Житие Арсения Мацеевича, митрополита Ростовского — объясняем по порядку

Имя этого архиерея могло затеряться в истории, так и не обретя вечной славы в сонме святых. Так уж сложилось, что при монархии не любили упоминать о непокорных. А в атеистические годы и вовсе уничтожалась память о тех, кто являлся блюстителем чистоты истинной веры. Но по воле Божьей владыка Арсений был канонизирован и сегодня считается священномучеником, ревностным проповедником и борцом за права Православной Церкви XVIII века.

Блок: 1/7 | Кол-во символов: 432
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-arseniya-matseevicha-mitropolita-rostovskogo.html

Православное воспитание

Арсений Мацеевич, которого в миру звали Александром, происходил из рода польских шляхтичей. Он родился в семье православного священника в 1697 году. Родным городом Мацеевича был Владимир-Волынский. Источники сообщают, что начальное образование мальчик получил в Польше. В 1715 году он отправился учиться в Киевскую Духовную Академию, которую успешно окончил.

Священномученик Арсений, митрополит Ростовский

Получив впоследствии сан иеромонаха, Арсений отправился в длительное путешествие. Он побывал в Устюге, Холмогорах и Соловецком монастыре. В рамках своих поездок, отец Арсений встречался с заточенными староверами и подолгу с ними беседовал. Итогом этих разговоров стало его произведение «Увещевание к раскольнику».

В течение четырех последующих лет он ездил по просторам России с экспедицией, которая направлялась в Камчатку. По возвращении его направили к члену Синода, Амвросию (Юшкевичу), который на то время являлся одним из высших лиц церковной иерархии.

Эта встреча оказала немалое влияние на дальнейшую судьбу Арсения. Он стал митрополитом Тобольским и всея Сибири. В новой для себя роли святитель развернул масштабную борьбу с притеснителями новокрещенных инородцев Сибири, а также всячески настаивал на том, чтобы светские суды не вмешивались в дела церковного характера.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 1304
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-arseniya-matseevicha-mitropolita-rostovskogo.html

Проповеди и богословские труды

Арсений Мацеевич был известен как яркий проповедник. В 1742—1761 гг. он активно проповедовал при дворе. По сведениям Евгения (Болховитинова), 7 проповедей его были напечатаны при жизни, в 1742, 1744 и 1749 гг. В настоящее время известно 12 томов рукописных копий его проповедей 1746—1761 гг.; они находятся в библиотеке Троице-Сергиевой лавры.

Известны также труды Арсения Мацеевича против раскола и раскольников. Это «Увещание» раскольнику игумену Иоасафу (1734 г.), предисловие к исправленному им же изданию «Обличение неправды раскольничей» Тверского архиепископа Феофилакта (1745 г.), «Дополнение обличения ответов раскольнических, пустосвятами Выгорецкими в 1723 году предложенных».

Против лютеранства написано сочинение «Возражение на пасквиль лютеранский, называемый молоток», которое датируется Филаретом (Гумилевским) примерно 1745—1753.

Миссионерская деятельность Арсения Мацеевича оценивается неоднозначно:

Взгляд автора (Арсения Мациевича) «Дополнения» на характер отношений к расколу отличался строгостию, доходившею до жестокости. По автору, раскольников, как врагов церкви и государства, надлежит мечем духовным и гражданским истреблять и искоренять, дабы отнять всякую возможность распространения и усиления раскола; истребление раскольников должно совершаться с большим прилежанием и настойчивостью, чем жидов и других еретиков, живущих в пределах России, если последние (то есть все иноверцы), как в зловерии родившиеся, не совращают православных в свою веру и не вредят церкви и государству; раскольники заслуживают не только вечного, но и временнаго мучения и казнения

Владыка обнаружил, что среди ростовской паствы было множество раскольников, из-за отсутствия школ народ находился в глубоком невежестве, а духовенство не стояло на высоте своего призвания. Митрополит Арсений стал сразу заботиться, чтобы Церковь была воспитательницей народа.

Он много потрудился в деле народного просвещения, был ревностный проповедник и горячий защитник православия против лютеран и раскольников-старообрядцев. В борьбе с последними он поступал как человек своего жестокого времени, больше надеясь на грубую силу. Не щадя себя, когда сильные мира сего оказались против него, он, пока сам был сильным, тоже не считал возможным щадить своих противников. <…> Когда дело касалось богатых и почетных раскольников, он своею властью подолгу держал их в заключении, несмотря на жалобы, подаваемые на него духовным и светским властям.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 2483
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_(%D0%9C%D0%B0%D1%86%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87)

Членство в Синоде

Однако климатические суровые условия Сибири очень негативно сказались на здоровье митрополита — он заболел цингой. Когда на престол взошла Елизавета Петровна, Мацеевича перевели на ростовскую кафедру. В тот же период его назначили членом Священного синода. Получив определенную власть и влияние, владыка Арсений начинает высказывать свой протест против существующей синодальной системы. По его мнению, в Синоде не должны присутствовать светские чины и вообще синодальный строй не имеет канонической основы.

Важно! Мацеевич настаивает перед Екатериной II на необходимости вернуть патриаршество. Первым письменным свидетельством протеста по отношению к светской власти того времени стала записка митрополита «О благочинии церковном».

Напряженность в отношениях Арсения Мацеевича и действующей монархии с органами государственного управления еще больше усугубилась, когда начали выходить указы об ограничении прав управления земельными угодьями для монастырей и церквей. Эти новшества негативно восприняло духовенство высшей иерархии.

В 1763 году 9 февраля владыка провел в Ростове чин отлучения всех, кто решился посягать на права церквей и обителей, отбирая у них то, что было принесено в дар «боголюбцами» прошлых веков. Такую дерзость святителя императрица долго терпеть не могла.

Икона Арсения Мацеевича, митрополита Ростовского

Апогеем стала подача в Синод Арсением двух донесений, о которых тут же сообщили царице, называя митрополита оскорбителем ее величества. Екатерина II велела разобраться с неугодным владыкой синодальному суду. Суд признал Арсения виновным и приговорил его к ссылке в Николо-Корельский монастырь. Митрополита разжаловали в сан обычного монаха.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 1683
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-arseniya-matseevicha-mitropolita-rostovskogo.html

Реабилитация и канонизация

28 июня 1918 года Всероссийским Поместным Собором, как лишённый святительского сана по политическим мотивам, был восстановлен в архиерейском достоинстве.

Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ (Московский Патриархат) в августе 2000 года определил причислить к лику святых Русской православной церкви для общецерковного почитания, среди прочих, священномученика Арсения Ростовского.

Память священномученику Арсению Ростовскому празднуется (12 марта в високосный год, 13 марта в невисокосный год).

Неканоническая УПЦ (КП) на Поместном соборе 2004 года канонизировала Арсения Мацеевича как новомученика.

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 625
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_(%D0%9C%D0%B0%D1%86%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87)

Использованные материалы

  По другим данным в 1696 году.

  Напечатано в «Правосл. собеседнике» 1861 г., т. III

  В старых документах его фамилия писалась как через Е, так и через И; такая вариативность вообще не являлась редкостью в написании фамилий.

  ЧОИДР.1862.Кн. II. Смесь. С.3 — П.В.Знаменский, «Приходское духовенство в России», СПб, 2003, С.595

  П.В.Знаменский, «Приходское духовенство в России», СПб, 2003, с. 594

  в извлечении напеч. у Чистовича, «Феофан Прокопович», стр. 386—407

  напеч. в «Чтениях Моск. общества истории», 1862 г., т. II и III

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 563
Источник: https://drevo-info.ru/articles/5336

Труды

На сегодняшний день известны следующие сочинения владыки, изданные при жизни:

  • «Увещание» раскольнику игумену Иоасафу;
  • Слово в день Петра и Павла;
  • Слово в день восшествия на престол Елизаветы Петровны;
  • «Феофилактово обличение поморским ответам».

После кончины святителя в свет вышли:

  • Дополнение обличения ответов раскольнических, пустосвятами Выгорецкими в 1723 году предложенных;
  • Доношения Арсения в Св. Синод.

Также сохранились рукописи Мацеевича проповеднического характера.

Мужественность этого человека и огромная внутренняя сила удивительным образом сочетались со смирением перед лицом страданий. Проведя последние земные дни в тесном каменном чулане, Арсений ни на минуту не усомнился в правильности своих поступков. Ведь для него на первом месте всегда был Бог и за его имя он сознательно принял мучения, до последнего вздоха отстаивая православие.

Священномученик Арсений (Мацеевич), митрополит Ростовский

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 908
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-arseniya-matseevicha-mitropolita-rostovskogo.html

Дни памяти и мощи

Почитание памяти священномученика Арсения Ростовского приходится на 28 февраля по старому стилю. По-новому — 12 марта в високосный год, и 13 марта в не високосный.

Важно! Украинская Православная Церковь канонизировала Мацеевича, как новомученика, в 2004 году.

Святые мощи митрополита Арсения Ростовского покоятся в храме св. Николая города Таллин, по адресу: ул. Вена, 24.

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 387
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-arseniya-matseevicha-mitropolita-rostovskogo.html

Почитание

Вся жизнь митрополита Арсения — это была борьба с раскольниками и вольнодумцами. О нем говорили, что он был человек сдержанного образа жизни и большой строгости. Сила характера, упрямство и глубокая вера в правоту своего дела не дали сломаться ему под гнетом царского недовольства и восстания собратьев по вере. Он был непреклонен в своих взглядах до конца жизни.

Как проповедник и просветитель, Арсений Мацеевич сделал очень многое для народа. В борьбе с раскольничеством часто больше рассчитывал на действенность грубой силы, чем на уговоры. И, хотя его предшественник Дмитрий Ростовский, действовал совершенно противоположными методами, владыка глубоко чтил святого и даже содействовал обретению его мощей.

Мощи Арсения Мацеевича находятся в Никольской церкви г. Таллина

Однако главным фактором, определившим трагическую судьбу Мацеевича, все же был протест против изъятия монастырских земель. Простой люд любил своего пастыря и очень сочувствовал ему, считая митрополита честным, правдивым поборником справедливости.

Интересно!Спустя несколько столетий на Поместном соборе РПЦ Арсения Мацеевича восстановили в архиерейском сане, так как он был лишен его по мотивам политического характера. Собрание состоялось в 1918 году в июне. А прославление пришлось на 2000 год. Ныне священномученик почитается православными христианами.

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 1334
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-arseniya-matseevicha-mitropolita-rostovskogo.html

Кол-во блоков: 13 | Общее кол-во символов: 9719
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_(%D0%9C%D0%B0%D1%86%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87): использовано 2 блоков из 8, кол-во символов 3108 (32%)
  2. http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-arseniya-matseevicha-mitropolita-rostovskogo.html: использовано 6 блоков из 7, кол-во символов 6048 (62%)
  3. https://drevo-info.ru/articles/5336: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 563 (6%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий