А. Рублев — очень знаменитый и уважаемый русский иконописец. Благодаря своим работам Русская православная церковь относит его к преподобный лике святых. Все иконы считались чудотворными и образцом для последующих мастеров.
Родился великий мастер своего дела примерно в 1360 году, на то время в Московском княжестве. Но к сожаления, из его биографии нам мало что известно, осталось только его творчество. Бытует мнение, что он учился художества в Византии и Болгарии. С именем Андрей был принят в монастырь. Настоящего имени не сохранилось.
Впервые о нем было написано в летописи примерно в 1405 году. Делалось сообщение, что он участвовал в росписи Благовещенского собора в Московском кремле. Эта ответственная работа свидетельствует о великом умении росписи икон. Второй раз в 1408 году было о нем сообщение в летописи, когда Рублев участвовал в росписи Успенского собора. В скорости у него появились свои ученики и помощники.
Третий раз в летописи о нем можно прочитать сообщение, что участвовал в росписи Крупного мужского монастыря, в городе Сергееве, Московской области.
К сожалению, умер от чумы в 1430 году ( это единственная точная дата с биографии Рублева), но до этого успел поучаствовать в росписи Спасского собора, о чем и говорит летопись. В памяти верующих, он известный благодаря своей иконе «Троица» и фреске «Страшный суд»( где традиционная грозная сцена превращается в торжество Божественной справедливости). Ему также приписывают выполнения книжных миниатюр.
В память об этом великом человеке в Спасо — Андрониковом монастыре был основан единственный музей древнерусской культуры и искусства имени А. Рублева. Были сняты фильмы, выпущенная почтовая марка, серия монет для Банка России. И что самое удивительное, один из кратеров Меркурия назван в его честь.
Его творчество
Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/rublyov-andrej
Содержание
- 1 Основные этапы биографии
- 2 Творчество Андрея Рублёва
- 2.1 Успенский собор во Владимире
- 2.2 Икона Богоматери Владимирской «Умиление» из Успенского собора во Владимире (ок. 1408)
- 2.3 Икона «Троица» (1411-1425/27)
- 2.4 Евангелие Хитрово
- 2.5 Иконы из иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря (ок. 1428)
- 2.6 Звенигородский чин (ок. 1396-1399)
- 2.7 Рождественский собор в Саввино-Сторожевском монастыре (фрески)
- 2.8 Икона «Иоанн Предтеча» (середина XV в.)
- 2.9 Икона «Спас в силах» (начало XV в.)
- 2.10 Андрониково Евангелие (Москва, первая четверть XV в.)
- 3 Творчество
- 4 Личная жизнь
- 5 Заключение
- 6 Канонизация
- 7 Всеобщее признание
- 8 Литература
Основные этапы биографии
Точных данных о жизни Рублева сохранилось немного. Его предположительное место рождения – Московское княжество, по другой версии – Нижний Новгород. Дата рождения и имя, данное при рождении, неизвестны. Судя по фамилии, его семья может иметь отношение к ремесленничеству. В молодые годы Рублев постригся в монахи в Андрониковом монастыре, взяв имя Андрей. Одна из поздних икон подписана как «Андрей Иванов сын», несмотря на то, что подпись неподлинная, она считается косвенным подтверждением, что отец художника носил имя Иван.
В 1405 году, по свидетельству летописей, участвовал с Феофаном Греком и другими художниками в росписи Благовещенского собора в Москве. Из работ Рублева сохранились изображения праздников, отличающиеся особой гармоничной атмосферой, утонченностью и теплотой. Вероятно, художник к этому времени имел серьезный опыт и репутацию.
В 1408 году совместно с Д. Черным писал в Успенском соборе во Владимире. Ему принадлежит часть фресок изображения Страшного суда на западной стене. Несмотря на подавляющую тематику, работа Рублева демонстрирует просветление и всепрощение и не дает гнетущего ощущения страшной кары. В те времена художник был настоящим мастером школы живописи, имеющим собственный стиль, последователей и учеников.
В 20-х годах XV века под руководством А. Рублева и Д. Черного создавался иконостас Троицкого собора. Фрески не сохранились, уцелели лишь три ряда иконостаса, разных по манере исполнения. К тому времени относится и создание «Троицы» – иконы, ставшей шедевром мировой живописи. Смысл, вложенный художником в эту удивительную работу, – самопожертвование во имя гармонии и жизни. Рублев скончался в 1428 году в московском Андрониковом монастыре во время эпидемии чумы.
Источник: https://stories-of-success.ru/andreya-rubleva
Это интересно: Житие Амвросия Медиоланского (видео)
Творчество Андрея Рублёва
Зал Андрея Рублёва в Третьяковской галерее
Вторая половина XIV – начало XV вв. были отмечены на Руси интересом к нравственным и духовным проблемам. Андрей Рублёв воплотил в своей живописи новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Поэтому его творчество является одной из вершин русской и мировой культур. Крупнейшие мастера древнерусской живописи, включая Дионисия, испытали глубокое воздействие его творчества.
Успенский собор во Владимире
Успе́нский собо́р во Влади́мире – выдающийся памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси (1158).
В начале XV в. для украшения храма были приглашены Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. От их росписей сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма, и фрагментарные изображения в алтарной части собора. Большинство же дошедших до нашего времени фресок были выполнены в XIX в.
Это единственная сохранившаяся фреска, написанная Андреем Рублевым. Упоминание о ней – в Троицкой летописи; это также единственный документально подтверждённый, точно датированный и сохранившийся памятник в творческом наследии художника.
Икона Богоматери Владимирской «Умиление» из Успенского собора во Владимире (ок. 1408)
Авторство иконы приписывается Андрею Рублёву. С этим мнением согласны И. Э. Грабарь, В. Н. Лазарев, Г. И. Вздорнов, О. С. Попова.
М. В. Алпатов и Э. С. Смирнова отвергают его авторство.
Икона «Умиление» – одна из самых древних копий «Богоматери Владимирской».
Богоматерь Владимирская
Икона «Троица» (1411-1425/27)
Эта икона – эталон творчества Рублёва, его авторство несомненно. Одна из прославленных русских икон.
Андрей Рублёв «Троица». Дерево, темпера. 142 х 114 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
На иконе изображены три ангела. Они сидят за столом, на котором стоит чаша с головой тельца. Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Композиционным центром иконы является чаша. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу. Ангелы неподвижны, они в состоянии созерцания, их взгляды устремлены в вечность.
На заднем фоне – дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамврийский) и гора (гора Мориа).
Мамври́йский дуб (дуб Авраама) – дерево, под которым, согласно Библии, Авраам принимал Бога.
Гора Мориа (Храмовая гора) – обнесённая высокими стенами прямоугольная площадь, возвышающаяся над остальными частями Старого города Иерусалима высотой 774 м над уровнем моря.
Явление Аврааму троих ангелов – символ единосущного и триипостасного Бога (Святой Троицы). Именно рублёвская икона соответствовала этим представлениям. Стремясь раскрыть догматическое учение о Святой Троице, Рублёв свёл к минимуму детали, предшествующие трапезе. Ангелы беседуют, а не трапезничают, и на иконе всё внимание сосредоточено на безмолвном общении троих ангелов.
Над символизирующим Бога Отца ангелом Рублёв поместил палаты Авраама. Дуб мамврийский символизирует древо жизни и напоминает о крестной смерти Спасителя и Его воскресении (в центре). Гора – символ духовного восхождения, которое осуществляется через действие третьей ипостаси Троицы – Духа Святого.
Евангелие Хитрово
Это рукописное Евангелие конца XIV в. Называется так по имени своего владельца, боярина Богдана Хитрово. Рукопись была украшена драгоценным окладом и передана им в дар Троице-Сергиевой лавре, где она хранилась в алтаре до 1920 г. В настоящее время Евангелие находится в собрании Российской государственной библиотеки.
Евангелие богато декорировано (заставки, инициалы, миниатюры и символы евангелистов). Происхождение рукописи относят к московской школе Феофана Грека, а авторство ряда миниатюр приписывают его ученику – Андрею Рублёву.
«Ангел Рублёва»
Иконы из иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря (ок. 1428)
Все исследователи единодушны во мнении, что иконостас принадлежит к рублёвской эпохе и что в той или иной степени Рублёв и Даниил Чёрный участвовали в его создании. Иконостас до сих пор плохо изучен и опубликован не целиком.
Это единственный из первых высоких иконостасов раннего XV в., сохранившийся почти полностью (утрачены только некоторые из икон).
Звенигородский чин (ок. 1396-1399)
«Звенигородский чин» – три иконы с изображением Спасителя, архангела Михаила и апостола Павла (из собрания Государственной Третьяковской галереи).
Предположительно, из иконостаса Успенского собора на Городке. Долгое время приписывался кисти Андрея Рублёва, но в 2017 г. атрибуция была отведена на основе высокотехнологичных сравнений с «Троицей».
Рождественский собор в Саввино-Сторожевском монастыре (фрески)
Саввино-Сторожевский монастырь (Звенигород)
Основан в конце XIV в.
Изображения отшельников Павла Фивейского и Антония Великого. Отдельные учёные приписывают авторство фресок Андрею Рублёву.
Икона «Иоанн Предтеча» (середина XV в.)
Икона происходит из Никольского Песношского монастыря около города Дмитрова. Принадлежала деисусному полуфигурному чину типа Звенигородского. Приписывается Андрею Рублёву.
Икона «Спас в силах» (начало XV в.)
Приписывается Андрею Рублёву или «кругу Рублёва».
Андрониково Евангелие (Москва, первая четверть XV в.)
Миниатюра «Спас во славе» выполнена художником «круга Рублева». Прямой датировки рукопись не содержит, но его оформление схоже с такими известными рукописями, как Евангелие Хитрово.
Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/russkoe-izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura/iskusstvo-drevnej-rusi/771-tvorchestvo-andreya-rubljova-vershina-russkoj-i-mirovoj-zhivopisi
Творчество
На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмосфера культурного подъёма 2-й половины XIV — начала XV века, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры.
В 1408 году Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами создал свою единственно точно датированную и вдобавок сохранившуюся работу — фрески Успенского собора во Владимире (роспись сохранилась частично). Из фресок Рублёва в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Рублёва во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.
В 1425—1427 годах Рублёв, как свидетельствуют летописи, совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Сохранились иконы, считающиеся по большей части работой артели; они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам. Вероятно, именно в этот иконостас входила икона «Святая Троица» — его единственно безусловная сохранившаяся работа в жанре иконописи. Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием.
Прочие иконы и фрески, приписывавшиеся на протяжении XX века кисти Андрея Рублёва, в настоящее время большинство исследователей считает работой школы (артели) или даже просто современников мастера.
Источник: https://stories-of-success.ru/andreya-rubleva
Личная жизнь
В молодости Андрей Рублев прошел посвящение в монашеский чин. Он отказался от желания завести семью и детей. Вся его жизнь была посвящена служению Богу и творчеству во имя его прославления. Не сохранилось сведений о родных художника. Неизвестно, были ли у него братья, сестры и племянники.
Источник: https://stories-of-success.ru/andreya-rubleva
Заключение
Творчество Рублева отличают две традиции: византийская гармония, возвышенный аскетизм и мягкость стиля, свойственная московской живописи XIV в. Именно эта мягкость, а также сосредоточенная созерцательность выделяют его произведения среди других живописных работ того времени. Персонажи Рублева чаще всего изображены в состоянии умиротворённого покоя или молитвенного состояния. Это отличает его работы от экспрессивного Феофана Грека. С икон Андрея Рублёва струится атмосфера тихого созерцания, благости. Эта тишина присутствует и в колорите – неярком, спокойном; и в округлостях фигур; и в гармонии линий, похожих на тихую мелодию. Всё творчество Андрея Рублёва пронизано светом. Поэтому совсем не удивительно, что искусства Рублева воспринимается как идеал церковной живописи.
Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/russkoe-izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura/iskusstvo-drevnej-rusi/771-tvorchestvo-andreya-rubljova-vershina-russkoj-i-mirovoj-zhivopisi
Канонизация
Поместным собором Русской православной церкви в 1988 году канонизирован в лике преподобных святых.
По православному календарю, память святому совершается три раза в год:
Тропарь, глас 3
Бжⷭ҇твеннагѡ свѣ́та лꙋча́ми ѡ҆блиста́емый, ꙳ прпⷣбне а҆ндре́е, ꙳ хрⷭ҇та̀ позна́лъ є҆сѝ бж҃їю премⷣрость и҆ си́лꙋ, ꙳ и҆ і҆кѡ́ною ст҃ы́ѧ трⷪ҇цы всемꙋ̀ мі́рꙋ проповѣ́далъ є҆сѝ ꙳ є҆ди́нство во ст҃ѣ́й трⷪ҇цѣ. ꙳ мы̀ же со ᲂу҆дивле́нїемъ и҆ ра́достїю вопїе́мъ тѝ: ꙳ и҆мѣ́ѧй дерзнове́нїе ко прест҃ѣ́й трⷪ҇цѣ ꙳꙳ молѝ просвѣти́ти дꙋ́шы на́шѧ.
Кондак, глас 8
Ѿ ю҆́ности къ бжⷭ҇твеннѣй красотѣ̀ ᲂу҆стремлѧ́ѧсѧ, ꙳ чꙋ́дный і҆кѡнопи́сецъ въ землѣ̀ рѡссі́йстѣй бы́лъ є҆сѝ, ꙳ и҆ бг҃онѡ́снымъ твои́мъ ᲂу҆чи́телємъ поревнова́въ, ꙳ сїѧ́нїемъ добродѣ́телей ᲂу҆кра́силсѧ є҆сѝ, прпⷣбне а҆ндре́е, ꙳꙳ тѣ́мже и҆ ꙗ҆ви́сѧ цр҃кве на́шеѧ похвала̀ и҆ ра́дованїе.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9_%D0%A0%D1%83%D0%B1%D0%BB%D1%91%D0%B2
Всеобщее признание
В произведениях Андрея Рублева отражается его мироощущение. Для того времени был характерен культурный прогресс, повышенное внимание к нравственным вопросам. Творчество живописца отражало новое видение духовной красоты и нравственности, оно стало известным и почитаемым не только на родине, но и далеко за ее пределами.
Работы Рублева являются чрезвычайно ценными, их сохранилось очень мало. Многочисленные исследования выявляли его произведения по уникальному стилю. Икона «Троица» – это единственная уцелевшая работа, которая, безусловно, принадлежит кисти Рублева. В настоящее время хранится в Третьяковской галерее. Мало споров вызывает факт принадлежности мастеру, состоящего из трех икон Звенигородского чина. В нем прослеживается новый для творчества Рублева драматический след, возможно связанный с событиями того времени (междоусобица на Руси).
Большинство ученых приписывает авторству Рублева «Владимирскую Богоматерь», несколько миниатюр «Евангелия Хитрово». Помимо этих произведений на протяжении последнего столетия выдвигалось множество предположений в пользу кисти Рублева. Теперь все эти работы считаются произведениями школы прославленного мастера. В середине XVI века его иконопись была признана образцом к подражанию, и многие художники испытывали сильнейшее влияние творчества Рублева. Его произведения несут глубокое духовное содержание и эмоциональность в сочетании с лаконичными и красивыми образами.
В 1947 году на земле Спасо-Андроникова монастыря открыт заповедник, в 1985 – музей древнерусской культуры в честь Андрея Рублева. В 1988 году Рублев был канонизирован в лике преподобных святых. Фамилию художника носят улицы нескольких российских городов, ему посвящены памятники, о Рублеве сняты фильмы. Также в честь художника назвали кратер на Меркурии.
Источник: https://stories-of-success.ru/andreya-rubleva
Литература
- Алпатов М. В. Андрей Рублёв. — М.: Изобразительное искусство, 1972. — 206 с.
- Бетин Л. В. О происхождении иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля // Реставрация и исследование памятников культуры. — Вып. 1. — М., 1975.
- Брюсова В. Г. Спорные вопросы биографии Андрея Рублёва. Музей имени Андрея Рублева
- Галинский Ю. С. Юность художника. Повесть об Андрее Рублёве
- Грицак Е. Н. Мир Рублёва. — М., 2006.
- Демина Н. А. «Троица» Андрея Рублёва. — М., 1963.
- Дудочкин Б. Н. Андрей Рублёв. Биография. Произведения. Источники. Литература // Художественная культура Москвы и Подмосковья XIV — начала XX веков. Сб. ст. в честь Г. В. Попова. — М., 2002. — С. 300—421.
- Лазарев В. Н. Андрей Рублёв и его школа. — М.: Искусство, 1966. — 312 с.
- Лазарев В. Н. Андрей Рублёв: краткие биографические сведения // Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М.: Искусство, 1983. — ISBN 5-210-01342-1.
- Лихачёв Д. С. Культура Руси времени Андрея Рублёва и Епифания Премудрого. — Л.: Изд-во АН СССР, 1962. — 172 с.
- Осташенко Е. Андрей Рублёв: Палеологовские традиции в московской живописи конца XIV — первой трети XV века. — М., 2005.
- Плугин В. А. Мировоззрение Андрея Рублёва. — М., 1974.
- Плугин В. А. Мастер Святой Троицы. — М., 2001.
- Померанц Г., Миркина З. В тени Вавилонской башни. — М., 2004. — («Humanitas»).
- Попов Г. В. Андрей Рублёв. — М., 2007.
- Андрей Рублёв / Попова О. С. // А — Анкетирование. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 732. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 1). — ISBN 5-85270-329-X.
- Рублёв Андрей // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Сергеев В. Н. Рублёв. — 2-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1986. — 256, с. — (Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Вып. 8 (618)). — 150 000 экз. — ISBN 978-5-235-01544-9.
- Ульянов О. Г. Цикл миниатюр лицевого «Жития Сергия Радонежского» о начале Андроникова монастыря // Памятники культуры. Новые открытия. — М.: Наука, 1996.
- Ульянов О. Г. «Деисус Андреева писма Рублева» из Благовещенского храма Московского Кремля (к 575-летию преставления преподобного иконописца) // Памятники культуры. Новые открытия. — М.: Наука, 2008. — С. 364—394.
- Ульянов О. Г. Эволюция иконографии Живоначальной Троицы в древнерусском искусстве времени прп. Андрея Рублёва и проблемы семантики образа // Тр. ГМИР. — Вып. 9. — СПб., 2009. — С. 7—15.
- Ульянов О. Г. Эпитафия прп. Андрею Рублеёу (проблемы атрибуции) // II научные чтения памяти В. А. Плугина. Москва, г. — Вестник Московского университета. — Серия 8. История. — М., 2013. — № 4. — С. 132—133.
- Щенникова Л. А. Творения преподобного Андрея Рублёва и иконописцев великокняжеской Москвы. — М., 2007.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9_%D0%A0%D1%83%D0%B1%D0%BB%D1%91%D0%B2
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:
- https://stories-of-success.ru/andreya-rubleva: использовано 4 блоков из 8, кол-во символов 5590 (32%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9_%D0%A0%D1%83%D0%B1%D0%BB%D1%91%D0%B2: использовано 2 блоков из 8, кол-во символов 3597 (21%)
- http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/russkoe-izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura/iskusstvo-drevnej-rusi/771-tvorchestvo-andreya-rubljova-vershina-russkoj-i-mirovoj-zhivopisi: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 6192 (36%)
- https://uchim-klass.ru/biografiya/rublyov-andrej: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 1920 (11%)
Привет кд чдчдчдчдчдчдчдчдчдччдчдчдчдчддчдчдчдчддчдчдчдчдчдчхздчдчддд чддчдчдчддчдчдчдчддччдддд чдчддчддччддч чллччлдчдч