Житие Василия Кинешемского: познаем по порядку

В 1993 году, когда Патриарх Алексий II благословил местное почитание епископа Василия Кинешемского (Преображенского), Кинешма обрела своего небесного защитника

Блок: 1/6 | Кол-во символов: 281
Источник: https://posmotrim.by/article/vasilij-kineshemskij.html

Василий Кинешемский родился в 1876 году в городе Кинешме

Василий Кинешемский родился в 1876 году в городе Кинешме Костромской губернии. Он родился в семье священника. Его мать и отец были хорошими и благочестивыми людьми, именно им он обязан своим христианским воспитанием.

Чистый ум, сердце, а также молитва — это был смысл и цель земной жизни его родителей. Уже с детства родители хотели оградить своих детей от влияния мира. Пытались они это сделать, потому что знали, что вырваться из терний грехов и страстей уж очень тяжело, особенно когда корни уже слишком глубоко вросли.

На протяжении всей жизни мальчика его строение жизни было подобно монашескому. Тогда для ребенка было большой отрадой посетить нищих и странников.

Мальчика в миру звали Вениамином. Однажды, когда его принесли крестить, то к ним подошла старушка, после чего взглянув на мальчика, она сказала, что это будет великий человек. И действительно так и произошло. После того, как Вениамин окончил гимназию, он поступил в Киевскую духовную академию. В 1901 году он закончил ее со степенью кандидата богословия.

В миру Василия Кинешемского звали просто Вениамином. Фото: true-orthodox.narod.ru

После этого он был определен преподавателем в Воронежскую духовную семинарию. В это время он очень интересуется христианским подвигом, поэтому пишет диссертацию, после которой он получает степень магистра богословия.

В Воронеже Вениамин находится до 1910 года. Уже тогда он знал древние европейские языки, поэтому для того, чтобы более углубленно их изучить, он уезжает в Англию. С 1910 по 1911 год, он проживает в Лондоне. После того, как он вернулся в Россию, он становится преподавателем иностранных языков и всеобщей истории в Миргородской мужской гимназии.

Затем в 1914 году Вениамин решает приехать в Москву, и там устроится преподавателем латинского языка. Преподавательская деятельность настолько увлекла Вениамина, что он решил окончить педагогический институт. Но Господь распорядился немного иначе.

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 1974
Источник: https://hranitel.club/2283-vasilij-kineshemskij

Василий Кинешемский — рождение и детство

Вениамин Преображенский, будущий епископ Василий Кинешемский, родился в январе 1876 года в семье настоятеля кинешемской Вознесенской церкви священника Сергия Преображенского и получил в крещении имя Вениамин. Вознесенский приход был по-настоящему родным для Преображенских — и отец, и дед матери будущего архиерея, Павлы Капитоновны, служили в этом храме.

Поначалу в жизни Вениамина всё складывалось более чем обычно: Кинешемское духовное училище, Костромская духовная семинария, Киевская духовная академия — вот первые образовательные вехи в его судьбе. Однако далее начались «уклонения» — по окончании академии Вениамин Сергеевич был определен преподавателем в Воронежскую семинарию, где, кажется, почувствовал в себе педагогическое призвание.

Хорошо зная европейские языки, в 1910 году Василий Кинешемский уехал в Лондон для ознакомления с современными педагогическими системами. В Англии будущий епископ Кинешемский провел два года, увлекшись идеями скаутизма. По возвращении он три года преподавал в Миргородской семинарии, а в 1914 году, еще раз побывав в Лондоне, перебрался в Москву — преподавателем Петровской гимназии. Тогда же он окончил педагогический институт и активно занялся формированием скаутских организаций. Дальнейшее как будто уже было предопределено.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 1327
Источник: https://posmotrim.by/article/vasilij-kineshemskij.html

Мощи и почитание

Василий Кинешемский

18 октября 1985 года обретены были честные останки святителя и перевезены в Москву.

В июле 1993 года мощи епископа Василия были перенесены во Введенский монастырь города Иванова. В августе того же года патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил местное почитание святого. 13 августа во Введенском монастыре был отслужен первый молебен святителю Василию Кинешемскому.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

11 июня 2012 года в Иваново прибыл секретарь Синодальной комиссии Московского Патриархата по канонизации святых игумен Дамаскин (Орловский) c распоряжением за подписью патриарха Московского и всея Руси Кирилла о том, что он, игумен Дамаскин должен принять из Введенского монастыря города Иваново мощи святителя Василия Кинешемского и передать монастырю мощи священномученика Владимира Введенского. По просьбе сестер монастыря данное распоряжение было продублировано указом епископа Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа. Игумен Дамаскин принял в Введенском монастыре мощи святителя Василия и передал этой обители мощи священномученика Владимира. При этом представители Ивановской митрополии не присутствовали. Затем игумен Дамаскин с мощами святителя Василия покинул пределы Ивановской области с тем, чтобы доставить святыню в то место, которое будет для нее определено патриархом Московским и всея Руси Кириллом , место пребывания мощей не оглашалось.

С 2013 года память сщисп. Василия 31 июля/13 августа и 5/18 октября отсутствует в календаре Русской Православной Церкви Издательства Московской Патриархии. Его имени не оказалось в составе Собора святых Ивановской митрополии, утвержденного года патриархом Кириллом , и в официальном списке Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской , официального разъяснения о причинах исключения его имени не последовало. По некоторым сведениям, это связано с открытием документов, свидетельствующих о поведении лиц на допросах и их показаниях.

4 апреля 2014 года в Кинешме был открыт музей святителя Василия Кинешемского.

Молитвословия

Из бденной службы, составленной (судя по краегранесию канона) в Макариево-Решемском монастыре, машинопись из Введенского женского монастыря г. Иваново

Тропарь, глас 5

Но́вый испове́дниче Це́ркве Ру́сския,/ Апо́стольских трудо́в подража́телю,/ ве́ры пра́выя те́плый пропове́дниче,/ Писа́ний вдохнове́нный изъясни́телю,/ изгна́ния, темни́цы и ско́рби от безбо́жных претерпе́в,/ ца́рское свяще́ние, о́тче на́ш Васи́лие,/ и ны́не предстоя́ Святе́й Тро́ице,/ моли́ся за оте́чество твое́ и лю́ди,// чту́щия досто́йно святу́ю па́мять твою́.

Ин тропарь, глас 4

Дне́сь коле́на разсла́блена укрепля́ются,/ изнемо́гшия ру́це на моли́тву простира́ются,/ очеса́ умиле́нием ороша́ются,/ слу́хи же псалмы́ и пе́сньми оглаша́ются,/ се́ бо к на́м во сла́ве прихо́дит Христо́в свиде́тель ве́рный,/ Васи́лий Ца́рственный и Всеблаже́нный,/ лжи́ и зло́бы победи́тель,/ Златоу́стов подража́тель и ве́ры ревни́тель,/ те́мже о́браз подае́т ве́рным спасе́ния,// и мо́лится о и́же ве́рою и любо́вию чту́щих па́мять его́.

Кондак, глас 3

Му́жество твое́, святи́телю Христо́в Васи́лие, восхваля́ем,/ и чистоту́ ве́ры превозно́сим,/ и да́ру слове́с твои́х удивля́емся,/ я́ко от небе́с прия́л еси́ Боже́ственную благода́ть// наставля́ти и защища́ти ста́до Христо́во.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 3386
Источник: https://drevo-info.ru/articles/12050.html

Епископство

В 20-м году, преодолев сорокалетний рубеж, Вениамин был рукоположен во иерея, через год стал монахом, а вскоре после этого прошел и архиерейскую хиротонию во епископа Кинешемского.

Подвижнические и проповеднические труды

Жизнь владыка вел предельно скромную и простую, с величайшим благоговением относился к богослужению. Он поселился в небольшой баньке, принадлежавшей одной благочестивой женщине. Место это было на окраине города, небольшое и ветхое строение ютилось вдали от суеты и внимания людей. Жил в отказе от самого необходимого, нес тяжелые подвижнические труды, лишения. Постелью святителю служил голый деревянный пол, а вместо подушки он клал полено.

Ежедневно владыка нес огромный труд. Служил в церкви, исповедовал, проповедовал, принимал всех тех, кому нужна была его помощь и совет. Навещал монастыри, кружки, которые он организовал по всей территории епархии.

Интересно! Проповеди святителя привлекали в храм множество людей. Многие из них настолько пленялись его проникновенными речами, что совершенно менялись.

Иные, подражая святителю, полностью посвящали свою жизнь служению Господу и ближним, раздавали свое богатство неимущим и бедным. Когда разразился в Нижнем Поволжье голод, оттуда стали вывозить детей-сирот в детские дома. Владыка в проповеди призвал взять этих детей к себе. И сам, подавая пример, взял попечительство над пятью осиротевшими девочками. Крестьяне настолько впечатлились примером святителя, что многие приняли детей в свои семьи.

Икона святителя Василия, епископа Кинешемского

Свет веры, исходивший из сердца владыки, достигал и неверующих людей. Какое бы ни было отношение человека к вере и церкви, каждый чувствовал, что слово, произнесенное епископом Василием, соответствует внутренним потребностям души, дарует ей жизнь и смысл происходящего с ней.

Противостояние обновленческой церкви

Как добрый пастырь он оберегал своих прихожан от всякого греха и заблуждений. В 1922 году появилось еретическое направление в церкви — обновленчество. По всей стране захватывали храмы, изгонялись из них православные священники и архиереи, которых безбожные власти преследовали и обрекали на заключение и смерть.

Владыка, несмотря на то что многие храмы были захвачены, благословлял священников не бросать своих прихожан, а богослужения проводить на площадях. Сам он поступал так же. И на эти богослужения стекалось огромное количество народа. Конечно же, подобная настойчивость и упорство святителя вызывала у властей недовольство, обеспокоенность. Поэтому через два года, которые епископ Василий провел в служении на Кинешемской кафедре, он был приговорен к ссылке в Зырянский край.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 2617
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-vasiliya-kineshemskogo.html

Василий Кинешемский — начало исповеднического пути

В 1917 году Вениамин Преображенский резко изменил свою жизнь — тут начало его исповеднического пути.

Житие святителя Василия Преображенского предлагает такую версию случившегося с ним. В том самом 17-м году, когда рухнула Российская империя, он, приехав в Кинешму, с некоторыми знакомцами решил покататься на лодке по Волге. На середине реки лодка перевернулась, и ждала Вениамина Сергеевича неминуемая смерть, но он взмолился, прося Господа сохранить его живым и дав обет посвятить себя в таком случае служению Церкви. Тут же утопающему подвернулась толстая доска, спасшая его. Сюжет — почти канонический, вполне в духе житийной литературы.

Но существует и иная версия. Протоиерей Сергий Щукин (1891—1977), знавший Василия Кинешемского в те времена, вспоминал, что тот, став свидетелем трагических событий, развернувшихся в Москве в октябре 1917 года (штурм Кремля, гибель юных юнкеров), заговорил о том, что всеобщее озверение стало следствием отпадения большой массы народа (и интеллигенции в том числе) от Церкви и в конечном счете от Бога. Как страшный грех он воспринял и собственный отказ от священничества, к которому был предназначен фактом своего рождения и полученным духовным образованием. Принеся покаяние, Вениамин Сергеевич тогда же отправился Кинешму и поступил псаломщиком в родную ему Вознесенскую церковь.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 1388
Источник: https://posmotrim.by/article/vasilij-kineshemskij.html

Труды

  • «О скитском патерике» (магистерская диссертация).
  • Бой-скауты. Практическое воспитание в Англии по системе «скаутинг» сэра Роберта Баден-Пауэлла. М., 1915 г.
  • Бой-скауты. Руководство самовоспитания молодёжи по системе «скаутинг» сэра Роберта Баден-Пауэлла применительно к условиям русской жизни и природы. М., 1917 г.
  • «Беседы на евангелие от Марка». М., 2004.
  • Зерно любви, 2012. ISBN 978-5-89424-101-2
  • «Алфавит духовный», 2012. ISBN 978-5-89424-092-3

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 454
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_(%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%92%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BD_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87)

Богословские труды

Проповеди владыки всегда находили отклик в душах самых разных людей, меняли их образ мышления и жизнь. Вдохновенная речь пастыря стучится и в сердца современных людей и сейчас со страниц книги «Беседы на Евангелие от Марка», которая вышла из-под пера епископа Василия, и считается лучшим его произведением. И несмотря на то что написана в первой половине прошлого века, до сих пор востребована православными читателями.

Книга В. Кинешемского «Беседы на Евангелие от Марка»

Трудно оценить глубину смысла Священного Писания без мудрого руководства со стороны опытного наставника. Епископ Кинешемский, всесторонне изучив и применив на практике многие постулаты православной веры, передает накопленный опыт и знания своим читателям. Евангелие он рассматривает как основу духовного, нравственного бытия человека, поэтому книга получилась как своеобразный самоучитель духовной жизни для верующих христиан.

Живя в условиях гонений, епископ Кинешемский не смог в полной мере реализовать себя в издательской, просветительской или другом виде церковной деятельности. Но он сделал намного большее, — отдал свою жизнь для укрепления Церкви, стал ее молитвенным заступником в неведомых обителях духовного мира.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 1212
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-vasiliya-kineshemskogo.html

Епископ Василий помимо церковных служб, часто проповедовал

Также епископ Василий, помимо церковных служб, и проповедовал. Он приходил к тем людям, кто сильно нуждался в его помощи со словом утешения. Он посещал монастыри, основанные им кружки.

В дни больших праздников, он служил в соборе, а в четверг он служил в Вознесенской церкви. Множество народу приходило на эти службы. Многие люди приходили и отстаивали службу до поздней ночи, а на утро шли на работу, именно настолько была велика благодать его церковной молитвы.  Очень часто его миссионерская деятельность вызывала у советской власти большое беспокойство. Но повода для его ареста не было.

Иногда в храм владыки стали приходить люди, которые задавали ему искусители вопросы, чтобы привести в замешательство, но владыка предвидел, что люди такие будут. Он заранее давал ответы на многие вопросы. После этого такие люди покидали храм, ничего не спросив.

На проповеди владыки Василия собиралось огромное количество народу, настолько сильна была его молитва. Фото: 3.bp.blogspot.com

Владыка Василий оберегал свою паству от всякого заблуждения и всякого зла. Если же он узнавал, что один из его духовных детей, получал какие-либо плохие мысли, то он спешил посетить этого человека.

В 1922 году началось обновленчество. Обновленцы захватывали храмы, стали сгонять православных священников. Советская власть стала предавать людей на заключение и смерть. После получения звания епископа, Василий познакомиться со своим будущим келейником Александром Павловичем Чумаковым. Именно с ним он разделил трудности изгнания и тюрьмы.

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 1578
Источник: https://hranitel.club/2283-vasilij-kineshemskij

Тюремные мытарства

Далее следовали одни за другим аресты, тюрьмы, ссылки. Но и тогда не оставлял владыка своих духовных чад и поддерживал их письмами. В промежутках между ссылками служил, проповедовал, принимал исповеди, и в итоге получал очередной приговор за свой миссионерский подвиг.

  • Летом 1925 года, когда владыка из ссылки вернулся в Кинешму, вокруг него вновь закипела духовная жизнь. Властей беспокоило присутствие его в городе и ему приказали покинуть город. Вместе со своим келейником, который сопровождал его в ссылках, святитель поселился в деревне.
  • 1926 год — назначен епископом Вязниковским, во Владимирской епархии. Здесь закончил работу над «Беседами на Евангелие от Марка». Весной следующего года был выслан из Вязников обратно в Кинешму.
  • 1927 год — возглавил Ивановскую епархию, но к управлению так и не приступил. Власти выслали его в Кострому.
  • 1928 год, ноябрь — ссылка на Урал, в деревню Малоречка Екатеринбургской области, где ежедневно проводил богослужения.
  • 1932 год — вернулся из ссылки и поселился в г. Орле, где прожил почти два года.
  • 1933 год — осужден на 5 лет, провел их в ИТЛ под Рыбинском, помогая строить канал. Его верный келейник попал в лагерь под Мурманском.
  • 1938 год — освобожден, поселился вначале в Рыбинске, а затем перебрался в с. Котово Ярославской области. Устроил храм в бане, тайно служил в нем и собирал людей, организовал кружок единоверцев.
  • 1943 год, ноябрь — сослан в Красноярский край.
  • 1945 год, 13 августа — скончался там же, в с. Бирилюссы.

Помнят и чтут владыку в его родном городе. В Кинешме действует музей, где можно посмотреть личные вещи святителя, которые долгие годы хранились в семьях духовных чад. Среди них кадило, ряса, несколько рукописей и другие предметы быта.

Важно! Мощи владыки находятся там же, в кафедральном соборе и считаются главной святыней храма.

Самого епископа Кинешемского жители города горячо и искренно почитают как своего небесного покровителя. Действует благотворительный фонд, созданный с целью сохранения его наследия. В день памяти святителя, отмечаемого ежегодно 13 августа, широко проходят епархиальные торжества, крестный ход, массовое посещение музея и концерты.

Святитель Василий Кинешемский о несении креста и доверии Богу

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 2202
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-vasiliya-kineshemskogo.html

Использованные материалы

  • Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819-1920-е гг. Материалы из собрания проф. протоиерея Ф. И. Титова и архива КДА в четырёх томах. Том II. К-П. // Издательский отдел Украинской Православной Церкви, Киев 2015, с. 590-591.
  • Жития по книге Дамаскин (Орловский), игум., «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия», Тверь, Издательство «Булат», 1992-2001:
  • «Священноисповедник Василий (Преображенский)», страница официального сайта Воронежской епархии:

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 555
Источник: https://drevo-info.ru/articles/12050.html

На чем держится доверие?

Один путешественник был чрезвычайно удивлен, когда, сдав на станции ручной багаж железнодорожному носильщику, он не получил от него никакой квитанции.

– Как же я получу назад свои вещи? – спросил он.

– Очень просто: зайдете в багажный вагон и возьмете.

– У вас такие порядки?

– Да.

– Ну а если кто другой возьмет мои вещи?

– Будьте спокойны. Этого здесь не бывает.

– Как странно… но ведь это все-таки возможно? Послушайте, а если я пойду и возьму вместо своего чужой чемодан?

– Чужой? Да на что же он вам?

– Ну… ну, если он мне больше понравится?

– То есть украдете? – прервал носильщик резко. – Ну, на это есть суд!

И он повернулся с негодованием, давая понять, что порядочным людям и говорить об этом неприлично.

Во многих местах хозяева, уходя, не запирают дверей своих домов. До такой степени редко здесь воровство!

Какую грустную противоположность этой честности мы наблюдаем у нас!…

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 943
Источник: https://www.pravmir.ru/svyatitel-vasiliy-kineshemskiy-o-podvigah-doverii-i-chervotochine/

Смерть Василия Кинешемского

В последний раз святителя арестовали в 1943 году. Документы свидетельствуют, что конфискованного имущества у него тогда обнаружилось: «ветхий подрясник, икона, деревянный крестик, детская игрушка, кожаный ремень, расческа». Больше ничего!

Следствие велось жестко, престарелому архиерею, страдавшему сердечной болезнью, сутками не давали спать и вынудили его признаться в «антисоветской деятельности». Приговор — пять лет ссылки в Красноярский край. Около года он провел в селе Бирюлиссы в двухстах километрах от Красноярска, где года тихо отошел к Господу.

Сейчас мощи святителя Василия Кинешемского находятся в Троице-Успенском кафедральном соборе Кинешмы и почитаются главными святынями храма, также Василий Кинешемский почитается как небесный заступник города.

Святые Русские.


Блок: 6/6 | Кол-во символов: 850
Источник: https://posmotrim.by/article/vasilij-kineshemskij.html

Когда Василий почувствовал свою смерть, он попросил прочитать ему канон

Когда епископ Василий почувствовал приближение смерти, он позвал хозяйку комнаты, и попросил прочесть ее канон на исход души. Когда хозяйка дочитала, то на последний молитве владыка отошел ко Господу.

От епископа Василия остались «Беседы на евангелие от Марка» — это единственное его духовное наследие. В 1981 году архиерейский собор русской православной церкви канонизировал святителя Василия в лике священномученика.

В 1981 году архиерейский собор канонизировал святителя Василия в лике священномученика. Фото: zvezdica.ru

В 1985 году были обретены его мощи и переведены в Москву. В 1933 году святитель Василий был причислен к лику чтимых святых Ивановской епархии.

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 739
Источник: https://hranitel.club/2283-vasilij-kineshemskij

Кол-во блоков: 27 | Общее кол-во символов: 33314
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:

  1. https://hranitel.club/2283-vasilij-kineshemskij: использовано 6 блоков из 8, кол-во символов 9249 (28%)
  2. http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-vasiliya-kineshemskogo.html: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 6031 (18%)
  3. https://www.pravmir.ru/svyatitel-vasiliy-kineshemskiy-o-podvigah-doverii-i-chervotochine/: использовано 5 блоков из 6, кол-во символов 6864 (21%)
  4. https://posmotrim.by/article/vasilij-kineshemskij.html: использовано 6 блоков из 6, кол-во символов 6775 (20%)
  5. https://drevo-info.ru/articles/12050.html: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 3941 (12%)
  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_(%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%92%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BD_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87): использовано 1 блоков из 7, кол-во символов 454 (1%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий