Фома Аквинский — описываем по порядку

Фома Аквинский — итальянский философ, последователь Аристотеля. Он был преподавателем, служителем доминиканского ордена, и влиятельным религиозным деятелем своего времени. Суть учения мыслителя — объединение христианства и философских взглядов Аристотеля. Философия Фомы Аквинского утверждает главенство Бога и его участие во всех земных процессах.

Блок: 1/14 | Кол-во символов: 350
Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/foma-akvinskyi.html

Наследник традиции

Он родился в большой семье графа Андольфа Аквинского года. Второй сын французского короля не мог рассчитывать на земельный надел при господстве принципа примогенитуры, то есть, когда все получает первенец. Фома был седьмым ребенком, и участь его была предопределена – духовная карьера. При его родовитости он мог стать аббатом, епископом и даже папой. Родители уже присмотрели для него местечко настоятеля бенедиктинского монастыря Монтекассино, расположенного как раз неподалеку от родового замка Рокказекка.

Но юноша всем сердцем полюбил теологию и вообще ученость. Учеными монахами в то время были доминиканцы. К ним он и собирается примкнуть после окончания университета в Неаполе. Но что такое орден св. Доминика в то время? Незначительное и небогатое сообщество ученых мужей, исследующих Писание и шелестящих пожелтевшими свитками. То было время чудовищного невежества, когда образованный человек в умах простонародья считался чуть ли не слугой сатаны. Церковь воздействовала на паству сфабрикованными чудесами и внешним величием. Таким был Бенедиктинский монашеский орден, куда родственники хотели запихнуть способного к наукам Фому.

Они схватили его на пути в Сорбонну (Париж). Фому держали несколько лет в заточении, надеясь, что он сломается и уступит воле родителей. К нему даже подсылали жрицу любви, в надежде, что он соблазнится и станет «обычным» монахом. Фома оказался крепким орешком и не уступил, а девку просто выгнал из своей кельи. Только теперь поняли родственники, что Фома настроен серьезно. Он не будет молиться за их грешные души, но добровольно подвергнет себя искушению знаниями. Освобожденный от кандалов семейного долга, юноша едет в Париж, где становится учеником Альберта Великого.

Потребность в способных богословах была огромной. Вместе с учителем Фома перемещается в Кельнский университет, а затем обосновывается в доминиканском монастыре св. Иакова в Париже. Доминиканцы по достоинству оценили способности брата Фомы, назначив его преподавателем в Парижском университете. Здесь Аквинат начинает писать свои богословские труды. Нельзя сказать, что он занялся сочинительством от скуки. Античные авторы и переводы арабских писателей манили его сокровенными знаниями, хотя и противоречили католическому мировосприятию.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 2272
Источник: https://theperson.pro/foma-akvinskij/

Признание Синей Бороды

О чем рассказывает история Жиля де Ре, что такое «инквизиционная революция» и чем испытание огнем и водой отличается от пытки

Ольга Тогоева

О чем рассказывает история Жиля де Ре, что такое «инквизиционная революция» и чем испытание огнем и водой отличается от пытки

15 минут

2/6

Блок: 2/17 | Кол-во символов: 298
Источник: https://arzamas.academy/materials/336

Труды

Super Physicam Aristotelis, 1595

Труды Фомы Аквинского включают:

  • два обширных трактата в жанре суммы, охватывающих широкий спектр тем, — «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» («Сумма философии»)
  • дискуссии по теологическим и философским проблемам («Дискуссионные вопросы» и «Вопросы на различные темы»)
  • на:
    • несколько книг Библии
    • 12 трактатов Аристотеля
    • «Сентенции» Петра Ломбардского
    • трактаты Боэция,
    • трактаты Псевдо-Дионисия
    • анонимную «Книгу о причинах»
  • ряд небольших сочинений на философские и религиозные темы
  • несколько трактатов об алхимии
  • стихотворные тексты для богослужения, например, работа «Этика»

«Дискуссионные вопросы» и «» явились во многом плодом его преподавательской деятельности, включавшей, согласно традиции того времени, диспуты и чтение авторитетных текстов, сопровождающихся комментариями.

Блок: 3/10 | Кол-во символов: 825
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D0%BC%D0%B0_%D0%90%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

«Смертельный ответ» Жанны д’Арк

Зачем придумали инквизицию, кем были первые инквизиторы и чего добился Торквемада

Ольга Тогоева

Зачем придумали инквизицию, кем были первые инквизиторы и чего добился Торквемада

12 минут

3/6

Блок: 3/17 | Кол-во символов: 217
Источник: https://arzamas.academy/materials/336

Историко-философские истоки

Наибольшее влияние на философию Фомы оказал Аристотель, в значительной мере творчески переосмысленный им; также заметно влияние неоплатоников, греческих и арабских комментаторов Аристотеля, Цицерона, Псевдо-Дионисия Ареопагита, Августина, Боэция, Ансельма Кентерберийского, Иоанна Дамаскина, Авиценны, Аверроэса, Гебироля и Маймонида и многих других мыслителей.

Блок: 4/10 | Кол-во символов: 391
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D0%BC%D0%B0_%D0%90%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

Тюрьма аббатства святого Ремигия

Как содержались средневековые преступники, когда в руанской тюрьме появились решетки на окнах, почему на миниатюрах часто судят под деревом и чего не хватало монахам из Реймса

Ольга Тогоева

Как содержались средневековые преступники, когда в руанской тюрьме появились решетки на окнах, почему на миниатюрах часто судят под деревом и чего не хватало монахам из Реймса

12 минут

4/6

Блок: 4/17 | Кол-во символов: 406
Источник: https://arzamas.academy/materials/336

Сочетание формы и материи

Материя — субстрат, не имеющий формы. Появление формы создает предмет, наделяет его физическими качествами. Единство материи и формы являет собой сущность. Духовные существа имеют сложную сущность. У них нет физических тел, они существуют без участия материи. Человек создан из формы и материи, но он также имеет сущность, которой его наделил Бог.

Поскольку материя однообразна, все созданные из нее существа могли бы быть одинаковой формы и стать неразличимыми. Но, по желанию Бога, форма не определяет существо. Индивидуализация предмета формируется его личностными качествами.

Блок: 5/14 | Кол-во символов: 606
Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/foma-akvinskyi.html

Идеальный преступник

Зачем в судах изображали орудия страстей, почему тюремщик и палач делили имущество преступников и как первородный грех связан с судебной практикой

Ольга Тогоева

Зачем в судах изображали орудия страстей, почему тюремщик и палач делили имущество преступников и как первородный грех связан с судебной практикой

14 минут

5/6

Блок: 5/17 | Кол-во символов: 336
Источник: https://arzamas.academy/materials/336

Рецепция учения Фомы Аквинского

Учение Фомы Аквинского, несмотря на некоторое противодействие со стороны традиционалистов (некоторые из томистских положений были осуждены парижским архиепископом Этьеном Тампье в 1277 году), оказало большое влияние на католическую теологию и философию, чему способствовала канонизация Фомы в 1323 году и признание его наиболее авторитетным католическим теологом в энциклике Aeterni patris папы Льва XIII (1879 год).

Идеи Фомы Аквинского получили развитие в рамках философского направления, именуемого «томизмом» (наиболее яркими представителями которого являются Томмазо де Вио (Каэтан) и Франсиско Суарес), оказали некоторое влияние на развитие нововременной мысли (особенно явное у Готфрида Вильгельма Лейбница).

В течение ряда веков философия Фомы не играла заметной роли в философском диалоге, развиваясь в узко-конфессиональных рамках, однако с конца XIX века учение Фомы снова начинает вызывать широкий интерес и стимулировать актуальные философские исследования; возникает ряд философских направлений, активно использующих философию Фомы, известных по общим наименованием «неотомизм», основателем которого является Жак Маритен.

Блок: 6/10 | Кол-во символов: 1171
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D0%BC%D0%B0_%D0%90%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

Ангельский доктор

Doctor Angelicus, систематизатор ортодоксальной схоластики, Doctor Universalis, князь философов – Ватикан не скупится на эпитеты для человека, заложившего основы современной доктрины католической церкви. В 1323 году Фома Аквинский канонизирован, а в 1879 году папа Лев XIII признает его наиболее авторитетным теологом католичества.

Философия, допущенная Аквинатом в служанки богословия, превратилась в царицу. Его метод рационального обоснования явлений стал основой для дальнейшего развития знаний и способствовал становлению научной картины мира. Доказательства бытия Бога, предложенные Фомой, и по сей день вызывают интерес и горячие споры. Сегодня, когда конфликт между наукой и христианством разгорается с новой силой, учение «ангельского доктора» о гармонии между верой и разумом, продолжают быть актуальными. Истина одна, но путь к ней можно найти как через откровение, так и с помощью научных инструментов.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 938
Источник: https://theperson.pro/foma-akvinskij/

Издания

В настоящее время существуют многочисленные издания сочинений Фомы Аквинского, в оригинале и переводах на различные языки; неоднократно выходили полные собрания сочинений: «Пиана» в 16 тт. (по постановлению Пия V), Рим, 1570; Пармское издание в 25 тт. 1852—1873, переизд. в Нью-Йорке, 1948—1950; Opera Omnia Vives, (в 34 т.) Париж, 1871-82; «Леонина» (по постановлению Льва XIII), Рим, с 1882 (с 1987 года — републикация предыдущих томов); издание Мариетти, Турин; издание Р. Буса (Thomae Aquinatis Opera omnia; ut sunt in indice thomistico, Stuttgart-Bad Cannstatt, 1980), вышедшая также на CD дисках.

Блок: 7/10 | Кол-во символов: 612
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D0%BC%D0%B0_%D0%90%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

Оскопление Абеляра

Кастрация, прогулка на осле, спасение от эшафота, решения споров и другие судебные права обывателей

Ольга Тогоева

Кастрация, прогулка на осле, спасение от эшафота, решения споров и другие судебные права обывателей

Материалы

История западного Средневековья в 90 пунктах

Интерактивная шпаргалка

Какой вы еретик?

Пройдите допрос виртуального инквизитора, чтобы выяснить, в какую ересь вы впали

Атрибуты правосудия

Откуда у Фемиды меч, весы и повязка на глазах

Ольга Тогоева: «Мы по‑прежнему гоняемся за ведьмами»

Кто такой средневековый человек

Медиевист Олег Воскобойников о том, чем человек в Средние века отличался от современного

Угадайте животное

Как представляли себе крокодила и страуса авторы средневековых бестиариев

Никто не ждет испанскую инквизицию!

История одной шутки

Современная инквизиция

Ватиканский журналист Якопо Скарамуцци — о Конгрегации доктрины веры

О чем страдает «Страдающее Средневековье»

Медиевисты разбирают известный паблик

Петр Абеляр — композитор и музыкант

Гимн о радости и славе, написанный по просьбе Элоизы

Как развлечься в Средние века

Тринадцать способов организовать досуг в средневековом городе

Что вам известно о Средневековье и средневековых судах

Проверьте, хорошо ли вы знаете курс Ольги Тогоевой

Что читать о человеке Средневековья

5 книг, с которых имеет смысл начинать занятия антропологией Средних веков

Было ли Возрождение?

Давид Крашовец — о том, почему слово «Возрождение» вводит в заблуждение

Реабилитация Синей Бороды

Как в конце XX века активисты попытались оправдать Жиля де Ре

Испытания водой, огнем и чудом

Как ордалии описываются в разных средневековых текстах

Как узнать ведьму

Историк Ольга Тогоева о том, что делать, заподозрив ведьмовство в Англии XVI или XVII века

Допрос мужеложцев

Показания англичанина, который носил женское платье и имел беспорядочные половые связи

Показания вора и скотоложца

Признание Жаннена Ле Вуаррье и приговор, который ему вынес суд

Дебаты судей

Как Пьера Пайю приговорили к позорному столбу, клейму и объяснительной табличке

Апелляция колдуна

Филипп Кальве, признанный колдуном, обвиняет судей в превышении полномочий

Казнь еврея и чудесное спасение

Описание «еврейской казни» из дневника одного падуанца

К чему приговаривали 650 лет назад

Повешение, изгнание, покаяние и пожизненное заключение «на хлеб скорби и воду раскаяния»

Как прославилась деревня Монтайю

Нежность, страсть и судьба в одной еретической деревне

Краткая история индульгенции

Как возникла идея о том, что грех можно искупить деньгами

10 фактов о Фоме Аквинском

Самое важное о биографии и изобретениях великого схоласта

Вийон в XX веке

Илья Эренбург читает свой перевод «Баллады поэтического состязания в Блуа»

Шесть жертв средневекового суда

К каким способам приговорить оппонента прибегали монархи в средневековой Европе

Что мы знаем о Страшном суде

Анна Шмаина-Великанова — о последнем Суде в библейских и апокрифических описаниях

Путеводитель по Реймсу XVII века

Где в Реймсе можно было найти тюрьмы, игорные дома, рынки, кладбища и огороды

Тюрьма, агония и гниение у Вийона

Жаклин Серкильини-Туле — о том, как в одном поэте совмещаются грабитель и интеллекуал

Наказание в назидание

Как выглядели таблички, объясняющие, чего делать не надо

Первое письмо Элоизы

Почему Элоиза не хотела выходить за Абеляра замуж и в чем обвиняла его через двадцать лет разлуки

1117 год в истории

Что происходило в мире, пока в Париже разворачивалась драма Абеляра и Элоизы

Весь курс за 5 минут

Все о средневековых судах, инквизиторах, подсудимых, тюрьмах, казнях и их зрителях

Святой Фома Аквинский. Фреска Фра Бартоломео. Около 1510–1511 годов © Museo di San Marco dell’Angelico, Florence, Italy / Bridgeman Images

Блок: 7/17 | Кол-во символов: 3604
Источник: https://arzamas.academy/materials/336

1. О происхождении и невыгодном родстве

Фома Аквинский (или Аквинат; 1225–1274) был сыном графа Ландольфо д’Аквино и племянником графа Томмазо д’Ачерра, великого юстициария Сицилийского королевства (то есть первого из королевских советников, ведающего судом и финансами), а также троюродным братом Фридриха II Штауфена. Родство с императором, который, стремясь подчинить своему влиянию всю Италию, постоянно боролся с римскими папами, не могло не сослужить дурную службу молодому богослову — несмотря на открытый и даже демонстративный конфликт Аквината с семьей и на то, что он вступил в верный папству орден доминиканцев. В 1277 году часть тезисов Фомы была осуждена епископом Парижа и церковью — видимо, в основном по политическим причинам. Впоследствии эти тезисы стали общепринятыми.

Блок: 8/17 | Кол-во символов: 795
Источник: https://arzamas.academy/materials/336

Основы философского учения

Фома разграничивал понятия «философия» и «теология». Философия изучает вопросы, доступные разуму, и затрагивает только те сферы познания, которые относятся к человеческому бытию. Но возможности философии ограничены, познавать Бога человек может только через теологию.

Представление о ступенях истины Фома сформировал на основе учения Аристотеля. Древнегреческий философ полагал, что их 4:

  • опыт;
  • искусство;
  • знание;
  • мудрость.

Фома поставил мудрость выше других ступеней. Мудрость основана на откровениях Бога и является единственным способом Божественного познания.

Согласно Фоме, есть 3 вида мудрости:

  • благодати;
  • богословская – позволяет верить в Бога и Божественное Единство;
  • метафизическая – постигает сущность бытия, используя разумные выводы.

С помощью разума, человек может осознать существование Бога. Но для нее остаются недоступны вопросы появления Бога, воскрешения, Триединства.

Блок: 3/14 | Кол-во символов: 915
Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/foma-akvinskyi.html

Литература

  • Фома Аквинский / Апполонов А. В. // Уланд — Хватцев . — 2017. — С. 458—460. — (Большая российская энциклопедия :  / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 33). — ISBN 978-5-85270-370-5.
  • Бандуровский К. В. Проблемы этики в «Сумме теологии» Фомы Аквинского // Вопросы философии. — 1997. — № 9. — С. 156—162.
  • Бандуровский К. В. Понятие «контингентного» и проблема свободы воли у Фомы Аквинского // Историко-философский ежегодник ’99. — М., 2001.
  • Бандуровский К. В. Критика монопсихизма Фомой Аквинским // Вестник РХГИ. — 2001. — № 4.
  • Бандуровский К. В. Фома Аквинский // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Бандуровский К. В. Бессмертие души в философии Фомы Аквинского. — М.: РГГУ, 2011. — 328 с. ISBN 978—0
  • Боргош Ю. Фома Аквинский. — М., 1966. (2-е изд.: М., 1975).
  • Бородай Т. Ю. Вопрос о вечности мира и попытка его решения Фомой Аквинским // Интеллектуальные традиции античности и средних веков (Исследования и переводы). — М.: Кругъ, 2010. — С.107-121.
  • Бронзов А. Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учению о нравственности. — СПб. 1884.
  • Гайденко В. П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в средние века. — М.: Наука, 1989.
  • Гайденко В. П.. Об исходных понятиях доктрины Фомы Аквинского // Фома Аквинский. Онтология и теория познания (фрагменты сочинений) / Пер., вступ. ст., коммент. В. П. Гайденко; Рос. акад. наук. Ин-т философии. — М.: ИФРАН, 2001. — 204 с. — ISBN 5-201-02050-X — С. 3—32.
  • Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского // Вопросы философии. — 1994. — № 1.
  • Грецкий С. В. Проблемы антропологии в философских системах Ибн Сины и Фомы Аквинского. — Душанбе, 1990.
  • Дзикевич Е. А. Философско-эстетические взгляды Фомы Аквинского. — М., 1986.
  • Жильсон Э. Философ и теология. — М., 1995.
  • История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002.
  • Лупандин И. В. Аристотелевская космология и Фома Аквинский // Вопросы истории естествознания и техники. — 1989. — № 2. — С.64-73.
  • Ляшенко В. П. Философия. — М., 2007.
  • Маритен Ж. Философ в мире. — М., 1994.
  • Радлов Э. Л. Фома Аквинат // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Спиркин А. Г. Философия. — М. 2004.
  • Стретерн П. Фома Аквинский за 90 минут — М., Астрель, 2005.
  • Работы Э. Жильсона по культурологии и истории мысли. Реферативный сборник. Выпуск I. — М., 1987.
  • Свежавски С. Святой Фома, прочитанный заново // Символ. № 33. Июль 1995. — Париж, 1995.
  • Современные зарубежные исследования по средневековой философии. Сборник обзоров и рефератов. — М., 1979.
  • Фома Аквинский // Католическая энциклопедия
  • Честертон Г. Святой Фома Аквинский // Честертон Г. Вечный человек. — М., 1991.

Блок: 9/10 | Кол-во символов: 2876
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D0%BC%D0%B0_%D0%90%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

2. О школьном прозвище

Фома Аквинский отличался высоким ростом, грузностью и неповоротливостью. Считается также, что ему была присуща кротость, чрезмерная даже для монашеского смирения. Во время дискуссий, которые проводил его наставник, теолог и доминиканец Альберт Великий, Фома высказывался редко, и другие студенты посмеивались над ним, называя Сицилийским Быком (хотя родом он был из Неаполя, а не с Сицилии). Альберту Великому приписывается пророческая реплика, якобы произнесенная, чтобы усмирить дразнивших Фому студентов: «Вы называете его быком? Говорю вам, этот бык взревет так громко, что рев его оглушит мир».

Посмертно Аквинат был удостоен множества других, более лестных прозвищ: его называют «ангельским наставником», «всеобщим наставником» и «князем философов».

Блок: 9/17 | Кол-во символов: 788
Источник: https://arzamas.academy/materials/336

Движение

Все природные процессы — результат движения. Плоды не созреют, пока на дереве не появятся цветы. Каждое движение подчиняется предыдущему, и не может начаться, пока оно не закончится. Первым движением было появление Бога.

Блок: 11/14 | Кол-во символов: 230
Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/foma-akvinskyi.html

Производящая причина

Каждое действие происходит в результате предыдущего. Человек не может знать, какой была первоначальная причина действия. Допустимо предположить, что ей стал Бог.

Блок: 12/14 | Кол-во символов: 184
Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/foma-akvinskyi.html

5. Об Аристотеле

Альберт Великий, учитель Фомы Аквинского, был автором первого написанного в Западной Европе комментария к «Никомаховой этике» Аристотеля. Именно он ввел в обиход католического богословия сочинения Аристотеля, до того известные на Западе преимущественно в изложении арабского философа Аверроэса. Альберт показал отсутствие противоречий между учением Аристотеля и христианством.

Благодаря этому Фома Аквинский получил возможность христианизировать античную философию, в первую очередь — труды Аристотеля: стремясь к синтезу веры и знания, он дополнил вероучительные догматы и религиозно-философские умозрения христианства социально-теоретической и научной рефлексией, опирающейся на логику и метафизику Аристотеля.

Фома не был единственным богословом, пытавшимся апеллировать к трудам Аристотеля. Это же делал, например, его современник Сигер Брабантский. Однако аристотелизм Сигера считали «аверроистским», сохранившим некоторые идеи, привнесенные в труды Аристотеля его арабскими и иудейскими переводчиками и интерпретаторами. «Христианский аристотелизм» Фомы, опиравшийся на «чистое» учение древнегреческого философа, не противоречащее христианству, победил — а Сигер Брабантский за свои убеждения был предан суду инквизиции и убит.

Блок: 12/17 | Кол-во символов: 1263
Источник: https://arzamas.academy/materials/336

Необходимость

Некоторые вещи существуют временно, разрушаются и появляются вновь. Но части вещей необходимо существовать постоянно. Они создают возможность для появления и жизни других существ.

Блок: 13/14 | Кол-во символов: 194
Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/foma-akvinskyi.html

6. О разговорном жанре

Отвечая на вопрос, почему Христос проповедовал, но не записывал постулаты своего учения, Фома Аквинский заметил: «Христос, обращаясь к сердцам, ставил слово выше писания»  Summa Theologiae, III, quaestio XXXII, articulus 4.. Этот принцип был вообще популярен в XIII веке: даже система схоластического университетского преподавания строилась на quaestio disputata, дискуссии по заданной проблеме. Большую часть своих произведений Аквинат написал в жанре «суммы» — диалога, состоящего из вопросов и ответов, который казался ему наиболее доступным для студентов-теологов. «Сумма теологии», например, — трактат, написанный им в Риме, Париже и Неаполе между 1265 и 1273 годом, — состоит из глав-артикулов, в заглавие которых вынесен спорный вопрос. К каждому Фома приводит несколько аргументов, дающих разные, порой противоположные ответы, а в конце сообщает контраргументы и правильное, с его точки зрения, решение.

Блок: 13/17 | Кол-во символов: 941
Источник: https://arzamas.academy/materials/336

9. Об индульгенциях

Фома Аквинский разрешил ряд сомнений, связанных с практикой дарования (и покупки) индульгенций. Он разделял концепцию «сокровищницы церкви» — некоего «избыточного» запаса добродетелей, пополняемого Иисусом Христом, Девой Марией и святыми, из которого могут черпать остальные христиане. Этой «сокровищницей» может распоряжаться папа римский, выпуская особые, юридические по своей природе акты — индульгенции. Индульгенции действуют только потому, что святость одних членов христианского сообщества перевешивает греховность других.

Блок: 16/17 | Кол-во символов: 556
Источник: https://arzamas.academy/materials/336

10. О доминиканской миссии и проповедничестве

Хотя доминиканский орден был основан святым Домиником в 1214 году, еще до рождения Аквината, именно Фома сформулировал положения, ставшие обоснованием их деятельности. В «Сумме против язычников» теолог писал, что путь к спасению открыт для каждого, а роль миссионера заключается в том, чтобы дать конкретному человеку необходимое для его спасения знание. Спастись может даже дикий язычник (чья душа стремится к благу), если миссионеру удастся донести до него спасительную божественную правду.  

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Блок: 17/17 | Кол-во символов: 650
Источник: https://arzamas.academy/materials/336

Кол-во блоков: 34 | Общее кол-во символов: 32203
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

  1. https://theperson.pro/foma-akvinskij/: использовано 2 блоков из 6, кол-во символов 3210 (10%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D0%BC%D0%B0_%D0%90%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9: использовано 5 блоков из 10, кол-во символов 5875 (18%)
  3. https://mystroimmir.ru/filosofiya/foma-akvinskyi.html: использовано 7 блоков из 14, кол-во символов 3175 (10%)
  4. https://bigenc.ru/philosophy/text/4716780: использовано 2 блоков из 6, кол-во символов 9659 (30%)
  5. https://arzamas.academy/materials/336: использовано 12 блоков из 17, кол-во символов 10284 (32%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий