Святитель Николай Сербский: описываем во всех подробностях

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной ; проверки требуют 2 правки.

В Википедии существуют статьи о других людях с именем Николай и фамилией Велимирович.

Епи́скоп Никола́й (серб. Епископ Николај, в миру Ни́кола Велими́рович, серб. Никола Велимировић; — ) — епископ Сербской православной церкви, епископ Жичский.

года канонизирован Сербской православной церковью как святитель. Также широко почитается в Русской православной церкви.

Блок: 1/7 | Кол-во символов: 517
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_(%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87)

Содержание

Жизненный путь святителя Николая Сербского (Велимировича)

Будущий святитель родился года в крестьянской семье в селе Лелич, которое расположено недалеко от города Валева (Сербия). Родители будущего архиерея, крестьяне Драгомир и Катарина, были людьми благочестивыми и пользовались уважением соседей. Их первенец был крещён в монастыре Челие с именем Никола. Детство у Николы прошло в кругу семьи и близких людей. Мать часто водила сына в храм и первый опыт богообщения крепко запечатлелся в детской душе.

В годы обучения в школе Никола выделялся исключительными дарованиями и успехами, именно поэтому под влиянием учителя Михаила Ступаревича родители разрешают сыну посвятить свои юные годы учёбе. Никола, а в будущем святитель всей церкви Сербской (именно так его называют в Сербии) исполнил те надежды, которые возлагались на него родителями: сначала он учился в Валевской гимназии и Белградской духовной семинарии, а позже ― в европейских университетах.

Благодаря государственной стипендии Никола поступает на старокатолический теологический факультет в Берне (Швейцария), где в 1908 году он защищает докторскую диссертацию по теологии «Вера в Воскресение Христово как основной догмат Апостольской Церкви».

Иерархов Сербской Церкви немцы держали в заключении за то, что они отказались осудить коммунистическую партию от имени всей Сербской Церкви.

В 1909 году в Оксфорде будущий епископ готовит диссертацию по философии Беркли, которую вскоре защитит на французском языке в Женеве. Так, в лучших учебных заведениях Европы, Никола как губка впитывает все самое лучшее. Благодаря феноменальной памяти он смог обогатиться знаниями и затем найти им достойное применение на своем поприще.

Осенью 1909 года будущий святитель возвращается на родину, где тяжело заболевает. Около шести недель он проводит в больничных покоях, но упование и надежда на Всемилостивого Бога не покидают молодого человека. Там, в больничной палате, будущий святитель дал обет перед Богом, что если он выздоровеет, то примет монашеский постриг и посвятит всего себя, свою жизнь, свои знания Всемогущему Богу и Его Святой Апостольской церкви. Вскоре он выздоравливает и принимает монашеский постриг с именем Николай, а уже года его рукополагают в священнический сан.

Через некоторое время Сербский митрополит Димитрий (Павлович) направляет отца Николая в Россию для того, чтобы тот ближе познакомился с русской церковной и богословской традицией. Сербский богослов проводит в России год, путешествует по многим святым местам и покланяется святыням русской земли. Пребывание в России оказало огромное влияние на мировоззрение отца Николая.

По возвращении к себе на родину святитель преподает в Белградской семинарии такие предметы, как философию, логику, психологию, историю и иностранные языки. Его деятельность не ограничивается стенами духовного училища. Он много пишет, издает статьи, ведёт обширную переписку, ездит по Сербии и разным странам Европы с беседами и встречами для всех желающих, участвует в общественной жизни. Именно этим он начинает вызывать необычайный интерес у людей, но более всего у интеллигенции.

Европа утратила святость человеческую, и именно из-за этого утратила страх Божий, без которого все они, всё равно, что дом, построенный без крепкого основания, на песке.

Святитель был совершенно удивителен как оратор и писатель. Ценность и красота его трудов заключается в том, что великий знаток человеческой души, православной веры и всех областей земного человеческого бытия, он объяснял глубочайшие мысли и истины просто и доступно, объяснял их каждому богоискателю, несмотря на возраст и степень образованности.

Во время Первой мировой войны, с 1915 по 1919 годы, деятельность иеромонаха Николая в Англии и Америке (преимущественно дипломатического характера) имела большое значение для того, чтобы в мире были признаны и учтены интересы Сербии.

В начале 1919 года, а именно 12 марта (ст.ст.), когда иеромонах Николай еще находился в Англии, Сербская Церковь избрала его епископом Жичским. Затем, с 1920 по 1930 год, он окормлял Охридскую епархию, после преобразования которой был перемещён в Битоль, на Охридско-Битольскую кафедру (1930-1934 гг.). Через некоторое время святитель возвращается оттуда в монастырь Жича и на протяжении 1935-1941 годов, вплоть до начала Второй мировой войны, остается епископом Жичским, резиденция которого находилась в городе Кралево.

В период между двумя войнами святителю, как миссионеру Сербской Церкви, доводилось находиться на Западе, прежде всего в Англии и Америке, но он также бывал и в соседних балканских странах ― в Константинополе и, чаще всего, в Греции, где посещал Святую Гору и после этого способствовал возобновлению общежительного порядка в сербском монастыре Хиландар.

В Сербии во время Второй мировой войны епископ Николай был изолирован и содержался под надзором в монастырях Жича и Любостиня (1941), затем, вместе с патриархом Гавриилом, был перемещён в монастырь Войловица (1942), а оттуда, года, немецкие оккупанты перебросили их в концлагерь Дахау. По словам епископа Афанасия (Евтича), этих иерархов Сербской Церкви немцы держали в заключении за то, что они отказались осудить коммунистическую партию от имени всей Сербской Церкви.

После окончания войны владыка Николай не пожелал возвращаться в Югославию и до конца своей жизни остался на чужбине. Сначала побыл немного в Европе, затем, в 1946 году, перебрался в США, где до конца своих дней миссионерствовал и проповедовал истины Христовы. Он преподавал в нью-йоркской Свято-Владимирской академии, в русских семинариях Святой Троицы в Джорданвилле и Святителя Тихона в Пенсильвании, где и общался с русским народом.

Христианское учение занимает место нравственности.

За день до своего упокоения святитель отслужил Божественную литургию и причастился Святых Христовых Таин. На следующий день, года, владыка мирно отошел ко Господу. Из монастыря Святителя Тихона его тело было перенесено в монастырь Святого Саввы в Либертвилле и года похоронено около алтаря храма в присутствии большого количества сербов.

года Архиерейский собор Сербской Православной Церкви единогласно принял решение о канонизации Николая, епископа Жичского. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от года имя святителя Николая было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви с празднованием его памяти 20 апреля (день перенесения мощей), как это и установлено в Сербской Православной Церкви.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 6562
Источник: http://sdsmp.ru/news/n7025/

Содержание страницы

Биография свт. Николая Сербского (Велимировича)

Епископ Николай Сербский — крупнейший святой Сербии после Саввы Сербского. Его уникальные дарования сравнимы с талантами царя Давида — боговдохновенного поэта и пророка. Святитель Николай известен как автор духовных книг, величайший молитвенник Сербии и вдохновитель богомольческого движения.

Святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский

Блок: 3/26 | Кол-во символов: 418
Источник: https://pravoslavie.wiki/svjatitel-nikolaj-serbskij.html

Оценка гуманизма в творениях святителя Николая (Велимировича) Сербского

Святителя Николая (Велимирович) часто называют Златоустом Сербской земли. Сразу стоит отметить, что у сербского Златоуста нет прямого труда или какой-либо системы связанной с гуманизмом, но святитель часто обращался к сербам с рассказами о Европе, её окружении и безбожии. И он знал, о чем говорит, так как долгие годы святитель учился в Европе. Кому, как не ему, человеку, видящему всё изнутри, смотрящему в самый корень проблем Европейского общества, говорить о главных проблемах и их преодолении в Европе.

Слова о Европе, в первую очередь, обращены им к сербскому народу, а потом уже ко всем православным во вселенной. В своих высказываниях, основанных на жизненных практических наблюдениях, святитель остается беспристрастным, являя нам лишь свое горение любовью к Создателю.

Рассматривая мысли святителя Сербской земли относительно задаваемого направления, важно отметить следующие слова владыки: «Если вы не знали, в чем заключается падение Европы до ничтожества, то знайте: в том, что она потеряла представление о страшном Боге и святом человеке». Сербский Святитель утверждает, что Европа утратила святость человеческую, и именно из-за этого утратила страх Божий, без которого все они, всё равно, что дом, построенный без крепкого основания, на песке, и к которым относятся слова Спасителя Господа нашего Иисуса Христа: и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое (Мф. 7:27).

Святой в своих откровениях показывает все горизонты катастрофической глупости людей Европы, которых втянула в болото эра гуманизма, которая сдвинула Христа на последнее место и поставила над Ним своих кумиров ― смертных людей, гордецов и чревоугодцев: «Еретические (европейские) народы нашего времени отвели Христу Господу последнее место на трапезе этого мира, как последнему нищему, тогда как на первые места посадили своих великих политиков, писателей, философов, легендарных героев, ученых, финансистов и даже туристов и спортсменов».

Златоуст Сербской земли считает культуру Европы, зиждимую на заблуждениях, ― пагубной, как и всякое сношение с этой гуманистической «плесенью», потому что она заражает каждого либерально общающегося с ней.

Все это привело к катастрофическим последствиям, привело к нищете духовной, которая и начинается с подмены понятий, с поиска удобств для себя, а значит и своих страстей, через что и прорастает такая зараза, как вольнодумство, которая имеет сегодня тенденцию распространяться за рамки Европы.

Обращаясь к пастве, святитель говорит: «О братья мои, современная иудизированная Европа еще больше ожесточилась против своего Спасителя и Бога. Европейские правители не требуют от Христа чуда, они отрицают возможность всякого чуда. Подчиненные ими народы, униженные, в которых они видят лишь «толпу», охрипли в крике о Христе: Ну как же нет чудес! В этом мире нет ничего другого кроме чудес Божиих».

В людях, которые вышли из христианской среды или же знакомы с христианским учением, святитель подмечает, что они со временем углубились в гуманистическую философию, что они веруют, как и люди во время распятия Христа, что им сегодня нужно чудо, а до этого будет жизнь на земле, которая заканчивается смертью.

Продолжая раскрывать эту тему, святой восклицает: «Что такое Европа? Это похоть и ум. То и другое ― человеческое. Человеческая похоть и человеческий ум. То и другое воплощают папа римский и Лютер». Гуманистическая «мудрость», как мы видим, пленила не только людей, отлучившихся от Христа и от его учений, но и верующих из так называемых, других христианских деноминаций.  

Сегодня европейский человек живёт в угождение себе, не видя нужды в стремлении к вечным благам. Христианское же учение, в лучшем случае, занимает место нравственности: «Современная Европа уже не папская и не лютеранская. Она вне их власти. Она полностью земная; она не желает устремляться к небесам ни с индульгенцией непогрешимого папы, ни по лестнице протестантского ума. Европа вообще отказывается от всего запредельного. Она не чувствует небесного озона. Ей не снятся во сне Ангелы и святые. Не может слышать она о Пречистой Богородице. Разврат укореняет ее в ненависти к целомудрию. Вся площадь во тьме. Погашены все светильники. О, какая страшная тьма! Брат пронзает мечом сердце брата, приняв его за врага. Отец отрекается от сына, и сын ― от отца. Скорее волк волку ― друг, чем человек человеку». По святителю, наставники католической и протестантской церквей являются служителями себе и своей плоти.

Христолюбивый Владыка с печалью и надеждой на обращение европейцев к покаянию и осознанию необходимости Бога в их жизни благовествует: «Наши крещеные братья, которые соблазнились католической и лютеранской ересью, своей мудростью не познали и потеряли Христа и презрели православных христиан как немудрых и некультурных. Но именно на них сбылись слова ап. Павла: Называя себя мудрыми, обезумели (Рим. 1:22), ибо отвергли духовную мудрость по Христу, которая сокрыта в кротости и любви, а облеклись в плотскую и мира сего мудрость вслед за языческими философами, — в ту мудрость, которая вся в гордыни и злобе».

В данном утверждении святой повествует о том, что европейцы по своей культуре изначально были христианами, но прилепились к мудрости земной, презрев мудрость Христову, которая сокрыта в добродетелях. Таким образом, отвергая духовную мудрость по Христу, европейцы возвратились к образу ветхого человека, облеклись в пороки и желания.

К причинам такого перехода можно отнести не только исчезновение страха и стыда перед Богом, но и стыда перед людьми ― на первое место выходит самолюбование и гордость, что и подмечает владыка Николай: «Почему многие европейцы Бога не боятся и людей не стыдятся? Объяснение простое: потому что извратилось понятие о Боге и понятие о человеке. Когда люди извращают понятие о Боге согласно собственной извращенности, тогда перестают бояться Бога, а когда извратят понятие о человеке, не стыдятся людей. Люди боятся величественного Бога Творца и Судию. А стыдятся только святых людей, не дерзких, богатых или ученых, а только святых. А когда оскудевает святость, тогда люди не имеют ни страха Божия, ни стыда перед людьми».

Слова Священного Писания также напоминают нам о необходимости помнить Бога, помнить свою тварность, немощь и зависимость от Него: Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит? (Ис. 2:22).

Златоуст Сербской земли считает культуру Европы, зиждимую на заблуждениях, ― пагубной, всякое сношение с этой гуманистической «плесенью», потому что заражает каждого либерально общающегося с ней. Он называет их братьями, братьями, которые созданы по образу и подобию, которые призваны к вечной радости, искуплены распятием и воскресением Христа, но братья, которые ходят по пути погибели. Святитель показывает нам пример любви к ним, что нужно сожалеть об их положении, осторожно общаться с ними, но быть при этом непреклонными истинными учениками Христа и увещевать их, ради их же спасения: «Ах, братья, неужели вы этого не видите? Неужели вы не восчувствовали помрачение и преступность антихристианской Европы на своих плечах? С кем вы: с Европой или со Христом? С жизнью или со смертью? <…> Знайте: Европа ― смерть, Христос ― жизнь. Выберите жизнь, чтобы вовек были живы…».

Обращаясь к сербам, святитель обращается также и ко всем верующим во Христа, как и Христос, обращаясь к апостолам, обращался ко всем в последующии времена, уверовавшим в него: «А вы, сербы, где вы? Миллионы сербов Бога боятся и святых Божиих стыдятся. Где находитесь вы, вставшие впереди всего народа сербского — с Европой или со своим народом? если скажете, что с Европой, тогда лечитесь быстрее, чтобы не заразить свой народ. Если скажете, что со своим народом, смотрите, чтобы не уличили вас во лжи. Ибо нелегок путь народный. Это узкий и тесный путь поста, молитвы и милостыни. Но это единственный спасительный путь. Да славится Господь. Аминь.».

Вторит святителю в его высказываниях относительно болезни Европы и Освальд Шпенглер (1880-1936) (немецкий ученый, заложивший основы концепции истории как смены цивилизаций), который написал знаменитое произведение с громким названием «Закат Европы». Черты упадка цивилизации, по Шпенглеру: урбанизация, перемещение населения из деревень в огромные города. Вместо оседлого образа жизни ― кочевой. Вера и религия умирают.

Высказывание Освальда Шпенглера можно подкрепить выступлением Николая Сербского, которое проходило в Лондонском кафедральном соборе святого Павла года. Святитель обращает внимание на то, что реальный прогресс, понимаемый как «духовное возрастание», на самом деле является суррогатом, который, в свою очередь, выражается в научном, техническом, экономическом и материальном прогрессах, ибо становится «очевидно, что европейские народы потеряли духовную опору своего бытия. Другими словами, разрушена движущая сила, созидающая цивилизацию. И как следствие, если говорить о реальном прогрессе, то сегодняшнюю Европу можно считать пустой землей».

В заключение следует отметить, что святитель Николай со всей строгостью изучил глубину страшных преобразований в Европе, жалел их и призывал народ всего мира не поддаваться их пагубному влиянию, сохраняя истинное учение нашего Спасителя Христа.

Денис Попович

студент

Ключевые слова: Николай Сербский, гуманизм, Европа, цивилизация, чудо, прогресс, Истина, заблуждение.

Николай (Велимирович), свт. Творения. В трёх томах. Т.I. ― М.: Издательство Сретенского монастыря, 2010. ― С.5.

Николай (Велимирович), свт. Избранное. ― Минск: Издательство Свято-Елисаветинского монастыря, 2004. ― С. 3-4.

Николай (Велимирович), свт. Творения. В трёх томах. Т.I. ― М.: Издательство Сретенского монастыря, 2010. ― С.8.

Николай (Велимирович), свт. Миссионерские письма. – М.: Издательство московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003. ― С.3.

Николай (Велимирович), свт. Избранное. ― Минск: Издательство Свято-Елисаветинского монастыря, 2004. ― С. 8-9.

Николай (Велимирович), свт. Творения. В трёх томах. Т.I. ― М.: Издательство Сретенского монастыря, 2010. ― С.10.

Николай (Велимирович), свт. Из окна темницы. ― Минск: Издательство Свято-Елизаветинского монастыря, 2005. ― С.240.

Там же. ― С.250.

Николай (Велимирович), свт. Духовное возрождение Европы. ― М.: Паломник, 2006. ― С. 127.

Николай (Велимирович), свт. Из окна темницы. ― Минск: Издательство Свято-Елизаветинского монастыря, 2005. ― С.220.

Там же. ― С.220 .

Николай (Велимирович), свт. Избранное. ― Минск: Издательство Свято-Елисаветинского монастыря, 2004. ― С. 356.

Николай (Велимирович), свт. Из окна темницы. ― Минск: Издательство Свято-Елизаветинского монастыря,  2005. ― С. 223.

Там же. ― С. 237.

Николай (Велимирович), свт. Из окна темницы. ― Минск: Издательство Свято-Елизаветинского монастыря, 2005. ― С.233.

Там же. ― С. 241.


Блок: 3/4 | Кол-во символов: 11123
Источник: http://sdsmp.ru/news/n7025/

Град страданий

Рядом с сербским городком Валево стоит село Лелич. Название ведет происхождение от слова «лелек» (пер. с серб. «стон»). Историки отмечают, что в XVII веке в этих местах османы вырезали несколько тысяч беженцев. Здесь, года, родился Никола (в миру Велимирович). Позднее он сам побывает узником концлагеря, и будет ярым защитником замученных сербов.

