[desc][/desc]
Святой Парфений Киевский ещё во время своей жизни пользовался глубоким уважением окружающих, так как был скромен и трудолюбив, набожен и чист душой.
Источник: https://omolitvah.ru/molitvy/molitvy-parfeniya-kievskogo/
Содержание
Краткое житие преподобного Парфения Киевского
Преподобный Парфений (Краснопевцев) Киевский (1790–1855), иеросхимонах, духовник Киево-Печерской Лавры.
В миру Краснопевцев Пётр Иванович, родился в селе Симонове Алексинского уезда Тульской губернии 24 августа 1790 года в семье церковного причетника. Духовная одаренность святого проявилась с юности.
Образование получил в Тульском духовном училище, а затем в семинарии, откуда до окончания курса уволился в 1815 году.
По увольнении из семинарии поступил в Киево-Печерскую Лавру, где подвизался в труде, молитве, полном послушании и неосуждении. С 1819 года стал послушником. 20 сентября 1824 года там же был пострижен в монахи с именем Пафнутий.
В 1830 году был посвящён в сан иеромонаха и вскоре стал духовником Лавры. Главным в духовном становлении святого были совершенное незлобие, кротость и непрестанная Иисусова молитва. Святой также читал молитву «Богородице Дево» ежедневно 300 раз.
В 1838 году был пострижен в великую схиму с именем Парфений. С этого времени Иисусова молитва творилась в сердце святого даже во сне. В трудные или переломные моменты жизни старцу являлись святые покровители и Богородица, от которой он получил объяснение великой схимы: «Схимничество есть – посвятить себя на молитву за весь мир».
Духовная жизнь святого строилась на размышлении о тайне Воплощения и на созерцании единства Иисуса Христа и Богородицы в домостроительстве спасения и в искупительных страданиях. Преподобный сложил несколько широко известных молитв ко Христу и Богородице.
Был духовником Киевского митрополита святителя Филарета (Амфитеатрова), последние шестнадцать лет жизни ежедневно служил литургию в его домовой церкви. Своим духовным детям заповедал борьбу со страстями, непрестанную молитву ради стяжания Святого Духа, ежедневное чтение Евангелия и Псалтири.
Преставился 25 марта 1855 года.
Широкое народное почитание старца Парфения началось сразу после его смерти. Прославление его было совершено в Украинской Православной Церкви года.
Источник: https://azbyka.ru/days/sv-parfenij-krasnopevcev-kievskij
Жизнеописание Святого Парфения Киевского
Будущий схимник, преподобный Парфений Киевский, в обычной жизни Петр Краснопевцев (1790–1855 гг.), родился в Тульской губернии, в семье обедневшего церковного служащего. С детства мальчик был глубоко религиозен и не привык к роскоши, познав тяготы бедности и лишений. Спасение он находил в обращениях к Господу — молитва Парфения Киевского уже тогда была проникнута искренней любовью к делам Божьим.
Юноша поступает в Тульское духовное училище, затем, следуя велению сердца, в духовную семинарию. Однажды, по дороге домой, он увидел белого голубя в небе, который сопровождал его всю дорогу, не улетая от верующего юноши. «С этой поры в сердце мое запала какая-то сладость и желание чего-то нездешнего, и я уже ни на что земное не прельщался», — рассказывал позже свидетелям святой.
Будучи уже студентом духовной семинарии, Пётр отправился пешком поклониться святыням Киево-Печерской Лавры, и, подойдя к Лаврской церкви, ощутил неизъяснимую радость в душе, решив под любым предлогом остаться в ней послушником.
12 лет работал будущий святой на просфорне, не гнушаясь тяжёлой работы и стоически вынося всякие лишения и трудности. Молитва ежедневная Парфения Киевского укрепляла его дух, кротость и незлобие. Он принял монашеский постриг, будучи названным Пафнутием, затем стал духовником Великой Лаврской Церкви, выучив наизусть Псалтырь и читая в день до 300 раз молитву «Богородице Дево», так как в действии этом открывался ему великий смысл слов Божьих.
В 44 года отца Пафнутия назначили духовником Лавры. В 46 лет был пострижен в схиму, получив имя Парфений, творя молитву не только на устах, но и в сердце.
Последние годы свои Преподобный Парфений Киевский провел в уединении, в келье у Ближних Пещер, где была обустроена позже для него келейная церковь. Скончался он года в великую пятницу, в светлый день Благовещения Пресвятой Богородицы, которую любил и почитал беззаветно.
Источник: https://omolitvah.ru/molitvy/molitvy-parfeniya-kievskogo/
Полное житие преподобного Парфения Киевского
Преподобный Парфений, в миру Петр Краснопевцев, родился в с. Симоново Алексинского уезда Тульской губернии (1792), в семье пономаря. Будущий подвижник рос в бедности, с детства познав, что на земле нет всеобщего благоденствия – а, следовательно, к земным благам не следует прилепляться душой.
В 1805 г. Петр окончил Тульское духовное училище и был переведен в семинарию. Однажды, еще во время училищных каникул, заночевав на пути домой, он смотрел в открытое небо и ощутил в сердце неизъяснимую радость, а затем увидел белоснежного голубя, который парил над ним, то поднимаясь, то опускаясь, но, не уклоняясь в сторону; на рассвете голубь не улетел, а стал невидим. «С этой поры в сердце мое запала какая-то сладость и желание чего-то нездешнего, и я уже ни на что земное не прельщался», – говорил впоследствии прп. Парфений об этом случае. Другой раз, задремав под деревом, Петр очнулся и увидел старца-монаха, который сказал: «Странен монах и земен мертвец» («Монах есть странник и мертвец для земного»), – а затем удалился в лесную чащу, юноша побежал следом, но не смог найти старца, однако слова его крепко запомнил. В каникулы 1814 г. Петр побывал в Киево-Печерской Лавре и пожелал остаться здесь навсегда. Чтобы исполнить благое намерение, ему следовало получить увольнение от общества. В 1815 г. Петр уволился из семинарии, но родители настояли, чтобы он занял освободившееся место пономаря в Симонове, а затем попытались найти для его невесту; видя, однако, что сердце юноши не лежит к мирской жизни, они приняли выбор Петра, и в 1819 г. он поступил в Лавру. «Я вовсе не раздумывал о подвигах монашеских, о том, чтобы установить себе такое или другое правило, избрать такой или другой образ жизни; я думал только о том, как бы молиться да молиться непрестанно, и трудиться, сколько есть сил, слушать во всем, как Бога, начальника, никого не оскорбить и не осудить; да мне ни некогда было смотреть за поступками других, я только себя знал», – вспоминал прп. Парфений о начале своей жизни в Печерской обители. Первые послушания он исполнял на монастырском винограднике и в саду, затем – на просфорне. Уже в это время подвижник был предельно скромен в быту, избегая, чтобы хоть одна мысль о себе отвлекла его сердце и силы от молитвы: так, после немалых трудов он мог дать телу отдых, лежа просто под лавкой; в его келье царило полнейшее нестяжание; когда однажды зимою какой-то странник украл у него тулуп и затем был пойман другими послушниками, Петр сказал: «Не троньте его: он, бедный, и в тулупе трясется, нам ведь хорошо здесь в тепле сидеть, а он без покрова день и ночь на морозе… Не скорби, брате, возьми себе этот тулуп, вот тебе и денег на пропитание, только вперед не бери чужого». Видя усердие послушника, его назначили начальником просфорни. Раз, борясь с нашедшим унынием, Петр увидел явившегося ему прп. Никодима Просфроника, который держал в руках Псалтирь. После этого Петр стал ежедневно прочитывать Псалтирь целиком и запомнил ее наизусть.
Избранный Богом сосуд пламенной молитвы, он не познал брани с плотскими помыслами: единственный раз, задумавшись, «да как же люди грешат, что же за приятность в грехе плотском», он на следующий день был вызван наместником и извещен, что по неопытности погрешил в помыслах – свт. Антоний (Смирницкий; будущий архиеп. Воронежский) имел откровение об этом свыше; «Этот случай, – вспоминал позже прп. Парфений, – указал мне, до какой степени должно хранить себя даже от приближения к нечистым помыслам, и как тщательно должны мы блюсти чистоту не только телесную, но и умственную».
В 1824 г. Петр принял монашеский постриг с именем Пафнутий, за ним последовало рукоположение в иеродиакона. Вскоре о. Пафнутия посетила болезнь: его стали мучить сильные головные боли. Он безропотно нес это бремя более 30 лет: из его высказываний и записей, полных любви к Господу, не видно и тени смущения по поводу недуга – единственным следствием было то, что в периоды крайнего обострения болей подвижник просил освобождать его от некоторых послушаний; так, после принятия иеродиаконства он был временно переведен из просфорни на служение в храмах Дальних пещер.
В 1826 г. о. Пафнутий смог вернуться к начальствованию в просфорне, в 1828 г. вновь попросил перевода и был направлен в Китаевскую пустынь, оттуда, после скорой поправки, назначен на Дальние пещеры.
В 1829 г. состоялось рукоположение о. Пафнутия в иеромонаха. Накануне он имел видение, в котором предстал в алтаре перед Архиереем и Царственной Женой; Архиерей повелел ему: «Пафнутий, возьми Евангелие и священнодействуй»; «Возьми, Пафнутий, Я поручаюсь за тебя», – молвила Жена, и при этих словах иеродиакон узнал в Ней Пречистую Деву. Вскоре иеромонах Пафнутий был назначен духовником братии. «Грех сам по себе мерзок так, что человек не может его любить и с намерением творить, но, удалившись от Бога небрежением, человек попадает в когти диавола, а диавол уже играет им, как мячиком: и не рад бы человек творить, да творит. Потому-то всякому хотящему спастись надо всем сердцем взыскать Господа», – назидал подвижник кающихся. Через 3 года его назначают на служение в Успенский собор, в 1833 г. – на послушание книгопродавца при лаврской типографии.
В 1838 г. он принял схиму. Келейное молитвенное правило иеросхимонаха Парфения было весьма велико и разнообразно (молитва Иисусова, «Богородице Дево», Евангелие, Псалтирь, акафисты); «Паче меда и сота сия молитва мне приятна, она мне охотна, помогательна, спасительна и врагов отгнательна», – говорил подвижник. Господь, Пресвятая Богородица и святые многократно укрепляли о. Парфения благодатными посещениями; на его молитвенное вопрошание, верно ли он идет к цели схимнического подвига, Пречистая ответила ему: «Схимничество есть – посвятить себя на молитву за весь мир». Некоторое время о. Парфения тревожила мысль: не познав гонения от людей, может ли он идти путем истинных подвижников? На это свт. Филарет (Амфитеатров), который в молодости прошел через гонение, отвечал: «На что тебе гонение? Ты сам себя гонишь, кто ныне пожелает жить твоею жизнию». И действительно – свой подвиг прп. Парфений нес не без страданий: помимо сильных головных болей и иссушающего недуга в груди (в конце жизни его мучили удушье и кашель), пламенного молитвенника терзали демоны («Какое же от бесов нападение терплю я за мое правило келейное уже двадесять лет, то аще не бы со мною присутствовала сила Божия помогающая, давно бы мне надлежало во гроб вселитися от таковаго мучения несказанного и человеком неисповедимаго. Но слава Богу о всем!» – признавался он). Весну и лето о. Парфений проводил в Голосеево, где после утренней Литургии уходил в лес на молитву; «Здесь носится дух преподобных отец наших Печерских», – говаривал подвижник. Стремясь к уединению, он решил было однажды прекратить прием посетителей, во множестве стремившихся к нему для назидательной беседы, но увидел во сне зверя, которого его духовные чада отогнали от него палками. «Его нельзя было узнать в беседе общей со многими, или приходящим к нему с сухим и недоверчивым сердцем. Перед холодным умом и он был холоден, и казался обыкновенным человеком, а перед чувством простым, но горячим и верующим, душа его с младенческим доверием изливала все сокровища свои в огненном слове. Часто он изумлял некоторою прозорливостию и чрезвычайною меткостию своих замечаний, которые как раз приходились к внутреннему состоянию приходивших к нему для беседы и наставления. Эта меткость особенно видна была при исповеди. Сам он объяснял сие опытностью и встречею со множеством однородных случаев, но виной было нечто более… – отмечали современники прп. Парфения. – Изможденная и истонченная плоть его была, так сказать, прозрачною оболочкою его чистой, светлой, как день, души. Высокое, иссохшее чело, впалые щеки и виски составляли какую-то дивную противоположность с его большими, блестящими, как молния, глазами, которые проникали, казалось, в душу до самой глубины ее и одним беглым воззрением заглядывали во все изгибы человеческого сердца». Назидательное воспоминание о встрече с прп. Парфением приводит журнал «Домашняя беседа» за 1874 г. (№ 38, с. 965-972): « года… против всякого ожидания моего, ездил я в Голосееву пустынь. Там я представлялся знаменитому подвижнической жизнью схимонаху Парфению. Я не мог налюбоваться светлым взором этого праведника, тихой ласковой его речью. Жаль, что свидание наше было коротко! «Ты кто такой?» – спросил он меня ласково. Я ответил. Он попросил меня сесть, и сам сел. «Так ты уже вдовец?» – сказал он после того, как я объяснил ему желание покойной жены моей принять у него благословение. Я отвечал утвердительно. «Может быть, – заметил он, – ты обещал когда-нибудь быть монахом?» «Никогда», – отвечал я. «И теперь не думаешь?» – «Нет». – «Спастись, друг мой, везде можно, – начал он говорить, устремив на меня проницательный взор, от которого было мне как-то неловко. – Только бойся мира: он не привлекает, а отвлекает от Бога. Молись, чаще молись… Думай о спасении души твоей: хоть думай только, а дело придет само собою… Бойся чужих жен: в твоем положении это – беда… Как твое имя?» Я сказал. «Бог же благослови тебя», – произнес Парфений, перекрестив меня. Я поцеловал его руку и удалился. Отчего это – размышлял я, уходя от старца, у таких людей, как Парфений, то же слово, да не то же? Кажись, что мудреного в его советах? И вы, и я, и все мы наговорим их кучу, да еще замысловатее, еще красноречивее, ан нет – все не то. Сто раз приходилось мне читать и слышать такие предостережения, а тут, ей-ей, я как будто в первый раз их услышал. Да как мягко ложатся на душу. Не это ли то помазание от святого, перед которым вся наша мудрость есть глупость и юродство?»
Последние годы о. Парфений жил в блюстительских кельях на Ближних пещерах, откуда спускался служить Литургию в пещерной церкви прп. Антония Печерского. Когда старец крайне ослабел, для служения им Литургии устроили домовую церковь в самих блюстительских кельях; так как о. Парфений готовился к скорой встрече с Господом, храм назвали Сретенским. Готовя церковь к очередному богослужению, утром 25 марта 1855 г. пономарь услышал, как старец тихо направился из своей кельи в преддверие храма; войдя туда, послушник увидел о. Парфения сидящим с поникшей головой и попросил благословения. Старец не отозвался. Прикоснувшись к его руке, пономарь понял, что земное странствие подвижника завершилось.
Погребение прп. Парфения было совершено в голосеевском храме Иконы Божией Матери «Живоносный Источник».
В 1930-е годы храм был взорван и гробница святого разрушилась. В настоящее время его святые мощи находятся под спудом.
Примечания
Включён в современный Месяцеслов Русской Православной Церкви Определением Освященного Архиерейского Собора 30 ноября 2017 года.
Андроник (Трубачев), игум., «Канонизация святых в Русской Православной Церкви: 7. Канонизация святых после 1988 г.», Православная энциклопедия, том «Русская Православная Церковь».
Источник: https://azbyka.ru/days/sv-parfenij-krasnopevcev-kievskij
Это интересно: Житие митрополита Антония Храповицкого
Мировоззрения Преподобного Парфения Киевского
За свою жизнь Преподобному было несколько видений: старца монаха, Богородицы, Иоанна Златоуста, что побудило его посвятить жизнь свою «молитве за весь мир», молитве за чистоту души человеческой.
Молитва иеросхимонаха Парфения Киевского, живущего много лет в уединенной келье с иконой «Богородицы», закрывавшей единственное окно, велась с тех пор неустанно и в сердце святого, и на устах его. 17 лет Парфений совершал ежедневно Божественную Литургию, прерывая молитвы свои лишь на общение с паломниками, приходящих к келье с желанием слушать молитву Преподобного Парфения Киевского, а также его наставления.
Мучимый головными болями, живущий в уединении, он стремился донести верующим мысли о любви к Господу нашему, покорности и незлобии, борьбе с искушениями и тщеславием: «Нищелюбие и нестяжание великие сокровища уготовляют душе».
Источник: https://omolitvah.ru/molitvy/molitvy-parfeniya-kievskogo/
Почитание преподобного
В народе память старца почиталась сразу же после его кончины. В Украинской Православной Церкви его прославили в лике святых в 1993 году 27 июля. Общецерковное почитание началось с 2007 года после проведенного Архиерейского Собора РПЦ, давшего свое благословение на это.
На заметку! Парфения Киевского вспоминают 25 марта по старому стилю или 7 апреля по новому стилю.
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-parfeniya-kievskogo.html
Мощи
В советскую эпоху церковь Голосеевского монастыря была разрушена. Сейчас мощи прп. Парфения, который был там похоронен, находятся под спудом возродившегося храма иконы Богоматери «Живоносный источник».
Великому подвижнику не раз являлись сам Господь, святые и архангелы. Весь жизненный путь он прошел с непоколебимой любовью и верой в Бога. А сегодня занимает достойное место в сонме святых, отвечая на молитвы верующих.
Духовные наставления преподобного старца Парфения Киевского
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-parfeniya-kievskogo.html
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:
- https://azbyka.ru/days/sv-parfenij-krasnopevcev-kievskij: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 15069 (73%)
- https://omolitvah.ru/molitvy/molitvy-parfeniya-kievskogo/: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 2991 (14%)
- http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-parfeniya-kievskogo.html: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 2271 (11%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D1%84%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9: использовано 1 блоков из 6, кол-во символов 311 (2%)