердия аллегорически обозначаются через исходящий из масличного дерева специфический елей, заживляющий раны и избавляющий от различных недугов.
  • Белые кончики финикового дерева символизируют то, что после жизни, преисполненной скорбями и страданиями, верующих ожидает чистый свет отеческого блаженного дома.

На заметку! На Руси пальму заменили на ветви вербы, поэтому торжество обрело название Вербного воскресенья. Впрочем, для традиции славян известно наименование Недели цветоносной.

Православное Празднование Входа Господня в Иерусалим отдает почтение Живому Богу, идущему на смерть. Народ, принявший Его с восхвалениями и любовью, вскоре вынужден сопроводить Христа на Голгофу. Символическое посещение Святого Града отныне празднуется во всем православном мире.

Торжество призвано склонить людей к пониманию деяний Господа и переосмыслению собственной жизни.

Икона «Вход Господень в Иерусалим»

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 1702
Источник: http://molitva-info.ru/calendar/prazdnik-vhod-gospoden-v-ierusalim-verbnoe-voskresenie.html

Краткая история праздника входа Господа в Иерусалим

В 30-е г. нашей эры вокруг Святого Града стали появляться слухи о неком путешественнике, который творит чудеса, исцеляя смертельно больных и воскрешая мертвецов. Народ твердил, что слепые прозревают, а прокаженные получают здоровую кожу. Эти чудесные метаморфозы совершал Иисус Христос, названный Спасителем людского рода.

У Сына Божьего в короткие сроки появляется колоссальное количество последователей, разносивших добрую молву о своем учителе. Простой народ видит в Христе счастливое будущее и избавление от римского ига.

Правительство Святого Града не разделяло торжественного настроения людей, потому что Мессия являлся тем аргументом, который мог пошатнуть или вовсе уничтожить существующий порядок.

И вот настал день Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье). Христос вознамерился посетить столицу иудейского царства. Божий Сын попросил своих учеников найти для входа в град молодого осла и отправился на животном к главным вратам. В те времена въезд в город на коне расценивался как объявление войны, поэтому Спаситель выбрал существо, которое показало его чистые намерения.

О других двунадесятых праздниках в честь Господа:

Встречающий люд ликовал и устилал путь Христа листьями пальмы и собственными одеждами, демонстрируя уважение и бесконечную любовь к Сыну Бога. За осликом бежали дети, матери, отцы и старики, размахивавшие ветвями. Православный праздник Вход Господень в Иерусалим символизирует веру иудейского народа в Спасителя, Отца-Бога, пришедшего для несения добра и гармонии. Однако через четыре дня эта же масса народа будет требовать распятия Мессии.

На заметку! В послании от Матфея говорится о паре животных — матери-ослице и молодом осле. Возникает противоречие в текстах, когда говорится, что он сел на них одномоментно. Для разрешения вопроса предлагают несколько версий. Самая рациональная: животных было два, чтобы молодая особь не ощущала страха и волнения перед шумным народом во время въезда.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 1979
Источник: http://molitva-info.ru/calendar/prazdnik-vhod-gospoden-v-ierusalim-verbnoe-voskresenie.html

События праздника

Все четыре евангелиста описывают события Входа Исуса Христа в Иерусалим, дополняя повествование друг друга некоторыми деталями. Накануне, в субботу, Господь воскресил праведного Лазаря, и это событие также вошло в число двунадесятых праздников. На следующий день Спаситель просит своих учеников привести к Нему молодого осленка и на этом животном, символизирующем Ветхозаветный Израиль и языческий мир, Христос въезжает в Иерусалим. Молва он Нем быстро распространилась по округе, и встречать Господа вышел весь народ. Дорогу Исусу устилали одеждами и ветвями вайи, как царю. Народ всю дорогу осыпал Спасителя словами:

«Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф. 21:9)

Войдя в Иерусалим, Христос направился в храм, где перевернул все прилавки и выгнал торговцев с меновщиками. Здесь Господь напомнил людям о предназначении Божьего дома: «дом Мой домом молитвы наречется» (Мф. 21:13). В храме к Спасителю подошли слепые и хромые, немощные люди и получили исцеление от болезней. За всем происходящим в течение дня внимательно наблюдали недоброжелатели Исуса в лице фарисеев и книжников. Они были потрясены тем, что даже маленькие дети в храме воспевали осанну Сыну Давидову.

Поклониться Христу пришли и некоторые римляне из бывших в Иерусалиме. Фарисеи искали встречи с Иисусом и попросили помощи у Его учеников. Узнав об этом Господь сказал, что

«пришел час прославиться Сыну Человеческому» (Ин. 12:23).

Вход Господень в Иерусалим

Спаситель объявляет о Своей скорой крестной смерти и необходимости верующим в Бога следовать за ним через отречение от мира. На слова Господа «Отче! прославь имя Твое» (Ин. 12:28) ответил голос с небес: «и прославил и еще прославлю» (Ин. 12:28). Народ был потрясен эти явлением, не все поверили в «голос», посчитав его громом. Христос еще раз призывает людей следовать за «Светом», то есть Божественной Истиной, и уходит в Вифанию.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 1886
Источник: https://media.elitsy.ru/otvety/vhod-gospoden-v-ierusalim/

История события

Хронология развернувшихся у стен Святого города событий, подробно описывается четырьмя евангелистами. Найти упоминание этого события и его толкование можно найти в:

  • Евангелие от Матфея;
  • Евангелие от Марка;
  • Евангелие от Луки;
  • Евангелие от Иоанна.

Несмотря на небольшие расхождения в толковании мелких деталей события, суть передается одинаково всеми четырьмя источниками. Вхождение Господа в Иерусалим произошло в воскресенье ровно за 1 неделю до празднования Пасхи. Также это событие предшествовало распятию Христа. Именно поэтому сложно не дооценивать значение этого праздника как исторической даты – посещение Христом древнего города перед окончанием своего существования в теле.

Вхождение Господа в Иерусалим произошло после посещения им села Вифании. Чудо воскрешения Лазаря, которое также отображено в евангелие, в православии считается важным свершением, которому сопутствует соответствующее богослужение. День Воскрешения Лазаря празднуется в субботу, непосредственно перед днем входом Христа.

В Святой Город Спаситель отправился с компанией наиболее преданных последователей, принявших его учение. Оказавшись на вершине Елеонской горы, Христос приказал своим ученикам спуститься в город и найти ему ослика, который еще не бывал под седлом. На нем он и должен был спуститься в Иерусалим, пройдя сквозь главные ворота города. Молодой ослик должен был стать символом чистоты и в дальнейшем мог бы послужить жертвенным животным. В соответствии с традицией паломники, посещающие Святой город, в знак смирения должны вступать в него – спешившись.

Вхождение Господне в Иерусалим произошло в присутствии тысяч жителей города, вышедших поприветствовать Спасителя. Христа встречали криками «Осанна», что в переводе с иудейского означает «Спасение». Многие из историков склонны полагать, что этот возглас был обусловлен тем, что встречающие его люди уже знали, что спаситель воскресил Лазаря и приветствовали Христа именно как спасителя, способного воскрешать умерших.

Когда вошёл Иисус Христос на ослике, дорогу перед ним устилали ветвями деревьев растущих в городе (вербами), поэтому по-другому этот праздник называется: “Вербное Воскресенье”. В частности использовались финиковые и пальмовые ветви, называемые – вайи. Некоторые люди устилали дорогу перед ним своими одеждами. Это должно было продемонстрировать смирение перед волей Спасителя, поклонение ему и признание его Мессией. Праздник представляется как появление спасителя, которого встречают ликующие толпы, знающие о том, кто он и с какой целью посетил город.

В толковании праздника можно встретить некоторые расхождения у евангелистов. В частности все, кроме Иоанна, видят в этом благословенный знак и в их описании люди, встречающие Господа, искренне ликуют появлению спасителя, разделяя благостность его намерений. Иоанн же, напротив, представляет толпу встречающих – с уходом в реализм с учетом дальнейших событий.

Совет. В этот праздник обязательно сходите на исповедь!

Многие в толпе, в дальнейшем, будут преследовать Христа, станут виновниками и последующего распятия. Но независимо от толкований во всех источниках такое событие описывается как одно из наиболее значимых путешествий Христа за годы его странствий.

Вербное воскресенье, праздник Вход Господень в Иерусалим

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 3209
Источник: http://proruschurch.ru/vhod-gospoden-v-ierusalim/

Правила и особенности храмового богослужения в этот день

Праздник входит в перечень двунадесятых праздников, подтверждающими его происхождение и закрепляющими веру в него. Значимость праздника сложно переоценить, особенно с учетом того, что произошедшее упоминается во всех писаниях Христа того периода. Встречается православными всех стран с надеждой на очищение душ и помыслов. Праздник предполагает ряд богослужений проводимых в храмах накануне, а также непосредственно во время его празднования.

Храмовые богослужения в день Входа Господнего в Иерусалим трансформировались со временем. В разные века происходили по-разному, имея, тем не менее, схожие характеристики в проведении определенных ритуалов. Стоит вспомнить одно из первейших традиционных служений по Иерусалимскому канону. Предполагалось народное шествие, участники которого несли ветви пальмы, а во главе процессии выезжал епископ, которому полагалось восседать на осле.

В Константинопольском богослужении до 12 века праздник праздновался в храме 40 мучеников Севастийских. Богослужение проводилось утром, патриарх прибывал в храм на осле или лощади в память о вхождении Христа в Святой город верхом на осле.

Вход Господень в Иерусалим, несмотря на свою важность, не имеет предварительных, подготовительных церковных служб. Во многом, это обусловлено тем, что предшествует ему Лазарева суббота – праздник чуда воскрешения Лазаря сам по себе имеющий определенные параметры богослужений проводимых в храмах. Именно поэтому он празднуется в день его свершения. Сам же праздник отмечается православными по всему миру. Также к празднеству присоединяются другие представители Христианской конфессии.

Фото Богослужения в праздник Входа Господнего в Иерусалим

В традициях Русской Православной Церкви до начала 18 века, важной частью празднования, является чин шествия на ослах. Для этого совершался крестный ход по городу, во главе которого верхом на осле ехал патриарх, в руках которого были крест и евангелие. Вместо осла могла выступать наряженная лошадь, но в остальном чин шествия не менялся. В современной традиции праздник предполагает проведение крестного хода, в котором участвуют церковные служители и простые верующие.

Церковное Богослужение в этот день, предполагает проведение вечери, великого чтения и утренней службы. Служители и верующие присутствуют в храме всю ночь, так как ночь с Лазаревой субботы на воскресный день предполагает ночные бдения. Время проводят в молитве, держа в руках свечи, ветви вайи или вербы.

Далее с приходом утра и окончанием утренней службы проводиться крестный ход вокруг храма. В ходе молитвенных служб, производится освящение и окропление святой водой Вайи или ветвей вербы как это принято в Русской православной традиции. Освещенная верба символизирует собой этот праздник, возможность искупления грехов человеческих.

В Субботний вечер перед праздником проводят трапезы. Учитывая строгость поста в дни его окончания, в этот вечер допустимо послабление. В частности, в пищу употребляется рыба, которая далее, до конца поста запрещена категорически.

В этот день обязательно посещение храма, прочтение молитвы. Сходите на исповедь, причаститесь. День нужно провести в праздных занятиях без работы. Наибольший контраст торжественность дня имеет с последующей страстной неделей, во время которой правила поста становятся более строгими.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 3291
Источник: http://proruschurch.ru/vhod-gospoden-v-ierusalim/

Вербное воскресение. История праздника

Праздник Входа Господня в Иерусалим известен с первых веков христианства. Уже в III веке его упоминает в своем поучении святитель Мефодий Патарский. Святые отцы Амвросий Медиоланский и Епифаний Кипрский, жившие в IV веке, в своих проповедях говорят о том, что праздник совершается торжественно, множество верующих идут в этот день торжественным крестным ходом с ветвями в руках. Поэтому праздник получил и другое название — Недели ваий или цветоносной. На Руси как раз в это время распускаются пушистые сережки. Отсюда и народное название праздника — Вербное воскресенье. В этот день разрешается пища с рыбой. Накануне, в Лазареву субботу, принято вкушать икру.

Блок: 4/10 | Кол-во символов: 699
Источник: https://ruvera.ru/verbnoe_voskresenie

Изъяснение праздника Вход Господень в Иерусалим

Господь входит в Иерусалим. Он не первый раз входит в этот город, но это вхождение было исключительным. Совсем недавно произошли явные чудеса такого масштаба, какого ещё не видела земля Иудейская. Это было исцеление слепорождённого, это было, конечно же, воскрешение четверодневного Лазаря. Народ предвкушает, что сейчас должно произойти что-то грандиозное. Впервые за три года Своего общественного служения Спаситель позволяет народу выразить тот восторг и то почитание, которое раньше тщательно скрывалось для того, чтобы не дать лишнего повода иудеям.

Господь садится на молодого осла — это первый случай в евангельской истории, чтобы Христос не шёл пешком, а ехал. Мы видим, как люди постилают свои одежды, выражая почитание, уважение к Тому, Кто едет. Мы слышим, как дети кричат: «Осанна!», срезают пальмовые ветви, радуются тому, что наконец-то входит в Иерусалим долгожданный Мессия.

И только один Христос понимает, что на самом деле ждёт Его в этом городе. Только Он знает, что там будет не воцарение, которого так ждут евреи, там будет не позорное изгнание римской власти, — там будет предательство, будут издевательства, будет мучительная смерть на кресте, слёзы и рыдания ближайших учеников.

Но всё это впереди. А сегодня — лишь торжество. В этот день больше всего хочется сказать об удивительной Божественной кротости. Мы часто воспринимаем кротость как проявление слабости, бесхарактерности и немощи человека. На самом деле, в той кротости, которую являет Собой Христос, когда сидит на осле, когда разрешает чествовать Себя как Царя, чтобы утешить, вдохновить народ, столь долго ожидавший Мессию, видится огромная Божественная сила.

Один из богословов как-то сказал: «Весь мир создан Крестом». Крест как принцип жертвы, как символ полной отдачи себя ради бытия другого, есть тот самый фундамент, на котором стоит весь мир, которым скрепляется всё творение Божие. И сегодня хочется пожелать каждому из нас не только радостно встречать Христа, грядущего в Иерусалим, но и найти в себе силы, чтобы стоять рядом с Ним, когда от Него отвернутся все, когда Его изобьют, оплюют и предадут на мучительную, страшную крестную казнь.

священник Павел Великанов

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе — Добринский храм

ПОМОГИТЕ ХРАМУ! Пожертвовать деньги на храм или сайт.

Сегодня

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 2426
Источник: http://pravera.ru/index/vkhod_gospoden_v_ierusalim_istorija_prazdnika/0-2182

Правила поведения мирян

Православные верующие в дни Вербного воскресенья должны придерживаться особых уставов и знать, какое поведение не одобряется Церковью.

В этот день нужно освящать ветви растения в самом монастыре или на территории. Вербы можно приобрести на рынке, в церковной лавке или срезать самостоятельно. Чтобы избавиться от прошлогодней вербы, следует ее сжечь.

Православное Вербное воскресенье, проведенное по святым канонам Церкви, помогает забыть о жизненных проблемах и обрести некоторую долю благословения.

  • В день торжества обязательно посещение храма, чтобы окрепнуть духовно и отстраниться от греховных помыслов.
  • Посещающие храм в день праздника должны строго придерживаться поста.
  • Родным и друзьям следует собраться вместе и поздравить друг друга от чистого сердца.
  • В традиции Вербного воскресенья стоит запрет на распитие вина, поэтому проводится только чаепитие.
  • Накануне торжества избавляются от прошлогодних веток, а новые освящают в условиях храма.
  • В этот день необходимо проявлять великодушие и милосердие по отношению к окружению.
  • В древние времена для православного Вербного воскресенья на Руси существовал обычай печь блины из гречневой муки, варить брагу и готовить пироги из рыбы. К тому же хозяева пекли праздничные хлебцы по количеству членов семьи.

На заметку! На Руси вообще никогда не росли пальмовые деревья, являющиеся священным атрибутом в теплых христианских странах. Поэтому православие авторитетно заявило, что на празднике в России можно использовать ветви вербы, которая не приживется в Палестине.

Корни символа на Руси

На Руси христианские праздники и традиции плотно переплетаются с язычеством. Для того, чтобы правильно понимать, где именно начинается противоположное православию вероучение, будет не лишним знать и языческие корни. Но следует помнить, что христианская церковь всегда строго осуждала участие в подобных культах и суеверные языческие вероучения.

Почему суеверие — это грех:

По одной из версий, происхождение торжества Входа Господа в Иерусалим берет начало в языческом празднике под названием Вербохлёст, знаменующий оплодотворение. В славянской традиции отношениям между полами никогда не придавали греховный оттенок, а воспринимали как демонстрацию божественного процесса, направленного на рождение благочестивых детей. Такое потомство вырастало и становилось могучими защитниками отечества, трудолюбивыми крестьянами, целомудренными матерями, опытными целителями и мудрыми учителями.

Славянские племена уделяли колоссальное внимание акту рождения детей и возлагали на него большие надежды. В этот праздник юноши хлестали ветками вербы по ногам девушек, а также прикладывались к рогатому скоту. Все эти увеселения направлялись на повышение качества рождаемых людей и скота.

Верба олицетворяет быстрый прогресс, мощь, волю к счастливой жизни, потому что распускает почки одной из первых среди других растений. С приходом христианства языческие традиции забываются, но история праздника на Руси возвращает в давние времена.

Многими отмечается невероятная сила вербы.

  • Она оберегает жилище от ударов грозы и пожаров, а почки имеют свойство исцелять различные хвори. Ветвь, освященная в церкви, ставится в изголовье ложа больного человека.
  • Побегами несильно хлестают детвору, чтобы придать их росту крепости и силы.
  • В отваре из веток купают новорожденных, укрепляя их иммунную систему.
  • Верба помогает избавиться от бесплодия, поэтому многие отчаявшиеся женщины принимают почки в пищу и молятся изображению Святой Девы Марии.

Вход Господень в Иерусалим. Мозаика собора Св. Марка в Венеции. Италия

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 3533
Источник: http://molitva-info.ru/calendar/prazdnik-vhod-gospoden-v-ierusalim-verbnoe-voskresenie.html

Вербное воскресение в народных традициях

К Вербному воскресенью были приурочены некоторые народные обряды и обычаи. Крестьяне во время утрени молились с освященной вербой и, придя домой, глотали вербные почки для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь. В этот же день женщины пекли из теста орехи и давали их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных. Освященную вербу берегли до первого выгона скота (23 апреля), причем всякая благочестивая хозяйка выгоняла со двора скот непременно вербой, а самую вербу затем или «пускали на воду», или втыкали под крышу дома. Это делали с той целью, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но чтобы и домой возвращалась исправно, а не блуждала бы в лесу по нескольку дней. 

Русский историк и этнограф второй половины XIX века М. Забылин в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» так описывает традиции Вербной недели.

«Вербная неделя, или неделя Ваий, у нас оживляется чисто праздником начала весны; верба или ветла, не давшая еще листьев, цветет и тем как бы заявляет, что наша северная природа скоро наградит нас и все живущее на земле новыми благами. Самый праздник Воскрешение Лазаря служит символом возобновления, оживления могущественной природы. На Вербной неделе в столицах учреждены детские базары, где торгуют преимущественно детскими игрушками, вербами, цветами и сластями, как бы в ознаменование того, что маленькие дети встретили весну своей жизни и должны радоваться в этой жизни, а смотря на игрушку, изучать на ней суть своего будущего, так как каждая игрушка есть наглядная грамота, наглядное учение, развивающая дальнейшее понимание в ребенке, сближающее его с жизнью и развивающее его мыслительность через наглядность, сравнение действия и образов. В Лазареву субботу все допускают употребление в пищу икры, постных блинов и разного кухонного печения.

Борис Кустодиев. Вербный торг у Спасских ворот. 1917 г.

В Вербное воскресенье, возвратясь из церкви с освященными прутьями вербы, деревенские бабы хлещут ими своих ребят, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез!» В Нерехте крестьянки пекут барашки в Вербное воскресенье, и когда придут из церкви, то этими барашками кормят скотину, а вербу втыкают в сельнике у св. икон и берегут ее круглый год до Георгиева дня. Это обыкновение сохраняется во многих губерниях. Известно, что у нас первый весенний выгон скота начинается с Георгиева дня. Крестьяне в этот день берут годовалую вербу, мочат в святой воде, окропляют ею скот на дворе и потом этою вербою хлещут скотину, приговаривая: «Господь, благослови и здоровьем награди!» А иногда просто: «Благослови тебя, Господи, и будь здорова»… и с вербою в руках доводят до места пастбища. Освященная верба уважается высоко и обыкновенно сохраняется у русского благочестивого народа за образами в течение целого года. В некоторых губерниях вербу, освященную в Вербное Воскресенье, употребляют как симпатическое средство и кладут в пойло больным коровам или телятам».

Блок: 7/10 | Кол-во символов: 2930
Источник: https://ruvera.ru/verbnoe_voskresenie

Иконографическое изображение торжества

Неоднозначные трактовки праздника православного Входа Господня в Иерусалим обрели отражение в искусстве создания списков. В IV в. Торжество, в двух вариациях, изображалось на саркофагах. На первом образце Христос восседает на вьючном животном, а на втором — Сын Божий также верхом, но рядом стоит ослица.

За Иисусом находятся апостолы, а впереди него — дети, возлагающие перед животным одежды. Некоторые из них забираются на пальмы и срывают ветви. Простой люд Святого Града встречает Спасителя, ликуют, размахивая побегами священного дерева. За стенами столицы Иудеи показан купол, увенчанный большим крестом.

Иногда вместо всех апостолов изображают Петра и Иоанна, находящимися по сторонам от Верховного Учителя.

После середины XIII Месиия на иконографиях изменил положение. Теперь он, верхом на осле, оборачивался к своим ученикам. Этот список, отличающийся малым количеством сюжета и изобразительного мастерства, широко распространился в русской живописи XV века. Эти образы смело опровергали устоявшиеся каноны вековой неизменности изображения этого торжества.

Посмотрите видео о Вербном Воскресении

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 1138
Источник: http://molitva-info.ru/calendar/prazdnik-vhod-gospoden-v-ierusalim-verbnoe-voskresenie.html

«Шествие на осляти»

В XVI–XVII вв. на Руси в Москве, Великом Новгороде и других больших городах существовал обычай совершать крестный ход в день праздника особенным образом. В Москве торжественный крестный ход направлялся из Успенского собора Кремля к собору Покрова на Рву (храму Василия Блаженного), один из приделов которого был освящен во имя входа Господня в Иерусалим. Патриарх ехал на молодом осле, которого вел под узцы царь. Чаще всего «осел» был символическим — конь светлой масти. 

Западный придел собора Василия Блаженного (Покровского собора на Красной площади) освящен во имя входа Господня во Иерусалим

На Руси этот обычай возник не самостоятельно, а был заимствован у греков. В Константинопольской церкви «шествие на осляти» было известно еще в IX–X вв. Самое раннее русское свидетельство такого обычая имеется в расходных книгах Софийского собора Великого Новгорода за 1548 год. Новгородский наместник водил осла, на котором сидел архиепископ. Процессия шла из Софийского собора до Входоиерусалимского храма и назад. Известно, что такая церемония проводилась в XVII веке также в Ростове Великом, Рязани, Казани, Астрахани и Тобольске. В конце XVII века обычай был упразднен.

Празднование Вербного воскресения на Красной площади. Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…». Середина 1630-х — первая половина 1640-х гг.

Блок: 6/10 | Кол-во символов: 1350
Источник: https://ruvera.ru/verbnoe_voskresenie

Храмы в честь Входа Господня в Иерусалим

Во многих старинных городах храмы в честь Входа Господня в Иерусалим были построены в XIV–XV вв. До нашего времени сохранились в основном в перестроенном виде. Так, храм в Великом Новгороде, построенный в 1336 году владыкой Василием, был разобран «за ветхостью» в 1759 году. Тогда же началась постройка нового собора по проекту архитектора Растрелли. Здание сохранилось до наших дней, в нем располагается лекторий.

Здание храма в честь Входа Господня в Иерусалим в Великом Новгороде

Часто храм был не самостоятельным, а считался приделом главного городского собора, даже если стоял отдельно. Возможно, это связано с чином «шествия на осляти»? Со временем появления и распространения этого обычая на Руси совпадает и постройка храмов в честь Входа Господня в Иерусалим или приделов в Москве (западный придел храма Василия Блаженного), Рязани, Кашине, Казани, Суздале и других городах.

Настоятелем собора Юрьевца Поволжского (ныне Ивановская область) был протопоп Аввакум. Правда, служил там недолго, всего восемь недель. Новый протопоп был настолько строг с паствой, пытаясь исправить людей, привыкших к распутной жизни, что избили его чуть не до смерти! Воевода выставил охрану вокруг дома и не позволил довершить расправу. Мятеж не унимался, и протопоп Аввакум вынужден был бежать в Кострому, а затем в Москву, где служил впоследствии в Казанском соборе на Красной площади. А собор в честь Входа Господня в Иерусалим в Юрьевце был в XVIII веке перестроен и сохранился до нашего времени.

Рядом с колокольней стоит пятиглавый собор во имя Входа Господня в Иерусалим (перестроен в конце XVIII века). Его настоятелем недолгое время был протопоп Аввакум. Юрьевец Поволжский. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1910 г.

В честь Входа Господня в Иерусалим освящен придел Успенского собора в г. Белозерске Вологодской области. Церковь была построена к 1553 году. Зодчие-строители собора — Горяин Григорьев Царев и Третьяк Борисович Ростовка. В качестве образца при постройке Успенской церкви был выбран Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря. Сохранилось предание, что в 1613 году Успенский храм подвергался разорению и поруганию от поляков, которые держали в нем лошадей и разводили огонь.

Успенский собор в г. Белозерске Вологодской области

В честь Входа Господня в Иерусалим освящен придел Благовещенского собора Московского Кремля. На рубеже XIII-XIV веков на месте существующего собора стояла деревянная Благовещенская церковь на каменном основании. В конце XIV века вместо нее был возведен небольшой белокаменный храм с подклетом. В 1484 году старый был разобран и заложен заново. Строительство нового собора велось до августа 1489 года. Псковские зодчие, строившие его, сумели придать храму внушительность, прекрасно сочетающуюся с изысканной декоративностью. В 1563-1564 годах по повелению Ивана Васильевича Грозного (1530-1584) Благовещенский собор был перестроен.

Благовещенский собор Московского Кремля

В честь Входа Господня в Иерусалим освящен придел храма Покрова на Рву в Москве. Покровский собор находится на Красной площади, близ Спасских ворот и Лобного места. Первоначально здесь была построена каменная церковь святой Троицы, называвшаяся «Троицкой, что на Рву», потому что через всю площадь вдоль Кремлевской стены шел глубокий и широкий ров, засыпанный только в 1813 г. У этой каменной церкви был погребен Василий блаженный, Христа ради юродивый. года по повелению Иоанна Грозного в честь Казанской победы был освящен деревянный храм Покрова с семью приделами. Он простоял менее года и был разобран, а на его месте заложили каменный собор. Строительство храма началось в 1555 году. Основная его часть была возведена к осени 1559 года. Спустя полтора года, , был освящен весь собор, а этот день стал датой завершения строительства храма. Точная дата завершения строительства Покровского собора стала известна, когда реставраторы в 1957-1961 годах раскрыли текст храмозданной «летописи», сделанной по кругу на переходах от восьмерика к шатру и на гранях шатра Покровского храма: «Божиим благоволением и Пресвятыя Богородицы милостию и всех святых молитвами повелением благочестивого царя великого князя Ивана Васильевича всея Руси самодержца и при его благородных чадех при царевиче Иване и при царевиче Феодоре по благословению Макария митрополита всея Руси совершена бысть святая сия церковь Покров Пресвятыя Богородицы в лета 7069 месяца июня 29 на память святых и всехвальных верховных апостолов Петра и Павла в честь и славу Святыя Троицы». Отсюда получается дата года, когда было завершено строительство церкви. В 1588 году к нему была пристроена десятая церковь Василия Блаженного. В конце XVI века появились фигурные главы собора — вместо первоначального покрытия, сгоревшего во время очередного пожара. В дальнейшем собор неоднократно перестраивался. Во второй половине XVI-XVII вв. Покровский собор являлся смысловым центром празднования Входа Господня в Иерусалим: к нему из Успенского собора Кремля направлялась торжественная церковная процессия во главе с царем и Патриархом, носившая название «шествие на осляти». На протяжении четырех с половиной столетий Покровский собор был свидетелем всех значительных событий русской истории: рядом с ним проходили коронационные процессии и торжественные крестные ходы, объявлялись государственные указы и составлялись прошения, вокруг него кипела городская жизнь.

Собор Покрова на Рву в Москве

Старообрядческих храмов, освященных в честь этого праздника, не имеется.

Блок: 9/10 | Кол-во символов: 5467
Источник: https://ruvera.ru/verbnoe_voskresenie

Кол-во блоков: 15 | Общее кол-во символов: 31130
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

  1. http://molitva-info.ru/calendar/prazdnik-vhod-gospoden-v-ierusalim-verbnoe-voskresenie.html: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 8352 (27%)
  2. http://proruschurch.ru/vhod-gospoden-v-ierusalim/: использовано 2 блоков из 6, кол-во символов 6500 (21%)
  3. https://media.elitsy.ru/otvety/vhod-gospoden-v-ierusalim/: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 3406 (11%)
  4. https://ruvera.ru/verbnoe_voskresenie: использовано 4 блоков из 10, кол-во символов 10446 (34%)
  5. http://pravera.ru/index/vkhod_gospoden_v_ierusalim_istorija_prazdnika/0-2182: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 2426 (8%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий