Житие святой Анны Кашинской — вся суть

Имена святых угодников и угодниц Божьих, их почитание, проявляются по — разному. Не так давно одной из них стала святая благоверная княгиня Анна Кашинская,  её житие, в чем помогает до поры, до времени было малоизвестным даже среди давно воцерковлённых людей.

Блок: 1/4 | Кол-во символов: 273
Источник: https://Molitvy.online/ugodniki/anna-kashinskaya/

Анна Кашинская

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 33
Источник: http://kashin.ortox.ru/anna_kashinskaja

Будущая княгиня увидела своего мужа впервые только на венчании

Княгиня Анна была дочерью Дмитрия Борисовича Ростовского. Летописцы не сообщают точной даты рождения княгини. Однако Т.И. Манухина прибегает к приблизительному расчету: поскольку девушки выходили замуж в 15-17 лет, а брак княгини с Михаилом Тверским состоялся, по ее мнению, в 1294 г., следовательно, Анна могла родиться в 1278 г. или 1279 г. Прадед Анны — князь Василько Ростовский, плененный татарами в 1238 г. на р. Сити, с гневом отверг предложение перейти на их сторону и был убит; дед Борис вместе с братом Глебом мирно правили 40 лет. Дед по матери — князь Михаил Черниговский — героически погиб в Орде за Христианскую веру, отказавшись поклониться монгольским идолам; дочь Михаила, княгиня  Мария Ростовская, по мнению Д.С. Лихачева, была первой женщиной-летописцем.

Анна росла в традициях крепкой православной веры, любви к Церкви, в почитании духовенства и «иноческого чина», традиций Ростова. Епископ Игнатий, как глава Ростовской епархии и духовник Анны, был близок княжескому дому. Твердой вере учил Анну живой пример епископа Игнатия.

Можно с уверенностью сказать, что невесту сыну Михаилу подыскала княгиня Ксения, как того требовал обычай. Великая княгиня Ксения, мать Михаила, прослышав о добродетелях Анны, послала в Ростов сватов, которые обо всем договорились.

Супруг преп. Анны — благоверный князь Михаил Тверской. Он был также понижен в богослужебном статусе после церковного раскола

г. в день архангела Михаила, в день ангела жениха, состоялась свадьба в Спасо-Преображенском соборе, где жених и невеста впервые увидели друг друга. Венчал Михаила и Анну епископ Андрей. В своей книге автор характеризует мужа Анны как человека душевно одаренного, сильного, благородно-отважного. В 1298 г. у княгини Анны родился первенец — сын Дмитрий, В 1299 г. — дочь Феодора (о ней ничего неизвестно и Манухина предполагает, что она скончалась в младенчестве), в 1300 г. — Александр, в 1306 г. — Константин, и потом еще один сын — Василий,  дата рождения которого неизвестна.

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 2043
Источник: https://ruvera.ru/anna_kashinskaya

Видео: Анна Кашинская благоверная святая княгиня инокиня

Анна Кашинская: молитва, акафист, канон

Анна Кашинская: видео

Анна Кашинская: фотографии

Анна Кашинская: книги

Святая Анна Кашинская

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 220
Источник: http://kashin.ortox.ru/anna_kashinskaja

Трагедия жены и матери

В 1305 г. князь Михаил Тверской получил ярлык на Великое княжение и тем самым нажил себе врага в лице князя Юрия Московского. Кроме этого, семейную жизнь омрачали болезнь князя и детей, природные катаклизмы (мор, засуха). Князь  Юрий Московский воспротивился законному наследнику престола. И в 1317 г., расположив к себе хана, женился на его сестре Кончаке и был возведен в достоинство великого князя Владимирского. Князь Юрий Московский решил подчинить себе Тверь. Однако Юрий понимал, что получил ярлык не по законам Древней Руси.  В 1317 г. произошла битва возле села Бортенево, но Юрий был разбит и бежал в Новгород, а Михаил, захватил в плен жену Юрия — Кончаку, которая, вероятно, была отравлена  монголами и скончалась в Твери. Великий князь  Михаил Тверской был оклеветан перед ханом. В августе 1318 г. Михаила вызвали в Орду, где Тверской князь вскоре был казнен.

После трагической кончины супруга княгиня Анна в 1319-1320 гг. женит одного за другим трех своих сыновей. В 1322 г. старший сын Дмитрий получил ярлык на Великое княжение. Однако, встретив в Орде убийцу своего отца, Дмитрий в порыве гнева заколол князя  Юрия Московского. Хан, разгневавшись на Дмитрия за его самоуправство, приказал казнить его г., но ярлык на Великое княжение передал князю Александру Тверскому.

Князь Дмитрий расправляется с убийцей своего отца

В 1327 г. в Твери произошло восстание и тут же двинулся татарский карательный поход на Тверское княжество. Анна с сыновьями Константином и Василием, с боярами укрылись в Ладоге, а Александр Михайлович с женой и детьми — в Пскове. У Александра и Анастасии было восемь детей. Десять лет прожил Александр с семьей в Пскове. В 1337 г. Александр прибыл в Тверь проездом в Орду, где Анна после десятилетней разлуки увидалась с сыном. В Орде хан простил Александра и вернул ему Тверское княжество.

В 1339 г. Александр с сыном выехал в Орду, где без всякого суда их казнили. Анна, братья, княгиня Анастасия с детьми и весь город плакали о них горько и долго. Таким образом, Анна пережила смерть мужа, дочери, двух сыновей и внука. После трагедии 1339 г. вновь интриги родственников поспособствовали вызову в Орду правившего в это время третьего сына Анны — Константина Михайловича, однако дело до тяжбы не дошло: Константин Михайлович скончался в Орде.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 2299
Источник: https://ruvera.ru/anna_kashinskaya

Запрет на почитание и его восстановление

Старообрядческие раскольнические беспорядки привели к тому, что в 1677 году патриархом Иоакимом было принято решение об упразднении памяти благоверной Анны. Поводом для этого послужило положение пальцев на ее правой руке, сложенных якобы в двуперстном крещении.

Гроб опечатали, поставив архиерейские печати, иконы и покрывала забрали в Москву, оставив запрет на написание образов святой. Придел, построенный в честь благоверной покровительницы, переименовали в церковь Всех святых.

За хранение икон с изображением княгини Каширской следовала анафема. За свидетельствование о чудесах благоверной дьячок Никифор и священник Василий были приговорены к монастырскому затвору. Однако невозможно вытереть из почитания народа ту, которая неоднократно приходила на помощь и даровала исцеление, священники делали вид, что не замечают народного поклонения.

Чудеса от молений у ее мощей не прекращались все это время. Во время войны с французами по молитвам любимой правительнице Кашино город ни разу не был разорен врагом. В 1817 году при перестройке старого храма, мощи были перенесены в новый Воскресенский собор.

В 1848 году холера накрыла город. Среди населения начался мор, он прекратился сразу после крестного хода, совершенного вокруг города с образом святой княгини.

Только в 1909 году было восстановлено почитание благоверной Анны Кашинской.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 1375
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-anny-kashinskoj.html

Деканонизация святой Анны

В те времена среди верующих были раскольнические настроения между старообрядцами и современниками. Первые утверждали, что двоеперстие имеет древнюю, а значит более правильное значение, чем троеперстие. Иными словами спор был, о том, как правильно креститься.

Мощи святой Анны были главным аргументом старообрядцев в этом вопросе, потому что её правая рука была сложена двоеперстием. Это стало поводом для деканонизации святой.

Чтобы не провоцировать дальнейшие разногласия раку с мощами Анны Кашинской в 1677 году предают земле, церковь в её честь закрывают и объявляют несвятой. И только при Николае II происходит полное восстановление святого имени праведной страдалицы Анны.

Ещё один день памяти — 25 июня —  стал датой возвращения святой Анны в прежний статус угодницы Божьей. На торжествах в городе Кашин в 1908 году присутствовала великая княгиня Елизавета Федоровна, впоследствии прославленная в лике святых.

Где находятся мощи святой Анны после стольких земных мытарств было бы сложно узнать, если бы не благоговейное их сохранение в Вознесенском храме г. Кашин. Там они находятся с 1993 года, до этого их переносили в храм апостолов Петра и Павла, в связи с реконструкцией Вознесенской обители.

В Петербурге на подворье Введено — Оятского монастыря мощи святой находились в доступе паломникам в 2009 году. Фото об этих и других событиях сохранились на сайте монастыря.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 1414
Источник: https://Molitvy.online/ugodniki/anna-kashinskaya/

Вместо княжеских хором — иноческая келья

Во время княжения сына Василия Анна участия в тверских событиях не принимала. Историки пишут, что родной Ростов воспитал княгиню в вере и благочестии, научил покоряться воле Божией, т.е. принимать свою земную долю, как дарованную свыше. Княгиня Анна направляется в Девичий Афанасьевский монастырь, именуемый в народе «Софийский».

Ныне на месте женского монастыря, в котором пребывала св. Анна, находится Покровская церковь и вещевой рынок

Житие Анны следует образцу всех монашеских житий, перечисляя подвиги Анны–инокини: молитва, всенощное бдение. Прибегая к расчетам, можно сказать, что доподлинно установить количество лет, проведённых Анной в Софийском монастыре, нельзя. Однако в 1358 году она уже была монахиней. По просьбам сына Василия она решает уехать в Кашин из Твери. Преставилась благоверная Анна 2 (15) октября 1368 г. В год преставления Анны скончался ее сын Василий. Погребли благоверную княгиню под соборной церковью Успения Божией Матери. Исследовательница Манухина замечает, что все, что известно о благоверной княгине Анне, хранит черты древнерусской «благоверной княгини»: целомудрие брака, материнская любовь, безутешность вдовства, иноческие подвиги, покорная своей доле безмерно-терпеливая христианская душа.

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 1270
Источник: https://ruvera.ru/anna_kashinskaya

Краткое житие праведной Анны Кашинской

В любом событии невидимо присутствует Промысел Божий. Каждый святой преуспевал в одной или нескольких добродетелях. Остальное Господь даёт в дар. Точной даты, когда Анна Кашинская начала своё житие историками не установлено. Примерно это конец 13 — го века.

Добродетель, которая была свойственна ей, называется — терпение, то чего большинству из нас катастрофически не хватает.

Зачастую терпение воспитывается скорбями. Вот и на долю святой Анны они выпадали постоянно. По роду она принадлежала к святому благоверному князю Василию Ростовскому. Он стал мучеником за православную веру, отказавшись снять крест. Монголо — татарское иго испепеляло русские земли, безуспешно пытаясь сделать тоже с душами верующих.

Википедия рассказывает, что Анна Кашинская стала тверской княгиней, выйдя замуж за московского князя Михаила Ярославовича, который был замучен в 1318 году за отказ в Орде, поклониться их идолам.

До этой потери она потеряла отца в 1294 году, а через два года сгорело всё имущество, вместе с домом. Родив первую дочь, княгиня теряет и её в младенческом возрасте. Мученическая кончина князя Михаила освятила жизнь и княгини, их супружеская судьба была схожа с историей святых Адриана и Натальи.

После кончины Адриана, Наталья сохранила верность мужу, оставаясь вдовой до конца жизни.

Святая благоверная княгиня Анна Кашинская повторила эту верность, в чем помогает и сегодня, женщинам, потерявшим своих мужей и желающим оставаться в положении вдов.

Святая Анна была не только трижды матерью, после смерти дочери, а и бабушкой. Но потери близких преследовали её на протяжении всей жизни: два сына — Дмитрий и Александр, внук Феодор, погибают от всё тех же зверских рук монголо — татар.

Анна Кашинская святая благоверная княгиня своими утратами, подвигом молитвенницы подсказывает, в чем она помогает и как важно молиться о своих родных, живых и почивших.

После этих страшных событий, Анна принимает решение уйти в монастырь, где перед кончиной принимает схиму, с именем София. Схима — особенной строгости монастырская жизнь, считается земной ангельской ступенькой в мир горний, святой. Почила святая Анна года.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 2168
Источник: https://Molitvy.online/ugodniki/anna-kashinskaya/

Память потомков

После революции чудотворные мощи исчезли, верные христиане сохранили святыню в надежном месте. Православная церковь получила их только в 1948 году, установив раку в храме Вознесения, после закрытия которого святыня хранилась в церкви Петра и Павла.

Возвращение в Вознесенский храм состоялось в 1993 году.

Памятник Анне Кашинской у Воскресенского собора

22 июня 2009 года в Кашино был открыт и освящен памятник Анне Кашинской, автором проекта стал известный мастер своего дела, соорудивший монумент Михаилу Тверскому, А. Ковальчук.

Православная Церковь трижды в году воздает честь памяти святой.

  1. 25 июня — воздаяние чествования княгине Анне Кашинской, ибо в этот день было совершено перенесение мощей. Почти месяц шел крестный ход по Тверской губернии в 2009 году. Рака со святыми мощами передалась из одних рук в другие, передвигаясь по направлению к Кашино, родине благоверной княгини.
  2. 3 августа — православные благодарят Бога за обретение мощей святой Анны.
  3. 15 октября почитается, как день смерти благоверной княгини.

Поклониться святым мощам в настоящее время можно в соборе Воскресения, в Кашино.

Святая Анна Кашинская

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 1128
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-anny-kashinskoj.html

Библиотека Русской веры

Канон преподобной Анне Кашинской →

Читать онлайн

Тропарь, глас 3.

Днесь восхваляем тя преподобная благоверная великая княгиня инокиня Анно. Яко лоза плодовита процвела еси посреде терния. Во всех благочестивых великих княгинях. Во инокинях же, аки крин процвете в винограде, во граде Кашине. Добродетельми своими. И всех удивила еси чюдным своим житием. Тем угодила еси Христу Богу. К Нему же взыде радующеся и веселящися. И ныне пребываеши с лики преподобных жен. Наслаждающися райския красоты и веселия. Молим тя, моли о нас Человеколюбца Христа Бога нашего. Даровати нам мир и велию милость.

Кондак, глас 4: 

Яко пресветлая звезда явилася еси в русстей земли во граде Кашине преподобная мати Анно. Во всех благочестивых верных женах, чистым своим и непорочным житием. Во инокинях же аки крин процвела еси, совершенными своими труды и подвиги. И взыде к Вышнему Граду радующеся и веселящися. Яко добре соверши свое течение. И ныне честныя твоя мощи, аки бисерие драгое явишася на исцеление всем приходящим ти с верою. Тем вопием ти, радуися всекрасная душею. И моли Христа Бога о спасении душ наших.

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 1121
Источник: https://ruvera.ru/anna_kashinskaya

Литература

  • Тверские (великие и удельные князья) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  • Манухина Т. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская. — Париж, 1954.
  • Кучкин В. А. Повести о Михаиле Тверском. — М.: 1974. С. 188—192.
  • Паченков О. В. «Обретение и перенесение честных мощей новоявленныя великия княгини инокини Анны» как исторический источник // Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность. — СПб.: 1997. — С. 43-49.
  • Семячко С. А. Круг агиографических памятников. посвящённых Анне Кашинской // Труды ОДРЛ, 1996 , т. 50, — С. 531—536, 1999, т. 51, — С. 221—231.
  • Анна Кашинская // Православная энциклопедия. Т. II

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 651
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%B0_%D0%9A%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F

Старообрядцы и святая Анна

Несмотря на все запреты, анафемы и проклятия почитание благоверной княгини Анны сохранялось у старообрядцев и жителей Кашина. Чудеса и знамения у гробницы преподобной Анны продолжались. Жители города Кашина переписывали житие святой, писали иконы и чтили их как чудотворные. Еще более усилилось почитание святой в XIX веке: ее заступничеством перед Господом объяснили спасение города от эпидемии чумы в XVIII в., а в 1831 г. и в 1844 г. от холеры.

Вознесенский кафедральный собор г. Кашина (РПЦ). В этом храме ныне пребывают мощи святой Анны

В 1853 г. граждане Кашина ходатайствовали перед Синодом о восстановлении почитания небесной покровительницы города. Подобные прошения последовали и в 1860, и в 1901 годах, но все они остались без внимания. Причина отказов была одна: страх, что официальное признание её святости будет содействовать признанию ошибок реформ патриарха Никона, секулярных деяний времен патр. Иоакима, императора Петра I и последующих. 

Фактически господствующая синодальная церковь во второй половине XIX — начале XX века, вопреки распространяемым ныне историческим мифам, чувствовала себя крайне неуверенно, не имела действительной поддержки и опоры в русском народе, который осознанно или бессознательно сочувствовал дониконовской церковной старине.

В начале XX века, особенно после указа императора Николая II «Об укреплениях начал веротерпимости», в старообрядческой среде, журналах и газетах появились публикации о необходимости особенного, нарочитого почитания древнерусских святых и прославления новых. Стали поговаривать о том, что старообрядцы должны получить мощи святой княгини Анны, поскольку святость последней не признается государственной Церковью.

Газеты писали, что укрепляющаяся старообрядческая Церковь может претендовать не только на свою церковно–общественную нишу, но и на все духовное наследие древней Руси.

Не ровен час, — предупреждал в одной из подобных публикаций новообрядческий священник, — старообрядцы добьются получения мощей княгини Анны, почитание которой у нас запрещено.

В монографии Т. Манухиной говорится, что «вторую канонизацию» блг. Анны Кашинской «психологически предрешил закон о старообрядцах, даровавший им вероисповедную свободу и гражданские права».

Исследовательница уточняет:

Пришел конец и остракизму (преследованию — прим.) преподобной Анны. Могла ли господствующая Церковь не вернуть ей отнятого церковного достоинства, если сторонники реформы готовы признать старообрядцев братьями?.

Самим поводом для возбуждения процесса «второй канонизации» стали некоторые публикации в старообрядческих газетах и журналах, в частности, статья в журнале «Церковь» № 6 за 1908 год «На крови мученической. К вопросу канонизации святых». В них указывалось, что господствующая церковь отказывается чтить святую княгиню инокиню Анну и некоторых других святых, поскольку они «служат неоспоримым доказательством святости Церкви старообрядческой».

В ответ на подобные публикации года новообрядческий Синод поспешил ответить посланием ко всем чадам своей церкви «О восстановлении почитания святой благоверной княгини Анны». К сожалению, в этом послании ничего не было сказано об истинных причинах посмертного гонения на святую Анну, ни о причинах ее второго прославления господствующим исповеданием. Наоборот, деяния патриарха Иоакима оправдывались. Епископ Михаил Семенов в статье «Великий старообрядческий праздник» писал по этому поводу:

Итак, старая ложь защищается и вместо покаянного дара св. княгине приносится явно недобросовестное оправдание… И синод в дни этого великого торжества скрыл истину — не принес покаяния.

Двуперстие было закрыто фальшивой нашивкой, изображающей трёхперстие

Несмотря на это старообрядческая Церковь все же нашла возможным послать делегацию в город Кашин на время торжеств, посвященных второй канонизации княгини в лоне господствующего исповедания. Группу христиан Древлеправославной Церкви Христовой возглавил председатель братства Честнаго и Животворящего Креста, начетчик Михаил Бриллиантов. По благословению епископа Рязанского и Егорьевского Александра (Богатенкова) главной целью этой депутации стало возбуждение ходатайства об отделении части честных мощей святой благоверной княгини Анны для храмов московского старообрядческого Рогожского кладбища. К сожалению, эта просьба старообрядческой делегации была отклонена. Позже частица мощей была передана единоверческому (ныне новобрядческому) Никольскому храму на Рогожском. На празднествах в Кашине было также запрещено распространение старообрядческой литературы. Единственное, чего смогли добиться члены делегации, так это снятия подложной нашивки со старинного покрова на гробе св. благоверной княгини.

Когда нашивка, изображающая троеперстие, была снята, все присутствующие на торжествах увидели двуперстие, вышитое царицей Марией. Эти торжества не остались не замеченными в среде всего староверия.

В некоторых старообрядческих храмах прошли праздничные богослужения. Так, в г. Боровске во Всехсвятской и Покровской общинах были отслужены вечером года всенощные бдения, а утром 12 июля — Божественные литургии. Старообрядческий писатель и публицист Ф.Е. Мельниковна страницах журнала «Церковь» предложил установить ежегодное празднество по этому случаю с крестным ходом и особой молитвой ко Господу Богу, «вразумляющему противныя и просвещающему во тьме и озлоблении сидящих». Интересно, что у соседей г. Кашина, беспоповцев г. Кимры, распространился слух, что отныне по всем церквам империи богослужение будет совершаться по старому обряду.

Кульминацией старообрядческих празднеств, посвященных святой благоверной княгине-инокине Анне Кашинской, стало освящение храма в ее честь в селе Кузнецы Богородского уезда Московской губернии. 

Церковь св. Анны Кашинской в Кузнецах. Современное фото

Чин освящения этого первого на Руси храма во имя св. Анны Кашинской года совершил епископ Рязанский и Егорьевский Александр (Богатенков). По окончании торжественного богослужения, обращаясь к собравшимся, владыка Александр сказал:

Возблагодарим, братие, Господа, что он поспешествовал создателям соорудить этот благодатный храм, это хранилище таинств и благодати, Дом молитвы, училище боговедения и благочестия, источник освящения, пристанище обуреваемых, прибежище бедных, утешение скорбящим. Помолимся Ему и благоверной княгине Анне, и да будет сохранен сей храм невредим от огня и бури в долготу дний…

В годы гонений на религию этот храм был отнят у верующих. Долгое время в нем размещался цех трикотажных изделий. Не так давно этот храм был возвращен Русской Православной Старообрядческой Церкви. Однако еще предстоит немало сделать, чтобы восстановить здание церкви. Святая Анна Кашинская по-прежнему почитается в старообрядческой Церкви. Предполагается, что во имя благоверной княгини будет освящен древлеправославный храм в г. Твери.

Блок: 8/8 | Кол-во символов: 6788
Источник: https://ruvera.ru/anna_kashinskaya

Кол-во блоков: 19 | Общее кол-во символов: 21902
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

  1. http://kashin.ortox.ru/anna_kashinskaja: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 253 (1%)
  2. https://Molitvy.online/ugodniki/anna-kashinskaya/: использовано 4 блоков из 4, кол-во символов 4696 (21%)
  3. http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-anny-kashinskoj.html: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 2503 (11%)
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%B0_%D0%9A%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F: использовано 2 блоков из 8, кол-во символов 929 (4%)
  5. https://ruvera.ru/anna_kashinskaya: использовано 5 блоков из 8, кол-во символов 13521 (62%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий