Житие Симеона Нового Богослова: излагаем обстоятельно

Глубокая личность с аскетическими взглядами, кротким и смиренным характером, с железной волей — так можно охарактеризовать преподобного Симеона, получившего имя Нового Богослова за свое пастырское служение людям.

Блок: 1/6 | Кол-во символов: 213
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/simeon-novyj-bogoslov.html

Житие

Святой Симеон Новый Богослов происходил из знатной провинциальной семьи, проживающей в Пафлагонии (Малая Азия). Родился в 949 году, в связи с чем часто называется современником равноапостольного князя Владимира. Отец прочил сыну светскую карьеру, но служба при императорском дворе не привлекала юношу. С ранних лет он чувствовал склонность к уединению и монашеской жизни. Он отучился на грамматических (средних) курсах, но отказался продолжать образование в риторике и философии. Большую часть его времени занимало чтение духовной литературы. Достигнув двадцатипятилетнего возраста, он покинул родной дом и отправился в Студийский монастырь, известный на всю округу своим строгим уставом.

Уход в монастырь

В монашеской обители юноша нашел духовного пастыря – Симеона Благоговейного, к которому прилепился всей душой. Монастырская братия искушалась, видя его глубочайшую привязанность к своему наставнику. Инокам казалось, что будущий святой слишком усерден в своем подвижничестве. Игумен Студийского монастыря был настолько недоволен поведением юноши, что изгнал его из обители.

Позже Симеона Нового Богослова не раз упрекнут в том, что он слишком усердно чтит память своего духовного отца…

Преподобный Симеон нашел приют в соседней Ксерокеркской обители во имя святого Маманта. Здесь в 980 году он принял иночество, а уже через три года был возведен в сан игумена.

За время своей двадцатипятилетней деятельности в должности настоятеля преподобный Симеон значительно наладил хозяйственно-административные дела монастыря, находящиеся в плачевном состоянии. Особенное внимание он уделил духовно-нравственной жизни обители. Строгие порядки, которые он завел, пришлись по вкусу не всем, и через какое-то время братия возроптала. Дело дошло даже до открытого бунта.

Собравшись в группу примерно в тридцать человек, монахи написали коллективную жалобу Константинопольскому патриарху Сисинию, но тот, разобрав дело, ходатайство о смещении настоятеля не удовлетворил. Зато сами смутьяны были наказаны изгнанием из обители. Как сообщается в житии преподобного Симеона, написанного его келейником Никитой Стифатом, настоятель принял живейшее участие в судьбе изгнанников и его стараниями пристыженные братья вернулись в монастырь.

Спустя десять лет после этого случая, примерно в 1005 году, преподобный Симеон и сам запросился на покой. Он передал управление монастырем своему преемнику – Арсению, продолжая жить при обители.

Изгнание из монастыря

Духовная практика, основанная на личном (как это утверждал сам преподобный Симеон) опыте богообщения и широкая проповедническая деятельность привлекли к богослову-философу пристальное внимание церковных властей. В конце концов, он был изгнан из Константинополя и, удалившись на берег Босфора, уединился в молитвенном доме святой Марины, при котором чуть позже основал монастырь.

Духовные последователи старца изо всех сил пытались обелить имя своего учителя в глазах высшего духовенства. По их ли уговорам, или из личных побуждений святой Симеон выслал Константинопольскому патриарху книжку своих сочинений. Содержание книги было исследовано на заседании Священного Синода и признано ортодоксальным, то есть полностью совпадающим с догматами и утверждениями православной Церкви. Излишний мистицизм решили списать на особенности характера старца. Преподобный Симеон был приглашен в столицу, где патриарх сделал ему предложение вернуться в родную обитель, но уже придерживаться более умеренных взглядов. Более того, даже посулил сан епископа. Святой отклонил предложение патриарха и предпочел доживать свой век в монастыре святой Марины. Здесь он написал значительную часть своих трудов – «Гимны», здесь же принял праведную кончину.

Блок: 2/9 | Кол-во символов: 3663
Источник: https://pravoslavie.wiki/simeon-novyj-bogoslov.html

Детские и юношеские годы

Святой Симеон Новый Богослов родился в состоятельной семье провинциальных дворян, в Пафлагонии (Малая Азия), в местечке Галати, в 949 году.

Родители стремились дать сыну хорошее образование. С этой целью, когда Симеон достиг одиннадцатилетнего возраста, отец привёз его в Константинополь. В соответствии с планами отца, после получения образования Симеон должен был поступить на государственную императорскую службу.

Дядя Симеона, Василий, занимавший важное место и пользовавшийся определенным влиянием при дворе, обещался похлопотать за племянника и лично представить его государю. Однако строительство светской карьеры не было центром желаний самого Симеона. Пройдя курс обучение на уровне среднего образования, он даже не возжелал получить высшее, хотя такие возможности у него были.

В этот период, вероятно, под влиянием духовной литературы, Симеон уже желал посвятить себя Богу. Но как это сделать? Какие шаги предпринять? И Симеон стал искать святого человека, который бы наставил и направил его по нужному пути. У многих из окружения Симеона такое желание, при его положении и возможностях в светской жизни, вызывало недоумение. Кто-то ему говорил, что такого святого, которого он ищет, не существует, что он его ни за что не найдёт. Симеон же молился и взывал к Богу о помощи.

Наконец, он встретил искомого праведника, пожилого монаха из Студийской обители. Его также звали Симеоном. Первое время Симеон продолжал жить гражданской жизнью, однако регулярно советовался со своим духовным отцом. Постепенно возрастал возрастом духовным, приучался к молитвенному деланию. Однажды, во время ночного моления, он сподобился созерцания необыкновенного свечения. Внутренне он наполнился неописуемой радостью. Как считается, в этом мистическом опыте Симеон стал очевидцем Божественного света.

Вскоре после периода религиозного воодушевления, как это случалось и с другими подвижниками, Симеон несколько охладел и вернулся к обыденной жизни. Правда, при этом, молитвами старца, он всё же избегал бесстыдных греховных желаний, грязных греховных поступков и дел. В таком состоянии Симеон пребывал несколько лет.

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 2125
Источник: https://svyatye.com/zhitie/Prepodobnyi-Simeon-Novyi-Bogoslov/online/

Учение преподобного Симеона Нового Богослова

Формулируя мысль Симеона кратчайшим образом, можно сказать, что главным для него в христианской вере является личный, непосредственный опыт богообщения. В этом он продолжает традицию преп. Макария Великого. Симеон, исходя из своего опыта, свидетельствует, что Бог открывается человеку и становится видимым, причём не в будущей жизни, но уже на земле.

Подвижническая деятельность преп. Симеона предвосхищала исихазм XIV века

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 470
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BE%D0%BD_%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2

Житие преподобного Симеона говорит о том, что он непрестанно молился Иисусовой молитвой и почитал Симеона Благоговейного

В житие преподобного Симеона говорит о том, что при содействии Божьем Симеон Новый Богослов принял решение отречься от суетной жизни в миру и поступить в Студинский монастырь.

В обители он встретил своего духовного отца Симеона Благоговейного, под руководством которого готовился стать монахом. Святой ревностно исполнял любые желания наставника, так как искренне уважал его.

Святые Симеон Новый Богослов и Симеон Благоговейный. Симеон Новый Богослов отличался особой привязанностью к своему духовному отцу Симеону БлагоговейномуСвятые Симеон Новый Богослов и Симеон Благоговейный. Симеон Новый Богослов отличался особой привязанностью к своему духовному отцу Симеону Благоговейному

В студийской обители святой Симеон прославился таким духовным подвигом, как непрестанное чтение Иисусовой молитвы в ее кратком виде: «Господи, помилуй!» При этом он всегда искал уединения для достижения молитвенной сосредоточенности.

Даже на литургии он стоял отдельно от братии. Для того чтобы привыкнуть в памятований о смерти, часто оставался на кладбище, ночевал в церкви.

В Студийском монастыре преподобный Симеон прославился непрестанным чтением Иисусовой молитвы.

В результате таких усилий он смог достигнуть особого состоянии восхищения. В это время Дух Святой сходил на него и закрывал от глаз всех окружающих. Особенно состояние его просветлённости обнаруживалось тогда, когда он служил литургию.

Студийский монастырь. Константинополь (XIX в.). Святой Симеон в Студийском монастыре игуменом, но покинул его из-за неудовольствия теми строгими порядками, которыми он установил в нёмСтудийский монастырь. Константинополь (XIX в.). Святой Симеон в Студийском монастыре игуменом, но покинул его из-за неудовольствия теми строгими порядками, которыми он установил в нём

К сожалению, монахи монастыря плохо отнесли к привязанности святого Симеона к его духовному отцу. Они говорили о том, что такая чрезмерная привязанность к духовному отцу противоречит уставу монастыря. Святой же в ответ на это решил покинуть обитель, не желая ослаблять послушания и считая, что духовного отца ему даровал Бог.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 1867
Источник: https://hranitel.club/1061-simeon-novyj-bogoslov

Духовное наследие

Преподобный отец Симеон оставил после себя много трудов. Некоторые из них были даже переведены на русский язык и издавались в России. Среди самых известных его сочинений:

  • «Катехизические слова»;
  • «Главы богословские и созерцательные»;
  • Деятельные и богословские главы;
  • «Гимны» — стихи, выражающие личный опыт созерцания святого;
  • Проповеди на богословские и нравственные темы.

Творения преподобного Симеона Нового Богослова

Преданный Богу и его заповедям, Симеон Новый Богослов не всегда находил поддержку и понимание со стороны своих современников. Однако это не помешало ему прожить достойную богоугодную жизнь и помочь другим людям проникнуться христианством.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 669
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/simeon-novyj-bogoslov.html

Творения преподобного Симеона Нового Богослова

  • Творения, т. 1. Слова. М.: 1892
  • Творения, т. 2. Слова. М.: 1890
  • Божественные гимны. Сергиев Посад: 1917
  • «Катехизические слова» (обращены не к оглашенным, а к монахам, так как по его мнению пострижение в монашество равнозначно второму крещению).
  • «Главы богословские и созерцательные»
  • Деятельные и богословские главы.
  • «Гимны» — стихи, в которых поэтические образы служат для выражения личного христианского созерцания и духовного опыта.
  • «Гимны в стихотворном переводе с греческого»
  • «Симеон Новый Богослов»
  • Словеса зело полезная. — 1852.
  • Проповеди на богословские и нравственные темы.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 628
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BE%D0%BD_%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2

«Слова» и «Гимны» ― это наиболее известные произведения преподобного Симеона Нового Богослова

В богословии преподобный Симеон Новый Богослов известен, в первую очередь, как богослов проповедник, при этом отличительная черта его богословствования — приложение теоретического христианского учения к христианской жизни.

К сожалению, произведения преподобного изданы на славянском и русском языке в весьма ограниченном количестве. Так, например, в «Добротолюбии» (книга православных духовных писаний напечатаны: «Главы деятельные и богословские» (числом 152; в русском переводе напечатаны в «Христианском чтении», 1823, под заглавием «Сто пятьдесят две деятельные и богословские главы»), «Слово о вере» (русский перевод в «Христинском чтении», 1821) и «Слово о трех образах молитвы».

Книга. «Слова Симеона Нового Богослова». В переводе епископа Феофана. 1890 год. В своих трудах преподобный старался приложить теоретическое богословие к практикеКнига. «Слова Симеона Нового Богослова». В переводе епископа Феофана. 1890 год. В своих трудах преподобный старался приложить теоретическое богословие к практике

В 1852 г. в Москве напечатано в славянском переводе 12 «Слов» Симеона Нового Богослова, взятых из числа 35; эти 12 «Слов» переведены на русский язык после тщательного сличения с греческою рукописью, находящейся в московской синодальной библиотеке.

Другие сочинения преподобного Симеона (девяносто два «слова», «Деятельные и богословские главы» и «Подвижническое слово старца Симеона Благоговейного» переведены с новогреческого епископом Феофаном.

Святой Симеон Новый Богослов считается основателем учения о небесном озарении души.

Все произведения преподобного Симеона отличаются простой и сердечностью. Именно поэтому они производили на современников огромное впечатление. При этом в своё время его много критиковали как раз за такую простоту.

Дело в том, что в Византии всегда ориентировались на риторическое искусство Древней Греции, канонам которого произведения святого не соответствовали.

Преображение Господне (икона Андрей Рублёв, 1405 год). Учение святого Симеона Нового Богослова привело к спору о Фаворском свете (спор паламитов и вралаамитов)Преображение Господне (икона Андрей Рублёв, 1405 год). Учение святого Симеона Нового Богослова привело к спору о Фаворском свете (спор паламитов и вралаамитов)

Православная Церковь назвала преподобного Симеона Новым Богословом потому, что в его произведениях прослеживается сходство с трудами Григория Богослова. Так, например, для них характерна глубина созерцания истин христианского благочестия.

Сам же святой Симеон считается основателем учения о небесном озарении души. Оно позже привело к спору паламитов и варлаамитов. Стоит отметить, что преподобный Симеон Новый Богослов весьма почитался преподобным Нилом Сорский, который часто ссылался на него в своих сочинениях.

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 2510
Источник: https://hranitel.club/1061-simeon-novyj-bogoslov

Молитва к причастию

Если открыть Молитвослов на главе «Последование ко Святому Причащению», то 6-й или 7-й (в зависимости от издания) будет молитва святого Симеона Нового Богослова. Складная, необычайно поражающая слух художеством формы, не всегда понятная в отдельных своих выражениях, она, как и гимны основана, прежде всего, на мистическом переживании автора. В ней постоянно применяется прием противопоставления: с одной стороны – осознание своей греховной ничтожности, с другой – желание дерзнуть и прикоснуться ко Христу. Страх и дерзость одновременно. Страх вызван благоговением перед Господом, а неудержимое дерзновенное  стремление соединиться с Ним – любовью к Нему же. Главный лейтмотив молитвы – важность и необходимость причащения Святых Христовых Тайн, ибо без причастия невозможно прийти к Богу. Вот как об этом говорит сам преподобный Симеон:

«Причаститися неосужденно, да пребудеши, яко рекл еси, со мною треокаянным: да не кроме обрет мя Твоея благодати, прелестник восхитит мя льстивне, и прельстив отведет боготворящих Твоих словес».

То есть, если Господь не сподобит причаститься, то «прелестник», то есть Дьявол отвратит человека от Христова учения.

Вообще тема причастия занимает важное место в апологетике Симеона Нового Богослова. Известно, к примеру, что сам он причащался Телу и Крови Спасителя ежедневно, слезно исповедуя свои грехи. Участие во всех церковных таинствах, а особенно в Таинстве Евхаристии необходимо человеку, чтобы быть сопричастным Христу.

Блок: 5/9 | Кол-во символов: 1480
Источник: https://pravoslavie.wiki/simeon-novyj-bogoslov.html

Молитвословия

Тропарь, глас 3

Божественное озарение, Симеоне отче, / восприяв в души твоей, / светило в мире показался еси светлейшее, / разгоняя того мракобесие / и всех уверяя искати, юже погубиша, благодать Духа, / Егоже прилежно моли // даровати нам велию милость.

Ин тропарь, глас 1

Внешния мудрости пребывая непричастен, / Божественныя же преисполнен был еси последи / и Новый Богослов воистинну всеми познася, Симеоне. / Сего ради твою память, отче мудре, почитающе, тебе вопием: / слава тя прославльшему Христу, / слава тя дивна Показавшему, // слава Действующему тобою всем исцеления.

Ин тропарь, глас 4

Яко Света Трисолнечнаго зритель / и таинственнаго Богословия сказатель, / освященне Симеоне, отче наш, / испроси душам нашим просвещения свыше / и страстей отгони от нас мглу, / яко бо, служитель велий Христов, // всем подаеши полезная, преподобне.

Кондак, глас 3

Светом просвещен Трисолнечным, Богомудре, / Богослов явился еси Пребожественныя Троицы. / Свыше премудростию словес обогатився, / источил еси Богомудрия Божественный струй, / от нихже пиюще, вопием: // радуйся, треблаженне Симеоне Богонаученне.

Ин кондак, глас 2 (Подобен: Кровей твоих)

Яко Богослов Божий Божественнейший / и молитвенник наш велий ко Господу, / присно, Симеоне, моли даровали нам грехов прощение // и живота исправление, преподобне.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 1338
Источник: https://drevo-info.ru/articles/9621.html

Использованные материалы

  • Страница календаря портала Православие.Ru:
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  • Страница «Библиотеки Святых отцов и Учителей Церкви» православной энциклопедии Азбука веры:

  По др. сведениям — в 1021.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 243
Источник: https://drevo-info.ru/articles/9621.html

Перед смертью преподобный Симеон Новый Богослов основал новый монастырь

Преподобный Симеон Новый Богослов испытывал чувства сильной привязанности к своему духовному отцу Симеону Благоговейному. Именно поэтому он ежегодно праздновал его память, написал в честь его похвальные слова, песни и каноны, а также его икону.

Патриарх Сергий Манулит одобрил поступок святого, но митрополит Стефан Никомидийский с частью приходских иереев и мирян восстали против такого обычая. Они нашли его противным церковным порядкам, а также соблазнительным.

Резиденция константинопольских патриархов в Константинополе (Стамбул). Гравюра. 1737 года. В 1009 году Константинопольский Патриарх Сергий Манулит решил удалить преподобного Симеона Нового Богослова из КонстантинополяРезиденция константинопольских патриархов в Константинополе (Стамбул). Гравюра. 1737 года. В 1009 году Константинопольский Патриарх Сергий Манулит решил удалить преподобного Симеона Нового Богослова из Константинополя

Для того чтобы успокоить умы братии и удовлетворить Стефана Патриарх вместе с Синодом приняли решение удалить Симеона из Константинополя. Произошло это до начала 1009 года.

Святой удалился на берега Бософора, в местность, которая принадлежала его ученику и почитателю, патрицию по происхождению Христофору Фагуру. Здесь Патриарх передал в управление святому Симеону молитвенный дом святой Марии, на базе которого он позже создал обитель святой Марии.

Преподобный Симеон Новый Богослов прожил в монастыре святой Марии 13 лет. Здесь он написал большую часть своих «Гимнов». В 1022 году он мирно скончался в обители от болезни желудка.

Ещё при жизни святого стало известно, что он получил от Бога дар чудотворения. Так, например, после его смерти чудесным образом обретена икона святого. В православии память преподобного совершается 12 (25) марта.

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 1601
Источник: https://hranitel.club/1061-simeon-novyj-bogoslov

День памяти

Святой Симеон Богослов преставился 12 марта, но день совершения его памяти был перенесен на 12 октября, поскольку 12 марта попадает на Великий пост.

Блок: 7/9 | Кол-во символов: 159
Источник: https://pravoslavie.wiki/simeon-novyj-bogoslov.html

Иконография

Обычно святые на иконах изображаются такими, какими были при жизни и с атрибутикой, обозначающий их род занятий. Так, Симеон Новый Богослов представлен на иконах в виде старца в монашеской одежде, держащего в руках свиток – символ того учения, которое он оставил нам в назидание.

Иногда его правая рука обращена в сторону молящихся открытой ладонью, как знак простоты и бесхитростности угодника Божия.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Не менее часто святой изображается с благословляющей десницей или держащим крест, символически указывающим на выбор духовного пути («возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34; Лк. 9:23)), а также на апостольское служение. Некоторые иконы иллюстрируют эпизоды из жития святого: вот молящемуся Симеону в свете солнечного сияния является Иисус Христос, вот он в рабочей обстановке пишет очередной труд…

Блок: 8/9 | Кол-во символов: 848
Источник: https://pravoslavie.wiki/simeon-novyj-bogoslov.html

Исиахизм ― безмолвная молитва, её суть выражена в гимнах преподобного Симеона Нового Богослова

Святого Симеона часто называют предшественником исихазма. Это особая мистическая практика, зародившаяся в XIV веке. Она направлена на созерцание божественных энергий. Изложивший основы этого учения святой Григорий Пальма часто ссылается на труды святого Симеона.

Кстати, Нил Сорский считается русским продолжателем традиций исиахизма именно потому, что в своих сочинениях он часто использует отрывки из его трудов.

Святой Григорий Палама Мастер Северной Греции (Фессалоники?) начала XV века. Святой Григорий, основатель исиахизма, часто ссылался на труды преподобного Симеона Нового БогословаСвятой Григорий Палама Мастер Северной Греции (Фессалоники?) начала XV века. Святой Григорий, основатель исиахизма, часто ссылался на труды преподобного Симеона Нового Богослова

Суть исихазма определяется очень трудно, ведь даже само это понятие происходит от греческого исихия, то есть «безмолвие». Погруженный в созерцание монах не произносит проповедей, не изрекает богословских формулировок.Его цель — стремиться к внутреннему, сердечному созерцанию Царства Божия.

Исиахизм зародился в XIV веке и одним из его основателей признан преподобный Симеон.

Полноценное «умное делание», как иногда называют подобный род молитвы, доступно только монахам, свободным от мирской суеты. Кстати, братия тех монастырей, в которых пребывал святой Симеон, вначале скептически относилась к его мистическим практикам.

Многие не верили тем видениям, которые видел святой во время «умного делания», именно поэтому первоначально его прозвище «Новый Богослов» носило иронический характер.

Видеоролик: Гимны преподобного Симеона Нового Богослова читает митрополит Иларион (Алфеев). В фильме автор читает гимны святого Симеона.

В своих гимнах преподобный в поэтической форме показал сущность «умной молитвы». Вот пример одного из таких сочинений:

Кто хочет увидеть сей свет невечерний,Тот должен всегда соблюдать свое сердце

От страстных движений, от помыслов скверных,

От гнева, смущения, клятв лицемерных.

Внимать себе должен и злобы не помнить,

Людей не судить даже в помыслах сердца,

Быть внутренне чистым, в словах откровенным,

Быть искренним, кротким, спокойным, смиренным.

Трапеза его пусть не будет богатой,

Молитву и пост да хранит неослабно.

И весь его подвиг, и дело любое,

И всякое слово — да будет с любовью.

(Перевод митрополита Илариона Алфеева)

Блок: 8/8 | Кол-во символов: 2286
Источник: https://hranitel.club/1061-simeon-novyj-bogoslov

Кол-во блоков: 23 | Общее кол-во символов: 22311
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:

  1. https://pravoslavie.wiki/simeon-novyj-bogoslov.html: использовано 4 блоков из 9, кол-во символов 6150 (28%)
  2. http://molitva-info.ru/svyatye/simeon-novyj-bogoslov.html: использовано 2 блоков из 6, кол-во символов 882 (4%)
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BE%D0%BD_%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 1494 (7%)
  4. https://hranitel.club/1061-simeon-novyj-bogoslov: использовано 4 блоков из 8, кол-во символов 8264 (37%)
  5. https://drevo-info.ru/articles/9621.html: использовано 2 блоков из 6, кол-во символов 1581 (7%)
  6. https://svyatye.com/zhitie/Prepodobnyi-Simeon-Novyi-Bogoslov/online/: использовано 2 блоков из 8, кол-во символов 3940 (18%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий