Столпами веры, подвижниками благочестия называют старцев, достигших в своих духовных подвигах незримых высот. Это к ним, прозорливым праведникам, едут люди со всех концов земли за помощью, наставлением, покаянием.
Зосима Сокур — яркий пример старчества в Русской Православной Церкви. Его знают и почитают не только на Украине, но и далеко за ее пределами.
Источник: https://proreligiu.club/lichnosty/svyashenniki/zosima-sokur.html
Содержание
- 1 Чудом уцелевший
- 2 Детство Зосимы
- 3 Юношеские годы и молодость
- 4 Свято-Успенская Николо-Васильевская обитель
- 5 «Не твой путь»
- 6 Фильмы и книги об о. Зосиме (Сокуре)
- 7 Критический взгляд
- 8 «Не разделяемся»
- 9 На приходе
- 10 Надерзил
- 11 Использованные материалы
- 12 «Если от тебя тяжело»
- 13 «Дом Милосердия простоит до скончания века»
- 14 Болезни и их преодоление для пользы ближнего
Чудом уцелевший
Иван (так звали отца Зосиму до монашества) появился на свет в тюремной больнице в 1944 году. Его мать отбывала заключение за «религиозную пропаганду», а отец в тот же год был убит на фронте. После освобождения мать будущего старца Мария Ивановна поехала жить в городок Авдеевку Донецкой области к своей сестре.
Из детских воспоминаний отца Зосимы: «Крестьянская семья у нас была. Помню, копаем огород, картошку убираем. Первое ведерко накопали: “Отнеси батюшке ведерко в церковь, нашего труда картошечки”. Второе ведерко накопали: “Там матушки у нас больные, уже старенькие, беспомощные – отнеси”… Там уже третье ведро накопали. “… Харитиночка бедная, скрученная, болящая лежит уже двадцать лет неподвижно, понеси им, чтоб было кушать чего”. Так и учили добру».
В детстве много раз старец был на краю гибели и чудом оставался жив. Много болел, три раза чуть не попал под поезд.
Был случай, когда он собирал уголь на железной дороге. Неожиданно с двух сторон от мальчика помчались поезда, а он, оказавшийся между двух составов, увидел, что третий мчится прямо на него. Бежать было некуда. Иван упал на рельсы, успев только крикнуть: «Господи!». Паровоз проехал над ребенком, оставив его абсолютно невредимым.
В школьные годы Ваня Сокур стерпел немало насмешек от одноклассников. Советские учителя только подзадоривали: «Вы там побейте этого “попа”, чтоб он в церковь не бегал!» Мальчишки и рады колотить, а Иван только улыбался и просил: «Ну ладно, хватит. Давайте я буду вас благословлять».
Источник: https://www.miloserdie.ru/article/donetskij-starets-zosima-sokura-bojtes-isportit-drug-drugu-nastroenie/
Детство Зосимы
Отец Зосима прожил недолгую жизнь. Но он оставил глубокий след в душах многочисленных духовных чад. Жизненный путь старца складывался сложно и противоречиво.
О. Зосима родился в тюремных лагерях, но был воспитан в истинно православном духе. Несокрушимую веру он пронес через всю свою непродолжительную жизнь, чтобы стать для нас примером и молитвенником перед престолом Божиим.
Происхождение и рождение
Иван Сокур родился за год до окончания Великой Отечественной войны в тюремной больнице в далекой глухой деревне Свердловской области. Здесь отбывала срок за религиозную пропаганду его мама. Родившись среди подвига исповедничества, старец нес его потом на протяжении всей своей жизни.
Мария Сокур в один год родила сына и потеряла на фронтах мужа. Как крест Господень приняла она свое вдовство. И несла его до конца дней своих без ропота с терпением и благодарением Богу, в молитве и труде.
Семья
Сначала мальчика хотели назвать Фаддеем в честь апостола, в день памяти которого он родился. Но преподобный Кукша, находившийся тогда в ссылке, передал через знакомых: «…пусть нарекут Иоанном, благодать Божия будет».
Из-за того, что Иван родился в тяжелых условиях, с малых лет болел. Его мать в ссылке работала на лесоповале в Верхотурье. Затем, после освобождения, было не легче. У них не было нормального жилья, все время испытывали нужду.
Детские годы Ивана Сокура прошли в небольшой шахтерской Авдеевке. Здесь после долгих скитаний и тюрем нашли пристанище сестры Иоанновского монастыря, и многие являлись чадами великого Иоанна Кронштадтского. Среди них была и сестра матери Вани — Антонина.
На всю жизнь великий Иоанн Кронштадтский стал любимым святым старца Зосимы. В духовное наследство достались ему личные вещи святого, а главное — мужественный дух истинного христианства.
Учеба в школе и техникуме
В школе мальчонка претерпевал издевательства учителей и одноклассников. Но он знал уже тогда, что Бог поможет и направит. Имел очень решительный характер, ничего не боялся, если речь шла о вере.
Среднюю школу Ваня Сокур окончил с золотой медалью. И казалось, что все дороги открыты перед юношей. А он уже давно выбрал единственный путь — духовный.
В то время власти сознательно препятствовали поступлению в духовные школы образованных юношей, каким был Иоанн. В семинарию документы не приняли. На то не было разрешения компетентных органов, которые ясно видели в способном молодом человеке опасность для атеистического будущего.
Окончил Иван Сокур ветеринарный техникум (1961-64 гг.). Но всего год проработал по специальности.
Источник: https://proreligiu.club/lichnosty/svyashenniki/zosima-sokur.html
Юношеские годы и молодость
Еще в юношеские годы преподобный Кукша предсказал Ивану всю его жизнь: «Будешь священником, монахом, схимником…».
В 7 лет мальчик уже свободно читал в храме на службе. Как он сам говорил, вся его сознательная жизнь принадлежала церкви. Но при всей любви к ней на путь священства он стал не сразу.
Духовное образование
После непродолжительного периода работы ветеринаром Иван Сокур по воле Божьей отправился в Киево-Печерскую лавру. После ее закрытия определился в Свято-Духовский скит Почаевской лавры послушником. Когда и скит закрыли, решил Иван поступить в семинарию. Однако священника, который дал ему рекомендацию, убрали за штат. А ему, сдавшему экзамены на отлично, по указанию КГБ в приеме в семинарию в Загорске отказали.
Из Загорска отправили Ивана Сокура в Питер, но в прописке ему отказали. Тогда епископ Новосибирский Павел предложил юноше ехать в далекий Новосибирск, чтобы поступать в семинарию из глубокой таежной Сибири, а не из пролетарского Донбасса. Через год с Божьей помощью сбылась заветная мечта Ивана.
Он поступил в Ленинградскую Духовную семинарию (1965 г.) сразу на 2-й курс. А по ее окончании был зачислен в духовную академию. Обучаясь, он написал кандидатскую о Валаамском монастыре и ее основателях Сергии и Германе.
По окончании (1975 г.) Иван Сокур стал монахом с именем Савватий. Чуть позже принял сан диакона, а затем и иеромонаха. Был направлен на служение в Донецкий край.
Церковная служба
Где бы ни появлялся отец Савватий, он сразу начинал строительство. И это было удивительно. Ему удавалось возводить храмы в то время, когда их повсеместно закрывали. Власти очень быстро обратили внимание на энергичного батюшку. Его начали перебрасывать с прихода на приход, угрожали и даже избивали. И без того слабое здоровье батюшки резко ухудшилось.
Когда-то Никольское ничем не выделялось среди прочих сел. Но именно сюда в 1986 году был сослан священник, который уже несколько лет был гоним. За два предшествующих года он сменил 5 приходов. Нигде его не оставляли больше, чем на несколько месяцев. Пытались оторвать от паствы, задвинуть подальше, на задворки человеческой памяти. Наконец его назначили настоятелем полуразрушенного Свято-Васильевского храма в с. Никольское Волновахского района. Тогда казалось, что это самое подходящее место для забвения.
Источник: https://proreligiu.club/lichnosty/svyashenniki/zosima-sokur.html
Свято-Успенская Николо-Васильевская обитель
Свято-Успенская Николо-Васильевская обитель
Стараниями отца Зосимы построили Свято-Успенскую Николо-Васильевскую обитель. По его завещанию Свято-Успенский собор, строительство которого не было окончено при жизни батюшки, должен был освятить Патриарх Московский и Всея Руси Алексий, но в связи с его кончиной в 2008 году собор освятил Патриарх Кирилл во время своего визита на Украину летом 2009 года.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%B0_(%D0%A1%D0%BE%D0%BA%D1%83%D1%80)
«Не твой путь»
Окончив сельскохозяйственный техникум, Иван год работал ветеринаром. Казалось, трудно было найти специальность, которая больше бы не соответствовала его душевным качествам. У него было сердобольное сердце, которое физической болью отзывалось на страдание каждого существа. Как-то в раннем детстве он спас от кошки воробья, выхаживал его, но тот помер. Иван долго плакал, никак не мог успокоиться.
Вскоре Иван стал послушником в Киево-Печерской лавре.
Духовник лавры старец Валентин (Семисал) предсказывал, что ему много раз будут предлагать стать епископом и один раз главой Русской церкви в Японии, но не в этом воля Божия и нужно будет отказаться: «Это не твой путь.
Твой путь – быть рядовым сельским батюшкой». Позже это предсказание сбылось.
В 1975 году Иван принял монашество с именем Савватий. Учился в Ленинградской семинарии, потом академии. Как сам вспоминал, любимым местом была библиотека.
«Стремитесь к знаниям — и будете всегда полезны и интересны, — уже лежа на смертном одре, говорил старец. — Когда ещё глаза хорошо видели – я постоянно читал. Когда стал плохо видеть, скорбел, но Бог сотворил чудо, и я уже лучше вижу. Правило уже сам вычитываю: в 4 часа утра, когда этот безумный мир спит, как хорошо молиться…».
После окончания Ленинградской академии о. Савватий служил в поселке Александровка Марьинского района Донецкой епархии. Хотя приход был очень бедный, и храм нуждался в реставрации, отец Савватий не брал деньги за требы. Он говорил, что пусть сто человек не заплатят, но Господь пошлет одного, который все покроет.
Источник: https://www.miloserdie.ru/article/donetskij-starets-zosima-sokura-bojtes-isportit-drug-drugu-nastroenie/
Фильмы и книги об о. Зосиме (Сокуре)
В 2003 году украинский телеканал КРТ выпустил фильмы «Поминальная молитва» и «Дорога, длиною в жизнь», посвящённые батюшке Зосиме.
В 2005 году издательство Сретенского монастыря выпустило книгу об о. Зосиме «Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси». В 2013 году вышло 2-е издание книги Московского Сретенского монастыря о схиархимандрите Зосиме (Сокур) «О чём скорбит душа».
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%B0_(%D0%A1%D0%BE%D0%BA%D1%83%D1%80)
Критический взгляд
Не у всех, однако, деятельность и наставления старца Зосимы вызывают одобрение. Многие, говоря о его «Духовном завещании», отмечают: «В нём основатель монастыря в случае получения УПЦ даже канонической автокефалии фактически призывает к расколу: «В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, — беззаконная или „законная“, — автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским»» . Архимандрит Аввакум (Давиденко) пишет: «Это тот самый старец Зосима, который внёс весомый вклад в дело разделения русской и украинской общин, вбив клин между Российской и Украинской христианской общественностью, сказав, что только одна Русская православная церковь реальна, во главе с московским патриархом, и если станет вопрос украинской, даже законной, автокефалии, то никого и ничего не слушать» .
Источник: https://drevo-info.ru/articles/13671874.html
«Не разделяемся»
В 1992 году отец Савватий принял схиму с именем Зосима. Он основал Свято-Успенскую Николо-Васильевскую обитель в селе Никольское Волновахского района Донецкой области. Сестринская община получила статус женского монастыря в честь святителя Николая, а братская – мужского монастыря в честь святителя Василия Великого.
Но схима для о. Зосимы не стала отрешением всего земного. О. Зосима был из тех священников, кто «вмешивается в политику».
Он предсказывал войну на Украине и призывал сохранять церковное единство. Оставил свое духовное завещание, где говорил: «Отходя в жизнь вечную, последнее слово глаголю вам, братья, сестры и все молящиеся в обители нашей: держитесь Русской Православной Церкви — в ней спасение».
А в обители отец Зосима говорил: «…Как хорошо: братия мирно, тихо стоят все вокруг престола, круг вечности образовали, молятся. Божественную литургию, — литургию мира, литургию любви, литургию единства, совершаем.
Не разделяемся, хоть среди нас есть и русские, и греки есть, и болгары есть, и цыгане есть… Так что мы не разделяемся по национальному фашистскому признаку, мы все являемся братьями и сестрами,.. единой семьей духовной, святой нашей Русской Православной Церковью.
И дай Господи, чтобы эта семья служила добрым примером и для государства нашего, чтоб мы не разделялись, а объединялись…»
В одной из бесед незадолго до смерти о. Зосима говорил: «Прости нас, Господи, за наше разоренное Отечество. Что нас, русских людей, делают искусственными врагами, — а ведь мы все в единой купели Киевской Руси, а не Украины, крещены. Днепр святой — для нас священная река. Днепр святой объединяет три нынешних народа. Днепр святой — это наш русский Иордан. Прости нас, Господи, что вражду мы сеем — москали, хохлы и прочие народы — когда мы все единая Русь».
Источник: https://www.miloserdie.ru/article/donetskij-starets-zosima-sokura-bojtes-isportit-drug-drugu-nastroenie/
На приходе
После тюрьмы о. Савватий вернулся в свой храм, в который уже стали приезжать отовсюду. Вспоминает схимонахиня Фомаида: «Меня с трудом уговорили поехать в Александровку, одна старая матушка упросила, чтобы я её сопровождала: «Там монах служит: какая там молитва!» Выехали под Покров. Всю дорогу шел дождь, и я, грешница, всё время ворчала в автобусе: не всё ли равно в каком храме молиться, служба везде одинаковая.
Мокрые, продрогшие, мы вошли в храм. Стала около дверей, везде темно, только алтарь светится. Я услышала только два слова Батюшки: «Мир всем».
Я такого никогда не слышала и не знала, что есть такая молитва. Я как заплакала — и всю службу проплакала. Служба как одно мгновение прошла…».
Уже тогда было известно о молитвенной помощи о. Савватия, дарах исцеления.
«Во время службы в храм зашла женщина, — вспоминает схиигумен Лазарь, — и вдруг начинает кричать, лаять. Гляжу: Савватий выходит из алтаря и говорит:
— Бес, что ты мне мешаешь служить? Я Богу служу, замолчи сейчас же!..
Женщина успокоилась и тихо простояла всю службу около стеночки.
У одной семейной пары сына забрали служить в Афганистан. Давно не было писем. Отец пошел к старцу:
— У меня сын в Афганистане…
— Они там как на Голгофе, — говорит о. Савватий.
— Может, он уже и не живой — 3 месяца известий нету?
— Живой, живой… Приедешь до дому, получишь известие…
Когда отец приехал домой, увидел от сына письмо, что его перевели в другую часть…».
Источник: https://www.miloserdie.ru/article/donetskij-starets-zosima-sokura-bojtes-isportit-drug-drugu-nastroenie/
Надерзил
Как только начала восстанавливаться приходская жизнь, о. Савватия ждало ещё одно искушение: преставился предстоятель РПЦ в Японии, и в поисках достойной кандидатуры на должность нового предстоятеля сам святейший патриарх Пимен остановил свой взор на о. Савватии.
Его в срочном порядке вызвали в Москву. О. Савватий категорически отказался в вольных выражениях от престижного повышения, помня завет духовника.
Но святейший был непреклонен, и все документы уже были оформлены на отца Савватия как на нового предстоятеля РПЦ в Японии. Тогда вмешался Бог — на следующий день о. Савватий слёг с тяжелейшим воспалением лёгких. В Японию поехал другой священник.
Источник: https://www.miloserdie.ru/article/donetskij-starets-zosima-sokura-bojtes-isportit-drug-drugu-nastroenie/
Использованные материалы
- «История», официальный сайт Никольских Успенских Васильевского мужского и Николаевского женского монастырей:
- Страницы портала Православие.Ru:
Источник: https://drevo-info.ru/articles/13671874.html
«Если от тебя тяжело»
Как духовника, о Зосиму всегда отличала простота и трезвость. «В мистику не ударяйтесь — это душевредно, — предостерегал он. Главное наше чудо — это литургия, покаяние и молитва».
«Молитесь, но не замаливайтесь. Лучше недомолиться, чем перемолиться. Не ударяйтесь в крайности — крайности не от Бога.
Не унывайте, не предавайтесь отчаянию — нет греха, которое не врачуется покаянием: Бог милостив, долготерпелив и многомилостив».
«Чтобы на нас Господь не разгневался, всегда помогайте нуждающимся».
«В жизни нет тупиков, это все наша зацикленность на себе и своих проблемах».
«Бойтесь испортить друг другу настроение. Когда ты по своему бесчестию в тяжесть бываешь людям окружающим, когда от тебя, от твоих помыслов, от твоих греховных немощей, от твоего нытья начинают страдать и люди окружающие, — вот тогда присмотрись к себе, потому что ты не прав».
Источник: https://www.miloserdie.ru/article/donetskij-starets-zosima-sokura-bojtes-isportit-drug-drugu-nastroenie/
«Дом Милосердия простоит до скончания века»
Первое, что построил старец, возрождая те приходы, где довелось служить, была паломническая трапезная. Накормить, напоить человека он считал своими долгом, и всегда паломникам из далека, даже в самые трудные времена, готовили матушки «тормозок» на дорогу.
Его особым попечением пользовался Дом Милосердия, богадельня Свято-Успенской обители, где находилось около шестидесяти людей преклонного возраста. О. Зосима собрал под своё крылышко болезненных бабушек и дедушек, которые государством были обречены на жалкое существование.
Батюшка придавал Дому Милосердия особое значение в духовной жизни обители: «Дом Милосердия простоит до скончания века, здесь сам Господь ходит», — сказал как-то он.
Источник: https://www.miloserdie.ru/article/donetskij-starets-zosima-sokura-bojtes-isportit-drug-drugu-nastroenie/
Болезни и их преодоление для пользы ближнего
После пребывания в «Музыкальной шкатулке» здоровье о. Зосимы совершенно расстроилось. На ногах появились раны, с которых сочилась кровь. Болезнь вначале никто не лечил, и рожистое воспаление прогрессировало настолько, что к 1995-му году раны на ногах доходили до костей, и почти постоянно была высокой температура: 39°, 40°, 41° — часто доходило и до 42°.
И в таком состоянии он служил и принимал людей.
Владимир, часто бывавший у старца, вспоминает: «Было уже начало двенадцатого ночи, когда я попал к батюшке, — он спрашивал, отвечал, как вдруг неожиданно отключился, закрыв глаза. Я замер, боясь потревожить усталого батюшку. Через минуты две-три отец Зосима пришел в себя и сказал: “Прости, у меня высокая температура – около 42 градусов, не выдерживаю: проваливается сознание”.
Получив наставление, около двенадцати я вышел от старца». Благословляя меня на сон грядущий, он произнес: “Ну, иди баиньки. А мне еще свое схимническое правило вычитывать”».
Источник: https://www.miloserdie.ru/article/donetskij-starets-zosima-sokura-bojtes-isportit-drug-drugu-nastroenie/
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:
- https://proreligiu.club/lichnosty/svyashenniki/zosima-sokur.html: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 5273 (30%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%B0_(%D0%A1%D0%BE%D0%BA%D1%83%D1%80): использовано 2 блоков из 8, кол-во символов 870 (5%)
- https://www.miloserdie.ru/article/donetskij-starets-zosima-sokura-bojtes-isportit-drug-drugu-nastroenie/: использовано 9 блоков из 10, кол-во символов 10590 (60%)
- https://drevo-info.ru/articles/13671874.html: использовано 2 блоков из 6, кол-во символов 1000 (6%)