Житие Епифания Премудрого — освещаем тщательно

О жизни Сергия Радонежского, которого почитают православные христиане с XIV века, мы знаем из работ его ученика, выдающегося историка-писателя средневековья. О житие Епифания Премудрого и расскажет наша статья.

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 210
Источник: https://MoiMolitvy.ru/zhitie/epifaniya-premudrogo-2385/

Краткая биография великого писателя Средневековья в Руси

Из описания жизни преподобного Стефана известно, что премудрый Епифан черпал свои знания в монастырской библиотеке, пребывая в Ростовском монастыре святого Григория Богослова. Вместе со Стефаном Пермским изучал греческий язык, основы христианского учения, после отъезда собрата к зырянам автор исторических посланий покидает Ростов. Есть предположения, что монах совершил паломнические поездки на гору Афон, Константинополь, в Иерусалим.

Преподобный Епифаний Премудрый

В 1375 году Епифан Премудрый переехал в монастырь Святой Троицы в Подмосковье, где и принял постриг. Из жизнеописания Сергия Радонежского известно, что он до конца XIV века служил, как келейник около святого.

Статьи о других святых:

Книгописная деятельность была основным занятием Премудрого, который после ухода в Небеса учителя и наставника Сергия Радонежского оставил монастырские стены в Троице и уехал в Москву. Служа около митрополита Киприана, он приобрел друга в лице Феофана Грека.

Хан Едигей напал на Москву в 1408 году, что заставило духовного писателя перебраться в Тверский Спасо-Афанасиевский монастырь к архимандриту Корнилию, в схиме Кирилл.

Между 1410-1415 года он возвращается в Троицу, как духовный наставник братства Лавры.

После возвращения из Твери преподобный Епифаний приступает к написанию исторического описания «Житие Сергия Радонежского» в 1418 году, по данным самого агиографа, со времени смерти преподобного Сергия до начала составления летописи его дней прошло 26 лет.

После этого мастер пера было написано несколько исторических писем, в которых описал жизни святых Стефана, Сергия и Кирилла. Историки предполагают, что составитель записок с описанием жизни святых того времени почил в 1422 году, похоронен, как иеромонах.

Важно! 5 июня православная Церковь отмечает день памяти иеромонаха, христианского писателя, духовного просветителя Епифания Премудрого в составе Собора Ростово-Ярославских святых.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 1950
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-epifaniya-premudrogo.html

Сочинения

Ему принадлежит «Житие преподобного Сергия», материалы к которому он начал собирать уже через год после смерти преподобного, а кончил написание около 1417—1418 годов, через 26 лет по смерти Сергия. Оно использовано, часто буквально, в «Житии Сергия» архимандрита Никона. В списках XV века это житие встречается очень редко, а большей частью — в переделке Пахомия Серба. Также написал «Слово похвально преподобному отцу нашему Сергею» (сохранилось в рукописи XV и XVI веков).

Вскоре после смерти Стефана Пермского в 1396 году Епифаний закончил «Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшаго в Перми епископа». Известно порядка пятидесяти списков XV—XVII веков.

Епифанию приписываются также «Сказание Епифания мниха о пути в святой град Иерусалим», введение к Тверской летописи и письмо тверскому игумену Кириллу.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 837
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%BF%D0%B8%D1%84%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%83%D0%B4%D1%80%D1%8B%D0%B9

Видео «О жизни преподобного Епифания Премудрого»

Из этого видео вы узнаете подробности жизни Епифания Премудрого.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 112
Источник: https://MoiMolitvy.ru/zhitie/epifaniya-premudrogo-2385/

Исторические послания преподобного

Кроме жития Сергия Радонежского перу книгописца принадлежит еще ряд исторических записок, кратко рассказывающих о некоторых событиях из жизни других святых:

  • Кирилла;
  • Пермского епископа Стефана;
  • Сказание о пути на Святую Землю.

Послание Епифана другу Кириллу

Автор делится со своим другом мыслями насчет росписей Грека. Он называет их оригинальными и не поддающимися сравнению. Тут же книгописец с иронией отмечает, что развелось много иконописцев, копирующих уже имеющиеся фрески, однако не создающие ничего нового.

Слово похвальное преподобному Сергию Радонежскому

Богословы предполагают, что эта записка была написана в 1412 сразу после реконструкции Святотроицкого храма. Здесь же упоминается кусочек биографии автора, когда он совершал паломничество по разным странам.

Словом книгописец восхваляет своего учителя. Он делает особое ударение на чудесах, которые творил его наставник. Будучи истинным праведником, преподобный удостоился Божьей благодати помогать людям и после своей смерти. Перу Премудрого также принадлежит тропарь по имени святого.

Житие преподобного Сергия Радонежского

В этой работе Епифаний противопоставляет «санолюбцев» истинному последователю Божьему, Сергию. Автор делает акцент на том, что святой никогда не использовал посулы, чтобы получить высокий сан, а служил только Богу и людям.

Когда книгописец умер, житие было доработано Пархомием Сербом. Он добавил описание чудес, свершаемых Радонежским после своей кончины. Эти тексты стали доступны миру после канонизации преподобного в 1449 году.

Кроме Пархомия Серба, работу также дорабатывал Мартиниан Белозерский – инок Святотроицкой Лавры и ученик Кирилла.

Житие преподобного Сергия Радонежского

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 1696
Источник: https://MoiMolitvy.ru/zhitie/epifaniya-premudrogo-2385/

«Послание Епифана другу Кириллу»

Из письма преподобному архимандриту Корнилию стало известно, что миниатюры, о которых идет речь в письме, написаны Феофаном Греком. Рисунки, на которых изображен константинопольский собор Святой Софии, Кирилл увидел у Епифана после его бегства из Москвы в Тверь. Сам агиограф подчеркнул, что это копии миниатюр, принадлежащих кисти Грека.

Интересные статьи о православии:

В этом же письме сообщается, что Феофаном Греком были расписаны каменные церкви и светские постройки Константинополя, Халдиконы, Галаты, Великого Новгорода, Нижнего Новгорода, Москвы. Великим художником в свое время расписана каменная стена в постройке князя Владимира, его роспись хранилась на княжеском тереме Василия, сына Дмитрия.

В Слове другу духовный писатель делится своими размышлениями и наблюдениями об оригинальности исполнения покрывающих здания фресок, которым не было в то время подобных. Здесь же агиограф иронически отзывается об иконописцах, которые копируют уже написанное, не создавая оригинальных шедевров.

Интересно! Соловецкий монастырь является обладателем единственного списка «Послания Епифания другу Кириллу». Каким образом тот оказался в библиотеке обители, неизвестно.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 1197
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-epifaniya-premudrogo.html

Проблема датировки смерти

Б. М. Клосс относит смерть Епифания Премудрого к концу 1418—1419 гг. Основанием для этого послужил список погребенных в Троице-Сергиевой лавре, составители которого отметили, что Епифаний умер «около 1420 г.». Историк соотнес это указание со свидетельством древнейшего пергаменного Троицкого синодика 1575 г. В его начальной части записаны три Епифания, один из которых — несомненно Епифаний Премудрый. Затем в этом источнике отмечено имя княгини Анастасии, супруги князя Константина Дмитриевича, о которой из летописи известно, что она скончалась в октябре 6927 г.. При мартовском летоисчислении это дает октябрь 1419 г., при сентябрьском стиле — октябрь 1418 г. Поскольку Епифаний Премудрый скончался ранее княгини Анастасии, его смерть следует отнести ко времени до октября 1418 г. или до октября 1419 г.. Но первая из этих двух дат отпадает по той причине, что Епифаний приступил к написанию «Жития» Сергия только в октябре 1418 г. (в предисловии к нему агиограф сообщает, что после смерти Сергия прошло уже 26 лет, то есть подразумевается дата 25 сентября 1418 г.). Таким образом выясняется, что Епифаний Премудрый скончался в промежуток между октябрем 1418 г. и октябрем 1419 г.

Мы имеем возможность уточнить дату смерти Епифания, благодаря тому, что его имя упоминается в рукописных святцах в числе «русских святых и вообще особенно богоугодно поживших», но официально не канонизированных Церковью. В частности, по данным архиепископа Сергия (Спас-ского), оно встречается в составленной в конце XVII — начале XVIII в. книге «Описание о российских святых», неизвестный автор которой расположил памяти русских святых не по месяцам, а по городам и областям Российского царства. Другая рукопись, содержащая имена русских святых, была составлена во второй половине XVII в. в Троице-Сергиевом монастыре и поэтому богата памятями учеников Сергия Радонежского. Изложение в ней идет не по городам, как в первой, а по дням года. Оба этих памятника называют днем памяти Епифания 12 мая. Архиепископ Сергий в своей работе также пользовался выписками из рукописных святцев конца XVII в., присланных ему жителем Ростова Н. А. Кайдаловым. Их оригинал сгорел в пожар  г. в Ростове, но выписки, сделанные из них, полны. В них внесено немало неканонизированных русских святых, в том числе и Епифаний Премудрый. Днем памяти, а следовательно и кончины, Епифания в них названо 14 июня.

Учитывая, что Епифаний Премудрый, судя по всему, происходил из Ростова, а также то, что 12 мая отмечается память св. Епифания Кипрского, соименного Епифанию Премудрому, становится понятным, что точная дата кончины агиографа содержится в источнике ростовского происхождения. На основании этого, зная год смерти Епифания, можно с достаточной степенью уверенности полагать, что Епифаний Премудрый скончался 14 июня 1419 г.

Правда в последнее время появилось утверждение, что он умер гораздо позже. По мнению В. А. Кучкина, свидетельство об этом находим в «Похвальном слове Сергию Радонежскому», принадлежащему перу Епифания. В нем имеется упоминание о раке мощей преподобного, которую целуют верующие. На взгляд исследователя, эта фраза могла появиться только после  г., когда во время «обретения мощей» Сергия его гроб был выкопан из земли, а останки положены в специальную раку. Отсюда Кучкин делает два вывода: во-первых, «Слово похвальное Сергию Радонежскому» было написано Епифанием Премудрым после 5 июля 1422 г., а во-вторых, оно появилось не ранее «Жития» Сергия, как полагают в литературе, а позже его.

Однако, как выяснил тот же В. А. Кучкин, слово «рака» в древности имело несколько значений. Хотя чаще всего оно обозначало «гробницу, сооружение над гробом», встречаются примеры его употребления в значении «гроб». Если же обратиться непосредственно к тексту Епифания и не «выдергивать» из него отдельное слово, то становится понятным, что в «Похвальном слове Сергию» агиограф вспоминал события 1392 г., связанные с похоронами преподобного. Многие из знавших троицкого игумена не успели на его погребение и уже после смерти Сергия приходили на его могилу, припадая к его надгробию, чтобы отдать ему последние почести.

Но окончательно в ошибочности рассуждений В. А. Кучкина убеждает то, что в средневековье существовал широко распространенный обычай устанавливать пустые раки над местом захоронения святого или, иными словами, над мощами, находившимися под спудом. При этом зачастую они ставились над гробом святого еще задолго до его прославления. Так, над могилой Зосимы Соловецкого (умер в 1478 г., канонизирован в 1547 г.) его ученики поставили гробницу «по третьем же лете успениа святаго».

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 4608
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%BF%D0%B8%D1%84%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%83%D0%B4%D1%80%D1%8B%D0%B9

Слово похвальное преподобному Сергию Радонежскому

В этой работе агиограф воздает хвалу своему учителю и наставнику, подчеркивая, что преподобный обладал даром чудотворения, исцеления. По благодати Божьей в награду за праведную жизнь Сергий Радонежский удостоился служить верующим, даруя им спасение и исцеление через молитвы у раки с нетленными мощами.

Епифаний за работой

Это Слово предположительно было написано в 1412 году в честь освящения храма Святой Троицы после восстановления. Из письма видно, что его автор много путешествовал, посетил Константинополь, Афон и Иерусалим.

Епифаний Премудрый составил тропарь преподобному Сергию Радонежскому.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 646
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-epifaniya-premudrogo.html

Роль и значение Епифания Премудрого в православном мире

Книгописец подарил миру бесценный подарок – житие Сергия Радонежского. Людям, отдаленным от православия, очень сложно читать эту работу. Она состоит из 40 глав, подробно описывающих жизнь преподобного, ссылаясь при этом на Евангелие. Епифаний начал работать над биографией еще при жизни святого, записывая текст с его слов. Так, сегодня у нас появилась возможность ближе познакомиться со значимой исторической фигурой XV века.

Также труд Премудрого включен в школьную программу 2-4 классов. Работа существенно сокращена и написана современным языком, понятным простому обывателю.

Роль Епифания Премудрого, великого историка-писателя, в православии сложно преувеличить. Благодаря книгописцу миру стали известны многие святые личности, их деяния и житие. Русская Православная Церковь поминает преподобного 5 июня.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 866
Источник: https://MoiMolitvy.ru/zhitie/epifaniya-premudrogo-2385/

«Житие преподобного Сергия Радонежского»

О данном исследовании сообщил афонский монах Пархомий Серб, он взял на себя смелость доработать текст жизни преподобного Сергия, который ныне хранится в виде списка. Если при написании «Жития Стефана Пермского» автор использовал множество отступлений, то в жизнеописании Сергия Радонежского они отсутствуют.

В послании Епифан критикует «санолюбцев», они для получения высокого положения в церковной иерархии используют посулы, в противовес им автор описывает жизнь святого, который посвятил себя служению Богу и людям.

Пархомий Серб доработал послание Епифана, внеся в него чудеса, совершенные после смерти святого Троицкой Лавры, придав житию преподобного парадную форму, удалив нежелательные намеки на антимосковские настроения. Тексты, описывающие посмертные чудеса Троицкого святого, увидели свет в 1449 году, когда преподобный был канонизирован.

Много поправок в описание жизни святого Троицкой Лавры внес Мартиниан Белозерский, который был учеником Кирилла Белозерского, лично знавшего святого Сергия. Есть предположения, что афонский монах Пахомий Серб встречался с Мартинианом Белозерским в середине XV века, во время посещения Кирилло-Белозерского монастыря.

Благодаря посланиям монаха-писателя, агиографа Епифания Премудрого, современные христиане узнают о жизни святых.

Преподобный Епифаний

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 1336
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-epifaniya-premudrogo.html

Кол-во блоков: 13 | Общее кол-во символов: 13458
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-epifaniya-premudrogo.html: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 5129 (38%)
  2. https://MoiMolitvy.ru/zhitie/epifaniya-premudrogo-2385/: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 2884 (21%)
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%BF%D0%B8%D1%84%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%83%D0%B4%D1%80%D1%8B%D0%B9: использовано 2 блоков из 7, кол-во символов 5445 (40%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий