Митрополит Антоний Храповицкий — личность неоднозначная. Он был преданным христианином, но ко многим вопросам подходил со своим мерилом. Его взгляды оспаривались современниками, по-разному к ним относятся и сегодня.
Владыка Антоний был сторонником восстановления патриаршества, которое двумя веками ранее упразднил Пётр I. Как архиепископ русской православной церкви, Антоний Храповицкий едва не стал первым за несколько веков патриархом, но судьба распорядилась иначе — и ещё интереснее.
Источник: https://hranitel.club/95-antonij-hrapovickij
Содержание
- 1 Алексей Храповицкий по воле отца закончил гимназию, но после этого ушёл в духовную академию
- 2 Алексей Павлович успешно учился в духовной академии и стал в ней преподавать, но его взгляды беспокоили современников
- 3 Главные труды
- 4 Богословские труды
- 5 Использованные материалы
- 6 Другие статьи Автора:
- 7 Литература
- 8 Архиепископ Антоний был главным кандидатом на престол патриарха, но жребий избрал Тихона
- 9 Советская власть вынудила митрополита покинуть родную страну и стать главой Русской православной Церкви за границей
- 10 Митрополит Антоний остался в истории православия, как выдающийся пастырь, но не богослов
Алексей Храповицкий по воле отца закончил гимназию, но после этого ушёл в духовную академию
в этот день в селе Ватагино родился Алексей Павлович Храповицкий
Мать стала первым человеком, подтолкнувшим юного Алексея на путь служения Богу. С её одобрения сын начал принимать участие в архиерейских богослужениях. Однако родители не сочли это достаточной причиной отдать его в духовную школу.
Когда мальчику исполнилось пять, его устроили в гимназию.
Антоний Храповицкий
Но интерес Алексея к духовной сфере не угас. Опыт христианского богослужения и знания, которые сын получил от матери, напоминали о себе, и пятиклассник петербургской гимназии написал службу Кириллу и Мефодию.
Через годы её действительно стали проводить. Алексей Храповицкий имел перспективы, но мирская карьера его не интересовала
Став золотым медалистом, Алексей отдал долг отцу, но более не позволил решать за себя.
В 1881 году он поступил в духовную академию. Это был сложный шаг. Ведь он не ограничивался одним только противодействием родительской воле.
Алексей Храповицкий — потомственный дворянин и выпускник гимназии. В духовной академии такие люди не встречались.
Источник: https://hranitel.club/95-antonij-hrapovickij
Это интересно: Житие святого преподобного Кукши Одесского
Алексей Павлович успешно учился в духовной академии и стал в ней преподавать, но его взгляды беспокоили современников
Алексей Павлович и в новом учебном заведении проявил себя способным учеником. В 1885 году он получил степень кандидата богословия и постригся в монахи, после чего получил имя Антоний. Это произошло в мае, а уже в сентябре Антоний возведён в сан иеромонаха.
1885
в этом году Алексей Павлович получил степень кандидата богословия и постригся в монахи получив имя Анатолий
Его успехи в качестве ученика не могли не отметить в академии. Антонию поручили преподавать несколько предметов:
- Церковное право;
- Литургика;
- Гомилетика (наука о церковной проповеди).
В 1888 году Антоний защитил диссертацию на тему «Психологические данные в пользу свободу воли и нравственной ответственности», что сделало его магистром богословия.
В 1889 году назначен исполняющим должность инспектора Академии.
В те годы формируются взгляды Антония на христианство и Церковь. Историками православия они оцениваются неоднозначно. В частности, архимандрит не принимал никаких историков, филологический анализ и текстологию.
Архимандрит Киприан (Керн) так пишет о взглядах архимандрита Антония:
Киприан
Архимандрит
«В своих суждениях и оценках богословских книг и наших ученых Антония можно было бы характеризовать как догматиста и моралиста, вопреки всякому историзму и мистике.
Все, что было догматически ясно, на постановлениях Соборов основано, и все, что вытекало с несомненностью из библейского текста, все, что имело нравственное применение (например, его знаменитое нравственное обоснование основных догматов Православия), все это было ему близко, все это он восхвалял и поддерживал.
И наоборот: все историческое, все критическое, все основанное на точном и кропотливом исследовании или что основывалось на мистической интуиции, на внутреннем восприятии, – все это подвергалось осуждению и неприятию».
Тот же автор рассказывает следующий случай:
«Говорят, что как рецензирующий член Синода, он на «Столп и утверждение истины» написал такую рецензию: “Читал 14 дней, прочитал 14 страниц, ничего не понял, но думаю, что степень магистра утвердить можно”».
Антоний верил, что грешникам достаточно принять ряд нравственных идей, чтобы быстро и легко возродиться в духовной жизни. Он выбрасывал из богословия всё, что полагал лишним, и сосредотачивался на проповедях среди молодой аудитории.
По воспоминаниям современников, он обладал достаточными ораторскими качествами, чтобы воздействовать на изгнанников и разных неудачников, которые легко очаровывались, но быстро остывали к вере.
Также широко известно неприятие Антонием христианской мистики. Он критиковал практиков Ииусовой молитвы.
Митрополит Антоний (Храповицкий). Картина М. Нестерова. 1917 г
В 1895 году московский митрополит Сергий (Ляпидевский) стал инициатором перевода архимандрита Антония на должность ректора Казанской духовной академии, так как имел к нему и его взглядам много претензий и не желал видеть в своём окружении.
Источник: https://hranitel.club/95-antonij-hrapovickij
Главные труды
- «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности» (СПб., 1887; 2 изд. ib., 1888, магист. диссерт.);
- «Превосходство православия над учением папизма в его изложении Вл. Соловьёвым» (СПб., 1890);
- «Беседы о превосходстве православного понимания Евангелия сравнительно с учением Л. Толстого» (изд. 2, СПб., 1891);
- «Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы» (изд. 2, Казань, 1898);
- «Из чтений по пастырскому богословию» (Казань, 1896);
- «Лекции по пастырскому богословию» (ib., 1900);
- «Возможна ли нравственная жизнь без христианской религии» (Казань, 1897);
- «Значение молитвы для пастыря церкви» (ib., 1897).
- «Полное собрание сочинений» (издано в 1900, Казань). Том 1. Том 2. Том 3.
- Автор новой службы Иову Почаевскому и составитель службы Почаевской иконе.
- «Служба Святому мученику младенцу Гавриилу, в лето Господне 1690-ое от иудей умученному в Белостоке граде, егоже нетленныя мощи во граде Слуцке доднесь почивают» (1908).
- «Догмат Искупления» (1917);
- Словарь к творениям Достоевского. — София, 1921. — 184 с.
- «Опыт Христианского Православного Катехизиса» (Сремски-Карловци, 1924);
- Мысли митрополита Антония, высказанные им в проповедях 1935—1936 гг. Записанные П. С. Лопухиным. — Нью-Йорк. — 1961. — 60 с.
- Ф. М. Достоевский как проповедник возрождения. — Нью-Йорк, 1965. — 311 с.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B9_(%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9)
Богословские труды
Митрополит Антоний создал большое количество рукописей на темы апологетики (обоснования вероучения), догматики, пастырской деятельности и церковного управления.
Некоторые священнослужители усматривали в деятельности святителя папоцезаризм, то есть желание церковного иерарха сосредоточить в своих руках не только духовную, но и светскую власть. Христианский богослов П. Флоринский отмечал, что стараниями митрополита Антония стали появляться идеи о необходимости неограниченного могущества христианства даже в делах мирских. Архимандрит Киприан отмечал, что преподобный все рассматривал с точки зрения абсолютизированной Церкви, считая ее одной и неразделимой.
Владыка Антоний в своих рукописях пытался раскрыть нравственное значение устоявшегося верования. С первых лет своей научной деятельности он стремился истолковать христианские догматы. Преподобный писал, что неправославные конфессии совершенно не принадлежат к абсолютной мировой Церкви.
Книга Антония Храповицкого
- Говоря о современном богословии как о конкретной науке, автор отмечал, что ей недостает четкой формулировки того, какие моральные понятия хранятся в истинах веры.
- Главное творение владыки — изъяснение догмата Троицы. В этом исследовании он продемонстрировал тесную связь между непреложными законами христианства и добродетельной жизнью, а также раскрыл тайны Трех Лиц.
- В другой подобной статье митрополит объяснял восстановление в Единой Церкви людского естества и бытие Троицы в Едином Абсолюте. Автор твердит, что наше естество не ослабло бы, если бы прародители не пали морально, не исполнились желания сопротивляться и отделять себя от других. В том совершенном состоянии для каждого только и оставалось, что согласиться с источником внутренней нескончаемой любви, радости и добродетели.
- Преподобный Антоний отмечал: «Без искренней веры в Троицу борьба с собственной греховностью становится необоснованной фантазией».
- Когда святитель писал об искуплении, он отмечал, что в Гефсиманскую ночь мысли Богочеловека впервые смогли объять всех падших грешников и оплакать с великой любовной скорбью каждого человека в отдельности, ибо такая деятельность доступна только Всеведущему и Единому Разуму.
- За годы собственной преподавательской деятельности Антоний сконструировал объемный курс на тему пастырства. Автор пишет: «Пастырское служение — это целокупная внутренняя настроенность священника, которая заключается в умении дарить любовь, что есть великий однородный подвиг, а не сумма различных добродетелей». Забота о пастве постепенно порождает в окружающих предвкушение Царствия Божьего и знание о собственной греховности.
На заметку! Большие споры и критику вызывали богословские взгляды владыки Антония и его учение об искуплении. Святитель проповедовал, что искупление Христа произошло не благодаря мукам на кресте, жертвенности Мессии и Его кончине, но через моральные нравоучения в Гефсиманском саду.
Архиепископ также создал труд о первородном грехе, однако, эта рукопись причислялась некоторыми богословами к числу еретических. Его мысли иногда называли «моралистическим психологизмом», потому что автора не интересовала онтологическая (сущностная) основа всего учения и догмат о двух природах и волях Христа.
Личность архиепископа Антония Храповицкого многогранна и преисполнена талантами богослова, пастыря и преподавателя. Многие исследователи критикуют его труды, спорят о наследии митрополита, но другие воспринимают святителя как добродушного и влиятельного учителя, который никогда не отказывал в беседе и всем сердцем поддерживал монархические идеи.
Митрополит Антоний Храповицкий
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-mitropolita-antoniya-hrapovitskogo.html
Использованные материалы
В НЭС т. III, стб. 67, БЭС т. I, стб. 197 и БЭЛ т. I, стб. 904 ошибочно указана дата рождения 1864 г. См. «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии» на 1917 г., с. 41
цит. по: Митрополит Антоний (Храповицкий). Жизнеописание. Письма к различным лицам. Спб., Изд. Олега Абышко, 2006. С.122
Источник: https://drevo-info.ru/articles/11778.html
Это интересно: Житие Парфения Киевского: разбираемся во всех подробностях
Другие статьи Автора:
Источник: https://www.eshatologia.org/96-kritikam-bogosloviya-mitropolita-antoniya-hrapovitskogo.html
Литература
- «Церк. Вед.» 1897, № 34, с. 337, 1899, № 11, с. 61, 1900, № 30, с. 281, 1902, № 18-19, с. 114, 1904, № 46, с. 487, 1905, № 22, с. 265, 1906, № 18, с. 207, № 25, с. 327, № 34, с. 379, 1907, № 2, с. 8, 1908, № 38, с. 291, 1909, № 24, с. 246, 1911, № 19-20, с. 106, 1912, № 19, с. 179, 1914, № 21, с. 256, 1917, № 28-19, с. 117, № 35, с. 295.
- «Приб. к «ЦВ» 1918, № 5, с. 175.
- «Церк. Вед.» 1918, № 21-22, с. 162-163.
- «Приб. к «ЦВ» 1897, № 38, с. 1340, 1900, № 37, с. 1482-1487.
- «Прав. Собес.» 1897, июнь, с. 232, 727-731, февраль, с. 177-189, октябрь, с. 379-396, декабрь, с. 9, 32, 1900, май, с. 481-485, сентябрь, с. 298, ноябрь, с. 7, 585, декабрь, с. 701-705, 1901, январь, с. 134, 1902, март, с. 81, 93, апрель, с. 139, 1905, июль-август, с. 9, ноябрь, с. 545, 1907, март, с. 14, 1913, апрель, с. 189-190, декабрь, с. 836, 1914, февраль, с. 3, март, с. 560, июнь, с. 1017, 1915, ноябрь, декабрь, с. 392, 1899, январь, с. 3, 9, 25.
- «Рус. Палом.» 1911, № 47, с. 750, 1912, № 17, с. 255, № 42, с. 656, 1914, № 18, с. 287, № 26, с. 417, 419-420.
- «Церк. Вестн.» 1891, № 8, с. 113, 1894, № 31, с. 991, № 36, с. 1143, 1895, № 36, с. 1143, 1908, № 25, стб. 763, № 27, стб. 841, № 31, стб. 966.
- «Рус. Инок» 1911, вып. 10-й, с. 59-61, вып. 44-й, с. 71-73, вып. 48-й, с. 53-54, 1913, вып. 87-й, с. 962.
- «ЖМП» 1931, № 2, с. 5, 1946, № 3, с. 28, № 5, с. 40, 41, 1951, № 6, с. 25, 1957, № 12, с. 37, 1958, № 12, с. 53.
- «Мисс. Календарь» 1907, с. 128-129.
- «Рус. Старина» т. CX , 1915, с. 632.
- «Правда о религии в России». М. 1942, с. 46.
- «Изв. Казан. еп.» 1892, № 24, с. 707-708, 1897, № 18, с. 484, 485, 491, № 19, с. 531, 1898, № 11, с. 478, 1899, № 6, с. 239, № 10, с. 439-440, 1900, с. 837-839, 1903, № 16, с. 18, отчет, № 20, с. 613, 1911, № 27-28, с. 839, 840, 1912, № 3, с. 89-90, № 9, с. 300, № 10, с. 344, № 11, с. 374, № 14, с. 454, 461, № 15, с. 489, № 16, с. 516, № 36, с. 1078, № 38, с. 1145, № 41, с. 1242, № 47, с. 1447, 1913, № 1, с. 22, № 4, с. 143, № 19-20, с. 619-621, № 21, с. 655, № 23-34, с. 721-722, № 36, с. 1092-1094, 1914, № 19-20, с. 626.
- «Истор. Вестн.» 1906, август, с. 592, 593, 598.
- «Отдых. христ.» 1908, август-сентябрь, с. 59.
- «Самар. еп. вед.» 1903, № 15, с. 831.
- «Симбир. еп. вед.» 1901, № 17, с. 582.
- «Мисс. Обозрен.» 1902, декабрь, с. 899.
- «Красный архив» 1928, т. 26, с. 120.
- Булгаков, с. 1389, 1401, 1416.
- Юбилейный сборник. М., 1914, с. 664, 665, 726.
- БЭЛ т. I, стб. 904-905, т. III, стб. 778-780, т. 7, стб. 727, 728.
- БЭС т. I, стб. 197, 198, 547, т. II, стб. 2215.
- НЭС т. III, стб. 67, 68, 69 и доп. т. I, с. 128.
- Венгеров. Кратк. биограф. слов. т. I, с. 648-649.
- Илиодор. Записки о Григории Распутине. Петроград, 1914, с. 6, 107, 128.
- Каталог Тузова, с. 17.
- ФПС I, № 11, III, с. 1.
- «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г.», с. 40-41.
- «Памятн. Книжка Петрогр. Дух. Академии на 1915/1916 уч. год», с. 6.
- EB Nikon (Rklickij), Zizneopisanie Blazennejsago Antonija, Mitropolita Kievskogo i Galickago. New York 1956-1963. 10 Bande. 1. Band 2. Aufl. 1971.
- Archim. Iustin, Tajna licnosti Mitropolita Antonija i ego znacenie dlja pravoslavnago slavjanstva, in: Prav. Zizn’ 1976, 8, 1-13.
- Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte I 79-84; 90-99; 176-179.
- Peter Hauptmann, Die Katechismen der Russisch-Orthodoxen Kirche. Entstehungsgeshichte und Lehrgehalt, mit 16 Bildtafeln. Gottingen 1971 (= Kirche im Osten. Monographienreihe Bd. 9), 92-105 und passim.
Источник: https://drevo-info.ru/articles/11778.html
Архиепископ Антоний был главным кандидатом на престол патриарха, но жребий избрал Тихона
Вскоре архиепископа Антония избрали на Всероссийский Поместный Собор , где тот стал представителем монашествующих. Однако его роль быстро поменялась, и уже через день архиерея восстановили на кафедру Харькова.
309
голосов поддержали Антония, в 2 раза больше, чем соперников
Архиепископ Антоний стал главным кандидатом на престол патриарха. Голоса распределялись так:
- Архиепископ Антоний — 309;
- Архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) — 159;
- Митрополит Московский Тихон (Беллавин) — 148.
Архиепископ Антоний выступал в пользу патриаршества, и его речи производили большое впечатление на публику. Но жребием патриарха выбрали Тихона, который сразу же отметил заслуги Антония.
Далее, в конце осени 1917 года, Антоний становится Митрополитом Харьковским и Ахтырским. В 1918 он стал митрополитом Киевским и Галицким.
Источник: https://hranitel.club/95-antonij-hrapovickij
Советская власть вынудила митрополита покинуть родную страну и стать главой Русской православной Церкви за границей
Началась эпоха арестов. Митрополита Антония, председателя Всеукраинского собора, арестовали в конце 1918 года, но уже в 1919 году он вышел из-под стражи председательствовал во Временном высшем церковном управлении на Юго-востоке России.
6 (19) 1920 года митрополит с беженцами и армией Петра Врангеля эвакуировался из Крыма. Этот день стал началом появления Русской зарубежной Церкви.
В конце 1921 года в Сремских Карловцах провели Всезаграничный Собор русской православной Церкви, на котором митрополит был председателем.
1934
до этого года митрополит Антоний возглавлял Русскую православную Церковь за границей
Перед смертью митрополит несколько лет не вставал с кровати. Похоронили его на Новом кладбище Белграда.
Источник: https://hranitel.club/95-antonij-hrapovickij
Митрополит Антоний остался в истории православия, как выдающийся пастырь, но не богослов
Хотя взгляды митрополита Антония довольно противоречивы и стали основанием для критики, об этом деятели церкви отзываются очень тепло. Отмечают, что для него первостепенное значение имела именно православная церковь, а не монархия или что-либо ещё.
Любые свои воззрения Антоний подкреплял тем, что полагал правильным с точки зрения православия, и даже если ошибался, всё равно заслуживал уважения за преданность своим идеалам. Он возглавлял Церковь без государства, будучи в уже пожилом возрасте, но смело нёс этот крест.
А его пасторская деятельность и ораторский талант заслуживают отдельного рассмотрения. Иеромонах Евтихий (Довганюк) писал на эту тему:
«Ректор трёх академий, один из наиболее известных русских архиереев, набравший наибольшее число голосов на выборах патриарха, митрополит Антоний по призванию был в большей мере пастырем, чем богословом.
Но несмотря на это, а во многом и благодаря этому (то есть своему пастырскому таланту), он имел значительное влияние на молодых богословов, в том числе на выбор ими тем для научной разработки».
За жизнь Антоний Храповицкий оставил немало трудов: лекции, службы, беседы и т.д.
Полное собрание сочинений Антоний Храповицкого
Источник: https://hranitel.club/95-antonij-hrapovickij
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:
- https://hranitel.club/95-antonij-hrapovickij: использовано 7 блоков из 8, кол-во символов 9337 (52%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B9_(%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9): использовано 1 блоков из 7, кол-во символов 1322 (7%)
- https://drevo-info.ru/articles/11778.html: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 3800 (21%)
- http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-mitropolita-antoniya-hrapovitskogo.html: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 3577 (20%)
- https://www.eshatologia.org/96-kritikam-bogosloviya-mitropolita-antoniya-hrapovitskogo.html: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 32 (0%)