Блок: 4/26 | Кол-во символов: 362
Источник: https://pravoslavie.wiki/svjatitel-nikolaj-serbskij.html

Новости по теме

Хитрости и лукавству нет места в духовной жизни Мы, так же как и фарисеи, очень часто отворачиваемся от Христа. Будучи внешне благообразными и правильными, в сущности уподобляемся крашенным гробам. Мы и в храм ходим, и одеваемся в скромную закрытую одежду, и посты соблюдаем, но при этом не имеем в себе любви ни к ближнему, ни к Богу. «Когда другого я пойму, чуть больше, чем на половину…»: вспоминая иеромонаха Василия (Рослякова). 23 декабря исполняется 56 лет со дня рождения иеромонаха Василия (Рослякова) — одного из трех насельников Оптиной пустыни, убитых в пасхальное утро 1993 года. АНТОЛОГИЯ СЕМИНАРСКОЙ ЖИЗНИ ПОСЛЕДНИЙ РОСТОВСКИЙ АРХИЕПИСКОП АРСЕНИЙ (ВЕРЕЩАГИН) И СЕМИНАРИСТЫ Епископ Арсений (Верещагин) всегда отличался особою заботливостью о нуждах семинарии и семинаристов и мягкою и нежною любовью к ученикам. Он своим глубоким интересом ко всем успехам учеников и уменьем поощрить их за успешный труд соответствующею наградою вызывал семинаристов к усиленной деятельности, так что тверская семинария при нем отличалась бодрым, здоровым и трудовым направлением.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 1451
Источник: http://sdsmp.ru/news/n7025/

Пастушье детство

Будущий святитель родился в набожной многодетной семье Драгомира и Екатерины. Мать мальчика в будущем тоже станет монахиней. Именно она научила его первым молитвам, о которых  Владыка будет вспоминать в нацисткой тюрьме. Деревушка располагалась в горной местности, и на службу семья Велимировичей спускались в долину, где располагался монастырь Челие. Там Никола вступил на долгий путь учения.

Блок: 5/26 | Кол-во символов: 410
Источник: https://pravoslavie.wiki/svjatitel-nikolaj-serbskij.html

Первые университеты

Когда одаренность мальчика была замечена, отец Драгомир отправил сына в гимназию в Валево. После ее окончания Никола начал выбирать свой путь. Сначала героический дух привел его в военное училище, но туда он поступить не смог по слабости здоровья. Но вот он становится Белградским семинаристом, в котором педагоги прозревают будущего ученого. В семинарии же он начинает писать в газете «Христианский благовестник».

Блок: 6/26 | Кол-во символов: 433
Источник: https://pravoslavie.wiki/svjatitel-nikolaj-serbskij.html

Узнавая мир

Закончив семинарию, Николай работает сельским учителем. Этот период — замечательная школа познания живого, народного мира православия. Здесь он знакомится со святынями Черногории, накапливая впечатления для будущих книг.

В 1904г Николай получает гос-стипендию и возможность обучения за рубежом. Годы жизни в Европе замечательно отшлифовали его ученость, превратив провинциального семинариста в блестящего европейского богослова. Он дважды становится доктором наук: защищает богословскую диссертацию в Швейцарии (1908г), а затем оксфордскую работу по философии  в Женеве (1909г).

Блок: 7/26 | Кол-во символов: 588
Источник: https://pravoslavie.wiki/svjatitel-nikolaj-serbskij.html

Использованные материалы

  • Прийма Иван Федорович. Слово об авторе // Святой Николай Сербский. Молитвы у озера. СПб.1995. Стр. 3-8
  • Биография на портале Православие.Ru:
  • Журнал № 53, журналы заседаний Священного Синода Русской Православной Церкви от года:
  • Страница блога свящ. Максима Плякина:

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 299
Источник: https://drevo-info.ru/articles/3475.html

Рождение монаха

В 1909 году Бог посетил Николая болезнью. Вернувшись на родину, он проболел 6 недель и дал обет принять постриг в случае выздоровления. Чудо не замедлило прийти, и в этом же году молодой доктор наук становится сначала послушником монастыря Раковицы, затем иноком, а в декабре его уже рукоположили в иеромонахи.

Иеромонах Николай (Велимирович)

Блок: 8/26 | Кол-во символов: 356
Источник: https://pravoslavie.wiki/svjatitel-nikolaj-serbskij.html

Православная Россия

Прозревая в нем великого подвижника, митрополит Ладожский Антоний помог юноше с пособием для путешествия по России. Это позволило Николаю не только узнать и полюбить Россию, но и осознать мировое назначение православия. Позднее он напишет вдохновенные строки о царе Николае II, и положит начало его прославлению:

Блок: 9/26 | Кол-во символов: 331
Источник: https://pravoslavie.wiki/svjatitel-nikolaj-serbskij.html

Выход в свет и рождение писателя

Вернувшись в Сербию, Николай начинает свой миссионерский путь. Он ведет в семинарии Белграда основные дисциплины (логику, философию, психологию, иностранные языки). Это период завоевания популярности. Первая же проповедь в Белграде обратила к нему сердца крестьян и сербской интеллигенции. Его имя становится известным и любимым.

Кроме проповедничества, он публикует первые серьезные работы: выходят в свет «Подгорные проповеди» и «Превыше греха и смерти». Тогда же он создает фундаментальный труд «Религия Негоша».

Блок: 10/26 | Кол-во символов: 546
Источник: https://pravoslavie.wiki/svjatitel-nikolaj-serbskij.html

Публичная проповедь в Боснии и недовольство власти

В 1912 году состоялось его первое «боевое крещение» — блестящее выступление в Боснии.

Он приезжает на юбилей в Сараево, где знакомится с интеллигенцией Сербии. Босния уже тогда была ареной политических экспериментов. Австрия-Венгрия создавала «молодой боснийский народ» — нечто многонациональное и мультиконфессиональное. Это позволяло ослабить в стране православие, перессорить соседей. Триумфальная речь Николая в поддержку православных сербов сделала его врагом властей. Отныне въезд в страну ему был запрещен.

Блок: 11/26 | Кол-во символов: 562
Источник: https://pravoslavie.wiki/svjatitel-nikolaj-serbskij.html

Первая Мировая война

И вот началась Первая мировая. Он становится полковым священником, проводит богослужения, укрепляя солдат в вере и помогая раненым. Для Сербии наступают трудные времена, страна как никогда нуждается в союзниках.

Зная ученость Николая, в 1915 году премьер-министр направляет его в Европу с дипломатической миссией — мир должен узнать о бедах Сербии. Николай ездит по Америке и Англии, собирая гуманитарную помощь.  Читая лекции и проповеди в храмах и лекториях, он сумел разрушить сфабрикованный негативный образ сербов-дикарей (как часто европейцы представляли православных верующих). И уже в это время он промыслительно предугадывает грядущие послевоенные конфликты своей родины.

Блок: 12/26 | Кол-во символов: 699
Источник: https://pravoslavie.wiki/svjatitel-nikolaj-serbskij.html

Епископ Охриды

В 1920 году Николай продолжает свое служение уже в сане епископа в Македонии. Это место положительно повлияло на работоспособность Владыки. Ведь Орхида — старейший центр славянской культуры. Его проповеди и работы приобретают новую глубину. Кроме того, он постоянно ездит по епархии, восстанавливает приходы, разрушенные после войны, кладбища, занимается благотворительной деятельностью.

Постепенно народ стекается к нему, видя в нем духовного лидера. Разумеется, популярность наживает ему и врагов.

Блок: 13/26 | Кол-во символов: 512
Источник: https://pravoslavie.wiki/svjatitel-nikolaj-serbskij.html

Гений места

В сане епископа Орхиды Николай Сербский создает свои лучшие работы: «Омилии», «Слова о Всечеловеке», «Молитвы на озере»«Мысли о добре и зле», «Охридский пролог».

Блок: 14/26 | Кол-во символов: 172
Источник: https://pravoslavie.wiki/svjatitel-nikolaj-serbskij.html

«Миссионерские письма»

В это время  Владыка создает и «Миссионерские письма», изданные в 1937 году и ставшие невероятно популярными у читателей. В собрание вошло около 300 писем, в которых  свт. Николай отвечает разным адресатам.  В каждом письме история человеческого горя, недоумения или протеста, и для каждого Владыка находит нужное слово, способное утешить  и укрепить веру. Книга стала настольной не только у сербских, но и у русских читателей.

Блок: 15/26 | Кол-во символов: 449
Источник: https://pravoslavie.wiki/svjatitel-nikolaj-serbskij.html

Подвиги юродства и Богомольческое движение

Как мудрый администратор, Николай Сербский понимает, что многовековое турецкое иго охладило религиозное настроение сербов. Кроме того, политики разрабатывают системы сект, расшатывающих страну. Поэтому главной задачей святителя стало возрождение православного духа в народе.

По воспоминаниям современников, Владыка привлекал людей к службам, не чуждаясь подвигов юродства. Однажды он босым проехал на осле задом-наперед по улице. Когда любопытная толпа ринулась вечером на службу, Николай встретил паству блестящей проповедью о подлинной, не праздной любви к Богу.

Постепенно вокруг Владыки консолидировалось Богомольческое движение. Оно не было структурированной организацией, наподобие католических орденов, но душевно скрепляло сербов в стремлении к церкви. Крестьяне объединялись для общих походов храм, по вечерам в хатах практиковались духовные песнопения. Некоторые народные песни были сочинены Владыкой, где в доходчивых словах содержались главные догматы. Движение стало религиозным возрождением Сербии. Позднее его назовут Богомольческим.

Блок: 16/26 | Кол-во символов: 1088
Источник: https://pravoslavie.wiki/svjatitel-nikolaj-serbskij.html

Свт. Николай — о создании королевства Югославии

Окончилась Первая Мировая война и в 1918 году на Балканах создают королевство Югославия. Святитель относился к затее политиков отрицательно, предвидя страшные беды, которые не оставят страну весь 20 век. По его мнению, это был запланированный отход от православия, который ставил сербов в унизительное положение. Югославия объединила мультинациональную толпу разных конфессий, изнутри подогревая вражду. Все эти факторы спровоцировали нацистские преступления во Второй Мировой войне. Зная ситуацию изнутри, Николай Сербский предсказал и будущий распад искусственно созданной Югославии и новые беды для сербов. Подобные заявления нажили ему очередных врагов.

Блок: 17/26 | Кол-во символов: 704
Источник: https://pravoslavie.wiki/svjatitel-nikolaj-serbskij.html

Борьба против конкордата с Ватиканом

В 1937 году правительство договаривается с Ватиканом о конкордате. Договор наделил бы католичество привилегированным положением в стране. Этим власти кладут начало будущему фашизму. Сербия противостояла столетиями натиску Ватикана и веками терпела историческую клевету от его служителей.  Против решения правительства выступила Православная Церковь, появились христианские националисты. И только после убийства сторонниками конкордата Патриарха Варнавы, и многочисленных репрессий в сторону православных, правительство отозвало решение. Впоследствии Ватикан отомстит Сербии с немыслимой жестокостью, организовав геноцид сербского народа во Вторую Мировую войну.

Блок: 18/26 | Кол-во символов: 697
Источник: https://pravoslavie.wiki/svjatitel-nikolaj-serbskij.html

Что сулит постхристианская цивилизация Европы?

Владыка Николай открыто заявлял о зле, которое Ватикан несет другим странам. Он объяснял политические манипуляции 20 века отпадением европейцев от Бога. Поэтому культура западной Европы названа им «белой чумой». Именно она, по прозорливому замечанию святителя, приведет Европу к кровавым конфликтам.

Блок: 19/26 | Кол-во символов: 345
Источник: https://pravoslavie.wiki/svjatitel-nikolaj-serbskij.html

Жичская епархия

Епископ Жичский Николай (Велимирович)

В 1934 году Николай Сербский становится епископом Жичской кафедры. Кроме проповедей и администрирования приходом, Владыка восстанавливает разрушения. Им спасена старейшая православная обитель «Жича» — уникальный памятник славянской культуры.

В Битоле епископ основал дом сироты «Богдай». Для это он выкупил дворец турецкого паши. Замечательно, что сохранились шутливые детские стихи, написанные им для детей. Подобные приюты свт. Николай открыл и в других городах Сербии.

Блок: 20/26 | Кол-во символов: 522
Источник: https://pravoslavie.wiki/svjatitel-nikolaj-serbskij.html

Зло на Балканах: геноцид сербов во Вторую Мировую войну

Неудача Ватикана в интриге с конкордатом дорого обошлась сербам. Гитлер дает указания уничтожать сербскую интеллигенцию и отдает сербов на растерзание своим балканским союзникам. При прямой поддержке Ватикана создается нацистская организация хорватских усташей, которые основали страшнейшие лагеря смерти для сербов и евреев. В лагере Ясеновац католические усташи проводили состязания по скорости убийства православных сербов.

Владыка Николай впрямую облачал Ватикан в этих злодеяниях. Он составил поэтическую поминальную службу по новомученикам, погибшим за веру:

славяне не имеют никакого смысла жизни и никакой миссии в мире вне Православия. Рим был, есть и будет кровным врагом славян. 

Ватикан и по сей день игнорирует эти события, негласно одобряя геноцид сербов, творившийся на территории НГХ. Позднее папа Пий XI назовет усташей «добрыми католиками» и укроет их от возмездия в Латинской Америке. Главу хорватской католической церкви Алоизие Степинац, который благословлял усташей на террор против сербов, Иоанн ПавелII причислит к лику святых, а Бенедикт XVI окрестит «идеалом христианской любви».

Блок: 21/26 | Кол-во символов: 1157
Источник: https://pravoslavie.wiki/svjatitel-nikolaj-serbskij.html

Добровольный арест свт. Николая и концлагерь Дахау

Вторую Мировую Владыка прожил в тюрьмах.

Он обличал не только коммунизм, но и национал-социализм, участвовал в запрете пакта правительства с Гитлером, и, соответственно, был врагом нацистов. Хотя правительство в начале войны предложило Николаю возможность для бегства, он отказался и был арестован немцами в 1941 году.

В тюрьме Николай Сербский продолжал работать, слагал проповеди и сборники песен. О жизни узника он писал в «Обращении к сербскому народу из окна темницы», в книге «Земля недостижимая». Владыка делал богословские выводы о схожести боевиков ислама и гитлеровского нацизма.

Блок: 22/26 | Кол-во символов: 637
Источник: https://pravoslavie.wiki/svjatitel-nikolaj-serbskij.html

Освобождение и прощание с родиной

В мая 1945 года узников освободили американские войска. Но для сербов не наступили хорошие времена. Антиправославный режим Тито по сути был сербоненавистническим. Кириллицу запрещают, вводят хорватскую латиницу. Православных верующих преследуют. При богоборческом правлении Владыка Николай становится врагом властей, и путь на родину ему запрещен.

Стирая народную память, власти оклеветали Владыку пособником оккупантов, его книги были запрещены. Удивительно, но и по сей день противники Николая Сербского смешивают его имя с нацистскими оккупантами, передергивая факты жизни святителя и вырывая из его работ куски для компиляций.

Блок: 23/26 | Кол-во символов: 662
Источник: https://pravoslavie.wiki/svjatitel-nikolaj-serbskij.html

Последние дни на земле

После войны Николай Сербский  живет в Америке. Он путешествует с проповедями, преподает в духовной академии и семинариях. Здесь он напишет труды «Жатвы Господни», «Земля недостижимая», «Единый Человеколюбец», «Первый Закон Божий и Райская пирамида».

Весной 1956 года Николай Сербский умер в русском монастыре Саут-Канаан в Пенсильвании. Его хоронят на местном кладбище, и только в 1991 году, после падения режима коммунистов, мощи святого Владыки были перевезены в Сербию. Сегодня им можно поклонится в храме святителя Николая Мирликийского, который расположен в родном селе Владыки — Лелич.

Святитель Николай Сербский. Художник Татьяна Юшманова

Блок: 24/26 | Кол-во символов: 665
Источник: https://pravoslavie.wiki/svjatitel-nikolaj-serbskij.html

Прославление свт. Николая Сербского и дни памяти

года Сербская Церковь канонизировала епископа Жичского Николая. 24 мая он был прославлен в церкви святого Саввы. В России его имя включили в месяцеслов осенью того же года.

Дни Памяти святителя —18 марта (в день кончины) и  3 мая (перенесение мощей).

В 2004 году освятили первый монастырь, построенный в честь Николая Сербского. Он находится в Шабацкой епархии. Там же расположен музей и «Дом владыки Николая».

Свт. Николаю Сербскому были составлены службы на сербском и на церковнославянском языках.

Икона свт. Николая (Велимировича)

Главные труды

  •  Катехизис Восточной Православной Церкви.
  • Библейские темы.
  • Орхидский пролог
  • Беседы.
  • Десять Божиих заповедей.
  •  Толкование молитвы Господней: Отче наш…
  • Мысли о добре и зле.
  • Вера святых. Во что мы верим? Объяснение символа веры.
  • Миссионерские письма.
  • Индийские письма.
  • О трех самых важных вещах.
  • Чудеса Божии.
  • Война и Библия
  • Избранные письма духовным детям и др.

Святителю Николаю (Велимировичу) принадлежат слова песни  «Вера вечна, вера славна, наша вера православна», которая стала гимном православного сербского народа.

Очень любил святитель прибегать в своих трудах к ярким, образным притчам.  Существует книга «Притчи святителя Николая Сербского» составленная по его творениям 1880–1956 гг. Еленой Тростниковой.

года прошла презентация книги  книга профессора В. Ю. Катасонова «Мир глазами святителя Николая Сербского», посвященная осмыслению творческого наследия свт. Николая Сербского.

Поучения на каждый день года

Книга «Поучения на каждый день года»  — это сборник, составленный по выдержкам из главного произведения святителя Николая Сербского «Охридский пролог». Книга предлагает читателю небольшие проповеди, поучения  высказывания святого на каждый день года. Автор-составитель издания Чарота Иван Алексеевич.

Посмертные чудеса

Для Сербской Православной церкви свт. Николай (Велимирович) — важнейший святой, равный Савве Сербскому. С каждым годом к его мощам стекается все больше паломников. Всенародное почитание передает молву и о чудесах на могиле святителя. Известен случай, когда мощи «не приняли» мзды от наркодельца — по его свидетельству, деньги снова оказывались у него в кармане. Позднее это событие привело торговца к покаянию.

Блок: 25/26 | Кол-во символов: 2223
Источник: https://pravoslavie.wiki/svjatitel-nikolaj-serbskij.html

Кол-во блоков: 37 | Общее кол-во символов: 37196
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://pravoslavie.wiki/svjatitel-nikolaj-serbskij.html: использовано 23 блоков из 26, кол-во символов 14538 (39%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_(%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87): использовано 2 блоков из 7, кол-во символов 1940 (5%)
  3. https://drevo-info.ru/articles/3475.html: использовано 2 блоков из 7, кол-во символов 1582 (4%)
  4. http://sdsmp.ru/news/n7025/: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 19136 (51%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий