Молитва «Трисвятое»

Существует множество молитв, которые принято читать при различных жизненных трудностях или тогда, когда хочется попросить помощи и поддержки. В данной статье мы обсудим текст молитвы «Трисвятое», и поговорим о том, когда и зачем ее можно читать.

Блок: 1/4 | Кол-во символов: 245
Источник: https://MoiMolitvy.ru/molitva/glavnaya/trisvyatoe-914/

Суть молитвы

Эта молитва обращена ко всей полноте Пресвятой Троицы, поэтому произносится также три раза, а после каждого повторения обязательно следует низкий благочестивый поклон с крестным знамением:

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

В этой очень короткой молитве, произносимой на каждом богослужении и в любом домашнем правиле, скрыт глубокий смысл.

История этого текста древняя, относится примерно к 400 году нашей эры. Тогда в городе Константинополе случилось сильное землетрясение, которое нанесло огромный ущерб всему городу, домам жителей. Тогда христиане вместе со своим императором вышли на общую молитву ко Господу ради прекращения стихии.

Молитва Трисвятое является мощным оберегом, защищающим человека от невзгод

Тогда же на глазах у всей многочисленной молящейся толпы произошло чудо — один молодой человек, который отличался благочестием по жизни, неведомой силой был поднят высоко в Небеса, после чего благополучно вернулся на землю. Он рассказал, что слышал на Небе прекрасное пение Ангелов, которые славили Господа.

Тогда весь народ стал повторять слова, услышанные от Ангелов, добавив к ним прошение «помилуй нас». Сразу после этого землетрясение прекратилось и город Константинополь начал приходить в себя. Так и появилась эта древняя молитва.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 1284
Источник: http://molitva-info.ru/molitvoslov/molitva-trisvyatoe.html

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас

Происхождение


Рассказ о появлении молитвы можно прочитать у Иоанна Зонары, византийского историка XII в. Согласно этому повествованию, Трисвятое – как ангельское, так и человеческое песнопение.

В 438-439 гг. в Константинополе случилось землетрясение. Народ бросился в храмы. Люди в покаянии умоляли Господа о милости и прощении. Среди толпы молящихся находился мальчик, имя которого не сохранила история. Вдруг его подняли на небо. Там он услышал Ангелов, воспевавших:

«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный…»

Когда мальчик вновь оказался на земле, он пересказал слышанное патриарху Проклу. Тогда люди начали воспевать ангельскую песнь, прибавив к ней человеческую просьбу о милости: «помилуй нас!» Знаком помилования от Господа стало прекращение землетрясения.

После этого происшествия Трисвятая песнь стала употребляться на богослужении.

Кроме предания о ее сверхъестественном происхождении, существует объяснение другого византийского богослова, монаха Иова. Он считает, что песнь возникла значительно раньше V в. С этого столетия она лишь сделалась известной и распространенной.

Согласно Иову, песнь Трисвятаго – соединение трех элементов:

  1. Ангельские песнопения, услышанные прор. Исайей: «Свят, свят, свят Господь Саваоф».
  2. Из Псалтири взяты слова «Боже Крепкий, Безсмертный» (Пс. 41:3).
  3. Прошение о милости: «Помилуй нас».

Впрочем, сверхъестественного характера песнопения эта версия никак не отменяет. Вероятно, обе истории о происхождении молитвословия дополняют друг друга.

Богослужебная практика

В православном богослужении «Трисвятая песнь» употребляется:

  • как часть древней части всех служб, именуемой «обычное начало»;
  • в последовательности молитв, известных как «Трисвятое по Отче наш»;
  • как часть Великого Славословия на утрени;
  • на литургии оглашенных песнь предваряет чтение Апостола;
  • в чине отпевания – завершает этот чин.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 1889
Источник: https://pravoslavie.wiki/trisvjatoe.html

Происхождения молитвы Трисвятое

Молитва Трисвятое является одной из самых древних молитв, дошедших до нашего времени практически в неизмененном варианте. Её происхождение приписывают древне-христианской церкви, согласно указаниям Иоанна Златоуста. Первый пришедший в обиход вариант был на греческом языке, но вскоре текст молитвы Трисвятое на русском языке появился благодаря Архиепископу Константинопольскому святого Прокла в 437-447 годах, поэтому достоверно не известно, как долго использовался греческий перевод в русских православных церквях.

Икона небесных ангелов ниспосланных во время землетрясения

Согласно церковным преданиям, в 438 году за несколько недель до Пасхи в Константинополе произошло сильное землетрясение, прямо во время крестного хождения по улицам города. В этот момент, один маленький мальчик из толпы взмыл в небо и услышал пение ангелов. Ангелы поведали ему молитву – Трисвятое, про которую он и рассказал всем, как только спустился на землю. Все люди, вместе с Патриархом, тут же начали петь её, добавив слова – «помилуй нас». После этого землетрясение тут же прекратилось. Прознав про такое чудо и божественное избавление от землетрясения, императрица Пульхерия издала указ о том, чтобы молитва Трисвятое вошла в обиход ежедневного богослужения.

Но это не единственная версия происхождения молитвы, поскольку другие церковные источники гласят о том, что молитва произошла в V веке нашей эры, во время проведения четвертого Вселенского собора. По словам некоторых древних монахов, включая монаха Иова, жившего в 16 веке, молитва произошла благодаря упрощению распространенных церковных песнопений.

Достоверно не известно, какая из этих версий является реалистичной. Но как бы то ни было, текст молитвы несколько раз изменялся на протяжении долгих лет, пока не дошел в своем виде до нашего времени.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 1770
Источник: https://omolitvah.ru/molitvy/molitva-trisvyatoe/

О чем молитва

Примечателен этот текст тем, что в нем мы не просим чего-либо конкретного у Бога, как часто бывает при обращении к Нему. В Трисвятом мы только восхваляем Его, превозносим Его Славу и приносим единственное прошение — помиловать наши души.

Именно подобная молитва, когда мы не перечисляем Господу списки наших желаний и требований, а молим лишь о спасении, по мнению всех святых отцов является наиболее важной.

В Трисвятом мы обращаемся сразу ко всей Святой Троице, и по отдельности к каждому из Лиц:

  • «Святый Боже» подразумевает обращение к Богу-Отцу;
  • «Святый Крепкий» — к Богу-Сыну, Который по сущности своей так же велик, как и Отец, хотя был в человеческой плоти, познавшей смерть;
  • «Святый Безсмертный» обращает наш разум к Духу Святому, который не только Сам является Безсмертным Богом, но и дарует вечное дыхание жизни в душу каждого человека.

Интересно! Название «Трисвятое» возникло исходя из того, что в этой молитве слово «святый» повторяется три раза. Столько же раз произносится и все молитвословие, символично указывая на Святую Троицу.

Заканчивается эта молитва фразой «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Такое окончание восхваляет Господа, говорит о нашей вере и уповании на Него. Слово «аминь», означающее «истина», призвано засвидетельствовать истинность нашей веры, искренность прошения и обращения к Богу.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 1369
Источник: http://molitva-info.ru/molitvoslov/molitva-trisvyatoe.html

Богослужебное употребление в византийской церковной традиции

Трисвятое используется как составная часть обычного начала; в связке Трисвятое→Пресвятая Троице→Отче наш в различных местах богослужения; в конце великого славословия; на Литургии оглашенных перед чтением прокимна и Апостола.

В конце отпевания, после пения Вечной памяти, когда гроб ногами вперед выносится из храма, поется Трисвятое.

На Литургии

На Литургии Трисвятое совершается в следующем порядке. Если служба не архиерейская, то клирос поёт трижды Трисвятое полностью, затем «Слава, и ныне», допевает «Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас» и ещё раз поёт Трисвятое. Если служит архиерей, то порядок меняется:

  1. Сначала Трисвятое поют певчие.
  2. Затем его поют сослужащие архиерею и церковнослужители в алтаре. Архиерей, приняв от иподиакона дикирий, творит им крестное знамение над Евангелием. Приняв от второго иерея крест, архиерей с дикирием и крестом выходит на амвон.
  3. В это время Трисвятое поют речитативом певчие. Архиерей начинает благословлять на три стороны с молитвой «При́зри с небесе́, Бо́же, и виждь, и посети́ виногра́д сей, и утверди́ и, его́же насади́ десни́ца Твоя́».
  4. Когда архиерей осеняет молящихся (на запад), клирос поёт «Святы́й Бо́же», когда на юг — «Святы́й Кре́пкий», когда на север — «Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас».
  5. Архиерей уходит в алтарь, Трисвятое поют певчие.
  6. Далее Трисвятое поют в алтаре, когда архиерей, благословив дикирием горнее место, отдаёт его, принимает трикирий и осеняет им с горнего места на запад, на юг и на север сослужащих.
  7. Певчие поют «Сла́ва, и ны́не», «Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас» и ещё раз Трисвятое.

Таким образом, за архиерейской Литургией Трисвятое поётся семь с половиной раз.

В некоторые дни богослужебного года Трисвятое заменяется на другие песнопения. В следующие дни, которые в прошлом традиционно отводились для крещения оглашенных, вместо Трисвятого поётся «Ели́цы во Христа́ крести́стеся, во Христа́ облеко́стеся, аллилу́ия» (см. Гал. 3:27):

В праздники, посвящённые Кресту Христову, вместо Трисвятого используется песнопение «Кресту́ Твоему́ покланя́емся, Влады́ко, и Свято́е Воскресе́ние Твое́ сла́вим»:

Трисвятое по Отче наш

В богослужении Православной церкви часто используется стандартный набор чтения (чтецом), или пения (хором), строго определённых кратких молитв, начинающийся с трисвятого:

  • «Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Бессме́ртный, поми́луй нас.» (3 раза — собственно Трисвятое),
  • «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.» (Краткое славословие),
  • «Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.» (Молитва ко Пресвятой Троице),
  • «Го́споди, поми́луй!» (3 раза),
  • «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.»
  • «О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.» (Молитва Господня),

Священник возглашает:

  • «Я́ко Твое́ есть Ца́рство и Си́ла и Сла́ва, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.»

Хор (или чтец):

Этот неизменный блок молитв в Типиконе обозначается: «Трисвятое по Отче наш», или просто «Трисвятое». Он присутствует не только в начальных молитвах, но и в середине и в конце разных чинопоследований.

Блок: 4/9 | Кол-во символов: 3555
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B5

Трисвятое… Пресвятая Троице… по Отче наш…

В православных молитвословах приняты сокращенные обозначения молитв, всем известных и часто употребляемых. Одно из таких сокращений – «Трисвятое по Отче наш». Иногда то же сокращение имеет вид «Трисвятое… Пресвятая Троице… Отче наш…» Оно означает, что по порядку произносятся следующие молитвословия:

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды).

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй (трижды).

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

«Трисвятое по Отче наш» — составная часть «обычного начала» богослужения и любого молитвенного правила. Эти молитвословия признаются одними из самых древних.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 1170
Источник: https://pravoslavie.wiki/trisvjatoe.html

В чем помогает молитва «Трисвятое»

Очень часто, когда человек встает на молитву, у него возникает вопрос — а в чем именно помогает тот или иной священный текст? Люди ищут простых путей решения проблем, думая, что прочтение того или иного текста из молитвослова может помочь им преодолеть сложности или получить желаемое.

Трисвятое — одна из главных молитв, которые необходимо знать верующему

Первое, что надо понимать, приступая к молитве — что она не является инструментом для выпрашивания у Бога благ для нашей жизни. Конечно, по милости своей Господь может и дарует нам постоянно множество земных радостей, но нельзя сводить общение с Ним только лишь к этому.

Важно! Цель молитвы — это хоть на немного стать ближе к Богу. А это значит, что нужно очистить свою душу, побороть страсти и грехи, очиститься от зла. Потому что пока в человеческой душе царит мрак, места Богу в ней нет.

Может показаться, что обычному человеку не по силам такие духовные высоты, но это совсем не так. Каждый человек должен бороться со своим личным злом в той мере, до которой он дорос в своем духовном развитии.

Для кого-то будет подвигом просто не накричать на ближнего, сдержать лишний раз свой гнев. А для подвижника-монаха,к примеру, необходимо уединиться в полное безмолвие. Несмотря на то что объективно подвиги этих людей несоизмеримы, Господь примет каждого, если мы стараемся ради исполнения Его заповедей.

Нельзя четко сформулировать, что молитва «Трисвятое» помогает в том-то и том-то. Да и не нужно постоянно искать «сильных» молитв, чтение которых якобы помогает достигать конкретных целей. Такое отношение не является православным и порицается в нашей Церкви.

Нужно стараться искать в молитве не исполнения желаемого, а познания Бога. Тогда многие вопросы будут решаться или отпадать сами собой. Это далеко не всегда сулит нам комфорт и удобство в мирской жизни, зато дарует большое благо для души.

Молитва ко Пресвятой Троице

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 1911
Источник: http://molitva-info.ru/molitvoslov/molitva-trisvyatoe.html

Видео: Трисвятое болгарским распевом

Так называемый «болгарский распев» распространился в России с середины XVII в.

Болгарское происхождение распева с достоверностью не установлено, так как Болгария потеряла свое самобытное пение после установления турецкого ига. Ясно только, что распев заимствован Русской Церковью после присоединения Украины, где такое пение употреблялось во многих храмах и монастырях. Красивые и строгие мелодии распева быстро полюбились русским православным христианам.

Трисвятое – одно из красивейших песнопений. Слова песнопения соединяют собой небо и землю, Ангельское славословие и просьбу о милости, выражаемую людьми.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 643
Источник: https://pravoslavie.wiki/trisvjatoe.html

История возникновения молитвы согласно древневосточной, нехалкидонской церковной традиции

Возникновение Трисвятой песни Древневосточными церквями возводится к молитве Иосифа Аримафейского, стоявшего под крестом распятого Иисуса Христа и молившегося словами, ставшими впоследствии Трисвятой песнью: «Святой Боже, Святой крепкий, Святой бессмертный, что распялся ради нас, помилуй нас». В отличие от церквей халкидонской традиции, Трисвятая песнь поется не Троице, а Иисусу Христу — одному из трех Лиц Бога. Это делает Трисвятую песнь выразительным антиарианским и христологическим, антинесторианским исповеданием, где Христос признаётся Богом крепким и бессмертным, а не иносущной Богу тварью или человеком, в котором поселился Бог. В праздник Пятидесятницы Трисвятая песня поется Духу Святому, сошедшему на апостолов.

Апологеты нехалкидонского исповедания критикуют халкидонитов за их тринитарное толкование Трисвятой песни и «сказочную» историю о возникновении песни. Разделение трёх частей песни по Лицам Троицы, а именно — Отец Боже, Сын крепкий, Дух Святой бессмертный, представляет дело в абсурдном, близком к еретизму свете, будто бы Сын и Дух Святой не Бог, Отец и Дух Святой не крепкий, а Отец и Сын не бессмертный. Впрочем, нельзя забывать, что св. Апостолы, например, в своей проповеди нередко употребляли именование «Бог» именно по отношению к Богу Отцу, не всегда прямо употребляя его тут же по отношению к Богу Сыну (см., напр., 1Пет. 1:3, 1Кор. 1:3); вместе с тем, разумеется, они почитали Христа Богом (напр., Ин. 20:28, Деян. 20:28).

Блок: 5/9 | Кол-во символов: 1552
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B5

Богослужебное употребление в древневосточной церковной традиции

В богослужебной практике Древневосточных православных церквей, в частности Армянской апостольской церкви, сложилась традиция использования разных окончаний Трисвятой песни, в зависимости от празднуемого на Литургии события к «Святой Боже, Святой крепкий, Святой бессмертный» делается прибавление, указывающее на то или иное библейское событие.

Так в воскресную Литургию и на Пасху прибавляется: «… что воскрес из мертвых, помилуй нас».

В невоскресную Литургию и в праздники святого Креста: «… что распялся ради нас, …».

В Благовещенье или Богоявление (Рождество и Крещение Господне): «… что явился ради нас, …».

В Вознесение Христово: «… что вознесся во славе к Отцу, …».

В Пятидесятницу (Сошествие Духа Святого): «… что пришел и почил на апостолах, …».

И другие…

Блок: 6/9 | Кол-во символов: 829
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B5

Литература

  • Полный православный Богословский энциклопедический словарь. Изд. П. П. Сойкина. 1900, Стлб. 2175
  • Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Киев, 1913, с. 22-23.
  • Иеромонах Михаил (Арранц). Евхаристия Востока и Запада. Москва, 1999, с. 41.

Блок: 8/9 | Кол-во символов: 304
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B5

Кол-во блоков: 17 | Общее кол-во символов: 18879
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:

  1. https://omolitvah.ru/molitvy/molitva-trisvyatoe/: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 1770 (9%)
  2. http://molitva-info.ru/molitvoslov/molitva-trisvyatoe.html: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 4564 (24%)
  3. https://MoiMolitvy.ru/molitva/glavnaya/trisvyatoe-914/: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 1847 (10%)
  4. https://pravoslavie.wiki/trisvjatoe.html: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 3702 (20%)
  5. http://GadalkinDom.ru/molitvi/trisvyatoe-tekst.html: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 756 (4%)
  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B5: использовано 4 блоков из 9, кол-во символов 6240 (33%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий