Биография Свенцицкого Валентина — советы эксперта

Батюшка являлся священнослужителем РПЦ, протоиереем, настоятелем церкви Николая Угодника в московском районе Ильинка. Отец Валентин вел активную проповедническую деятельность, занимался публицистикой, драматургией и богословием.

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 229
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/biografiya-sventsitskogo-valentina.html

Писатель

Публицист

Родился в семье присяжных поверенных: потомственного дворянина Болеслава Давида Карловича Свенцицкого (1832—1896) и вятской мещанки Елизаветы Федосеевны Козьминой (1852—1927). Поскольку развод отца с бывшей женой (сбежала, бросив пятерых детей) не разрешила католическая Церковь, признан незаконнорождённым; отчество получил по имени восприемника при крещении. Учился в гимназиях: 3-й казанской (1890—1895), 1-й московской (1895—1898, выбыл из-за конфликта с законоучителем), московской частной Креймана (1900—1903); на историко-филологическом факультете Московского университета (1903—1907, исключён за невзнос платы с VII семестра). Дружил с В. Ф. Эрном, был близко знаком с А. В. Ельчаниновым, П. А. Флоренским, С. Н. Булгаковым, Андреем Белым. Мировоззрение сформировали христианство, идеи В. С. Соловьёва, творчество Ф. М. Достоевского и этика И. Канта.

В 1905 году вместе с Эрном создал первую в России христианскую политическую организацию Христианское братство борьбы, дабы обличать религиозную неправду самодержавия, содействовать освобождению Церкви от порабощающей опеки светской власти, созыву Поместного Собора и установлению более справедливых социально-экономических отношений. Дух Братства был в корне противоположен идеологии христианского социализма: экономика и политика признавались лишь внешними формами устроения духовной жизни; в основе человеческих отношений мыслились Христовы любовь и свобода, а не внешние законы; идеалом провозглашалась Церковь, а не государство. Одной из форм легализации ХББ стало Московское религиозно-философское общество памяти Вл. Соловьёва, где Свенцицкий был товарищем председателя. Талант оратора обеспечивал неизменную популярность его выступлениям и проповедям. На суде за призыв ко всенародному посту в знак покаяния за расстрелы рабочих был оправдан после яркой речи в свою защиту. В 1905—1908 годах сделал около двадцати докладов (в том числе в Петербургском религиозно-философском обществе и Братстве ревнителей церковного обновления), опубликовал десять книг и около пятидесяти статей.

Со строго православных позиций критиковал социалистическую утопию, позитивизм, ницшеанство, клевету В. В. Розанова на Церковь, толстовство, пошлость кадетизма, смирно-либеральное, барское христианство Н. А. Бердяева и Е. Н. Трубецкого, черносотенную подделку Христа, сектантство представителей нового религиозного сознания Д. С. Мережковского и Д. В. Философова, духовный блуд мистическо-декадентских кружков, языческий цезарепапизм. Требовал созвать Церковный Собор, уничтожить эксплуатацию труда и частную собственность на землю, права отказываться от воинской повинности. Категорически отвергая хилиазм, считал долгом каждого верующего стремиться освятить духом Христовым не только частную, но и всю жизнь; в реформах видел не политический, а религиозный смысл — борьбу со злом мира.

Прозаик и драматург

Своеобразным продолжением «Легенды о Великом Инквизиторе» Достоевского стала книга «Второе распятие Христа (Фантазия)», обличающая государственную и духовную власти в забвении евангельских заповедей: явившийся в современную Москву Иисус Христос арестован, судим за пасхальную проповедь и распят обезумевшей толпой. Роман-исповедь «Антихрист (Записки странного человека)» с необыкновенной откровенностью рассказывает о проникновении в человека инородного существа — чужого, изнутри пожирающего жертву; раскрытие таинственных глубин сердца и мастерство психологической рисовки соответствуют лучшим образцам русской литературы, а образ главного персонажа стал воплощением антигероя посеребрённого века.

Игравшиеся лучшими актерами дореволюционной России пьесы Свенцицкого охватывают жанры от мистической трагедии («Смерть») до бытовой драмы с элементами комедии («Интеллигенция»), проникнуты духом обличения пороков (построенный на автобиографическом материале «Пастор Реллинг») и пророчествуют о судьбе страны («Наследство Твердыниных»). Для рассказов характерны острые сюжеты и психологическая напряженность повествования, герои представлены в переломные моменты жизни. Выделяются написанные от женского лица новеллы «Ольга Николаевна» и «Любовь» (предвосхищает тему романа К. Абэ «Чужое лицо»), а также светящаяся мягким, лесковским юмором «На заре туманной юности», сказ о явлении Спасителя детям («Христос в детской»). Церковной жизни и борьбе с искушениями посвящены рассказы «Старый чорт», «Отец Яков», «Песнь песней».

Богослов и философ

Уже в ранних работах выступил как оригинальный мыслитель, оказал большое влияние на Бердяева («Философия свободы», «Философия свободного духа») и И. А. Ильина («О сопротивлении злу силою»). Полагая, что православная метафизика «целиком заключается в догматах», этическое учение строил на идее бессмертия и библейских заповедях, следование велению долга считал путём к полной материальной и духовной свободе, а существом её — охотное самопожертвование. Диалектически трактуя свободу как дар и долг (возможность и необходимость творческого раскрытия личности, выражения её Божественного начала), полагал реализацию предвечного замысла смыслом земной жизни. Целью всего мирового движения считал воплощение Божественной идеи, прогресс определял как «медленную и мучительную дифференциацию добра и зла», а во всем космосе видел становящуюся Церковь. Свободный человек — сознавшее себя богочеловеком новое существо, пребывающее в любви, радости и вечном уповании, его действия, желания и помыслы облечены во Христа. Оговаривая, что «всякое логическое познание есть ограничение, потому ничто безграничное познано быть не может», установил формальные признаки свободы — вечность и беспричинность (качества Творца бытия); различал её внешнее условие (свободную волю) и внутреннее содержание (святость); первым её выражением полагал ничем не обусловленный творческий акт — хотение, осуществляемое путём воли. При истинной свободе хотение следует не низменным началам души, а совершенному закону, при всяком же его нарушении, грехе (поскольку он рабство похотям), свобода (залог бессмертия человека) заменяется причинностью. Достигнуть совершенства — значит очистить свой дух от всякого зла, то есть стать абсолютно свободным. Но это недоступно одному: только любовное единение свободных людей, сознающих себя сынами Божьими, дает простор индивидуальным силам человека. Развивая учение А. С. Хомякова о соборности, надеялся, что религиозная общественность (не механическое, но внутреннее объединение в одно тело людей, не перестающих быть различными его членами) способна вывести церковь из пассивного состояния и преобразить социальный строй.

Разграничил социалистическое учение и движение, указав на их коренные противоречия. Оценивая первое как ненаучное, несправедливое и бессодержательное, а второе рассматривая как явление не экономическое, а биологическое (стихийный протест против буржуазного строя), отметил различие их устремлений и интересов. Выявив несоответствие сущности социалистического движения, лишенного положительных идеалов и разумно поставленных нравственных целей, с ложно понимающим его природу теоретическим обоснованием, пришел к выводу, что «в науке не дано и не может быть дано точного определения социализма»; понятие «христианский социализм» считал такой же бессмыслицей, как «сухая вода» или «мокрый огонь». Коммунистический режим определял как «ужасающую смесь дикой анархии и самого жестокого деспотизма».

Видя в «преступном самодовольном непротивленстве» одного из самых опасных врагов Церкви, предостерегал от смешения любви со слащавой улыбкой: «Больному, все спасение которого в ампутации ноги, вместо „жестокой операции“ давать сладенькую водицу — это не любовь!» Обличая подмену сожигающей огнём проповеди Христа — сантиментальными словами, обосновывал допустимость «насильственного ослабления зла» как «подлинного служения свободе». Провозгласил, что для христианина нравственно обязательна лишь война, защищающая святое дело, когда, выбирая между двумя неизбежными убийствами, он по совести может сказать: «Я поднимаю меч на насильника, чтобы меч его не опустился на неповинную жертву». Считал, что благословить войну иногда «есть прямой долг Церкви».

Определяя её роль в политической жизни, указывал: Церковь не должна быть подчинена государственной власти (как при российском самодержавии) или включать её в себя (как добивается католичество), но должна стоять выше власти и благословлять достойную, заботиться о соответствии её деятельности идеалам христианства. А народ вправе знать, признает Церковь данный государственный акт соответствующим Христовым целям на земле или власть действует от своего имени.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 8559
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Смотреть что такое «Свенцицкий, Валентин» в других словарях:


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 193
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1140008

Преодоление соблазнов

Осенью 1908 года вышел из состава МРФО, признав справедливость обвинений «в ряде действий, явно предосудительных» (рождение внебрачных дочерей).

«О. В. Шер родила г. дочь Ольгу (восприемниками при крещении были её брат Василий и мать Свенцицкого Елизавета Федосеевна) и выдавала за сироту, привезенную из деревни. Н. С. Багатурова родила г. в гражданском браке со Свенцицким дочь Надю, крестной которой стала О. В. Шер. Никаких иных фактов прелюбодеяний Свенцицкого до сих пор не выявлено».

Молитвами преподобного Анатолия Оптинского (Потапова), к духовной помощи которого прибегал с 1898 года, преодолел жесточайший внутренний разлад, победив в себе врага, и никогда более не поддавался плотским соблазнам.

С 1909 года перешёл на нелегальное положение, скрываясь от уголовных преследований за печатные выступления. Странствия по России (от Выборга до Иркутска) описал в циклах газетных очерков и книге «Граждане неба. Моё путешествие к пустынникам Кавказских гор». Поддерживал дело голгофских христиан, понимая его не как сектантство, а религиозно-общественное движение, пробуждающее сознание народа к религиозному творчеству. Призывал к живой деятельной любви и раскрытию внутренних сил души в приходской общине; считал, что вся жизнь должна объединиться вокруг храма, а несовместимое с ним отпасть вовсе. С 1915 года вёл несколько рубрик в петроградской «Маленькой газете» и обширную переписку, помогая нуждающимся советом и деньгами, стараясь собрать единомышленников в общую семью и создать христианскую организацию («свободный приход»), спаянную единством духовной жизни. Завершил философскую работу «Религия свободного человека» (полностью не сохранилась), где индивидуализму Ф. Ницше, «отрекающемуся не только от толпы, но и от Бога (то есть от самого себя)», противопоставлял христианский персонализм.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 1835
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Литература

  • Акты Святейшего Патриарха Тихона, приложение 2, стр. 888-889
  • ЖМП. 1995. 5. С. 26.
  • Солодовников А.А. Сокровища Введенских Гор // Моск. журнал. 1992. № 3. С. 50 — 51
  • Иванова Е.В. Флоренский и Христ. братство борьбы // ВФ. 1993. № 6;
  • Козлов М. Обретение церковности // Слово. 1991. № 10;
  • Свенцицкий А.Б. Он обрёл покой в церкви // Моск. церк. вестн. 1992. № 7(73).
  • Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 453
Источник: https://drevo-info.ru/articles/552.html

Труды

  • «Христ. братство борьбы» и его программа. М., 1906;
  • Самодержавие и освободительное движение с христ. точки зрения. М., 1906;
  • Что нужно крестьянину? М., 1906;
  • Правда о земле. М., 1906;
  • Религ. смысл «Бранда» Ибсена. СПб., 1907;
  • Антихрист, или Записки странного человека. СПб., 1908;
  • Жизнь Ф.М.Достоевского. М., 1911;
  • Христос в детской: (Рассказ). М., 1912;
  • Граждане неба. Пг., 1915;
  • Война и церковь. Ростов н/Д., 1919;
  • Диалоги. М., 1993;
  • Беседы о духовной жизни. СПб., 1995.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 502
Источник: https://drevo-info.ru/articles/552.html

Последние годы

Священнослужитель в резкой форме выразил протест против послания митрополита Сергия, где было сказано о создании «Патриаршего Синода», лояльного в отношении к внутренней политике СССР. Отец Валентин заявил, что разрывает всякие сношения с Сергием и организацией епископов. Он назвал это церковное постановление «обновленческим», противоречащим канонам Православия и декретам гражданского управления. Священнослужитель обвинил Сергия в самой опасной форме отказа от церковной свободы.

  • В 1928 г. отца Валентина вторично арестовали и отправили в ссылку в Сибирь. В этом заключении он создал цикл сочинений под названием «Диалоги».

    Протоиерей Валентин Свенцицкий в ссылке

  • В 1930 г. у священнослужителя диагностировали неизлечимую почечную болезнь, врачи не могли помочь. Его страдания длились один год, но перед непосредственной кончиной пришло умиротворение.
  • В последние дни жизни Валентин обратился к митрополиту Сергию с покаянным письмом, где чувствовалось великое смирение. Батюшка отмечал, что со времени разрыва его мучала совесть, он просил простить его за все грехи и воссоединить с Церковью. Отец каялся, что его горделивое мировоззрение навлекло на неправедный путь многих простых верующих.

В середине осени 1931 г. Валентин скончался, успев получить благословение от Сергия. Семье покойного разрешили перевезти гроб в Москву, его установили в Троицкой Церкви на улице Сретенке. Панихиду проводил владыка Варфоломей, присутствовавшие видели, что тело святителя не поддалось тлению.

Верующие шли к гробу нескончаемым потоком, чтобы в последний раз узреть лик знаменитого церковного оратора. Тело Валентина похоронили на Пятницком кладбище. В 1940 г. его мощи перенесли на «Введенские горы». Посетить могилу можно и сегодня.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 1737
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/biografiya-sventsitskogo-valentina.html

Использованные материалы

  • На сайте «Русское Православие»
  • Энциклопедия Кругосвет
  • Русская философия
  • «Диалоги» с подробным жизнеописанием о. Валентина в предисловии
  • С. В. Чертков. «В. П. Свенцицкий и его эпигоны (Д. С. Мережковский, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин)»
  • База Данных ПСТГУ

  Вопросы религии. 1906. Вып. 1. С. 5-8

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 331
Источник: https://drevo-info.ru/articles/552.html

Мировоззрение

В своем нравственном послании к священнослужителям отец Валентин критиковал их деятельность:

  • Автор утверждал, что большая часть верующих не переживает и не чувствует истинную Церковь, которая есть тело Христово. К сожалению, священники нового времени бросили паству на произвол судьбы, пропитались материализмом и перестали помогать ей осознавать единство христианского мировоззрения.

    Книга Валентина Свенцицкого «Диалоги»

  • Взоры церковных чад отдалились от религиозности, а тело Христа трансформировалось в туловище Зверя. В предреволюционный период Россия опустилась в кровавую пустоту, из которой мог вывести только Спаситель, а пастыри должны были воскресить образ Бога в сердцах прихожан.
  • Священнослужитель высказывался об особенном пути духовного прогресса, он назвал свою идею «монастырем в миру». В основе этого лежала мысль о построении обычными мирянами ментальной стены в своем сознании, отделяющей бессмертную душу от мирских соблазнов, переполненных греховностью.

Отец Валентин призывал мирян отказаться от прелестей современного существования, разврата и безбожия. На этом трудном пути необходимо внешне продолжать повседневные дела, но внутренне находиться в состоянии диалога с безупречным Творцом.

В 1906 г. В. Свенцицкий писал, что современная ему Церковь проповедует либеральное христианство, которое можно назвать полуистиной, потому что разделенная надвое душа (первая часть — религия, вторая — материальное стремление) неспособна полноценно отдаться служению Господу и мирскому обществу. В таком веровании нет правды ни от Бога, ни от человека.

Среди последователей либерального христианства никогда не будет пророков, мучеников и религиозных энтузиастов. Первым звонком к появлению подобной лжецеркви стало создание обновленческой организации.

Протоиерей Валентин Свенцицкий

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 1801
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/biografiya-sventsitskogo-valentina.html

Кол-во блоков: 14 | Общее кол-во символов: 23232
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87: использовано 2 блоков из 7, кол-во символов 10394 (45%)
  2. https://www.pravmir.ru/dialogi-svencickogo-obyasnenie-ab-ovo/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 3822 (16%)
  3. https://drevo-info.ru/articles/552.html: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 1286 (6%)
  4. http://molitva-info.ru/svyatye/biografiya-sventsitskogo-valentina.html: использовано 5 блоков из 5, кол-во символов 7537 (32%)
  5. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1140008: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 193 (1%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий