Жизнь и труды Феофана Затворника

в миру Георгий Васильевич Говоров

епископ Православной Российской Церкви, богослов, публицист-проповедник, прославлен в лике святителей

Блок: 1/7 | Кол-во символов: 168
Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/feofan-zatvornik

Житие святого

Местом рождения будущего святого стала небольшая деревня Чернавка, что в Орловской губернии. Мальчик появился на свет 10 января 1815 года. Назвали его Георгием. Родители ребенка были очень благочестивыми и верующими людьми. Отец, Василий Тимофеевич Говоров, являлся священником в приходской церкви той же деревни. Мать, Татьяна Ивановна, выросла тоже в священнической семье, где воспитывалась в строгости и любви к православной вере. Она была человеком с чутким добрым сердцем и кротким характером.

С раннего детства мать и отец приобщали сына к церковной жизни. Василий Тимофеевич часто брал его с собой во Владимирскую церковь, где Георгий с удовольствием участвовал в процессе богослужения, оказывая помощь в алтаре или на клиросе. В семье еще было три сына и три дочери.

Святитель Феофан Затворник

Начальное обучение сыну родители дали дома. Глава семьи следил за ходом обучения и проверял домашние задания, а Татьяна Ивановна обучала основам грамоты. С малых лет Георгий проявлял неординарные умственные способности и отличался тягой к новым знаниям. Это замечали все в близком окружении. При этом характер у него был кроткий, сердце доброе и чувствительное.

Блок: 2/9 | Кол-во символов: 1173
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/svyatitel-feofan-zatvornik.html

Краткая биография

Феофа́н Затво́рник (в миру Гео́ргий Васи́льевич Го́воров; 10 (22) января 1815 — 6 (18) января 1894) — епископ Православной Российской Церкви; богослов, публицист-проповедник. Прославлен в лике святителей.

Родился 10 (22) января 1815 года в селе Чернава Елецкого уезда Орловской губернии (ныне — Измалковский район Липецкой области) в семье сельского священника Василия Тимофеевича Говорова и его жены Татьяны Ивановны. В семье было три дочери и четверо сыновей.

Образование

В 1823 году его отдали учиться в Ливенское духовное училище. Через шесть лет, в 1829 году, он продолжил образование в Орловской духовной семинарии. В это время ректором семинарии был назначен архимандрит Исидор (Никольский); философские науки преподавал Евфимий Остромысленский. По окончании семинарии, в 1837 году, как лучший из воспитанников своего курса он был направлен в Киевскую духовную академию несмотря на то, что тогдашний ректор семинарии архимандрит Софоний (Сокольский), «ценивший в своих учениках больше всего твёрдое заучивание учебника, чем не отличался Говоров, не имел его в виду и даже был против».

Во время его обучения в Киеве произошли события, повлиявшие на выбор жизненного пути Георгия Говорова: в 1838 году скончалась его мать, а через год — отец. года он подал академическому начальству прошение о пострижении в монашество;15 (27) февраля 1841 года 26-летний Георгий Говоров принял в Киеве монашеский постриг с именем Феофан в честь преподобного Феофана Исповедника. Спустя два месяца, 6 апреля, ректор Киевской духовной академии Иеремия (Соловьёв) рукоположил Феофана во иеродиакона, а 1 июля — во иеромонаха.

На ниве духовного просвещения

В 1841 году иеромонах Феофан в числе первых закончил академию со степенью магистра богословия за курсовое сочинение «Обозрение подзаконной религии», которое в числе лучших сочинений было отправлено в Святейший синод, постоянный член которого митрополит Московский Филарет в своём отзыве указал: «Сочинение сие заключает в себе столько сведений и соображений о законе Моисеевом, что они служат достаточным свидетельством познаний сочинителя, дающих ему право на степень магистра». Сразу после окончания академии Феофан был назначен ректором Киево-Софийского духовного училища, в высшем отделении которого он стал преподавать латинский язык.

года он был определён инспектором и преподавателем психологии и логики Новгородской духовной семинарии; 18 декабря утверждён в степени магистра богословия.

Однако в это время его уже влекла уединённая монашеская жизнь; в письме к своему духовному отцу Иеремии, постригавшему и рукополагавшему его, он писал: «Ученою должностью начинаю тяготиться до нестерпимости. Пошел бы в церковь, да там и сидел». года по его просьбе он был назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме, которую возглавлял архимандрит Порфирий (Успенский). В Иерусалиме Феофан выучился иконописи, прекрасно изучил греческий язык, основательно — французский, занимался еврейским и арабским. В Палестине он познакомился с древним подвижничеством восточных монастырей, с памятниками аскетической письменности прошлых веков; занялся переводом творений святых отцов греческого Добротолюбия. Кроме того, он близко познакомился с инославными христианскими вероисповеданиями, познав как силу их пропаганды, так и слабость. Труды Феофана не остались незамеченными: года он был пожалован «кабинетным золотым наперсным крестом», а года определением Святейшего синода он был утверждён в звании «корреспондента конференции Киевской духовной академии».

В 1853 году началась Крымская война, и года миссия была отозвана. Возвращение состоялось через Европу: Феофан побывал во многих городах, посещал храмы, музеи, библиотеки, учебные учреждения; архимандрит Порфирий и иеромонах Феофан имели аудиенцию у папы Пия IX.

По возвращении в Россию он был определён преподавателем канонического права в Санкт-Петербургскую духовную академию; года возведён в сан архимандрита. В сентябре этого же года он был назначен ректором Олонецкой духовной семинарии, которая находилась в здании Петрозаводского духовного училища; архимандриту Феофану предстояло заниматься организацией постройки для семинарии собственного здания. В это время он писал: «Семинарии у нас нет. По праву сильного живем в корпусе, купленном для училища, а оно на квартире. Бурса семинарская тоже на квартире, — что весьма-весьма неудобно». В октябре 1855 года он был определён членом Олонецкой духовной консистории. По предложению архиепископа Аркадия он был назначен цензором проповедей Олонецкой епархии. При семинарии он организовал противораскольническую библиотеку.

Менее чем через год, года, он был назначен настоятелем русской посольской церкви в Константинополе (Османская империя), как хорошо знакомый с православным Востоком. Феофану было поручено собирать сведения о назревавшем тогда греко-болгарском расколе. За свои труды года он был награждён орденом Святой Анны 2-й степени.

В мае 1857 года он был назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии. Кроме ректорства, ему было поручено наблюдение за преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях Санкт-Петербургского округа; он был председателе комитета при Академии наук по изданию трудов византийских историков, а с 1858 года — председателем комитета по переводу Священного Писания на русский язык. Он регулярно произносил проповеди в большие праздники — в 1859 году они были изданы отдельной книгой: «Слова Санкт-Петербургской духовной академии ректора архимандрита Феофана». Во время его ректорства отмечалось 50-летие Санкт-Петербургской духовной академии ( года), и Феофан был награждён «за отлично-ревностную и полезную службу знаком ордена Святого Владимира 3-й степени».

Епископство

года архимандриту Феофану «высочайше повелено быть епископом Тамбовским и Шацким», а 1 июня в Троицком соборе Александро-Невской лавры он был хиротонисан во епископа митрополитом Санкт-Петербургским Григорием, архиепископом Черниговским Филаретом, епископом Тверским Филофеем и епископом Ревельским Агафангелом; 5 июля он вступил в управление епархией. Тамбовская епархия была одной из самых обширных и многолюдных: только священников было 1172, диаконов 681, несколько сотен монашествующих; среди населения немало было сектантов и раскольников. Особое внимание епископ Феофан обратил на проповедание; почти каждое богослужение он сопровождал проповедью.

Иван Корсунский отмечал:

Глубокое знание всех движений сердца человеческого и его духовных потребностей, опытное знакомство с духовной жизнью, обширные познания в области и Священного писания, и творений святоотеческих, и наук естественных, исторических и других, и иные высокие достоинства отличают слова преосвященного Феофана к тамбовской пастве, при необыкновенной ясности, живости и простоте изложения чрезвычайно сильное производившие впечатление на слушателей

Корсунский И. Н. Преосвященный епископ Феофан, бывший Владимирский и Суздальский. — М., 1895

Епископ Феофан и духовенство убеждал, «что проповедничество есть первый, прямой и священный долг его, а вместе с тем должно быть и внутренней потребностью, если только правильно и сознательно относиться к своему высокому служению». Центром проповедничества стал тамбовский Казанский мужской монастырь при архиерейском доме; прекрасными поучениями здесь отличался преподаватель тамбовской семинарии Иван Сладкопевцев. В «Тамбовских епархиальных ведомостях» епископ Феофан опубликовал свой гомилетический трактат «Как составить проповедь», в котором указал отличительные черты проповеди, дал практические советы по способу её составления, привёл собственный пример: «особенность моих проповедей та, что они не сочиняемы <…> Это писанные экспромты». Директор тамбовского учительского института И. И. Дубасов отметил: «Епископ Феофан поднял умственно-нравственный характер нашей епархии, привлекши в среду духовенства несколько лиц с академическим образованием, что до него было большой редкостью». К этому времени относится выход в свет четырёх выпусков «Писем о христианской жизни» (СПб., 1860).

В ноябре 1861 года в ведение преосвященного Феофана (на несколько месяцев) был передан из Нижегородской епархии Серафимо-Дивеевский монастырь — для устранения возникших в нём беспорядков.

года епископ Феофан был перемещён на древнюю и более обширную Владимирскую кафедру. По статистическим сведениям 1864 года, «во Владимирской губернии значилось 1 254 960 жителей, в том числе духовного ведомства 9541 мужского и 11 434 женского пола; 20 мужских монастырей, в которых проживало 467 монахов, и 8 женских монастырей, в которых было 659 монахинь; 1152 православные церкви. 270 училищ, учрежденных духовенством». Во Владимирской епархии, которая нуждалась в православном миссионерстве, поскольку здесь было немало расколькников и сектантов, за Феофаном окончательно укрепилась слава проповедника. Огромное значение имела его «Инструкция для проповедания слова Божия», напечатанная года во «Владимирских епархиальных ведомостях»; в этом же году он послал иеромонаха Моисея в Москву для сверки старопечатных книг; в Вязниковском уезде он открыл «Богоявленское православное братство». В 1865 году его заботами было открыто женское епархиальное училище.

За свою архипастырскую деятельность года он был удостоен ордена Святой Анны 1-й степени.

В мае 1865 года епископ Феофан писал уже ушедшему на покой епископу Игнатию (Брянчанинову):

… Совсем осуетился. И очень часто порываюсь на Вашу дорогу. Как бы устроилось сие! Не вижу ворот по моей близорукости. Иногда бываешь готов за перо взяться и писать прошение о том; да что-то в груди поперечит. И остаюсь при одном желании. Будем сидеть у моря и ждать погоды. А грехи так и тяготят, а страсти так и бьют по бокам.

года в письме Николаю Елагину сообщил: «Прошение подписано и послано в Святейший Синод в этот день».

Затвор

Его прошением были удивлены и первоначально недовольны митрополит Исидор (Никольский) и митрополит Филарет (Дроздов); другие иерархи русской церкви.

В своём письме митрополиту Исидору от года, разъясняя свои мотивы и побуждения, писал: «<…> Я ищу покоя, чтобы покойнее предаться занятиям желаемым, но не диллетанства ради, а с тем непременным намерением, чтобы был и плод трудов, — не бесполезный и не ненужный для Церкви Божией. Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить».

Прошение об увольнении его на покой было удовлетворено 17 июня того же года, — с назначением его настоятелем в Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. Но уже 19 сентября, по его просьбе, он был уволен от управления монастырём.

Первые шесть лет своего пребывания в Вышенском монастыре он не уединялся окончательно, хотя ему был выделен отдельный флигель. У него даже возникала мысль вернуться к активной епископской деятельности и ему в 1872 году даже было предложено принять в управление московскую епархию.

В 1872 году ушёл в затвор, сначала на время поста, затем на целый год, после чего было принято решение о полном затворе. Устроив у себе в келии домовую Богоявленскую церковь, он служил в ней в воскресные и праздничные дни, а последние одиннадцать лет — ежедневно.

С 1873 года занимается переводами аскетических книг; смиренно писал о себе: «Из моего запора сделали затвор. Ничего тут затворнического нет. Я заперся, чтобы не мешали, но не в видах строжайшего подвижничества, а в видах беспрепятственного книжничества». Он не обольщался: «Можно и при затворенных дверях по миру шататься, или целый мир напустить в свою комнату».

Когда его посетил тамбовский губернатор, Феофан единственный раз вышел из затвора. Тем самым он выразил своё послушание земному начальству. В царе, в губернаторе, в отце, в хозяине он видит иерархический чин, которому обязательно абсолютно покоряться. Всякий иерархический чин, будь то губернатор или отец, должен сознавать, что при нём «степенная важность, не высящаяся, но и не унижающая себя, привлекающая, но непоблажающая».

Кроме трудов, он вёл обширную переписку: ежедневно почта приносила от 20 до 40 писем, при этом епископ Феофан обязательно отвечал на каждое из них.

Феофан в одном из писем более чем за 50 лет вперед предсказал революцию в России. Для борьбы с революцией предлагал жёсткие меры: цензуру прессы, смертную казнь за революционную деятельность.

В 1876 году Феофан издал перевод на русский язык первого тома «Добротолюбия» (труд Никодима Святогорца). Он получил за него степень доктора.

С 1890 года состоял почётным членом в Свято-Князь-Владимирском братстве.

В последние годы страдал ревматизмом, невралгией, сердечной аритмией и головокружением, а также прогрессирующей катарактой, вследствие чего в 1888 году ослеп на правый глаз.

Скончался года около 4 часов дня, в праздник Крещения Господня. При его кончине никто не присутствовал.

Отпевание почившего совершил 11 января епископ Тамбовский Иероним (Экземплярский) при большом стечении духовенства и народа. Погребён в Казанском соборе Вышенской пустыни, во Владимирском приделе.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 12847
Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/feofan-zatvornik

Период обучения

Продолжил обучение Георгий в Ливенском духовном училище. Учеба давалась ему легко, поэтому он благополучно окончил заведение через шесть лет и был принят в Орловскую духовную семинарию.

Все годы учебы молодой человек оставался на хорошем счету у преподавательского состава. Особый интерес у него вызывали философия и психология. Курс по философии он даже изъявил желание пройти еще раз. Окончив семинарию, Георгий втайне мечтал попасть в Киевскую духовную академию, но не надеялся, что ему это удастся. Поэтому начал уже присматривать какой-то приход. И каково же было его удивление, когда по ходатайству епископа Орловского Никодима, Георгия отправили в числе еще нескольких студентов учиться за казенный счет в ту самую академию.

Как и в предыдущие годы, студент с большим усердием и прилежанием постигал преподаваемые в академии науки. Преподавательский коллектив состоял сплошь из высокодуховных и очень образованных людей. Атмосфера в академии царила соответствующая. Это очень благотворно влияло на становление личности будущего святителя.

Как раз на этом этапе проявился писательский талант Георгия. Он часто искал уединения в Киево-Печерской лавре для молитвы. Воспоминания о святом месте на всю оставшуюся жизнь запечатлелись в памяти Георгия, исполненные теплоты. Он говорил, что, попадая в лавру, попадаешь в другой мир.

Тогда же молодой человек всерьез задумался о посвящении себя монашескому подвигу.

Блок: 3/9 | Кол-во символов: 1424
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/svyatitel-feofan-zatvornik.html

Почитание

На Поместном Соборе Русской православной церкви в 1988 году, посвящённом 1000-летию Крещения Руси, Феофан Затворник был прославлен в лике святителей; в деянии Собора отмечалось:

Глубокое богословское понимание христианского учения, а также опытное его исполнение, и как следствие сего, высота и святость жизни святителя позволяют смотреть на его писания как на развитие святоотеческого учения с сохранением той же православной чистоты и богопросвещенности.

года состоялось перенесение мощей святителя Феофана из храма деревни Эммануиловки (Шацкий район Рязанской области), где они хранились с 1988 года, в Вышенский женский монастырь. года мощи были перенесены из Успенского собора в Казанский собор Вышенского монастыря.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 731
Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/feofan-zatvornik

Приобщение к монашеству

Прошение о постриге в монахи было подано руководству учебного заведения в 1840 году. Спустя год преосвященный Иеремия, занимавший пост ректора академии, совершил чин, вследствие чего Георгия нарекли новым именем Феофан (в честь Феофана Исповедника). Уже весной его возвели в иеродиакона, а спустя пару месяцев — посвятили в иеромонахи. Окончив академию, Феофан защищает диссертацию и получает степень магистра.

Святитель Феофан много времени уделял изучению Святого Писания

В 1841 году иеромонах Феофан получает свое первое назначение в качестве ректора Киево-Софийского духовного училища. Здесь он, помимо выполнения своих прямых обязанностей, обучает студентов латинскому языку. В свободное от работы время много внимания уделяет литературе духовного жанра, среди которой большую часть занимают труды святых отцов.

На следующий год Феофана назначают на другую должность, и он перебирается в Новгород для возглавления местной духовной семинарии. Отец Феофан преподает такие дисциплины, как логика и психология. Несмотря на любовь к науке, святитель всегда акцентировал внимание студентов на том, что «во главе угла» должна быть не сухая научность, а умная молитва в сердце. Эту истину он усвоил еще во времена своего обучения в Киевской духовной академии, когда посетил благочестивого старца Парфения.

Как и прежде, святитель очень ответственно подходил к исполнению своих обязанностей, но в его душе поселилось новое желание — уединиться для полной отдачи себя Богу. Поэтому преподавательская деятельность начала тяготить Феофана. Видимо, по промыслу Божьему, святителю представилась уникальная возможность сменить род занятий.

Блок: 4/9 | Кол-во символов: 1648
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/svyatitel-feofan-zatvornik.html

Воззрения Феофана

О молитве

Существенное место в трудах Феофана Затворника занимает сотериология, а именно конкретные указания относительно праведной жизни. Он высоко чтил Иисусову молитву, однако понимал её ограниченность, поскольку «чувство к Богу» («сердечная теплота») важнее имени Иисусова «на языке». Сердечная молитва важнее умной. Феофан настаивал, что молитва может быть «без слов».. Он критиковал отождествление молитвы с «богомыслием», то есть размышлением о Боге. Молитва — дела сердца, а богомыслие — дело ума Соответственно и богослужение для Феофана «устроено совсем не для поучений, а для излияния святых чувств»

Размышляя над тем, каким образом молитва верующего человека доходит до святых, к которым она обращена, Феофан сравнивал восприятие молитвы с действием электрического телеграфа: «Когда истинная молитва — сердечная — подвигнется в душе, тогда она по той стихии, воздействуя на неё, как лучом света пролетает до святых и сказывает им, чего мы хотим и о чём молимся. Между нашею молитвою и услышанием нет промежутка — только надобно, чтоб молитва шла из сердца. Оно у нас и есть телеграфный для неба снаряд. Те же молитвы, кои не из сердца, а из головы только и с языка идут, не дают луча, восходящего на небо, и не бывают слышны там. Да это и не молитва, а только приёмы молитвенные». Постоянная молитва является частью такого состояния как говение, в котором человек подготавливается ко встрече с Господом через принятие Таинств. Благоговение Феофан отождествляет со страхом Божьим.

О Церкви

В области экклезиологии Феофан, помимо новозаветной Церкви, признавал «Ветхозаветную Церковь». Феофан критикует «папистов» и «протестантов», которые ввергли Европу в кризис «лжеверия, неверия и индифферентизма» Он утверждает, что «когда нет Церкви, нет спасения», уподобляя Церковь Ноеву ковчегу. Логика святителя такова: «спасение без благодати невозможно; благодать не дается без Таинств; Таинства не совершаются без священства. Нет священства, нет Таинств; нет Таинств, нет благодати; нет благодати, нет и спасения» Соответственно, духовный рост возможен только в Церкви, посредством «благолепных священнодействий» и «повседневного доброделания»

О благодати

В учении о благодати разработал учение о «благодатном возбуждении», которое приходи извне и ставит человека в «льготное состояние». При этом данное состояние может быть томительным и сопровождаться грустью, в которой человек начинает ощущать иную, более совершенную жизнь. Человек может либо воспользоваться этим состоянием и стать на путь спасения, либо впасть в обычную «дебелость». После того, как человек уже избрал путь спасения, к нему благодать приходит как «дерзновение», которое означает «сорастворение силы Божьей с силами человека» и высшую степень «упования»

Политические воззрения

Феофан критикует «прогрессисток» за то, что они воспринимают человечество «как одно лицо» и, радея об «благе всего человечества», часто пренебрегают своими близкими

В одном из своих писем (от года) писал: «Как шла французская революция? Сначала распространились материалистические воззрения. Они пошатнули и христианские и общерелигиозные убеждения. Пошло повальное неверие: Бога нет; человек — ком грязи; за гробом нечего ждать. Несмотря однако на то, что ком грязи можно бы всем топтать, у них выходило: не замай! не тронь! дай свободу! И дали! Начались требования — инде разумные, далее полуумные, там безумные. И пошло всё вверх дном. Что у нас?! У нас материалистические воззрения всё более и более приобретают вес и обобщаются. Силы ещё не взяли, а берут. Неверие и безнравственность тоже расширяются. Требование свободы и самоуправства — выражается свободно. Выходит, что и мы на пути к революции. Как же быть? Надо — свободу замыслов пресечь — зажать рот журналистам и газетчикам. Неверие объявить государственным преступлением, материальные воззрения запретить под смертною казнью. Материальные воззрения чрез школы распространяются. Лапласовская теория самообразования мира с прибавкою Дарвиновских бредней идет в уроках».

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 3998
Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/feofan-zatvornik

Служение в Иерусалиме

В 1846 году формировалась Русская Православная Миссия, задачей которой было направиться в Иерусалим.

Феофан не без энтузиазма принял предложение войти в состав этой миссии. Так, уже в 1847 году, в октябре месяце все члены организации отправились в Палестину, а в феврале их уже встречали в Иерусалиме. Пребывая на Ближнем Востоке, Феофан значительно повысил уровень владения греческим и французским языками. Взялся за освоение еврейского и арабского. Активно углубился в изучение основ других религиозных конфессий, чтобы обоснованно освящать их положительные и негативные стороны.

Немалый интерес для него представляли древние святые рукописи, которые он читал в оригинале. В целом этот период оказался довольно плодотворным. Но коррективы внесла Крымская война.

Блок: 5/9 | Кол-во символов: 782
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/svyatitel-feofan-zatvornik.html

Оценки его трудов

Критически относился к епископу и его творчеству философ Николай Бердяев, говоря, что он «был мало оригинален как мыслитель, не чувствовал никаких проблем и высказывал возмущающие нравственные и социальные взгляды».

В 1954 году, к 60-летию преставления святителя, епископ Русской православной церкви заграницей Аверкий (Таушев) писал о его значении: «<…> находясь в глубине своего затвора, ещё в 60—70 годах прошлого столетия прозревал духом своим то страшное бедствие, которое надвигалось на не устоявший в верности своему св. Православию русский народ, предощущал ту жуткую кровавую бездну, в которую он катился. Всё предреченное Епископом Феофаном, как мы видим теперь, исполнилось. <…> Исполнилось и предречение свят. Феофана о том, что „вновь пошлёт Господь на нас таких же учителей наших, чтобы привели нас в чувство и поставили на путь исправления“, ибо „таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему“».

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 969
Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/feofan-zatvornik

Посвящение в архимандриты

С началом военного конфликта миссию отозвали, и все священнослужители, входившие в ее состав, вынуждены были вернуться на родину. Путь пролегал через страны Европы. И здесь Феофан не упустил возможности почерпнуть для себя что-то новое. Природная жажда новых знаний не иссякла в нем до самых последних дней жизни.

  • В Италии святитель ознакомился с произведениями искусства великих мастеров, посетил многие музеи.
  • В Германии его заинтересовала манера преподавательского процесса основных дисциплин в учебных заведениях, в частности, богословия.

Икона святителя Феофана Затворника

В 1856 году святителю поступило предложение возглавить Православную посольскую церковь в Константинополе, переживающую не самые лучшие времена. Дело в том, что между греками и болгарами разгорелся конфликт из-за желания последних вести службы в храмах на родном языке и назначать в священнослужители представителей из болгарского народа. Однако Константинопольский патриархат не хотел идти на уступки. Отец Феофан, искренне желавший помочь болгарам в их проблеме, снискал большую любовь и уважение со стороны этого этноса. Но, благодаря своим дипломатическим качествам, он продолжал находиться в хороших отношениях и с греками, и с членами посольства, в котором пребывал с миссией.

В дальнейшем святителем был составлен подробный отчет касательно сложившейся ситуации, который имел важное значение для болгар, когда их вопрос рассматривался Священным синодом Русской православной церкви.

В 1857 году Феофана вызвали в Петербург с целью назначения его ректором духовной академии. К тому времени святитель уже приобрел известность в широких кругах и снискал большое уважение за свои аскетический взгляды и образованность.

А через два года состоялось посвящение архимандрита в сан епископа Тамбовского и Шацкого.

Блок: 6/9 | Кол-во символов: 1805
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/svyatitel-feofan-zatvornik.html

Труды Феофана Затворника

Деятельность Феофана Затворника разделяется 1872 годом — до и после ухода в затвор.

До затвора написаны:

  • Сборник проповедей «Слово архимандрита Феофана» (1859).
  • Слова к тамбовской пастве (1861).
  • Книга лекций «Путь ко спасению» (1868—1869; при жизни автора — 5 изданий) о православном образовании и воспитании (в том числе юношества).

На протяжении всего затвора (до самой смерти) в монастыре написаны:

  • «Письма о христианской жизни» (4 выпуска; полностью издано после смерти в 1898—1901 годах) — размышления о христианской жизни, преодолении соблазнов и слабодушия, конечных судьбах человечества.
  • «Письма к различным лицам о разных предметах веры и жизни.» (1892)
  • Монументальный перевод наиболее авторитетного патристического сборника — «Добротолюбия» (в 5 томах; всего 3 143 с.)
  • Перевод сочинения Лоренцо Скуполи под названием «Невидимая брань».
  • «Начертание христианского нравоучения» (1891)
  • «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться».
  • «Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном» (1891).
  • Девять книг «Толкований на послания Святого апостола Павла».
    • Толкование послания св. апостола Павла к Филимону
    • Толкование послания св. апостола Павла к Колосянам
    • Толкование послания св. апостола Павла к Галатам
    • Толкование послания Апостола Павла к Титу
    • Толкование Первого послания Апостола Павла к Тимофею
    • Толкование Второго послания Апостола Павла к Тимофею
    • Толкование послания св. Апостола Павла к Ефесеям
    • Толкование первых восьми глав Послания св. Апостола Павла к Римлянам
    • Толкование IX — XVI глав Послания св. Апостола Павла к Римлянам
    • Толкование Первого Послания св. Апостола Павла к Коринфлянам
    • Толкование Второго Послания св. Апостола Павла к Коринфлянам
    • Толкование Послания св. Апостола Павла к Филиппийцам
    • Толкование Первого Послания св. Апостола Павла к Солунянам
    • Толкование Второго Послания св. Апостола Павла к Солунянам
  • Об употреблении нового перевода Ветхозаветных писаний
  • Древние иноческие уставы

Современные переиздания

  • Древние иноческие уставы: пр. Пахомия великого, св. Василия великого, пр. Иоанна Кассиана и пр. Венедикта, собранные Епископом Феофаном / Сост. епископ Феофан Затворник; Репринт изд. 1892 г. — Рига: Паломник-Благовест, 1995. — 654, VIII, с. — 6000 экз.

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 2198
Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/feofan-zatvornik

Епископское служение святого Феофана Затворника

Свои обязанности епископа отец Феофан исполнял с ревностно и с полной самоотдачей. Благодаря его неуемной энергии и таланту руководить, были открыты многочисленные школы и училища в епархии. Он часто разъезжал по области с целью личного знакомства и общения с паствой.

На заметку! При нем начал издаваться вестник «Тамбовские епархиальные ведомости».

И, хотя святитель очень многое делал для епархии, его все чаще одолевали мысли о затворничестве.

В 1863 году церковным руководством было принято решение о перемещении епископа на новую кафедру. Феофан приезжает в город Владимир-на-Клязьме, где разворачивает не менее активную деятельность по открытию приходских школ и других образовательных учреждений.

Здесь также начинают издавать «Владимирские епархиальные ведомости». Епископ участвовал в богослужениях, много проповедовал. В 1866 году святитель Феофан подал прошение в Синод об отстранении его от руководства епархией. После длительного рассмотрения и доводов епископа, просьба все же была удовлетворена.

Феофан выбрал для уединенного образа жизни Вышенскую пустынь, куда его назначили настоятелем. Однако и настоятельство тяготило святителя, в связи с чем от него последовала новая просьба о снятии с него данных полномочий.

Блок: 7/9 | Кол-во символов: 1274
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/svyatitel-feofan-zatvornik.html

Библиография

  • Святитель Феофан, Затворник Вышенский. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. — М.: Лепта Книга, 2007. — 800 с.

Категории : Метки :

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 164
Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/feofan-zatvornik

Период затворничества

Начиная с 1872 года, святитель начал жить в затворе. В его келью попадал очень ограниченный круг людей. Сам святой отец всегда был занят либо молитвой, либо трудом. Он организовал у себя в комнате небольшую домовую церковь, где регулярно служил Литургию.

Свободное время посвящал разбору переписки, изучению святоотеческих трудов, чтению. Не чужд был ему и физический труд. Феофан занимался иконописью, сам шил себе одежду, вырезал по дереву. Большую часть своей пенсии отправлял нуждающимся, себе же оставлял самую малость на основные нужды.

Труды святителя Феофана

Умер Феофан Затворник 6 января 1894 года. Его тело захоронили в Казанском соборе Вышенской пустыни.

Днями памяти и почитания святого считаются:

  • 10 января — рождение святого;
  • 16 июня — перенесение мощей Феофана Затворника.

Блок: 8/9 | Кол-во символов: 803
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/svyatitel-feofan-zatvornik.html

Творческое наследие

Святой оставил богатое литературное наследие после себя, посвященное проблематике нравоучения, толкования Священного Писания, догматики. Также осталось много писем. Среди всех трудов особого внимания заслуживают следующие:

  • Начертание христианского нравоучения;
  • Внутренняя жизнь. Избранные поучения;
  • Как начинается в нас христианская жизнь;
  • Толкования к посланиям в Новом Завете;
  • Письма о духовной жизни и т. д.

Все годы затворничества святой Феофан посвятил служению Православной церкви, что выражено в его сочинениях.

Этот человек незаурядного ума и большой души в свое время очень вдохновлялся примерами других святых отцов церкви, таких как Тихон Задонский. Феофан Затворник был и остается примером для всех верующих христиан. А канонизация только подтверждает этот очевидный факт.

Документальный фильм о святителе Феофане Затворнике

Блок: 9/9 | Кол-во символов: 847
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/svyatitel-feofan-zatvornik.html

Кол-во блоков: 16 | Общее кол-во символов: 31231
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. http://molitva-info.ru/svyatye/svyatitel-feofan-zatvornik.html: использовано 8 блоков из 9, кол-во символов 9756 (31%)
  2. https://pravoslavie.ru/76728.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 400 (1%)
  3. https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/feofan-zatvornik: использовано 7 блоков из 7, кол-во символов 21075 (67%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий