Что перечитывают Великим постом? Евангелие целиком, Ветхий Завет, творения святых отцов… Но наш постоянный автор открыл «Исповедь» блаженного Августина. Об этой старинной, но актуальной книге сегодня пойдет речь.
Источник: https://www.pravmir.ru/ispoved-blazhennogo-avgustina-uvidet-v-chuzhom-svoe/
Содержание
Августин Аврелий как автор книги
Августин Блаженный (годы жизни 354-430) — богослов, философ, влиятельный проповедник, епископ, один из Отцов христианской церкви.
Долгий путь к христианству через манихейство, скептицизм, неоплатонизм позволил мыслителю разработать свои собственные взгляды на проблемы философии и религии.
Биография
Аврелий Августин родился в 354 году в городе Тагасте (Северная Африка) в небогатой знатной семье. Мать была набожной христианкой, отец был язычником и принял крещение лишь перед смертью.
В 363-366 годах будущий епископ обучался в Мадауре, а позже отправился в Карфаген. Там, в окружении сверстников, которые вели не вполне праведную жизнь, он приобщился к распутству. После переезда в Милан (Медиолан) он стал ритором. Знакомство с известным святителем Амвросием помогло ему заинтересоваться православием.
В 388 или 389 году он принял Крещение. Через два года епископ Валерий рукоположил его в сан священника. Августин стал распространителем веры, занимался толкованием Священного Писания, боролся с еретиками. В 395 году он был возведен в епископы, стал главой Иппонской епархии и руководил ею до конца своей жизни.
Философские взгляды
Основные положения философии Августина Блаженного:
- Бог творит весь мир «из ничего».
- Бог превращен в бестелесное и вечное начало, он — сверхъестественная личность.
- Время было сотворено вместе с материальным миром.
- Бог вне времени: вмещает вечное настоящее, он неподвижен, неизменен, постоянен.
- «Прошедшее» тождественно памяти, а «будущее» — ожиданию и надежде.
- Время есть лишь в душе человека.
- Душа человека бессмертна, ей присущи разум, воля и память.
- Именно воля дает стремление к истинной вере и знанию.
- Вера углубляет рациональное, так как Бог владеет истиной и может открыть ее в виде озарения.
- Вера не противоразумна, а сверхразумна.
- Теория Провидения ограничивает идею свободы человека.
- Бог даровал человеку свободу, а он не смог правильно ей воспользоваться.
- Человек может пользоваться свободой только в рамках Божественной благодати.
Около 10 лет Августин симпатизировал учению манихеев, которые считали, что в мире есть два начала: добро и зло. Однако многие вопросы оставались нерешенными. Даже авторитетный епископ Фавст вынужден был признаться, что не знает, как отвечать на вопросы. Именно тогда Августин испытал разочарование в манихействе.
Интересна его полемика с пелагианами о роли Божественной благодати в деле спасения. Пелагиане полагали, что первородный грех не имеет влияния на человека, что он сам волен выбирать добро или зло и без помощи Бога избавиться от скверны греха. Августин же отмечал, что без содействия благодати это не выполнимо. В то же время он настолько минимизировал роль самого человека, что это дало повод для возникновения нового учения, противоположного пелагианству: учения о предопределении Божьем.
Творческая деятельность
Блаженный Августин — наиболее выдающийся церковный писатель мирового масштаба. За годы пастырской деятельности вышли десятки его сочинений.
Все творчество можно поделить на три этапа:
Первый этап (386-395) характеризуется влиянием античных догм: в нем преобладает высокий статус рационального.
- «О жизни блаженной». Философ приходит к выводу, что блаженная жизнь состоит в познании Господа . Существует страна блаженной жизни, чьей гавани достигнут те, кому знакома философия умиротворенной мудрости.
- «О музыке». Содержит знаменитое определение музыки с подробным толкованием; пять из шести книг трактуют вопросы античного стихосложения.
В произведениях второго этапа (395-410) преобладает экзегетическая и религиозно-церковная проблематика.
- «О различных вопросах к Симплициану». Повествование о коренном переломе в сознании Августина, в результате которого он пришел к теории самовластно действующей благодати, вынуждающей согласие человеческой воли и подавляющей ее свободу.
- «Исповедь». Любимая книга благочестивых католиков, которая воспитала много поколений набожных католических душ.
В трактатах третьего периода (410-430) рассматриваются вопросы о сотворении мира и проблемы эсхатологии.
- «О восьми вопросах Дульциция». Повторение и уточнение положений из более ранних сочинений.
- «О граде Божьем». Мыслитель выводит свою концепцию мировой истории, идею морального прогресса.
Источник: https://proreligiu.club/obshestvo/literatura/ispoved-avgustina-avreliya.html
Первая европейская автобиография
«Исповедь» блаженного Августина называют первой автобиографией в европейской литературе. Она была написана по просьбе святителя Павлина, епископа итальянского города Нола, примерно в 397–400 годах спустя десять лет после обращения Августина в христианство.
Книгу оценили уже современники Августина, о чем он сам упоминает незадолго до своей смерти: «Я знаю, что “Исповедь” очень нравилась и нравится братьям», «Какое из моих произведений больше читают, чем “Исповедь”, каким больше наслаждаются?».
О влиянии Августина на последующую европейскую литературу говорить не надо — исповедальный жанр стал очень распространенным. Достаточно вспомнить «Исповеди» Жан-Жака Руссо и Л.Н. Толстого…
Аврелий Августин родился 13 ноября 354 года в Северной Африке в городе Тагасте в семье небогатых представителей провинциальной знати Патриция и Моники. Моника была благочестивой христианкой, отец Августина принял Крещение только перед смертью в 371 году. По обычаю того времени Августин был оглашен с детства, но не крещен.
Образование получил в Карфагене. В качестве преподавателя риторики Августин прибыл в Медиолан в период епископства святителя Амвросия.
В Медиолане Августин знакомится со святителем Амвросием, слышит его проповеди, что обращает Августина к христианству. Свое обращение Августин относит к 386 году.
Вскоре после Крещения Августина умирает его мать, блаженная Моника, дождавшаяся обращения ко Христу своего сына. Осенью 388 года Августин возвращается в родную Тагасту, жертвует все свое имение местной церкви и начинает вести строгую аскетическую жизнь.
Источник: https://www.pravmir.ru/ispoved-blazhennogo-avgustina-uvidet-v-chuzhom-svoe/
Переводы на русский язык
- 1787 — Перевод Иеромонаха Агапита (Скворцова). Первый печатный перевод «Исповеди» на русский язык.
- 1880 — Перевод Д. А. Подгурского (Киевская духовная академия). Перевод был выполнен наряду с прочими сочинениями Августина, вошедших в издаваемую Академией «Библиотеку творений святых отцов и учителей Церкви западных».
- Перевод М. Е. Сергеенко. Перевод впервые был опубликован в «Богословских трудах» в 1978 году. Считается классическим современным переводом.
- 2008 — Перевод Леонида Харитонова.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D1%8C_(%D0%90%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD)
Источник: https://proreligiu.club/obshestvo/literatura/ispoved-avgustina-avreliya.html
Историческое значение
«Исповедь» Августина Аврелия содержит в себе основу религиозно-духовного учения Христианской церкви. Принято считать, что этот трактат лежит в основе католического мировоззрения, поэтому православные люди редко обращаются к нему. Но многие мысли, сформулированные в трактате, легли в основу православных догматов.
«Исповедь» повлияла не только на средневековую религиозную философию, но и на литературу. По её примеру богословы и писатели последующих веков писали собственные мемуары и биографии.
Исповедь Аврелия Августина
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/ispoved-avreliya-avgustina.html
Это интересно: Князь Дмитрий Донской (видео)
О переводчике замолвите слово…
Удивительна история и перевода «Исповеди», который сейчас чаще всего издается. Переводчик — Мария Ефимовна Сергеенко, работавшая в 20‑х годах XX века на кафедре всеобщей литературы филологического факультета Саратовского университета, готовила этот перевод в блокадном Ленинграде, продолжая преподавать латынь. Впервые он был опубликован в «Богословских трудах» в 1978 году.
О переводчике я вспомнила не только из-за этой удивительной работы над сложным текстом в блокадном Ленинграде. С не самым удачным переводом Библии столкнулся в свое время сам блаженный Августин. Исследователи его жизни и творчества сходятся в предположении, что его увлечение манихейством скорее всего было обусловлено именно грубым переводом, в котором было доступно Священное Писание на латыни в то время.
Нам с переводом «Исповеди» действительно повезло — он хороший, и оттолкнуть от сочинения Августина нас может только собственная лень, но не язык…
Источник: https://www.pravmir.ru/ispoved-blazhennogo-avgustina-uvidet-v-chuzhom-svoe/
Значение «Исповеди» в истории
Это произведение имеет очень важное значение для Церкви, литературы, философии.
«Исповедь» является первым произведением в жанре автобиографии. Ее традициям следовали как средневековые авторы, так и более современные: Ж.Ж. Руссо и представители русской философии (Л.Н. Толстой).
Исповедание Августина считается главным трудом жизни мыслителя, который читают и о котором спорят с V века нашей эры.
Источник: https://proreligiu.club/obshestvo/literatura/ispoved-avgustina-avreliya.html
Видео
В видео рассказывается об «Исповеди» Августина.
Источник: https://proreligiu.club/obshestvo/literatura/ispoved-avgustina-avreliya.html
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:
- https://proreligiu.club/obshestvo/literatura/ispoved-avgustina-avreliya.html: использовано 4 блоков из 7, кол-во символов 4657 (27%)
- http://molitva-info.ru/svyatye/ispoved-avreliya-avgustina.html: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 4600 (27%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D1%8C_(%D0%90%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD): использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 3486 (20%)
- https://www.pravmir.ru/ispoved-blazhennogo-avgustina-uvidet-v-chuzhom-svoe/: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 4409 (26%)