Святой пророк Моисей: рассказываем главное

Великий пророк, ставший представителем Бога на земле, человек, через которого всевышний создал новый народ — евреев. Автор первых пяти книг в Библии, рожденный в простой семье и ставший предводителем целого многомиллионного народа — это Моисей.

Святой пророк Моисей — монументальная личность в истории еврейского народа, рожденный простой еврейкой, воспитанный принцем Египта, выбранный Богом для вывода евреев из рабства в землю Обетованную, передавший людям от Творца скрижали с 10-тью заповедями.

Блок: 1/9 | Кол-во символов: 499
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/svyatoj-prorok-moisej.html

Имя

Согласно Библии, значение имени Моисей связано со спасением из вод Нила («вытянутый»). Это имя Моисею дала дочь фараона (Исх. 2:10). Здесь игра слов может также быть намёком на роль Моисея, который вывел израильтян из Египта. Античный историк Иосиф Флавий повторяет библейское толкование, утверждая, что имя Моисей состоит из двух слов: «спасенный» и египетского слова «Мои», означающего воду. Семитологи выводят происхождение имени от египетского корня msy, означающего «сын» или «рождать».

Блок: 2/10 | Кол-во символов: 498
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%B9

Рождение и юность Моисея

Житие пророка является ярким примером взлета и падения человеческой личности, терпения и послушания, бунта и покорности. 3а четыре столетия, прошедшие после смерти Иосифа, правителя Египта, забравшего к себе родных братьев и отца, их семьи и помощников, из небольшого семейства вырос целый народ, состоящий из нескольких миллионов и принадлежащий к 12 коленам, предками которых были дети Иакова, отца Иосифа.

Крепкие здоровьем евреи за четыреста лет превратились в рабов египтян, они быстро размножались, что вызвало опасения у египетского фараона. Амрам и Иохаведа, семейство из колена Левия, имели уже сына Аарона и дочь Мариам, когда вышел указ убивать всех новорожденных мальчиков.

Родив еще одного сына, Иохаведа 3 месяца прятала его, но когда угроза стала явной, она взяла корзину, осмолила и положила в нее мальчика, пустив по течению Нила. В это время дочь фараона гуляла берегом реки, услышала плач малыша, спасла его и забрала во дворец, чтобы воспитать Моисея, как египетского сына.

Дочь фараона находит Моисея в реке

Спасение брата видела Мариам, она быстро сообразила предложить свою мать кормилицей для спасенного мальчика. Растущий в царских покоях, юноша набирался мудрости, слушая рассказы кормилицы, даже не подозревая, что это его родная мать.

Блок: 2/9 | Кол-во символов: 1282
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/svyatoj-prorok-moisej.html

Молитвы

Тропарь пророка Моисея, глас 2

Проро́ка Твоего́ Моисе́я па́мять, Го́споди, пра́зднующе,/ тем Тя мо́лим:// спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Пророка Твоего Моисея память, Господи, празднуя, потому Тебя молим: «Спаси души наши».

Ин тропарь пророка Моисея, глас 2

На высоту́ доброде́телей возше́л еси́, проро́че Моисе́е;/ и сего́ ра́ди сподо́бился еси́ ви́дети сла́ву Бо́жию./ Скрижа́ли благода́тныя Зако́на прия́т,/ и начерта́ний благода́ть в себе́ нося́,/ и проро́ков был еси́ честна́я похвала́,// и благоче́стия вели́кое та́инство.

Перевод: На высоту добродетелей взошел ты, пророк Моисей, и потому удостоился видеть славу Божию. Скрижали благодатные Закона получил и, нося в себе образ благодати, ты был священной славой пророков и великой тайной благочестия.

Кондак пророка Моисея, глас 2

Лик проро́ческий с Моисее́м и Ааро́ном весе́лием днесь весели́тся,/ я́ко коне́ц проро́чествия их на нас испо́лнися;/ днесь сия́ет Крест, и́мже нас спасл еси́.// Тех моли́твами Христе́ Бо́же поми́луй нас.

Перевод: Собрание пророков с Моисеем и Аароном сегодня радостно торжествует, так как на нас исполнился итог их пророчеств: сегодня сияет Крест, которым мы спасены. По их молитвам, Христос Бог наш, помилуй нас.

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 1376
Источник: https://azbyka.ru/days/sv-moisej-bogovidec

Заключение


Точных сведений о том, сколько прожил Моисей, в истории не сохранилось. Судя по тем сведениям, которые приводятся в Священном Писании, годы жизни Моисея насчитывают около 120 лет.

В качестве места, где он был похоронен, упоминается Моавитская долина, но его могила осталась неизвестна. День памяти пророка Моисея отмечается православной церковью 17 сентября по новому стилю.

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 413
Источник: https://1001molitva.ru/zhitiya-svyatyh/moisej.html

Моисей в авраамических религиях

В иудаизме

Моисей (ивр. ‏מֹשֶׁה‏‎, «Моше») — главный пророк в иудаизме, получивший от Бога Тору на вершине горы Синай. Считается «отцом» всех последующих пророков, так как уровень его пророчества является наивысшим из возможных. Так в книге Второзаконие сказано: «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу» (Втор. 34:10). Также о нём говорится: «Если и есть у вас пророк, то Я, Господь, в видении открываюсь ему, во сне говорю Я с ним. Не так с рабом Моим Моше, доверенный он во всём доме Моём. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не загадками, и лик Господа зрит он.» (Чис. 12:6-8). Однако в Книге Исход Моисею запрещено видеть лицо Бога: «И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33:20).

На основе повествования Книги Исход иудеи считают, что свод религиозных законов иудаизма (Тора) был дан Моисею Богом на горе Синай. Однако, когда Моисей, спустившись с горы, увидел, как евреи поклоняются золотому тельцу, он в гневе разбил скрижали. После этого Моисей вернулся на вершину горы и написал заповеди своей рукой.

В каббале раскрывается соответствие Моисея (Моше) и сфиры нецах. А также то, что Моисей — это кругооборот (гилгул) души Авеля.

Обычно иудеи упоминают Моисея как «Моше Рабейну», то есть «наш учитель».

В христианстве

Моисей — великий пророк Израиля, по преданию, автор книг Библии (Пятикнижия Моисея в составе Ветхого Завета). На Синайской горе принял от Бога Десять заповедей.

В христианстве Моисей считается одним из важнейших прообразов Христа: как через Моисея явлен миру Ветхий Завет, так через Христа в Нагорной проповеди — Новый Завет.

Согласно синоптическим евангелиям, во время Преображения на горе Фавор, с Иисусом были пророки Моисей и Илия (Мф, 17: 1 — 6).

Икона Моисея входит в пророческий чин русского иконостаса.

Память пророка Моисея отмечается Русской православной церковью 17 сентября (нов. ст.).

Филон Александрийский и Григорий Нисский составили подробные аллегорические толкования жизнеописания пророка.

В исламе

Основная статья: Муса

В мусульманской традиции имя «Моисей» звучит как «Муса́» (араб. موسى‎). Он — один из величайших пророков, собеседник Аллаха, которому был ниспослан Таурат (Тора). В Коране Муса (Моисей) упоминается 136 раз. В суре 28-й Корана рассказывается о рождении и спасении Мусы из вод Нила.

Муса — пророк в исламе, один из потомков пророка Якуба (библ. Иаков). Он родился и некоторое время прожил в Египте. В то время там властвовал Фираун (Фараон), который был неверующим. Муса убежал от фараона к пророку Шуайбу (библ. Иофор), который в это время владел Мадьяном.

Блок: 4/10 | Кол-во символов: 2692
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%B9

Десять казней и исход Моисея из Египта

Пришедший к фараон святой, сорок лет проживший ранее в этом дворце, с дерзновением приказал отпустить всех евреев из плена. Для Египта это была катастрофа, отпустить всех рабов было равносильно остановке жизни.

Правитель Египта не отреагировал на явленные чудеса, его жрецы могли делать то же самое, он ужесточил условия работы для рабов.

Тогда были явлены 10 казней. Господь, видя неповиновение поклонников язычества, посылает новые испытания.

  1. На следующее утро Творец приказал братьям пойти к священной по египетским законам реке Нилу и ударить по ней жезлом. Как только жезл коснулся водной поверхности, вся вода в реке, водоемах, кувшинах у египтян превратилась в кровь. Фараон обещает отпустить евреев, но как только вода снова стала прозрачной, забывает о своем решении.

    Пророк Моисей просит фараона отпустить свой народ

  2. Через неделю Аарон по воле Господа протянул руку к Нилу, и жабы покрыли все поверхности Египта. Они были в домах, постелях, на столах, в каждом уголке. Фараон взмолился упросить Бога прекратить кару, снова дав обещание освободить рабов, и снова не выполнил обещание.
  3. Третьей казней стало нашествие мошек, тучами покрывших землю.
  4. За мошками Бог посылает песьих мух, укусы которых особо болезненны. Чудо этой казни было в том, что Творец наказал египтян без участия Аарона, сохранив от песьих мух дома евреев. Фараоново сердце смягчается, он обещает выполнить волю Божью и просит помолиться о нем, и снова ожесточается.
  5. Во время пятой казни от моровой язвы гибнет весь египетский скот, домашние животные евреев остались живы.
  6. Для совершения шестой казни Всевышний приказал выбранному пророку набрать в руку пепел и подбросить его, развеяв по ветру. В тот же момент тела египетского народа и их животных покрыли гнойные нарывы. Господь являл казни и прощения, показывая Свою силу наказывать и миловать.
  7. Следующей казнью стал град, сопровождавшийся ударами молний. Погибли от града виноградники и деревья, молнии убили скот, но стихия не коснулась земли Гесем, где жили евреи. Ненадолго хватило раскаяния фараона, его сердце вновь стало жестоким.
  8. Такого наказания не ожидал даже фараон. Как только Моисей протянул жезл над землей, с ветром огромной силы появилась саранча, уничтожая на своем пути всю зелень. Египет представляет собой выжженную пустыню, но Рамзес остается непреклонным.
  9. Девятая казнь выразилась в том, что густая темнота накрыла землю, доказав, что египетский бог солнца Ра всего лишь идол, лишенный силы. Через три дня фараон уступил, но ненадолго, еврейский народ стенал от его жестокости.
  10. Терпение Господа было исчерпано. Он приказывает евреям совершить первую в их истории Пасху, заколоть ягнят, их кровью помазать косяки дверей. Кровь ягнят стала знаком в следующую ночь для ангела смерти, идущего забирать души египетских первенцев.

Наутро Египет утонул в криках египетских матерей, не минула чаша эта и фараоновский дворец. Выйдя с мертвым сыном на руках, Рамзес приказал отпустить евреев на свободу.

Важно! В десяти казнях Всевышний Творец явил Свою силу и славу, Пасха — освобождение из рабства, стала главным еврейским праздником на все века.

Блок: 4/9 | Кол-во символов: 3115
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/svyatoj-prorok-moisej.html

Историчность Моисея

Существование Моисея и его роль в ранней истории Израиля — предмет давних споров. Первые сомнения в историчности Моисея и достоверности его жизнеописания высказаны в Новое время. В современную эру ряд историков и библеистов приводит доводы в пользу того, чтобы считать Моисея легендарной фигурой. Они отмечают, что древневосточные (включая древнеегипетские) письменные источники и археологические памятники не содержат никаких сведений о Моисее или событиях исхода. Их оппоненты указывают на дефицит исторических памятников и утверждают, что события исхода, связанные с Моисеем, имеют минимальные шансы на отражение в памятниках бронзового и раннего железного веков. Однако и те и другие признают, что записи сказаний о Моисее предшествовала длительная устная традиция, которая могла видоизменить, переиначить, исказить или дополнить первоначальные предания. Этим точкам зрения противостоят сторонники школы «библейского минимализма», которые полагают, что Ветхий Завет написан иудейскими жрецами около IV — II веков до н. э. и подавляющее большинство событий и фигур этой части Библии являются вымышленными.

Исследователи Библии обращают внимание на ряд параллелей между эпизодами предания об исходе и другими литературными памятниками древнего Ближнего Востока. Такие параллели могут указывать на общие традиции или заимствования. Так история о спасении Моисея в тростниковой корзине частично совпадает с более древней легендой о происхождении царя Саргона; свод законов завета (Исх. 21 — 24) по содержанию имеет заметное сходство со «Сводом законов Хаммурапи»; история о бегстве Моисея к мадианитянам после убийства египтянина, по мнению некоторых учёных, имеет параллели с египетским «Сказанием о Синухе».

Сторонники документальной гипотезы рассматривают Пятикнижие как результат компиляции нескольких источников, четыре из которых (Яхвист, Элохист, Священнический кодекс и Девторономист) составляют основной массив текста. Они отмечают, что фигура Моисея и его роль в каждом источнике отличается. Так в Яхвисте Моисей безоговорочный лидер исхода. Жреческий кодекс стремится преуменьшить роль Моисея и акцентирует внимание на роли брата Моисея Аарона, к которому возводили свою родословную иерусалимские священники. Элохист в противовес Аарону подчеркивает роль Иисуса Навина, который оказался верен слову Бога более Моисея. Наконец, Девторономист подчеркивает роль Моисея как пророка и законодателя. Из этих наблюдений делается вывод, что предания о Моисее сложились постепенно и их версии в разных традициях отличались. Эти выводы оспариваются критиками документальной гипотезы.

Библеисты также отмечают, что в текстах об Исходе, которые считают более ранними, чем основной массив Пятикнижия (ранние пророки, псалмы, «песнь моря»), Моисей не упоминается. На этом основании выдвигается предположение о том, что в ранних устных традициях Моисей или не был героем исхода, или имел незначительную роль. И только позднее составители письменного предания построили весь рассказ вокруг фигуры Моисея, от которого они вели свою родословную. Такие заключения также оспариваются на том основании, что предполагаемые упоминания об исходе являются краткими и Моисей в них мог быть не упомянут по желанию авторов.

Моисей и фараон: версии

Предпринималось множество попыток установить, к какому периоду истории Древнего Египта Библия относит события исхода евреев и о каком фараоне в ней говорится. Существует несколько версий того, когда, предположительно, произошёл исход евреев, и, следовательно, когда жил Моисей. Большинство версий связывают исход с фараонами Нового царства. Это подразумевает, что деятельность Моисея приходится на промежуток XVI—XII веков до н. э.

Библия не называет упоминаемого фараона по имени, хотя в ней именам часто уделяется много внимания. Так, в Исходе упомянуты имена двух повитух, которых фараон призвал к себе, но не имя фараона (Исх. 1:15). Согласно Исходу, после бегства Моисея из Египта в Мадиамскую землю фараон умер («спустя долгое время, умер царь Египетский») (Исх. 2:23). Таким образом, в Исходе фигурируют не менее двух фараонов.

Различные библеисты пытались идентифицировать фараона Книги Исход со следующими фараонами:

На Яхмоса I указывали те, кто полагали, что израильтяне покинули Египет после изгнания гиксосов. Яхмос I успешно воевал с гиксосами и захватил их столицу — Аварис. Те, кто пытались установить дату исхода на основе библейского летоисчисления, приходили к заключению, что исход приходится на правление Тутмоса III. В Рамсесе II, ведшего обширные строительные работы с привлечением большого числа людей, видели фараона-угнетателя. При Мернептахе, сыне Рамсеса II, Египет начал слабеть, поэтому правление Мернептаха считали более вероятным временем для исхода. Отсутствие мумии этого фараона также служило поводом для спекуляций, пока мумию не обнаружили.

Моисей и Эхнатон

Зигмунд Фрейд в работе «Моисей и монотеизм» (1939) высказал мнение, что культ Атона (атонизм) при фараоне XVIII династии Эхнатоне наложил серьёзный отпечаток на формирование и развитие иудейского монотеизма и предшествовал его появлению, поскольку ветхозаветный пророк Моисей, проживавший на территории Древнего Египта предположительно в тот период, мог воспринять многие идеи местного религиозного культа (Адонай). Основываясь на сведениях Манефона, Фрейд высказывает догадку, что после провала атонизма в Египте один из учеников Эхнатона (Осарсиф) предпринял попытку объединить под её эгидой другой народ, совершив вместе с ним побег из Египта. Это относит дату Исхода сразу за датой кончины Эхнатона, то есть после 1358 года до н. э.

На сегодняшний день «догадка» Фрейда представляет интерес лишь для историков психоанализа.

Блок: 5/10 | Кол-во символов: 5680
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%B9

Чудеса, которые совершает Моисей

430 лет провели евреи в Египте, войдя в страну в количестве 75 человек, за 1500 лет до нашей эры вышел народ, насчитывающий около 3 миллионов. Трудно представить такую массу людей, с повозками, животными, палатками, нуждающуюся в еде и воде, передвигающуюся по пустыне.

Фараон увидел опустошенные земли, снова обозлился и приказал вернуть рабов. Но Господь приказал пророку вести людей к Красному морю, в то место, где соединяются два канала, и как только еврейский вождь ударил по воде, море расступилось, образовав проход на другой берег.

Переход евреев по дну Красного моря

О ширине этого прохода можно только предполагать, но она была достаточно большой, ведь 3-х миллионный народ успел перейти на другой берег до прибытия египетских колесниц.

Как только последний еврей перешел Красное море, морская пучина накрыла переход, увлекая за собой египтян, погнавшихся за беглецами (Исход, глава 14).

И родилась благодарственная песнь Богу за спасение и его ведение в трудные минуты жизни.

Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его (Исх. 15, 1–2).

3 миллиона людей находились в пустыне, где вода была основной проблемой. Вода в море была соленой. Через три дня начался ропот, и пророк руками Бога сотворил новое чудо, по повелению Творца бросил в море дерево, после чего вода стала сладкой.

Каждый день манна небесная покрывала землю, давая ежедневное пропитание, которого хватало для всех.

На заметку! Манна стала прообразом Евхаристии, ибо только пища от Бога способна насытить наши души, даровать спасение и жизнь.

При переходе через пустыню Творец сказал, что встанет на горе, по которой будущему святому надо будет только ударить жезлом, чтобы пошла вода. (Исход 17:6). Весь народ и скот получили воду.

Амаликитяне напали на евреев, но Всевышний снова явил чудо через пророка, приказав тому не встать во главе воюющих, а подняться на гору и держать руки поднятыми вверх. Послушание и терпение руководили вождем еврейского народа. Когда он опускал руки, побеждали амаликитяне, поднимал, и победа возвращалась к евреям. Верные соратники пришли на помощь, и держали руки пророка.

Моисей с поднятыми руками — первый прообраз креста.

Господь приказал пророку записать все происходящее, что является еще одним подтверждением того, что Моисей является автором Торы или Пятикнижия в Библии.

Блок: 5/9 | Кол-во символов: 2457
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/svyatoj-prorok-moisej.html

В искусстве

изобразительное искусство:литература:музыка:кинематограф:

  • Мультфильм «Принц Египта» (1998)
  • Фильм «Десять заповедей» (1923) и его одноимённый римейк (1956)
  • Фильм «Моисей» (1974)
  • Фильм «Пророк Моисей: Вождь-освободитель» (1995)
  • Фильм «Исход: Цари и боги» (2014)
  • Теленовела «Десять заповедей» (2015)

Иконопись

Иконописные подлинники дают такое описание внешности пророка Моисея:

Великий старец 120 лет, еврейского типа, благонравный, кроткий. Плешив, со средней величины бородой прядями, очень красив собою, телом мужествен и силён. Носил нижний хитон синего цвета, с разрезом спереди и подпоясанный (ср.: Исх. 39:12 и далее); сверху — ефод, то есть длинное полотно с прорезом посредине для головы; на голове — покрывало, на ногах — сапоги. В руках у него — жезл и две скрижали с 10 заповедями.

Кроме скрижалей изображали и свиток с надписью:

Существует также традиция изображать пророка ещё достаточно молодым («средовеком»): это иконы с изображением пророка при Купине неопалимой, изувающим (снимающим) сапоги от ног своих (Исх. 3:5), или получающим от Господа скрижали.

Блок: 6/10 | Кол-во символов: 1086
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%B9

Синайский завет и 10 заповедей

Шествие приблизилось к горе Синай, и Творец приказал через пророка всему народу вымыть одежды и в чистоте ожидать Его появления.

На третий день раскатистый гром и огромной силы молнии возникли на вершине горы, в густом облаке, накрывшем гору, стал слышен звук труб, который становился все громче. В трепете и страхе люди наблюдали за колебаниями горы Синай, понимая, что сам Господь находится перед ними.

Пророк Моисей, получающий от Господа Скрижали Завета

Сам Всевышний явился перед выбранным Ним народом, созданным Ним народом, чтобы даровать закон, выполнение которого будет гарантией Божьего покрова. (Исход 20:2-7)

Моисею, поднявшемуся на гору, были вручены две скрижали, на которых рукой Бога записаны десять заповедей. В полноте Десяти заповедей даны как Божьи, так и человеческие законы, невыполнение которых карается Господом и людьми и поныне.

Блок: 6/9 | Кол-во символов: 880
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/svyatoj-prorok-moisej.html

Гнев Моисея

Трудно поверить, что народ, видевший молнии и качание горы, слышавший трубный звук, не смог выдержать сорок дней, пока святой пророк находился перед Божьим присутствием на горе.

Люди, выросшие среди поклонения идолам, стали требовать изготовления золотого тельца, чтобы ему поклоняться, и у него просить о спасении народа.

Как часто и современные христиане забывают о милости Иисуса Христа, Спасителя и в трудные минуты бегут к гадалкам и экстрасенсам.

Моисей, спустившись с горы через сорок дней, видит золотого идола и в гневе разбивает скрижали.

Поклонение золотому тельцу

Бог поругаем не бывает, идолопоклонники были наказаны, множество народа погибло, но Своим верным детям Творец дает новые скрижали, восстановив Свой завет. Всевышний прощает евреев, и снова призывает к Себе Моисея.

Через сорок дней, проведенных на горе в посте и молитвах пред великим Творцом, тот спускается с горы со скрижалями, закрывая свое лицо, ибо свет, исходящий от него, буквально ослеплял людей своим сиянием.

Блок: 7/9 | Кол-во символов: 999
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/svyatoj-prorok-moisej.html

Сооружение и Освящение скинии

Господь проговорил к Моисею во время путешествия по пустыни, повелев соорудить место поклонения Ему. Всевышний дал четкий план строения скинии или походного храма, в которой был жертвенник, и святое святых, где в ковчеге хранились скрижали.

Господь явил Свое присутствие, накрыв плотным облаком скинию. Облако поднялось через год, тем самым давая знать еврейскому народу, что следует идти вперед.

Народ отказывался верить в успех выхода, многие вспоминали сидение у костров с мясными похлебками, Творец посылает им перепелов, падающих с неба, да столько, что птицы лежали метровым слоем. Не успели роптавшие проглотить мясо, как их поразили язвы.

Сестра Мариам и Аарон завидовали брату и искали случая, чтобы в чем-то обличить его. Они стали осуждать брата за то, что он женился на мадианитянке Сепфоре и требовали передать власть Аарону. Господь встал на защиту избранного святого, из облака проговорив, что Он общается с еврейским вождем «устами к устам».

Ветхозаветная Скиния

За ропот Всевышний поразил Мариам проказой, а Аарона простил, ибо тот покаялся. Любящий брат молился о Мариам, она исцелилась, но семь дней жила вне стана.

Блок: 8/9 | Кол-во символов: 1158
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/svyatoj-prorok-moisej.html

Литература

  • Бернфельд С. Моисей бен-Амрам // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  • Моисей // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  • Asch, Sholem. Moses. New York: Putnam, 1958. ISBN -3.
  • Assmann, Jan. Moses the Egyptian: The Memory of Egypt in Western Monotheism. Harvard University Press, 1997. ISBN 0-674-58738-3.
  • Peter Barenboim, «Biblical Roots of Separation of Powers», Moscow, 2005, ISBN 5-94381-123-0,
  • Баренбойм, Петр. Образ Моисея в творчестве Микеланджело, М.: ЛУМ, 2017. ISBN 978—2.
  • П. Баренбойм, А. Гусейнов, А. Недель, С. Шиян. Моисей. Первый философ права. Человек, который видел Бога (сборник статей), М.: ЛУМ, 2017. ISBN 978—3.
  • Barzel, Hillel. «Moses: Tragedy and Sublimity.» In Literary Interpretations of Biblical Narratives. Edited by Kenneth R.R. Gros Louis, with James S. Ackerman & Thayer S. Warshaw, 120-40. Nashville: Abingdon Press, 1974. ISBN 0-687-22131-5.
  • Buber, Martin. Moses: The Revelation and the Covenant. New York: Harper, 1958.
  • Card, Orson Scott. Stone Tables. Deseret Book Co., 1998. ISBN 1-57345-115-0.
  • Chasidah, Yishai. «Moses.» In Encyclopedia of Biblical Personalities: Anthologized from the Talmud, Midrash and Rabbinic Writings, 340-99. Brooklyn: Shaar Press, 1994.
  • Cohen, Joel. Moses: A Memoir. Mahwah, N.J.: Paulist Press, 2003. ISBN -6.
  • Daiches, David. Moses: The Man and his Vision. New York: Praeger, 1975. ISBN 0-275-33740-5.
  • Fast, Howard. Moses, Prince of Egypt. New York: Crown Pubs., 1958.
  • Freud, Sigmund. Moses and Monotheism. New York: Vintage, 1967. ISBN 0-394-70014-7.
  • Gjerman, Corey. Moses: The Father I Never Knew. Portland: Biblical Fantasticals, 2007. ISBN 978—2.
  • Halter, Marek. Zipporah, Wife of Moses. New York: Crown, 2005. ISBN -3.
  • Hoffmeier, James K. ‘Moses and the Exodus.’ In: Israel in Egypt: The Evidence for the Authenticity of the Exodus Tradition, pp. 135-63. New York: Oxford University Press, 1996.
  • Ingraham, J. H.. The Pillar of Fire: Or Israel in Bondage. New York: A.L. Burt, 1859. Reprinted Ann Arbor, Mich.: Scholarly Publishing Office, University of Michigan Library, 2006. ISBN -7.
  • Kirsch, Jonathan. Moses: A Life. New York: Ballantine, 1998. ISBN 0-345-41269-9.
  • Kohn, Rebecca. Seven Days to the Sea: An Epic Novel of the Exodus. New York: Rugged Land, 2006. ISBN 1-59071-049-5.
  • Lehman, S.M. (translator), Freedman, H. (ed.), Midrash Rabbah, 10 volumes, The Soncino Press, London, 1983.
  • Mann, Thomas. «Thou Shalt Have No Other Gods Before Me.» In The Ten Commandments, 3-70. New York: Simon & Schuster, 1943.
  • Salibi, Kamal. The Bible Came from Arabia. London: Jonathan Cape, 1985.
  • Sandmel, Samuel. Alone Atop the Mountain. Garden City, N.Y.: Doubleday, 1973. ISBN 0-385-03877-1.
  • Southon, Arthur E. On Eagles’ Wings. London: Cassell and Co., 1937. Reprinted New York: McGraw-Hill, 1954.
  • Wiesel, Elie. «Moses: Portrait of a Leader.» In Messengers of God: Biblical Portraits & Legends, 174—210. New York: Random House, 1976. ISBN 0-394-49740-6.
  • Wildavsky, Aaron. Moses as Political Leader. Jerusalem: Shalem Press, 2005. ISBN 965-7052-31-9.
  • Wilson, Dorothy Clarke. Prince of Egypt. Philadelphia: Westminster Press, 1949.
  • Van Seters, John. The life of Moses: The Yahwist as Historian in Exodus-Numbers, Kok Pharos Publishing House, 1994
  • K. van der Toorn, Bob Becking, Pieter Willem van der Horst: Dictionary of deities and demons in the Bible
  • Фрейд, Зигмунд. Человек по имени Моисей. Litres, 2017.

Блок: 9/10 | Кол-во символов: 3436
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%B9

Кол-во блоков: 19 | Общее кол-во символов: 40106
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%B9: использовано 5 блоков из 10, кол-во символов 13392 (33%)
  2. http://molitva-info.ru/svyatye/svyatoj-prorok-moisej.html: использовано 8 блоков из 9, кол-во символов 12033 (30%)
  3. https://1001molitva.ru/zhitiya-svyatyh/moisej.html: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 13305 (33%)
  4. https://azbyka.ru/days/sv-moisej-bogovidec: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 1376 (3%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий