Святитель Иоасаф Белгородский: описываем суть

В Википедии существуют статьи о других людях с именем Иоасаф и фамилией Горленко.

Иоаса́ф Белгоро́дский (в миру — Иоаки́м Андре́евич Горле́нко; 8  сентября 1705, Прилуки, Прилуцкий полк, Киевская губерния, Русское царство — 10 (21) декабря 1754, село Грайворон, Белгородская губерния, Российская империя) — епископ Русской православной церкви, со 2 (13) июня 1748 года — правящий епископ Белгородский и Обоянский.

В 1911 году был прославлен в лике святителей Русской православной церкви. С 2000-х годов почитается также в составе соборов Радонежских и Курских святых РПЦ, на Украине неофициально входит в число святых Слобожанщины, почитаемых УПЦ МП.

Блок: 1/10 | Кол-во символов: 654
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BE%D0%B0%D1%81%D0%B0%D1%84_(%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE)

Биография

Происходил из знатного малороссийского рода Горленко. Родился Иоаким Горленко года в Прилуках в семье полковника Прилуцкого казачьего полка Андрея Дмитриевича Горленко, его мать — Мария Даниловна — была дочерью гетмана Д. П. Апостола. Среди родственников Иоакима были и церковные деятели: дядя — иеромонах Пахомий (П. Д. Горленко), младший брат — архимандрит Митрофан (М. А. Горленко) и племянник — архимандрит Наркис (Н. И. Квитка, сын Параскевы Андреевны Горленко).

В 1709 году дед и отец Иоакима вместе с Мазепой бежали в Османскую империю, но после смерти гетмана вернулись на родину.

В 1713 году он был определён в Киево-Могилянскую академию; его покровителем и духовником был родной дядя, насельник Киево-Печерской лавры иеромонах Пахомий. Уже в 11 лет Иоаким, по его словам, «возлюбил монашество» и собирался принять постриг, однако долго не решался открыть своё желание родителям. Только в 1723 году он приехал домой попросить у родителей благословение на постриг, но получил отказ. Несмотря на это, он тайно от родителей поступил в Киево-Межигорский монастырь, где 27 октября 1725 года был пострижен в рясофор с именем Иларион. В 1727 году он был переведён в Киево-Братский Богоявленский монастырь, где 21 ноября настоятелем игуменом Иларионом (Левицким) пострижен в мантию с именем Иоасаф; 6 января 1728 года архиепископом Варлаамом (Вонатовичем) он был рукоположен во иеродиакона.

По окончании академического курса он был оставлен преподавателем: с 1729 года был преподавателем словесности низшего отделения академии, с 1731 года — преподавателем класса синтаксимы в среднем отделении. В 1733 году он также был и экклесиархом Киево-Братского монастыря. Наконец, года в киевском Златоверхом монастыре архиепископом Рафаилом он был рукоположен во иеромонаха и 23 ноября переведён в кафедральный Софийский собор. Вскоре он стал членом Киевской духовной консистории.

В 1737 году, 24 июня, он был назначен игуменом Лубенского Мгарского Спасо-Преображенского монастыря, который в его управление значительно устроился.

В 1744 году, 14 сентября, указом императрицы Елизаветы Петровны митрополитом Рафаилом возведён в сан архимандрита и в ноябре вызван в Москву; с года был назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры.

За время своего шестилетнего епископского служения он часто объезжал свою епархию, несмотря на свою болезненность. Во время одного из таких путешествий по епархии он заболел и, остановившись в слободе Грайворон, где была его архиерейская вотчина, провёл более двух месяцев на одре болезни; года в 5-м часу пополудни, скончался.

Два с половиной месяца после блаженной кончины Иоасафа тело его во гробе стояло открыто в Свято-Троицком соборе, не предаваясь тлению и не теряя обычного цвета и вида. Тело почившего архипастыря оставалось непогребенным до конца февраля 1755 года, ввиду того, что назначенный Святейшим Синодом для совершения погребения Иоасафа Переяславский и Борисопольский Преосвященный Иоанн Козлович был задержан разливом рек. Лишь 28 февраля 1755 года в сослужении многочисленного сонма пастырей, гроб с телом Иоасафа был поставлен в склепе (в юго-западной части белгородского Свято-Троицкого собора). По инициативе его брата, полковника А. А. Горленко, распоряжением Синода от года над склепом была освящена придельная церковь.

Блок: 2/10 | Кол-во символов: 3284
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BE%D0%B0%D1%81%D0%B0%D1%84_(%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE)

Чудеса Иоасафа Белгородского

– Записаны ли свидетельства о других чудесах святителя Иоасафа?

– Да, многие чудеса описаны в недавно вышедшей книге «Прославление святителя Иоасафа Белгородского. Документы», которую я хочу подарить Вам. Она издана нами специально к юбилею вместе с книгой «Пещерка Святителя Иоасафа». Как и предыдущие издания о святителе, такие как «Белгородский чудотворец. Жизнь и прославление», мы готовили обе книги вместе с краеведом Александром Крупенковым.

– Спасибо, батюшка. Это бесценный подарок и поистине уникальное издание.

Прославнение святителя Иоасафа Белгородского– Да, две трети книги составляют фотокопии оригиналов архивных документов Святейшего Синода, большинство из которых публикуется впервые. Их нет даже в архивах Москвы. Подлинники находятся на Украине. Документы охватывают период с конца декабря 1908 года по октябрь 1913 года. Их след отыскался в Харькове в 2009 году. В книге есть разделы «Делопроизводство по обследованию чудес, явленных по молитвенному предстательству пред Богом святителя Иоасафа (Горленко)», «Сведения о чудесах от мощей святителя Иоасафа».

Конечно, в книгу не могли войти все случаи чудесных исцелений от его мощей. Невозможно подсчитать, сколько прозрело слепых, заговорило немых от рождения, поднялось с одра расслабленных, стало ходить параличных и до, и после прославления святителя. У нас есть свидетельства об исцелении М.Выродовой, И.Платонова, дворянок А.Н.Поповой и Е.К.Бельской, крестьянина Р.Л.Сороколетова, мещанки М.М.Глазуновой, детей П.Абаньшина, Е.Ф.Субботиной, В.Ф.Брянцевой и Т.И.Головиной и т.д. Хочу обратить Ваше внимание на то, что, помимо рассказов людей об исцелениях, нами опубликованы отзывы о самих этих людях.

Но самое главное то, что впервые за всю историю освидетельствования мощей разных святых люди не только рассказывали о произошедших с ними чудесах, но и принимали на Кресте и Евангелии клятву, произнося очень серьезные для православного верующего слова.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 1915
Источник: https://www.pravmir.ru/velikij-chudotvorec-svyatitel-ioasaf-belgorodskij/

Сочинения

Большинством исследователей, включая А. И. Жиленкова, отмечается, что святитель Иоасаф оставил после себя краткую автобиографию, последование событий в которой обрывается на событиях мая 1746 года, фамильные записки, стихотворный диалог «Брань семи добродетелей с семью грехами смертными» (изданы в 1892 году В. Горленко в Киеве), одно поучение (Слово), несколько писем и окружных посланий. В художественном мышлении святителя выделяются традиционалистские черты, а также специфическая содержательность литературной формы при её идеологическом содержании. Отмечая заслуги исследования Жиленкова, Белгородская епархия в конце 2012 года официально признала святителя родоначальником художественной литературы Белгородского края .

Блок: 3/10 | Кол-во символов: 739
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BE%D0%B0%D1%81%D0%B0%D1%84_(%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE)

Клятва

– А текст этой клятвы тоже сохранился среди документов?

– Конечно. Он помещен нами на обложку книги:

«Обещаюсь и клянусь всемогущим Богом, пред святым Его Евангелием и животворящим Крестом в том, что не увлекаясь ни дружбою, ни родством, ниже ожиданием выгод или иными какими-либо видами, я по совести покажу в сем деле сущую о всем правду и не утаю ничего мне известного, помятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ пред законом и пред Богом на страшном суде Его. В удостоверение же сей моей клятвы целую Слова и Крест Спасителя моего. Аминь».

Святитель Иоасаф Белгородский– Отец Олег, я могу под этими словами. Святитель Иоасаф не только дал мне интересную работу, но и круто изменил мою жизнь – вместо науки я посвятила ее общественной деятельности и журналистике, побывала во многих странах, прикоснулась ко многим православным святыням, узнала жития разных святых, среди которых особое место занимает для меня Великая княгиня Елизавета Федоровна.

– Великая княгиня Елизавета Федоровна очень почитала святителя Иоасафа еще до его прославления. Она писала о нем из Ливадии своей младшей сестре Императрице Александре Федоровне. Писала о нем и в своем дневнике, и мне в душу запала одна ее запись о той духовной радости, которую она испытывала, проезжая через Белгород, хотя не имела возможности зайти в собор и в пещерку. По ее словам, она чувствовала, что молитва святого Иоасафа обитает не только в пещерке, но и в окрестностях.

Поэтому, видимо, не случайно, что уже будучи настоятельницей московской Марфо-Мариинской обители милосердия, она в сопровождении сестер обители вместе с Великим князем Константином Константиновичем Романовым (знаменитым поэтом К.Р.) принимала участие в сентябрьских торжествах 1911 года, представляя царскую семью.

Благодаря заботам Императора Николая II и Елизаветы Федоровны затянувшийся процесс канонизации святителя был наконец завершен. Кстати, прославление святителя Иоасафа состоялось 4 сентября, в канун ее тезоименитства. В тот день было совершено архиерейским служением всенощное бдение, а 5 сентября Великая Матушка приобщилась Святых Таин за ранней литургией.

Святость и Святые

– В дни торжеств в Белгород прибыли пять крестных ходов. Где размещались паломники?

– Мы приготовили около 2000 мест в гостиницах и общежитиях. Для тех, кто хотел исповедоваться и причаститься, круглосуточно были открыты все центральные храмы. Всю ночь был открыт доступ к мощам святителя Иоасафа.

Сто лет назад для размещения паломников был разбит лагерь богомольцев, который посетила и Великая княгиня Елизавета Федоровна. Как и Император Николай II и члены его семьи, она участвовала в торжествах прославления Преподобного Серафима Саровского, святителя Иоасафа Белгородского, других святых. И теперь все они, прославленные в лике святых, молятся о нас и помогают нам по нашей вере.

Иоасаф Белгородский. Дело Синода– А насколько масштабными были торжества век назад?

– Об их масштабности говорят всего лишь несколько документально подтвержденных цифр, свидетельствующих о том, насколько известным в России было имя святителя Иоасафа.

Согласно архивным документам население Белгорода вместе с прилегающими к нему территориям составляло 42 тысячи жителей, а на торжества сюда приехало 250 тысяч паломников, причем, не только из Курской и Белгородской и соседних епархий, но и из других мест. Самый дальний крестный ход, который пешком пришел в Белгород, – это был крестный ход из города Прилуки Полтавской губернии – с родины святителя Иоасафа. Сейчас это Черниговская область на Украине.

Немаловажно, что вопрос о канонизации святителя поднимался неоднократно, и впервые это произошло в начале XIX века, в силу того, что в пещерке у его гроба с нетленным телом было много исцелений. Еще в 1815 году жители Белгорода обращались с ходатайством об открытии нетленных мощей и причислении к лику святых епископа Иоасафа, который почил в Бозе года. Но прославили его лишь в 1911 году.

Почти век ходатайство местного населения о прославлении святителя Святейшим Синодом в Москве не поддерживалось. На протяжении почти ста лет шла очень активная переписка по этому вопросу. Практически каждый назначаемый на Белгородскую кафедру архиерей, видя народное почитание святителя, обращался в Синод с ходатайством о причислении его к лику святых. На основании многих представлений Святейший Синод подал царю доклад о необходимости и целесообразности канонизации бывшего епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа (Горленко). Она состоялась благодаря усилиям Императора Николая II, который полностью согласился с предложением Синода.

Божьим промыслом случилось так, что, когда была проложена железная дорога в Крым, Белгород оказался тем городом, который два раза в год проезжали члены Царской фамилии. И зная о том, что такие ходатайства уже поступали в Синод и были подтверждаемы документами об исцелениях у мощей святителя, Император Николай II, проезжая через Белгород в 1904 году, посетил пещерку, молился в ней и воочию убедился в 100-процентном нетлении мощей святителя Иоасафа.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 4955
Источник: https://www.pravmir.ru/velikij-chudotvorec-svyatitel-ioasaf-belgorodskij/

Почитание и прославление

Свт. Иоасаф (Горленко), еп. Белгородский. Гравюра. 1865 г.

Иоасаф ещё при жизни пользовался уважением паствы за благочестивую и подвижническую жизнь. Спустя 2 года по погребении Иоасафа некоторые из духовных чинов кафедрального собора, зная святую жизнь архипастыря, тайно пошли в его усыпальницу и открыли гроб, обнаружив не только тело святителя нетленным, но и его одежд, покрова и самого гроба не коснулось даже малейшее тление, хотя и чувствовалась достаточная сырость в воздухе при открытии склепа.

Икона святителя Иоасафа (пересъёмка с выставки в 2018 г.)

В течение более полутора веков хранились его нетленные мощи в Троицком соборе монастыря в Белгороде. Почитание Иоасафа в народе как святого и чудотворца, вокруг имени которого сложился ряд сказаний, а также исцеления и чудеса, совершившиеся у его гроба и на могиле, послужили основанием для многочисленных прошений о его канонизации.

В декабре 1908 года епископ Курский Питирим (Окнов) представил Святейшему Синоду ряд прошений о прославлении епископа Иоасафа от духовенства и мирян. Синодом была образована комиссия под председательством Питирима, в которую также входили князь Н. Д. Жевахов, только что издавший свою трёхтомную монографию об Иоасафе, и протоиерей А. И. Маляревский, сыгравший существенную роль в методическом внедрении имени святителя в преподавание Закона Божьего (они оба познакомились в конце 1906 года). На основании представленных свидетельств и акта освидетельствования мощей синод направил всеподданнейший доклад, на котором 10 декабря 1910 года Николай II начертал: «<…> Приемлю предложения Св. Синода с искренним умилением и полным сочувствием».

Рака для св. мощей Святителя Иоасафа Белгородского и сень над нею в Свято-Троицком соборе были изготовлены по проекту арх. Покровского В. А. (1910—1911 гг.; утрачены).

Торжества по случаю канонизации святителя Иоасафа в Белгороде, 4/(из коллекции С. М. Прокудин-Горского)

Торжества канонизации и открытия мощей состоялись 4 (17) сентября 1911 года при Курском Преосвященном Питириме (Окнове) и викарном Белгородском епископе Никодиме в присутствии Елисаветы Феодоровны и Константина Константиновича.

1 декабря 1920 года, во исполнение постановления Народного комиссариата юстиции от года «О ликвидации мощей», состоялось вскрытие мощей святителя под руководством специально назначенной комиссии. Комиссия составила официальный акт, подписанный её членами и опубликованный в «Курской правде» за года. Мощи были отправлены в Москву, в Музей Наркомздрава на Петровке, затем в антирелигиозный музей. В 1930-х годах их перевезли в Ленинград и поместили в экспозицию Музея истории религии и атеизма в бывшем Казанском соборе.

В конце февраля 1991 года мощи были обнаружены в запаснике музея и идентифицированы по акту вскрытия мощей и иным документам. До 10 августа 1991 года мощи пребывали в Преображенском соборе Ленинграда, после чего доставлены, через Москву и Курск, в Белгород.

17 сентября 1991 года в Преображенский собор, при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, были торжественно перенесены мощи святителя Иоасафа.

Мощи находятся в соборе 11 месяцев в году, с 16 сентября (день второго обретения мощей) по 19 августа (день Преображения Господня). С 19 августа по 16 сентября мощи находятся в Иоасафовском соборе Белгорода на улице Попова (кладбищенском). Переносятся крестным ходом.

Память: 10 (23) декабря и 4 (17) сентября (первое обретение мощей).

Известные священнослужители, принявшие постриг в честь Иоасафа

Блок: 4/10 | Кол-во символов: 3519
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BE%D0%B0%D1%81%D0%B0%D1%84_(%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE)

Канонизация Иоасафа Белгородского

– Отец Олег, наверняка в книге говорится об участии в торжествах 1911 года членов Царской семьи.

– Документально подтверждено, что инициатором канонизации святителя Иоасафа был Император Николай II. В 1905 году на Белгородскую кафедру был назначен архиепископ Питирим (Окнов), который еще раньше, служа в Питере, был почитателем святителя Иоасафа, который родился в 1705 году. Владыка активизировал процесс прославления епископа Белгородского Иоасафа, 200-летие со дня рождения которого как раз отмечалось в 1905 году. За это в время в Синоде накопилось множество свидетельств людей, описавших знамения и чудеса, которые произошли по молитвам святителя. И Синод в очередной раз дал отказ. Но после посещения Николаем II пещерки святителя Иоасафа, эта тема оказалась в поле его зрения.

После торжественной канонизации Преподобного Серафима Саровского в 1903 году, в которой приняла участие вся Царская семья, Николай II поручил Синоду заняться изучением дел, связанных с канонизацией святителя Иоасафа. Тем не менее все это тянулось до 1910 года, когда была создана специальная комиссия, которая прибыла в Белгород для освидетельствования мощей. В нее входили и врачи, проверявшие достоверность более ста исцелений и подтвердившие, что объяснить их иначе, чем чудом, нельзя.

Приведу лишь один случай помощи от нетленных мощей Преосвященного Иоасафа беременной женщине в 1803 году. За два месяца до родов княгиня Екатерина Друцкая-Соколинская испытывала столь жестокие беспрестанные муки, что боялась не родить и умереть. Она обещала угоднику Божию Иоасафу назвать его именем младенца мужского пола, если он родится, и если она останется живой, то прийти с ним поклониться его мощам, что и было исполнено.

На основании решения комиссии Святейший Синод направил Николаю II доклад и ходатайство о назначении дня канонизации святителя Иоасафа. года по старому стилю на докладе царь написал очень красивые слова:

«Благодатным предстательством Святителя Иоасафа да укрепляется в Державе Российской преданность праотеческому Православию, ко благу всего народа русского. Приемлю предположения Св. Синода с искренним умилением и полным сочувствием. Николай».

Не знаю, знал ли Император, что ставит свою подпись в день кончины святителя Иоасафа. Дату прославления Николай II назначил на 4 сентября, так как сам предполагал быть в Белгороде, но из-за ухудшения обстановки на фронтах в этой день в Киеве состоялось заседание с его участием и с участием Столыпина, которого позже убили.

Лишь в декабре 1911 года, возвращаясь в Петербург из Ливадии, он вместе с членами своей семьи заехал в Белгород и приложился к мощам святителя Иоасафа. «Курские епархиальные ведомости» позже писали, что великие дни белгородских торжеств завершились участием их величеств в молебне и поклонением святым мощам святителя Иоасафа в его пещерке.

– Эта пещерка существует в настоящее время?

– Да, недавно над ней возвели стеклянный купол. Пещерка для нас – это еще одно чудо. Ее нашли наши краеведы, которые правильно рассчитали место (ошиблись всего на один метр). В 2010 году в центре города начали проводить археологические раскопки. Это жилой район, рядом дом и хозяйственные постройки. Нужно было решить вопрос о частичном сносе строений.

Мало того, что этот участок земли остался незастроенным, сама пещерка уцелела благодаря тому, что оказалась ниже уровня земли. Так просил сделать святитель Иоасаф, уезжая в последний раз из Белгорода и прощаясь с его жителями. И после чуда второго обретения нетленных мощей святителя Иоасафа, которые считались окончательно утраченными, но промыслом Божиим были возвращены в Белгород, мы являемся свидетелями еще одного чуда – чуда открытия пещерки, интерьер которой полностью восстановлен.

В ней находится старая гробница, в которой более полутора веков находились нетленные мощи. После прославления святителя мощи были перенесены в Свято-Троицкий собор. В 1927 году собор разрушили, и на его месте сейчас построена часовня во имя святителя Иоасафа. года часовню освятил Святейший Патриарх Кирилл. Но пещерка всегда оставалась очень почитаемым местом. И такой она должна стать в наши дни. И в ней, и в часовне, где будут служить молебны с акафистом свт. Иоасафу, можно помолиться ему и попросить о помощи.

Иоасаф Белгородский. Часовня

Кто такие Святые?

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 4276
Источник: https://www.pravmir.ru/velikij-chudotvorec-svyatitel-ioasaf-belgorodskij/

Наследие

  • Биография Иоасафа, составленная его внучатым племянником, известным украинским писателем Г. Ф. Квиткой-Основьяненко, издана в Киеве в 1836 году и потом много раз переиздавалась; другая биография — И. Г. Кулжинского, 1883 год. Важный биографический материал по консисторским документам находится в «Историко-статистическом описании Харьковской епархии», архиепископа Филарета
  • Вокруг Иоасафа Горленко и его наследия сложился кружок его почитателей, который к 1912 году вырос до Братства во имя святого и просуществовал в Петрограде до 1917 года. Усилиями кружка было произведено издание книг А. И. Маляревского «Святитель, Иоасаф, епископ Белгородский и Обоянский» (1907) и «Иоасаф, епископ Белгородский. Чтение со световыми картинами для народа», переиздававшейся несколько раз (1-е издание — 1909 год, во 2-м и 3-м изданиях (1910 и 1911 годы соответственно) название книги было дополнено до «Святитель Иосаф, епископ Белгородский. Чтение со световыми картинами для народа»). В разных изданиях книги Маляревского в качестве нотных примеров были опубликованы партитуры «Ежечасной молитвы святителя Иосафа Горленко»: в 1-м издании — Д. В. Аллеманова (1867—1928), во 2-м и 3-м — А. К. Лядова и В. А. Фатеева (1868—1942). При этом за несколько лет до того, как было выпущено «Чтение со световыми картинами» (то есть в 1907 году), Маляревский (на несколько лет раньше Н. Д. Жевахова) выпустил свою книгу «Святитель Иоасаф, епископ Белгородский и Обоянский», которую А. И. Жиленков позиционирует как один из вариантов жития святителя.
  • Перед событиями 1917 года в поселке Парголово около Петрограда (ныне муниципальное образование в составе Санкт-Петербурга) была построена церковь во имя Святителя Иоасафа, и создано при ней Михайловское Иоасафовское Братство, запрещенное при советской власти. Общество Святого Иоасафа было восстановлено в конце XX века и действует сейчас в Санкт-Петербурге.
  • В сентябре 2005 года в Белгороде состоялись торжества, посвящённые 300-летию со дня рождения святителя Иоасафа Белгородского. В рамках торжеств был запланирован конкурс на хоровое сочинение на текст Ежечасной молитвы и гимна святителю, подведение итогов которого не состоялось по невыясненным обстоятельствам, однако написанные для конкурса произведения активно исполняются белгородскими хорами и по сей день.
  • В Белгороде ежегодно проводится научно-богословская конференция «Иоасафовские чтения».
  • Памятники Иоасафу Белгородскому установлены: в ноябре 2001 года в Белгороде, в честь 90-летия его канонизации; в сентябре 2011 года — в Прилуках, в честь 100-летия канонизации. Небольшой участок Свято-Троицкого бульвара в Белгороде между памятником и улицей Пушкина получил название Иоасафовского сквера.
  • Также в сентябре 2011 года на Свято-Троицком бульваре города Белгорода, на месте бывшего Троицкого собора (построен в конце XVII века, разрушен в 1920-е годы) выстроена и освящена часовня св. Иоасафа Белгородского, а рядом с ней реконструирована пещерка, где первоначально пребывали мощи святителя.
  • В 2016 году А. Н. Стрижёвым был завершён и опубликован указатель библиографических изданий, имеющих то или иное отношение к Иоасафу Белгородскому.

Блок: 5/10 | Кол-во символов: 3143
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BE%D0%B0%D1%81%D0%B0%D1%84_(%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE)

Мощи Иоасафа Белгородского

– А где находились мощи до их второго обретения?

– В Ленинграде. В 1970 году они были спрятаны двумя людьми на чердаке Казанского собора, который тогда был Музеем истории религии и атеизма. Им было дано указание их уничтожить, а они спрятали их, даже не зная точно, что это мощи святителя Иоасафа. До этого мощи находились в запасниках музея. А в 1970 году их спрятали и уничтожили все документы.

История их второго обретения очень интересна. Возвращению мощей епископа Иоасафа в Белгород предшествовала большая и кропотливая работа, связанная с их поиском, опознанием и идентификацией. В самом начале своего патриаршества Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поднял вопрос о возвращении мощей Серафима Саровского, которые официально хранились в Музее истории религии и атеизма.

На торжественной церемонии их открытия в Ленинграде присутствовала одна верующая женщина, которая до сих пор жива. Она рассказала о торжествах своему отцу Аркадию Васильевичу Соколову, который ранее работал в музее. В марте 1991 года Людмила Аркадьевна Соколова обратилась к митрополиту Ленинградскому и Ладожскому Иоанну с письмом, в котором говорилось о том, что бригада ее отца занималась восстановлением и ремонтом храмов и в начале 1960-х годов заменяла кровлю Казанского собора. Во время работы отец Соколовой нашел деревянную раку, в которой лежало тело, обернутое пеленой. Позже рака была выставлена в экспозиции музея.

В 1970 году в Ленинграде были отмечены случаи заболевания холерой. Опасаясь распространения заразы, администрация музея во главе с директором музея С.А. Кучинским распорядилась похоронить тело на кладбище или закопать в подвале. Но плотники Аркадий Соколов и Владимир Прудников (который был консультантом по восстановлению храма Спас на Крови) в тайне от музейного начальства захоронили святыню на чердаке, закопав ее в утеплительном шлаке одного из отсеков перекрытия. Позже Прудников упал с лесов и разбился. А Соколов рассказал дочери о том, что они обнаружили неизвестные мощи.

Поиски захоронения состоялись года. 2 марта настоятель Казанского собора отец Сергий (Кузьмин) просил митрополита Иоанна назначить церковную комиссию из духовных и гражданских лиц для открытия и опознания найденных мощей. К 12 марта комиссия, в которую входил Соколов, обследовала останки и приложила к рапорту митрополиту Иоанну Акт освидетельствования неизвестных мощей, обнаруженных в Государственном музее истории религии и атеизма.

Интересно, что до этого чердак неоднократно обследовался, но мощи никто не находил.

В ближайшем к музею Спасо-Преображенском соборе комиссия установила, что это мощи епископа Иоасафа Белгородского. Одним из убедительных аргументов идентификации с его телом был обнаруженный в районе печени разрез. Мощи вскрывались в декабре 1920 года (а умер святитель в 1754 году) с целью доказать, что это искусственная мумия. Известный патологоанатом, приглашенный из Харькова профессор, который бальзамировал Ленина, скальпелем сделал Н-образный разрез в районе печени, т.к. при мумификации первый орган, который удаляется, – это печень. У нас хранятся документы, подтверждающие, что печень и все внутренние органы оказались на месте, что мумификация не проводилась. Разрез был не зашит, а прикрыт.

Иоасаф Белгородский. Преосвященный Иоанн, епископ Белгородский и Старооскольский у мощей Святого

Преосвященный Иоанн, епископ Белгородский и Старооскольский у мощей Святого Иоасафа

По этому и другим совпадениям, известным по описанию мощей святителя Иоасафа, мы убедились, что ошибки быть не может. И года, ровно через 80 лет со дня канонизации, мощи прибыли в Белгород, куда впервые приехал Святейший Патриарх Алексий II. И вот через 20 лет, года, мы отпраздновали 100-летие прославления великого подвижника благочестия.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 3719
Источник: https://www.pravmir.ru/velikij-chudotvorec-svyatitel-ioasaf-belgorodskij/

Молитва Иоасафа Белгородского

Среди наследия святителя Иоасафа наибольшее распространение получил текст его Ежечасной молитвы. Этот текст подробно анализировался В. Д. Жеваховым и С. А. Нилусом в книге «Молитва святителя Иоасафа Белгородского и всея России чудотворца (1705—1754): опыт краткого комментария», выдержавшей три издания. Точная дата возникновения текста не установлена, чаще всего авторы книг об Иоасафе хронологически относят этот текст к последнему (белгородскому) периоду жизни святителя. В своём анализе, опубликованном в 1912—1915 годах в данной книге, В. Д. Жевахов подчёркивал ряд подвижнических символов, применявшихся Иоасафом в ночном молитвенном подвиге:

Отражение в музыке

Начиная с 1909 года (по другим данным — с 1907), к тексту Ежечасной молитвы Иоасафа Белгородского стали проявлять внимание русские композиторы, как церковные, так и академические. При этом структура хоровых произведений на этот текст в большинстве случаев опирается на структуру самого текста молитвы, описанную В. Д. Жеваховым:

Блок: 6/10 | Кол-во символов: 1039
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BE%D0%B0%D1%81%D0%B0%D1%84_(%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE)

Литература

  • Лебедев А. С. Белгородские архиереи. Харьков, 1902, с. 79-115.
  • Квитка Г. Краткое описание жизни преосвящ. Иоасафа Горленко.
  • Платонов И., прот. Кафедральный собор, как свящ. памятник молитв свят. Иоасафа (Горленко) Белгородского чудотворца. Курск, 1911.
  • Большаков Н. Житие и чудеса св. Иоасафа, еп. Белгородского. СПб, 1909.
  • Борисов, свящ. Иоасаф Горленко, его жизнь и деятельность. Серг. Посад, 1911.
  • Поселянин Е. Рус. церковь и рус. подвижники 18 в. СПб, 1905, с. 86-101.
  • Поселянин Е. Свят. Иоасаф Белгородский. (Рус. палом., 1909, № 18, с. 280-282; № 19, с. 297-299).
  • Никодим, еп. Иоасаф св. и чудотворец еп. Белгородский (его жизнь, прославление и чудеса). Курск, 1914.
  • Жевахов Н. Д. Памяти нового чудотворца.
  • Борис, архим. Прощальная речь профессорам и студентам СПб дух. акад., сказанная при последнем служении в академ. церкви (11/II-1901 г.) СПб.
  • Булгаков Г. И. Облачения святителя Иоасафа Горленко, еп. Белгородского и Обоянского. Курск, 1910.
  • Его же Об иконном изображении святителя Иоасафа, Белгородского чудотворца. Курск, 1911.
  • Булгаков С. Благодатная личность святителя-молитвенника Иоасафа и назидательное значение ее для нашего времени. Курск, 1913.
  • Его же Святитель Иоасаф Горленко, еп. Белгородский и Обоянский. Курск, 1911.
  • Его же Святитель Иоасаф (Горленко), еп. Белгородский и Обоянский и его отношения к виновному духовенству. Курск, 1911.
  • Толстой Ю., № 81.
  • Денисов, с. 299.
  • Булгаков, с. 1404.
  • Строев П., с. 633, 929.
  • Голубинский, с. 328.
  • Н. Д., с. 57.
  • А. А. Н. Сказание о песчанской чудотворной иконе Богоматери. Харьков, 1883, с. 10-12.
  • Св. Иоасаф Горленко, еп. Белгородский и Обоянский (материалы Кульжинского Г.). Киев, 1907 и 1908.
  • Летопись Е. А., с. 716.
  • Списки архиереев, № 81.
  • Церковн. вестн., 1891, № 33, с. 517.
  • Рус. инок, 1911, март, вып. 5, с. 31-33; июль, вып. 14, с. 54.
  • Душеп. чтение, 1869, т. III, с. 303-337.
  • Странник, 1865, т. III, с. 45, 63, 87.
  • Приб. к Ц. В., 1905, № 5, с. 186-192.
  • Рус. старина, 1904, октябрь, с. 120, 121.
  • Ж. М. П., 1954, № 6, с. 42.
  • Рус. палом., 1911, № 11, с. 160-163; № 21, с. 334-335; № 29, с. 464; № 30, с. 479-480; № 34, с. 544, № 35, с. 552-554, 559; № 36, с. 565-576, 670; № 37, с. 579-584, 586-587; № 38, с. 595-600, 603-604; № 39, с. 610-612; № 40, с. 626-639; № 41, с. 642-644; № 42, с. 660-664.
  • Истор. вестн., 1894, июль, с. 257.
  • Рус. архив, 1900, кн. 1-я, № 2, с. 334.
  • Изв. Казан. еп., 1911, с. 124; № 6, с. 199; № 9, с. 265-271.
  • Ж. П. Б., т. XII, с. 184-205.
  • БЭЛ, т. II, с. 1243; т. VII, с. 180, 181.
  • БЭС, т. I, с. 420, 1104, 1105.
  • ЭС, т. XIII-а, с. 718.
  • РБС, т. VIII, с. 289.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 2603
Источник: https://drevo-info.ru/articles/6971.html

Иоасаф в поэзии

  • Л. Н. Погожева. Святой Иоасаф Белгородский (песня)
  • А. Ф. Платонова. — стихотворения «Святитель Иоасаф» и «Гимн святителю Иоасафу» (в 1911—1912 годах на слова Гимна были созданы хоры А. А. Архангельского и А. П. Орловского).
  • А. Н. Гиллессем — стихотворения «У гробницы святителя Иоасафа», «Перед гробницей святителя Иоасафа Белгородского», «У раки новоявленного святого угодника Божия Иоасафа Белгородского» и «Гимн святителю Иоасафу, епископу Белгородскому».
  • П. Лебединский — стихотворение «Два вечера в Киселёве»
  • П. Григорьев — Святитель и чудотворец Иоасаф, епископ Белгородский. (Думы паломника в стихах).

Блок: 7/10 | Кол-во символов: 624
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BE%D0%B0%D1%81%D0%B0%D1%84_(%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE)

Кол-во блоков: 16 | Общее кол-во символов: 31211
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BE%D0%B0%D1%81%D0%B0%D1%84_(%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE): использовано 7 блоков из 10, кол-во символов 13002 (42%)
  2. https://drevo-info.ru/articles/6971.html: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 3344 (11%)
  3. https://www.pravmir.ru/velikij-chudotvorec-svyatitel-ioasaf-belgorodskij/: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 14865 (48%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий