Жизнь и биография Стефана Пермского

Житие Стефана Пермского — яркий пример служения Богу, несения Слова Господнего жителям Пермского края, ценой жизни и любви к людям.

О жизни святителя Стефана оставил самые достоверные и полные сведения Епифаний Премудрый, а еще сцены жизни святого изображены на его посохе, оставленного в дар потомкам.

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 302
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-stefana-permskogo.html

Краткое жизнеописание Стефана Пермского

Чтобы подробнее узнать об этом святом, кратко ознакомимся с его житием и сделаем небольшой анализ деятельности преподобного.

Святой Стефан Пермский

Родился будущий святой в Великом Устюге Вологодской области на 1345 год после рождения Христа. На севере страны тогда было мало русских поселений, а у реки Камы и вовсе о них почти ничего не знали. Здесь начиналась Великая Пермь.

Мальчик был родом из семьи церковного певчего. Отец самостоятельно занимался обучением сына и радовался, когда видел, что тому нравится познавать грамоту. Маленький Стефан много читал, уделяя особое внимание Священному Писанию. Так сформировалась его цель стать монахом и служить Господу.

Повзрослев, юноша пошел на служение в Ростовский монастырь Св. Григория Богослова, где со временем принял постриг. Настоятель Парфений, проникшись к юному иноку, принялся обучать его греческому и пермяцкому языку.

Осознав, что только он может понести Слово Божье местным язычникам, Стефан усердно изучал монастырскую библиотеку, перечитывая православные труды и работы греческих философов. Житие инока говорит, что он зачитывался Платоном, Софоклом, Аристотилем, Эсхилом.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 1172
Источник: https://MoiMolitvy.ru/zhitie/stefana-permskogo-2393/

Детство и юность Стефана Пермского

О благодати Божьей на приход в этот мир помазанника Господнего, подвязавшегося в подвиге апостольского служения, впервые было сказано устами юродивого более шести веков назад. Праведный Прокопий Устюжский, стоя на паперти храма, поклонился маленькой Марии, которой исполнилось только 3 года, и сказал, что она будет матерью архиепископа и учителя веры.

Статьи о других святых:

В начале XIV века город Устюг был торговым центром, здесь проживал Симеон, славившийся своим благочестием, и его жена Мария, та самая девочка, которой было пророчество о рождении святителя. Любящие родители воспитали прекрасного сына, который с малых лет тяготел к науке, познанию христианских канонов, с юношества служил чтецом при храме, в нем нес службу и Симеон.

Святитель Стефан Пермский

Сын Симеона прекрасно знал Священное Писание и отличался от сверстников жизнью в добродетели.

С детства ему были привиты такие понятия, как:

  • чистота;
  • целомудрие;
  • трудолюбие.

Юноша никогда не был замечен в пустых забавах и играх, все свободное время он посвящал изучению Библии. Монастырская библиотека стала настоящим подарком для жаждущего знаний инока.

Его подвиги смирения, терпения, послушания, постоянное пребывание в постах и молитвах не остались незамеченными. Вскоре Стефан был рукоположен епископом Арсением в дьяконы, а через несколько лет епископ Герасим благословил его пресвитера того же монастыря.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 1405
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-stefana-permskogo.html

Исторические заслуги

Стефан Пермский считается первым русским продолжателем христианской апостольской просветительской традиции во всем её объёме. В результате его деятельности Московская Русь стала полиэтнической христианской страной, включающей в себя разные полноправные (в религиозном плане) народы. (Новгородская республика стала «полиэтнической христианской страной» на многие века раньше — весь, сету, ижора, водь приняли крещение практически одновременно со славянами и русью при равноапостольном Владимире, а крещение карел датируется 1227 годом). Деятельность Стефана Пермского способствовала включению пермских земель в состав Великого княжества Московского. Стефан первым обозначил и обосновал движение русской цивилизации на восток, предопределив превращение Московской Руси в Великую Россию. Стефан Пермский был фактически признан святым уже при жизни. Его житие составлено Епифанием Премудрым, лично знавшим Стефана. Стефан был похоронен в Кремле среди младших членов великокняжеской семьи. В ознаменование его заслуг перед Россией, св. Стефан изображён на памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде (1862). Скульптурное изображение Стефана также помещено на восточном фасаде храма Христа Спасителя в Москве. Из сочинений святителя Стефана Пермского сохранилось его «Списание» («Поучение»), направленное против еретиков-стригольников (известное также близкое к ним учение антитринитариев, которое возникло в Ростовской земле в 80х годах в противовес распространяемому на Руси Сергием Радонежским и Стефаном Пермским особому почитанию Святой Живоначальной Троицы). Помимо наиболее подробной и концептуальной характеристики этой ереси, автор проявляет человечность к её основателям, предлагая не казнить их (что собственно и сделали новгородцы со стригольниками), а изгонять из города.

Древнепермское письмо и стефановские переводы

Зырянский алфавит, созданный св. Стефаном

Древнепермская письменность (абур, анбур, пермская / зырянская азбука; коми Важ Перым гижӧм) — письменность, использовавшаяся коми-зырянами, коми-пермяками, русскими и некоторыми другими народами на северо-востоке Европейской России. Создана Стефаном Пермским в 1372 году в районе бассейна р. Вымь, притока Вычегды на основе кириллицы, греческого алфавита и древнетюркской письменности.

Вышла из употребления в XVII веке, вытесненная кириллицей. Иногда использовалась как тайнопись для русского языка. Книги с оригинальными переводами Стефана Пермского христианских текстов на великопермский (древнекоми) язык до нас не дошли. В XVIII веке академиком И. Лепехиным были обнаружены фрагменты переводов богослужебных текстов, восходящие к стефановским переводам, записанные кириллицей. Вместе с надписями икон, они дают представление о творческой работе, проделанной Стефаном, пытавшимся сделать великопермский язык полноценным языком христианской культуры.

Зырянская Троица

«Зырянская Троица» — икона Святой Троицы последней четверти XIV века (после 1379 года), согласно преданию, написанная святителем Стефаном Пермским, имеющая древнейшую сохранившуюся надпись на древнем варианте коми-зырянском языке, сделанную стефановским (древнепермским письмом). Зырянская Троица была найдена вместе с иконой «Сошествие Святого Духа» (не сохранилась), также содержащей пермскую надпись. Надписи представляют переводы библейских текстов, связанных с данными сюжетами. Искусствоведы считают Зырянскую Троицу изводом византийской иконы. По многим формальным и концептуальным чертам она является предтечей «Троицы» Андрея Рублёва.

Авторство Стефана Пермского достоверно не установлено (сведения о нём записаны Яковом Фризом со слов сельских прихожан и относятся к концу XVIII века). В Житии святого, написанном через год после его смерти лично знавшим святителя Епифанием Премудрым, прямых указаний на то, что Стефан занимался иконописанием, нет. Однако других людей, способных в то время сделать перевод на пермский язык, не было. Стефана Пермского следует считать также автором концепции пермских икон, создание которых следует связать с образно-литургическим творчеством на Руси того времени. Святителю Стефану Пермскому приписывалось авторство нескольких икон и крестов с зырянскими надписями, часть из которых имела достоверно более позднее происхождение.

Память

  • Образ святителя Стефана Пермского был увековечен в искусстве:
    • художниками, в том числе картина Семёна Давыдовича Абамелик-Лазарева, за которую Академией художеств он был удостоен звания художника, или картина Александра Андреевича Попова.
    • скульптура на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.
  • 21 декабря 2009 года безымянной горной вершине Приполярного Урала, расположенной в Республике Коми, присвоено наименование «гора Святителя Стефана Пермского».
  • Именем святителя Стефана Пермского названа центральная площадь столицы Республики Коми, г. Сыктывкара.
  • года в Сыктывкаре на территории Свято-Стефановского кафедрального собора установлен памятник святителю Стефану Великопермскому.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 4939
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B5%D1%84%D0%B0%D0%BD_%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

Миссия святителя

Стефан часто бывал у своего друга Сергия Радонежского и подолгу беседовал с ним. Возможно, только ему поведал Стефан о своей сокровенной мечте — просвещении народа коми. Стефан не только мечтал, но и активно действовал. На основе рунических знаков он составил азбуку и перевел на зырянский язык часть Библии.

Он и не думал об обрусении зырян — он нес им Священное Писание на их национальном языке. Оставалось получить благословение иерархов церкви и начать миссионерскую деятельность.

Стефан Пермский: житие святителя, факты и видео

Стефан Пермский. Альбом изображений святых икон издания хромолитографии Е.И.Фесенко в Одессе. Конец XIX-го века

Как только стало известно об идее Стефана, так сразу же у нее появилось множество противников. Основной их довод состоял в том, что незачем обращать в веру Христову новый народ, когда все равно не за горами конец света.

Светопреставления ожидали в 7000 году от сотворения мира (или в 1492 году от Рождества Христова). Все же епископ Коломенский, бывший к тому же и заместителем митрополита всей Руси, дал свое благословение Стефану на его миссионерскую деятельность.

Поначалу миссионер оказался в кругу недавно обращенных коми. Они приходили к проповеднику, садились вокруг него и задавали вопросы. Приходили и их некрещеные друзья, тоже спрашивали, слушали, думали.

Не все были настроены столь добродушно. Некоторые приходили с дубинами и кольями, грозили святителя убить. А один раз даже попытались его сжечь. Но чего бояться христианину, с ним Божья сила и Его заступничество.

Стефан же начал уничтожать кумирни, которые представляли собой нежилые избы, где были лишь звериные шкуры. Ударом топора разбивал в прах и трухлявых идолов. Зыряне собрались большой толпой и готовы были растерзать миссионера, но… согласно древнему обычаю, они не начинали бой первыми. Язычники отступили.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 1799
Источник: https://damy-gospoda.ru/stefan-permskij-zhitie-svyatitelya/

Житие Стефана Пермского

Дальше к востоку, у реки Камы, начиналась Пермь Великая. Жившие там лишь по слухам знали о русских людях. Это была чужая сторона.

Стефан был сыном певчего в церкви Симеона. Возможно, отец и обучил сына грамоте, и тот весьма преуспел в учении. Много времени мальчик посвящал чтению Священного Писания, чем и сформировал свой аскетический образ жизни. Родителям стало понятно, что сыну одна дорога — в монахи.

Юноша отправился в Ростов, где постригся в монастыре Святого Григория Богослова, настоятелем которого был грек Парфений. У него Стефан научился греческому языку. Вряд ли в Северо-Восточной Руси в то время были другие люди, владевшие греческим и пермяцким языками.

Только Стефан мог всю греческую ученую премудрость передать язычникам коми. Причем в библиотеке он читал не только богословскую литературу, но и труды философов Платона и Аристотеля, трагедии Эсхила и Софокла.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 907
Источник: https://damy-gospoda.ru/stefan-permskij-zhitie-svyatitelya/

Борьба с идолопоклонством

Жители окрестных местностей приходили к огромной березе и проводили ритуальное служение ей, принося в дар лучшие шкуры убитых животных. Трудно было стерпеть поклоннику Бога Живого такого святотатства, однажды он взял топор и стал рубить дерево, из которого вместо сока потекла смрадная жидкость, и послышались жалобные голоса, просящие не изгонять из веками насиженного места.

Житийная икона святителя Стефана Пермского

Не смог иеромонах за один день срубить березу, пошел почивать и молиться вечером в свою келью. Каково же было удивление святителя, когда береза стояла, как ни в чем не бывало, на своем месте, и второй день провел в уничтожении идола Стефан, всю ночь рубил, только на третьи сутки сумел повалить березу.

Ещё интересные статьи о православии:

Вскоре к поваленной березе собралось около тысячи разъяренных зырян, со стрелами и топорами, готовых отомстить за своего идола-бога. В окружении варваров Божий посланник взмолился к Господу, прося о защите и милости к не ведающему, что творит, народу. Господь не замедлил с ответом, в тот же миг все нападающие ослепли. Испуганные зыряне просили Стефана о снисхождении, обещая богатые дары и послушание.

Святитель приказал им вырубить рощу вокруг его кельи, что и было сделано слепыми идолопоклонниками на ощупь. Прозревшие местные жители сразу забыли о своих обещаниях, снова стали угрожать иеромонаху и снова ослепли. На этот раз несущий Слово Божье служитель приказал окопать гору вокруг его жилища, сделав насыпь и ров.

На заметку! Так, руками варваров было приготовлено место для строительства первой христианской обители на Пермской земле, посвященной Благовещенью Пречистой Богородицы.

Святой Стефан открывал местным жителям тайны Царства Небесного, ежедневно умножая число христиан. Пермяне часто приходили к нововозведенной церкви просто полюбоваться ее красотой, ибо ранее не видели ничего подобного. Жители края разделились на два лагеря, поклонников Христа и идолов.

Местный волхв Пама не мог стерпеть такого унижения своих богов, он вызвал святого служителя на состязание, предложив пройти испытание водой и огнем, и сам же испугался, когда Стефан предложил пройти из проруби в прорубь по дну реки 100 метров, а затем зайти в горящую избу. Отказавшегося от состязаний волхва изгнали из края, а с ним ушли и злые духи.

Видя любовь и терпение иеромонаха, его смиренную жизнь в стесненных условиях, доверчивые зыряне приняли его и доверились. Идолы уничтожались в лесах и селах, капища разрушались, церкви стали расти, как грибы.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 2515
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-stefana-permskogo.html

Миссия святителя в православии

В биографии святого указывается, что он был близким другом Сергия Радонежского. Именно с ним он делился своими мыслями и сокровенными мечтами. Одной из них было несение учения Христова народу коми.

Чтобы донести до язычников Слово Божье, святитель отрывок за отрывком перевел Евангелие на зырянский язык. Однако ему необходимо было благословение, которое поначалу не хотел давать ни один иерарх. Все они аргументировали свой отказ близким концом света, который предсказывали на 1492 год. Единственным, кто согласился благословить миссию Стефана, был епископ Коломенский.

Общаясь с уже обращенными местными жителями, святитель заметил, что на их беседы приходят другие язычники. Многие из них заинтересованно слушали, размышляли, а позже также принимали христианскую веру. Однако были и противники его учения. На Стефана несколько раз совершали нападения, а однажды даже пытались предать огню.

Бесстрашный монах, уверенный в Божьем заступничестве, продолжал уничтожать капища и разрушать символы идолопоклонничества. Как бы ни были разгневаны язычники, по традиции они не имели права нападать первыми, а потому вскоре вынуждены были отступить. Со временем Стефан построил в Усть-Выме церковь Благовещения.

Житие святителя приводит много примеров того, как вера преподобного сметала все преграды на его пути. Так, однажды к нему пришел местный волхв Пама, чтобы переубедить, что много богов лучше, чем один. Видя беспристрастность на лице собеседника, он потребовал пройти испытание водой и пламенем. Однако после согласия святого, испугавшись проверки верой, ушел со своей земли.

Скончался Стефан Пермский года в Москве, куда годом ранее вернулся по церковным делам. Погребен святой там же, за стенами Кремлевского монастыря.

Автором первого жития Стефана был его друг Епифаний Премудрый

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 1811
Источник: https://MoiMolitvy.ru/zhitie/stefana-permskogo-2393/

Почитание и наследие святого

Святитель сыграл огромную роль в становлении православного христианства на пермской земле. Он даровал народу коми азбуку, которой те пользовались еще два века, чтобы делать надписи и пометки.

Автором первого жития Стефана был его друг Епифаний Премудрый. Позже, в XV веке, иеромонах Пахомий Серб написал акафист во имя святого. Далее биография преподобного постоянно пополнялась новыми фактами из его жизни.

Почитают святителя несколько раз:

  • 9 мая;
  • 5 июня;
  • 7 и 19 июля;
  • 1 сентября;
  • 16 февраля.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 514
Источник: https://MoiMolitvy.ru/zhitie/stefana-permskogo-2393/

Молитвы Стефану Пермскому

Молитву преподобному можно читать на церковнославянском или русском языке. Для удобства мы приведем современный перевод.

Стефан Пермский пользуется непререкаемым авторитетом в русском православии. Почтить его память приходит множество верующих, вознося молитву ему во славу и прося его поддержки.

Молитва святителю Стефану, епископу Великопермскому

О богоосвященный и равноапостольный Стефане, новый боговедения проповедниче и просветителю крещением святым великопермских, во идолопоклонстве живущих, людий, ко истинному евангельскому свету путеводителю, пастырю добрый и учителю премудрый, Духа Святаго сосуде избранный, Христоподражательный в Небесный Сион наставниче и руководителю, образ благонравия всем, благочестно жити желающим, благоискусный мысленнаго корабля, чрез море мира сего к Небесному пристанищу плавающаго, правителю, дивный во иерарсех, увенчанный Божественною благодатию, всероссийский светильниче, великий чудотворче и молитвенниче теплый! К тебе во умилении сердца моего, аз окаянный и грешный, благонадежно притекаю и вопию, прося, смиренный, помощи твоея и теплаго ко Преблагому Богу ходатайства, да твоими благоприятными молитвами испросиши ми от Него человеколюбную милость, оставление многих моих согрешений, души и телеси здравие со спасением, и яко Благ и Человеколюбец, да благоволит безбедно в мире сем ходити ми до скончания живота моего, во время же разлучения моего от жизни сея, дух мой в покаянии и мире Ангелом Своим святым милостивно прияти, да даст ми мимо мрачных и злоковарных и лютых духов демонских на воздусе проити невозбранно, и к Нему непостыдно предстати поклонитися, и безсмертныя и блаженныя жизни сподобитися со всеми святыми во веки. Аминь.

Тропарь святителя Стефана, епископа Великопермского

Божественным желанием,/ от юнаго возраста, Стефане премудре, разжегся,/ ярем Христов взял еси/ и людей оляденевшая древле неверием сердца,/ Божественное семя в них сеяв,/ евангельски духовне породил еси./ Темже преславную твою память почитающе, молим тя:/ моли, Егоже проповедал еси,/ да спасет души наша.

Кондак святителя Стефана, епископа Великопермского

Самозванен не ищущим тебе, святителю, обрелся еси,/ люди, от идольския лести свободив, ко Христове вере привел еси/ и волхва пансотника посрамил еси,/ темже и первый епископ и учитель Перми был еси./ Сего ради духовная твоя чада,/ яко тобою избавльшеся от идол, благодарная тебе возопием:/ радуйся, Стефане, учителю премудрый.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 2449
Источник: https://MoiMolitvy.ru/zhitie/stefana-permskogo-2393/

Кол-во блоков: 15 | Общее кол-во символов: 20024
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://MoiMolitvy.ru/zhitie/stefana-permskogo-2393/: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 5946 (30%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B5%D1%84%D0%B0%D0%BD_%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9: использовано 1 блоков из 6, кол-во символов 4939 (25%)
  3. http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-stefana-permskogo.html: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 5254 (26%)
  4. https://damy-gospoda.ru/stefan-permskij-zhitie-svyatitelya/: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 3885 (19%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий