Жизнь Антона Владимировича Карташева

Антон Карташев — ученый и церковный деятель, последний обер-прокурор Святейшего Синода, первый и единственный министр исповеданий в истории России. Такой набор сочетаний не случаен, а свидетельствует об особом месте этого человека в истории Русской Церкви.

Блок: 1/4 | Кол-во символов: 257
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhizn-antona-vladimirovicha-kartasheva.html

Дореволюционная биография

Карташев Антон Владимирович родился в 1875 году 11 июля в уральском городе Кыштым. Его дед и отец были крепостными крестьянами, приписанными к заводу. Таких называли фабричными. Дед Карташева смог выбиться в люди и даже стать управляющим, а отец после освобождения крестьян поселился в городе Екатеринбурге, записавшись в сословие мещан. Отец достиг довольно больших высот, став членом земской управы.

Карташев Антон Владимирович

Карташев воспитывался в благочестивой православной семье, с детства полюбил православное богослужение и стал искренним приверженцем Православной Церкви, каковым и остался до конца своей жизни. Карьера будущего ученого и церковного деятеля складывалась успешно.

При этом, будучи выходцем из крестьянского сословия, он сразу же выбрал свой путь, как человека приверженного Церкви.

  1. В 1894 году он закончил Пермскую духовную семинарию в числе первых.
  2. До 1899 года учился в Санкт-Петербургской духовной академии, а затем преподавал в ней до 1905 года русскую церковную историю.
  3. Но после 1905 года Карташев увольняется из Академии и становится преподавателем Высших женских курсов и одновременно подрабатывает в Публичной библиотеке. На женских курсах историк проработал до 1918 года.

Получив степень магистра богословия, Карташев перестал платить крестьянские подати. До этого он их платил именно потому, что происходил из крестьян. Карташев активно включился в духовную жизнь Петербурга, дружил и близко знал Мережковского, Гиппиус, Шагинян и многих других деятелей «серебряного века».

Жизнь Антона Карташева до 1917 года складывалась следующим образом:

  • возглавляет религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге начиная с 1909 года;
  • в это время он сотрудник журналов «Новый Путь», «Вестник жизни»;
  • в 1912 году входит в руководящий состав масонской ложи Великий Восток народов России, которая приближала гибель собственной страны;
  • после февральской революции 1917 года становится одним из лидеров кадетской партии и принимает активное участие в разрушении прежней императорской России.

В 1917 году Карташев назначен обер-прокурором Святейшего Синода, а затем министром исповеданий. Принимал довольно деятельное участие в работе Поместного Собора Русской Церкви. После падения Временного правительства был арестован советскими властями вместе со всеми другими министрами.

Интересный факт! По ходатайству Александры Коллонтай, Карташев был освобожден из-под ареста. Видимо первой российской женщине феминистке импонировало то, что ученый долгое время преподавал на Высших женских курсах.

Как член Временного правительства, Антон Карташев был под контролем советской власти, но при этом участвовал в работе Поместного Собора Русской Церкви и несколько раз встречался с Патриархом Тихоном. Но в советской России ему не было места, и поэтому в 1919 году он эмигрировал.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 2804
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhizn-antona-vladimirovicha-kartasheva.html

Труды, публикации

  • Реформа, реформация и исполнение Церкви. – Петроград: Корабль, 1916. 65 с. (2-е издание — — Берлин, 1922).
  • Задачи, характер и программа русского национального объединения: Доклад съезду РНО в Париже 5- г. — Париж, 1921. 32 с.
  • На путях: Кн. 2. — М., Берлин: Геликон, 1922. 352 с. (один из авторов).
  • Россия и латинство. — Берлин, 1923. 218 с. (один из авторов).
  • На путях к Вселенскому Собору. — Paris: YMCA-Press, 1932. 140 с.
  • Церковь и государство: Что было и что должно быть в России (Христианство перед современной социальной действительностью). — Paris: YMCA-Press, 1932. 19 с. (Приложение к журналу «Путь» (N 33)).
  • Христианское воссоединение: Экуменическая проблема в православном сознании. Сборник статей. — Париж: YMCA-Press, 1933. 166 с. (один из авторов).
  • Практика апелляционного права Константинопольских Патриархов. — Варшава: Варшавская синодальная типография, 1936.
  • Живое предание: Православие и современность: Труды Правосл. Богосл. ин-та в Париже. (Православная мысль. Вып. 3). — Париж: YMCA-Press, 1937. 196 c. (один из авторов).
  • Церковь и государство (Восточно-православная точка зрения). — Варшава: Варшавская синодальная типография, 1937.
  • Лик Пушкина: Речи, читанные на торжественном заседании Богословского Института в Париже. — Париж, 1938 (2-е издание – Париж: УМСА-Рress, 1977. 47 с.) (один из авторов).
  • Святой великий князь Владимир — отец русской культуры. — Париж, 1939. 24 с.
  • Ветхозаветная библейская критика: Актовая речь, произнесенная г. в Свято-Сергиевской духовной академии в Париже. — Париж: YMCA-Рress, 1947. 95 с.
  • Воссоздание Святой Руси. — Париж, 1956. 251 с. (2-е издание (репринт) — М.: Столица, 1991).
  • Жизненный путь митрополита-экзарха Владимира: К пятидесятилетию архиерейской хиротонии (1907–1957). — Париж, 1957. 16 с.
  • Очерки по истории Русской Церкви: В 2 томах. — Париж: YMCA-Press, 1959: Т. 1. 681 с.; Т. 2. 589 с. (2-е издание (репринт) — М.: Наука, 1991; 3-е издание — М.: Терра, 1997).
  • Вселенские Соборы. — Париж, 1963. 801 с. (2-е издание — М.: Республика, 1994. 542 с.).
  • Святая Русь в путях России. — Париж. 24 с.
  • Из истории христианской Церкви на родине и за рубежом в XX столетии. -М.: Крутицкое подворье, 1995. -320 с. (Один из авторов).
  • Церковь, история, Россия: Статьи и выступления. -М.: Пробел, 1996. -303 с.

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 2326
Источник: https://drevo-info.ru/articles/21138.html

Использованные материалы

  • В.Шелохаев. Энциклопедия Русской эмиграции, 1997 г.
  • Биография на сайте «Религиозные деятели русского зарубежья»

  «Краткий историко-критический очерк систематической обработки русской церковной истории» // Христианское чтение, 1903, июнь-июль; «Был ли апостол Андрей на Руси» // Там же, 1907, июль

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 329
Источник: https://drevo-info.ru/articles/21138.html

Статьи

  • Влияние Церкви на русскую культуру// Путь. — 1928. — № 9. — С. 33-40
  • Завет Св. кн. Владимира// Путь. — 1932. — № 36. — С. 75-80
  • Религиозный вопрос на конгрессе меньшинств в Вене// Путь. — 1933. — № 40. — С. 40-53
  • Церковь и национальность// Путь. — 1934. — № 44. — С. 3-14
  • Личное и общественное спасение во Христе// Путь. — 1934. — № 45. — С. 30-36
  • Церковь в её историческом исполнении// Путь. — 1935. — № 47. — С. 15-27
  • Русское Христианство// Путь. — 1937. — № 51. — С. 19-31
  • Судьбы «Святой Руси»// Православная мысль. — 1928. — № 1. — С. 134—156
  • Жизненный путь Митрополита-Экзарха Владимира// Православная мысль. — 1947. — № 5. — С. 9-18
  • Толкование 67 псалма// Православная мысль. — 1947. — № 5. — С. 95-116
  • Мои ранние встречи с о. Сергием// Православная мысль. — 1951. — № 8. — С. 47-55
  • 1500-летняя годовщина IV вселенского собора// Православная мысль. — 1953. — № 9. — С. 65-95
  • 1400-летие Пятого вселенского собора// Православная мысль. — 1955. — № 10. — С. 60-91
  • Церковь и государство// Православие в жизни. — 1953. — С. 147—178
  • Православие и Россия// Православие в жизни. — 1953. — С. 181—210
  • Временное правительство и Русская Церковь// Современные записки. — 1933. — 52. — С. 369—388
  • Ветхозаветная Библейская критика. Ymca-press Paris, — 1947. — 96 c.
  • На путях к Вселенскому собору. Ymca-press Paris, — 1932. — 140 c.
  • Св. Великий Князь Владимир — отец русской культуры. — 1938. — 24c.
  • Предисловие и послесловие к Толкованию митр. Филаретом церковной молитвы «О соединении всех»// Вестник РСХД. — 1929. — С. 9-12
  • Лев Платонович Карсавин// Вестник РСХД. — Париж—Нью-Йорк, — 1960. — №58-59 — С. 72-79
  • Был ли апостол Андрей на Руси// Христианское чтение. — СПБ. — 1907. — № 7.

Часть редких статей была опубликована в издании «Церковь. История. Россия» (М., 1996).

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 1773
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%D1%88%D1%91%D0%B2,_%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Литература

  • Автобиография Антона Владимирович Карташёва (1875—1966) // «Вестник Русского студенческого христианского движения». — Париж — Нью-Йорк. — 1960. — № 58—59. — С. 57—61.
  • Антощенко А. В. А. В. Карташёв и становление Русского православного института в Париже // Международные «Макарьевские чтения», посвященные 210-летию со дня основателя Алтайской духовной миссии св. Макария. — Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет. — 2002. — С. 89—93.
  • Антощенко А. В. Антон Владимирович Карташёв (1875—1960) // «Историки России XVIII—XX веков». Вып. 4-й. — М., 1997. — С. 94—104.
  • Бычков С. П. Антон Владимирович Карташёв — историк русской православной церкви: Автореф. дис. …канд. ист. наук: (). — Екатеринбург: Ин-т истории и археологии УрО РАН. — 1999.
  • Бычков С. П. Карташёв // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2013. — Т. XXXI. — С. 373-377. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-031-8.
  • Веритинов Н. Человек великого разума // «Возрождение». — 1960. — № 106. — С. 107—112.
  • Зеньковский В. В. Памяти проф. А. В. Карташёва // «Вестник русского студенческого христианского движения». — Париж — Нью-Йорк, 1960. — № 58—59. — С. 61—62.
  • Кассиан (Безобразов) Антон Владимирович Карташёв // «Православная мысль». — Париж. — Вып. 11. — С. 9—16.
  • Кассиан (Безобразов) Антон Владимирович Карташёв // Труды Православного богословского института в Париже. — Вып. 11. — Париж, 1957. — С. 9—16.
  • Князев А. П. Памяти профессора А. В. Карташёва // «Вестник русского студенческого христианского движения». — Париж — Нью-Йорк, 1960. — № 58—59. — С. 64—72.
  • Константин, архимандрит. Памяти А. В. Карташёва // «Православная Русь». — 1960. — № 18. — С. 9.
  • Мейендорф И. А. В. Карташёв — общественный деятель и церковный историк // «Вопросы истории». — № 1. — 1994. — С. 169—173.
  • Митрофанов Георгий, протоиерей. Антон Владимирович Карташёв — русский богослов и церковный историк, государственный и общественный деятель. // Посев, 2002, № 10-11.
  • Никольский Л. М. Памяти учителя // «Вестник русского студенческого христианского движения». — Париж — Нью-Йорк, 1960. — № 58—59. — С. 62—63.
  • Херасков И. М. А. В. Карташёв. К пятидесятилетию ученой и педагогической деятельности // «Возрождение». — 1951. — № 14.
  • Карташев / А. В. Соболев // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 2412
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%D1%88%D1%91%D0%B2,_%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Кол-во блоков: 9 | Общее кол-во символов: 10589
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. http://molitva-info.ru/svyatye/zhizn-antona-vladimirovicha-kartasheva.html: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 3061 (29%)
  2. https://drevo-info.ru/articles/21138.html: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 2655 (25%)
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%D1%88%D1%91%D0%B2,_%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87: использовано 2 блоков из 7, кол-во символов 4185 (40%)
  4. https://rusidea.org/25091005: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 688 (6%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий